1.2. Учредительные документы акционерного общества……………………12
2. Понятие и формы реорганизации акционерного общества…………………19
2.1. Понятие реорганизации …………………………………………………..19
2.2. Формы реорганизации…………………………………………………….20
2.3. Правопреемство при реорганизации акционерных обществ…………..32
3. Особенности ликвидации акционерного общества…………………….……36
3.1. Понятие и основания ликвидации акционерного общества……………36
3.2. Процедура ликвидации акционерного общества………………………..43
Заключение ……………………………………………………………………….54
Глоссарий…………………………………………………………………………56
Список использованных источников……………………………………………58
Приложение А……………………………………………………………………62
Введение
По своей правовой природе акционерное общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерные общества являются одной из форм хозяйственных обществ.
Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также защита прав и интересов акционеров определяются ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Указанный Закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено Законом об акционерных обществах и иными федеральными законами.
Статьей 1 Закона об акционерных обществах установлено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
Такими законами являются:
Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)" предусмотрено специальное регулирование порядка создания и деятельности таких обществ, включая определение прав и обязанностей его участников, формирование органов управления и контроля за деятельностью этих обществ, установление порядка принятия решений общим собранием акционеров и прочее. Указанный Закон является специальным и имеет преимущество в регулировании содержащихся в нем вопросов. Закон об акционерных обществах применяется к таким обществам в части, не урегулированной специальными законодательными нормами.
Согласно статье 96 ГК РФ акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
В данном определении содержатся основные признаки акционерных обществ:
- уставный капитал общества разделен на акции;
- акционеры несут риск убытков в пределах стоимости акций;
- акционеры не отвечают по обязательствам общества;
- акционерное общество является коммерческой организацией, то есть основной целью создания и деятельности общества является извлечение прибыли. Полученная обществом прибыль распределяется среди акционеров.
"Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу" (пункт 1 статьи 2 Закона об акционерных обществах).
Акционерные общества - одна из наиболее распространенных форм коммерческих организаций, поэтому правовое регулирование их деятельности имеет большое значение. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества определяет его "судьбу" в гражданском обороте и затрагивает права и законные интересы всех лиц, имеющих к нему отношение, - учредителей (участников), работников и кредиторов. Поэтому нормы о создании, реорганизации и ликвидации акционерного общества должны детально регулировать процедуру реорганизации и в максимальной степени обеспечивать защиту прав указанных лиц.
Целью настоящего исследования является рассмотрение правовых основ создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества. Для достижения указанной цели необходимо решить целый комплекс исследовательских задач:
- определить порядок учреждения акционерного общества;
- дать понятие учредительных документов акционерного общества;
- охарактеризовать порядок реорганизации акционерного общества;
- выявить основные формы реорганизации;
- рассмотреть особенности ликвидации акционерного общества.
При раскрытии темы работы как и любой другой научной работы будут применены как общенаучные методы - диалектический, исторический, так и частно-научные - сравнительно-правовой.
При написании работы рассмотрены взгляды таких авторов Б. Гусева, О. Завидова, В.Дозорцева, Е.А. Суханова, В.В. Витрянского, М.И. Брагинского и других.
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.
1. Порядок создания акционерного общества
1.1. Учреждение акционерного общества
Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования) (статья 8 Закона об акционерных обществах).
При учреждении создается новое общество, возникает новый субъект права.
Порядок создания акционерного общества можно условно разделить на несколько этапов Белоусова М.В. Акционерное общество: правовые основы // Налоги. 2007. № 38. С. 4..
Этап 1. Принятие решения об учреждении общества.
Учреждение акционерного общества осуществляется по решению учредителей либо учредителя.
Учредителями общества могут выступать граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Так, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления могут участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Как было сказано ранее, число учредителей открытого общества не ограничено. Число учредителей закрытого общества не может превышать пятидесяти.
Между учредителями распространяются акции первой эмиссии (закрытая подписка).
Законом об акционерных обществах установлен запрет на учреждение в качестве единственного учредителя (акционера) обществом, состоящим из одного лица (статья 10 Закона об акционерных обществах).
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.
Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров Гальперин М. Вклад в имущество акционерного общества // Корпоративный юрист. 2006. № 1. С. 45..
В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
В случае если в учреждении принимают участие несколько лиц, проводится учредительное собрание.
В учредительном собрании решаются следующие вопросы:
- о создании общества;
- об утверждении устава общества;
- об утверждении уставного капитала общества;
- об избрании органов управления обществом.
Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества. Данное решение принимается единогласно всеми учредителями. Избрание органов управления общества осуществляется квалифицированным большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.
Учредители заключают между собой письменный договор о создании общества. Договор должен содержать следующие сведения:
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества;
- размер уставного капитала общества;
- категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты;
- права и обязанности учредителей по созданию общества.
Кроме того, договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций (статья 34 Закона об акционерных обществах).
Статьей 3 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)" установлено, что договор о создании народного предприятия помимо указанных сведений должен содержать следующее:
1) сведения о количестве акций народного предприятия, которыми может владеть в момент создания народного предприятия:
- каждый работник, в том числе являющийся участником преобразуемой коммерческой организации и решивший стать акционером народного предприятия;
- каждый участник преобразуемой коммерческой организации, не являющийся ее работником;
- каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой организации, и/или юридическое лицо;
2) денежную оценку акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации;
3) условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его акционеров в целях соблюдения Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)" и условий договора о создании народного предприятия;
4) указание формы оплаты акций народного предприятия или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции народного предприятия каждым акционером в момент создания народного предприятия.
Договор о создании общества не является учредительным документом общества, он носит обеспечительный характер и поэтому не подлежит государственной регистрации Никологорская Е.И. Договор о создании акционерного общества: теория и практика // Юрист. 2006. № 8. С. 47..
Договор о создании общества теряет свою силу по достижении цели - создания общества, с момента государственной регистрации общества. Однако его положения могут иметь значение и после завершения процесса создания общества, например при решении вопроса об ответственности учредителей.
По результатам собрания составляется протокол.
Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусмотрены особенности учреждения обществ с участием иностранного капитала.
"Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации" (статья 4 указанного Закона).
Помимо этого, в статье 18 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.
Этап 2. Подготовка учредительных документов.
Единственным учредительным документом акционерного общества является устав общества.
Как уже отмечалось, устав утверждается всеми членами учредительного собрания единогласно.
Этап 3. Государственная регистрация общества.
Это завершающий этап создания акционерного общества.
Акционерное общество подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", таким органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. В случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Но в обязательном порядке эти сведения изначально должны быть указаны в учредительных документах Молчанов А.А., Тихомиров М.Д. Органы управления акционерным обществом: внутриорганизационный аспект // Юрист. 2006. № 8. С. 7..
Для государственной регистрации представляются следующие документы:
- документ (протокол общего собрания), подтверждающий решение учредителей (участников) о создании общества;
- устав общества, утвержденный учредителями (участниками);
- копии свидетельств о регистрации и титульных листов уставов, если учредителями являются организации - юридические лица;
- копии гражданских паспортов Российской Федерации учредителей - физических лиц;
- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию - 2000 рублей (оплачивается через банк);
- заявление о государственной регистрации по форме № Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Акционерное общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). С момента регистрации общество приобретает правоспособность.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр:
"Свидетельство о государственной регистрации юридического лица" - документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица;
"Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации".
1.2. Учредительные документы акционерного общества
Любое юридическое лицо действует на основании своих учредительных документов.
Учредительным документом акционерного общества является устав. С момента государственной регистрации требования устава общества становятся обязательными для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Устав утверждается общим собранием акционеров единогласно. Если учредитель один, то достаточно его решения об утверждении устава.
Устав представляет собой локальный нормативный акт общества.
Статья 11 Закона об акционерных обществах устанавливает содержание устава общества. Устав должен содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное фирменные наименования общества;
- место нахождения общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества;
- сведения об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция");
- иные положения, предусмотренные Законом об акционерных обществах и иными федеральными законами.
К таким сведениям можно отнести положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" и указанное в его инвестиционной декларации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" устав народного предприятия, помимо указанных сведений, должен содержать сведения о:
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица;
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия.
Кроме того, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что в уставе кредитной организации должен быть закреплен перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 указанного Закона.
Указанные сведения должны быть в обязательном порядке отражены в уставе.
Помимо обязательных сведений, устав может быть дополнен по желанию учредителей иными положениями.
Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.
Согласно статье 52 ГК РФ в уставе могут быть закреплены предмет и цели деятельности общества.
Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие Закону об акционерных обществах и иным федеральным законам.
Следует отметить, что Законом об акционерных обществах не установлено обязанности учредителей общества указывать в уставе перечень видов деятельности, которые общества планирует осуществлять. Это связано с тем, что акционерное общество обладает общей правоспособностью.
"Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом".
(Статья 49 ГК РФ.)
Устав общества изготавливается на бумажном носителе, прошивается и подписывается руководителем общества.
Устав подлежит государственной регистрации. Вместе с заявлением о государственной регистрации и другими документами в регистрирующий орган представляется и устав общества (в подлиннике либо нотариально удостоверенная копия) Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 2003. С. 199 - 202..
Регистрирующий орган проверяет устав на соответствие требованиям законодательства.
Одновременно с выдачей свидетельств о государственной регистрации общества и о присвоении ИНН заявителю выдается устав, на котором делается отметка о регистрации.
Акционеры вправе вносить изменения в устав.
По общему правилу внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. Решение данного вопроса находится в исключительной компетенции общего собрания акционеров. Для принятия изменений в устав требуется квалифицированное большинство голосов - три четверти.
Из данного правила Законом об акционерных обществах сделано несколько исключений:
- внесение в устав общества изменений и дополнений по результатам размещения акций общества, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, иного решения, являющегося основанием размещения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, или в случае, если в соответствии с федеральным законом отчет об итогах выпуска ценных бумаг не регистрировался, - выписки из реестра эмиссионных ценных бумаг. При увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций уставный капитал увеличивается на сумму номинальных стоимостей размещенных дополнительных акций, а количество объявленных акций определенных категорий и типов уменьшается на число размещенных дополнительных акций этих категорий и типов;
- внесение изменений и дополнений в устав общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества путем приобретения акций общества в целях их погашения, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров о таком уменьшении и утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) общества отчета об итогах приобретения акций. В этом случае уставный капитал общества уменьшается на сумму номинальных стоимостей погашенных акций;
- внесение в устав общества сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция") осуществляется на основании соответственно решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об использовании указанного специального права, а исключение таких сведений - на основании решения этих органов о прекращении действия такого специального права;
- внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Изменения, вносимые в устав, подлежат обязательной государственной регистрации.
В течение трех дней с момента внесения изменений в устав общество обязано сообщить об этих изменениях в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № 13001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение общего собрания о внесении изменений в устав общества;
в) изменения, вносимые в устав общества;
г) документ об уплате государственной пошлины - 400 рублей (статья 333.33 НК РФ).
В течение пяти дней регистрирующий орган обязан зарегистрировать внесенные изменения.
Изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Пунктом 6 статьи 5 Закона об акционерных обществах предусмотрен уведомительный порядок для внесения изменений в устав общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах.
В данном случае законодатель обязывает сообщить об изменениях (данное сообщение носит уведомительный характер, и уплата государственной пошлины за внесение изменений в ЕГРЮЛ не требуется), а не заявлять о государственной регистрации произошедших изменений сведений.
Форма уведомления - № Р13002 утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
2. Понятие и формы реорганизации акционерного общества
2.1. Понятие реорганизации
Экономический рост, так же как и кризисные явления в экономике, понуждал коммерческие юридические лица, в том числе и акционерные общества, к изменению тактики и стратегии ведения бизнеса. К числу таких изменений относится и реорганизация.
Судебная практика показала, что реорганизация акционерных обществ (так же, как и других юридических лиц) не всегда проводится с добрыми намерениями и во многих случаях наносит порой невосполнимый материальный ущерб как акционерам, так и кредиторам общества Витрянский В.В. Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1995. № 5. С. 47..
Российские цивилисты всегда рассматривали и рассматривают реорганизацию Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 2000. С. 221 - 229. как один из способов прекращения юридического лица Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М.: Статут, 2003. С. 437 - 444. (за исключением выделения).
Вместе с тем Закон об акционерных обществах говорит о реорганизации как об одном из путей создания акционерного общества Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст. 1..
Что же понимается под термином "реорганизация"? Юридические словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как его прекращение без ликвидации дел и имущества.
Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию юридического лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц Додонов В.Н., Каминская Е.В., Румянцев О.Г. Словарь гражданского права / Под общей редакцией д.ю.н. В.В. Залесского. М., 1998. С. 222..
Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию как способ прекращения юридических лиц, так и возникновения новых Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2006. С. 137.; как изменение статуса юридического лица.
Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц Трофимов К.Г. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Автореферат кандидатской диссертации. М., 1995. С. 15..
В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, В.В. Долинская называет реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам Долинская В.В. Акционерное право: Учебник / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М., 2007. С. 255..
Подводя итог, отметим, что реорганизация всегда связана с прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения), влечет возникновение правопреемства.
2.2. Формы реорганизации
Обращаясь к формам реорганизации, отметим, что существуют различные способы их классификации.
Для удобства изложения следующих вопросов разделим формы реорганизации в зависимости от акта, оформляющего правопреемство реорганизуемых акционерных обществ:
а) слияние, присоединение и преобразование (передаточный акт);
б) разделение и выделение (разделительный баланс).
Слияние. Как российское законодательство, так и предпринимательская практика знали такую форму прекращения акционерных обществ без ликвидации дел и имущества, как соединение (слияние). В 1798 г. путем слияния нескольких компаний была создана Российско-Американская Компания Каминка А.И. Акционерные компании: Юридическое исследование. Т. 1. СПб., 2002. С. 356..
В данном случае Компания была образована путем объединения нескольких конкурирующих компаний.
Мотивы проведения реорганизации в форме слияния, а также виды объединения капиталов путем слияния могут быть различными Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2002. С. 43 - 44..
Закон об акционерных обществах дает следующее определение реорганизации в форме слияния.
Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних Красавчиков О.А. Юридические факты в гражданском праве. М., 1998. С. 18..
Реорганизация акционерного общества в любой форме образует сложный состав, состоящий из определенных законом и уставом общества действий различных участников данного правоотношения.
Так, п. 2 ст. 16 Закона об акционерных обществах устанавливает, что общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопрос о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта.
На практике и в литературе возникают вопросы о последовательности совершения вышеуказанных действий и об их характере.
Б.П. Архипов полагает, что вначале акционеры на общем собрании должны принять решение о проведении реорганизации и утвердить условия договора о реорганизации, после чего общество заключает договор о слиянии Архипов Б.П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. № 3. С. 45 - 53..
Иной позиции придерживается Д.В. Жданов, утверждая, что, поскольку выработка условий договора о присоединении не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, собрание не вправе решать этот вопрос. По мнению Д.В. Жданова, вначале общества, участвующие в реорганизации, заключают договор о слиянии, поскольку именно такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 16 Закона об акционерных обществах Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2002. С. 30 - 33..
Полагаем, что более верной является позиция Б.П. Архипова.
Да, действительно, подпункт 2 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах, отнеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопроса о реорганизации общества, не раскрыл весь комплекс вопросов, решаемых при реорганизации.
Некорректно сформулирована и норма п. 2 ст. 16 Закона об акционерных обществах, поставив "во главу угла" заключение договора о слиянии. Но такой договор общество не вправе заключить прежде, чем вопрос о прекращении общества без ликвидации дел и имущества будет решен акционерами каждого общества на их общих собраниях.
Понятно, что вопрос о реорганизации созревает в головах не большинства акционеров, а в руководстве общества и у лиц, обладающих крупным капиталом акций. Они проводят предварительные переговоры об условиях реорганизации с руководством и крупными акционерами обществ, с которыми предполагается слиться. Такие переговоры не могут иметь юридического оформления.
Совет директоров (наблюдательный совет), вынося на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме слияния, хочет получить санкцию акционеров на продолжение работы по подготовке договора о слиянии. Если акционеры изъявят желание прекратить существование общества без ликвидации дел и имущества, то, безусловно, на общем собрании они выскажут и свое мнение и о тех условиях слияния, которые были достигнуты переговорщиками в ходе предварительной работы.
Иной порядок лишает акционеров (особенно в крупных акционерных обществах) времени для осознания того, во что их вовлекают руководство общества и крупные акционеры.
Совет директоров (наблюдательный совет) после принятого общим собранием акционеров принципиального решения о реорганизации в форме слияния готовит проект договора о слиянии, согласовывает его условия с советом директоров (наблюдательным советом) общества (обществ), участвующего в слиянии, разрабатывает совместно с тем же органом сливающегося общества (обществ) устав предполагаемого к созданию общества и на основе полной инвентаризации общества, заключения независимого аудитора и независимого оценщика - передаточный акт.
После этого общества, участвующие в слиянии, заключают между собой договор о слиянии. Полагаем, что, как и при заключении иных сделок, договор о слиянии от имени общества вправе подписать лицо, наделенное таким правом в уставе общества.
Договор о слиянии поступает на утверждение общего собрания акционеров уже подписанным компетентными представителями сливающихся обществ.
Поскольку реорганизация включает в себя комплекс действий, то, так же как и принятие принципиального решения по реорганизации в форме слияния, решение вопроса об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта должно приниматься общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии, в соответствии с положениями устава создаваемого общества, ранее утвержденного общим собранием акционеров сливающихся обществ.
Правовая природа этих собраний не определена, но по своим целям они схожи с учредительными собраниями Брагинский М.И., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 39 - 40..
Учитывая специфику совместного собрания акционеров, порядок голосования на нем может быть определен договором о слиянии обществ.
Акции общества, реорганизованного путем слияния, признаются конвертированными в акции общества, созданного в результате такого слияния, в соответствии с договором о слиянии в момент государственной регистрации общества, созданного в результате такого слияния.