ХХ век привнес целый ряд новых тем и настроений в политическую и правовую науку Запада. Развитие специализации в сфере научной деятельности привело к выделению политологии в относительно самостоятельную отрасль исследований и ее размежеванию с правыми науками. Но взаимосвязь и взаимовлияние сохранилось.
Две мировые войны, начавшиеся в Европе и возникновение целого ряда глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества, привнесли изрядную дозу пессимизма в традиционный западный рационализм, поставив под сомнение идею прогресса. Работы О. Шпенглера и А. Тойнби, получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и приближение ее заката.
По демократическим идеалам и ценностям был нанесен серьезный удар трудами Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и М. Вебера, которые послужили методологической основой для создания многочисленных элитарных концепций. В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась. Теория же "технократии" (Дж. Бернхем, О. Тоффлер) пытался скорее доказать совместимость корректного использования идеи "народоправства" с фактической элитарностью политических систем западных демократий.
1.Социологическаяконцепцияправа
Социологическаятеорияправа- базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, а не системе официальных норм.
Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Этокачествоправаобнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества (обычное право, судейское право), а также на всех других стадиях право- применяющей деятельности.
В этой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепциисолидаризма (О.Кант,Э.Дюркгейм,Л.Дюги), свободногосудейскогоусмотрения(Е.Эрлиха), социальнойинженериивправе (социологическая юриспруденция Р.Паунда).
а)ШколасвободногоправаЕвгенияЭрлиха(1862-1922)
В начале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теориисвободногоправа. Их называют также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалось тесным для монолистической эпохи.
Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей, правосознание общества). Главныморганом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применениеправа подчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.
Австрийский правовед Е. Эрлих в своей работе "Основысоциологииправа" (1913 г.) выдвинул теорию "живогоправасоюзов", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.
Социологияправа, по Е. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции, исследуетправоэмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями.
Исходнаяточкаправа, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтому источникпознанияправа - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.
Пример:Бартолиус (средневековой юрист) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждение в законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы.
Е. Эрлих поставил вопросы онеобходимостисистемногоифункциональногоизученияправа,еговзаимосвязисобществом,обусловленностиправафактическими,общественными,втомчислеэкономическимиотношениями.
Новая методология вела к пересмотру самого понятия права. Социологи стали изучать право не в качестве самодовлеющей, оторванной от жизни системы абстрактных норм, формализованных предписаний, а как "живой порядок", как сеть конкретных правоотношений, как систему действующих норм.
Правоцеликом, полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеется существенноерасхождениемеждуправом,каконовыраженовзаконе,и"живымправом", т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества и т.п.). Исходныеначаласамогоправа следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство. "Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует, прежде всего, изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояло в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка".
И в далеком пошлом, и в современном обществе право "представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов, и установленный соглашением, договорами и уставами этих союзов и объединений. Каждая фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей имеют свой порядок, свое право, которое сами создают, - считал Е. Эрлих.
Подобная констатация на практике подводила к мысли о том, что "если гражданский и торговый кодекс не дают конкретных предписаний к решению данного конфликта, то следует обращаться к уставу данного объединения или союза", т.е. к правовымнормамсоюза, которые имеют прямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть "живое право".
Концепция Эрлиха получила название концепции"свободногоправа", поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить в практикесудебногоразбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения.
Судебныерешениястарше,чемнормыправа,"правоюристов"старшеибогаче,чемустановленноегосударствомправо. Поэтому законодатель, по Е. Эрлиху, не создает, а лишь обнаруживает, фиксирует соответствующую норму уже после того, как она найдена юристом в повседневной практике. Но, говоря о праве союзов, он относит это к сфере частного права. Присутствовало разделение между частным и публичным правом.
б)СоциологическаятеорияРоскоПаунда
РоскоПаунд - один из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права.
Главный труд - пятитомная "Юриспруденция " (1959 г.) Как и Е. Эрлих, видел задачусоциологииправа в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Сутьновогоподходавтом, что упор делается на исследование права в действии, функций права с позиции философиипрагматизма.
Прагматизм исходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практической значимостью.
Социологияправа, определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых его социальных целей.
Самоправо воспринималось им как "инструмент социального контроля" для согласования компромиссов интересов. В связи с этим Р. Паунд большое внимание уделял проблемеинтересавправе и характеризовал ее как эффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества.
Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название "юридическаясоциальнаяинженерия", авторство приписывается Паунду. Лица,применяющееправо, - это "социальные инженеры", обеспечивающие компромисс и гармонию социальных интересов.
Цельправа- в достижении компромисса между личностью и обществом.
Функцииправа - социальное регулирование, достижение социальной гармонии.
Всамомправеразличалтриосновныхаспектаправа.
· Право,какправопорядок (т.е. право не только нормативное предписание , но и как совокупность уже сложившихся реальностей).
· Нормативнаясторонаправа (т.е. право составляют нормативные предписание).
· Процессуальнаясторонаправа (т. е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия).
Если свести все сказанное к единству, то право - есть высоко организационная форма социального контроля, которая основывается на власти предписания и реализуется в ходе судебного и административного процесса.
Методпреподавания:
Он проводил различиемеждуправомвкнигахиправомвдействительности. В основе данного различия лежит то, что, если юрист будет изучать право по книгам, то он не поймет, как оно действует. Отсюда исходит отказ изучать право только по нормативным актам и обучение студентов, как практических юристов, умению толковать, анализировать юридические решения.
Паунд был сторонником умеренно консервативных взглядов, поэтому не поддерживал новый курс Рузвельта. Отдавал ключевую роль судам, а не исполнительной власти .
Его доктрина была самой влиятельной в США концепцией до середины ХХ века.
в)ТеориясолидаризмаЛеонаДюги
В первой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был ЛеонДюги (1859 -1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепциюсоциальнойсолидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узамисоциальнойсолидарности.
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальныесвязи основаны на разделении труда. Сотрудничествоклассоввпроцессеразделениятруда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает нормусоциальнойсправедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения".Социальнаянормасолидарности составляет основу всего объективного права.
Юридическаянорма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку они отвечают социальной норме солидарности. Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Юридическаянорма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодательлишьконстатирует,нонесоздаетее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Нормасоциальнойсолидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.
Существует лишь объективноеправо - юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человеклишьвинтиквсоциальноморганизме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции.
Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил осоциальнойреформеобщества. Он высказывал уверенность, что современное общество движется к известному роду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты -синдикальныйфедерализм.
Всеобщееиндивидуалистическоеизбирательноеправопредлагалзаменитьорганизаторскимпропорциональнымпредставительствомпартийипрофессиональныхорганизаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональныесоюзы. Отношениямеждуклассамирегулируется не законами,адоговорами.
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическомуиправовомуплюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач.
Деятельностьцентральногоправительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическаяюриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона. Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характер права, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
2.КонцепциянормативизмаГансаКельзена
ГансКельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистаятеорияправа" (1934. 2 расширенное издание 1960.). Под этим названием строилась теорияпозитивногоправа, которая в обеспечение своей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота"юридическойнауки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов, т.е. познания социальной реальности, рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.
Предметизучениятеорииправа составляет законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткуюзадачуобъяснитьправосамоизсебя как самостоятельную единицу, в отрыве от социального бытия.
Цельтеории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права их страны.
Наука должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или не должен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. Последнее есть предметполитики, которое имеет дело с искусством государственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.
Реальность, т.е.самосуществованиепозитивногоправа, не зависит от своего соответствия или несоответствия со справедливостью. Чистаятеорияправарассматривает свой предмет как некую копию трасцентральной идеи ("трансцентральный" - в схоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределы человеческого сознания), она проводит в тоже время ясное различиемеждуэмпирическимправомитрансцендентальнойсправедливости путем исключения последней из своего рассмотрения.
Чистаятеорияправа отказывается быть метафизикой права: "то, что не может быть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовое понимание". Чистаятеорияправа - это скорее структурный анализ позитивного права, нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных и политических оценок его целей.
Общимиисточникамиединстваизначимостинормправа выступает постулируемая человеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы и права, ни нормой естественного права. Функцияосновнойнормы, утверждал Ганс Кельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условие единства и значимости всех норм данной системы, основная норма является трансцендетально-логической категорией познания.
Спомощьюосновнойнормы, согласно теории Ганса Кельзена, право достигает единства, не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, в котором низшие формы вытекают из высших. Высшаяступеньправа - конституция- черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее внисходящейступени следуют законыиобщиенормы. Низшуюступень образуют так называемые индивидуальныенормы, создаваемые судом и органами управления применительно к отдельным правовым ситуациям.
В трактовке соотношенияправаивласть, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство, рассуждает Кельзен, представляет собой систему отношений подчиненности и господства, т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качестве мотива для выступления других. Существоэтихотношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. В этом качестве отношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Но ведь тоже самое, утверждал Ганс Кельзен, представляет собой и право. Следовательно, заключает он, государство, как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государствоестьотносительноцентрализованныйправопорядок.
Вывод: Несмотря ни на что юридические нормативы в XX веке были существенно потеснены социологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказывают большое влияние на практику применения законов.
3.НеокантианскоеучениеР.Штаммлера
РудольфШтаммлер (1856 -1938 гг.) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916 г.
Социальнымидеалом в философии права, по Штаммлеру, является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству.
ФилософскаяпочвапредставленийШталимкераоправе-некантианство. Приверженцы этого направления в философии полагали, что предметпознания тождественен понятию о предмете, а собственнобытиеесть совокупность чисто понятийных отношений.
Цельфилософствования - творческая работа по созданию интеллектуальных объектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предметпознания конструируется человеческим мышлением. Чистоепознание на основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознаниеоказываетсяпервичнымпоотношениюкбытию.
На основе подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческое сознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природа предстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мирчеловеческихпоступков,обществоесть проявление, реализация человеческих воль ("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результате общество представляет собой совокупность целей и средств.
Таким образом, наукиоприроде оперируют с помощью закона причинности, а наукиодухе - с помощью закона целесообразности. Отсюда социальныеявления, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности, а охватываются категориейцеликак свойства человеческого сознания и воли.
Поэтому он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную замену капитализма социализмом и поясняет, что социализм не причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественным явлениям).
Р. Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольный марксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Он утверждалтезисопервичностиправапоотношениюэкономике,обществу,государству.
Фундаментгосударства он усматривает не в совокупности производственных отношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право есть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различных стадиях изучению не поддается. Изучению поддается право, т.к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюдаправоиестьисторияразвитиячеловечества.
Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общеепонятиеправа, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимоесамовластноерегулированиесоциальнойжизнилюдей". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от норм нравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающей особенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею.
Наряду с понятием права, Р. Штаммлер выделил идеюправа, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идеяправа означает, что людямвихсовместнойдеятельности,регулируемойправомсвойственносправедливое"хотение", т.е. особое "правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания.
Применительно к общению людей идея права дает социальныйидеал. Р. Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающий принцип единства всех целей и формулировал его как "общениесвободнохотящихлюдей".
Идеи равенства, социальный идеал в теории Р. Штаммлера является лишь критериемоценкидействующегоправа, и в этом качестве играли роль естественного права.
Право всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Но в рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильноеправо, т.е. такое, какое ориентируется на справедливость, на идеюправа, как на конечную цель. Это право и выступает как "естественное право с изменяющимся содержанием" Оно представляет собой не какое-либо конкретное право, а лишь "единый формальный метод суждения о праве". Исходя из этого, идеалправа, социальный идеал, согласно теории Штаммлера, лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким -либо действительным состоянием эмпирического права.
Вывод:По мнению ведущих идеологов социал-демократии, выработанная Штаммлера концепция этического социализма ближе всего к актуальным в настоящее время проблемам гуманизации политико-правовых институтов.
4.Теорияэлит,бюрократииитехнократии
а)Теорииэлитибюрократии
Ее основателями были итальянские политики Г.Моска(1856 -1941) и В.Парето (1848-1923).
Согласно данной теории политикаестьсфераборьбыдвухпротивоположныхклассов: властвующего меньшинства(элиты) и подавляющего большинства (народ). Первые всегда малочисленны, монополизируют политическую власть, осуществляют политические функции и на этой основе становятся правящем классом. Они живут за счет управляемого класса, который составляет большинство населения и производит материальные средства, необходимые для политического организма.
Итальянский исследователь ГаэтеноМоска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо. Окончил факультет права местного университета, избирался в 1887-1899 гг. депутатом итальянского парламента. Одновременно он преподавал в Римском и Туринском университетах, занимал профессорскую ложность до 1933 г. 8 ноября Гаэтано Моска умер в Риме.
Моска расценивалидеидемократии,народовластиякакутопию, несовместимую с законами общества и противные алчной и эгоистичной природе человека. Моска считал, что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа. "По отношению к власти, - утверждал Моска, - любоеобществоделитьсянадвакласса: управляющий,политическийиуправляемый".
"Политическийкласс" берет на себя государственные функции и пользуется в связи с этим привилегиями. Однако привилегии носят сословный характер. Политическийклассвластвуетнадбольшинством благодаря обладанию рядом качеств, которые меняются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство и др.), а также вследствие его организованности. Большинство не в состоянии противостоять этой силе и не способно объединиться для достижения своих целей.
Фактическоегосподство"правящегокласса"осуществляется посредством весьма сложной системы, соединяющий в себя "профессиональные, бюрократические элементы" с институтами конституционализма и политического представительства. С ее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления правящего класса, поддержание его компетентности, способности вести за собой управляемое большинство. Моска считал, что без обновленияэлиты невозможна социальная стабильность в обществе. Всякая элита имела тенденцию превращения в замкнутую, что ведет к ее вырождению. Вобществеимеютсясилы,способныезаменитьправящееменьшинствонауправляемоебольшинство.
Вывод: Идеи Моски, изложенные в его главных сочинениях "Основы политической науки", оказали заметное влияние на формирование теории элит в англо-саксонских странах, особенно в США.
ВильфредоПарето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, женатого на француженке. Получив математическое и инженерное образование, в течение ряда лет служил на железных дорогах Италии, а затем в сталелитейном концерне. В 1893 году Парето переехал в Щвецарию, где занял место профессора политической экономики Лозаинского университета. В 1912 году он закончил работу над главным трудом, четырехтомным "Трактатомпообщейсоциологии", опубликованным в 1912 г. Пришедший к власти Мусолинни сделал в 1923 году Парето сенатором. Вильфредо Парето умер в 28 августа 1923 года в своем имении.
В. Парето ввел в политическую науку термин "элита". В своем "Трактате по общей социологии" он утверждал, что политическаяжизнь есть борьба и сила, циркуляция элит. Вобществевсегдаправитэлита. Возникновение и существование господствующей элиты В Парето объяснял главным образом психологическими свойствами людей. В основе лежат психологические, иррациональные, побудительные начала, так называемые "остатки" - стремления, инстинкты.
В. Парето выделялшестьвидов"остатков":
1) инстинктобщительности (для политика - это прежде всего потребность в признании со стороны руководимых им организации, партии, государства);
2) инстинкткомбинации (ярче всего выражен у выдающихся политических деятелей, составляет их главное профессиональное свойство);
3) потребностьвдемонстрациисобственныхчувств (в политике на этом основаны формы почитания в иерархических системах, ритуалы и культы, вера в вождя и т.д.);
4) стремлениекпостоянствуагрегатов (этим обусловлена возможность длительного существования сложившихся политических институтов, конкретных политических взглядов, законных династий, традиций и пр.);
5) инстинктцелостностииндивидуума (в политико-правовой сфере - это стремление объяснить безопасность личности и неприкосновенность собственности);
6) инстинктсексуальности (самый глубокий, хотя его и пытаются сдерживать моральными, религиозными запретами).
"Остатки" зачастую не осознаются людьми и, во всяком случае, тщательно скрываются с помощью так называемых "производных". Это различного рода идеологические обоснования: от простых утверждений, воззваний и лозунгов, до сложных концепций, доктрин, в которых вытекающая из инстинктов частная выгода облекается в общепринятые благовидные одежды (требования общего блага и т.п.).
Комбинацияираспределение"остатков"и"производных", связанных со сферой политической власти, на взгляд В. Парето, предопределяет способность тех или иных людей принадлежать к элите.
Согласно В. Парето "остатки" и "производные" группируются таким образом, что в политическом процессе выделяются дватипаэлит: элитальвовиэлиталис.Любая элита успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества и вырождается. В обществе выделяется новая элита, но господствующая элита власть добровольно не отдает. Поэтому циркуляция элит совершается посредством переворотов. В период капитализма господствующая элита лис. Социалистическое и революционно- демократическое движения он считал слабостью этих элит.
РобертМихелье (1876 -1936) применил элитиские концепции Г. Моски и В. Парето к исследованию политических партий. В книге "Социологияполитическихпартийвусловияхсовременнойдемокатии" он утверждал, что во всех партиях, независимо от их типа (как буржуазных, так и социалистические) демократияведетколигархии.
Это закономерность развития любой организации, так называемый железныйзакон. Демократия немыслима без организации, любая организация иерархична по своей природе и требует оперативного управления, осуществляемого немногими, т.е. рядовые партийные массы неспособны к самостоятельному управлению. Однако дажесамыедемократическиевзглядысовременемантидемократизируются. Так что на определенном этапе демократия неизбежно оборачивается олигархией. И чем крупнее организация, тем более отчетливо проявляется этот закон. Демократия, следовательно, превращается в арену циркуляциипартийныхэлит.
Вывод: Моска и Парето оказали большое воздействие на развитие буржуазных политических учений XX века, и по настоящее время составляют одно из влиятельных направлений политической мысли Западной Европы.
б)Доктринатехнократии
Дж.Берхем, его книга "Революцияменеджеров" (1941) является заметной вехой в истории технократическихдоктрин. Дж. Берхем утверждал, что в результате бурного технократического прогресса произошла революция в политической власти и государственном управлении. Выдвинулся новыйправящийкласс-менеджеры. Они не только заняли командные посты в рамках предприятий и корпораций, но и сосредоточили в своих руках политическую власть.
Государство все более превращается в собственность менеджеров - главныхконтролеровсредствпроизводства, новых фактических собственников. На основе своего действительно ответственного положения в государстве менеджерыстановятсяпривилегированнымклассом, получая машины, дома и пользуясь другими льготами и привилегиями. Монополизируя систему образования,онивоспроизводятсебякакособуюкасту.
В будущем, считал Дж. Бернхем, на планете установиться единоетехнократическоегосударствово главе с комитетом директоров -технократов.
ОлвинТоффлер родился в 1928 году в Нью-Йорке. В 1970 -1990 гг. Олвин Тоффлер опубликовал книги, ставшие на Западе научно - литературным бестселлером: "Футурошок" (1970), "Экоспазм" (1975), "Третьяволна" (1980), "Предпосылкиипрогнозы" (1984), "Смешениевласти" (1990). В них содержится анализ трансформации индустриального общества в новую цивилизацию.
Олвин Тоффлер сформулировал главнуютенденциювэволюциизападногообщества 60 - 80 годов: заметное ускорение как в темах образования продукции, так и в диалектике социальных связей, и в обмене идеалами.
Важнейшийдвижущейсилойобщественныхизмененийонназываеттехнологию, а ядромсовершенствованиетехнологии-знания (лиформация).
Американский мыслитель делит историючеловечестванатрипериода,иливолны:
1) аграрную, начало которой положило прошедшая 10 тысяч лет назад земледельческая революция.
2) индустриальную, длившуюся около 300 лет;
3) связанную сразвитиеминформационныхтехнологий третью волну, начавшуюся во второй половине XX века в США и захватившую затем Западную Европу.
Знания подчинили силу и богатство и стали определяющем фактором функционирования общества и всех его институтов, включая власть. Поэтому борьба за контроль над информацией составляет сердцевину конфликта супериндустриальном обществе.
Поднапоромзнанийразрушаетсясистемапредставительнойдемократии, в этой форме, которую породила индустриальная эпоха. Возрастающая социальная неоднородность общества размывает саму основу идеи представительной демократии - понятиемассы. Олвин Тоффлер считает, что возникающая мозаичнаядемократия в большей степени ориентируется на отдельного индивида. В связи с усложнением информации число лиц, принимающих решения, помимо чиновников-управленцев, включаются ученые и специалисты-практики. В итоге, бюрократиятеряетпрежнююмонополиюнапринятиерешенияиперестаетбытьзамкнутымсословием.
Политическаяжизньобществатретьейволны строиться на основе трехключевыхпринципов:
· принципменьшинства, который должен заменить принцип большинства. Вместо прежнего общества, в котором несколько крупных блоков (классов, партий ...) образовывали большинство, возникает конфигуративноеобщество, в котором тысячи меньшинств обладают высокой социальной мобильностью.
· Принципполупрямойдемократии. В обществе третьей волны произойдет отказ от представительной демократии. Он полагал, что вся политическая система, в которой центральное место занимали партии, устарела. Повышение образовательного уровня и современная техника дают возможность гражданам самостоятельно (помимо законодательных органов) вырабатывать многие политические решения, которые будут иметь юридическую силу.
· Принципразделенияответственностивпринятиирешений, который поможет устранить перегрузку, блокирующую деятельность институтов власти. До сих пор слишком много решений принимается на национальном уровне и слишком мало на местном и международном.
Олвин Тоффлер назвал свою теорию "практопией" - практической утопией .
В 60 - 70 гг. технократическиетеории развиваются таким учеными и политическими деятелями как Г.Саймон("Научноуправляемоегосударство"), Б.Беквит ("Концепцияэкспертократии"), З.Бжезинский ("Технотронноеобщество").
Они изображают технократию как средство для решения глобальных проблем (экологии, энергетических, продовольственных, войны и мира, демографических) и перестройки государства.
в)Теорияконвергенции
("Конвергенция" от греческого сближать, сходиться в одной точке). Данная теория возникла в 50 -60 годы XX столетия и ее представители: Дж.Гелбрейт,Р.Арон,во второй половине - Х.Сорокинидр.
Они утверждали, что начинаетсяконвергенциякапитализмаисоциализма, заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая отрицательные стороны, они сольются в едином постиндустриальном обществе.
Капитализм разовьет планирование и госрегулирование экономики, что позволит нейтрализовать неблагоприятные последствия рыночной стихии. А социализм должен был изменить излишнюю жестокость централизованного руководства и вступить в стадию либерализации.
Сторонники этой концепции полагали, что подобнаяконвергенция-следствиесовременнойнаучно-техническойреволюции.
Политическаявласть в этом обществе, согласно данной теории, теряет свой классовый характер. В нем руководят не предприниматели, а менеджеры, управляющий особый слой, возникающий в ходе НТР.