Рефераты

Содержание земельных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения в Республике Беларусь

Содержание земельных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения в Республике Беларусь

2

СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности их участников, которые предусмотре-ны нормами земельного права. Субъекты земельных право-отношений реализуют их либо путем совершения активных действий, например, застройки земельного участка, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

Содержание земельных правоотношений зависит от их отнесения к тому или иному виду, состава участников, осо-бенностей объекта. Содержание правоотношений земель-ной собственности образуют права и обязанности земель-ных собственников: государства, юридических лиц, граж-дан по владению, пользованию и распоряжению землей.

Земельные правоотношения в области управления име-ют своим содержанием права и обязанности государствен-ных органов общей и специальной компетенции, а также землевладельцев, землепользователей, собственников зем-ли по планированию использования земель, информации о земельных ресурсах, ведению земельного кадастра и учета земель, регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, их предоставлению и изъятию, землеуст-ройству, проведению земельного контроля, разрешению земельных споров и другой управленческой деятельности.

Круг прав и обязанностей землевладельцев и землеполь-зователей определен Кодексом о земле (ст. 64-65) и до-полняющим его законодательством. Они охватывают как отношения между землевладельцами и землепользователя-ми, так и между ними и государством - собственником земли, а также иными собственниками земли. Самостоя-тельным объемом правомочий и обязанностей наделены носители земельных сервитутов.

Содержание охранительных земельных правоотноше-ний определяется характером нарушения земельного зако-нодательства и особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, граж-данско-правовой.

Земельные отношения не могут быть рассмотрены только в статике, т.е. как отношения принадлежности зе-мельного участка конкретному субъекту на определенном праве. Земельные отношения имеют и свою динамику. Они могут возникать, изменяться и прекращаться. Земельные участки являются объектами хозяйственного оборота, мо-гут переходить от одних субъектов к другим в порядке и на условиях, определенных земельным законодательством.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия.

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку доз-воленности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в земельном пра-ве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, право-изменяющие и правопрекращающие. Такими юридически-ми фактами являются административно-правовые акты ис-полнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом земельно-правовых юридических ак-тов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них - решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков во владение или пользование, передаче их в частную собственность юридических лиц и граждан, судебные решения, устанав-ливающие земельные права и обязанности, например, о признании права собственности на землю, разделе земель-ных участков и определении порядка пользования ими и др.

В качестве оснований возникновения земельного пра-воотношения могут выступать сделки и договоры. Следует иметь в виду, что в земельном праве возникновение зе-мельных правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государ-ственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные земельные правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение земельных правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным земельным участком. Основаниями прекраще-ния земельных правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события.

В основе земельно-правовых отношений лежат отноше-ния собственности. Они образуют базис земельного строя государства. Земельные правоотношения представляют со-бой юридическую оболочку установления и оформления экономических отношений по поводу земли как особого объекта собственности. Понятие земельной собственности, таким образом, охватывает как экономическую, так и пра-вовую категории.

Земля является основой любой производственной дея-тельности. Она выступает и в качестве предмета труда, и средства производства, и пространственно-операционного базиса. Земельная собственность как экономическая кате-гория представляет собой совокупность общественных от-ношений по поводу присвоения земли. В статике эконо-мические отношения собственности показывают, кому принадлежат (кем присвоены и присваиваются) земельные богатства общества. В динамике экономические отношения собственности характеризуют и сам способ присвоения земли, а также всего с ней связанного имущества, единого комплекса производительных сил1.

Собственность как экономическая категория традици-онно определяется как присвоение индивидуумом или кол-лективом средств производства, предметов природы, есте-ственных и созданных трудом в пределах определенной общественно-экономической формы и посредством нее.

Содержание земельной собственности как экономичес-кой категории можно раскрыть через категории владения, пользования и распоряжения.

Классическое определение собственности предложено в работах экономистов прошлого и нынешнего столетий. Собственность определяется как исключительная и деспо-тичная власть, на которую один человек может претендо-вать и осуществлять над объектами внешнего мира. Она состоит из свободного владения, пользования и распоряже-ния объектами собственности без какого-либо контроля и ограничения, за исключением требований, установленных законом. Отношения собственности включают в себя также и отношение лица к присвоенному имуществу (материаль-ному благу, в том числе к вещи) как к собственному (либо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Сущность и содержание отношений собственности на землю во многом зависят от роли и значения этого объекта материального мира в жизни общества. Можно говорить о земле как материальной основе отношений собственности. Будучи центром, фундаментом отношений собственности, земля придает им определенную направленность. Вместе с тем земля - особый объект собственности, обладающий рядом специфических как естественных, так и экономичес-ких свойств.

Земля как сфера приложения труда человека, нацио-нальное богатство любого из государств пространственно ограничена. Земельные участки обладают различными при-родными свойствами и значительно разнятся по стоимости. Природные свойства земли являются предпосылкой для использования ее в той или иной сфере хозяйствования (сельском, лесном хозяйстве, промышленности и т.д.). Как средство производства земля имеет определенную произ-водительность; ее использование требует дальнейшего улучшения и преобразования; она превращается в средство производства лишь в процессе производственной деятель-ности человека; она не может быть полностью заменена другими средствами производства (хотя, как известно, су-ществуют искусственно созданные почвы).

В центре правового регулирования земельного права -содержание правомочий и обязанностей собственников земли, гарантии этой собственности, механизм приобрете-ния права собственности на землю и защиты прав собст-венников земли.

Следует указать на расширение сферы действия граж-данского законодательства в регулировании отношений по поводу земли как недвижимого имущества, частично во-влеченного в хозяйственный оборот. Это признается представителями науки как гражданского, так и земельного права.

Право земельной собственности в субъективном смыс-ле - это право конкретных субъектов - юридических и фи-зических лиц, иных субъектов - владеть землей и исполь-зовать земельные участки в порядке и на условиях, уста-новленных законодательством. Содержание субъективного права собственности на землю раскрывается через право-мочия собственников владеть, пользоваться и распоряжать-ся земельными участками. Когда права владения, пользова-ния и распоряжения урегулированы юридическими норма-ми, выполнение которых гарантирует государство, тогда и собственность получает свое высшее проявление в виде права собственности.

Субъективное право собственности, в том числе зе-мельной, традиционно рассматривается в качестве абсо-лютного правоотношения. В нем собственнику противо-поставлены все другие субъекты, которые обязаны воздер-живаться от нарушений права собственности, не препятст-вовать собственнику в осуществлении своих правомочий. Право собственности на землю и другие природные ресур-сы можно определить и как титул. Он предоставляет обла-дателю право владеть, пользоваться и распоряжаться при-надлежащей ему частью природного объекта (земельным участком) по своему усмотрению, но в пределах, установ-ленных законом1.

В зависимости от того, кто является собственником земли, субъектом соответствующих отношений и носите-лем права собственности - отдельный человек, коллектив, народ, нация, выделяют самостоятельные формы собствен-ности. Их правовое опосредование осуществляется нормами законодательства. Подразделение права собственности на формы и виды по кругу субъектов и объектов позволяет провести различия между ними по следующим признакам: по кругу объектов и субъектов, объему правомочий, по ос-нованиям возникновения и прекращения.

Длительное время в нашей стране существовала только государственная форма собственности на землю. Воз-никшая на основе национализации земли, она составляла основу всех земельных отношений. Государство было еди-ным и единственным собственником земли. Теоретические споры затрагивали только вопрос о том, кому конкретно -Союзу ССР или союзным республикам - принадлежит пра-во собственности. Часть представителей науки земельного права лишала союзные республики каких бы то ни было прав собственников земли.

Право государственной собственности на землю рас-сматривалось в качестве одного из завоеваний социализма. Подчеркивался его социалистический характер; исключе-ние возможности эксплуатации человека человеком; ис-пользование преимущественно для развития производи-тельных сил страны, в интересах всего народа. Государст-венная собственность на землю утверждалась в качестве важнейшего условия и предпосылки рационального ис-пользования земли.

Право государственной собственности на землю было исключительным правом, что закреплялось в Конституции. Из исключительности государственной собственности на землю исходила правовая система: земля была изъята из товарного оборота, земельный фонд не имел стоимости и цены, его оценка производилась на основе пространствен-ных измерений и частично - качества. Государство явля-лось обязательным участником всех отношений, связанных с землей. Характер отношений земельной собственности предполагал подчиненное и зависимое от властей положе-ние всех иных его участников, в первую очередь пользова-телей земли. Единственным титулом, на основе которого осуществлялось использование земли, был титул пользова-теля. Нормы, закреплявшие право пользования землей, были зависимы от норм, закреплявших незыблемое, исключи-тельное право государственной собственности на землю. Данная юридическая конструкция государство-пользо-ватель была весьма удобной для административно-пла-новой системы, поскольку государство всегда могло ли-шить пользователя его прав, ограничить их, сократить в объеме. Предоставление земельных участков нормирова-лось на одного участника земельных отношений, пользова-тель оставался ответственным перед государством за со-блюдение установленных правил землепользования.

Начало реформированию земельного строя было поло-жено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (от 28 февраля 1990 г.). Основы не со-держали понятий права собственности на землю и права государственной собственности на землю, но благодаря им от национализации земли к ее приватизации были сделаны три важных шага:

ликвидирована монополия исключительной собст-венности союзного государства на землю (и другие при-родные ресурсы);

установлена множественность субъектов права соб-ственности на землю;

введен новый институт земельного права - право землевладения. На этом компромиссном решении (не соб-ственность граждан на землю, а владение землей) союзная реформа и остановилась.

Основы законодательства Союза ССР и союзных рес-публик о земле, принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 г., не признавали право частной собствен-ности на землю. Земля еще не была включена в граждан-ский оборот.

Начало новому этапу развития земельного права как права нового государства - Республики Беларусь - поло-жила Декларация о государственном суверенитете, приня-тая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. В соответ-ствии с ее законоположениями субъектом права собствен-ности на землю, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь был назван белорусский народ. Он осуществляет исключительные права владения, пользования и распоряжения землей.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 11 декабря 1990 г. содержал специальную норму - ст. 2 «Земля как объект права собственности». В ней указывалось, что земля явля-ется собственностью Республики Беларусь. Было закреп-лено право каждого гражданина Республики Беларусь на земельный участок, условия и порядок предоставления ко-торого определяются законодательством. Однако в этой статье ничего не говорилось о том, на каких правах (собст-венности, владения, пользования) возможно использование земельного участка. Более того, Кодексом о земле 1990 г. не было установлено право собственности на землю ни фи-зических, ни юридических лиц.

Кодекс Республики Беларусь о земле, как и Основы зе-мельного законодательства, ввел в юридическую практику новый титул - землевладения, близкий к индивидуальной, частной собственности на землю. Начало формированию института права частной собственности на землю и ре-формированию государственной в Республике Беларусь по-ложило постановление Верховного Совета Республики Бе-ларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Бела-русь». Более подробная регламентация отношений частной собственности на землю содержалась в Законе Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю».

Государственную собственность образуют все земли, за исключением тех, что переданы в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчуждены после этого в собственность Республики Беларусь.

В частной собственности находятся земли, приобретен-ные гражданами Республики Беларусь, постоянно прожи-вающими на территории Республики Беларусь или прирав-ненными к постоянно проживающим в соответствии с за-конодательством Республики Беларусь.

Земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе и коммерческим организациям с иностранными инвестиция-ми.

Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 37 Кодекса о земле. Юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе коммерческим организациям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при привати-зации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вме-сте с объектами в собственность может быть передан зе-мельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь. Земельные участки также могут передаваться в собственность юридических лиц Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.

Решение о передаче земельных участков в собствен-ность юридическим лицам Республики Беларусь в назван-ных выше случаях принимается Президентом Республики Беларусь.

В зависимости от круга субъектов право частной соб-ственности может быть подразделено на следующие виды:

право частной собственности граждан;

право частной собственности юридических лиц.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садо-водства, дачного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК субъектами права госу-дарственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Анализ действующего земельного законодательства Республики Беларусь позволяет прийти к выводу, что за администра-тивно-территориальными единицами земля на праве собст-венности не закреплена.

По-другому складывается правовое регулирование от-ношений государственной собственности в государствах с федеративным устройством. Так, земельное законодатель-ство Российской Федерации устанавливает, что собствен-ность на землю выступает в виде федеральной собственно-сти, а также собственности на землю субъектов Российской федерации и права муниципальной собственности.

Подразделение права собственности на формы и виды по субъектному и по объектному составам позволяет про-вести различия между ними по следующим признакам: по объему правомочий собственников; по основаниям возник-новения и прекращения права собственности.

Иное подразделение права собственности на виды каса-ется тех случаев, когда земельные участки принадлежат на праве собственности двум или нескольким лицам. В соот-ветствии с ч. 3 ст. 2 Кодекса о земле земля может принад-лежать на праве общей (долевой или совместной) собст-венности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Следует отметить, что частная земельная собственность граждан ограничена в основном сельскохозяйственными целями (личное подсобное хозяйство, садоводство). Про-цесс приватизации государственных предприятий требует установления права частной собственности на земельные участки, предоставленные и для предпринимательской дея-тельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.


© 2010 Современные рефераты