1. Загальна характеристика громадських об'еднань в Україні та їх конституційно-правового статусу
1.1 Поняття громадської об'єднань
1.2 Конституционно-правовой статус общественных объединений: понятие та структура. Нормативные основы организации и деятельности общественных объединений в Украине
2. Порядок регистрации общественных организаций
2.1 Система и класификация общественных організаций в Украине
2.2 Функции общественных организаций
3. Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе
3.1 Проблемы создания, развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе
3.2 Направления совершенствования системы обеспечения деятельности общественных организаций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВведениеАктуальность исследования.В связи с процессом трансформации украинского общества, общественные организации переживают новый этап становления, постепенно институционализируются, складываясь в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Развитие общественных организаций в современных условиях можно охарактеризовать как неустойчивое, меняющееся быстрыми темпами. Они осуществляют свою общественную деятельность, опираясь на новые ориентиры, ищут более эффективные формы взаимодействия с молодежью, государственной властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.Общественные организации оказывают особое влияние на развитие институтов гражданского общества в Украине. Общественные организации не только являются субъектами социальной политики и представляют интересы различных социальных групп, но и осуществляют приоритетную деятельность по реализации "государственного заказа". В этом случае, организации и движения служат одним из эффективных инструментов воспитания и контроля молодого поколения. Поэтому на современном этапе трансформации отечественного социума приобретает особую значимость вопрос о важнейших факторах формирования и эффективности функционирования общественных организаций и их доминирующих социальных функциях.С точки зрения эффективности функционирования украинских общественных организаций важным представляется анализ форм их взаимодействий в условиях возрастающей конкуренции за доступ к различным социальным ресурсам в рамках национального пространства.Таким образом, актуальность исследования функционирования общественных организаций в Украине определяется множеством факторов. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию государственной политики позволит улучшить эффективность деятельности общественных организаций и будет способствовать включению современного украинца в процесс демократизации.По данным Госкомстата Украины на 1 января 2008 г. в Украине функционировало 54862 общественных организаций [49].За последние годы отмечается рост активности общественных объединений практически во всех областях деятельности. Тем не менее, на фоне высокой потребности в помощи общественных организаций по решению важнейших социальных проблем, степень их активности все еще существенно ниже, чем степень ее необходимости.Как правило, общественные организации создаются для решения проблем, связанных с поддержкой социально уязвимых слоев населения, защитой прав и интересов различных групп населения, просвещением, организацией досуга, улучшением экологии региона и т.п. Данный круг проблем общественные организации пытаются решать в сотрудничестве с государством и коммерческими организациями.Значение общественных организаций обусловлено следующими факторами [47]:1. Ярко выраженной социальной направленностью деятельности.Общественные организации оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода, что повышает общий уровень благосостояния членов общества. Кроме того, общественные объединения предоставляют дополнительные рабочие места.2. Массовостью.За помощью в общественные организации обращается множество людей. Для решения поставленных проблем общественные организации создают собственную инфраструктуру: средства массовой информации, библиотеки, учебные центры, базы данных и т.д.3. Высоким интеллектуальным потенциалом организаторов и участников.Степень разработанности темы.Исследования в области функционирования общественных организаций опираются на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу. В работах классиков социологической мысли М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. де Токвиля и др. представлен анализ социальных институтов и организаций, групп интересов и групп давления. Проблема повышения роли общественных организаций применительно к странам Запада нашла свое отражение в работах Э. Арато, Р. Арона, А. Лейпхарда, Ю. Хабермаса и др.В западной социально-психологической традиции основы современных исследований общественных организаций заложили Г. Тард и Г. Лебон. На базе разработанной ими теории коллективного поведения в середине прошлого века сформировалось влиятельное направление в изучении общественных организаций и социальных движений. Такие исследователи как Л. Фойер, С. Фрис, Э. Эриксон, А. Эткинд, Л. Гозман и Г.Г. Дилигенский акцентируют внимание на личностной мотивации участников, социально-психологической характеристике участников общественной организации. Данный подход был продолжен теорией коллективного действия (Г. Блумер, Н. Смелзер) и теорией массового общества (X. Арендт, У. Корнхаузер, С. Липсет).Сторонники культурологической стратегии анализа общественных организаций считают, что в экономически развитых странах основными причинами тех или иным социальных действий является стремление удовлетворить духовные потребности (А. Турен, Д. Лаперони, Ж. де Торсак, К. Мангейм, М. Мид).В социологической науке значительный вклад в разработку проблемы исследования деятельности общественных организаций был сделан еще в советский период. Серьезное значение для анализа исследуемого феномена имеют работы: В.В. Костюшева, Г. Ильинского, В. Воронкова и других исследователей, посвященные специфике движений конца 80-х - начала 90-х гг. Исследования демократических движений в контексте политических и социальных трансформаций в СССР в 1990-х - 2000-х гг. были продолжены такими учеными как Л. Гордон, Э. Клопов, В. Пастухов, которые в своих работах анализируют состояние и механизмы формирования идеологии организаций общественных движений.Среди работ, рассматривающих проблемы институционализации социальных субъектов в современной Украине, можно выделить труды Новичковой Г.В., Лойко Л.В., Гаевой Н.П., Колодия А.В., Додиной Е.Е.Исследованиям актуальных проблем становления гражданского общества в современной Украине и эффективного функционирования его основных институтов, в том числе общественных объединений, посвящены труды Онищенко О.С., Скрипнюк О.В., Максименко О.М.Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований деятельности и эффективного функционирования общественных организаций. В настоящее время возрастает необходимость комплексного анализа данного вопроса.Необходимость изучения общественных организаций послужила основополагающим фактором, повлиявшим на выбор темы дипломного проекта, его целей и задач.Объектом исследования являются общественные организации.Предмет исследования составляют факторы и условия деятельности современных общественных организаций в Украине.Цель работы: выявить пути оптимизации эффективности общественных организаций Украины в условиях трансформирующегося украинского социума.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:Выявить особенности социологического подхода к анализу современных общественных организаций.Раскрыть тенденции формирования и развития современных общественных организаций, их отличительных черт.Обосновать основные критерии эффективности деятельности общественных организаций в условиях современной Украины.Определить пути оптимизации эффективной деятельности общественных организаций в Украине.Теоретико-методологические основы исследования.Методологической основой дипломной работы выступили принципы структурно-функционального подхода, позволяющие определить место общественных организаций в структуре гражданского общества и их роль в социальной политике. В работе также использованы общенаучные методы, сравнительно-исторический метод.Теоретической базой исследования является теория структурации Э. Гидденса, концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана. Принципиально важным является понимание места общественных организаций в структуре отечественного социума, обоснованное в работах Т.А. Лугининой и О.А. Родиной.Эмпирической базой дипломного исследования выступили:статистические данные;нормативно-правовая база Украины, в том числе закон Украины "Об объединениях граждан";результаты социологических исследований о деятельности общественных организаций в Украине;материалы СМИ;программы и уставы общественных организаций и движений.Научно-теоретическая и практическая значимость работы.Результаты данного исследования могут быть использованы органами государственной власти при подготовке управленческих решений, выработке социальной политики органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Отдельные рекомендации и выводы могут послужить основой по повышению эффективности работы общественных организаций, в их взаимодействии с различными социальными субъектами и между собой.1.Загальна характеристика громадських об'еднань в Україні та їх конституційно-правового статусу1.1 Поняття громадської об'єднаньПраво громадян на свободу передбачено в Загальній декларації прав людини й гарантовано Конституцію та законодавством України.Стаття 36 Конституції України закріплює право громадян України на свободу об'єднання в політичні партії та громадські організації для здійснення й захисту своїх прав і свобод і задоволення політичних, економічних, соціальних, культурних та інших інтересів. При цьому ніхто не може бути примушений до вступу в будь-яке об'єднання громадян чи обмежений у правах за належність чи неналежність до політичних партій або громадських організацій.Форми суспільної активності громадян виражено в діяльності їх різних об'єднань, тому поняття "об'єднання громадян" є узагальнюючим, що відбиває різноманітність цих форм у реальному житті суспільства.Діяльність об'єднань громадян носить найрізноманітніший характер, її може бути спрямовано на участь у розробленні державної політики, розвиток науки, культури, відродження духовних цінностей, розв'язання конкретних соціальних проблем окремих категорій і груп громадян, здійснення благодійної діяльності, охорону навколишнього природного середовища, обумовлено спільністю професійних та інших інтересів громадян тощо.Одним із критеріїв класифікації об'єднань громадян може слугувати мета їх діяльності. Так, у Законі України "Про об'єднання громадян" від 16 червня 1992 р. наведено чітке визначення різновидів об'єднань громадян - політичних партій і громадських організацій. У свою чергу згідно із Законом України "Про політичні партії в Україні" політичною партією визнається зареєстроване відповідно до закону добровільне об'єднання громадян - прихильників відповідної загальнонаціональної програми суспільного розвитку, яка має за мету сприяння формуванню и вираженню політичної волі громадян, участі у виборах та інших політичних заходах.На відміну від політичної партії, громадською організацією е об'єднання громадян, створене для задоволення й захисту своїх законних соціальних, економічних, творчих,, національно-культурних, спортивних та інших інтересів.Найповнішу характеристику об'єднань громадян дозволяє дати їх класифікація за організаційно-правовими властивостями, згідно з якими виділяють:масові об'єднання громадян (політичні партії, творчі спілки, релігійні організації, добровільні товариства, професійні спілки тощо);органи громадської самодіяльності (народні дружини по охороні громадського порядку);органи громадського самоврядування (ради й колективи мікрорайонів, домові, вуличні комітети та ін).Об'єднання громадян можуть класифікуватися і за масштабами діяльності. Згідно з цим критерієм можна виділити об'єднання громадян, які діють у масштабах усієї держави, масштабах окремих адміністративно-територіальних одиниць та їх частин, а також об'єднання громадян, діяльність яких носить міжнародний характер і поширюється на територію не тільки України, а й інших держав. При цьому політичні партії діють тільки в державному масштабі. Масштаб діяльності органів громадської самодіяльності та органів громадського самоврядування обмежений кордонами конкретних адміністративно-територіальних одиниць.Об'єднанням громадян притаманні ознаки, що відрізняють їх від державних організацій. При цьому можна виділити загальні ознаки, характерні для всіх об'єднань громадян, а також окремі специфічні ознаки, властиві тим чи іншим об'єднанням громадян.До загальних ознак слід віднести:1) добровільність об'єднання. Це відображено в добровільності вступу та виходу з об'єднання громадян, методах роботи, сутністю яких є досягнення певної мети внутрішньо-організаційними методами, особливих формах примусу, з яких найвищою є виключення із членів об'єднання громадян;2) організаційні заходи, якими в діяльності об'єднань громадян виступають самоврядування та саморегуляція;3) відсутність у об'єднань громадян внаслідок їх природи державно-владних повноважень (за винятком випадків, коли держава делегує окремі повноваження такого роду й закріплює їх законодавчо, наприклад, закріплення за громадськими інспекторами охорони природи права складати протоколи про адміністративне правопорушення).Окремими ознаками, притаманними окремим об'єднанням громадян, є:1) членство в об'єднанні та відносини членства, що випливають звідси;2) обов'язковість участі членів об'єднання громадян у його роботі та створенні матеріальної бази об'єднання шляхом внесення членських внесків;3) наявність статуту об'єднання громадян. У діяльності об'єднань громадян здебільшого відсутні комерційні цілі або одержання прибутку. Виняток становить лише діяльність кооперативних організацій. Крім того, допускається господарська або інша комерційна діяльність об'єднань громадян для виконання їх статутних завдань і цілей.Взаємовідносини держави та об'єднань громадян носять виключно правовий характер. Це проявляється в законодавчому закріпленні правового статусу об'єднань громадян низкою нормативно-правових актів. Основними серед них є Закон України "Про об'єднання громадян", а також закони України "Про свободу совісті та релігійні організації", "Про професійні спілки, їх права та гаранта діяльності". Діяльність деяких об'єднань громадян, у тому числі кооперативних організацій, комерційних фондів, органів громадської самодіяльності, регулюють відповідні законодавчі акти.1.2 Конституционно-правовой статус общественных объединений: понятие та структура. Нормативные основы организации и деятельности общественных объединений в УкраинеПорядок создания, регистрации (легализации) и деятельности общественных организаций определяют соответствующие акты законодательства Украины [19]:Закон Украины от 16 июня 1992 года № 2460-ХІІ "Об объединениях граждан" [3], с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 11 ноября 1993 года N 3582-II, от 18 ноября 1997 года N 642/97-ВР, от 13 мая 1999 года N 655-XIV, от 21 декабря 2000 года N 2171-III, от 11 июля 2001 года N 2651-III, от 3 апреля 2003 года N 662-IV, от 15 мая 2003 года N 762-IV, от 4 февраля 2005 года N 2424-IV, от 8 сентября 2005 года N 2852-IV, от 9 февраля 2006 года.Закон Украины от 1 декабря 1998 года № 281-ХІV "О молодежных и детских общественных организациях" [2] с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 19 октября 2006 года № 271-V.Постановление Кабинета Министров Украины от 26 февраля в 1993 г. N 140 "Об утверждении Положения о порядке легализации объединений граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 года N 280, от 16 октября 1998 года N 1640, от 13 июля 2001 года N 840, от 18 августа 2005 года N 769, от 18 января 2006 года N 25.Постановление Кабинета Министров Украины от 26 февраля в 1993 г. N 143 "О порядке проведения и размерах сбора за регистрацию объединений граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 года N 113, от 8 июня 1996 года N 621, от 7 марта 1998 года N 283, от 13 июля 2001 года N 840, от 18 августа 2005 года N 769, от 31 мая 2006 года № 768.Постановление Кабинета Министров Украины от 26 февраля в 1993 г. N 144 "О порядке регистрации символики объединений граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 года N 113, от 8 июня 1996 года N 621, от 7 марта 1998 года N 283.Постановление Кабинета Министров Украины от 26 февраля в 1993 г. N145 "О порядке регистрации филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Украины от 22 февраля 1994 года N 113, от 7 марта 1998 года N 283, от 27 декабря 2001 года N 1758.2. Порядок регистрации общественных организацийСогласно статье 15 Закона Украины "Об объединениях граждан" и пункта 3 "Положения о порядке легализации объединений граждан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1993 года № 140, регистрирующему органу подается заявление установленного образца, подписанное не менее чем тремя основателями объединения граждан или их уполномоченными представителями. Их подписи должны быть удостоверены в установленном порядке.К заявлению прилагаются [19]:1) устав (положение) в двух экземплярах. Устав должен содержать:название объединения граждан (полное, а также сокращенное) его статус и юридический адрес;цель и задачи объединения граждан;условия и порядок приема в члены объединения граждан, выбытие из него;права и обязанности членов (участников) объединения;порядок образования и деятельности уставных органов объединения, местных ячеек и их полномочия;источники поступления и порядок использования средств и другого имущества объединения, порядок отчетности, контроля, осуществления хозяйственной и другой коммерческой деятельности, необходимой для выполнения уставных задач;порядок внесения изменений и дополнений в уставной документ объединения;порядок прекращения деятельности объединения и решения имущественных вопросов, связанных с его ликвидацией.В уставном документе могут быть предусмотрены другие положения, которые касаются особенностей создания и деятельности объединения граждан, в частности, нужно учитывать требования [19]:статьи 3 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц - предпринимателей", согласно которой объединения граждан получают статус юридического лица лишь с момента их государственной регистрации в порядке, установленном Законом;части шестой статьи 15 Закона Украины "Об объединении граждан" и части третьей статьи 4 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц - предпринимателей", которыми установлено, что изменения в учредительные документы юридического лица подлежат обязательной государственной регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра;2) протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания, которое приняло устав с указанием решения об учреждении общественной организации и утверждении устава (положения), решение о выборах руководящих и контролирующих органов;3) информация о составе руководства центральных уставных органов (с указанием фамилии, имени, отчество, года рождения, места постоянного проживания, должности (занятия), места работы);4) данные о наличии местных ячеек, подтвержденные протоколами конференций (собраний);5) документ об уплате регистрационного сбора.6) ведомости об основателях объединения граждан или союзов объединений граждан (для граждан - с указанием фамилии, имени, отчество, года рождения, места постоянного проживания; для союзов объединений граждан - названия объединения, местонахождения высших уставных органов, а также копии документа о легализации);7) документ, который подтверждает местонахождение объединения граждан (гарантийное письмо владельца помещения, договор аренды и т.п.).В случае предоставления под юридический адрес занимаемой квартиры подаются справка о составе семьи и заявления совершеннолетних членов семьи о своем согласии.Международная общественная организация дополнительно подает документы, которые подтверждают распространение ее деятельности на территории хотя бы одного другого государства (доверенности, обязательства, протоколы, документы о легализации и т.п.).Союз объединений граждан дополнительно подает решение центральных уставных органов объединений граждан об их вступлении в союз.Регистрация изменений в уставные документы общественной организации [19].Согласно статье 15 Закона Украины "Об объединениях граждан" изменения в уставных документах зарегистрированных объединений граждан подлежат обязательной регистрации.Для регистрации изменений, которые вносятся в уставные документы объединения граждан, органу регистрации подаются:заявление о регистрации указанных изменений, подписанная уполномоченным представителем;протокол съезда (конференции) или общего собрания с решением о внесении изменений в устав (положение);устав (положение) в двух экземплярах с внесенными изменениями;оригиналы свидетельства о регистрации объединения граждан и его устава (положение).Для подтверждения соблюдения положений устава в части созыва высшего руководящего органа общественной организации для регистрации изменений в уставные документы дополнительно подаются материалы, которые подтверждают правомочность собрания (съезда (конференции).В случае внесения в уставные документы изменений, связанных с изменением местонахождения объединения граждан, дополнительно подаются документы, которые подтверждают местонахождение такого объединения.Порядок регистрации филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств [19].Порядок регистрации филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине регулируется Положением, которое утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 26 февраля 1993 года № 145 с изменениями и дополнениями.Регистрация филиалов, отделений, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине осуществляется Министерством юстиции.Для регистрации структурной ячейки, кроме представительства, представители общественной организации зарубежного государства подают заявление в Минъюст.К заявлению прибавляются [19]:1) документ, который подтверждает легализацию общественной организации зарубежного государства;2) устав (положение) общественной организации зарубежного государства;3) решение о создании структурной ячейки;4) устав (положение) структурной ячейки;5) ведомости о составе руководства высших уставных органов структурной ячейки (с указанием фамилии, имени, отчество, года рождения, места постоянного проживания, должности (занятие), номера телефона);6) документ об уплате регистрационного сбора.Срок рассмотрения заявленияЗаявление о регистрации структурной ячейки при наличии всех необходимых документов рассматривается в двухмесячный срок. В необходимых случаях Минъюст проводит проверку ведомостей, которые содержатся в представленных документах.При рассмотрении вопроса о регистрации структурной ячейки могут быть присутствующими представители общественной организации зарубежного государства.Отказ в регистрацииЕсли уставные документы структурной ячейки или другие документы, представленные на регистрацию, противоречат законодательству Украины, Минюст принимает решение об отказе в регистрации структурной ячейки.Решение об отказе в регистрации структурной ячейки в 10-дневной срок присылается заявителю.Сбор за регистрациюСбор за регистрацию структурных ячеек общественных организаций зарубежных государств в Украине установлен в размере 500 долларов США (при наличии лицензии Национального банка) или эквивалент этой суммы в валюте Украины по курсу Национального банка на время уплаты.За регистрацию структурных ячеек общественных организаций инвалидов размер регистрационного сбора снижается на 50 процентов.Структурные ячейки детских общественных организаций от уплаты регистрационного сбора освобождаются.За выдачу структурной ячейке общественной организации зарубежного государства в Украине дубликата свидетельства о регистрации устанавливается плата в размере 50 долларов США (при наличии лицензии Национального банка) или эквивалент этой суммы в валюте Украины по курсу Национального банка на время уплаты.Средства, полученные от уплаты собрания за регистрацию структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине, а также за выдачу дубликатов свидетельств о регистрации структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций зарубежных государств в Украине, зачисляются в государственный бюджет.2.1 Система и класификация общественных організаций в УкраинеПри определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации" вообще очень часто связывают с понятием „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими общественными структурами. В определениях ООН есть четкие критерии, которые разрешают отнести ту или другую структуру именно к этому „третьему сектору". Это пять критериев, каждый из которых должны быть в наличии.Во-первых, речь идет об организованной структуре самостоятельной организации, которая имеет устав, организационную структуру, определенные направления работы, цели и т.п.Во-вторых - частный характер, т.е. институциональное обособление от государства. Такие организации должны быть в структурном, управленческом и кадровом отношении отделенными от любых государственных органов, учреждений, и не должны выполнять функций государственного суверенитета (которые им, в частности, могло бы делегировать государство).В-третьих - автономность, т.е. самостоятельность в управлении, неподконтрольность ни государству, ни коммерческим структурам.Четвертый критерий - неприбыльность. Это не означает запрет на коммерческую деятельность вообще, но вся прибыль должна инвестироваться на достижение уставных целей.И, в конце концов, добровольность [50].Б. Хлебников подвергает критике такой подход за жесткость и вместе с тем расплывчатость отдельных признаков [50]. Здесь, в частности, не учитываются организационно недооформленные или временные структуры, нечетко формулируется понятие неприбыльности и т.п. И вообще подход, который категорически разделяет политическую, экономическую, социальную сферу, является непродуктивным. Ведь в современном обществе эти сферы взаимопроникающие. В частности, социальная сфера. Это характерно и для политической жизни, поскольку ей теперь присущи все формы социальности - от неформальных сетей через социальные движения, политические партии и, в конце концов, формализованные государственные структуры.Нельзя не отметить, что существование общественных организаций целиком возможно и при условиях несформированности гражданского общества. В этом случае общественная инициатива прямо или опосредованно инициируется государственной властью и, соответственно, общественные объединения (и даже и трудовые коллективы, как это было закреплено в Конституции СССР) включаются в политическую систему в качестве „винтиков" партийно-государственного механизма. Бесспорно, по своей сути подобные объединения очень отличаются от объединений гражданского общества, хотя нельзя отбрасывать и возможности их постепенной трансформации. По крайней мере, возможность существования подобных переходных форм нужно учитывать при анализе типологии общественных учреждений так называемых переходных обществ, к которым принадлежит ныне и Украина [22].Общественные организации - это формализованные самостоятельные (неправительственные) неприбыльные объединения граждан, направленные на реализацию разнообразных коллективных интересов и защиту коллективных прав. В таком широком значении в разряд общественных организаций попадают довольно различные по сути учреждения - политические партии, собственно общественные организации, организации по интересам, благотворительные фонды и т.п. Очевидно, эти группы организаций необходимо рассматривать отдельно, хотя, с другой стороны, нельзя не видеть их общей сущности как организаций гражданского общества.Укажем в этой связи, что Закон Украины „Об объединениях граждан" (1992 г) [3] считает таким объединением „добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод” (ст.1). Под это определение попадают как политические партии, так и общественные организации. Общественной организацией в узком смысле закон считает „объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других совместных интересов" (ст.3). Кроме этого, существуют профессиональные союзы, религиозные, кооперативные организации; объединения граждан, основной целью которых является получение прибыли; коммерческие фонды; органы местного и регионального самоуправления (в том числе рады и комитеты микрорайонов, уличные, квартальные, сельские, поселковые комитеты); другие объединения граждан. Все это разнообразие вообще подпадает под категорию объединений граждан (хотя, в силу их специфики, в правовом отношении их деятельность регулируется разными законами).Следует отметить, что детальная классификация общественных объединений практически не разработана - в отличие, скажем, от классификации политических партий (правда, и в последнем вопросе существует значительное расхождение мнений). Объяснить это можно, с одной стороны, огромным разнообразием этих институтов общественной жизни как внутри стран, так, особенно, между разными странами. Скажем, существует значительное различие между американской практикой, которая основывается на принципах плюрализма и определенная исторически тем, что новые жители американских штатов были объективно вынуждены объединяться в ассоциации для достижения как абстрактных политических, так и ежедневных практических целей вне любого влияния или контроля государства, и это выработало определенные привычки самоорганизации для решения политических и общественных вопросов; и европейской корпоративистской или неокорпоративистской практикой, которая признает большую роль государства как регулятора социальных отношений [7]. С другой стороны, причиной может быть их меньшая сравнительно с политическими партиями задействованность в политической жизни, которая, естественно, не стимулирует внимание к ним. Специфическим моментом является также то, что в нашей стране характер и статус этих организаций принципиально изменяется в последние годы, но это изменение (т.е. преобразование огосударствленных общественных организаций в организации гражданского общества) еще далеко недостаточно осознается даже самими практиками этого процесса и не получило еще достаточного теоретического обоснования.Классификация общественных организаций возможна по несколькими критериями [23].По уровню политизированности или месту в политической системе (политические партии, общественно-политические организации, общественные организации по интересам).По уровню коммерциализации (некоммерческие и неприбыльные организации, благотворительные фонды, кооперативы).По характеру организованности (партии, движения, организации).По степени иерархии (местные, региональные или общегосударственные организации; первичные организации или их объединение, ассоциации).По направлению деятельности, сфере интересов (профессиональные, демографические, творческие, спортивные, культурно-просветительские, научно-технические и т.п.).По уровню стабильности (постоянно действующие или временные).Ниже приведена несколько иная типология общественных организаций. Рассмотрим эту типологию общественных организаций, представленную по следующим критериям [34]:По своим задачам - политические, профессиональные, научные, творческие и т.п. организации.По типу членства - только индивидуальное членство (партия, профсоюзы), только коллективное членство (ассоциации городов и предприятий), смешанное членство (научное общество), без членства (общественные движения, жен-советы) и по специализации.По общественной роли выделяют массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности и интересы своих членов.По отраслям деятельности (Приложение 1.1).Среди первого типа организаций, ориентированных на дела общества, можно выделить три следующие группы организаций: политические, проблемные и творческие. Политические организации, или партии, претендуют на влияние и руководство обществом и важнейшими его сферами. Проблемные организации ориентированы на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов. Обычно членство в такого рода организациях связано с проявлением альтруизма, с чувством собственной ответственности за глобальные проблемы (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации - на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. В них сочетаются решение важных социальных задач и удовлетворение личных профессионально-творческих интересов участников. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых, изобретателей и т.д.Ко второму типу организаций, организаций, ориентированных на интересы участников, относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации - это разного рода кооперации, которые создаются для удовлетворения интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекционеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации взаимопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Любительские организации - это организации клубного характера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества спортсменов, коллекционеров и т.д.).Кроме того, говоря о типологии общественных организаций, необходимо определить место общественных организаций в более высоких уровнях организации гражданского общества, что раскрыто на приведенном ниже рисунке 1.1Так, А.И. Пригожин [40] выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых - собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних - это полуорганизации.И, наконец, приведем третий тип классификации, являющийся более полным и обобщенным [34]:Критериями классификации общественных организаций выступают их базовые характеристики, а именно: порядок осуществления легализации; организационная структура и характер членства; статус и территория действия; субъекты деятельности; вид организационно-правовой формы; мотивационные аспекты создания; сфера общественной жизни, в которой действует соответствующая организация; тип и направленность деятельности организации.Согласно этим критериям предлагается различать следующие основные виды общественных организаций:по субъектам деятельности - молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов, союзы работодателей, предпринимателей и др.;Рис.1.1 Типы организационных образований в обществе [34].по видам организационно-правовой формы - общественное движение, союз, общество, общественный / благотворительный фонд, ассоциация, конгресс, общественное / благотворительное учреждение, благотворительная организация (фундация, миссия, лига и т.п.);по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э. Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая "структуральная" двухмерная типология общественных объединений, где предалагется оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э. Гидденсу делятся на конститутивные или "образующие" и регулятивные [15].Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э. Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: "интенсивные - поверхностные", "неявные - дискурсивные", "неформальные - формализованные", "слабо санкционированные - сильно санкционированные". Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.Ресурсы Э. Гидденс также делит на две группы - аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния - пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др. [15].Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения - общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.При этом у любых общественных организаций есть правила "образующие" (Устав, Положение и т.д.), и есть правила "регулятивные" - например, регламент проведения заседаний, и т.д. Где-то правила "жесткие", регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень "либеральные".Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая. Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти. В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]: