Рефераты

Смертная казнь как уголовное наказание

Смертная казнь как уголовное наказание

2

Содержание

Введение

Глава 1. Виды смертной казни

1.1 Практикуемые в современном мире виды современной казни

1.1.1 Расстрел

1.1.2 Повешение

1.1.3 Побиение камнями

1.1.4 Смертельная инъекция

1.1.5 Электрический стул

1.1.6 Обезглавливание

1.1.7 Газовая камера

1.2 Исторические виды смертной казни

1.2.1 Килевание

1.2.2 Дьявольский ветер

1.2.3 Железная дева

1.2.4 Посажение на кол

1.2.5 Повешение за ребро

1.2.6 Гаррота

1.2.7 Замуровывание

1.2.8 Погребение заживо

1.2.9 Сожжение

1.2.10 Распятие

1.2.11 Колесование

1.2.12 Четвертование

1.2.13 Гильотина

Глава 2. Смертная казнь в различных странах

2.1 В Великобритании

2.2 Во Франции

2.3 В Германии

2.4 В других западноевропейских странах

2.5 США

2.6 Ближний Восток и Азия

Глава 3.Отношение мировых религий к смертной казни

3.1 Иудаизм

3.2 Христианство

3.3 Ислам

3.4 Буддизм

Глава 4. Смертная казнь в истории России: 1398-1999гг.

Заключение

Литература

Введение

Смертная казнь -- это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

Несмотря на то, что в дальнейшем для большинства деяний принцип талиона был заменён выплатой денежного штрафа в пользу потерпевшего, смертная казнь сохранялась в большинстве государств.

Среди умнейших людей планеты уже долгие годы идут споры по поводу того, имеет ли право на существование такое уголовное наказание, как смертная казнь. Видимо, эти споры будут продолжаться. Если несколько веков назад лишь отдельные мыслители высказывались за ее отмену, то ныне против смертной казни выступают многие люди и правозащитные организации, в том числе в России, целые государства и международные сообщества.

Сторонники сохранения смертной казни ссылаются на рост преступности и на необходимость восстановления с помощью казни так называемой «социальной справедливости». Сторонники ее отмены на основании научных исследований доказывают, что смертная казнь фактически не сдерживает преступности, что ее применение является нарушением права человека на жизнь, а существование ожесточает нравы общества в целом, что людей, вершащих даже самые тяжкие преступления, возможно обезвредить, не лишая жизни (например, путем пожизненного лишения свободы), что судебные ошибки, состоящие в необоснованном осуждении человека на казнь, не поддаются исправлению, и пока еще количество государств, сохраняющих смертную казнь превышает число стран, отказавшихся от ее применения, тем не менее последних становится в мире все больше.

Начался процесс отказа от нее и в странах СНГ (например, отменена смертная казнь в Грузии, собирается отменить ее в ближайшее время Украина. Россия при вступлении ее в 1996 г. в Совет Европы взяла на себя обязательства: с момента вступления прекратить исполнение смертной казни и в течение трех лет отказаться от нее вообще.

«Несмотря на то, что о смертной казни написано немало, в теоретической разработке этой проблемы еще имеются белые пятна». Что же такое смертная казнь? Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А.Стручков определял кару как «комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного наказания». Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Но страдания преступника уже не нужны обществу, так как смертная казнь не ставит своей задачей исправить его, в чем-то убедить, что-то ему доказать. Общество вычеркивает его из числа своих членов, он перестает существовать.

Возникает еще один важный вопрос, связанный с целями наказания: хочет ли общество просто лишить человека жизни, обезопасить себя и своих граждан от новых преступлений с его стороны, либо оно хочет воздать ему за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания, то есть покарать в прямом смысле этого слова?

Согласно п.1. ст.59 УК РФ «Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь». Комментируемая статья УК основана на ст.20 Конституции РФ, в соответствии с которой смертная казнь «впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

В Особенной части УК РФ смертная казнь предусматривается за преступления, предусмотренные ст.ст.105, ч.2 (убийство при отягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и 357 (геноцид). Все они являются разновидностью особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь.

Изложенное позволяет сформулировать признаки смертной казни как вида уголовного наказания.

Смертная казнь является самым суровым наказанием - осужденный лишается самого ценного блага человека - жизни.

Как и всякое наказание, она является принуждением, применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного.

Она применяется от имени государства. Это значит, что государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом.

Она может быть назначена только за преступление, то есть за деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе.

Она может назначаться лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Смертная казнь может устанавливаться «впредь до ее отмены». Это дает основание сформулировать еще один признак смертной казни и утверждать, что данное наказание в нашем законодательстве - временная мера.

И еще такие признаки, как достаточно редкое применение смертной, особенно в последнее десятилетие, и широкое применение помилования осужденных к этой мере наказания. Последние два признака смертной казни связаны с целями, которые преследует это наказание.Как и любое другое наказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора. Вопрос о возможности совершения новых преступлений после исполнения приговора по понятным причинам не стоит. Физическое уничтожение осужденного снимает саму постановку вопроса о достижении такой цели. И, наконец, последний признак смертной казни - ее исключительной меры наказания. Такая характеристика смертной казни представляется обоснованной всеми теми признаками, о которых шла речь выше.

Исключительность смертной казни определяется тем, что она является временной мерой, но самым суровым наказанием. Назначается за очень узкий круг наиболее тяжких умышленных преступлений, применяется достаточно редко, еще реже приводится в исполнение вследствие помилования весьма значительной части осужденных. Но всегда ли так было?

Глава 1. Виды смертной казни

Существует деление смертной казни на квалифицированную и неквалифицированную. При квалифицированной смертной казни за разные преступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной -- законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.

1.1 Практикуемые в современном мире виды смертной казни

1.1.1 Расстрел -- вид смертной казни, при котором умерщвление достигается с помощью огнестрельного оружия.

Существуют две основных формы расстрела:

Расстрел стрелковым подразделением стоящего перед ним человека в грудь и голову со среднего расстояния.

В этом случае обычно приговорённого к смерти приставляют к стене или привязывают к столбу. Часто ему предоставляется выбор относительно завязывания глаз. Официальные расстрелы проводятся несколькими стрелками, которые, как правило, исполняют эту процедуру не добровольно, а лишь из неизбежности повиновения приказу. К тому же иногда для облегчения совести смешивают боевые патроны с холостыми. Таким образом никто из стрелков не знает, был ли именно он тем, кто произвёл смертельный выстрел. Залп производится по команде офицера или иного лица, руководящего расстрелом (реже - самого приговорённого). Отказ стрелка от выстрела или стрельба явно мимо цели является нарушением воинской дисциплины. В случае, если после залпа приговорённый остается жив, офицер или военный полицейский добивает его выстрелом в голову из пистолета. Такой способ казни для военнослужащего считается почётным по сравнению, например, с повешением, поскольку приговорённый не находится в унизительной позе и может встретить смерть с открытыми глазами, смело глядя в лица расстреливающих его солдат. В то же время этот способ является очень практичным, практически не требует приготовлений к казни (в отличие от того же повешения) и применим в условиях военного времени. Поэтому он в равной степени использовался как для офицерского состава, так и для простых солдат, дезертиров и гражданского населения. Кроме того, расстрел нарушителя воинской дисциплины перед строем сослуживцев приговорённого или других военнослужащих служит укреплению дисциплины и предотвращает повторение нарушения. Существует "полевой" вариант такого расстрела, когда требуется быстро казнить человека без суда и следствия. В этом случае инициатором расстрела отдаётся приказ одному или нескольким стрелкам, приговорённого ставят к какой-нибудь стене или иной поверхности и стреляют в него, пока приговорённый не умрёт.

Расстрел производится, как правило, из ружей или винтовок, реже из другого ручного огнестрельного оружия. Количество стрелков обычно от 4 до 12, но может быть разным, по ситуации. Большое количество стрелков связано с тем, что до появления автоматического оружие оружие, находившееся на вооружении армии, могло стрелять лишь одиночными выстрелами: благодаря залпу подразделения создавалась необходимая для смерти приговорённого плотность огня. С появлением в массовом вооружении военнослужащих автоматов и пистолетов-пулемётов аналогичный способ расстрела уже не требует подразделения, а может быть осуществлён одним или несколькими стрелками.

Выстрел в затылок, производимый с близкого расстояния одним исполнителем.

Исполнитель может вызываться добровольно либо по своей воле выполнять эти обязанности на постоянной (совмещая с основной службой) основе. Но в большинстве случаев исполнитель также, как и в предыдущем случае исполняет приказ, от которого вряд ли может отказаться. В то же время такой исполнитель является не профессиональным палачом, а военнослужащим или служащим системы исполнения наказаний, имеющим иные основные обязанности (тем более, что во многих государствах исполнение наказания в форме смертной казни - достаточно редкое событие, чтобы у палача была работа на постоянной основе). Однако в истории практиковали и массовые расстрелы упомянутым способом, которые занимали несколько часов или даже дней, не только по причине большого количества приговорённых, но и перегрева оружия (касается пистолетов, не рассчитанных на многократные выстрелы в течение нескольких часов). Для удобства производства казни приговорённого могли поставить на колени (исполнителю удобнее приставить ему к голове пистолет и осуществить выстрел). Такой способ казни практиковался и в неожиданный для приговорённого момент: когда приговорённого ведут по коридору, а сзади его конвоир или другой исполнитель вынимает оружие и стреляет в затылок (приговорённый обычно знает, что он приговорён к расстрелу, но не знает, что исполнение произойдёт именно в данный момент времени). Существует "полевой" вариант такого расстрела, отличающийся от ранее упомянутого только тем, что приговорённого не ставят к стене или иной поверхности, а стреляют ему в затылок в любом удобном для этого месте.

Расстрел производится, как правило, из пистолета, реже - другого ручного огнестрельного оружия. Такой способ расстрела считается более надёжным (выстрел производится в голову, вероятность промаха равна нулю) и по этой же причине более гуманным, нежели расстрел стрелковым подразделением (ранение в голову практически в упор обычно вызывает немедленную смерть, тогда как после залпа стрелкового подразделения можно получить многократные ранения тела, но выжить непосредственно после залпа).

К другим формам расстрела относится, например, расстрел из пулемёта, практиковавшийся в Таиланде с 1934 по 2001 гг. Пулеметы использовались, в частности, при массовых расстрелах. В XIX веке для той же цели использовались митральезы(1) (при подавлении Парижской коммуны), еще ранее -- пушки, заряженные картечью (например, во время Французской революции, восстания Пугачева). В Индии Великие Моголы применяли для своих солдат форму расстрела, называющуюся дьявольским ветром. Это расстрел из пушки, когда казнимый привязывается к её дулу, после чего из орудия производится выстрел (тело при этом, естественно, разрывает на части). Этот же метод использовался англичанами при подавлении восстания сипаев в 1858 г.

В древности практиковался расстрел из луков. Таким образом был казнен один из полководцев Александра Македонского, Филота, обвиненный в заговоре. По христианскому преданию, так же был казнён святой Себастьян. Эта же казнь упоминается в Слове о полку Игореве, где половецкие ханы обсуждают бегство Игоря и судьбу его оставшегося в плену сына Всеволода: «аже соколъ къ гнезду летитъ -- соколича ростреляевъ своими злачеными стрелами».

1.1.2 Повешение -- вид смертной казни, механическая асфиксия(2), заключающаяся в удушении петлёй под воздействием тяжести тела, для чего другой её конец закрепляется неподвижно

В большинстве случаев смерть повешенного наступает вовсе не от удушения, а от сдавливания сонных артерий, подающих кровь мозгу. При лишении опоры, повешенный теряет сознание через несколько секунд (что сокращает агонию), а спустя несколько минут можно фиксировать биологическую смерть из-за необратимых повреждений коры головного мозга. Сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается опоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно.

1.1.3 Побиение камнямми (лат. lapidatio -- лапидация) -- вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям и грекам

После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней.

1.1.4 Cмертельная инъекция

Способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов или сильнодействующих веществ. С целью ограничения физических страданий приговорённого также одновременно может вводиться и обезболивающее.

Способ. Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам (обычно двум, для надёжности). Через них казнимому делается внутривенная инъекция так называемого «техасского коктейля» -- набора из трёх препаратов, разработанного врачом Стенли Дойчем. Последовательно вводятся:

пентотал натрия (sodium pentothal) -- используется для анестезии и наркоза -- не менее 5 г.

павулон (pancuronium bromide) -- парализует дыхательную мускулатуру

хлорид калия (potassium chloride) -- приводит к остановке сердца.

Смерть наступает в течение нескольких минут. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.

После наступления смерти проводится аутопсия(1), затем тело либо выдаётся родственникам казнённого, либо производится его захоронение за государственный счёт.

При условии правильного проведения и соблюдения дозировки препаратов казнь с помощью смертельной инъекции оказывается быстрой и безболезненной. По нормам количество пентотала натрия, вводимого при казни, должно составлять 5 г (для анестезии при хирургических операциях вводится 100--150 мг); от такой дозы болевые ощущения полностью утрачиваются и казнимый погружается в глубокий сон.

После того, как в ряде штатов начались судебные процессы против применения смертельной инъекции, инициаторы которых утверждали, что использование описанного набора веществ приводит к неоправданной болезненности процедуры, были предприняты попытки заменить препарат, используемый при казни. Так, в штате Огайо решением суда штата «техасский коктейль» был заменён на смертельную дозу барбитуратов (используемых, в частности, в ветеринарии для усыпления животных).

Критика.

По мнению критиков данного метода казни, смертельная инъекция создаёт лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясь таковым в действительности. По некоторым данным, на практике дозировки препаратов нередко нарушаются. Изучение записей о результатах вскрытия казнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающих веществ в крови у них ниже, чем необходимо для хирургической операции, а в некоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полном сознании. Между тем, при отсутствии обезболивания введение павулона и хлорида калия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала, делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввести иглы в вены. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, а казнимый оказывался буквально исколот из-за того, что исполнителям не удавалось найти подходящую для инъекции вену. Запрет на смертельные инъекции во Флориде был введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввели растворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.

Эти и другие факты привели к постановке вопроса о том, чтобы введение растворов при казни делали профессиональные медики. Однако правилами Американской медицинской ассоциации принимать участие в проведении смертной казни им запрещено под страхом лишения диплома и лицензии.

1.1.5 Электримческий стул (англ. electric chair)

Приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры. Для умерщвления приговорённого используется электрический ток, пропускаемый через его тело. Теоретически казнь на электрическом стуле является безболезненной, за исключением случаев отказа оборудования. Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги -- в специальных зажимах ножек. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменное напряжение порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А. (Приведённые параметры характеризуют электрический стул, использовавшийся в штате Массачусетс, согласно описанию из раздела Ссылки.) Ток и напряжение ограничены, чтобы осуждённый не загорелся во время казни.

1.1.6 Обезгламвливание (от слова глава, голова)

Физическое отделение головы живого существа от тела. Обезглавливание может быть умышленным, это -- забой сельскохозяйственной птицы, декапитация экспериментальных животных, убийство, или исполнение смертной казни; совершается при помощи специального инструмента -- гильотины или рубяще-режущих орудий -- топора, меча, ножа. Неумышленное обезглавливание может произойти в результате взрыва, автомобильной аварии и других несчастных случаев. Самоубийство через обезглавливание хоть и редко, но встречается: в 2003 году британец лишил себя головы при помощи собственноручно построенной гильотины. Обезглавливание безусловно приводит к смерти мозга, в результате резко прогрессирующей ишемии. Смерть мозга наступает в течение нескольких минут после отделения головы от тела.

1.1.7 Гамзовая каммера

Помещение, предназначенное для умерщвления людей путём отравления ядовитым или удушающим газом.

1.2 Исторические виды смертной казни

1.2.1 Килевамние

В эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.

Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.

1.2.2 Дьявольский ветер (англ. Devil wind[1]

Также встречается вариант англ. Blowing from guns -- буквально «Развеивание пушками») -- название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).

1.2.3 Желемзная демва (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток эпохи Средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

1.2.4 Посажемние нам кол

Вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Иногда жертву насаживали на уже поставленный кол.

1.2.5 Повемшение за ребром

Вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать.

В России эта форма смертной казни была узаконена инструкцией для искоренения разбойников 24 декабря 1719 г. в качестве наказания для «вящих воров и разбойников». Но применялась она и раньше, например при взятии Соловецкого монастыря в 1676 г.; она употреблялась и Стенькой Разиным и была обычной казнью у запорожцев.

В последний раз в России повешение за ребро применялось во время восстания Пугачёва, когда в некоторых деревнях для острастки крестьян правительственные войска ставили «глаголь для повешения за ребро» (то есть виселицу в форме буквы Г, «глаголь»).

В кинофильме «Тарас Бульба» по мотивам романа Н. В. Гоголя таким образом казнят сына Тараса -- Остапа.

Во время Второй Мировой войны подобные казни практиковались гестапо и войсками СС. Также практиковалось повешение за челюсть.

1.2.6 Гарромта (исп. garrote, dar garrote -- закручивание, затягивание; казнить)

Испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умертвлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.

Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.

1.2.7 Замуровывание

Вид смертной казни, при которой человека помещали в строящуюся стену или окружали глухими стенами со всех сторон, после чего тот умирал от голодного истощения или обезвоживания. Это отличает её от погребения заживо, где человек умирал от удушья.

Замуровывание упоминается в легендах, фольклоре и литературе. Часто этот вид казни упоминается в финских легендах, например, о девушке, которой несправедливо вменили государственную измену. Её замуровали в стене замка Олафсборг, у которой, по легенде, выросла рябина с белыми, как её невинность, цветами и красными, как кровь, ягодами.

На Балканах получило распространение поверье, что крепость или мост будут стоять долго, если внутрь замуровать живого человека (чаще всего невесту или молодую жену одного из строителей). На самом деле на Балканах проводилось лишь символическое «замуровывание тени» молодой девушки (длина тени измерялась шнуром, отрезок которого и замуровывался в основание строения)

1.2.8 Погребемние замживо

Способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая (например, при обрушении зданий, авариях в шахтах и т. п.), когда живой человек оказывается погребён под слоем земли, обломков и т.п. Кроме того, возможно ошибочное погребение заживо (похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым -- к примеру, находящегося в состоянии летаргического сна). Страх быть погребённым заживо является одной из распространённых человеческих фобий(1). По российскому законодательству погребение заживо квалифицируется как убийство с особой жестокостью.

1.2.9 Сожжемние

Вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на заранее приготовленном костре. В Византии сожжение производили, помещая человека внутрь полого медного бака и разжигая огонь снаружи.

Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось, так как, по изложению католической церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и мужчины, обвинённые в мужеложстве.

Начало практики сожжения еретиков на костре было положено в Византии. Анна Комнина подробно описывает в «Алексиаде» аутодафе богомила Василия в 1025 году, говоря про императора, отправившего еретика на мучения, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».

Наибольшую «популярность» сожжение приобрело в конце Средневековья и в эпоху Просвещения. Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540--1700 годах Святой инквизицией было сожжено 31 700 человек, без учета её колоний.

Церковь оправдывала правомерность применения казни еретиков через сожжение на костре словами апостола Иоанна: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6).

1.2.10 Распятие

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями или деревяными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди или колья при этом вбивали не в ладони, а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди не удерживали тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди прорезают ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.

Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, существовали и другие его формы. Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый должен был нести так называемый патибулум, деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

Исследователи обращают внимание на то, что изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле. Осужденный нес на спине только перекладину креста. По прибытии на место осуждённого укладывали на землю и деревянными кольями (а не гвоздями) приколачивали руки к концам перекладины, которую затем с помощью веревок подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба. При этом ноги осужденного либо оставались на земле, либо опирались на небольшую подставку. Ноги подгибались, тело свисало вниз, а руки, разведенные в стороны приобретали вид буквы «V».

1.2.11 Колесовамние

Распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.

1.2.13 Четвертовамние

Вид смертной казни. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование перестали практиковать в конце XVIII -- начале XIX века.

1.2.14 Гильотимна

Механизм для приведения в исполнение смертной казни через отсечение головы. Казнь с использованием гильотины часто называется гильотинированием. Главной деталью гильотины для отрубания головы является тяжёлый (40--100 кг) косой нож (жаргонное название -- «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2--3 метра и удерживали верёвкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной планкой с выемкой, после чего верёвка, удерживающая нож, отпускалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.

Глава 2. Смертная казнь в различных странах

2.1 В Великобритании

В средневековой Англии вешали за самые мелкие кражи, причем в больших количествах. Только в лондонском районе Тайберн (место казни для простолюдинов) в царствование Эдуарда VI ежегодно в среднем казнили 560 человек. За дисциплинарные проступки в войсках и на флоте вешали на рее; за фальшивомонетничество варили в кипятке или в масле (вплоть до XVII века). Кроме того, применялись уродования вроде урезания носа, ушей, языка. В целом по приговору суда смертью карались 123 состава преступления.

Повешение за воровство было отменено в начале царствования Виктории, однако, эта смертная казнь по-прежнему применялась к совершившим убийство, если только убийце не удавалось доказать свою невменяемость. Такой порядок сохранялся на протяжении ещё 130 лет.

Последняя публичная казнь в Англии состоялась 26 мая 1868 года: перед Ньюгейтом был повешен Майкл Барретт, ирландский террорист. За две недели до того состоялась последняя публичная казнь в Шотландии. Однако, непубличные казни просуществовали ещё очень долго: так, вешать продолжали и после Второй мировой войны.

2.2 Во Франции

Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и прочие мучительные наказания, особо рьяно употреблявшиеся против гугенотов и бунтарей в царствование Людовика XIV. В 1792 году была введена гильотина, и в последующем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда (в этом случае был обычен расстрел), проводились через гильотинирование (в Уголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 гласит, что «всякому приговорённому к смерти отсекается голова»). Уже 21 января 1793 года на гильотине был казнён Людовик XVI.

Эта машина не была оригинальным изобретением ни д-ра Гийотена, предложившего ввести её в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, где называлось «шотландской девой». Во Франции её также называли Девой или даже Лесом Правосудия.

Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного её удобства. Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему «отсекут голову на публичном месте именем французского народа» (il aura la tete tranchee sur une place publique au nom du peuple francais). Соблюдались и средневековые ритуалы. Так, в последнее утро осуждённому объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (Du courage… l'heure de l'expiation est venue), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.

Отдельной статьёй французского уголовного закона шло отцеубийство (peine des parricides), за которое также приговаривали к смертной казни. При этом перед казнью применялся позорящий ритуал, когда на осуждённых надевали красные рубахи и заставляли идти на казнь босиком, после чего на эшафоте, перед исполнением смертного приговора, им отсекалась кисть правой руки (формально этот ритуал был отменён лишь в 1930-е годы). Известно, что Фукье-Тенвиль, верховный судья времён якобинского террора, повелел одеть в красные рубахи 53 человека, казнённых якобы за покушение на Робеспьера (дело было сфабрикованным).

В XIX--XX веках публичные казни происходили на бульварах или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа. В 1932 году перед тюрьмой Санте был казнён Павел Горгулов, русский эмигрант, автор произведений, которые подписывал Павел Бред, за убийство президента республики Поля Думера. Через семь лет, 17 июня 1939 года, в 4 часа 50 минут, в Версале на бульваре отсекли голову Эжену Вейдману, убийце семи человек. Это была последняя публичная казнь во Франции; из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы. Таким образом, видимо, действие «Постороннего» Альбера Камю, где публичная казнь устраивается в Алжире, происходит раньше 1939 года.

По приговору военного суда во Франции смертная казнь осуществлялась не на гильотине, а через расстрел; так, расстреляны были маршал Мишель Ней (1815), Пьер Лаваль и другие подсудимые процессов 1945--1946 годов, организатор покушения на Шарля де Голля член ОАС полковник французской армии Жан Бастьен-Тири (1963).

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискар д'Эстена, 10 сентября 1977 года (всего за его семилетний срок -- 1974--1981 -- было казнено только три человека). Казнённого, тунисского происхождения, звали Хамида Джандуби; он похитил и убил свою бывшую сожительницу, которую ранее понуждал к занятиям проституцией, а перед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должность в 1981 году, ввёл полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоен статус закона.

20 февраля 2007 года Франция ввела конституционный запрет на смертную казнь (за данную поправку в 66-ю статью конституции проголосовали 828 депутатов Национальной ассамблеи и сенаторов, против -- всего 26. Франция, таким образом, стала последней из стран ЕС, на уровне конституции запретивших применение смертной казни.

2.3 В Германии

В государствах Германии традиционно отсекали голову (как, например, Карлу Занду), причём орудием обезглавливания часто служил не топор, а меч. Помимо этого в средневековье существовали и другие казни. Так, наибольшие ужасы охоты на ведьм (казнь через сожжение и проч.) были не в Испании, а в Германии XVII века, причём протестанты ничем не уступали католикам. Казнь через сожжение применялась также за фальшивомонетчество и поджог. За супружескую измену четвертовали. При этом для женщин, совершивших супружескую измену, а также для матерей, убивших своего ребёнка, была предусмотрена особая высшая мера: утопление.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты