Содержание режима в местах лишения свободы. Воспитательные колонии
Содержание режима в местах лишения свободы. Воспитательные колонии
18
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Содержание режима в местах лишения свободы. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
1.1 Содержание режима в местах лишения свободы
1.2 Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
2. Воспитательные колонии: назначение, условия, порядок исполнения наказания
Литература
1. Содержание режима в местах лишения свободы. Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
1.1 Содержание режима в местах лишения свободы
В уголовно-исполнительном законодательстве под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ). Значение законодательного определения режима состоит в том, что оно четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания.
Основными задачами этого института являются обеспечение:
1) охраны и изоляции осужденных;
2) надзора за осужденными;
3) правового положения осужденных: исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов;
4) личной безопасности осужденных и персонала.
Режим в исправительных учреждениях - это порядок реализации условий отбывания осужденными наказания, а также кары. В этом смысле его значение следует понимать двояко: как порядок отбывания наказания осужденными и как порядок исполнения наказания администрацией исправительного учреждения. Режим отбывания наказания - это твердо установленный распорядок жизни, труда, учебы и отдыха осужденных к лишению свободы, а также порядок реализации условий отбывания наказания. В основе режима отбывания наказания лежит система определенных обязательных правил, регулирующих поведение осужденных. Режим исполнения наказания - это порядок деятельности администрации по организации распорядка дня осужденных, обеспечению условий их содержания (предоставление свиданий, получение посылок, приобретение продуктов питания и пр.), осуществлению охраны осужденных и надзора за ними, проведению обысков, определению осужденных на работу и в школу и т. д.
Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены как осужденные, так и администрация исправительных учреждений. Суть отношений между ними при реализации норм режима заключается в том, что администрация этих учреждений имеет право требовать от осужденных исполнения ими обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, а осужденные должны их исполнять.
Содержание режима лишения свободы определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся: 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.
Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений. Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Минюстом России и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные нормы, основная задача которых -- детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.
Важное значение для реализации режима исполнения наказания имеет нормативное обеспечение использования осужденными своих прав и выполнения, возложенных на них обязанностей, так как декларирование субъективных прав само по себе не создает условий для их использования. Поэтому многие статьи УИК РФ, а также все нормы Правил внутреннего распорядка определяют порядок реализации прав осужденных. Так, ст. 96 УИК РФ устанавливает условия и порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения, т.е. определяет материальные нормы и процедуру их применения. Статьи 89 и 92 УИК РФ предусматривают право осужденных на свидания и телефонные переговоры, соответственно в Правилах внутреннего распорядка определена процедура предоставления свиданий и телефонных разговоров. То же самое можно сказать о праве осужденных на получение подток, передач, бандеролей (ст. 90 УИК).
Такие же правила действуют в отношении выполнения осужденными своих обязанностей. За нарушение требований режима к ним применяются меры взыскания (ст. 115 УИК РФ), а в предусмотренных законом случаях - физическая сила, специальные средства и оружие (гл.V Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»).
Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или на прилегающих к ним территориях. На территории исправительных учреждений могут находиться различные категории граждан. УИК РФ перечисляет многие из них: священнослужители (п. 4 ст. 14); судьи (ст. 20); прокуроры (ст. 22); представители общественных объединений (ст. 23); депутаты; представители средств массовой информации, (ст. 25); лица, прибывшие на свидание с осужденными (ст. 89); лица, оказывающие юридическую помощь осужденным (ст. 89); вольнонаемный персонал исправительных учреждений и предприятий, где работают осужденные, и т.д. Все они обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним применяются установленные меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственные и иные объекты исправительных учреждений; к лицам, прибывшим на свидания, могут быть приняты меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому они имеют право требовать соблюдения Правил внутреннего распорядка, применять меры принуждения, составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 14).
1.2 Особенности правового положения лиц, отбывающих лишение свободы
Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания. См.: Селиверстов В.И., Филимонов О.В. Правовое положение осужденных. М., 1997. С.11.
Их всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, боле всего изменяет жизнь лица, совершившего преступление, наказание в виде лишения свободы. Именно поэтому из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы. Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназначенные для этого государственные учреждения, а их правовое положение определяет соответствующее содержание. Лишение свободы кардинально меняет образ жизни осужденного. С момента прибытия в исправительное учреждение его поведение детально регламентируется.
Основы правового положения осужденных, в том числе отбывающих лишение свободы, изложены в ст. 10 УИК РФ. Впервые в истории нашей страны на законодательном уровне урегулированы принципиальные положения, закрепляющие правовой статус лиц, отбывающих наказания. Значимость их такова, что законодатель объединил посвященный этим вопросам нормативный материал в самостоятельную главу УИК РФ. В частности, в ч. 2 ст. 10 УИК РФ устанавливается, что статус гражданина Российской Федерации является основополагающим, а затем на его основе посредством ограничений и изъятий, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, определяется правовое положение осужденного. В указанной статье подчеркивается, что любые ограничения общегражданского статуса могут устанавливаться только законом.
В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.
Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. контроля. Таким образом, субъективное право осужденного следует определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России. М., 2005. С.120.
Статья 11 гл. 2 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей. Четыре из шести статей главы не случайно посвящены правам осужденных, порядку и гарантиям их осуществления, поскольку одной из важнейших задач уголовно-исполнительного законодательства, как установлено в ст. 1 УИК РФ, является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Многие из перечисленных прав относятся к естественным правам человека и гражданина и конкретизируют соответствующие конституционные права и свободы применительно к статусу осужденного. Относительно правового положения осужденных к лишению свободы можно констатировать, что большинство прав, законных интересов и обязанностей содержится в нормах, регулирующих конкретные вопросы исполнения наказания, и классифицируется в соответствии с закрепленными в ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления на четыре группы: относящиеся к сферам режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, общего образования и профессиональной подготовки. В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, значительная часть относится к сфере режима, играющего роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
Что касается конституционных обязанностей, то большинство из них распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан. Это, например, относится к обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду (ст. 57, 58 Конституции РФ). Исключение, согласно ст. 23 Федерального закона от 12 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 29 июня 2004 г.), составляет обязанность нести военную службу (ст. 59 Конституции РФ), которая не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста и лишения свободы. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию РФ и иные законы (ст. 15 Конституции РФ) детализируется в ст. 11 УИК РФ. Помимо обязанности соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации, осужденным вменяется в обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.
Конкретизация может осуществляться не только уголовно-исполнительным, но и иным законодательством, а также подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами. Подробной детализации на ведомственном уровне подвергнуто конституционное право на обращения в государственные и иные органы, которому посвящен § 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Учитывая важность данного права для обеспечения статуса осужденных, не только законодатель, но и ведомство, одной из основных задач которого является исполнение наказаний, постоянно совершенствуют изданные ими нормативные акты. Так, для усиления обеспечения права осужденных к лишению свободы на обращения приказом Минюста России от 8 июля 2002 г. № 191 в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений внесены изменения, согласно которым все ответы, поступающие по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, не позднее чем в трехдневный срок под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.
Специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, поэтому основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение). Осужденным разрешается: приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст. 89 УИК РФ); получать посылки, передачи и бандероли (ст. 90 УИК РФ); вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст. 91 УИК РФ); осуществлять просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст. 94 УИК РФ); приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст. 95 УИК РФ) и т. д. Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Содержанием наказания в виде лишения свободы обусловлены и специальные обязанности осужденных, как-то: вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим исправительные учреждения, а также к другим осужденным; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ст. 11 УИК РФ); носить одежду установленного образца (ст. 82 УИК РФ); соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; по установленному образцу застилать постель; соблюдать правила личной гигиены; носить на одежде установленного образца нагрудные и нарукавные знаки; в тюрьмах, помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах выходить на прогулку (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Осужденные обязываются подвергаться обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а вещи, посылки, передачи и бандероли - досмотру (ст. 82, 90, 91 УИК РФ).
Обязанности осужденных к лишению свободы устанавливаются и при помощи такого способа правового регулирования, как запреты. Осужденным, в частности, запрещено: вести телефонные разговоры с осужденными, находящимися в других исправительных учреждениях (ст. 92 УИК РФ); получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, издания порнографического характера, а также подписываться на них (ст. 95 УИК РФ); нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений; наносить себе и другим лицам татуировки; употреблять жаргонные слова; играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды; подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны; оставлять без разрешения администрации рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений); хранить или пользоваться запрещенными вещами, предметами и продуктами питания, перечисленными в Перечне (приложение № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений).
2. Воспитательные колонии: назначение, условия, порядок исполнения наказания
Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправительных учреждений, так как они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях является несовершеннолетие правонарушителей, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми преступниками условий содержания, а с другой -- открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе.
Согласно ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет, кроме лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Последней категории несовершеннолетних, а также всем остальным несовершеннолетним -- на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года.
Порядок исполнения наказания в воспитательных колониях организуется таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно осуществлять воспитательное и педагогическое воздействие на несовершеннолетних, их образование и профессиональную подготовку. На обеспечение этих задач нацелен режим отбывания наказания в воспитательных колониях. Режим в местах лишения свободы проявляется как разновидность правопорядка. Роль режима заключается не только в обеспечении реализации правоограничений, установленных законодательством, но и в определении правил поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительного процесса, нормализации любой их деятельности. Такое методологическое понимание режима характерно и для воспитательных колоний, где он, будучи основным средством исправления, создает необходимые предпосылки для применения к осужденным иных мер исправительного воздействия, предупреждения преступлений и правонарушений в местах лишения свободы.
Рассматривая режим как правопорядок исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних, можно выделить несколько групп его требований (в зависимости от субъектов, а также осуществляемых мероприятий). Это требования, обращенные, с одной стороны, к персоналу воспитательных колоний, с другой - к несовершеннолетним осужденным. Кроме того, различаются режимные требования при осуществлении в воспитательных колониях различных мероприятий исправительного и воспитательного воздействия.
Уголовно-исполнительный кодекс максимально дифференцирует условия отбывания лишения свободы несовершеннолетними. В воспитательных колониях, в отличие от иных видов исправительных учреждений, определено не три (обычные, облегченные и строгие), а четыре вида условий отбывания лишения свободы - обычные, облегченные, льготные, строгие, где дифференцированно реализуется различный объем правоограничений.
Вновь поступившие в воспитательную колонию осужденные помещаются в обычные условия отбывания наказания, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания (ч. 2 ст. 132 УИК РФ). Также в обычные условия в процессе отбывания наказания могут переводиться несовершеннолетние осужденные из облегченных, льготных (в случае нарушений режима) или строгих условий отбывания наказания (если они зарекомендовали себя положительно).
В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее шести месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные. Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания (п. 3 ст. 132 УИК РФ).
При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся в соответствии с ч. 4 ст. 132 УИК РФ из обычных условий отбывания наказания в облегченные: а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин -- по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях; б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, -- по отбытии шести месяцев в обычных условиях.
Для подготовки к условно-досрочному освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Эти условия предусмотрены только в воспитательных колониях с тем, чтобы создать обстановку, способствующую социальной адаптации, предупреждению рецидива после освобождения осужденного из исправительного учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания (п. 8 ст. 132 УИК РФ). Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.
Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов следующие. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режимов в обычных условиях, проживают в общежитиях. В соответствии с ч. 1 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 60 % МРОТ; б) иметь 6 краткосрочных свиданий и 2 длительных свидания в течение года; в) получать 8 посылок или передач и 8 бандеролей в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. В соответствии с ч. 2 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 120 % МРОТ; б) иметь 12 краткосрочных свиданий и 4 длительных свидания в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания могут проходить за пределами воспитательной колонии; в) получать 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации данной колонии. В соответствии с ч. 3 ст. 133 УИК РФ им разрешается: а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения; б) пользоваться деньгами; в) получать посылки, передачи и бандероли без ограничения; г) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также 6 длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии; д) носить гражданскую одежду.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. В соответствии с ч.4 ст.133 УИК РФ им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 30 % МРОТ; б) получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года; в) иметь 4 краткосрочных свидания в течение года.
Литература:
Нормативно-правовые акты:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ / Собрание законодательства РФ. - 13.01.1997, N 2, ст. 198 ( с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.02.2010 N 16-ФЗ /Собрание законодательства РФ - 22.02.2010).
2. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений // Приказ Министерства юстиции России от 3 ноября 2005 г. № 205. (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009)
Основная литература:
1. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред. В.И. Селиверстова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 574 с.
2. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 185 с.- (Серия «Высшее образование»).
3. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т.1: Общая часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. - 444 с.
4. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - М.; Рязань: Логос; академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. - 600 с.
5. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XХ века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2002.
6. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.С. Михлин. - М.: высшее образование, 2006. - 431. - (Основы наук).
7. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / науч. ред. А.С. Михлин. - Юрайт. - 2008.
8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / 4-е издание, переработанное / под ред. А.И. Зубкова. - НОРМА. - 2008.