p align="left">Одним из оснований возникновения общей собственности, с которым связано немало вопросов ее осуществления, является совместное участие двух или более лиц в строительстве дома. Нередки случаи, когда гражданин, которому для строительства дома отведен земельный участок, привлекает к участию в строительстве членов своей семьи или иных лиц. По окончании строительства между созастройщиками, а иногда между ними и органом государственной власти (местного самоуправления), возникает спор, за кем дом должен быть зарегистрирован: только ли за лицом, которому отведен земельный участок, или также и за иными лицами. Судебная практика подходит к разрешению указанных споров с учетом следующих условий:
во-первых, необходимо установить, связаны ли лица, принимавшие участие в строительстве дома, семейно-бытовые отношениями или являются посторонними для застройщика лицами;
во-вторых, в каких целях возводился дом: в целях обеспечения жильем принимавших участие в строительстве лиц или в иных целях;
в-третьих, участию в деле, если он не выступает в деле в качестве стороны, надлежит привлечь орган, которые отводит земельные участки, и выяснить его отношение к возникшему спору.
Если лица, участвовавшие в строительстве, связаны семейно-бытовыми отношениями или хотя бы и не связаны, но дом возводился для обеспечения, как тех, так и других лиц жильем, а орган, отводивший земельный участок, не возражает против признания дома общей собственностью, спор решается судом в пользу фактических созастройщиков. Суд может и не согласиться с мнением соответствующего органа, возражавшего против признания дома общей собственностью созастройщиков, но свое несогласие суд должен мотивировать в решении по делу.
Каждый сособственник по своему усмотрению может распоряжаться принадлежащей ему долей в общей собственности. Для распоряжения долей, в том числе и для отчуждения, он не должен испрашивать согласия других участников общей собственности. В то же время им далеко не безразлично, кто займет место сособственника, отчуждающего свою долю. Вследствие указанных и иных обстоятельств, в законе должны быть закреплены правила, которые, не ущемляя прав сособственника на распоряжение своей долей, вместе с тем обеспечивали бы, насколько это возможно, интересы остальных участников общей собственности. Этим целям призваны служить установления закона о преимущественном праве покупки отчуждаемой доли.
При продаже доли постороннему лицу остальные сособственники имеют преимущественное право покупки доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Продавец доли обязан в письменной форме известить остальных сособственников намерении продать долю постороннему лицу с указанием цены и других условий продажи. Если остальные сособственники откажутся от покупки доли или не приобретут доли в праве собственности на недвижимое имущество в течение одного месяца, а на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец может продать долю любому лицу. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой сособственник вправе в течение трех месяцев в судебном порядке требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Аналогичные правила применяются и при отчуждении доли по договору мены, но лишь тогда, когда отчуждатель обменивает свою долю на вещи, определенные родовыми признаками, причем лицо, имеющее преимущественное право на приобретение доли, предлагает отчуждателю вещь того же рода, в том же количестве и того же качества.
В случаях, предусмотренных законом, распорядиться долей в общей собственности можно лишь при соблюдении тех или иных условий. Так, общее имущество в кондоминиуме не подлежит отчуждению отдельно от права собственности домовладельцев на помещения в кондоминиуме.
Множественность субъектов прав собственности сказывается и тогда, когда речь идет об основаниях прекращения общей собственности. Наряду с основаниями, которые относятся как к односубъектной, так и к общей собственности, последняя характеризуется специфическими основаниями ее прекращения, в первую очередь такими, как раздел общей собственности и выдел из нее. При разделе общая собственность прекращается для всех ее участников, при выделе - для того, чья доля из общей собственности выделяется. Но выдел может привести к тем же результатам, что и раздел. Если общая собственность принадлежит двум участникам и один из них получает компенсацию за свою долю, то общая собственность прекращается и для другого, поскольку он становится единоличным собственником имущества, которое ранее было общее.
Основания и способы раздела и выдела различны. Раздел и выдел могут иметь место, как по взаимному согласию сособственников, так и по судебному решению. Выдел доли из общей собственности происходит не только по требованию выделяющегося сособственника, но и по требованию кредиторов для обращения взыскания на его имущество. Раздел и выдел, если это допускается законом и возможно без несоразмерного ущерба имуществу, происходит путем выдела доли в натуре. Если выдел доли в натуре невозможен, выделяющийся сособственник получает денежную или иную компенсацию. Расчеты между сособственниками имеют место и тогда, когда имущество в натуре не может быть выделено в точном соответствии с размером принадлежащей каждому из них доли. Каковы бы не были основания и способы раздела и выдела, количественным мерилом при определении размера имущества, выделяемого в натуре, либо размера компенсации должен служить размер принадлежащей сособственнику доли. Раздел общей собственности и выдел из нее должен происходить соразмерно принадлежащим сособственникам долям.
В соответствии с принципами взаимного согласия, которое необходимо при осуществлении права распоряжения общей собственностью, закон устанавливает, что выплата ее участнику остальными сособственниками какой либо компенсации вместо выдела доли в натуре допускается лишь с его согласия. Вместе с тем в отступление от этого правила предусмотрено, что когда доля сособственника незначительна, в натуре ее выделить нельзя, и сособственник не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии его согласия обязать остальных участников общей собственности выплатить ему компенсацию. С получением компенсации сособственник утрачивает право на долю в общем, имуществе (п.1 ст. 246; п.1 ст. 247; п.п. 4 и 5 ст. 252 ГК). В этом вопросе нормы ГК не согласованы друг с другом, поскольку правила о необходимости согласия всех сособственников при осуществлении права распоряжения общей долевой собственностью сформулировано в законе без каких бы то ни было изъятий. Между тем при выплате сособственнику компенсации вместо выдела доли в натуре имеет место распоряжение общей долевой собственностью в порядке, устанавливаемом судом, что допускается законом лишь при осуществлении владения и пользования ею. Происходит исключение сособственника из числа участников общей собственности, чего на таких условиях может и не желать.
2.3.2. Общая совместная собственность.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех ее участников, которое предполагается. Они сообща владеют и пользуются общим имуществом, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Согласие сособственников предполагается и при сделке по распоряжению общим имуществом, кто бы из них ее не совершал.
Совершать сделки по распоряжению общим имуществом может каждый из участников совместной собственности, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Например, такое право может быть предоставлено лишь одному из участников, для чего другие выдают ему доверенность.
Если один из участников общей совместной собственности является недееспособным, частично или ограниченно дееспособным, то при совершении сделок с его участием в целях защиты его прав и интересов должны соблюдаться установленные законом специальные требования. Так, для сделок в отношении приватизированного жилья, в котором проживают несовершеннолетние (независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими), имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилое помещение, в котором несовершеннолетний не проживает, если на момент приватизации он имел на это помещение равные с собственником права.
Если один из участников совместной собственности совершил сделку по распоряжению общим имуществом при отсутствии необходимых полномочий, то она по требованию остальных участников может быть признана недействительной только в случае, когда доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была об этом знать.
Такая сделка относится к числу оспоримых, доказывает та сторона, которая требует признания сделки недействительной; другая сторона в сделке должна действовать умышленно или, во всяком случае, проявить при совершении сделки грубую неосторожность. В случае признания сделки недействительной применению подлежат правила п.2 ст. 167 ГК, то есть обе стороны возвращаются в первоначальное положение. Сделка по распоряжению общим имуществом, заключенная участниками совместной собственности при отсутствии необходимых полномочий, может квалифицироваться как недействительная независимо от субъективного отношения другой стороны к совершению данной сделки. Но если умысла или грубой неосторожности в поведении другой стороны не было, то все полученное ею по сделке возврату не подлежит, а отвечать перед участниками совместной собственности будет тот из них, кто совершил сделку, не имея на то полномочий.
Изложенные правила о владении, пользовании и распоряжении имуществом, находящимся в совместной собственности, применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности Гражданским кодексом или другими законами не установлено иное.
Общая совместная собственность супругов.
В ранее действовавшем законодательстве правовой режим имущества супругов был определен в семейно-брачном законодательстве, причем проводился принцип раздельности добрачного имущества супругов и принцип общности имущества, совместно нажитого супругами в период брака, - указанное имущество принадлежало супругам на праве общей совместной собственности. Новое законодательство претерпело существенные изменения в самом подходе к правовой регламентации имущественных отношений между супругами. Во-первых, целый ряд норм, регламентирующих эти отношения, включены в Гражданский кодекс. Во-вторых, супругам предоставлены возможности - самостоятельно определить правовой режим имущества, нажитого во время брака.
В отношении имущества, нажитыми супругами во время брака, предусмотрено, что оно является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Супруги в брачном контракте могут отнести это имущество либо к общей долевой собственности, либо к раздельной собственности каждого из них. Что касается имущества, принадлежавшего каждому из супругов до вступления в брак, то оно, как и прежде, признается их раздельной собственностью. Аналогичный правовой режим распространяется на имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар или по наследству, а так же на вещи индивидуального пользования (кроме предметов роскоши), хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих средств. Все это имущество, как и прежде, относиться к раздельной собственности каждого из супругов.
С другой стороны, имущество каждого из супругов может быть отнесено к совместной собственности, если во время брака в указанное имущество за счет общего имущества другого супруга были внесены вложения, которые значительно увеличили стоимость имущества. Но это правило применяется лишь тогда, когда договором между супругами не предусмотрено иное (ст. 256 ГК).
Вопрос об обращении взыскания на общее имущество супругов разрешается в зависимости от того, является ли стороной в обязательстве только один из супругов, или они оба. Если речь идет об обязательстве одного из супругов, то взыскание можно обратить лишь на имущество, находящееся в его раздельной собственности, а также на его долю в общем, имуществе. Но если стороной в обязательстве могут быть признаны оба супруга, то взыскание можно обратить как на имущество, находящееся в раздельной собственности каждого из них, так и на общее имущество.
Например, ссуда в банке получена в интересах семьи, или совместное имущество супругов возросло в результате совершения одним из них преступления. При этом во всех случаях должны соблюдаться установленные законом правила об обращении взыскания на имущество граждан. Поскольку лишь зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, имущество, нажитое лицами находящимися в фактических брачных отношениях, хотя бы оно и было нажито в период этих отношений, к совместной собственности не относится. В зависимости от конкретных обстоятельств дела указанное имущество подпадает под правовой режим либо раздельной, либо общей долевой собственности со всеми вытекающими из этого последствиями. Презумпция равенства долей при разделе общей собственности или при выделе из нее здесь не действует.
Общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
До принятия и введения в действие части первой ГК правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определялся главным образом Законом о таком хозяйстве с внесенными в него изменениями. Закон наделял крестьянское (фермерское) хозяйство правами юридического лица, хотя бы хозяйство и было представлено отдельным гражданином. Членами хозяйства, согласно этому Закону, считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой собственности. Пользование общим имуществом члены хозяйства осуществляют по взаимной договоренности.
Сделки по распоряжению таким имуществом совершает глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. Иной режим пользования и распоряжения имуществом может устанавливаться договором. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом. Срок выплаты компенсации не должен превышать пять лет.
Наследование имущества крестьянского хозяйства должно производиться по правилам «Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В п.1 ст. 257 ГК правовой режим крестьянского (фермерского) хозяйства определяется с иных позиций; оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Если члены хозяйства желают использовать организационно-правовую форму юридического лица, то они должны создать для этого хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
В п.2 ст. 257 ГК определен состав имущества, которое находится в совместной собственности членов хозяйства. Это земельный участок и средства производства, а также другое имущество, приобретенное для нужд хозяйства на общие средства его членов.
Согласно п.3 ст. 257 ГК общим имуществом членов хозяйства являются также плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства и используемые членами хозяйства по взаимной договоренности.
Под разделом имущества хозяйства п.1 ст. 258 ГК понимает прекращение хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям. Общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 ГК, а земельный участок - по правилам, установленным ГК и земельным законодательством.
Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе из хозяйства одного из его членов разделу не подлежат. В то же время вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. Указанные правила подлежат применению и тогда, когда после смерти одного из членов хозяйства открывается наследство. При этом наследство открывается после смерти любого члена хозяйства; не обязательно, чтобы он был последним. Если наследник не является членом хозяйства, то при наличии в хозяйстве других членов наследнику, по общему правилу, выплачивается денежная компенсация, соразмерная доле наследователя в общем имуществе. При этом учету подлежит и стоимость наследователя в земельном участке.
3. Право государственной и муниципальной собственности
Общее определение права собственности как субъективного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляет принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своём интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, каждый член общества выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит. С другой стороны члены общества по отношению к собственности выступают в качестве обязанных лиц, при чем не зависимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала.
В условиях административно-командной системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектам которой признавалась в то время только государством, и при том в единственном числе, не редко подчеркивается её властный характер. Властное начало, присущее государственной и муниципальной собственности, ни как не должно сказываться на отношении по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, не зависимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в РФ допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом. Но это, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков.
В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок. В собственности государства сосредоточены не малые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства объе6ктов производственного, социально культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами. Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности. Во вторых, государство выполняет круг социализаторских функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддерживать власть предержащих со стороны электората, среди которого не мало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально- технической и финансовой базой.
Различие между правом государственной и муниципальной собственности определяется, прежде всего, по субъектам и органам, осуществляющим распоряжение и управление имуществом.
Субъекты права государственной собственности.
В доперестроечный период государство было конституировано в нашем законодательстве как единый собственник всего государственного имущества. Был сделан вывод о том, что государственная собственность составляет единый фонд, и что всё государственное имущество принадлежит на праве собственности Советскому государству.
В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий, а так же с нарастанием центробежных тенденций многие ученые сочли тезис принадлежности государственной собственности лишь одному-единственному собственнику не совместимым с происходящими в жизни реалиями. В противовес была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности. Таким образом, пытались преодолеть отрыв государственной собственности от непосредственных производителей, повысить эффективность управления ею, вырвать её из рук бюрократического чиновничьего аппарата Эти усилия не прошли не замеченными для законодателя. И в 191 году был закреплен многоуровневый характер государственной собственности. При этом, если в общесоюзном законе о собственности под понятие государственной собственности попадала так же и коммунальная собственность, то ныне муниципальная собственность выделена из государственной и круг субъектов муниципальной собственности не совпадает с тем, как был очерчен в законе круг субъектов коммунальной собственность. В то же время предложения о наделении государственных предприятий правом собственности на закрепленное за ними имущество законодатель не поддержал.
В настоящее время многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов определены в гражданском и в конституционном законодательстве.
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е собственность, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Но это не означает, что тезис о единстве фонда государственной собственности должен быть сдан в архив. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил её в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.
Субъекты права муниципальной собственности.
Отделение муниципальной собственности от государственной впервые было проведено в Российском законе о собственности. Вслед за ним по тому же пути пошли другие законодательные акты. В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности - наряду с частной, государственной и иными - как в конституции РФ, так и в ГК. ( ст. 212,215 ГК). Но если круг субъектов государственной собственности очерчен в законе достаточно четко, то это нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых употреблена расплывчатая формулировка - в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В законе РФ «об общих принципах организации местного самоуправления» вслед за Конституцией и ГК муниципальная собственность определена как собственность муниципальных образований. К числу субъектов права муниципальной собственности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значения - Москвы и Санкт - Петербурга, признанных субъектами государственной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т. д. В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно - территориальное образование, не имеющее центра, к это право могло бы быть приурочено.
Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства её фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит, как бы в том или ином конкретном случае ни осуществлялось управление ею.
Таким образом, тезис о единстве фонда собственности в очерченных пределах сохраняет силу в отношении не только государства, но и муниципальной собственности.
Объекты права государственной и муниципальной собственности.
Государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.
Установленное законом разграничение объектов государственной и муниципальной собственности определяет перечень имущества соответствующих субъектов, порядок передачи им этого имущества и оформления прав собственности.
К объектам федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатств страны (ресурсы континентального шельфа, природные заповедники, художественные ценности и т. п.), объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом (топливно-энергетический комплекс, энергетика, транспорт и т. п.).
Объекты, относящиеся к муниципальной собственности, - жилищный фонд, нежилой фонд, предприятия, предназначенные для его эксплуатации, ремонта, а также предприятия бытового обслуживания, розничной торговли, общественного питания и другое имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями.
Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, передается государственным и муниципальным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом как предприниматели, извлекая соответствующую прибыль, участвуя в хозяйственных отношениях.
За государственными органами, в подчинение которых входят эти предприятия, сохраняются решения вопросов их создания. Реорганизации и прекращения, а также наделения имуществом, основы планирования производства, контроль за их деятельностью на основе данных бухгалтерского учета и статистической отчетности, которую в обязательном порядке осуществляют государственные предприятия.
Они образуют имущественные фонды специального назначения: развития производства и новой техники, фонды материального поощрения, социального развития, амортизационные фонды. Законодательными актами и уставами предприятий установлен порядок формирования этих фондов, порядок распоряжение имуществом, входящим в эти фонды. Он может быть различен для отдельных объектов разных отраслей народного хозяйства.
Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: государственную казну Российской Федерации, республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы. Аналогично средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленного за муниципальными предприятиями, составляют муниципальную казну.
В настоящее время возник вопрос о компетенции по осуществлению регламентации правового режима государственной и муниципальной собственности разных уровней - в рамках общих положений, установленных федеральным законодательством. Если ясно, что осуществление права собственности производится собственником имущества, то в распределении компетенции, касающейся правового режима собственности субъектов федерации и муниципальных образований такой ясности нет.
Правомочия собственника по владению, пользованию или распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, имеют свои границы. Поэтому в дальнейшем мы сосредоточимся на осуществлении права государственной и муниципальной собственности с помощью таких способов, как право хозяйственного ведения и оперативного управления.
Осуществление права государственной и муниципальной собственности. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
Содержание этих прав - владение, пользование и распоряжение полностью совпадает с содержанием права собственности, но ограничено по сравнению с ним полномочиями собственника. Собственник может ликвидировать организации, наделенные правом хозяйственного ведения и оперативного управления и таким образом прекратить существование этих прав. Тем самым самостоятельный характер этих прав, их вещная природа исключаются. На деле эти права представляют собойспособ осуществления права собственности, притом в основе своей права государственной собственности, и их задача заключается в создании условий для отделения права собственности от правосубъектности.
Исторически первым появилось право оперативного управления. Оно впервые было законодательно закреплено Основами гражданского законодательства 1961 г., хотя и стало известно практике несколькими десятилетиями раньше. Это право создавало базу для разделения права собственности и гражданской правосубъектности, для существования субъекта гражданского права, не являющегося собственником, при наличии государственной собственности.
Закон устанавливал единое понятие права оперативного управления. Однако тот же закон в дальнейшем произвел дифференциацию, в силу которой это единое право распадается на две разные категории. Выделялось два вида государственных организаций: организации, состоящие на хозяйственном расчете и имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства, и учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету.
С началом экономических преобразований в стране, при внедрении рыночной системы право оперативного управления претерпевает существенные изменения, сохраняя свою основную функцию обеспечения разделения права собственности и правосубъектности. Прежде всего, единая категория делится на две, в соответствии с тем внутренним подразделением, которое ей было присуще и раньше.
В одном случае произошли последовательные преобразования. Наиболее глубоко они произведены для права оперативного управления "бюджетного типа", закрепляемого за учреждениями. Ст.296 ГК устанавливает, что собственник вправе изъять у таких организаций закрепленное за ними излишнее, не пользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Сами же организации не вправе распоряжаться таким имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете (ст.298 ГК). Учреждение отвечает по своим обязательствам лишь денежными средствами (ст.120 ГК). Но наиболее значимое правило, устанавливаемое той же ст.120 ГК, заключается в том, что при недостаточности таких средств субсидиарную ответственность несет собственник. При условии, что самостоятельная имущественная ответственность является одним из конститутивных признаков юридического лица (п.1 ст.48 ГК), это значит, что правосубъектность учреждения стала не вполне полноценной. Дистанция между правом собственности и правосубъектностью стала минимальной.
Внутренняя противоречивость института оперативного управ-ления, реализующего разделение права собственности и гражданской правосубъектности, проявляется особенно четко. Некорректность конструкции института права оперативного управления выражается в многочисленных отрицательных практических последствиях. Так, можно заметить, что распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, практически вообще исключено.
Учреждения, хотя и являются субъектом права, но не наделяются правами вполне самостоятельного юридического лица. Недаром собственник по действующему законодательству несет за них субсидиарную ответственность. И этот собственник должен иметь право хотя бы при известных условиях (так, чтобы не нарушить интересы кредиторов) распорядиться имуществом учреждения без его ликвидации, равно как и наделить само учреждение самостоятельным правом распоряжения выделенным ему имуществом. Естественно, при этом надо предусмотреть и последствия выхода учреждения за рамки предоставленных ему прав. Учреждение и сейчас пользуется правом распоряжения денежными средствами, несомненно, входящими в состав его имущества, хотя ГК не содержит специальной оговорки по этому поводу.
Полноценным субъектом гражданского права является только юридическое лицо (разумеется, кроме физических лиц), у которого право собственности и правосубъектность совпадают. При несовпадении этих двух категорий образование не признается юридическим лицом, хотя может иметь гражданскую правосубъектность, впрочем, не вполне полноценную с ограниченной дееспособностью.
Иначе обстоит дело с правом оперативного управления, которым наделены казенные предприятия, находящиеся, как известно только в федеральной государственной собственности. В соответствии со ст.297 ГК они распоряжаются закрепленным за ними имуществом, хотя и с согласия собственника. Это, кстати, означает что собственник (государство) не вправе распоряжаться этим имуществом без ликвидации казенного предприятия или изъятияимущества в порядке п.2 ст.296 ГК. Более того, свою продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, то есть без согласия собственника, необходимость получать такое согласие может предусмотреть только специальный закон или иной правовой акт.
Но порядок распределения доходов казенного предприятия определяет собственник имущества - государство (в то время для учреждений оно таким правом не наделено, или распоряжается в соответствии с п.2 ст.298 только само учреждение).
Иначе построена и субсидиарная ответственность собственника-государства по долгам казенного предприятия - она возникает при недостаточности имущества. Значит, все имущество подлежит продаже, предприятие практически ликвидируется независимо от воли собственника-государства, и лишь после этого возникает субсидиарная ответственность государства. Подобная ситуация тоже не может быть признана нормальной по многим причинам.
Было бы неправильным считать, что ГК создал единую категорию "права оперативного управления". По тексту ГК с совершенной очевидностью прослеживаются две различных категории (возможно, их следует расценивать как две разновидности). Одна - это оперативное управление имуществом учреждения (ст.120 ГК), другая - оперативное управление имуществом казенного предприятия.
Казенные предприятия как разновидность унитарных предприятий относятся к коммерческим организациям, а учреждения - некоммерческим. Имущество, переданное в оперативное управление учреждениям, может принадлежать любому собственнику, а переданное казенным предприятиям - исключительно государству, притом лишь Российской Федерации. Учреждения несут ответственность только находящимися в их распоряжении денежными средствами, а казенное предприятие - всем имуществом. При этом казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом (всем имуществом, а не только недвижимым, включая и имущество, приобретенное за счет доходов от собственной деятельности) лишь с согласия собственника (ст.297 ГК).
Но для ответственности по долгам не требуется, чтобы соответствующая сделка была совершена с разрешения собственника (можно сделать долги и тем самым обойти запрет на совершение сделки лишь с согласия собственника). Казенное предприятие не может быть признано несостоятельным, однако не очень ясно, как может быть продолжена его деятельность при обращении взыскания на имущество (ГК не предусматривает бронирования от взыскания даже какой-либо его части).
В общем, существование двух разных категорий права оперативного управления (или двух его разновидностей), притом выстроенных не всегда внутренне последовательно, прослеживается совершенно четко.
В прямо противоположном направлении стал развиваться правовой режим организаций, ранее наделенных правом оперативного управления "хозрасчетного типа". Здесь разрыв между правом собственности и правосубъектностью стал увеличиваться. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы наделить хозяйственные организации, функционирующие на началах хозяйственного расчета (предприятия), максимальной самостоятельностью, сконструировать их права как некий вариант права собственности при одновременном сохранении права собственности за государством. Разделение права собственности и правосубъектности сохраняется, при этом однородные права получали разные субъекты. Это - внутренне противоречивая попытка сочетать командно-административную систему, хотя и в несколько либерализованной форме, с рыночной экономикой. Статья 24 Закона "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 г. назвала эту категорию "полнымхозяйственным ведением". Аналогичная норма содержалась в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР".
Важной формой проявления права собственности государства на имущество, закрепленное в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных предприятий и учреждений, является право перевода этого имущества из первой группы во вторую. Собственнику предприятия, имеющему имущество в хозяйственном ведении, принадлежит право его ликвидации. Имущество такого ликвидированного предприятия переходит в казну государства. То же относится и к государственному учреждению (равно как и казенному предприятию), за которым имущество закреплено в оперативное управление. Кроме того, имущество, закрепленное за казенным предприятием и учреждением, может быть изъято собственником, если оно является излишним, неиспользуе-мым либо используемым не по назначению. Этими случаями исчерпываются по действующему законодательству основания правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Закрепленное за государственными учреждениями и предприятиями имущество не находится в непосредственном ведении государства - не входит в состав его казны - и оно не осуществляет в отношении него распорядительные функции. Только переход этого имущества в казну порождает такое право. По тем же основаниям обращение взыскания по долгам государства возможно только на имущество, находящееся в составе казны - не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. То же в полной мере относится и к субсидиарной ответственности государства - по долгам государственных учреждений, казенных предприятий и в других случаях, которые могут быть установлены законом.
Итак, государство непосредственно осуществляет функции собственника в отношении имущества, входящего в состав государственной казны. При этом закон устанавливает единые принципы для государственной казны Российской Федерации, субъектов федерации и казны муниципальных образований (ст.215 ГК). Поэтому сказанное распространяется на все группы государственной собственности и на собственность муниципальных образований.
Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что изучение права собственности необходимо любому человеку. Все мы можем быть участниками собственности как жильцы, как супруги или как члены крестьянского хозяйства. Знание всех правил, изучение нюансов регулирования права собственности может принести большую пользу в профессиональной деятельности и в частной жизни.
Собственность - неотъемлемая часть нашей жизни, как в экономическом, так и в юридическом смысле. При этом собственность в экономическом смысле значительно отличается от собственности в юридическом смысле. Все вещи, которые нас окружают, так или иначе, являются, чьей либо собственностью.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Бывало, что общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.
В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будут сказываться еще на протяжении долгих лет. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Так что же такое собственность?
В самом первом приближении собственность можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Собственность покоится на различении моего и твоего. Любой тип и любая форма собственности, как бы высок в том или ином конкретном случае ни был уровень обобществления или, что то же самое, уровень коллективизации собственности, могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого вообще нет собственности. С этой точки зрения любая форма собственности является частной, какой бы идеологической мишурой, преследующей вполне прозаические цели, это ни прикрывалось.
Из элементарного определения собственности следует, что собственность - это отношение человека к вещи. К этому, однако, содержание собственности не сводится. Поскольку собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи, относились к ней как к чужой, собственность означает отношение между людьми по поводу вещей.
Собственность принято считать неограниченным правом человека на принадлежащее ему имущество, но в то же время это право является ограниченным законом, с целью защиты личных прав других людей, не являющихся собственниками.
Разобрав вопрос собственности, я бы хотела сделать некоторые выводы:
Во-первых, право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право. Сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством.
Во-вторых, право собственности - совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении этого имущества и его защиту.
В-третьих, все другие лица обязаны воздерживаться от посягательства на имущество собственника, а также от поведения, могущего нарушить право собственника.
В-четвертых, осуществление права собственности не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении своего права собственник обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан и окружающей среде.
В-пятых, владелец вещного права использует его самостоятельно, без посредников и беспрепятственно, осуществляя распоряжение своим имуществом.
Гражданский Кодекс Российской Федерации целиком определяет все стороны права собственности: от приобретения до прекращения права собственности.
Право собственности создает фундамент правового обеспечения проводимой в стране реконструкции экономической системы. Отношения собственности представляют собой правовую основу экономических отношений в период социально-экономических изменений и перехода к использованию рыночных отношений в нашей стране.
Приложение 1.
Схема 1. Формы и виды собственности.
Приложение 2.
Схема 2. Понятие и виды права общей собственности. (ст. 244 ГК)
Приложение 3.
Таблица 1. Сравнительная характеристика права общей долевой и совместной собственности.
Основание для сравнения
Право общей долевой собственности
Право общей совместной собственности
субъект
Граждане, юридические лица и публично - правовые образования
Граждане
Основание возникновения
Закон, соглашение
Закон
Осуществление владения и пользования имуществом
По правилам установленным ГК, по соглашению всех участников, а при не достижении согласия спор решается в суде
Сообща по согласию участников.
Осуществление распоряжения имуществом
По соглашению всех участников. Участник вправе по своему усмотрению продать, подарить или отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возможном отчуждении правил, установленных законодательством.
Основывается на предположении, что все участники заранее согласны на совершение сделки, которая заключается одним из них.
Приложение 4.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 7666/00 от 27 февраля 2002 г.
(извлечение)
ОАО «Боровской завод радиотехнологического оснащения» обратилось в арбитражный суд Калужской области «бюро оценки и технической инвентаризации» и ОАО «Боровской опытный завод специальных материалов» о признании недействительным недействительными регистрации за ОАО «Боровской опытный завод специальных материалов» права собственности на помещения второго этажа производственного корпуса площадью 7153 кв. м и свидетельства о государственной регистрации права собственности от 27.11.98 на указанные помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Калужской области и ЗАО «Трансвок».
Решением от 06.03.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2000 решение изменено. Из мотивировочной части решения исключен вывод о том, что в план приватизации «Боровского опытного завода специальных материалов» включен производственный корпус первоначальной балансовой стоимостью 8577 тыс. рублей, что соответствует извещениям №1 и 6 о передаче сданной в эксплуатацию части площадей производственного корпуса, и что спорный производственный корпус находился в общей долевой собственности сторон, однако размер этих долей сторонами не установлен.
Федеральный Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 05.07.2000 названные судебные акты оставил без изменения.
В протесте предлагается состоявшие по настоящему делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, для строительства ОАО «Боровского завода радиотехнологического оснащения» предприятию «Почтовый ящик А-3877» (дирекция строящегося завода, а с 1984 года - Объединенная боровская дирекция строящихся отраслевых объектов Минпромсвязи) был выделен земельный участок площадью 108,5 гектара.
По актам государственной приемочной комиссии от 30.12.88 и 12.12.89 первый этаж и часть второго этажа производственного корпуса общей площадью 9700 кв. м сданы в эксплуатацию и переданы Боровскому опытному заводу специальных материалов.
По распоряжению Госкомимущества России от 05.04.94 №711-р объединенная боровская дирекция строящихся отраслевых объектов Минпромсвязи реорганизована путем присоединения к Боровскому заводу радиотехнологического оснащения.
Согласно распоряжению Госкомимущества России от 21.06.94 № 1608-р разрешена приватизация Боровского завода радиотехнологического оснащения путем преобразования в Акционерное общество открытого типа и утвержден план приватизации. В перечень объектов, подлежащих приватизации, включено и незавершенное строительство второго этажа производственного корпуса.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Калужской области от 14.11.95 № 362-р утверждены план приватизации и акты оценки Боровского опытного завода специальных материалов. В состав приватизируемого имущества включен производственный корпус.
По заявлению ОАО «Боровского опытного завода специальных материалов» государственным унитарным предприятием Калужской области «Бюро оценки и технологической инвентаризации» 27.11.98 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на административное здание, энергоблок и производственный корпус.
По мнению судов, план приватизации этого завода является достаточным основанием для государственной регистрации права собственности созданного акционерного общества на производственный корпус.
Между тем в заявлении о принесении протеста истец указывает, что строительство Боровского опытного завода специальных материалов велось тремя пусковыми комплексами. Законченные строительством первый и второй пусковые комплексы ввели в эксплуатацию часть производственного корпуса площадью 9700 кв. м и были переданы с баланса истца на баланс ответчика - ОАО «Боровского опытного завода специальных материалов». Третий пусковой комплекс - производственный корпус завода специальных материалов - строительством не завершен и числится на балансе истца, что подтверждается письмом инспекции МНС России по Боровскому району Калужской области от 19.06.01.
Довод истца о том, что спорный объект не включен в план приватизации Боровского опытного завода специальных материалов и находится на балансе истца, имеет существенное значение для рассмотрения данного спора и требует проверки.
Список литературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) (по состоянию на 1 ноября 2005 г).- Москва: Юрайт - Издат, 2005г. (правовая библиотека).
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. - Автор и составитель комментариев А.Б. Борисов. - Москва: Книжный мир, 2001 г.
3. Всеобщая история государства и права: учебник под редакцией профессора К.И. Батыра. Москва, 1998 г.
4. Гражданское право (часть 1): 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. - Ростов - на - Дону: издательский центр «МарТ»,2002 г.
5. Гражданское право. Учебник часть 1. / под ред. проф. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 1998 г.
6. «Вестник высшего Арбитражного суда». Журнал. 2002 год