Рефераты

Совершенствование структуры управления государственным (муниципальным) учреждением

p align="left">Прежде всего, если у Вас нет неоплаченного долга, судебные приставы к вам не придут. Они осуществляют свою деятельность только на основании судебных решений и актов иных органов.

Визит судебного пристава не может быть полной неожиданностью: сначала он направляет должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства и дает время для добровольного исполнения решения суда. Судебный пристав имеет право принимать наличные денежные средства в счет погашения долга, но при этом обязательно заполняет квитанционную книжку - документ строгой финансовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" исполнительные действия проводятся в рабочие дни с 6 до 22 часов.

Судебный пристав-исполнитель обязан совершать исполнительные действия в форменной одежде. Он должен представиться и предъявить служебное удостоверение в раскрытом виде. Фотография и подпись руководителя на удостоверении защищены голограммами, внутренняя часть документа заламинирована пленкой с водяными знаками ФССП России. И не стесняйтесь потребовать у судебного пристава предъявить служебное удостоверение. Настоящий работник Службы его обязательно покажет.

Кроме того, к должникам судебный пристав приходит с материалами исполнительного производства. Он всегда разъяснит, на каком основании проводятся исполнительные действия, и предъявит подлинник исполнительного документа, никакие копии не допускаются. Настоящий пристав никогда не будет изымать у должника паспорт и другие личные документы.

Заместители начальников отделов - заместители старших судебных приставов должны иметь высшее юридическое образование прежде всего потому, что вопросы, с которыми сталкиваются судебные приставы-исполнители, являются специфическими. И для того, чтобы их решать, необходимо специальное образование. Лицо, которое не имеет юридического образования, не сможет должным образом организовать исполнение в рамках действующего Закона.

Старшему судебному приставу и его заместителям разрешили носить и хранить огнестрельное оружие при исполнении служебных обязанностей. Раньше такое право было только у судебных приставов по ОУПДС. При этом последние, обязаны проходить военно-врачебную экспертизу на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы попадают в разные ситуации. Должники бывают разные - адекватные и неадекватные. Иногда пристав остается один на один с вооруженным лицом. Также были прецеденты нанесения должниками телесных повреждений работникам Управления. Вот почему судебные приставы, как и сотрудники милиции, будут иметь огнестрельное оружие и нести ответственность за его применение.

Эта поправка в Законе говорит прежде всего о доверии законодателя к Службе судебных приставов. Кроме этого, данная мера дополнительно дисциплинирует должников.

Теперь старший судебный пристав может исполнять или возложить на своего заместителя обязанности судебного пристава-исполнителя. О необходимости наделения старшего судебного пристава подобными полномочиями представители ФССП России говорили давно и часто.

Есть категория исполнительных документов, которые являются сложными, поэтому начальник отдела - старший судебный пристав может возложить исполнение документов данной категории, а также социально значимых исполнительных документов (связанных с предоставлением жилья, выплатой алиментов, выплатой заработной платы, приостановлением деятельности организаций и др.) на более квалифицированного, чем рядовой судебный пристав-исполнитель, работника, т.е. на своего заместителя.

Данная мера положительно скажется на итогах проведения исполнительных действий. Здесь необходимо применять полный комплекс мер, чтобы эффективно взыскать задолженность, например, по заработной плате.

Судебный пристав по ОУПДС получил право при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда. Является ли поручение судьи для судебного пристава обязательным в данной ситуации?

Судебный пристав по ОУПДС вправе осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя или судебного пристава-исполнителя по постановлению судьи, а также по его поручению. Вскрытие и вход в жилище возможны только при соблюдении четырех условий:

- эти действия проводятся исключительно в рамках исполнительного производства;

- эти действия проводятся только по решению суда;

- должна быть санкция начальника отдела - старшего судебного пристава;

- обязательно должны присутствовать не менее двух понятых.

Действия судебного пристава должны быть обоснованны и проводиться только в рамках исполнительного производства. При совершении совместных рейдов с ГИБДД судебные приставы могут проверять документы граждан, удостоверяющие личность на наличие задолженностей по имеющейся базе данных должников.

Если у лица выявлена задолженность, ему предлагается погасить свой долг на месте. В случае отсутствия у должника денежных средств судебным приставом накладывается арест на его имущество для последующей реализации.

Работа Службы судебных приставов основывается на Федеральных законах "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и на основании изменений в Федеральный закон "О судебных приставах", вступивших в силу 19.07.2009г. К каждому исполнительному производству необходимо подходить индивидуально, в этом им часто помогает УВД. Это, правда, не значит, что приставы должны везде привлекать сотрудников милиции для вскрытия квартир или других помещений. Привлекаются участковые для наведения порядка, но по мере необходимости.

В случае противоправных действий со стороны должников судебный пристав составляет протокол об административном правонарушении. При воспрепятствовании лицом проведению исполнительных действий - передает его органам МВД.

Новый этап совершенствования работы всей службы судебных приставов наступил с изданием специального приказа Министра юстиции РФ от 9 августа 2000 г. N 239. Была распределена компетенция начальников территориальных органов Минюста и главных судебных приставов регионов по руководству соответствующими службами в трех основных сферах - общие вопросы организационной деятельности, прохождение государственной службы сотрудниками службы судебных приставов, осуществление финансового и материально - технического обеспечения службы судебных приставов. На сегодняшний день выстроена целостная система управленческих звеньев, которые призваны постоянно совершенствовать работу служб судебных приставов и управление ими.

Тем не менее, есть серьезные претензии к организации работы в аппаратах главных судебных приставов. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за последние два года освобождены от работы каждый третий руководитель региональной службы.

Практически при всех проверках на местах работники Департамента судебных приставов фиксируют неприменение либо неправильное применение форм первичного учета, предусмотренных инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 225 (книг учета арестованного и изъятого имущества, зональных книг учета исполнительных производств, книг учета исполнительных документов и т.д.).

Поэтому первое требование к главным судебным приставам субъектов Федерации - наведение порядка в учете проведенной работы, грамотное составление отчетов и надлежащий ведомственный контроль за достоверностью представляемых отчетных данных. Ведь статистика - это основа аналитической работы, основа для принятия целенаправленных управленческих решений (хотя и не единственная).

В последнее время в аппаратах ряда главных судебных приставов образованы информационно - аналитические подразделения. Они помогают оперативно разбираться в обстановке, готовить глубокие аналитические материалы, совершенствовать управленческий процесс. В то же время в некоторых службах аналитические подразделения существуют пока только на бумаге. Они либо не укомплектованы, либо анализируют всего лишь голую статистику.

Принято выделять общее и оперативное (текущее) руководство. При осуществлении общего руководства определяются главные цели, устанавливаются основные задачи на относительно длительный период времени. Это, как правило, выражается в издании постоянно действующих приказов, а также в планировании мероприятий на относительную перспективу. Например, в ряде областей важным организующим началом является утверждение главными судебными приставами положений о планировании служебной деятельности и организации контроля в службе судебных приставов. Все это - действующие на постоянной основе руководящие указания, они укрепляют исполнительскую дисциплину, сплачивают коллективы.

Составление планов - один из элементов управления. Эта деятельность не везде конструктивна. Имеет место практика включения в планы всего лишь призывов к образцовому выполнению обязанностей. Отсюда появление каучуковых, ничего не значащих формулировок вроде "усилить взаимодействие с налоговыми органами", "активизировать работу оперативных совещаний", "обеспечить работу", "продолжить работу" и т.д.

Видимо, не все руководители служб судебных приставов четко уяснили смысловое значение понятия "организационное мероприятие". В числе обязательных организационных мероприятий, включаемых в планы, должны, как правило, предусматриваться: подведение итогов работы на оперативных совещаниях; проведение учебных семинаров, тематических обобщений, проверок в подчиненных подразделениях; подготовка сложных методических рекомендаций; заслушивание отчетов начальников отделов и старших судебных приставов с предварительной проверкой их деятельности.

Следующая форма управления - оперативное руководство - заключается в постоянном наблюдении и анализе хода работы по исполнению юрисдикционных актов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, организации системы учета получаемых результатов; корректировке заданий, обеспечении равномерной нагрузки среди работников, ликвидации "узких" мест. Важный инструмент оперативного руководства - постоянный контроль исполнения.

Во многом формальный характер носит исполнение приказов Минюста, касающихся создания и организации деятельности специальных подразделений и групп по принудительному взысканию задолженностей по налогам и сборам (приказ Министерства от 20 апреля 2000 г. N 142), а также образования подразделений по особым исполнительным производствам (приказ Министерства от 23 мая 2001 г. N 156). Такие подразделения в ряде регионов работают плохо. И это при том, что в них должны находиться самые высокопрофессиональные работники. Более того, руководители этих подразделений порой используют явно неправомерные методы. В частности, вместо принудительного исполнения юрисдикционных актов в течение многих месяцев уговаривают должников погасить долги либо пойти на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам.

В обстановке недостаточной требовательности многие судебные приставы - исполнители неохотно идут на аресты имущества должников, порой фабрикуют липовые акты о невозможности исполнения юрисдикционных актов без принятия исчерпывающих мер по проверке имущественного положения должников. Есть немало регионов, где удельный вес оконченных исполнительных производств в связи с составлением актов о невозможности взыскания превышает 60 и даже 70% к числу всех оконченных производств.

Необходимо остановиться еще на одной проблеме. У нас фактически провалена работа по реализации арестованного и конфискованного имущества. Мало того, что не все арестованное имущество передается на реализацию (зачастую это всего лишь недопустимые игры с должниками), но и реализуется лишь несколько процентов от того, что передано в Российский фонд федерального имущества (РФФИ).

Наше воздействие на работу подразделений РФФИ весьма слабое. Между тем Минюст России и РФФИ подписали соглашение, согласно которому взаимодействие территориальных органов Министерства и территориальных отделений РФФИ осуществляется на основании заключенных между ними соглашений. Но в некоторых областях такие соглашения все еще не заключены.

Настоящая анархия сопровождает в ряде областей процесс заключения договоров с подразделениями РФФИ. Так, в Костромской области все договоры были заключены главным судебным приставом без доверенности начальника управления юстиции, т.е. с нарушением требований приказа Минюста от 9 августа 2000 г. N 239. При этом в договорах, заключенных главным судебным приставом, содержались положения, грубо ущемлявшие права взыскателей и должников. В них, в частности, предусматривалось, что если комиссионер (т.е. РФФИ) совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые указаны судебным приставом, то дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером (т.е. между управлением юстиции и подразделением РФФИ). Однако по закону ни управление юстиции, ни подразделение РФФИ не должны извлекать прибыли из процесса исполнительного производства (кроме вознаграждения, предусмотренного договором).

С подразделениями РФФИ заключались договоры, кабальные для взыскателей. В качестве вознаграждения комиссионеру без каких-либо обоснований выплачивались 15% от стоимости реализованного имущества. Кроме того, вопреки Федеральному закону "Об исполнительном производстве", комиссионеру было предоставлено право самостоятельно производить уценку арестованного имущества и получать дополнительную выгоду в случае продажи имущества по цене выше установленной договором. Такие правила действовали почти год, пока не вмешалась областная прокуратура.

Больной вопрос в службе судебных приставов - работа с обращениями граждан и юридических лиц. Частично такое положение сложилось из-за отсутствия четкого порядка работы и незнания действующего законодательства (в основном еще советского периода). Просвет появился с утверждением 28 июня 2001 г. Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации, в которой в общих чертах регламентирован порядок данной работы в Министерстве. Эта Инструкция объявлена типовой. Руководителям территориальных органов Минюста следовало разработать по этому вопросу свои инструктивные материалы с учетом специфики работы с жалобами в регионах. К сожалению, данный процесс неоправданно затянулся, что в ряде территориальных органов повлекло еще большую неразбериху.

На примере столичной службы судебных приставов можно сделать вывод об отсутствии системы в работе с обращениями граждан и юридических лиц. Этот участок незаслуженно отодвинут на второй план. Между тем отношение к этой работе - показатель уровня как общей, так и правовой культуры в аппаратах главных судебных приставов. Особенно удручает низкий уровень работы по устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы взыскателей и должников, хотя только судами ежегодно удовлетворяется каждая четвертая жалоба на действия (бездействие) судебных приставов. К тому же и прокуратура повсеместно вскрывает сотни и даже тысячи случаев вопиющей волокиты при исполнении юрисдикционных актов.

Лишь в единичных случаях появляются объективные, доброжелательные статьи о судебных приставах.

Необходимо использовать все имеющиеся у нас рычаги воздействия для повышения уровня работы в службах судебных приставов. Очень важно поднять авторитет и ответственность старших судебных приставов, прежде всего руководителей районного звена. Они в управлении делами службы на передней линии, от их умения работать с людьми зависит успех дела.

Необходимо скрупулезно работать над формированием полноценного корпуса старших судебных приставов. В целом по системе только немногим более 70% из них имеют высшее юридическое образование. Это является серьезным нарушением федерального законодательства, определившего строгие условия для занятия названных должностей.

Нужно сделать так, чтобы при проверках в подразделениях обязательно выявлялась роль старших судебных приставов в управлении подчиненными им судебными приставами. В справках по результатам проверок чаще встречается перечисление чуть ли не массовых ошибок в работе рядовых судебных приставов и почти не просматривается оценок деятельности старших судебных приставов как руководителей подразделений. Получается, что они вроде бы ни при чем, даже при наличии грубейших нарушений законодательства об исполнительном производстве. Между тем, старшие судебные приставы обязаны осуществлять ведомственный контроль за работой подчиненных, формы контроля с их стороны должны определить главные приставы регионов, хотя бы в виде периодических (не реже одного раза в квартал) сплошных проверок исполнительных производств, находящихся в работе у судебных приставов - исполнителей.

Уровень руководства подчиненными со стороны руководителей районных подразделений - старших судебных приставов еще весьма низок. Многие из них не знают даже азов управленческой деятельности, поэтому ограничиваются лишь процессуальными отношениями с судебными приставами - исполнителями. Настало время подумать над тем, чтобы собрать старших судебных приставов на общероссийское совещание по проблемам совершенствования управления. Возможно, первоначально имеет смысл собрать передовиков, чтобы сообща обсудить вопрос о том, как нам следует исправлять создавшееся положение.

Что касается Департамента судебных приставов, то он должен опираться в работе по совершенствованию управленческой деятельности на федеральные управления Минюста. Тем более что им предоставлены определенные контрольные полномочия. Но сфера контрольных полномочий федеральных управлений - это оценка работы руководителей территориальных органов Министерства, в том числе по вопросам исполнения Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Эти управления не должны заниматься заслушиванием отчетов судебных приставов о работе по конкретным исполнительным производствам. Во-первых, это не их компетенция, во-вторых, законом запрещено вмешательство в процессуальную деятельность судебных приставов - исполнителей.

Вопрос о правомерных способах вмешательства в процессуальную деятельность судебных приставов - исполнителей недостаточно урегулирован в законодательстве, что является серьезным пробелом. По этому вопросу подготовлены законопроекты, предусматривающие право главного судебного пристава России и главных судебных приставов субъектов Российской Федерации отменять незаконные процессуальные решения судебных приставов - исполнителей.

2.2 Пути повышения эффективности деятельности службы судебных приставов

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

Конечно, необходимо совершенствовать законы, повышать статус судебных приставов, но опять же, каждое изменение закона требует всестороннего изучения ситуации, подкрепления статистикой и другими аргументами и обязательно должно тщательно прорабатываться.

Подразделения судебных приставов сегодня - необходимый атрибут государственной власти в городах и районах (наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами). По имеющимся данным, в прошлом году в подразделения судебных приставов обратился каждый десятый гражданин России.

На первом этапе из-за ограниченности штатов пришлось сконцентрировать основные усилия на организации исполнения решений судов и иных исполнительных документов. Вообще по своему характеру исполнительные документы, поступающие к судебным приставам, весьма разнообразны. Ведь по закону судебные приставы обеспечивают не только интересы судов, но и многих контролирующих органов, а также органов, обладающих правом налагать административные взыскания (в стране их насчитывается свыше 50) (штрафы). С 1 января 2000 г. в службу судебных приставов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации был передан дополнительный объем работы -- исполнение постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должников. Таким образом, органы юстиции теперь напрямую участвуют в пополнении доходной части государственных бюджетов. От результатов их работы в значительной мере зависит благополучие населения, выполнение оборонных и социальных программ.

Дальнейшее развитие службы судебных приставов и, в частности, перспективы повышения эффективности ее деятельности связываем с рядом обстоятельств.

Прежде всего, предстоит кардинально решить проблему доведения численного состава службы до полагающихся нормативов труда. Правда, эти нормативы еще предстоит выработать и утвердить. В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации Минюст России вместе с Минтрудом и Минфином интенсивно заняты разработкой научно обоснованных норм нагрузки на одного судебного пристава и общей численности службы судебных приставов.

Второй по значимости задачей на ближайшую перспективу является усовершенствование процесса организации работ в службе судебных приставов. В этом направлении просматривается несколько направлений практической деятельности.

Предстоит серьезно подумать и о повышении образовательного уровня судебных приставов-исполнителей. К сожалению, абсолютное их большинство не имеют базового юридического образования, хотя применяют ежедневно сложные нормы материального и процессуального права. К тому же уже началась разработка далеко не простого нормативного акта -- Исполнительного кодекса РФ, который, естественно, не могут исполнять малообразованные работники. Поэтому сегодня речь идет не только о дальнейшем расширении процессуальных прав и обязанностей судебных приставов-исполнителей, но и о повышении их образовательного уровня.

Возможно, в ближайшем будущем будут изменены общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебных приставов-исполнителей. Обязательным условием для занятия их будет наличие высшего юридического образования. При этом возможен 5--7-летний переходный период для согласования с Минобразования новой специализации юристов по исполнительному производству с присвоением выпускникам вузов квалификации «Юрист -- судебный пристав-исполнитель».

Деятельность судебных приставов-исполнителей при нагрузке от 200 до 500 производств связана с вынесением множества процессуальных документов и направлением большого количества запросов. Поэтому весьма актуально введение должностей помощников судебных приставов-исполнителей.Повышение коэффициента полезного действия судебных приставов-исполнителей предполагает совершенствование работы по розыску должников и их имущества, которое в настоящее время сводится для судебного пристава к направлению различных запросов и получению справок. Доступа к базам данных правоохранительных органов он не имеет. Кроме того, банковские учреждения отказываются постоянно под предлогом наличия банковской тайны предоставить ему необходимую информацию. Положение можно исправить, наделив судебного пристава правом получать необходимую информацию у правоохранительных органов, или предоставив службе судебных приставов статус самостоятельного субъекта оперативно-розыскной деятельности, полномочного проводить дознание по делам о злостном неисполнении решений судов.

Для реализации второго варианта сейчас имеются серьезные основания. Принятый во втором чтении государственной думой проект УПК РФ уже предусматривает наделение Главного судебного пристава России, главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и старших судебных приставов правом производства дознания.

Первоочередной задачей службы является также дальнейшее усиление сотрудничества с судами, а также органами федеральной исполнительной власти, постановления которых исполняют судебные приставы. С некоторыми федеральными органами в последние годы заключены соглашения о сотрудничестве, которые необходимо наполнить конкретным содержанием. Растет взаимодействие с Министерством по налогам и сборам, хотя все начиналось с острой конфронтации, которая совместными усилиями преодолена.

Для службы судебных приставов больным остается вопрос об улучшении их материального положения. Решать его нужно как можно скорее с тем, чтобы избежать распространения коррупции в рядах судебных приставов. Недоукомплектованностью штатного состава, что обусловливает высокую загруженность судебных приставов - исполнителей, и необходимость повышения технической оснащенности подразделений судебных приставов. Многие технические факторы влияют на оперативность работы, например такие как скорость работы персональных компьютеров с установленными программами (базами данных), во многих случаях занимающие много времени при оформлении текущих рядовых дел (прием граждан и выдача им справок и т.д.).. Необходимо поднимать престиж работы судебных приставов.

В ближайших планах судебных приставов - организация электронных торгов имуществом должников.

Важно обеспечить широкий круг участников электронных аукционов, чтобы это была не «горстка избранных». «Если система останется закрытой, то это может породить новый виток коррупции в стране. При этом недовольными будут и должники, имущество которых будет продаваться за копейки, и кредиторы, не получающие возврат своих денег в полном объеме», - говорит Быков. По его словам, в США и Японии, где имущество должников уже достаточно долгое время реализуется на электронных торгах, в аукционах участвуют специально аккредитованные компании, что снижает коррупционные риски.

Было бы логично, чтобы в торгах участвовали не судебные приставы, а прошедшие конкурсный отбор аукционисты, каждый из которых будет специализироваться по конкретной группе товаров - недвижимость, предметы искусства, автомобили и т.д. При этом условии можно будет обеспечить справедливую, близкую к рыночной цену реализуемого на аукционах имущества.

2.3 Применение нестандартных методов работы ФССП

Анализ деятельности подразделений розыска свидетельствует о том, что в большинстве территориальных органов ФССП России при установлении местонахождения должника и его имущества используются нестандартные методы сбора сведений о должниках и их имущественном положении. В значительной степени этому способствует наличие у судебного пристава-исполнителя доступа в сеть Интернет.

При розыске должника-организации следует учитывать, что многие коммерческие организации в целях распространения своей продукции (услуг) размещают рекламу о своей деятельности и другую справочную информацию в сети Интернет.

Как правило, для выхода на сайт должника достаточно в поисковой строке на главной странице крупного интернет-портала (например, yandex.ru, mail.ru, rambler.ru и др.) указать название организации. Таким способом было установлено местонахождение ряда должников-организаций, которые располагались не по месту регистрации, а в арендованных ими помещениях по другим адресам.

Изучение содержимого персональных страниц должников на сайтах социальных сетей в ряде случаев позволяет установить местонахождение как должников, так и их имущества. Например, на одной из фотографий, размещенных на персональной странице должника, он был изображен вдвоем с женщиной, личность которой при просмотре друзей должника была установлена. Ей оказалась однокурсница должника, а, учитывая, что фамилия должника и этой женщины совпадали, было сделано предположение, что, возможно, она является его супругой. Впоследствии это предположение подтвердилось, был установлен ее адрес, по которому в итоге было найдено и арестовано принадлежащее должнику имущество. Кроме того, на персональных страницах должник, как правило, размещает информацию о роде своей деятельности, месте работы, учебы и другую информацию о себе. Нередки случаи, когда должник указывает точный адрес своего проживания и контактный телефон. Всё это сужает круг поиска при установлении местонахождения должника и его имущества.

Анализ фотографий, представленных должниками на своих персональных страницах на социальных сайтах (места фотографирования, окружающий интерьер, обстановка квартиры или дома, комментарии к фотографиям), позволяет создать общее представление о должнике и, в частности, о его имущественном положении, примерном уровне доходов, наличии автотранспорта, увлечениях, местах отдыха, и, что немаловажно, учитывая, что в материалах исполнительного производства зачастую отсутствуют копии документов, удостоверяющих личность, - получить представление о внешности должника. В этой связи показателен пример положительного опыта Управления ФССП России по Тюменской области.

По фотографии, размещенной на сайте «Odnoklassniki.ru», была установлена внешность должника, на других фотографиях, сделанных, согласно комментариям, на дне рождения должника у него дома, на фоне интерьера запечатлена дорогостоящая бытовая и кухонная техника. На железнодорожном вокзале по прибытии должника в Тюмень судебным приставом-исполнителем должнику было предложено погасить задолженность добровольно либо проехать по месту проживания для наложения ареста на принадлежащее ему имущество. В результате должник оплатил долг на месте.

Подобный метод может применяться не только для розыска должников-организаций. Так, в материалах розыскного дела по исполнительному производству о взыскании денежных средств с должника-гражданина имелись сведения о трудоустройстве последнего в организацию, о которой было известно только ее название (данные об организационно-правовой форме, ИНН, юридическом и фактическом адресе отсутствовали). При поиске организации в сети Интернет был установлен ее адрес, телефоны руководителя и бухгалтерии. Из беседы с сотрудниками расчетного отдела выяснилось, что должник действительно работает на данном предприятии, что позволило установить источник его дохода.

Оригинальный способ выявления принадлежащего должнику транспортного средства с использованием сайта «Odnoklassniki.ru» был применен в Управлении ФССП России по Забайкальскому краю. При выходе на сайт судебный пристав по розыску, представившись девушкой, предложил должнику встретиться с ним. Должник предложение принял и прибыл на свидание на автомобиле, находящемся в розыске. В результате на данное транспортное средство был наложен арест.

Использование социальных сайтов в сети Интернет позволяет установить должников, даже если они не зарегистрированы на таком сайте.

Так, судебным приставом по розыску (Управление ФССП России по Красноярскому краю) с помощью Интернета было установлено, что сын должника по исполнительному документу о взыскании денежных средств зарегистрирован на сайте «Vkontakte.ru», где также было указано место его обучения. В дальнейшем в школе, где обучался ребенок, были получены сведения о фактическом месте жительства его родителей и номера их телефонов. Впоследствии были установлены место работы должника и осуществляемая им деятельность.

Определение фактического местопребывания должника-гражданина через образовательное учреждение, в котором обучаются его несовершеннолетние дети, является одним из перспективных методов в случае, если должник не проживает по месту своей регистрации. Данные о составе семьи должника можно узнать в органах ФМС России или жилищно-эксплуатационной организации по месту его регистрации. Через отдел образования администрации населенного пункта устанавливается образовательное учреждение, в котором проходят обучение несовершеннолетние дети должника, и в самом учебном заведении - адрес фактического проживания должника, контактные телефоны родителей ребенка.

Следует отметить, что даже простое уведомление должника через сайт о возбуждении в отношении него исполнительного производства может понудить его к оплате долга. Например, в Управлении ФССП России по Курганской области через сайт «Odnoklassniki.ru» было установлено местонахождение должника на территории другого субъекта Российской Федерации. После извещения должника об имеющейся задолженности, он (должник) запросил (также через сайт) реквизиты подразделения судебных приставов и впоследствии перечислил денежные средства в счет погашения долга.

Наиболее простой и распространенный способ поиска должников на социальных сайтах - введение в поисковом разделе фамилии, имени и даты рождения гражданина. Только по таким данным Управлением ФССП России по Вологодской области в течение первых двух месяцев текущего года были установлены 10 должников, пять из которых впоследствии погасили задолженность по исполнительным документам.

При розыске автотранспортных средств может быть использован Интернет-сервис «Google Карты» Интернет ресурс - http://maps.google.ru/, преимущество которого состоит в том, что он позволяет помимо карты увидеть спутниковый снимок местности и заранее определить зоны поиска. Работа с данным сервисом сводится к следующему. Выбирается населенный пункт, в котором проживает должник, и в поисковую строку вводится его адрес. После получения крупного плана местности вид изображения необходимо перевести на «Спутник».

На аэрофотоснимке при анализе полученного изображения можно четко определить места скопления автотранспортных средств (автомобильные стоянки, стихийно образованные стоянки, гаражи в окрестностях места проживания должника) и рассмотреть их более детально. Данная информация используется при выходе на предполагаемое место нахождения транспортного средства и позволяет в итоге сократить время на его поиск. Подобный метод применяется в Управлении ФССП России по Санкт-Петербургу.

Взаимодействие с Интернет-провайдерами также может привести к положительным результатам при установлении местонахождения должника и его имущества. В рамках такого взаимодействия может быть получена информация о наличии у должника электронного почтового ящика, предоставляемых Интернет-провайдером услугах и их стоимости.

Наличие договора о предоставлении доступа в сеть Интернет позволяет через IP-адрес установить месторасположение компьютера, используемого должником для выхода в Интернет. Например, по исполнительному производству о взыскании задолженности по алиментным платежам (Управление ФССП России по Воронежской области) в рамках розыскного дела по запросу судебного пристава по розыску Интернет-провайдером была предоставлена информация о заключении с должником договора о выделении линии для доступа в Интернет. В результате был установлен фактический адрес проживания должника. В результате выхода по данному адресу были изъяты денежные средства, достаточные для погашения задолженности.

Еще один нестандартный подход в установлении местонахождения принадлежащего должнику транспортного средства - в ходе розыскных мероприятий было установлено, что должник при оформлении полиса автострахования сообщил страховой компании о наличии противоугонной спутниковой системы слежения, установленной на его автомобиле. В настоящее время направлен соответствующий запрос в компанию, осуществляющую слежение за автомобилем, с целью установления его местонахождения. Такой метод позволяет определить местонахождение дорогостоящих автомобилей, поскольку противоугонная спутниковая система устанавливается в основном на таких транспортных средствах.

Приведенные выше примеры нестандартного подхода при сборе информации о должниках и их имуществе свидетельствуют о высоком профессиональном уровне работников подразделений розыска территориальных органов ФССП России, об их желании и умении находить выход в казалось бы безнадежных ситуациях. Подобные начинания требуют поддержки со стороны руководства территориальных органов ФССП России, а наиболее отличившиеся работники розыскных подразделений заслуживают поощрения.

2.4 Практика государственно-частного партнерства в России

«Растущее понимание необходимости вливания огромных средств в инфраструктуру городов и регионов России и осознание недостаточности объемов бюджетных инвестиций заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования инфраструктурных расходов. Одним из таких механизмов является финансирование общественно востребованных инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП)» Сергей Пахомов, председатель Комитета государственных заимствований города Москвы..

Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. В последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. Особенную актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 года, назвал «Государственно-частное партнерство - основой посткризисного развития регионов».

Международная ассоциация проектного финансирования (International Project Finance Association) выделяет три разновидности государственно-частного партнерства:

1) привлечение частного партнера в предприятия, контролируемые государством, допускающее продажу как миноритарного, так и контрольного пакета акций;

2) соглашения, по которым государство обязуется закупать у частного партнера предоставляемые им высококачественные услуги на долгосрочной основе. Движущей силой таких соглашений является признание за частным сектором преимуществ в области финансового менеджмента и управления производством. Такие соглашения заключаются на основе концессионных или франчайзинговых механизмов и, как правило, включают не только обязательство частного партнера по оказанию определенных услуг, но и его ответственность за поддержание и реновацию передаваемых ему активов, а также создание новых активов, необходимых для поддержания качества предоставляемых услуг;

3) партнерские соглашения, в которых опыт частного партнера и его финансовые возможности являются жизненно важными для проекта, предполагающего использование коммерческого потенциала государственных активов.

Рейтинговое агентство Standard&Poor's определяет ГЧП как любые средне- или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определенных политических результатов. Наиболее известной формой кооперации является организация государственно-частного партнерства, в котором частный консорциум на основе контракта с государством берет обязательства по разработке, финансированию, созданию и управлению активом с целью производства определенных общественно необходимых благ. Государство в свою очередь гарантирует на протяжении определенного периода времени поддержание условий для реализации соответствующих услуг (продуктов) и выплачивает вознаграждение, величина которого определяется контрактом.

Очевидным достоинством такого «разделения труда» для государства является отсутствие необходимости отвлечения из бюджета значительных средств на протяжении всего срока создания актива. Кроме того, в идеале частный инвестор берет на себя обязательства по долгосрочному управлению созданным активом, избавляя государство от затрат и хлопот по его содержанию.

Отражением государственной поддержки идеи ГЧП в России является принятие в июле 2005 г. пролежавшего несколько лет «на полке» Закона о концессионных соглашениях и утверждение правительством норм, связанных с использованием Инвестиционного фонда. В результате сформирована среда, в которой законодательно обусловлена возможность для государственного органа разделить риски проекта с частным инвестором, вступающим с государством в партнерские отношения. Кроме того, предусмотрены меры по компенсации потерь инвестора от возможных неблагоприятных регулятивных изменений, в отдельных случаях имеется встроенный механизм финансовой поддержки проектов со стороны государства в дополнение к уже имеющейся поддержке политической.

В то же самое время имеется целый ряд факторов, негативно влияющих на перспективы широкого внедрения механизма ГЧП в повседневную инвестиционную деятельность в России. Ни в коей мере не претендуя на полноту описания проблемы, отметим некоторые, наиболее существенные с нашей точки зрения, факторы. Так общепризнанным фактом является недостаточная адаптированность российской правовой системы в области финансовых рынков к стандартам, в которых инвесторы, прежде всего зарубежные, привыкли работать. Принятые инвестиционным сообществом механизмы защиты проекта и интересов инвесторов (создание компаний специального назначения - SPV, защита проектной компании от требований финансирующих сторон и т.п.) в России законодательно не утверждены. Определенную настороженность у инвесторов вызывает существующая правовая система, в которой Бюджетным кодексом РФ устанавливается приоритет бюджетного законодательства над нормами Гражданского кодекса РФ и замена обычных механизмов понуждения сторон к выполнению обязательств их более слабыми эквивалентами для бюджетного сектора. Сомнительной, с точки зрения имеющейся судебной практики, представляется перспектива принуждения государственного органа-партнера к выполнению его обязательств в рамках контракта ГЧП в случае отказа исполнять этот контракт добровольно. Кроме того, потенциальные зарубежные партнеры оценивают политический риск, связанный с проектами ГЧП, как довольно высокий вследствие значительной временной протяженности таких проектов (15 - 30 лет) и возможного снижения уровня их правительственной поддержки на протяжении этого срока. Указывается также на предусмотренный действующим законодательством относительно простой механизм выхода государства из партнерства и недостаточно проработанный механизм компенсации затрат частного инвестора в этом случае. Многие существенные с точки зрения экономической эффективности проекта параметры (например, ставки арендной платы за землю) определяются вне рамок существующего законодательства о ГЧП и могут быть оперативно изменены в неблагоприятную для проекта сторону.

Государственно-частное партнерство в России находится пока в зачаточном состоянии. Но уже установлено основополагающее правило: бюджетные средства должны быть в таких проектах не главным источником, а прежде всего катализатором для частных инвестиций. Вот что об этом сказал в своем Послании Президент России Владимир Путин: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки».

Таким образом, развитие данного направления государственного проекта в ближайшее будущее будет иметь большую актуальность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей дипломной работе я рассмотрел на примере Федеральной службы судебных приставов возможные пути по совершенствованию управления данным государственным учреждением.

В числе основных проблем, снижающих эффективность работы службы судебных приставов в настоящее время рассматриваются недостаточный уровень финансирования службы из федерального бюджета (а это один из наиболее важных факторов в плане заинтересованности работника своей деятельностью и работой на результат), недоукомплектованностью штатного состава, что обусловливает высокую загруженность судебных приставов - исполнителей, и необходимость повышения технической оснащенности подразделений судебных приставов.

Подводя итоги написанной работы, проведя ее анализ, можно прийти к следующим выводам, необходимым для оптимизации управления в ФССП:

- необходимо совершенствовать законы, повышать статус судебных приставов, но мое твердое убеждение в том, что каждое изменение закона требует всестороннего изучения ситуации, подкрепления статистикой и другими аргументами и обязательно должно тщательно прорабатываться;

- любой работник работает более производительно и с большей ответственностью там, где чувствует заботу о себе и своих нуждах со стороны работодателя;

- работники данной организации должны иметь юридическое образование (как минимум начальствующий состав и приставы-исполнители);

- весьма актуально введение должностей помощников судебных приставов-исполнителей, в связи с большой нагрузкой на одного пристава-исполнителя количества исполнительных производств;

- для избегания многочисленных запросов в компетентные органы, необходим доступ к базам данных правоохранительных органов и т.д.

Те не менее, не смотря на все недочеты, служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации развивается динамично, с присущими периоду становления трудностями и противоречиями,главное, что она безусловно востребована обществом и государством.

В связи с тем, что наша страна имеет очень большую территорию и соответственно огромное число городов, не представится возможным привести в порядок и соответствие желаемому уровню сразу все государственные учреждения, но с течением времени все эти модернизации все равно реализуются, государственные учреждения будут работать со 100% отдачей и максимальной эффективностью, а законодательство постепенно придет к совершенной системе управления.

Руководство службы судебных приставов, будучи сторонником укрепления роли Министерства юстиции в системе федеральной исполнительной власти, сделает все возможное, чтобы делами доказать, что функции принудительного исполнения юрисдикционных актов и обеспечения установленного порядка деятельности суда» переданы Министерству юстиции не напрасно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовая база

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (в редакции от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ).

4. Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях"" от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ (в редакции от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ).

5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ).

6. Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 № 3266-1 (в редакции от 17 июля 2009 № 148-ФЗ).

7. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в редакции ФЗ от 2 августа 2009 № 217-ФЗ).

8. Федеральный закон «О судебных приставах».

9. Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

10. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения.

11. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ».

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ).

13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс”.

14. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М.: Юристъ.

15. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ).

16. Законодательные акты ХМАО.

17. Положение о службе приставов ХМАО, утвержденное Постановлением губернатора ХМАО.

18. Положение об Управлении Федеральной службы судебных приставов по ХМАО - Югре, приказы, распоряжения, указания руководителя Управления, а также Директора УФССП.

19. Должностной регламент Отдела организации работы по розыску должников и их имущества, оценке и реализации имущества должников Управления Федеральной службы судебных приставов по ХМАО - Югре.

20. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 02.08.99 г. № 954.

21. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения.

22. Нормативно - правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ.

23. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Литература

24. Арсюхин, Е. Кто первым скажет "Автономное учреждение". Государственные и муниципальные учреждения станут автономными / Е. Арсюхин // Российская газета. - 2006. - 18 мая (№ 4069).

25. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 2006 г. С. 40-45.

26. Бердашкевич, А.Л. Правовой и экономический статус субъектов образовательной деятельности. Слово о завтрашнем дне // Закон. - 2006. - № 4. - С. 15-18.

27. Булаев, Н.И., Бердашкевич, А.П. Место автономных учреждений в российской системе образования // Официальные документы в образовании. - 2006. - № 33. - С. 4-19.

28. Бурлаков, С.А. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью автономных учреждений / С.А. Бурлаков // Журнал российского права. - 2008. - № 9. - С. 132-141.

29. Бурундукова, Е.М. Автономные учреждения: правовые, бухгалтерские и налоговые аспекты / Е.М. Бурундукова. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 112 с.

30. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА.

31. Балабанова Е.А. Методические подходы к управлению социально-экономическим потенциалом муниципального образования: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.А. Балабанова; Байкальский гос. унив-т эк-ки и права. - Иркутск, 2010. - 24 с.

32. Бурова, Л.С. Современный менеджмент - на вооружение муниципалитетов: совершенствование системы организации муниципального управления / Л.С. Бурова // Российское предпринимательство. - 2009. - №9, вып. 2. - с. 156-160.

33. Бялкина Т.М. О некоторых проблемах эффективности осуществления местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - №2. - с. 12-17.

34. Викторова Т.С. (Образовательный сайт) - Заочное дистанционное образование получением государственного диплома (МГИУ) через Internet: http://viktorova-ts.ru/.

35. Вифлеемский, А.Б. Изменения в финансово-хозяйственном механизме функционирования бюджетных учреждений // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2006. - № 10. - С. 12-19.

36. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гардарика, 1998. -- 296 с. ISBN 5-7762-0055-5.

37. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2009.

38. Государственная служба в современной России - М: ЮНИОН,2003.

39. Государственная служба Российской Федерации: современное состояние, проблемы 2002.

40. Государственная служба России: анализ становления, развития и кадрового обеспечения: Материалы научно-исследовательских работ кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ.-М.: РАГС.

41. Гармаев А.Б. Развитие стратегического управления муниципальным образованием: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 (01) / А.Б. Гармаев; Мос. гос. унив-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2007. - 26 с.

42. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Уч. пособие.-М.: Юркнига,2005.

43. Григорьева, Н.С. Правовой режим имущества автономных учреждений / Н.С. Григорьева // Автономные учреждения: экономика, налогообложение и бухгалтерский учёт. - 2009. - № 1. - С. 19-20.

44. Гусева, Т.А. Концепция правового регулирования статуса автономных образовательных учреждений / Т.А. Гусева // Право и экономика. - 2006.

45. Иванов В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. М.: Изд-во «Известия», 2003.

46. Кванина, В.В. Высшее учебное заведение как субъект права: проблемы частного и публичного права. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 129 с.

47. Кирилловых А.А. Учреждения: некоторые вопросы порядка и последствий перехода в автономный статус / А.А. Кирилловых // Право и экономика. - 2007. - № 12. - С. 24-29.

48. Козбаненко В.А. «Государственное Управление» Том 1.

49. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000 "Гос. и муницип. упр." / Владимир Николаевич; В. Н. Лавриненко, Л.М. Путилова.

50. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления: курс лекций / А.С. Маршалова. - М.: Омега-Л, 2008. - 126 с.

51. Менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. М.Л. Разу. - М.: КНОРУС,

52. Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате.

53. Манохин В.М. Служба и служащий Российской Федерации: правовое регулирование. -- М.

54. Мельников А. Судебные приставы - это исполнительная власть // Российская юстиция 2000 № 4.

55. Москалев, А. Институциональный статус муниципального образования (организационно-правовые аспекты) / А. Москалев // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2010. - №1. - с.4-6.

56. Отчет администрации города Сургута за 2009 год в вопросах и ответах: Информационно-справочное издание. - Сургут, «Диорит», 2008 - с. 96.

57. Официальный веб-сервер администрации города Сургута: http://www.admsurgut.ru

58. Официальный сайт ФССП России www.fssprus.ru.

59. Пак, Х.С. Экономика муниципалитета: как оценить эффективность управления?: методологический подход к оценке эффективности управления экономическими ресурсами муниципального образования / Х.С. Пак // Российское предпринимательство. - 2009. - №9, вып. 2.

60. Пансков В.Г. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы. № 3, 2008, с.5-9.

61. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. - М.: КноРус, 2008. - 496 с.

62. Пахарукова, А. Регистр муниципальных нормативных правовых актов / А. Пахарукова, О. Фролова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2010. - №1. - с.12-14.

63. Петухов, Р. Системный подход как способ преодоления кризиса муниципальной власти / Р. Петухов // Власть. - 2010. - №3. - с. 74-77.

64. Панченко, В.Ю. Правовой режим удовлетворения потребностей автономных учреждений в товарах, работах, услугах (на примере федеральных автономных учреждений).

65. Рой О.М Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

66. Старилов Ю.Н. Служебное право. - М., 1996.

67. Сапожников А.А., Семкина О.С., Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. - М.: КноРус, 2008.

68. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 556 с.

69. Сивальнева Н.Н., Швеков А.В. Управление персоналом как элемент системы конкурентных преимуществ // Управление персоналом, 2008.

70. Тихомиров, Ю.А. Государственное управление: модели и реальность / Ю.А. Тихомиров // Право и экономика. - 2008. - №4. - с. 3-8.

71. Трофимова, И.Н. Муниципальное управление: ориентация на результат / И.Н. Трофимова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - №12. - с. 11-15.

72. Управление персоналом в системе государственной службы. - М, 1997.

73. Феклин, С.И. Автономное учреждение - новая модель развития школы в России: методическое пособие. - М.: Арсенал образования, 2008.

74. Центр стратегических и международных исследований: www.csis.org.

75. Цветкова, Г. Вопросы эффективности местного самоуправления / Г. Цветкова // Экономист. - 2010. - №9. - с. 53-59.

76. Члены Центрального совета движения "Образование - для всех" "Нет" разрушению человеческого потенциала России // Открытое письмо властям и гражданскому обществу. - 13.06.2006. Члены Центрального совета движения "Образование - для всех" "Нет" разрушению человеческого потенциала России // Открытое письмо властям и гражданскому обществу. - 13.06.2006.

77. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Гос. и муницип. упр." / В.Е. Чиркин. - 3-е изд., перераб. - М.: Норма, 2008.

78. Яковлев А.И. Эффективность государственной службы. - Ижевск, 1999.,

79. Ярков В.В. Настольная книга судебного пристава-исполнителя - М., 200

80. Юхматова Т. «Лучшие кадры» - решают все! // Управление персоналом, 2008. №17. - с. 23-27.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты