Соборное уложение 1649 года - источник права русского централизованного государства периода сословно-представительной монархии
Главенствующее место среди источников русского феодального права периода сословно-представительной монархии занимает Соборное уложение 1649 года. Следует отметить, что этот кодекс в значительной мере предопределил развитие правовой системы русского государства в последующие десятилетия. Уложение, прежде всего, выражало интересы дворянства, юридически закрепило крепостное право в России.
Среди предпосылок, обусловивших принятие Соборного уложения, можно выделить:
ь общее обострение классовой борьбы;
ь противоречия среди класса феодалов;
ь противоречия между феодалами и городским населением;
ь заинтересованность дворян в расширении прав на поместное землевладение и закрепощение на них крестьян;
ь необходимость упорядочения законодательства и оформление его в едином кодексе;
Для разработки проекта свода законов была сформирована специальная комиссия. Проект подробно был обсужден Земским собором, после которого представлял собой первый печатный свод законов России, разосланный для руководства всем приказам и на места.
Уложение состоит из 25 глав и 967 статей, содержание которых отражает важнейшие изменения в общественно-политической жизни России, происшедшие в XVII веке.
Глава XI "Суд о крестьянах" устанавливает полное и всеобщее закрепощение крестьян. Главы XVI-XVII отражает изменения, происшедшие в положении посада.
Развиваются нормы государственного, уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства.
Основное внимание, как и в предшествующих источниках феодального права, уложение уделяет уголовному праву и судопроизводству.
В разработке Соборного уложения были использованы:
~ предшествующие судебники,
~ указные книги приказов,
~ царское законодательство,
~ боярские приговоры,
~ статьи Литовского статуса,
~ византийские правовые источники.
Уложение закрепило привилегии господствующего класса и неравное положение зависимого населения.
Соборное уложение не до конца устранило противоречия в законодательстве, хотя была проведена определенная систематизация по главам.
Гражданское право отражает дальнейшее развитие товарно-денежных отношений, особенно в части права собственности и обязательственного права. Основными формами земельных владений в этот период были царские дворцовые земли, вотчины и поместья. Чернотяглые земли, находящиеся во владении сельских общин составляли собственность государства. В соответствии с Уложением дворцовые земли принадлежали царю и его семье, государственные (чернотяглые, черносошные) земли принадлежали царю, как главе государства. Фонд этих земель к этому времени существенно уменьшился, вследствие раздачи за службу.
Вотчинное землевладение в соответствии с главой XVII Соборного уложения делилось на родовое, купленное и жалованное. Вотчинники имели привилегированные права по распоряжению своими землями, чем помещики, так как имели право продать (с обязательной регистрацией в Поместном приказе), заложить или передать по наследству.
Уложение установило право родового выкупа (в случае продажи, заложения или мены) в течение 40 лет, причем точно определенными Уложением лицами. На купленные вотчины право родового выкупа не распространялось.
Родовые и выслуженные вотчины не могли передаваться по завещанию посторонним лицам, если у завещателя были дети или боковые родственники. Запрещалось родовые и выслуженные вотчины дарить церкви.
Купленные же у сторонних людей вотчины после передачи их по наследству становились родовыми.
Глава XVI Соборного уложения обобщила все существующие изменения в правовом статусе поместного землевладения:
» владельцам поместный могли быть как бояре, так и дворяне;
» поместье передавалось по наследству в установленном порядке (за службу наследника);
» часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери ("на прожиток");
» разрешалось давать поместье в приданое;
» разрешался обмен поместья на поместье или вотчину, в том числе большее на меньшее (ст.3).
Помещики не имели права свободной продажи земли без царского указа или заложить ее.
Уложение подтвердило указы начала XVII века о запрещении верстать на службу и наделять поместьями "поповых и мужичьих детей, холопей боярских и слуг монастырских". Это положение превратило дворянство в замкнутое сословие.
Рассматривая право собственности на землю, следует отметить развитие такого института права как залоговое право. Судебник регламентирует следующие положения:
ь заложенная земля может оставаться в руках залогодателя или же перейти в руки залогодержателя;
ь разрешался залог дворов на посаде;
ь допускался заклад движимого имущества;
ь просрочка выкупа заложенной вещи влекла передачу прав на нее залогодержателю, за исключением дворов и лавок на посаде.
Закладные, поставленные на дворы и лавки на имя иностранцев, считались недействительными. Если у залогодержателя была украдена или погибла залоговая вещь без его вины, то он возмещал стоимость в половинном размере.
Соборное уложение определяет права на чужую вещь (т. н. сервитуты). Например:
ь право ставить запруды на реке в пределах своего владения без ущербов интересов соседей,
ь права ставить ночи и поваренные избы без нанесения ущерба соседу,
ь права рыбной ловли, охоты, покосов на тех же условиях и т.д.
ь право выпаса скота на лугах или остановиться в местах, прилегающих к дороге до определенного срока - Троицина дня.)
Обязательственное право. По Уложению должник отвечает по обязательству не своей личностью, а только имуществом. Еще Указ 1558 года запрещал должникам "поступати в полные холопы" к своему кредитору в случае неуплаты долга. Разрешалось только отдавать их "головой до искупа", т.е. до отработки долга. Если у ответчика было имущество, то взыскание распространялось на движимое имущество и дворы, затем на вотчину и поместье.
Вместе с тем в этот период ответственность не была индивидуальной: супруг отвечал за супругу, дети за родителей, слуги за господ и наоборот. Законодательство сделало возможной передачу прав по некоторым договорам (кабалам) прежним лицам. Должник не мог передавать свои обязательства только по согласованию с кредитором.
Договоры купли-продажи недвижимости должны были оформляться письменно и "купчей крепостью" (скрепляться подписями свидетелей и регистрироваться в приказах). Купля-продажа движимого имущества производилась словесным соглашением и передачей вещи покупателю.
Но указ 1655 г. предписывал судьям не принимать челобитные по договорам займа, поклати и ссуды "бескабально", т.е. без письменных документов.
Таким образом, наметился переход от словесной формы заключения договоров к письменной.
Договор займа в XVI - XVII вв. составлялся только в письменной форме. Для сглаживания социальных противоречий размеры процентов по займам ограничивались 20 процентами. Уложением 1649 года предпринимается попытка запрета взимания процентов по займам, но на практике заимодатели продолжали брать проценты. Договор сопровождался залогом имущества. Заложенная земля переходила во владение кредитора (с правом пользования) или оставалась у залогодателя с условием уплаты процентов до погашения долга. При неуплате задолженности земля переходила в собственность кредитора. Движимое имущество при залоге тоже передавалось кредитору, но без права пользования.
С развитием промыслов, мануфактуры и торговли широко был распространен договор личного найма, который составлялся в письменной форме на срок не более 5 лет. В устной форме личный найм допускался на срок не более 3 месяцев.
Договор поклажи оформлялся только в письменной форме. Ратные люди могли передавать вещи на хранение без письменного договора.
Известны договоры подряда мастеровыми людьми и имущественного найма (аренда).
Брачно-семейные отношения в Русском государстве регулировались церковным законодательством. Источники церковного права разрешали браки в раннем возрасте. По "Стоглаву" (1551г.) жениться разрешалось с 15 лет, выходить замуж с 12 лет. Помолвка (обручение) совершалась в еще более раннем возрасте (сговор родителей и составление рядной записи). Расторгнуть рядную запись можно было уплатой неустойки (заряда) или через суд, но по серьезным причинам. На практике простые люди рядную запись не составляли и вступали в брак в более позднем возрасте. По церковным законам первый брак оформлялся венчанием, второй и третий - благословением, а четвертый брак церковное право не признавало. В соответствии с Уложением 1649 года четвертый брак не порождал юридических последствий.
Развод осуществлялся по обоюдному согласию супругов или по одностороннему требованию мужа. Хотя в XVII веке начинается процесс смягчения прав мужа в отношении жены и отца в отношении детей, до конца XVII века не было отменено поступление в кабалу вообще. Муж мог отдать жену в услужение и записать в кабалу вместе с собой. (Отец имел аналогичное право в отношении детей).
Внутрисемейные отношения регулировались так называемым "Домостроем", составленным в XVI веке. В соответствии с ним муж мог наказывать жену, а она должна была быть покорной мужу. В случае если же родители, наказывая детей, забивали их до смерти, Уложением назначалось наказание лишь в один год тюрьмы и церковное покаяние. В случае если дети убивали родителей, то карались за содеянное смертной казнью.
Позже, начиная с XVII века, намечается процесс разделения имущества супругов, детей и родителей. Это можно объяснить стремлением законодателя закрепить имущество за определенным лицом, в т.ч. и приданого. Мужу не разрешалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. С XVII в. отменяется право отдавать должника "кредитору с годовой до выкупа" вместе с его женой. Позже отменяется установленное Соборным уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей.
В рассматриваемый период законодательство различает право наследования по закону и завещанию. Основное внимание уделяется порядку передачи земли по наследству. Завещание оформлялось, как и по Судебнику 1497г., письменно. Допускалось устное завещание в случае неграмотности завещателя, если оно осуществлялось в присутствии свидетелей и представителей церковной власти.
В земельном праве получили отражение защита церковных интересов и борьба центральной власти против расширения церковного землевладения.
Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. А завещательные распоряжения распространялись только на купленные вотчины и движимое имущество.
Правом наследования по закону обладали сыновья, а при их отсутствии - дочери. К наследованию допускалась вдовы. Так, с 1642 года было установлено, что вдова, погибшего на войне помещика, получает "на прожиток" до смерти или выхода замуж 20% поместья, умершего в походе - 15%, а умершего на службе (дома) - 10%. Доля вдовы в наследовании движимого имущества составляла 25% наследства.
С начала XVII века дочери стали призываться к наследству и при наличии братьев. После смерти отца им выдавалась часть "на прожиток". В случае выхода замуж вдовы или дочерей "прожиточное" поместье давалось в приданое. Однако родовые и выслуженные вотчины дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдовам земля выдавалась только из высуженных вотчин, причем в случае выхода вдовы замуж или смерти выслуженная вотчина переходила в род мужа.
Из боковых родственников к наследству допускались братья и их нисходящие, а с середины XVII в. и дальние родственники.
Законодательство, защищая сословные интересы, запрещало завещать земли церквям. При отсутствии завещания или законных наследников имущество поступало теперь не церкви, а в царский домен. Церковь и монастыри получали из казны деньги на помин души умершего в размере стоимости вотчины.
Поверхностное знакомство с Соборным уложением позволяет сделать вывод об усилении карательного характера уголовного права. По-прежнему в законе нет общего определения понятия преступление. Только из содержания статей можно заключить, что преступлением считалось непослушание царской воле, нарушение предписаний царя, его воли, т.е. деяния, подрывающие феодальный порядок и опасные для господствующего класса. Поскольку противоправность, как важнейший элемент понятия уголовно наказуемого деяния, законом четко не была определена, рамки уголовной ответственности устанавливались судебно-административными органами.
Субъектами преступления признавались все члены общества, в т.ч. и холопы. К уголовной ответственности не привлекались дети до 7-летнего возраста и умалишенные. Для несовершеннолетних лиц с физическими недостатками (глухота, немота и слепота) наказание смягчалось.
Уложение 1649г. разграничивает преступления умышленные, неосторожные и случайные. Статьи рассматривают "воровское умышление", "учинение пожара нарочно", говорят об убийстве ненарочном, грешным делом, об убийстве "без хитрости". Неумышленные и случайные действия не наказывались. Убийство "пьяным делом" рассматривалось как умышленное и не влекло смягчения наказания.
Вместе с тем Уложение не всегда четко различает случайное, ненаказуемое действие и неосторожную форму вины (ст. 223, 225, 226, 228 гл. Х Соборного уложения).
Уложение знало институт необходимой обороны (ст.200 гл. Х). При этом не ставился вопрос о соразмерности средств обороны и нападения. Необходимой обороной считалось убийство не только при защите своей жизни, но и "жизни того, кому он служит", т.е. господина. Зависимые люди, не оборонявшие своего господина от нападения, подлежали смертной казни. Крайней необходимостью являлось убийство собаки при ее нападении на человека (ст.263 гл. Х).
Уложение различает стадии совершения преступления:
ы - голый умысел;
ы - покушение;
ы - совершение преступления.
Соборное уложение более четко регламентирует соучастие. В ст.19 гл. XXII говорится о подстрекательстве, в ст.198 гл. Х - о пособничестве, в ст.20 гл. XXI - об укрывательстве. В одних случаях за соучастие следует одинаковое с преступником наказание, в других - различное.
Уложение более сурово, как и предшествующие законы, наказывает неоднократно совершенное преступление "рецидив" (ст.9, 10, 12 гл. XXI).
В Соборном уложении 1649 года впервые произведена классификация преступлений по определенной системе.
Впервые светский законодательный памятник на первое место поставил преступления против религии и церкви (богохульство, совращение в мусульманскую веру, произведение непристойных речей во время церковной службы, совершение в церкви бесчинств: убийств, ранений, оскорблений и т.д.). За большинство из них назначалась смертная казнь.
Во второй главе Уложения ("О государской чести и как его государское здоровье оберегать") раскрываются государственные преступления, как наиболее опасные, влекущие смертную казнь "безо всякого милосердия". В их числе "умышление на государственное здоровье", "злое умышление Московским государством завладеть и государем быть", "сдача города недругу изменой", "зажение умышлением или изменою города или дворов" и др. Измена каралась смертной казнью с конфискацией имущества. К уголовной ответственности привлекались и члены семьи преступника: жена, дети, отец, мать, братья, сестры, неродные дети, знавшие об измене и не доносившие властям (ст.6 гл. II). Уложение разрешало крестьянам и слугам доносить об измене своего господина, хотя в других случаях им запрещалось обращаться в суд с иском на своего господина.
В Уложении предусмотрено вознаграждение за убийство изменника.
К преступлениям против порядка управления Уложение относило: подделку документов ("скребление" и "чернение"), подделку печатей, фальшивомонетничество ("делание воровских денег"), нарушение правил взимания торговых пошлин, порядка содержания питейных заведений.
Как и Судебник 1497 года, Уложение для фальшивомонетчиков устанавливает особый вид смертной казни - залитие горла расплавленным металлом всем участникам.
К преступлениям против судебной власти относились:
ь вынесение судьей неправильного приговора за взятку;
ь подделка, неправильная запись подьячим в приговоре судебного заседания;
Глава XII Уложения "О службе ратных людей Московского государства" рассматривает воинские преступления. Уложение строго карает измену ратных людей (ст.20 гл. VII).
За дезертирство назначалось наказание в зависимости от того, в который раз совершено преступление: за первое оставление службы ("кто сбежит в первые") - "бити его кнутом", за второе оставление государевой службы - "его бит кнутом же, да поместного окладу у него убавити", "а будет сбежит в трерие, и его бити кнутом же, да у него отняти поместье и отдати в роздачу" (ст.8 гл. VII).
В случае дезертирства стрельцов и казаков и даточных людей их сыскивали, били кнутом и возвращали на службу в полки. Если же даточных людей, сбежавших со службы не смогли разыскать, то их владельцы платили денежный штраф " по двадцати рублев за всякого человека" (ст.9 гл. VII).
Уложение предусматривает наказания ратных людей за совершение на дороге какого-либо насилия или нанесения ущерба местному населению ("едучи на службу... или со службы по домам... станут грабити, и учнет смертное убийство, или женскому полу насильство, или в гумне хлеб потравят или... насильством из прудов рыбу выловят или иное насильство кому сделают" ст.30). Виновные в убийствах и изнасилованиях приговаривались к смертной казни, а нанесенный ущерб возмещался в двойном размере.
За кражу оружия в полках наказывались битием кнута "нещадно", а оружие возвращалось владельцу. За кражу коня вор наказывался отсечением руки (ст.29).
Запрещалось предоставлять отпуска за посулы под страхом наказания командиров кнутом. Отпуска разрешались только "для самых нужных дел" (в случае "домового разорения или людских побоев").
Глава XXII Соборного уложения, предусматривает наказание за преступление против личности.
Убийство различалось: умышленное (каралось смертной казнью) и неумышленное (наказывалось битием кнутом и заключением в тюрьму). Особо выделяется убийство родителей: "будет который сын или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство: и их за отеческое, или за матерное убийство, казнити смертию безо всякой пощады". Следовало строгое наказание за убийство господина: "А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию же безо всякия пощады".
Жена, убившая мужа, закапывалась живой в землю (если женщина была беременна, то ее до родов держали в тюрьме, затем казнили).
К преступлениям против личности Уложение относит:
ь преступления против здоровья (увечье, побои),
ь преступления против чести (оскорбление действием и словом).
Наказания за них назначались в зависимости от занимаемой должности, общественного и имущественного положения пострадавшего.
За нанесение телесных повреждений устанавливалось наказание по принципу ТАЛИОНА (око за око, зуб за зуб) и, кроме всего, пострадавшему возмещался вред в размере 50 руб. за всякую рану (ст.10 гл. XXII). Если же увечье или побои наносились крестьянином, то они получали возмещение совокупно в размере 10 руб.
Существенное внимание Уложение уделяет имущественным преступлениям, посвящая им главу XXI "О разбойных и татебных делах". Закон выделяет "татьбу" (тайное похищение имущества), грабеж (насильственный, явный, открытый захват имущества), разбой (грабеж, сопровождаемый с посягательством на жизнь и здоровье потерпевшего).
За первую кражу били кнутом, отрезали левое ухо, сажали в тюрьму на 2 года и "из тюрьмы не выимая" в кандалах посылали "на всякие изделья", затем ссылка на окраины. За вторую кражу битие кнутом, отрезание правого уха и заключение в тюрьму на 4 года, 2 посылки на изделия в кандалах", затем ссылка в окраинные города. (По Судебнику 1550 г. - смертная казнь). За третью кражу ст.12 устанавливает пытку и смертную казнь "хотя он и убийства не учинял", а имущество преступника отдавалось истцу в пользование.
Смертная казнь за церковную кражу. Статья 13 гласит "А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнити смертью". Таким образом, кражу в третий раз, кражу с убийством и кражу церковного имущества Уложение рассматривает как квалифицированные виды кражи.
Наказание за разбой:
ь в первый раз назначалась в виде отрезания правого уха, трехгодичное тюремное заключение и ссылка;
ь во второй - смертная казнь.
Если первый разбой сопровождался убийством, то закон назначал смертную казнь.
За недоносительство и укрывательство людей, "у которых уши отрезаны", взыскивался штраф - 10 руб., чтобы "татем и разбойникам нигде пристанища не было".
Уложение наказывает также за поджег, истребление чужого имущества и мошенничество.
Соборное уложение частично определяет преступления против нравственности (нарушение семейных устоев, сводничество и т.д.), известные ранее только церковному праву (ст. 25, 26 гл. XXII).
Система наказаний по Соборному уложению преследует цель - устрашение: наказывать "чтобы смотря на то, иным неповадно было так делати".
Виды наказаний отражают чрезвычайную жестокость карательных функций Соборного уложения, за многие преступления предусматривается смертная казнь.
В соответствии с тяжестью преступления наказания делились на следующие виды:
~ смертная казнь - высшая мера, предусматривалась в 36 случаях, была простой (отсечение головы, повешение и утопление), и квалифицированной (четвертование, колесование, залитие горла расплавленным металлом, закапывание в землю по плечи, посажение на кол, сожжение и т.д.).
~ телесные наказания (болезненные и членовредительные) - битие батогами, кнутом, отсечение руки, клеймение, наказание по принципу Талиона,
~ тюремное заключение,
~ ссылка на окраины,
~ каторжные работы,
~ имущественные наказания,
~ лишение чина, отстранение от должности,
~ церковное покаяние.
Соборное уложение окончательно утверждает 2 формы процесса: розыск и суд.
Розыскной (инквизиционный) процесс окончательно утверждается в правоприменительной практике и используется более широко, чем в предшествующий период. Он применяется по делам о церкви и религии, политических преступлениях, об убийстве, краже, грабежах и разбое. Розыск начинался не только по заявлению потерпевшего, но и по инициативе государственных органов. При этом допрашивали обвиняемых и свидетелей, спрашивали соседей, проводили "повальный обыск" - массовый опрос населения, пытка. При пытке присутствовали губные старосты и судьи, лучшие люди, условленики. "Пыточные речи" записывал земский дьяк, подписывались они судьями и другими лицами.
Обвинительно-состязательный процесс ("суд") сохранялся для рассмотрения имущественных и мелких уголовных дел. Судоговорение велось устно, но записывалось в "судебный список" (протокол).
Из системы доказательств постепенно исчезли поле (поединок) и правоты. В этот период появился институт отвода Судьи (ст.3 гл. Х).