Рефераты

Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

соответствии со ст.20 Закона обнаруженные недостатки должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления требования потребителем.

За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст.23 Закона). Гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался потребителем. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения (п.3 ст.20 Закона). В том случае, если в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или составная часть товара, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь или составную часть исчисляется заново (п.4ст.20 Закона), а гарантийный срок на товар в целом продлевается.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 30.01.2006 с ОАО "АвтоВАЗ" в пользу Ш. взыскана стоимость автомобиля ВАЗ-21053 на момент продажи, убытки в виде разницы в ценах, неустойка, компенсация морального вреда. Автомобиль возвращен ОАО "АвтоВАЗ".

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования о возврате технически сложного товара ненадлежащего качества и уплаченной за него суммы могут быть удовлетворены только при обнаружении существенного недостатка товара.

В соответствии со ст.457, 503 ГК РФ покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, в случае существенного нарушения требований к качеству товара, а именно, если недостатки проявляются вновь после их устранения либо выявляются неоднократно, либо если их устранение требует значительных материальных затрат и затрат времени.

Из материалов дела видно, что согласно экспертному заключению ГУ Средневолжского регионального центра, полученного по определению суда, на автомобиле истца имеются только два производственных дефекта, и те устранимы, остальные дефекты являются эксплуатационными, устранимыми.

Допрошенные в судебном заседании эксперты подтвердили данное ими заключение, указав на то, что проявление коррозии не является следствием нарушения ГОСТов заводом-изготовителем, а является следствием естественного процесса старения металла.

Суд, ссылаясь на акт экспертизы ООО "Тольяттивнешсервис", согласно которому приобретенный истцом автомобиль имеет производственные недостатки, не дал соответствующей оценки доводам ответчика относительно того, что у ООО "Тольяттивнешсервис" отсутствует методика определения качества автомобиля, находящегося в эксплуатации.

При таких обстоятельствах, поскольку суд в нарушение требований ст. ст.56, 67 ГПК РФ не дал оценку вышеуказанным обстоятельствам в их совокупности с другими доказательствами по делу, не принял во внимание требования п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей", решение суда нельзя признать законным и обоснованным.

Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 22.03.2006года [Текст] // Судебная практика. Самара.- 2007.- № 1.-С.3..

Б) Возмещение расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом.

Этот способ защиты прав потребителей при покупке некачественного товара широкого распространения на практике не получил. Однако может возникнуть такая ситуация, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу Артемов В. Иной взгляд на защиту [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 11. - С. 5..

В соответствии с юридическим комментарием к Закону РФ " О защите прав потребителей" под редакцией Д.М. Сорк, для того чтобы требование о возмещении расходов на устранение недостатков было обоснованным, необходимо подтвердить два факта:

в товаре действительно имелся недостаток;

в связи с устранением этого недостатка возникли расходы. Сорк Д. Как получить возмещение материального или морального вреда. [Текст] // Закон. - 2007. - № 4. - С. 62.

Первый факт может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также экспертным исследованием. Но экспертиза не всегда может точно установить, имелся ли недостаток в товаре или нет, поскольку он может быть уже устранен.

Второй факт должен быть по возможности подтвержден документально: свидетельством третьего лица в получении денег за произведенный им ремонт, чеками на приобретение запчастей и материалов либо квитанциями на оплату ремонта в организации.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Е. отказано в иске о возврате некачественного автомобиля, взыскании его стоимости и неустойки, а также компенсации морального вреда.

Судебная коллегия по гражданским делам решение отменила, указав следующее.

Как видно из материалов гражданского дела Е. обратилась в суд с иском к ОАО "АвтоВАЗ" о принятии некачественного автомобиля, взыскании его стоимости, убытков, неустойки и компенсации морального вреда, указывая, что является владельцем автомобиля ВАЗ-2112, изготовленного ответчиком. Автомобиль имеет целый ряд производственных дефектов, таких как коррозия элементов кузова, в том числе по сварным соединениям, отслоения лакокрасочного покрытия.

03.09.02 она обратилась с претензией по поводу качества автомобиля к изготовителю, просила принять некачественный автомобиль и возвратить его стоимость, но претензия не была удовлетворена. По заключению фирмы "Тольяттивнешсервис" ТПП Самарской области приобретенный истицей автомобиль имеет производственные дефекты.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Ерофеевой Р.Г., суд сослался на п.6 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" и указал, что истицей не представлено доказательств наличия в автомашине существенных недостатков, а выявленные дефекты могут быть устранены и не влияют на безопасность эксплуатации автомашины.

Между тем в соответствии с п.6 ст. 19 указанного закона требования в отношении качества товара потребителем могут быть предъявлены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю и в течение срока службы товара при наличии существенных недостатков.

Из материалов дела видно, что с претензией по поводу качества товара истица обратилась не по истечению двух лет со дня приобретения товара, а в пределах двухлетнего срока - через 1 год 11 дней. Поэтому в данном случае п.6 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" применен судом неправильно.

Согласно ст. 19 п.5 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет (гарантийный срок приобретенной истицей автомашины составляет 1 год) и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст.18 закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

По смыслу ст. ст.18,19 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязательного наличия в автомашине существенных недостатков при предъявлении требований о возврате товара, заявленных до истечения двухлетнего срока со дня приобретения не требуется.

При таких обстоятельствах решения суда нельзя признать законным.

Решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд Извлечение из определения судебной коллеги по гражданским делам от 10.11.2004 года [Текст] // Судебная практика. Самара.-2005.- № 4.-С.13..

Возможно, что при рассмотрении требования о возмещении расходов будет решаться вопрос о необходимости и целесообразности понесенных расходов.

В этом случае потребителю придется доказывать, что понесенные расходы соответствуют действующим ценам на ремонтные работы (запчасти, материалы) либо были действительно необходимы в конкретной ситуации Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст] // Российская юстиция. - 2007. - № 5. - С. 22..

В) Соразмерное уменьшение покупной цены. Это требование потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей его функции на основании договора. Потребитель не может предъявить это изготовителю.

При удовлетворении требования о соразмерном уменьшении покупной цены может возникнуть вопрос о том, какая сумма должна быть выплачена потребителю.

Возможны три варианта решения вопроса:

1) потребителю может быть выплачена среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертами либо сторонами путем исследования цен на выполнение ремонтных работ в местности, в которой проживает потребитель;

2) выплате подлежит сумма, соответствующая проценту потери товарного вида потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы, подлежащей выплате в соответствии с установленным процентом, за основу расчетов берется цена товара на момент удовлетворения требования (в случае увеличения цены товара), а при ее уменьшении - цена на день покупки (п.3 ст.24 Закона);

3) потребителю может быть выплачена любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей компенсацией за недостаток товара. Требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены должно быть удовлетворено в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст.22 Закона). За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст.23 Закона).

Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный. Это не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара точно таким же. Товар, представляемый для замены, может быть другого цвета и даже другой марки или модели. Самое главное - товар должен быть аналогичным, иметь те же потребительские качества, что товар, требующий замены. Если это бытовая техника, то она должна быть того же класса, поколения, если это обувь, то она должна быть такого же размера, как и обувь, приобретенная потребителем.

Законодатель подразумевает, что цена заменяемого товара и товара, на который производится замена, одинакова, поэтому перерасчета цен не производится.

Как показывает практика, в большинстве случаев при предъявлении требования о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) некачественный товар меняется на товар той же марки (модели, артикула).

Но если аналогично товара уже нет в продаже или в производстве, то потребитель обязан согласиться на предлагаемую ему магазином замену другого товара.

Требование о замене товара на товар аналогичной мари (модели, артикула) может быть предъявлено и продавцу или изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). При обращении в организацию, выполняющую функции продавца, необходимо убедиться, что эта организация уполномочена по договору с продавцом (изготовителем) на выполнение именно этих требований потребителей.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. При этом согласно п.1 ст.504 ГК РФ потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой на день замены.

Согласно п.2 ст.21 Закона при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. Требования потребителя о замене товара должны быть удовлетворены в соответствии со ст.21 Закона в течение 7 дней со дня предъявления требования. Однако при необходимости дополнительной проверки качества товара срок увеличивается до 20 дней. Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» [Текст] - М., Омега-Л. 2006. - С. 98.

Под дополнительной проверкой качества товара подразумевается установление факта наличия дефекта в товаре. Закон устанавливает, что продавец обязан провести проверку качества товара за свой счет Большаков А. Проверка качества товара [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 38. - С. 5..

В то же время на данном этапе у продавца нет обязанности привлечь для проверки качества товара независимых экспертов. Установить факт наличия неисправности могут собственные специалисты магазина. У потребителя есть право присутствовать при проверке качества товара Швалева О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст] // Юрист. - 2006. - № 11. - С. 16..

Если же между сторонами возникает спор по поводу причин возникновения неисправности, магазин обязан провести независимую экспертизу качества товара за свой счет. Если экспертиза установит вину потребителя в возникновении недостатков, то все расходы по проведению экспертизы будут возложены на него. Потребитель может не согласиться с заключением экспертизы и обжаловать его в судебном порядке.

Если необходимый для выполнения требования потребителя товар отсутствует в день его обращения, товар должен быть заменен в течение одного месяца. Факт отсутствия товара для замены в день обращения потребителя должен доказываться продавцом, изготовителем или организациями, выполняющими их функции на основании договора.

Для районов Крайнего Севера и других регионов сезонного завоза товаров требование потребителя подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, но только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя. Хряк Я. Меры гражданско-правовой ответственности [Текст] // Законность. - 2008. - № 2. - С. 6.

Г) Предоставление аналогичного товара в безвозмездное пользование.

В соответствии с п.2 ст. 20, п.1 ст.21 Закона на время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Из этого правила есть исключение. Правительством РФ устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование распространятся. В соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ 19.01.1998 № 55, требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта не распространяется, в частности, на следующие товары: автотранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ), мебель, электробритвы, электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов питания и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники) и др.

Требование о предоставлении товара в безвозмездное пользование на время ремонта или замены товара с недостатками должно быть удовлетворено в течение 7 дней (ст.20 Закона). Этот срок начинается с момента предъявления требований потребителя о предоставлении аналогичного товара в пользование на время ремонта или замены.

Обязанность предоставления аналогичного товара в пользование ни у продавца, ни у изготовителя автоматически не возникает.

Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей

3.1 Государственная защита прав потребителей

Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности по контролю за безопасностью товаров (работ, услуг), соблюдением законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей Куликов А. Законодательство о защите прав потребителей [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 3. - С. 7.. В соответствии с законодательством к таким органам относятся Государственный комитет РФ по антимонопольной политике, Госстандарт России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного управления, контролирующие безопасность товаров, работ и услуг для потребителей.

Права потребителя защищаются государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению правонарушителей к ответственности.

В соответствии со ст.40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством РФ.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

1) проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

2) выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

3) в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

4) направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5) направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей Дулкарнаев М. Применение ст. 238 УК [Текст] // Законность. - 2007. - № 9. - С. 21.;

6) обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст] // Адвокат. - 2005. - № 7. - С. 21..

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945. учреждена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Служба). Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" СЗ РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2899. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие [Текст] // Юрист. - 2005. - № 12. - С. 18..

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также указанным Положением.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" СЗ РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1446. основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

1) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;

2) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;

3) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

4) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

6) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

7) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Для реализации указанных функций указанный орган:

1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2) выдает лицензии на осуществление: деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

3) регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации; пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

4) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

6) готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

8) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

9) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;

10) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

11) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

12) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

13) обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

14) организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

16) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

17) проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

18) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1) организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

5) пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

7) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

8) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

3.2 Защита прав потребителей органами местного самоуправления

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление согласно ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Федерации самостоятельное и под свою ответственность решение населением и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М., ТК Велби. 2006. - С. 672..

Вопросы местного значения согласно законодательству о местном самоуправлении затрагивают все основные области жизнедеятельности населения городских, сельских поселений и других муниципальных образований. Органы местного самоуправления обладают полномочиями, связанными с осуществлением ими защиты прав потребителей услуг (работ), оказываемых на территории муниципального образования независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Карташова Т.Е. Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 8. - С. 18..

Согласно Федеральному закону Российской Федерации № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" среди вопросов местного значения нет функции по защите прав потребителей. Кроме того, вследствие внесенных изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления утратили право приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления соответствующей информации в случаях, если выявлено, что их продажа не сопровождается достоверной и достаточной информацией или товары продаются с просроченными сроками годности или без срока годности, если установление этих сроков обязательно О защите прав потребителей [Текст]: [Закон РФ № 2300-1, принят 07.02.1992 г., по состоянию на 25.10.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.. Также отменен пункт, в соответствии с которым для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления могут самостоятельно формировать соответствующие структуры.

Таким образом, в настоящий момент Закон как не запрещает, так и прямо не обязывает органы местного самоуправления реализовывать функцию по защите прав потребителей.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [Указ Президента РФ № 314, от 09.03.2004 г., по состоянию на 24.09.2007] // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.. Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 июня 2004 г. N 322 утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с которым данная служба осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе контроль за соблюдением правил продажи отдельно предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ и оказания услуг Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 322, от 30.06.2004 г., по состоянию на 14.12.2006] // СЗ РФ. - 2004. - № 28. - Ст.2899.. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социальных и экономических преобразованиях нашей страны. Она осуществляется во взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ и услуг. Политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства Российской Федерации до 2010 года - повышению уровня жизни населения.

Несмотря на неопределенную позицию законодателя в отношении защиты прав потребителей, муниципальные власти по-прежнему реализуют эту функцию. Сегодня структуры по защите прав потребителей существуют практически во всех городах: в Красноярске (отделы по защите прав потребителей администраций районов), Тюмени (Управление по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг Администрации города), Туле (Комитет по защите прав потребителей Администрации города), Новосибирске (Комитет по защите прав потребителей Администрации города), Самаре (отделы по защите прав потребителей администраций районов города), Свердловске (отдел по защите прав потребителей Администрации города), Абакане (отдел развития предпринимательства и потребительского рынка Комитета муниципальной экономики Администрации города).

Несмотря на ограничения контрольных функций органов муниципальной власти в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ, наиболее социально востребованные функции оставлены без изменений. Согласно п.2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст.44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Так, в Республике Хакасия отделы по защите прав потребителей сформированы не только при администрациях городов, но и в районных центрах. В Республике Хакасия на сегодняшний день функционирует 10 подразделений по защите прав потребителей при органах местного самоуправления. Естественно, что для Республики в целом этого недостаточно, но сделанная работа по защите прав потребителей оправданна.

По статистике большинство обращений граждан носит устный характер. Специалисты по защите прав потребителей консультируют по вопросам защиты прав потребителей как на личных приемах, так и по телефону. Необходимо отметить участие специалистов по защите прав потребителей в досудебном урегулировании споров между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями). По Республике Хакасия в 2006 г. в отделы по защите прав потребителей обратилось 2367 граждан. Наиболее распространенные жалобы касались реализации товара ненадлежащего качества, наличия неполной и недостоверной потребительской информации, нарушения при гарантийном обслуживании, при предоставлении потребительского кредита. Зачастую владельцы известных товарных знаков или фирменных наименований не контролируют добросовестность действий их концессионеров или франчайзеров.

Таким образом, наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека, а именно торговля, бытовое обслуживание, услуги транспорта, связи, коммунальные, медицинские, образовательные, страховые, туристические услуги.

Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), т.е. подавать исковые заявления в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

Органы местного самоуправления являются необходимым звеном национальной системы защиты прав потребителей, поскольку действуют на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Деятельность муниципальных образований направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данной территории.

Если проверкой по жалобе потребителя будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека инициирует вопросы, связанные с необходимостью укрепления взаимодействия между территориальными управлениями Службы и органами местного самоуправления. Руководители управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заключают с главами муниципальных образований соглашения о взаимодействии сторон в области совместных контрольно-проверочных мероприятиях и информационного обмена в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в целях защиты потребительского рынка от некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции.

Таким образом, органы местного самоуправления являются одной из составляющих национальной системы защиты прав потребителей. Поскольку именно органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации решают вопросы местного значения, постольку они, используя полномочия, предоставленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю.

3.3 Общественная защита прав потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей "Привереда" и др.).

Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).

Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), а в СНГ - в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП). Таким образом, Закон о защите прав потребителей устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей, определяя, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), информации о них, представленной продавцами (изготовителями, исполнителями);

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Предусмотренные Законом о защите прав потребителей права общественных объединений потребителей могут осуществляться ими, если они отражены в уставе организации.

Названным Законом также предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров.

Право общественных организаций потребителей на участие в разработке стандартов обеспечивается указанием в соответствующих нормативных документах Госстандарта РФ о согласовании с ними соответствующих показателей товаров (работ, услуг) по безопасности.

Весьма нужными для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения спора в суде оцениваются последним наряду с другими доказательствами.

Предусмотренное ст.45 Закона о защите прав потребителей право общественных объединений потребителей на проведение проверок Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" СЗ РФ. - 1999. - № 51. - Ст. 6286. подкреплено правом составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.

Заключение

Оценивая изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей и ГК РФ, можно говорить о том, что законодатель ужесточает требования к розничным продавцам, вступающим в отношения с гражданами-потребителями. Наиболее значимыми представляются изменения, касающиеся возможности обмена технически сложных товаров и санкций для продавца в случае предварительной оплаты товара. Теперь розничным продавцам необходимо будет учитывать данные требования Закона о защите прав потребителей в своих договорах с поставщиками (производителями), чтобы иметь возможность своевременного обмена (возврата) товара с недостатками и своевременного выполнения требований по поставке (изготовлению) предоплаченных товаров.

При нарушении прав потребителей законодательством предусматриваются не только средства, направленные на восстановление нарушенных прав, а также средства на их компенсацию. В связи с этим, предложено иное определение защиты прав потребителей, чем ранее высказывалось в литературе. Защита прав потребителей - совокупность правовых средств, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

Защита прав потребителей осуществляется, в том числе гражданско-правовыми средствами, однако не всеми, которые предусмотрены гражданским законодательством, а только некоторыми. Такие средства предложено именовать гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

Исследование позволило сделать также выводы, направленные на совершенствование действующего законодательства о защите прав потребителей, основными из которых являются:

1. Необходимо усовершенствовать некоторые конструкции понятийной базы законодательства о защите прав потребителей, внеся изменения в преамбулу рассматриваемого Закона:

а) Расширить понятие "потребитель", включив в число потребителей юридических лиц, ограничив возможности применения в отношении них данного Закона также сферой личного потребления,

б) Сузить понятия "продавец", "изготовитель" и "исполнитель", уточнив, что таковыми являются не просто лица, изготавливающие или реализующие товары, оказывающие услуги и выполняющие работы для потребителей, а лишь те, которые делают это систематически, в отношении широкого круга потребителей.

2. Необходимо предусмотреть в ГК, наряду с денежной формой компенсации морального вреда, натуральную форму компенсации с согласия потерпевшего, путем предоставления ему определенных товаров (работ, услуг), так как не исключена ситуация на практике, когда нарушитель, в силу тех или иных причин (например, наложен арест на денежные средства, находящиеся на его счетах в банках или иных кредитных учреждениях), не в состоянии компенсировать вред в денежной форме, однако может это сделать в натуральной форме, а потерпевший против этого не возражает.

3. При обмене товара предложено расширить поле деятельности потребителя в случае отсутствия аналогичного товара в продаже на день обращения к продавцу, а именно: предусмотреть право для потребителя обменять товар на любой другой, имеющийся в ассортименте, с соответствующим перерасчетом его стоимости. Кроме того, при отсутствии в продаже аналогичного товара и расторжении договора потребителем следует предусмотреть срок возврата потребителю уплаченной им за товар денежной суммы и ответственность продавца за нарушение этого срока.

4. Предлагается внести дополнение в Закон РФ "О защите прав потребителей", устанавливающее запрет на доставку товаров (работ, услуг) потребителю без их заказа последним, если при этом требуется их оплата. При получении не заказанных товаров (работ, услуг) потребителю предоставляется право на возмещение убытков в полном объеме.

5. Бремя доказывания момента и причин возникновения недостатков товаров (работ, услуг) должен нести контрагент потребителя независимо от того, установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок или нет.

6. Предусмотреть в Законе РФ "О защите прав потребителей" право потребителя на отказ от договора, заключаемого вне мест обычного ведения торговли (на дому, на улице, на работе и т.п.). Под указанным договором предлагается понимать договор, при котором продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) реализует товары (работы, услуги) в месте нахождения потребителя, минуя торговую сеть.

7. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

8. Предлагается для решения проблем, существующих в современном российском законодательстве, путем создания информационной системы оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции; путем внесения изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей", касающихся введения обязательного порядка сообщения виновной организации о нарушенных ею правах и требованиях потребителя, и о необходимости изъятия из оборота товаров (работ, услуг), представляющих опасность для окружающей среды.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон № 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [Федеральный закон № 14-ФЗ, принят 26.10.1996 г. по состоянию на 06.12.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [Федеральный закон № 146-ФЗ, принят 26.11.2001 г. по состоянию на 29.11.2007] // СЗ РФ. -2001. - № 49. - Ст.4552.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 138-ФЗ., принят 14.11.2002 г. по состоянию на 04.12.2007] // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст.4532.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 131-ФЗ, принят 06.10.2003 г., по состоянию на 08.11.2007] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст.3822.

7. Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 211-ФЗ, принят 17.12.1999 г., по состоянию на 08.12.2003] // СЗ РФ. - 1999. - № 51. - Ст.6286.

8. О защите прав потребителей [Текст]: [Закон РФ № 2300-1, принят 07.02.1992 г., по состоянию на 25.10.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст.140.

9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [Указ Президента РФ № 314, от 09.03.2004 г., по состоянию на 24.09.2007] // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст.945.

10. Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 322, от 30.06.2004 г., по состоянию на 14.12.2006] // СЗ РФ. - 2004. - № 28. - Ст.2899.

11. Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 154, от 06.04.2004 г., по состоянию на 16.12.2004] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст.1446.

12. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 55, от 19.01.1998 г., по состоянию на 27.03.2007] // СЗ РФ. - 1998. - № 4. - Ст.482.

13. Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 575, от 13.05.1997 г.] // СЗ РФ. - 1997. - № 20. - Ст.2303.

Специальная и учебная литература

14. Артемов В. Иной взгляд на защиту [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 11. - С.5.

15. Ашиткова Т., Маматов М. Защита прав потребителей [Текст] // Законность. - 2005. - № 9. - С.23.

16. Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав [Текст] // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. - Саратов., СЮИ. 1971. - 436 с.

17. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг [Текст] // Юрист. - 2003. - № 7. - С.15.

18. Большаков А. Проверка качества товара [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 38. - С.5.

19. Вавилин Е.В. Понятие и механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей // Журнал российского права. - 2004. - № 5. - С.21.

20. Васильчикова Н.В. Как потребителю защитить свои интересы: рекомендации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - 318 с.

21. Володин П.Е. Моральный вред: особенности правового применения. [Текст] // Российская юстиция. - 2008. - № 2. - С.23.

22. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов: сам себе адвокат, № 4 - М., Юрайт-Издат. 2006. - 326 с.

23. Гражданское право. Т.1 [Текст] / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. - М., Проспект. 1996. - 672 с.

24. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. [Текст] - М., Статут. 2002. - 516 с.

25. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - 568 с.

26. Гутников О. Комментарии к изменением в законодательстве о защите прав потребителей. [Текст] // Хозяйство и право. - 2000. - № 10. - С.56.

27. Дедиков С. Моральный вред подлежит компенсации [Текст] // Бизнес-адвокат. - 2008. - № 3. - С.11.

28. Дулкарнаев М. Применение ст.238 УК [Текст] // Законность. - 2007. - № 9. - С.21.

29. Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов [Текст] - М., Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". 2007. - 318 с.

30. Журбин Б. Потребитель в законе [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 7. - С.6.

31. Карташова Т.Е. Правовое обеспечение и организация работы органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 8. - С.18.

32. Клетченкова М.М. Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей [Текст] // Журнал российского права. - 2007. - № 8. - С.21.

33. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". [Текст] / Под ред. Долбилина А.С. - М., Юрайт. 2004. - 312 с.

34. Корнилов Э.Г. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей [Текст] // Хозяйство и право. - 2007. - № 11. - С.21.

35. Корнилов Э.Г. Закон О защите прав потребителей в развитии [Текст] // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С.18.

36. Куклев В. Ответственность за преступления в сфере торговли [Текст] // Российская юстиция. - 2001. - № 6. - С.17.

37. Куликов А. Законодательство о защите прав потребителей [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2008. - № 3. - С.7.

38. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М., ТК Велби. 2006. - 654 с.

39. Михайлов М., Милько Ю. Уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции // Советская Юстиция. - 1966. - № 6. - С. 19.

40. Михайлов М. Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров [Текст] // Советское государство и право. - 1965. - № 9. - С.138-140.

41. Мошкович М. Улучшение потребления [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2007. - № 43. - С.8.

42. Нефёдова А.П. Защита прав потребителей: комментарии. [Текст] - М., Норма. 2002. - 462 с.

43. Новикова Т.В. Механизмы реализации прав потребителей. [Текст] - Ростов-на-Дону., Феникс. 2003. - 342 с.

44. Парций Я.И. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". [Текст] - М., Юнити. 2007. - 316 с.

45. Попова М. Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет [Текст] // Бизнес-адвокат. - 2008. - № 1. - С.11.

46. Прокш М. Ответственность за нарушение прав потребителей [Текст] // Законность. - 2003. - № 10. - С.21.

47. Свердлык Г., Страунинг Э. Способы самозащиты гражданских прав и их классификация [Текст] // Хозяйство и право. - 2008. - № 1. - С.15.

48. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика - 2007. - № 2. - С.17.

49. Семенихин В.В. Договор розничной купли-продажи [Текст] // Юрист. - 2007. - № 8. - С.13.

50. Серёгин Ю.Б. Понятие гарантийного срока в сфере законодательства о защите прав потребителей. [Текст] - СПб., Питер. 2002. - 326 с.

51. Сметанников А.Е. Последствия передачи товара ненадлежащего качества [Текст] // Законодательство. - 2007. - № 4. - С.16.

52. Сметанников А.Е. Проблема доказывания убытков при передаче товара ненадлежащего качества [Текст] // Российская юстиция. - 2007. - № 5. - С.22.

53. Сорк Д. Как получить возмещение материального или морального вреда. [Текст] // Закон. - 2007. - № 4. - С.62.

54. Хвощинский А. Публичный договор: защита частного интереса? [Текст] // Бизнес - адвокат. - 2000. - №9. - С.23.

55. Хряк Я. Меры гражданско-правовой ответственности [Текст] // Законность. - 2008. - № 2. - С.6.

56. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования [Текст] // Адвокат. - 2005. - № 7. - С.21.

57. Четкина О. Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей [Текст] // Арбитражный и гражданский процесс. - 2007. - № 6. - С. 19.

58. Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие [Текст] // Юрист. - 2005. - № 12. - С.18.

59. Швалева О.В. Правовое регулирование экспертизы качества товара [Текст] // Юрист. - 2006. - № 11. - С.16.

60. Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" [Текст] - М., Омега-Л. 2006. - 298 с.

Материалы юридической практики

61. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей [Текст]: [Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7, от 29.09.1994 г., по состоянию на 11.05.2007] // Российская газета. - 1994. - № 230. - С.13.

62. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 10.05.2006 года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2007. - № 3. - С.3.

63. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 03.05.2006 года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2007. - № 3. - С.5.

64. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 29.05.2006 года [Текст] // судебная практика. Самара. - 2007. - № 4. - С.11.

65. Извлечение из кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам от 22.03.2006года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2007. - № 1. - С.3.

66. Извлечение из определения судебной коллеги по гражданским делам от 10.11.2004 года [Текст] // Судебная практика. Самара. - 2005. - № 4. - С.13.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты