Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков
. Профилактика криминогенных факторов семейного неблагополучия.2. Нейтрализация криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах.3. Профилактика неблагоприятного влияния на молодежь неформальных микрогрупп отрицательной направленности.4. Улучшение состояния микросреды молодежи в местах лишения свободы.Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье может осуществляться в следующей последовательности:1. Выявление неблагополучных семей.2. Диагностика семейного неблагополучия.3. Осуществление профилактических мероприятий по нормализациимикроклимата в семье.4. Принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей. Выявление семей, где не обеспечивается должное воспитание детей или отсутствуют надлежащие условия жизни и развития несовершеннолетних и молодежи, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников. Среди них можно отметить следующие:* письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;* протоколы задержания сотрудниками милиции несовершеннолетних и молодых людей за различные правонарушения;* административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинские вытрезвители, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и т. д.);* материалы проверки в отношении лиц, совершивших общественно опасные действия, предусмотренные уголовным законодательством, до достижения возраста уголовной ответственности;* материалы уголовных дел в отношении несовершеннолетних; материалы уголовных дел в отношении взрослых, имеющих семью и детей, несовершеннолетних или молодых братьев и сестер;* материалы медицинских учреждений о лицах, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, о несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в вендиспансерах;* материалы бракоразводных процессов в судах; данные паспортных столов, отделов ЗАГС, жилищно-коммунальных хозяйств, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, о семьях, испытывающих сильные материальные затруднения;* данные служб занятости населения о семьях, где оба родителя, имеющие детей, не имеют работы;* специальные анкеты, заполненные конкретными подростками;* оперативные данные.Проведенное авторами в 1999 г. исследование показало, что в отличии от данных прошлых лет, большинство правонарушающих несовершеннолетних проживают в полных семьях.Диагностика семейного неблагополучия осуществляется путем изучения документов, обследования неблагополучной семьи с составлением акта обследования, в котором отражаются количественно-качественные характеристики неблагополучной семьи (число членов семьи, ее материальное положение, жилищные условия, моральный климат в семье, взаимоотношения родителей между собой и с детьми, данные о поведении членов семьи и т. д.) и намечаются пути нормализации обстановки в ней, формы общественно-государственного контроля. Комиссионные обследования проводятся сотрудниками милиции совместно с работниками учебных заведений, представителями местной администрации, комиссий по делам несовершеннолетних, депутатами.Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучных семьях осуществляются в двух формах:1. Воспитательно-предупредительное воздействие.2. Принудительно-правовое воздействие.Воспитательно-предупредительные мероприятия осуществляются в двух уровнях:1. В отношении определенных групп семей (общие меры).2. В отношении конкретной семьи (индивидуальные меры).Субъектам профилактики можно рекомендовать такие апробированные общие мероприятия, как:* организация педагогического всеобуча родителей в учебных заведениях;* выступление перед родителями представителей правоохранительных органов с лекциями и беседами на правовые темы;* создание при кинотеатрах, клубах, Дворцах культуры кинолектория для родителей с тематикой "Дети и закон", "Когда в ответе родители", "Половое воспитание девушек и юношей", "Молодежь и наркомания", "Ответственность несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения" и др.;* выездные открытые заседания судов, комиссий по делам несовершеннолетних с рассмотрением уголовных дел по преступлениям подростков и молодых людей, материалов о лишении родительских прав, с обсуждением в присутствии родителей из семей риска актуальных проблем правонарушений несовершеннолетних и молодежи в микрорайоне, населенном пункте;* организация в микрорайонах, в общественных местах родительского патруля;* организация учебы шефов, оказывающих методическую помощь неблагополучным семьям и осуществляющих контроль над ними.Общие воспитательно-профилактические мероприятия довольно разнообразны и не ограничиваются предложенным выше перечнем. Потому необходимо постоянно изучать практику, искать новые формы работы, распространять положительный опыт.Столь же многообразны индивидуально-профилактические меры. Однако последние должны выбираться с учетом конкретной характеристики той или иной неблагополучной семьи, с учетом диагностики степени семейного неблагополучия. При этом на каждую отдельную неблагополучную семью субъектом профилактики разрабатывается план индивидуальных мероприятий, краткий перечень которых может быть таким:* изучение родителей по месту работы и жительства, возможностей влияния на них коллектива;* подбор и закрепление шефа из числа авторитетных лиц (депутатов, учителей, работников правоохранительных органов, молодежных организаций и других);* посещение семьи на дому;* приглашение родителей (в зависимости от обстоятельств и с несовершеннолетними, и взрослыми детьми) для индивидуальной беседы в подразделениях органа внутренних дел;* обращение с ходатайством в соответствующие учреждения об оказании конкретным семьям материальной, финансовой помощи, помощи в трудоустройстве, обеспечении жильем и т. д.Когда воспитательно-профилактическая работа, несмотря на принятые исчерпывающие меры, не дает положительного результата или когда деградация семьи достигла непосредственно угрожающей физическому и психическому здоровью детей степени и требуется безотлагательная их защита, а также в предусмотренных законом случаях применяются принудительно-правовые меры воздействия на родителей и лиц, их заменяющих. Субъекты профилактики располагают достаточно широким арсеналом таких мер. Законодательством предусмотрена правовая ответственность нерадивых родителей (вплоть до уголовной) за преступное или просто безответственное их отношение к воспитанию детей.Изучение практики нейтрализации криминогенных факторов в школе и в трудовых коллективах показывает, что указанное направление деятельности субъектов профилактики значительно актуализировалось. Характеристика микросреды в учебных и трудовых коллективах за последние годы значительно ухудшилась. У учащейся и работающей молодежи теряется интерес к школе, к массовым профессиям людей труда. В школьных и трудовых коллективах обостряются межличностные отношения. Растет взаимное непонимание между учителями и учениками, преподавателями и студентами, руководителями и рабочей молодежью. Часто возникающие конфликтные ситуации подростки и молодежь пытаются разрешить силовыми методами, а потребность в общении компенсируется установлением связей в педагогически запущенных неконтролируемых группах.Выборочное изучение проблемы насилия было проведено в шести школах города Ростова-на-Дону (анонимное анкетирование 513 учащихся 4 - 11-х классов), расположенных в районах и микрорайонах различной степени криминальной зараженности. Возраст опрошенных -- от 10 до 17 лет, 47 % -- лица мужского пола, 52 % -- женского.27 % респондентов указали, что подвергались насилию, из них 39 % -- один раз, 23 % -- два раза и 32 % -- более двух раз.Формы насилия распределились следующим образом: вымогательство денег -- 47%, избиение -- 34%, издевательство -- 18%, вымогательство вещей -- 13 %, насилие над личностью (вербальное) -- 9 %, попытка изнасилования -- 6 %, изнасилование -- 1 % (последние две цифры, в силу известных обстоятельств, даже при анонимной форме опроса далеко не отражают реальное состояние проблемы).Насильники, как правило, -- это старшеклассники (34 %), чаще из числа "чужих" (45 %), т. е. учеников других школ или иных учебных учреждений, в первую очередь ПТУ, а также нигде не работающих и не учащихся подростков.Действуют насильники в основном группой (60 % случаев); в одиночку -- лишь 24 %.Насилие, как правило, сопровождается угрозой с помощью ножа (19 %), кастета (5 %), огнестрельного оружия (4 %), а также газового пистолета или баллончика, нунчак, металлических палок, цепей, палок и т. д.Более трети опрошенных (37 %) никому не рассказали о том, что с ними случилось, т. к. "не верят, что им помогут" (22 %) или считали, что "будет еще хуже" (11 %).Из тех, кто решился рассказать о своей беде, доверилось родителям 42 %; друзьям, товарищам -- 53 %, учителям -- 4 %, представителям милиции (в основном ОПППН) -- 4 %.Важно подчеркнуть, что знают о фактах насилия в своей среде 73 % опрошенных школьников.При этом наблюдали это явление или являлись его свидетелями -- 19 % респондентов, 41 % учащихся узнали об этом от своих друзей и товарищей, 30 % -- от родителей и лишь 10 % -- от учителей. Только 11 % опрошенных указали, что знают о проблеме благодаря средствам массовой информации.Более половины респондентов (58 %) подчеркнули, что не чувствуют себя защищенными от насилия, и лишь 36 % ответили положительно (однако почти треть из них просто надеется на свои кулаки, замкнутый образ жизни и т. д.). 32 % учащихся ответили -- "все вместе", милиция -- 35 %, сами школьники -- 24 %, родители и учителя (по 9 %).Симптоматично, что при этом 54 % опрошенных самым эффективным способом борьбы с насилием считают установление постоянных постов милиции в школе. Серьезный аргумент в пользу введения должности школьного инспектора милиции.Анализ проблемы по половому признаку показал, что среди жертв насилия мальчики (юноши) составляют более двух третей, хотя менее защищенными считают себя девочки (девушки).В целом исследование выявило не только крайнюю серьезность проблемы, но и повышенную тревожность и ожесточенность детей и подростков.Пессимистов среди опрошенных, по отношению к возможному положительному изменению ситуации, явное большинство, а "оптимисты", в большинстве случаев это те, кто верит в себя (в свою силу, имеющиеся средства самозащиты), в своих старших братьев или "крутых" друзей.Большинство опрошенных, особенно среди старшеклассников, не только достаточно четко представляют себе состояние проблемы, ее основные причины, но и предлагают пути борьбы с этим явлением и его предупреждения.В обобщенной форме эти предложения сводятся к следующему: обучать детей и подростков способам самозащиты, умению правильно (грамотно) вести себя в соответствующих обстоятельствах, больше внимания уделять повышению культуры и нравственности (ввести уроки "что такое хорошо, и что такое -- плохо"), особое внимание уделять детям из малообеспеченных семей и т. д.Исследование не только подтвердило серьезность проблемы насилия среди детей и подростков (в том числе и за пределами школы), но и настоятельную необходимость принятия неотложных и действенных мер реагирования государства и общества.Сотрудникам органов внутренних дел -- ОПППН, участковым инспекторам и другим необходимо постоянно изучать процессы, происходящие в молодежной среде в школах и трудовых коллективах, находящихся в зоне обслуживания, наладить соответствующий учет коллективов, в которых складывается неблагоприятная обстановка, применять весь арсенал имеющихся профилактических мер (как общего, так и индивидуального характера) для ее нормализации. От сотрудников уголовного розыска требуется наращивать оперативные позиции в таких коллективах. Руководителям органов внутренних дел в городах, районах и области необходимо систематически рассматривать на коллегиях, оперативных совещаниях вопрос о состоянии оперативной обстановки и профилактической работы в расположенных на обслуживаемых территориях школах, ОПТУ, вузах, предприятиях и организациях. Требуется обеспечить обмен информацией между различными подразделениями по указанным вопросам, вносить представления в соответствующие вышестоящие учреждения образования, комитеты и министерства.Широкую распространенность в подростковой и молодежной среде получили сегодня неформальные группы с отрицательной направленностью. В них господствует бесцельное времяпрепровождение, сопровождающееся пьянством, употреблением наркотиков, азартными играми, учинение хулиганских действий, насилием над отдельными членами группы, совершением правонарушений и преступлений. Последнее является, прежде всего, результатом неосознанной реакции молодежи на резкий рост общественных противоречий. Большинство таких групп возникает по месту жительства молодых людей для совместного проведения досуга, на базе класса, общежития, двора, квартала и т. д. Неорганизованность досуга, отсутствие социального контроля, слабая профилактическая работа приводят к тому, что часть групп, особенно те, в которых появляется ранее судимый лидер, переориентируется в криминально-правонарушающую, со своей субкультурой, системой взаимоотношений. В них вовлекаются неискушенные подростки, девочки из неблагополучных семей, в отношении которых совершается насилие, разврат и которых привлекают к совершению преступлений. Существуя длительное время (по нашим данным, от 6 месяцев до двух лет) и оставаясь при этом невыяв-ленными, такие группы начинают объединяться и тяготеть к организованным преступным структурам.Анкетирование несовершеннолетних, состоящих на учете в ОПППН в Ростовской области (гг. Ростов-на-Дону, Волгодонск, Цимлянск), показало, что большинство (59,3 %) совершали преступление (правонарушение) в группе. Состав группы свыше 4-х человек указали 39 % опрошенных. Почти половина (46,7 %) таких групп имеет явного лидера. На возможность выхода из группы указали 54,8 % респондентов.Большинство групп несовершеннолетних правонарушителей (60 %) состоит из несовершеннолетних мужского пола. Смешанные по полу группы составляют 21,2 %.Большая часть опрошенных привлекалась к уголовной ответственности по ст. 158 и 228 УК РФ. Наблюдается тенденция омолаживания членов преступных групп. В возрасте 12--14 лет в них состояло 28,9 % несовершеннолетних. На момент совершения преступлений (правонарушений) учились в средней школе 62,2 %, учились в ИГУ (лицее) -- 21,5 %, работали -- 3,7 %, нигде не работали и не учились -- 11,9 %. Таким образом, сравнивая аналогичные данные прошлых лет, можно сделать вывод о тенденции роста преступности среди учащихся средней школы.Отрицательное влияние неформальных групп на подростков и молодежь невозможно пресечь их изоляцией от группы, поскольку последняя обеспечивает им необходимый социальный и эмоциональный комфорт. В литературе предлагаются различные пути разрешения этой проблемы. Наиболее рациональной и приемлемой нам представляется точка зрения О. Б. Лыся-гина,1 который видит три варианта решения:1) отрыв молодого человека от криминогенной среды с одновременным включением его в среду положительную;2) переориентация криминогенной среды (группы) на общественно полезную, позитивную основу;3) расформирование подростковых (молодежных) групп, деятельность которых отражает их антиобщественную направленность.Остановимся на приемах и методах воздействия на группу в целом.1. Самый распространенный метод --разобщение. Он состоит в том, что участники групп определяются в различные учебные заведения или устраиваются на различные предприятия.Одновременно проводятся беседы с родителями о том, чтобы они не разрешали ребятам общаться друг с другом. Иногда организатор группы и наиболее активные её участники направляются в СПТУ и СШ, можно использовать временное направление на 15 суток в ПРИ.Нужно иметь в виду, что при неудачной попытке разобщения связи между подростками нередко укрепляются, и их поведение может уже носить выраженный антиобщественный характер.2. Другой способ -- переориентация. Суть его в том, что группа в основном сохраняет свой состав, но её направленность меняется с помощью профилактических мер, применяемых в отношении всей компании в целом.Воспитательное воздействие на каждого участника осуществляется посредством влияния на группу.Причем известны методы, когда воздействие на группу ведется не только путем личного воздействия работниками милиции, но и косвенным путем через педколлективы и общественность. В отношении других приемов можно остановиться на следующих:1. Переориентации группы с помощью лидера -- путем воздействия через него на группу.Для этого необходимо выявить вожаков (считается, что существование вожаков в группе закономерно, причём с устранением одного лидера его место занимает другой).2. Можно переориентировать группу и введением нового лидера из числа общественности. Влияние старого естественно уменьшается. Нужно иметь в виду, что все варианты переориентации основаны главным образом на некритическом отражении участниками группы того влияния, которое на них оказывают лидеры и наиболее стойкие участники.В настоящее время проблема лидерства является одной из самых серьезных.Дело в том, что лидер в школе и лидер на улице -- совершенно разные люди. Некоторые несовершеннолетние, обладающие организаторскими способностями, становятся вожаками уличных стихийных компаний. В школах, попадая в разряд "трудных", отстраняются от лидерства. В других случаях сами не хотят занимать командные должности. Особенно, если в активе -- в основном девочки.Таким образом, пока будет существовать такое ненормальное положение, будут нежелательные формирования в среде несовершеннолетних.Невольное сопротивление этому процессу усиливает у лидера, как уже было сказано, потребность участвовать в группе сверстников одного пола. Следовательно, выход в расширении мальчишеских компаний, контролируемых взрослыми (кружки, секции, службы, лагеря).Включение всех или нескольких участников в другой коллектив с иной полезной направленностью (кружок, лагерь) и будет следующим третьим приемом переориентации группы.К сожалению, работники наших ОГГПН не всегда придают значение и умело используют досуг несовершеннолетних в перевоспитании (в нравственном развитии, изжитии вредных привычек поведения в целом).Следует помнить, что подростки-правонарушители всегда любят живое дело и не терпят монотонности. Им присущи такие качества, как:а) общительность;б) жажда исследования (отсюда легко возбудимое любопытство, вопросы);в) стремление к созиданию из ничего, дополняя недостающее воображением;г) инстинкт творчества (стремление проявлять себя, фантазия);д) инстинкт подражания.Суммируя изложенное, можно сформировать требования, которым должен отвечать коллектив, способный переориентировать группу несовершеннолетних.Его деятельность должна быть полезной, увлекательной и интересной при соблюдении принципов самостоятельности, активности и творчества, удовлетворяющих несовершеннолетнего.Какие же меры индивидуальной профилактики можно применить к участникам групп? Мы неоднократно обращали ваше внимание на то, что профилактическое воздействие на группу не означает отказа от индивидуальной работы с каждым её членом.Более того, воздействие на группу только тогда оказывается эффективным, когда затрагивает индивидуально каждого участника.Нужно помнить, что все применяемые средства индивидуальной профилактики можно рассматривать как мероприятия по предотвращению групповой преступности несовершеннолетних.В работе с несовершеннолетними, входящими в группы, необходимо:1. Изучить их индивидуальные особенности, мировоззрение, интеллект, психическое состояние, нравственные качества. Если первые индивидуальные особенности позволяют правильно планировать профилактическую работу, то последнее позволит судить о готовности к исправлению. Важно установить собственное мнение подростка к противоправному поведению, носит ли оно характер раскаяния, отличается безразличием или подросток бравирует своими поступками.2. Нужно учитывать конкретные обстоятельства, которые способствовали противоправному поведению и создают трудности в перевоспитании.3. Установление психологического контакта между правонарушителем, родителями и работниками милиции.4. Неотвратимость наказания.Безнаказанность способствует укреплению групповой солидарности, которая довлеет над каждым участником и может свести на нет эффективность воспитательных усилий.И напротив, применение к виновным нужных санкций создает необходимые предпосылки индивидуальной профилактики.5. Очень важна правильная избирательность профилактических приемов, так как одни и те же меры воздействия могут вести к противоположным результатам. Наиболее часто используются в профилактике индивидуальные беседы.Беседы можно разделить на две группы:1. Поискового характера. В ней важно определить причины плохого поведения подростка, характер его взаимоотношений с участниками группы, занимаемое положение, иными словами, работник осуществляет поиск различных обстоятельств, знание которых помогает выработать конкретные способы индивидуального воздействия.2. Профилактического характера, проводимые путем убеждения, внушения, предупреждения.Проведенные проверки работы ОППН свидетельствуют, что индивидуальные беседы часто носят односторонний характер, проводятся преимущественно в связи с совершением правонарушения, тогда как беседа профилактического характера строится на основе собранной информации и предполагает воспитательное воздействие.Зачастую не учитывается положение подростка в группе. Другие члены группы, узнав о вызове на беседу, настораживаются. Иногда могут быть полезны беседы со всеми участниками сразу. Здесь важно выбрать правильно место проведения, время, определить лиц, участвующих в беседе, родителей, членов педколлектива. Готовность к беседе во многом зависит от осведомленности тех, кого вызывают. Надо расположить участников к откровенному разговору. То, о чём каждый в отдельности боялся рассказать, говорят все, такая откровенность может способствовать переоценке своего поведения, способности исправляться.Немаловажное значение имеет помощь родителям. Очень важно, чтобы работник ОППН стремился к установлению контакта с родителями. К сожалению, эти контакты сводятся к предъявлению различных претензий. Иногда, действительно, родители хотели бы правильно воспитывать детей, но у них не получается. В этих случаях надо организовать консультацию.В отношении нерадивых родителей нужно принимать соответствующие меры, понуждающие их изменить отношение к детям.Изучение групповых дел показало, что сотрудники ОППН не знают, что должно находиться в других оперативно-поисковых делах.Необходимая документация:1. Опись документов, находящихся в деле.2. Постановление о необходимости заведения дела.3. План мероприятий.4. Избранный метод разобщения, переориентации, силы и средства участвующих в этом.5. Характеристика группы (аморфная, ситуационная, имеется ядро, наиболее активные участники, прогнозированные группы).6. Список участников группы.7. Распределение ролей между участниками группы.8. Излюбленные места сборищ.9. Фотоснимки участников группы.10. Схема связей участников группы.11. Схема мест сбора участников группы.12. Сведения о лицах, непосредственно отвечающих за воспитание подростка.13. Другие лица, способные положительно повлиять на группу.14. Характеристики на группу, полученные с места учёбы, работы.15. Мероприятия, проводимые с группой.16. Работа участкового инспектора с группой.Такова краткая характеристика мероприятий, проводимых с группой несовершеннолетних.Теперь о смешанных группах.Согласно статистическим данным, в каждом 2--4-м групповом преступлении участвуют лица, достигшие 18 лет. Участие взрослых всегда сильно влияет на характер противоправных действий, совершаемых группами подростков. Исследования показали, что если срок существования подростковых групп 1--2 и более месяца, а смешанных групп более короткое время, то это свидетельствует о случайности их возникновения и отсутствии постоянных связей между участниками. Различие между группами подростков и смешанными группами невелико. В смешанных группах участвуют взрослые 18--20-летнего возраста. Всегда ли в группах с участием взрослых организатором является один из них? Оказывается -- нет. В большинстве таких групп лидерами являются несовершеннолетние.Таким образом, взрослые 18--20-летнего возраста ничем не отличаются от несовершеннолетних. Видимо, не столько возраст, сколько уровень развития, степень деморализации, личные качества определяют положение участника в группе. Нужно заметить, что если группы подростков с участием 18 -- 20-летних взрослых, как правило, организуются на основе товарищеских компаний, то группы, в которые входят люди более старшего возраста, чаще образуются непосредственно для совершения преступления.Участие лиц старшего возраста делает группу более организованной, стимулирующей её на совершение других противоправных действий, а сам лидер рассчитывает на подчинение подростка, присвоение похищенного и главное -- на избежание ответственности.Итак, 18--20-летние взрослые в группах подростков могут быть как рядовыми участниками, так и организаторами, а еще чаще -- исполнителями. Причем возраст их не имеет решающего значения в группах, не определяет роль. Взрослые, которые значительно старше, как правило, выступают организаторами преступлений и подстрекателями. Об этом всегда нужно помнить сотрудникам, работая над разобщением групп, в которые входят взрослые и несовершеннолетние.Специально-криминологические меры в данном случае должны быть тесно связаны с общесоциальными мерами -- созданием соответствующей индустрии досуга, совершенствованием деятельности учреждений культуры и спорта, других досуговых учреждений. Думается, что ошибкой будет ставка только на пассивные (созерцательные), а не активные формы досуга.Зарубежная практика свидетельствует о том, что в странах, где благополучно обстоит дело с молодежной преступностью, значительное внимание государством уделяется работе по месту жительства молодежи.Параллельно должна осуществляться и индивидуально-профилактическая работа с трудными подростками, криминально настроенными молодыми людьми, входящими в неформальные группы отрицательной направленности, их лидерами. Подчеркивая значение личности в генезисе преступного поведения, Н. Ф. Кузнецова справедливо отмечает, что "никакая профилактическая работа, как бы ею ни оздоравливалась среда, не может считаться завершенной, пока в сознании профилактируемых общностей и отдельных лиц присутствуют криминогенные потребности, интересы и мотивы".Целенаправленная воспитательная работа должна содействовать переориентации криминогенных досуговых групп подростков и молодежи. Дальнейшая легализация неформальных объединений позволит контролировать поведение "неформалов", воздействовать на их мотивацию, разрушить антиобщественные установки. Установление постоянных контактов с лидерами неформальных молодежных групп отрицательной направленности позволит проводить активную предупредительную работу по недопущению с их стороны действий, нарушающих правопорядок. Выявление таких групп по месту жительства, своевременная постановка на учет, активная оперативная работа в отношении них создадут возможности для пресечения совершения ими хулиганств, краж, грабежей, разбойных нападений и других преступлений.Работа по месту жительства является одной из актуальных задач в системе специальной профилактики преступности молодежи. Являясь малоизученной проблемой, она требует дальнейшего исследования роли микросреды в механизме формирования личности молодых преступников. Предупреждение стихийного влияния отрицательной микросреды -- одна из важнейших задач всех субъектов профилактики преступности среди несовершеннолетних и молодежи
Заключение
В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее:
В настоящей книге рассмотрен широкий круг научно-практических проблем, возникающих как в различных отраслях психолого-педагогического знания, так и в различных сферах превентивной практики, социальной и коррекционно-реабилитационной работы.
При этом часть проблем, связанных с диагностикой и коррекцией детско-подростковой дезадаптации, лишь обозначены и требуют своей дальнейшей, более углубленной научной проработки и апробации в опытно-экспериментальной работе. В настоящее время такая работа начала активно осуществляться как на практике, так и в различных научных коллективах. Так, в частности, для этих целей в 1991 году Комитетом по делам семьи и демографической политике и Министерством образования Российской Федерации был учрежден ВНИК "Государственная система социальной помощи семье и детству", которому удалось объединить усилия многих практически ориентированных ученых и практических работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Белгорода, Воронежа, Ростова, Челябинска. Диагностико-коррекционные и социальные программы, разрабатываемые ВНИКом, получили свое внедрение и апробацию в школах с классами коррекционного и компенсирующего обучения, в центрах социально-педагогической реабилитации, на факультетах социальной работы.
Работа опытно-экспериментальных площадок ВНИКа показывает" что вооружение практиков, учителей, психологов, социальных педагогов и работников превентивным психологическим знанием позволяет более эффективно осуществлять профилактические функции, основанные на психолого-педагогической поддержке и помощи детям и семьям группы риска, проведении специальных коррекционно-реабилитационных программ в условиях школьного учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической организации воспитывающей среды.
Внедрение этих программ в широкую практику сопряжено с созданием и развитием специальной социальной индустрии, включая разработку и издательство научно-методической литературы, подготовку и переподготовку как специалистов-практиков" так и преподавателей высших учебных заведений, создание практических центров социальной и социально-психологической помощи.
Функции по внедрению научно-практических программ ВНИКа "Государственная система социальной помощи семье и детству" взял на себя Консорциум "Социальное здоровье России", который учредил специализированное издательство и специализированное периодическое издание "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", а также открыл Центр психосоциальной работы, начал осуществление обученческой программы, приступил к внедрению программ социальной и коррекционно-реабилитационной работы на различных территориях России.
Поддерживая контакты с разными территориями и регионами, нам приятно констатировать тот факт, что заметно растет интерес к данной проблеме и понимание необходимости профессионального подхода к ее решению у представителей управленческого звена как на государственном, так и муниципальном уровнях.
Этому также способствует открытие почти в шестидесяти вузах России факультетов и отделений по подготовке социальных работников. Хочется надеяться, что объединенные усилия ученых, практических работников, представителей управленческих структур и органов власти позволят России перейти от карательной превентивной практики к комплексу мер социальной и психолого-педагогической поддержки и помощи семьям, детям, подросткам как главному условию предупреждения и коррекции детско-подростковых девиаций.
Библиографический список
1. Аванесов Г. А, Криминология и социальная профилактика. - М.: Академия МВД СССР, 2000,- 526 с.
2. Алексеев С. А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. -Л., 2000. - 18с.
3. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УрГУ" 2002. - 150 с,
4. Алемаскин МЛ. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1999. - 42 с.
5. Антонян Ю. М., Бородин Р. В, Преступность и психические аномалии. - М.: Наука, 2002. - 207 с.
6. Антонян Ю. М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственно-га преступного поведения. - М.: ВНИИ МВД СССР, 2003, - 78 с.
7. Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. - Ереван: Луис, 2000. - 254 с.
8. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003, - 104 с.
9. Аувяэрт Л. И. Роль семьи и сверстников в правовой социализаци несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. - М., 2001. - 24с.
10. Беличева С. А. Этот "опасный" возраст, - М.: Знание, 2002. - 94с.
11. Беличева С. А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2003. - 129 с.
12. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И. П. Лановенко. - Киев: Наук. думка, 2001.
13. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 2000. - 207с.
14. Гернет М. И. Социальные факторы преступности. - М., 2001. - 203 с.
15. Данилин Е. М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. канд. дисс. - М., 2000. - 21 с.
16. Игошев К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. - Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 2003. - 160с.
17. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия: Автореф. канд. дисс. - М., 2000. - 26 с.
18. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 2002. - 176 с.
19. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Наука, 2002. -303с.
20. Курбатова Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс. - Л., 2001. - 25с.
21. Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. - М.: Наркомюст, 1999.
22. Тард Г. Преступник и преступление. - М., 2002.
23. Яковлев A. M. Теория криминологии и социальная практика. - М.: Наука, 2001. -247с.
24. Алексеева Л, С, Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников, - М., 1999. - С 140-152,
25. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество, -Л., 2001. - С. 145 - 167.
26. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 2001. - С. 15 - 26.
27. Беличева С. А. В какую семью спешить инспектору // Сов. мил. - 2002. - № 7. - С. 56 - 58.
28. Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. - 2002. - Т. 8 - № 6. - С. 36 - 40.
29. Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 2002. - С. 239 - 250,
30. Лебедев А, В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2001. - С. 47-58.
31. Ратинов А. Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1999. - С. 3 - 33.
32. Стручков Н. А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1999. -С. 39-48.
33. Фелинская Н. И. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних в судебном-психиатрическом аспекте // Судебно-медицинская экспертиза. - Вып. 1. - М., 2002. - С. 40 - 43.