Рефераты

Создание нормативно-правовой базы для Интернет-класса в образовательном учреждении

Создание нормативно-правовой базы для Интернет-класса в образовательном учреждении

Дипломная работа

Создание нормативно-правовой базы для организации работы Интернет-класса в образовательном учреждении

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблемы безопасности и анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания

1.1 Проблемы безопасности в Интернете

1.2 Законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа

1.3 Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации

1.4 Информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации

1.5 Информация с ограниченным доступом

1.6 Необходимость изучения нормативно-правовой базы в школе

Глава 2. Рекомендации по изучению законодательных и правовых актов в образовательном учреждении

2.1 Организация и политика использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях

2.2 Процедура использования сети Интернет

2.3 Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля по использованию учащимися сети Интернет.

2.4 Процедура изучения законодательных актов и контроль

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Для решения задачи исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, на основе внедрения соответствующих программно-технических средств необходима координация и консолидация усилий заинтересованных органов уровня субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также непосредственно общеобразовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Ограничения права на свободное получение информации могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Благодаря приоритетному проекту «Образование», все образовательные учреждения Российской Федерации подключаются к сети Интернет. В связи с этим, актуальность данной дипломной работы заключается в том, чтобы помочь всем образовательным учреждениям составить нормативно-правовую базу по использованию сети Интернет и показать те формы документов, которые должны находиться в каждом Интернет-классе любого образовательного учреждения.

С учетом изложенного, проблемой данной дипломной работы является отсутствие в образовательных учреждениях нормативно-правовой базы по использованию Интернета.

Перед данной работой поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать действующее законодательство на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет;

2. На основе данного анализа создать правила использования сети Интернет, имеющих статус локальных правовых актов и являющихся основой для внедрения соответствующих программно-технических средств.

3. Показать когда и как в образовательный процесс можно внедрять мероприятия по исключению доступа учащихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся

Основной целью дипломной работы является - создание нормативно-правовой базы для организации работы Интернет-класса образовательного учреждения. Для этого нужно:

- изучить и скоординировать информационное и методическое обеспечение деятельности по внедрению в общеобразовательных учреждениях мероприятий по исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся,

- разработать на базе существующих проектов типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательных учреждениях, учитывающих особенности этого учреждения,

- разработать типовой регламент по работе учителей и учащихся в сети Интернет.

В связи с этим в главе 1 данной дипломной работы рассматривается анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания. В этой главе подробно описаны законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа; положения Конституции Российской Федерации по вопросам ограничения права на информацию; виды информации, содержание и (или) распространения которой противоречит законодательству Российской Федерации.

В главе 2 представлены рекомендации по изучению законодательных актов в школе, как осуществляется их практическое внедрение в образовательный процесс.

В приложении представлены документы, необходимые для того, чтобы составить нормативно-правовую базу для использования сети Интернет в образовательном учреждении и для организации работы Интернет-класса.

Глава 1. Анализ действующего законодательства на предмет определения допустимых механизмов защиты учащихся от содержимого сети Интернет, несовместимого с задачами образования и воспитания

1.1 Проблемы безопасности в Интернете

Реализация национального проекта позволила обеспечить школы компьютерами и доступом в Интернет. Следующим этапом информатизации российских школ стал проект «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», целью которого является обеспечение равных возможностей получения качественного образования и доступа к информации всем школьникам, независимо от места их проживания.

Если компьютер подключен к Интернету, то в принципе любой пользователь, также подключенный к Интернету, может получить доступ к информационным ресурсам этого компьютера. Если сервер имеет соединение с Интернетом и одновременно служит сервером локальной сети (Интранет-сервером), то возможно несанкционированное проникновение из Интернета в локальную сеть.

Механизмы проникновения из Интернета на локальный компьютер и в локальную сеть могут быть разными:

· загружаемые в браузер Web-страницы могут содержать активные элементы ActiveX или Java-апплеты, способные выполнять деструктивные действия на локальном компьютере;

· некоторые Web-серверы размещают на локальном компьютере текстовые файлы cookie, используя которые можно получить конфиденциальную информацию о пользователе локального компьютера;

· с помощью специальных утилит можно получить доступ к дискам и файлам локального компьютера и др.

Для того, чтобы этого не происходило, устанавливается программный или аппаратный барьер между Интернетом и Интранетом с помощью брандмауэра (firewall - межсетевой экран). Брандмауэр отслеживает передачу данных между сетями, осуществляет контроль текущих соединений, выявляет подозрительные действия и тем самым предотвращает несанкционированный доступ из Интернета в локальную сеть.

Что касается исключения доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, необходимо установить систему контентной фильтрации Интернет-ресурсов для образовательных учреждений различного уровня (СКФ).

СКФ входит в стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения, разработанный специально для национального проекта «Образование». Он призван обеспечить все учебные заведения России лицензионными программами, что гарантирует качество обучения и ведения административно-хозяйственной деятельности. Все подробности о получении данного пакета можно узнать на сайте проекта «Первая помощь».

СКФ предназначена для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации с целью:

· ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования;

· ограничения нецелевого использования Интернет;

· сбора статистических сведений об использовании ресурсов Интернет учащимися или иными пользователями.

СКФ - это программный комплекс, основными задачами которого являются управление доступом учащихся к ресурсам сети Интернет и мониторинг использования Интернет-ресурсов.

СКФ выполняет следующие функции и задачи:

· идентификацию пользователя клиента СКФ;

· назначение прав доступа пользователей клиента СКФ к Интернет-ресурсам;

· фильтрацию обращений пользователя клиента СКФ к Интернет-ресурсам;

· накопление статистики обращений к Интернет-ресурсам;

· обновление системной информации.

СКФ осуществляет анализ и фильтрацию ресурсов на русском и иностранных языках, создание различных типов отчетов о работе учащихся в сети Интернет, автоматическое обновление (актуализацию) базы данных категоризированных Интернет-ресурсов.

Очень удобно работать с СКФ, т.к. она предоставляет пользователю возможности для настройки правил фильтрации Интернет контента, удобный интерфейс администратора, спроектированный с учетом современных требований эргономики.

1.2 Законодательные и иные нормативные акты, используемые при проведении анализа

Допустимые механизмы ограничения доступа учащихся образовательных учреждений к отдельным категориям ресурсов сети Интернет предопределяются действующим законодательством Российской Федерации.

Важной задачей для дальнейшей работы является анализ положений Конституции Российской Федерации, в частности, с учетом определения предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметов ведения субъектов Российской Федерации, а также полномочий муниципальных образований, действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе:

- законодательства об информации;

- законодательства о средствах массовой информации;

- иных законодательных и нормативных правовых актов.

Анализ положений международных правовых актов, к которым Российская Федерация присоединилась или собирается присоединиться, включает, в частности, рассмотрение положений:

- Международной конвенции ООН о правах ребенка;

- Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- Декларации о свободе коммуникации в Интернете, принятой Советом Европы в 2003 году.

1.3 Регулирование вопросов доступа к информации в действующем законодательстве Российской Федерации

Важнейшим правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с обеспечением доступа к информации, является Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который определяет понятие "общедоступной информации", предоставляет гарантии права на доступ и устанавливает принципы ограничения доступа к информации, а также регламентирует вопросы распространения и предоставления информации, вопросы, связанные с государственными информационными системами.

В сферу регулирования Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" входят отношения, возникающие:

1) при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) при применении информационных технологий;

3) при обеспечении защиты информации.

В то же время согласно пункту 2 статьи 1 указанного Федерального закона его положения не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет ряд важных используемых в нем понятий, в том числе понятие "информация", которое включает любые "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В указанном Федеральном законе содержатся также определения ряда других важных понятий:

- информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

- информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

- информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

- обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации - возможность получения информации и дальнейшее её использование;

- конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

- распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

- электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

- документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

- оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации определены в статье 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", к их числу отнесены:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ в применении одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

На основании анализа положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно выделить следующие три основные категории информации:

1) общедоступная информация, в том числе информация, доступ к которой не может подвергаться ограничениям;

2) информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации;

3) информация с ограниченным доступом.

Две последние категории могут быть объединены общим понятием информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению.

1.4 Информация, содержание и (или) распространение которой противоречит законодательству Российской Федерации

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривает, что:

1) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

2) запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;

3) запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами;

4) порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Определение понятия "злоупотребление свободой массовой информации" непосредственно в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" отсутствует, однако исходя из смысла указанного Закона злоупотребление свободой массовой информации обычно характеризуют как "использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству".

В приведенной выше первой части статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" закреплены следующие виды злоупотреблений:

1) использование средств массовой информации для совершения уголовно наказуемых деяний;

2) для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;

4) для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Определение понятия "террористическая деятельность" содержится в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от 27 июля 2006 г.), согласно подпункту 2 статьи 3 которого она определяется как деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно подпунктам 1 и 5 той же статьи "терроризм" определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, а контртеррористическая операция - как "комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта".

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрещает распространение материалов, пропагандирующих порнографию, не определяя сущность данного термина. Обычно порнографические передачи определяют как "произведения, основным содержанием которых является грубое натуралистическое изображение половых органов и полового акта и акцентирующих внимание именно на анатомических, физиологических подробностях этого… Пропаганда же порнографии, культа насилия и жестокости имеет целью формирование позитивного отношения к данным негативным явлениям или восприятия их аудиторией как эталонного образа жизни. Хартия телерадиовещателей требует отказа не только от пропаганды, но даже и от простой демонстрации или описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия. Передачами, пропагандирующими порнографию, культ насилия и жестокости принято считать также распространение достоверной информации, но сконцентрированной именно на сценах насилия, определенным образом расставленные акценты в передаче.

Часть третья статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" призвана препятствовать распространению в средствах массовой информации и компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганды каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" не ограничивает перечень запрещенной к распространению информации, иными федеральными законами так же может быть запрещено распространение отдельных видов информации в соответствии с принципами, заложенными Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 59 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непосредственно сам Закон за злоупотребление свободой массовой информации предусматривает только административную ответственность в виде предупреждения и прекращения деятельности СМИ.

В доктрине высказано мнение, что в силу прямого указания статьи 24 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" к числу средств массовой информации отнесены "системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети" (Интернет, Fidonet и др. сети передачи информации, с помощью которых к сообщениям и материалам может быть предоставлен доступ неограниченному кругу лиц), в связи с чем на них распространяются правила, установленные Законом для радио- и телепрограмм. Вместе с тем, согласно буквальному смыслу закона, законодатель говорит только о возможности отнесения к средствам массовой информации не самих технических систем и сетей, а соответствующих форм периодического распространения массовой информации через данные сети.

Для проводимого анализа важным представляется также рассмотрение положений Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.), статьей 14 которого предусматривается защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (указанная статья включена в Главу II Федерального закона "Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации обязаны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе:

- от национальной, классовой, социальной нетерпимости;

- от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;

- от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;

- от распространения аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Международная Конвенция о киберпреступности исходит из необходимости проведения в приоритетном порядке общей политики государств - членов Совета Европы в сфере уголовного права, нацеленной на защиту общества от киберпреступности, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и укрепления международного сотрудничества. Это становится особенно актуальным в условиях глубоких перемен, вызванных внедрением цифровых технологий, объединением и продолжающейся глобализацией компьютерных сетей, которые могут также использоваться для совершения уголовных преступлений. В преамбуле Конвенции о киберпреступности также отмечается необходимость обеспечения должного баланса между интересами поддержания правопорядка и уважением основополагающих прав человека, в которых подтверждается право каждого беспрепятственно придерживаться своих мнений, а также право на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ и права, касающегося невмешательства в личную жизнь.

Для целей Конвенции о киберпреступности в ней содержатся следующие определения (статья 1 Конвенции):

- "компьютерная система" означает любое устройство или группу взаимосвязанных или смежных устройств, одно или более из которых, действуя в соответствии с программой, осуществляет автоматизированную обработку данных;

- "компьютерные данные" означают любое представление фактов, информации или понятий в форме, подходящей для обработки в компьютерной системе, включая программы, способные заставить компьютерную систему выполнять ту или иную функцию;

- "поставщик услуг" означает любую государственную или частную структуру, которая обеспечивает пользователям ее услуг возможность обмена информацией посредством компьютерной системы, а также любую другую структуру, которая осуществляет обработку или хранение компьютерных данных от имени такой службы связи или пользователей такой службы;

- "данные о потоках" означают любые компьютерные данные, относящиеся к передаче информации через посредство компьютерной системы, которые генерируются компьютерной системой, являющейся составной частью соответствующей коммуникационной цепочки, и указывают на источник, назначение, маршрут, время, дату, размер, продолжительность или тип соответствующего сетевого сервиса.

Конвенция обязывает все присоединившиеся к ней государства обеспечить достаточные меры в отношении преступлений против конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных данных и систем, в частности, следующих случаев:

- преднамеренного противозаконного доступа к компьютерной системе в целом или любой ее части без права на это (статья 2 Конвенции о киберпреступности), если такое деяние совершено с нарушением мер безопасности и с намерением завладеть компьютерными данными или иным злым умыслом, или в отношении компьютерной системы, соединенной с другой компьютерной системой.

- противозаконного перехвата (статья 3 Конвенции о киберпреступности), под которым понимается преднамеренно осуществленный с использованием технических средств перехват;

- воздействия на данные (статья 4 Конвенции о киберпреступности), которое включает преднамеренное повреждение, удаление, ухудшение качества, изменение или блокирование компьютерных данных без права на это;

- воздействия на функционирование системы (статья 5 Конвенции о киберпреступности), то есть преднамеренное создание, без права на это, серьезных помех функционированию компьютерной системы путем ввода, передачи, повреждения, удаления, ухудшения качества, изменения или блокирования компьютерных данных;

- противозаконного использования устройств (статья 6 Конвенции о киберпреступности), включающего следующие деяния, совершаемые преднамеренно и без права на это: производство, продажа, приобретение для использования, импорт, оптовая продажа или иные формы предоставления в пользование устройств, включая компьютерные программы, разработанных или адаптированных прежде всего для целей совершения какого-либо из правонарушений, предусмотренных Конвенцией, компьютерных паролей, кодов доступа или иных аналогичных данных, с помощью которых может быть получен доступ к компьютерной системе в целом или любой ее части с намерением использовать их с целью совершения какого-либо из правонарушений, а также владение одним из предметов, упомянутых выше, с намерением использовать его для совершения каких-либо правонарушений, предусмотренных в Конвенции.

Конвенция о киберпреступности предусматривает также необходимость принятия мер против правонарушений, связанных с использованием компьютерных средств:

- подлога с использованием компьютерных технологий (статья 7 Конвенции о киберпреступности), то есть случаев совершения преднамеренно и без права на это таких действий, как ввод, изменение, стирание или блокирование компьютерных данных, влекущих за собой нарушение аутентичности данных с намерением, чтобы они рассматривались или использовались в юридических целях в качестве подлинных данных;

- мошенничества с использованием компьютерных технологий (статья 7 Конвенции о киберпреступности), охватывающего случаи совершения преднамеренно и без права на это действий, направленных на лишение другого лица его собственности путем: любого ввода, изменения, удаления или блокирования компьютерных данных, а также любого вмешательства в функционирование компьютерной системы, с мошенническим или бесчестным намерением неправомерного извлечения экономической выгоды для себя или для иного лица.

Подраздел 3 Конвенции о киберпреступности содержит специальные положения о борьбе с правонарушениями, связанными с содержанием данных - детской порнографией (статья 9 Конвенции о киберпреступности). Каждое государство признается обязанным принимать такие законодательные и иные меры, которые могут быть необходимы для того, чтобы преследовать в качестве уголовных преступлений случаи совершения преднамеренно и без права на это следующих деяний:

- производство детской порнографической продукции с целью распространения через компьютерную систему;

- предложение или предоставление в пользование детской порнографии через компьютерную систему;

- распространение или передача детской порнографии через компьютерную систему;

- приобретение детской порнографии через компьютерную систему для себя или для другого лица;

- владение детской порнографией, находящейся в компьютерной системе или на носителях компьютерных данных.

В Конвенции о киберпреступности устанавливается, что понятие "детской порнографии" включаются порнографические материалы, изображающие:

- участие несовершеннолетнего лица в откровенных сексуальных действиях;

- участие лица, кажущегося несовершеннолетним, в откровенных сексуальных действиях;

- реалистические изображения несовершеннолетнего лица, участвующего в откровенных сексуальных действиях.

При этом термин "несовершеннолетние" означает любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста, однако каждое государство вправе установить более низкие возрастные пределы, но не ниже 16 лет.

Статья 33 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает необходимость принятия всех мер, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими. Согласно статье 33 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

1.5 Информация с ограниченным доступом

В соответствии с принципами, заложенными Конституцией Российской Федерации, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (статья 9) предусматривает, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, при этом:

- обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

- защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;

- условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются Федеральными законами.

К иной, охраняемой законом тайне, законодательство относит служебную или коммерческую тайну, медицинскую и адвокатскую тайну, нотариальную, банковскую, право на тайну переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.

К числу информации, доступ к которой может подвергаться значительным ограничениям, несмотря на то, что ее содержание не противоречит законодательству Российской Федерации, могут относиться произведения и объекты смежных прав, размещенные в сети Интернет.

Порядок использования объектов авторских и смежных прав устанавливаются Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). Закон определяет принципы правовой охраны произведений, фонограмм и иных объектов смежных прав, а также ответственность за нарушения прав на них.

Следует учитывать, что статья 18 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" устанавливает возможность свободного, то есть осуществляемого без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, воспроизведения произведений в личных целях. Такое воспроизведение допускается только в отношении правомерно обнародованных произведений.

Поскольку "личные цели" могут существовать только у личности - физического лица, следует признать, что предусмотренное данной статьей ограничение авторских прав действует только в отношении случаев, когда воспроизведение осуществляется физическим лицом в своих собственных интересах. Никакие случаи воспроизведения в рамках исполнения служебных обязанностей или для других физических лиц и тем более за плату, разумеется, не подпадают под действие закрепляемого данной статьей ограничения авторских прав.

Кроме того, в статье 18 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" с учетом ранее отмеченных требований международных договоров Российской Федерации специально закреплено несколько случаев, в которых свободное воспроизведение в личных целях не допускается:

1) при воспроизведении в личных целях аудиовизуальных произведений и фонограмм ("домашнего копирования") Закон предусматривает необходимость выплаты особого вознаграждения в соответствии с положениями статьи 26 Закона;

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты