1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
6
1.2. Правовая система и система права. Их структура
10
II. Правовая система России
13
2.1. Общая характеристика правовой системы РФ
13
2.2. Гражданское и смежные с ним отрасли права
19
2.3. Уголовное право и уголовный процесс
20
2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
22
2.5. Новые институты современной России
33
Заключение
36
Список использованной литературы
38
Введение
Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим ее как национальное государство, ограждающее и обслуживающее русскую национальную культуру. После длительного революционного перерыва, после мучительного коммунистического провала - Россия вернется к свободному самоутверждению и самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического рассвета.
И.А. Ильин. О грядущей России. [7]
Современная правовая система России в данный период ее истории перехода к правовому демократическому государству испытывает значительную модернизацию и реформацию. Несмотря ни на что с каждым годом, что бы ни говорили, уровень правосознания большей части общества повышается, у государства очерчиваются контуры правовой идеологии, происходит значительное реформирование права в целом, формируется основа Новой правовой системы России.
Современная правовая система России - сложное, многогранное правовое явление, характерной особенностью которого является активное развитие, преобразование составляющих его компонентов. [2]
Необходимо отметить, что тенденции данного развития далеко неоднозначно оцениваются как в отечественной, так и зарубежной научной литературе. Причем, большинство публикаций по данной проблематике акцентировано на недостатках, присущих еще советской правовой системе, впоследствии перешедших в Российскую правовую систему, а также на отрицательных тенденциях, которые были свойственны «переходному периоду» развития правовой системы России.
В начале 90-х годов правовая система Советского Союза де факте прекратила свое существование, де юре страна продолжала жить по социалистическому праву, темпы эффективных преобразований оставляли желать лучшего. Тиунова Л.Б. отмечает, что «к сожалению, конец 80-х и начало 90-х годов у нас в стране, не смотря на усилия по преобразованию общества, ознаменовались существенными сбоями в функционировании правовой системы, снижением ее целостности и эффективности, дестабилизацией образующих ее механизмов». [16]
В настоящее время можно говорить, что Россия сделала переход от дикого либерализма 90-х к обдуманному либеральному реформированию правовой системы.
Более чем за одно десятилетие Россия сделала несколько поэтапных шагов: от советской правовой системы к правовой «системе» переходного периода (к характеристике данного периода, скорее всего, подходят слова - анархия) и к современной правовой системе, которая продолжает реформироваться и приобретать более четкие, конкретные очертания.
При каждом переходе Россию будоражило, либо она испытывала какой-либо системный кризис. Важно, чтобы этот период не прошел даром, обществом и государственными институтами, государственными деятелями были усвоены принципы реформирования правовой системы такой непростой страны как Россия, ведь знание некоторых принципов, заменяет знание многих фактов. В этот период под вопросом были целостность и единство Российской Федерации. И.А. Ильин писал: «Союз государств заключается на верность и на века: но не признает ни «свободного выхода», ни измены; он скрепляется клятвой; он нерушим; он не может состоять из интригующих предателей, он невозможен между мелкими народами, болеющими политическим тщеславием, манией величия и ненавистью. Такой союз будет эфемерным: он или будет заменен унитарной формой или же погубит всех своих участников и погибнет сам [6] ». Если бы кризис власти в РФ затянулся то возможно бы произошло то, о чем писал И.А. Ильин.
В настоящее время в мире существует множество правовых систем, каждая из которых имеет свои отличительные черты и особенности.
Современную правовую систему России следует рассматривать с особой тщательностью и учетом всех общественных традиций, обязательно необходимо учесть то, что она относится к романо-германской семье.
I. Понятие правовой системы1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями. [14]
То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.
Понятие «правовая система в широком смысле» требует за всем разнообразием признаков, отличающих национальное законодательство, видеть черты общего (универсального) права. Эти признаки могут иметь содержательный характер (например, институт прав человека), но могут быть формальными, например, сходство структуры законодательства. Ценность понятия «правовой системы» в широком значении заключается в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа и характеристики права той или иной конкретной страны.
Понятие «правовая система», используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-О. Эберт и М. Рейнстайн - «правовые круги», И. Сабо - «форма правовых систем», С.С. Алексеев - «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья»
По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система - это «вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений». В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: «категория «правовая система» служит для объединения национального права государств, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве». На наш взгляд, данное определение не отражает всего смысла, заложенного в этом понятии.
В целом можно сказать, что правовая система - это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. [12,13]
Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система - вся "правовая действительность" данного государства. [4]
Каждая страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.
Различия между правом разных стран значительно уменьшается, если исходить не из содержания конкретных норм, а из более постоянных элементов правовой системы. Например, использование различных словарей у двух данных правовых систем или различия в юридической технике. Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи». [5]
Л. Бержель писал: «Многочисленность и разнообразие юридических систем - это очевидность, обусловленная разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует и жизнь которых упорядочивает право». [3]
Так Л. Бержель по этому же вопросу пишет: «В зависимости от того, принимаются или нет во внимание все известные правовые системы, и в зависимости от роли, которая принимается тем или иным критерием, классификация правовых систем может проводится по разному. Некоторые авторы ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: западные системы права; правовые системы советского типа; религиозные правовые системы. Другие авторы, принимая во внимание большое количество критериев насчитывают до 7-8 правовых систем: романистические, нордические, социалистические системы права, группа, объединяющая правовые системы немецкого типа, группа правовых систем, основанных на «обычном праве», системы, базирующиеся на исламской традиции, на индусской традиции и, наконец, правовые системы дальнего востока. Во Франции М. Рене Давид различал пять правовых систем, опираясь в большей мере на их идеологию, чем на арсенал используемых технических средств; позднее, в процессе совершенствования такой классификации он, объединив идеологический и технический критерии изменил конфигурацию своей системы и оставил только четыре больших семейства правовых систем: 1) Романо-германские правовые системы; 2) социалистические системы права; 3) правовые системы, основанные на «обычном праве», а так же 4) религиозные и традиционные правовые системы». [3]
В учебнике И.А. Иванникова основные правовые системы народов мира представлены следующим образом: англосаксонское право, романо-германская правовая семья, мусульманская правовая семья, индусское право, особняком проводятся правовая система Китая и Израиля.
1.2. Правовая система и система права. Их структура.
Существует также понятие "системы права" - это внутренняя структура права , состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Ее первичным элементом выступают нормы права, и в целом все ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство, она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами. Система права объективна.
Понятие "системы права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по своему объему и включает в себя:
систему права (законодательство);
юридическую практику;
господствующую правовую идеологию.
Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права .
Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений.В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений.
Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами.
Более крупное объединение, входящее в состав отрасли - подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.
Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:
Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
Административное право - регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства.
Финансовое право - представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
Земельное право - регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.
Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.
Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.
Уголовное право - представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.
Уголовно-процессуальное право - объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.
Исправительно-трудовое право - регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.
Конечно же, такая структура системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.
II. Правовая система России.2.1.Общая характеристика правовой системы РФ
Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности.
Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. 18 век завершил самостоятельные этапы развития русского права. При Петре I идет активный "экспорт" европейской правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государством. После эпохи Петра и далее продолжается массированное проникновение различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас выступает как сложное, противоречивое сочетание божественного смысла, человеческого поведения и искусственной, подчас конъюнктурной маски, надеваемой на русский правовой феномен политической властью или господствующей идеологической системой.
Историческими, религиозными и юридическими источниками российской правовой системы, выступают два таких разных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской Империи и советского права. В результате столь сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включающего многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной революции.
Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая система правой идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением в юридическом мире. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической формы.
Символ христианской Троицы в ее православном толковании олицетворяет три принципиально важные для понимания российского права идеи: идею духовного единства людей, идею социальности и соборности всего живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа основывалось не на праве. «Русский национальный акт и дух был взращен в лоне Православия и исторически определился его духом на что указывал Пушкин: «К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России, самых разных вер и исповеданий. И все они сами того, не зная таинственно, приобщились, к дарам русского православия»» [8]. Авторы западных стран могут сколько угодно насмехаться над юстицией и судьями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не представляет себе общество, которое может жить без судов и без прав. Такое представление мало кого шокировало в России. Подобно Святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанного на христианском милосердии и любви. (В этом плане марксистский идеал будущего общества не нашел благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа).
Ценность российского права - есть его способность к выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность и целостность с культурой.
Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении и активизации в политической культуре российского общества. Это возможно лишь в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой революции, которая, будучи направлена не на разрушение, а на исключительно понимание всего существующего, накопленного Россией на самых различных этапах ее политической истории, должна привести, в конечном счете, к самораскрытию права как элемента национальной общероссийской культуры.
Россия провозгласила движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятия некоторых достоинств прецедентного права, присущих системе "общего права".
Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.
Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического права. Начиная с середины 1980-х годов вместе с развитием демократических реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход от прежних жестких принципов. Уже в 1986 году разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 году рядом советских ученых обосновывается идея «социалистического правового государства», в 1990 году признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 года начинается развитие собственное российской правовой системы. В 1990-1991 годах российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно-признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.
По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди других бывших советских республик. К настоящему времени приняты большинство кодексов и пересмотрены некоторые кодексы, принятые в середине и конце 90-х годов.
Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е годы приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Карелия, Татарстан), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Муромская области) кодексы.
Правовая система России продолжает оставаться образцом для некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового пространства.
Основным источником права в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов законодательного регулирования установлено в Конституции РФ (ст. 71-73).
В исключительном ведении Российской Федерации, в частности, находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательства; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ в числе прочего отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит Конституция РФ, далее следуют другие федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Особое место занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличии от многих зарубежных стран в России отсутствует институт делегированного и чрезвычайного законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Иерархию нормативных правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и другие акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Низший уровень иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Судебный прецедент, как и в других странах Романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика официально обобщаемая направляемая в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя собой де-факто особую нормативную систему. Близкое к судебным прецедентам место в системе права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.
Достаточно ограниченное применение в качестве источника права в России имеет правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6), национальный обычай (ст.19) и местный обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314-316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам субъектов РФ.
В 1990-е годы в ряде субъектов РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались попытки узаконить действие на их территории мусульманского права, имеющего нередко глубокие в культуре соответствующих титульных национальностей, что принесло не мало проблем.
Весьма специфическим источником российского пава являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Возможность заключения таких договоров предусмотрена п. 3 ст.11 Конституции РФ.
Важным источником права являются международно-правовые акты т доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены инве правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Научные исследования в области права в РФ ведутся в Институте государства и права РАН, Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов. [5]
2.2.Гражданское и смежные с ним отрасли права
Первый в истории страны ГК был принят в период нэпа в 1922 году, создав правовую базу для восстановления элементов частного хозяйственного оборота. По своей юридической технике ГК 1922 года отражал в целом традиции романо-германского права. В то же время советское государство никогда не признавало идеи частного права, оставляя за собой право, вмешиваться в любые хозяйственные отношения в общественных интересах. С ликвидацией нэпа в конце 1920-х годов положения ГК о частном праве утратили силу, и советское гражданское право приобрело относительно законченный вид. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией стал социалистическая собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. На место частной инициативы пришло плановое сверхцентрализированное управление экономикой.
Новый этап в развитии отечественного гражданского права начался на рубеже 1980-1990-х годов. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность. В 1897 издано постановление о совместных предприятиях, в 1988 году - новый закон о кооперативах. Российский законодатель в конце 1990 года легализовал частную собственность и частное предпринимательство.
2.3. Уголовное право и процесс
В соответствии с Конституцией РФ 1993 года уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Уголовное право РФ полностью кодифицировано. Согласно действующему уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 года (вступил в силу с 1 января 1997 года) уголовное законодательство РФ со-стоит исключительно из указанного Кодекса. Новые законы, предусмат-ривающие уголовную ответствен-ность, подлежат включению в УК.
УК РФ основывается на Консти-туции РФ и общепризнанных прин-ципах и нормах международного пра-ва. Кодекс, разработанный на новей-ших теоретических воззрениях, со-хранил традиции классической шко-лы уголовного права. В его основе лежит Модельный уголовный кодекс, принятый на седьмом пленарном за-седании Межпарламентской Ассамб-леи государств -- участников СНГ 17 февраля 1996 года.
Новый УК устранил пробельность уголовного закона, которая образо-валась ввиду изменения предмета правового регулирования и появле-ния новых видов и форм преступнос-ти; из Кодекса также были исключе-ны криминологически не обоснован-ные нормы, устранены многие про-тиворечия, возникшие в процессе коренных преобразований социально-экономической, политической и пра-вовой систем. Сделаны решительные шаги по деидеологизации законода-тельства, признанию приоритетов об-щечеловеческих ценностей перед классовыми.
Гуманистическая направленность уголовной реформы проявилась в закреплении в УК РФ новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительным расширением числа составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. С другой стороны, повышен нижний и верхний порог наказания в виде лишения свободы. Отныне оно может назначаться на срок от 6 ме-сяцев до 20 лет. Впервые в России введена по сути американская сис-тема назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окон-чательное наказание в виде лише-ния свободы может доходить до 25, а в ряде случаев -- до 30 лет.
В связи с принятием в 1996 году в Совет Европы Россия обязалась под-писать в течение одного года и рати-фицировать не позже, чем через три года с момента вступления. Прото-кол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное вре-мя, и установить мораторий на ис-полнение смертных приговоров.
Особенная часть Кодекса теперь открывается разделом о преступле-ниях против личности, тогда как ра-нее на первом месте стояли преступ-ления против государства. В Особен-ной части появились новые главы - об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против се-мьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. В новом УК впервые введена ответственность за незаконное предприни-мательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредприниматель-ство, получение кредита путем обмана, за заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д.
Уголовный процесс
Так же как и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации. К середине 2000 года основным источником уголовно-процессуального права продолжал оставаться Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года.
Основы новой модели уголовного-судопроизводства были заложены в Конституции 1993 года. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47), в том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч. 2 ст. 20).
Основным источником уголовно-исполнительного права (именуемый ранее исправительно-трудовым) является Уголовно-исполнительнвй кодекс от 8 января 1997 года, сменивший Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года. В настоящее время в России действует УКП РФ принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года и одобренный Советом Федерации 5 декабря 2001 года. При его составлении были учтены существенные изменения, произошедшие в системе правоохранительных органов России (управление Федеральной службы налоговой полиции и образование нового правоохранительного ведомства - Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), а так же реформа российской адвокатуры.
2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура
Организация и деятельность судебной системы РФ определяются Конституцией РФ ифедеральными конституционными законами: ФКЗ "О судебной системе Российской Фе-дерации" от 31 декабря 1996 г.; ФКЗ "Об арбитражных судах в Российс-кой Федерации” от 28 апреля 1995 г.; ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. Ста-тус судей регулируют обычные за-коны: Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., ФЗ “О мировых судьях в РоссийскойФедерации" от 17 декабря 1998 г.
Согласно Конституции (ст. 118). правосудие в РФосуществляется только судом на основе конституци-онного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (арбитражное судопроизводство не упомянуто в силу редакционной ошибки ее составителей). Создание чрезвычайных судов не допускается.
ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (ст. 4) закрепляет принцип единства судебной системы РФ. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верхов-ный суд РФ, верховные суды республик, краевые иобластные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, воен-ные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суд субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только пол-номочиями и компетенцией. В соот-ветствии с Конституцией РФ судьями могут быть граждане РФ достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж рабо-ты по юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судьи могут быть прекра-щены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, ус-тановленным федеральным законом (ст. 121). Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленным федеральным законом (ст.128).
Наряду с профессиональными судьями в осуществлении правосудия в РФ также участвуют присяжные и арбитражные заседатели.
В настоящее время в РФ широко применяется как коллегиальное, так и единоличное рассмотрение дел. Гражданские дела в судах общей юрисдикции могут разбираться судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи. В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются судьёй-профессионалом единолично, тремя судьями и либо судьёй и двумя арбитражными заседателями. Формирование «профессиональных» коллегиальных составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению председателя суда с учётом каких-то обстоятельств (ходатайство стороны спора, сложность дела и т. д.).
Уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться в четырёх вариантах состава: а) один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более строгим наказанием, чем пять лет лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым районными судами, если подсудимый - совершеннолетний. Мировой судья рассматривает все дела единолично; б) один судья профессионал (по делам о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах - любой вид наказания); в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ); г) один судья профессионал и 12 присяжных заседателей.
В кассационной, надзорной и аппеляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. В судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов - не менее чем половиной членов президиума.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции). Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено.
Верховный Суд является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая, военные и специализированные суды, по любому делу; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (в рамках процедуры отрешения Президента от должности).
Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Он состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации (по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ). Президиум Верховного Суда рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата суда. Решения президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам. Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. Она также рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По гражданским делам Верховный Суд РФ может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (именуемые иногда судами среднего звена) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляют надзор за судебной деятельность районных судов, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. В его компетенцию входит рассмотрение всех гражданских, подавляющего большинства уголовных (за исключением дел, подсудных мировым, вышестоящим и военным судам) и ряда дел об административных правонарушениях. Районный суд является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям.
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года предусмотрел восстановление в РФ мировых судей, существовавшего в Российской империи в 1864 - 1889 и 1912 - 1917 годах. В соответствии с ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» о 17 декабря 1998 года они входят в единую судебную систему РФ.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска не более пятисот минимальных размеров оплаты труда; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строения и другими недвижимым имуществом; 9) некоторые дела об административных правонарушениях.
Особую ветвь в системе судов общей юрисдикции образуют военные суды, которые до 1992 года носили название военных трибуналов. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ст. 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года). Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также некоторые гражданские дела. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.
Наряду с судами общей юрисдикции в рамках судебной системы РФ действуют арбитражные суды. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года, АПК РФ и принимаемые в соответствии с ними другими федеральными законами. Согласно ст.22 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, а также между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ. Арбитражные суды рассматривают иные дела, в том числе: об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения права организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Систему арбитражных судов в РФ составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов (их 10); арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) осуществляет судебный надзор за деятельностью всех арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Он рассматривает в первой инстанции: дела о признании недействительными (полностью или частично), ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Он также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренными арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях; рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел отнесенных к компетенции ВАС РФ; рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Арбитражные суды как округа, так и субъекта РФ также изучают и обобщают судебную практику; подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализируют судебную статистику.
Конституционный контрольна федеральном уровне осуществляется Конституционным Судом РФ, состоящим из 19 судей. Этот орган был учрежден в 1991 г. и ныне действует на основе ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. По запросам Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституцией республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, ) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Помимо этого, Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ Конституционный Суд РФ дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
В субъектах РФ могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.
Важнейшим конституционным правоохранительным институтом в России является прокуратура. Хотя Конституция РФ помещает статью о прокуратуре в главу «Судебная власть», этот институт является полностью независимым органом, не связанным ни с одной из ветвей власти. Согласно Конституции РФ (ст.129) прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в редакции, введенной в действие 22 августа 2004 года. Прокуратура является, прежде всего, надзорным органом. К числу ее важнейших функций относятся надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Помимо этого прокуратура осуществляет уголовное преследование, а также надзор за исполнением законов: органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяемых назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Оказание юридической помощи гражданам и организациям в РФ осуществляет независимая адвокатура. Организационной формой российской адвокатуры остаются коллегии адвокатов, являющиеся согласно Положению 1980 года «добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного органа соответствующего субъекта РФ. Предложение об образовании адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним представляет его в исполнительный орган государственной власти субъекта для утверждения и регистрации. В члены коллегии адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет.
Помимо адвокатуры юридическое обслуживание населения и организаций ведут частные юридические фирмы, деятельность которых с 1998 года не лицензируется. В отличие от адвокатов частные юристы не обязаны бесплатно оказывать помощь гражданам по уголовным делам в порядке назначения. В то же время только адвокаты имеют право представлять в качестве защитника граждан в уголовном процессе на стадии предварительного следствия и дознания. Порядок работы структуры адвокатуры регламентируется в настоящее время законом «Об адвокатуре» от 31 мая 2002 года, в редакции введенной в действие 20 декабря 2004 года.
2.5 Новые институты современной России.
Новым для России институтом является Уполномоченный по правам человека - назначенное Государственной Думой должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Этот институт, во многом аналогичный институту омбудсмена в ряде зарубежных стран, введён Конституцией РФ 1993 г. (ст.103 «д»). Согласно ФКЗ « Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанным принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и иных находящихся на территории РФ лиц на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями принятыми по его жалобе. Уполномоченный вправе обратится в суд, прокуратуру или другой компетентный орган с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела, о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда и т. д. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, предложить ей создать по этому поводу парламентскую комиссию.
Постоянно действующим органом государственного финансового контроля на федеральном уровне является Счетная палата, которую в соответствии со ст. 101 Конституции РФ образуют Совет Федерации и Государственная дума для контроля за исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации. Помимо этого обе палаты Федерального собрания назначают по шесть аудитов Счетной палаты. Все указанные лица назначаются сроком на шесть лет.
Еще одним новым институтом в правовой системе России станет Общественная палата. В законопроекте: «Об общественной палате РФ» прописывается непростая процедура формирования нового органа, которая отражена в следующей схеме (см. рис 1.).
В функции Общественной палаты входит: «осуществление контроля за деятельностью федеральных и региональных органов власти, а так же рекомендативная функция относительно действующего законодательства». В законе прописывается независимость Общественной палаты. Де-юре Общественная палата независимый орган, де-факто - орган, зависящий от Президента (рис. 1.). Это еще один факт утверждения современной формы правления в России: суперпрезидентской республики. Данная форма правления хорошо отражена во всей правовой системе РФ.
39
Рис 1. Схема процедуры формирования Общественной палаты
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные понятия правовой системы, классификации правовых систем, разобраны понятия «правовая система» и «система права», их структура, соподчиненность; дана характеристика правовой системы современной России.
Изучив и проанализировав правовую систему России можно сказать, что современная российская правовая система - явление сравнительно молодое, все еще формирующееся в условиях обновления всех сфер жизни общества. Тенденции ее развития находятся в полном соответствии с законами диалектики, и зачастую являются разнонаправленными, поливалентными, взаимоисключающими друг друга.
Можно согласиться с мнением, что «переходный период в правовой сфере - это больше процесс, чем результат. Он не предполагает стабильности, завершенности и сбалансированности правовой системы» [ 13 ]. «В России растянутость хронологических границ существования переходной правовой системы во времени объясняется грандиозной социальной задачей, многоэтапностью и универсальностью переходных процессов» [13].
Реформирование правовой системы России, обеспечение развития в ней позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать.
Преодоление отрицательных тенденций в развитии правовой системы современной России, которые достались ее в наследство от советского прошлого, также остается важнейшей задачей ее реформирования. Наиболее опасной среди них, по нашему мнению, являются различного рода деформации в сторону полной зависимости правовой системы от государства и политической конъюнктуры, наблюдающееся в современной России. Обнадеживающим в этой связи является утверждение С.С.Алексеева о том, что «общенаучные исторические данные свидетельствуют о том, что определяющая закономерность развития правовых систем на нашей планете заключается в том, что в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все более превращается в самостоятельную высокозначимую силу, в самостоятельный мощный регулятивно-охранителъный фактор» [1].
Также на первый план выходит проблема повышения правовой культуры российского общества, так как реформирование, повышение эффективности правовой системы России должно проходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованно развивающейся правовой системы.
Необходимо создание условий для того, чтобы из некоторого числа развивающихся тенденций преобладающей, доминирующей стала та, которая наиболее полно отвечает объективным потребностям российского общества.
Следует отметить, что меры по минимизации отрицательных тенденций в развитии отечественной правовой системы не могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системный характер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей и средств, но преодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системы призвана сыграть правовая наука.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия / С.С. Алексеев - М.: Юристъ, 1999. -с. 52
3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. - М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2000. -576 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. - 528 с.
5. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. - д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев - М.: НОРМА, 2000. - 840 с.
6. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В. 2-х т., Т. 1 / Подготовка текста и вступит. Статья И.Н. Смирнова - М.: МП Рарог, 1992. - 344 с.
7. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В. 2-х т., Т. 2 / Подготовка текста и вступит. Статья И.Н. Смирнова - М.: МП Рарог, 1992. - 272 с.
8. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1 / Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицин - М.: Русская книга, 1993. - 400 с.
9. Керимов Д.А. Общая теория государства и права: Предмет. Структура. Функции / Д.А. Керимов - М.: Юрид. лит-ра, 1977. - 133 с.
10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 648 с.
13. Сорокин В.В. Право и время: правовая система и переходное время // Известия вузов. Правоведение. - 2002. - № 1. - с.183- 192
14. Теория государства и право: Учеб. для вузов по спец. «Правоведение» / Алексеев С.С., Васильков П.Т., Дюрягин И. Я. и др; Под ред. М.С. Алексеева - М.: Юрид. лит-ра, 1985. - 479 с
15. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения /Ю.А. Тихомиров - М.: Юрид. лит-ра, 1996. -