Рефераты

Совершенствование правового регулирования возмещения вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий

Совершенствование правового регулирования возмещения вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий

Совершенствование правового регулирования возмещения вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий

Целью любого научного исследования, в конечном счете, является формирование новых подходов к пониманию тех отношений, которые является объектом исследования. Применительно к данной работе речь может идти о конкретных предложениях по совершенствованию законодательства регулирующего возмещение вреда личным правам и законным интересам военнослужащих, причиненного в условиях боевых действий.

Проведенный в работе анализ законодательства Российской Федерации по данной проблеме позволяет выделить два основных направления его совершенствования.

Первое направление сводится к систематизации и обновлению совокупности тех тенденций развития, которые характерны для всей системы национального законодательства Российской Федерации. Другое - это тенденции развития непосредственно военного законодательства в сфере возмещения вреда.

Одним из наиболее ценных достижений мировой юридической мысли является идея правового государства. В недалеком прошлом в отечественной литературе можно было встретить утверждение, что кон-цепция правового государства никакого отношения к нашему социали-стическому строю не имеет. Однако, как показало время, подобная по-становка вопроса оказалась ошибочной, поскольку идея правового госу-дарства вызревала и совершенствовалась на протяжении многих веков и воплотила в себе все наилучшее, что может быть обеспечено правом. Перед нашей страной стоит цель - сформировать правовое государство. Для достижения этой цели выбран путь реформирования государства и, сле-довательно, основных его институтов, в том числе и Вооруженных Сил, поскольку Вооруженные Силы в настоящее время, как, впрочем, и всегда, решают ответственные и сложные задачи по обеспечению национальной безопасности страны. Реформированию подлежит сложная, многогранная деятельность, затрагивающая все сферы жизни общества.

Обновление законодательства - это процесс перманентный; неиз-бежно появляются новые законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Это, как отмечалось выше, обусловлено тем, что государство и право являются неотъемлемыми атрибутами общества в рамках определенных исторических эпох, а нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы; они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. И тогда, кода общество претерпевает коренные преобразования всех сторон жизни оно требует обновленного законодательства.

Последние годы знаменуют собой особый этап в развитии законодательства. Переход нашего общества к новым формам экономических отношений, к рыночной экономике, деидеологизация, попытка демократизировать все сферы общественной жизни вызвали небывалое обновление законодательства.

Идея цивилизованного правового развития, стремление обеспечить высокоэффективную правовую деятельность органов государственной власти, повысить роль юридической практики в решении важнейших во-просов государственной и общественной жизни - это цели, которые должны быть достигнуты в процессе совершенствования законодательства.

Автор считает необходимым обозначить следующие основные направления совершенствования современного российского законодательства в области возмещения вреда:

корректировка базовых категорий института ответственности. В частности, речь идет о понятиях общего вреда, морально вреда, их правовых сущностях;

корректировка и переосмысление принципов ответственности, оснований и условий возмещения вреда;

оптимизация общего объема нормативного регулирования вопросов возмещения вреда;

формирование новых норм и институтов, сопутствующих действующим нормам о возмещении вреда;

В этой связи, прежде всего, предлагается рассматривать институт возмещения вреда, как комплексное правовое образование, которое регулируются различными отраслями права, но характеризуются единством предмета регулирования.

Для военного законодательства характерны тенденции, которые проявляются в национальном законодательстве, но, поскольку, назначение Вооруженных Сил и задачи, которые они выполняют, имеют свою специфику и состоят в защите независимости России, суверенитета, го-сударственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства, указанные тенденции конкретизируются применительно к военной сфере.

Законодатель, осуществляя правовое регулирование в военной сфере, исходит из следующего: обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства, цель которого состоит в предотвращении, локализации и нейтрализации военных угроз Российской Федерации.

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации - это залог подъема и поддержания на требуемом уровне военного потенциала государства, укрепления обороноспособности России.

Конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования возмещения вреда, причиненного личным правам законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий невозможно определить, не обозначив основные направления развития законодательства об обязательном государственном страховании военнослужащих, государственном социальном обеспечении соответствующих категорий военнослужащих, а также гражданско-правовых норм, регламентирующих возмещение вреда.

По мнению специалистов основными направления ми такого развития должны стать

· уточнение механизма исчисления и индексации страховых выплат;

· урегулирование вопроса применения штрафных санкций к страхователям, несвоевременно или не в полном объеме осуществляющим внесение страховых взносов, а также к банкам за неисполнение либо несвоевременное исполнение ими поручений страховщика либо страхователя;

· определение порядка направления средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, включая улучшение условий и охраны труда;

· эффективность использования средств, направляемых на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, с целью возвращения их к активной трудовой деятельности;

· установление размеров страховых тарифов на период 2-3 года и создание резервного фонда для обеспечения финансовой стабильности системы страхования;

· установление четких признаков понятия "страховой несчастный случай на производстве" и "профессиональный риск";

· установление лимита ответственности страховщика по ежемесячным страховым выплатам;

· проведение эксперимента в рамках 3-5 отраслей (подотраслей) экономики, отнесенных к одному классу профессионального риска, обеспечивающего переход на отраслевые принципы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по организации отраслевых или территориально-отраслевых отделений Фонда социального страхования Российской Федерации (в связи с переходом от классификатора ОКОНХ к классификатору ОКВЭД);

· рассмотрение возможности введения наряду с групповыми страховыми тарифами индивидуальных (в основном для крупных страхователей) страховых тарифов;

· проведение упорядочения и дифференциации пособий, выплачиваемых пострадавшим (членам семей) в зависимости от условий наступления вредных последствий;

· разработка реальных механизмов индексации указных выплат с привязкой их к темпам экономического развития и уровню инфляции;

Кроме того, по мнению автора, необходимо создать межведомственную комиссию по совершенствованию законодательства об обязательном социальном страховании и государственном социальном обеспечении с участием представителей палат Федерального собрания Российской Федерации, общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей, поручив ей разработку единого согласованного подхода к внесению изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.

Применительно к особенностям правового статуса военнослужащего, М.В. Калинин считает, что право военнослужащего (членов его семьи) на возмещение вреда должно быть гарантировано посредством нормативного регулирования военным законодательством объема, характера, размера и порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы. Объем, характер и размер возмещения не должны быть менее установленного нормами о гражданско-правовой ответственности.

В этой связи им предложено несколько тезисов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, которые должны найти отражение в военном законодательстве.

1. Возмещение вреда должно быть гарантировано в полном объеме, а именно:

возмещение утраченного денежного довольствия пропорционально степени утраты профессиональной трудоспособности;

возмещение дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе на лечение, дополнительное питание, протезирование, приобретение лекарств, специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии;

возмещение членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего доли его утраченного заработка, а также расходов на погребение.

2. Компенсация морального вреда, причиненного военнослужащему или членам его семьи вследствие причинения вреда жизни или здоровью военнослужащего должна осуществляться только в судебном порядке.

3. Выплаты по возмещению вреда должна осуществлять воинская часть, где военнослужащий проходил военную службу, либо военный комиссариат, если военнослужащий уволен с военной службы или выплаты осуществляются лицам, потерявшим кормильца, либо военно-страховая компания - в случае возложения на нее такой обязанности законом. Основание для выплаты - акт о причинении вреда, утвержденный командиром воинской части на основании материалов служебного разбирательства, медицинских и иных документов, относящихся к факту причинения вреда или смерти (гибели) военнослужащего.

4. Вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ) возмещается без учета вины воинской части (работника воинской части, осуществляющего эксплуатацию источника повышенной опасности).

5. Воинская часть не несет ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего противоправными действиями командира воинской части как органа дознания. В этом случае вред возмещается за счет казны Российской Федерации в специально установленном порядке.

6. Вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащих в условиях чрезвычайного, военного положения либо состояния войны, должен возмещаться в порядке, установленном специальным законодательством, а при его отсутствии возмещение вреда военнослужащему или членам его семьи ограничивается государственным социальным обеспечением и выплатами по обязательному государственному страхованию.

7. К правоотношениям по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при осуществлении повседневной воинской деятельности в условиях повышенного профессионального риска (участие в вооруженных конфликтах на территории Российской Федерации, в составе миротворческих сил в соответствии с международными договорами Российской Федерации, учениях, боевых походах, стрельбах и т.п.), не могут применяться правила об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). В этом случае следует исходить из того, что вина воинской части состоит в необеспечении должностными лицами воинской части внутреннего порядка и безопасных условий военной службы, а именно безопасности: боевого дежурства (боевой службы); боевой подготовки; эксплуатации вооружения и военной техники; специальных занятий и работ; несения караульной, внутренней (дежурной и вахтенной) и гарнизонной служб; выполнения военнослужащими хозяйственных работ

В соответствии со статьями 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации право каждого человека на жизнь является главенствующим среди основных прав и свобод человека и гражданина, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения. Это подтверждается и статьей. 150 ГК РФ, в которой жизнь и здоровье включены в перечень благ, принадлежащих гражданину от рождения.

Наряду с нормативными правовыми актами Российской Федерации, положения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, урегулированы и международными соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией, в частности, Конвенцией по защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах и др.

С принятием таких нормативных правовых актов, как Правила возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей от 24 декабря 1992 г. № 4214-1, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ряд других, были устранены пробелы в регулировании значительного круга отношений, возникающих при причинении вреда жизни и здоровью, в частности, при возмещении вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий.

Как уже неоднократно отмечалось отношения по возмещению вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих, носят комплексный характер, т.е. регулируются различными отраслями российского права, такими как военное, гражданское, трудовое, уголовное, административное.

В результате проведенного исследования проблемы возмещения вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в условиях боевых действий, обоснована необходимость внесения дополнений в ГК РФ и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», расширяющих права граждан по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. В законодательном порядке целесообразно определить понятие «вред» и соотнести его с категорией морального вреда, с целью уточнить, идет ли здесь речь о едином понятии «вреда», складывающегося из двух составляющих - имущественного и морального вреда, либо о самостоятельных, не зависящих друг от друга последствиях одного правонарушения. Так же автор полагает целесообразным, в абзаце 1 статьи 12 ГК РФ «Способы защиты гражданских прав» после слов «возмещения убытков» ввести слово «компенсации», а слова «компенсации морального вреда» следует заменить словами «компенсации физических и нравственных страданий гражданина (морального вреда)», что позволит нормативно закрепить содержание понятия моральный вред.

Для успешного разрешения проблем, возникающих при определении ежемесячного заработка, утраченного в результате повреждения здоровья в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, назрела необходимость принятия федерального закона о порядке и размерах выплаты районного коэффициента и

Также, по мнению автора, необходимо дополнить статью 1088 ГК РФ «Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца» и часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» списком лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца, в который следует, по мнению автора, внести:

лиц, не прописанных по одному месту жительства с погибшим и не проживающих с ним, но на момент смерти являвшихся родственниками погибшего - пенсионерами, без установления факта наличия иждивенства в суде;

жену или мужа, которые на дату смерти погибшего были трудоустроены, но размер их среднемесячного заработка не превышал величины прожиточного минимума, установленного в данной местности на день смерти;

лиц, достигших возраста 18 лет, но обучающихся по заочной и вечерней форме в средних или высших учебных заведениях в случае, если они одновременно не имели возможности трудоустроиться, до даты трудоустройства или, в противном случае, до достижения ими возраста 23 лет.

Следует принять федеральный закон о соответствии минимальной оплаты труда величине прожиточного минимума, что позволит дополнить статьей 1091 ГК РФ «Увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни»: увеличение размера возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни должно происходить в соответствии с увеличением величины прожиточного минимума, действующего в данной местности.

Необходимо дополнить статью 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» нормами, допускающими возможность получения пострадавшим компенсаций за дополнительные виды возмещения вреда, установленные бюро медико-социальной экспертизы в программе реабилитации инвалида:

компенсации стоимости санаторно-курортного лечения в случае отказа пострадавшего от путевки или невозможности ввиду состояния здоровья ею воспользоваться;

компенсации стоимости протезирования при отказе пострадавшего от возможных вариантов обеспечения;

компенсации стоимости в случае самостоятельного приобретения пострадавшим, имеющим показания на получение транспортного средства, автомобиля в размере его фактической стоимости, но не выше стоимости мотоколяски или 60 % стоимости базового автомобиля, принятого в субъекте РФ для бесплатной выдачи инвалидам, а в исключительных случаях - стоимости автомобиля определенной модификации;

компенсации стоимости расходов на дополнительное питание. При этом при принятии судами решения о выплате компенсации следует учитывать действующие на дату обращения в суд рыночные цены.

А также необходимо имплементировать указанные новации в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

Статью 1099 ГК РФ, предлагается изложить в следующей редакции:

«1. Моральный вред подлежит компенсации, если он причинен неправомерными действиями (бездействием), нарушающими неимущественные права гражданина или посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага (ст. 150), а также в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Моральный вред подлежит компенсации при наличии вины причинителя вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в тех случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу и содержания под стражей, вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, в иных случаях, предусмотренных законом.

3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению иного вреда».

Кроме того, автор полагает целесообразным статью 1100 ГК РФ исключить, а статью 1101 ГК РФ изложить в новой редакции:

«Статья 1100. Способ и размер компенсации морального вреда.

1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом требований разумности и справедливости и должен быть соразмерен глубине причиненных потерпевшему страданий. При определении размера компенсации суд принимает во внимание степень вины причинителя в случаях, когда вина является основанием компенсации морального вреда, характер нематериальных благ, которым причинен вред, индивидуальные особенности потерпевшего, обстоятельства причинения вреда и иные заслуживающие внимания обстоятельства».

Как представляется внесение указанных предложений будет способствовать повышению эффективности работы судов и, как следствие, улучшению защиты прав граждан, жизни и здоровью которых причинен вред.

Вместе с тем установить общие условия ответственности государства за вред, причиненный жизни или здоровью военнослужащего в ходе боевых операций, зачастую не представляется возможным в силу, как скоротечности боя, так и трудности в представлении доказательств, подтверждающих противоправность действий или вину должностных лиц. Автор поддерживает мнение В.Н. Лейбы о необходимости специального правового регулирования возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих - участников боевых действий. При этом следует разграничить причинение вреда при ведении боевых действий в условиях режима военного, чрезвычайного положения, ведения войны, а также в условиях мирного времени, когда Вооруженные Силы Российской Федерации привлекаются к выполнению задач с использованием вооружения не всегда по их прямому назначению.

По мнению М.В.Калинина, с которым автор полностью согласен, в условиях чрезвычайного, военного положения либо состоянии войны неприменимы понятия "обычный" и "повышенный профессиональный риск", так как для военнослужащих и для граждан степень риска можно признать одинаковой. Вооруженные силы действуют в соответствии с их прямым предназначением и военнослужащие исполняют конституционную обязанность по защите государственных интересов, поэтому в силу специфики положения порядок реализации права военнослужащего на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, не может основываться на нормах о гражданско-правовой ответственности воинской части, а должен определяться только нормами, изложенными в специальных законах, а при отсутствии таковых - ограничиваться государственным обеспечением

Следовательно, автор полагает, что боевые действия в условиях мирного времени, при отсутствии введенного чрезвычайного или военного положения, следует считать случаями, когда военнослужащие подвергаются максимальному профессиональному риску. Например, при исполнении военнослужащими обязанностей военной службы в составе Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе.

В тоже время исполнение военнослужащими обязанностей военной службы осуществляется в соответствии с законами о военной службе, применяемыми в мирное время, т.е. военнослужащие продолжают реализовывать право на труд посредством прохождения военной службы, а это позволяет использовать категорию "максимальный профессиональный риск". Под максимальным профессиональным риском военнослужащего при исполнении им обязанностей воинской службы автор предлагает понимать объективно существующую высокую вероятность нарушения личных прав и законных интересов (повреждения здоровья или смерти военнослужащего), связанную с выполнением боевых задач (например, участие в боевых действиях или походах) в условиях мирного времени, отсутствия военного или чрезвычайного положений.

Введение в военное законодательство термина "максимальный профессиональный риск" будет способствовать решению, по крайней мере, двух задач.

Гарантировать право потерпевшего на возмещение вреда, когда в мирное время военнослужащий был поставлен в условия повышенного риска причинения вреда жизни или здоровью;

Разработать и внедрить комплекс мер по снижению профессионального риска. Исследование отдельных видов воинской деятельности с повышенным профессиональным риском даст возможность применять новые образцы техники, новые тактические способы ведения боевых действий, которые позволяют не только выполнить боевую задачу, но и максимально обеспечить безопасность военнослужащего либо снизить возможные потери.

Принимая во внимание то, что максимальный профессиональный риск характерен для отдельных видов воинской деятельности, следует сделать вывод о том, что возмещение вреда, причиненного личным правам и законным интересам военнослужащих в таких условиях, должно регулироваться специальными нормами, закрепленными в военном законодательстве. Нормативным основанием возмещения вреда, причиненного личным правам военнослужащего, может послужить положение, предлагаемое в качестве дополнения к пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих": "Вред, причиненный личным правам военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы в условиях максимального профессионального риска, подлежит возмещению в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Перечень видов деятельности с максимальным профессиональным риском может быть конкретизирован (в виде перечня работ) применительно к определенному виду вооруженных сил или роду войск.

По мнению автора следует индивидуализировать статус военнослужащих, исполняющих обязанности в условиях максимального профессионального риска, и в этих целях нормативно закрепить особые правовые гарантии таким военнослужащим. Для этого необходимо:

Кроме того, следует дополнить статью 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следующим положением: "Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в условиях максимального профессионального риска в случаях:

участия в боевых действиях на территории Российской Федерации;

участия в боевых действиях за пределами Российской Федерации, в составе российского контингента;

следования к месту боевых действий на территории Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) и обратно;

нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного.

Практическая реализация предложенного механизма будет осуществляться посредством соответствующего постановления Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот предусмотренных частью второй пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При этом под максимальным профессиональным риском военнослужащего при исполнении им обязанностей воинской службы следует понимать объективно существующую высокую вероятность нарушения личных прав (повреждения здоровья или смерти военнослужащего), связанную с выполнением боевых задач в условиях мирного времени, отсутствия военного или чрезвычайного положений."

Вред, причиненный личным правам военнослужащих в условиях чрезвычайного, военного положения либо состоянии войны возмещается в порядке, установленном специальным законодательством, а при его отсутствии возмещение вреда ограничивается государственным социальным обеспечением и выплатами по обязательному государственному страхованию.


© 2010 Современные рефераты