Сравнительная характеристика государственных и частных нотариальных контор
Сравнительная характеристика государственных и частных нотариальных контор
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР
Согласно ст. 1 ЗУ «О нотариате» нотариат в Украине - это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность заверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия, предусмотренные настоящим Законом с целью предоставления им юридической достоверности. Нотариальные конторы в Украине двух видов - государственные и частные. Как известно, они отличаются не только своей организационно-правовой формой, но и объемом возложенных на них полномочий. Согласно Указу Президента Украины «Об урегулировании деятельности нотариата Украины» от 23.08.1998 частные нотариусы имеют право свидетельствовать права, а также факты, имеющие юридическое значение и другие нотариальные действия, которые совершаются государственными нотариусами, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и осуществление мер по охране наследственного имущества.
Итак, компетенции государственных нотариальных контор на сегодня является заверение наследства и осуществление мер по охране наследственного имущества.
С целью реформирования нотариата в Украине Кабинетом министров Украины в Верховную Раду было подано Законопроект, в котором предусматривается осуществление ряда мероприятий, направленных на улучшение доступа граждан к нотариальным услугам и предотвращение фальсификации нотариальных документов. В частности, этим законопроектом устанавливается норма, согласно которой частным нотариусам разрешается выдавать свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества.
Компетенция государственных нотариальных контор
Компетенция нотариальных органов - это совокупность установленных законом прав и обязанностей (полномочий) нотариальных органов и должностных лиц по осуществлению положенных на них Законом задач. Например, к компетенции нотариальных органов входит удостоверение соглашений, а также входят все действия, которые должен осуществить нотариус для удостоверения настоящих соглашений:
- истребование документов;
- проверка законности соглашения;
- проверка дееспособности лиц и их действительного волеизъявления;
- совершение самого нотариального действия, но только после того, как все подготовительные действия выполненные.
Таким образом, в понятие компетенции нотариального органа входит вся совокупность полномочий нотариуса. А в науке управления, а также в административном, государственном праве и других областях права полномочия рассматриваются как составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица, которое выполняет управленческие функции в организации, а также некоторых других лиц, которые реализуют функции, предусмотренные для них законодательством.
В связи с этим полномочия являются правом и одновременно обязанностью соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации, таким образом, как предусмотрено законом или другим правовым актом. Полномочие предусматривает его надлежащее выполнение согласно принципу законности.
Поэтому для определения компетенции конкретного нотариального органа еще недостаточно знать круг вопросов, которые отнесены полномочий нотариальных органов вообще. В связи с этим мы можем поделить компетенцию на два вида: предметную и территориальную.
Предметная компетенция - это размежевание нотариальных действий между разными нотариальными органами с учетом вида и рода этих действий. Например, свидетельство о праве на наследство выдает только государственный нотариус.
С понятием территориальная компетенция связана размежевание круга действий между нотариальными конторами с учетом территории ее деятельности.
По общему правилу ст. 41 Закона - нотариальные действия совершаются любым нотариусом или должностным лицом, в любой государственной нотариальной конторе или исполкоме на всей территории Украины. Но Законом предусмотренное и определенное исключения, которые предусматривают определенные ограничения, а именно:
- ст. 9, 36, 55 - удостоверение соглашений об отчуждении или залоге жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного участка и другого недвижимого имущества - производится по месту нахождения указанного имущества;
- ст. 60, 65 - мероприятия к охране наследственного имущества употребляются государственными нотариальными конторами по месту нахождения этого имущества;
- ст. 66 - свидетельство о праве на наследство выдается государственным нотариусом по месту открытия наследства, т.е. по месту последнего местожительства наследодателя, а если оно неизвестное, то по месту нахождения его имущества или основной части;
- ст.ст.70-73 - свидетельство о праве собственности в случае распределения общего имущества супружества, приобретение из общественных торгов - жилых домов, квартир, дач, садовых домов, гаражей, земельных участков и другого недвижимого имущества выдается нотариусом по месту его нахождения, а также в случае наложения запрета отчуждения недвижимого имущества;
- ст. 85 - принятие нотариусом в депозит денежных и ценных бумаг производится по месту выполнения обязательства;
- ст. 93 - принятие чеков для предъявления к штате-, жу и удостоверение неуплаты чеков осуществляется нотариусом по месту нахождения плательщика;
- ст. 103 - если международным договором установлены другие правила о нотариальных действиях, чем их содержит законодательство Украины, то при совершении нотариальных действий применяют правила международного договора.
Кроме территориальных ограничений, правовой статус нотариуса и должностного лица исполнительного комитета сельской, поселковой, городской Советов народных депутатов, которые совершают нотариальные действия, не разрешает совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от лица своего мужчины или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабы, братьев, сестер), а также на имя и от лица работников данной нотариальной конторы, работников, которые находятся в трудовых отношениях с частным нотариусом» или работников данного исполнительного комитета. Должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов не упражнению совершать нотариальные действия также на имя и от лица данного исполнительного комитета. В указанных случаях нотариальные действия совершаются в любой другой государственной нотариальной конторе, у частного нотариуса или в исполнительном комитете другого сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов. Должностные лица, перечисленные в статье 40 этого Закона, не упражнению заверять завещания и доверенность на свое имя и от своего имени, на имя и от лица своего мужчины или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабы, братьев, сестер). Нотариальные и приравненные к ним действия, содеянные с нарушением установленных этой статьей правил, являются недействительными (ст. 9 Закона).
Но в случае необходимости совершить нотариальное действие относительно себя лицу, которое занимает должность нотариуса в небольшом городке, где нет других государственных нотариальных контор или частных нотариусов, которое усложняет его правовое положение, то в этом случае нотариальное проведение должно совершать уполномоченная на совершение нотариальных действий должностное лицо исполнительного комитета.
Согласно ст. 34 закона в государственных нотариальных конторах и вне указанных помещений совершаются такие нотариальные действия:
1) заверяются соглашения (договоры, завещания, доверенности, брачные контракты и прочие);
2) заверяется верность копий документов и выписок из них;
3) заверяется верность перевода документов с одного языка на другую;
4) заверяется подлинность подписи на документах;
5) заверяет факт пребывания гражданина в определенном месте;
6) заверяет факт, что гражданин есть живым;
7) заверяет тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотокарточке;
8) заверяет время предъявления документа;
9) передаются заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам и выдаются свидетельства о передаче такого заявления;
10) выдаются дубликаты документов, которые сохраняются в делах нотариальной конторы;
11) принимаются в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
12) совершаются морские протесты; *
13) выдаются свидетельства о праве на наследство;
14) выдаются свидетельства о праве собственности на часть в общем имуществе супружества;
15) выдаются свидетельства о приобретении жилых домов из прилюдных торгов;
16) совершаются исполнительные надписи (на документах, которые устанавливают задолженность);
17) совершаются протесты векселей;
18) предъявляются чеки к платежу и заверяют неуплаты чеков;
19) употребляются мероприятия к охране наследственного имущества;
Законодательством Украины на государственных нотариусов может быть положено совершения и других нотариальных действий. Так, согласно письму Министерства юстиции Украины с 29.03.94 года «О порядке причинения нотариальных действий, не предусмотренных законодательством Украины» в некоторых международных договорах о правовой помощи, заключенных Украиной, предполагается совершение нотариальных действий, неизвестных украинскому законодательству о нотариате. К таким действиям относится раскрытие и объявление завещания. Но ясен вопрос, почему не предусмотрено в Украине такое нотариальное действие как объявление завещания? Этот довольно важный вопрос должен занять отдельное место в нотариальной практике. Так, от содержания завещания зависит возможность определения наследников, а также местонахождение наследственного имущества. Итак, кроме торжественного значения это проведение имеет довольно значительное правовое влияние на другие нотариальные проведения. С этим институтом необходимо связывать и другое проведение относительно установления круга наследников по завещанию. В проекте нового Гражданского кодекса предполагается право граждан на удостоверение секретного содержания завещания, которое вообще невозможно будет осуществить без проведения по раскрытию и объявлению завещания.
Не может быть составной частью ни проведение по выдаче свидетельства о праве на наследство, ни проведение относительно употребления мероприятий к охране наследственного имущества
- выдача из наследственного имущества денежных сумм на покрытие расходов, связанных со смертью, погребением наследодателя и других. Такие действия должны представлять собой самостоятельный нотариальные проведения, поскольку требуют определенной процедуры их совершения. Но с учетом их однотипной материальной и процессуальной природы, и однородности правоотношения, из которому они вытекают, круга заинтересованных лиц, а также логической взаимосвязи (законодательного пока не предусмотрено) с целью экономии времени, процессуальных средств и содействие в наиболее эффективному их совершении целесообразно объединять их в один нотариальный процесс, при этом учитывая процессуальную процедуру совершения каждого отдельного проведения и условия их совместного осуществления.
Во время изложения материала автором делаются предложения относительно увеличения количества нотариальных проведений и обосновываются их значимость и необходимость, поэтому считается нецелесообразным их наведение в этом параграфе без соответствующей аргументации.
В государственных нотариальных архивах выдаются дубликаты и заверяется верность копий и выписок из документов, которые сохраняются в делах этих архивов (ст. 35 Закона).
Компетенция частных нотариусов
Компетенция нотариальных органов - это совокупность установленных законом прав и обязанностей (полномочий) нотариальных органов и должностных лиц по осуществлению положенных на них Законом задач. Например, к компетенции нотариальных органов входит удостоверение соглашений, а также входят все действия, которые должен осуществить нотариус для удостоверения настоящих соглашений:
- истребование документов;
- проверка законности соглашения;
- проверка дееспособности лиц и их действительного волеизъявления;
- совершение самого нотариального действия, но только после того, как все подготовительные действия выполненные.
Таким образом, в понятие компетенция нотариального органа входит вся совокупность полномочий нотариуса. А в науке управления, а также в административном, государственном праве и других областях права полномочия рассматриваются как составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица, которое выполняет управленческие функции в организации, а также некоторых других лиц, которые реализуют функции предусмотренные для них законодательством.
В связи с этим полномочие являются правом и одновременно обязанностью соответствующего субъекту действовать в определенной ситуации таким образом, как предусмотрено законом или другим правовым актом. Полномочие предусматривает его надлежащее выполнение согласно принципу законности.
Поэтому для определения компетенции конкретного нотариального органа еще недостаточно знать круг вопросов, которые отнесены полномочий нотариальных органов вообще. В связи с этим мы можем поделить компетенцию на два вида: предметную и территориальную.
Предметная компетенция - это размежевание нотариальных действий между разными нотариальными органами с учетом вида и рода этих действий. Например, свидетельство о праве на наследство выдает только государственный нотариус.
С понятием территориальная компетенция связана размежевание круга действий между нотариальными конторами с учетом территории ее деятельности.
По общему правилу ст. 41 Закона - нотариальные действия совершаются любым нотариусом или должностным лицом, в любой государственной нотариальной конторе или исполкоме на всей территории Украины. Но Законом предусмотренное и определенное исключения, которые предусматривают определенные ограничения, а именно:
- ст. 9, 36, 55 - удостоверение соглашений об отчуждении или залоге жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного участка и другого недвижимого имущества - производится по месту нахождения указанного имущества;
- ст. 60, 65 - мероприятия к охране наследственного имущества употребляются государственными нотариальными конторами по месту нахождения этого имущества;
- ст. 66 - свидетельство о праве на наследство выдается государственным нотариусом по месту открытия наследства, т.е. по месту последнего местожительства наследодателя, а если оно неизвестное, то по месту нахождения его имущества или основной части;
- ст.ст.70-73 - свидетельство о праве собственности в случае распределения общего имущества супружества, приобретение из прилюдных торгов - жилых домов, квартир, дач, садовых домов, гаражей, земельных участков и другого недвижимого имущества выдается нотариусом по месту его нахождения, а также в случае наложения запрета отчуждения недвижимого имущества;
- ст. 85 - принятие нотариусом в депозит денежных и ценных бумаг производится по месту выполнения обязательства;
- ст. 93 - принятие чеков для предъявления к штате-, жу и удостоверение неуплаты чеков осуществляется нотариусом по месту нахождения плательщика;
- ст. 103 - если международным договором установлены другие правила о нотариальных действиях, чем их содержит законодательство Украины, то при совершении нотариальных действий применяют правила международного договора.
Кроме территориальных ограничений, правовой статус нотариуса и должностного лица исполнительного комитета сельского, поселкового, городского Советов народных депутатов, которые совершают нотариальные действия, не разрешает совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от лица своего мужчины или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабы, братьев, сестер), а также на имя и от лица работников данной нотариальной конторы, работников, которые находятся в трудовых отношениях с частным нотариусом» или работников данного исполнительного комитета. Должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов не упражнению совершать нотариальные действия также на имя и от лица данного исполнительного комитета. В указанных случаях нотариальные действия совершаются в любой другой государственной нотариальной конторе, у частного нотариуса или в исполнительном комитете другого сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов. Должностные лица, перечисленные в статье 40 этого Закона, не упражнению заверять завещания и доверенность на свое имя и от своего имени, на имя и от лица своего мужчины или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабы, братьев, сестер). Нотариальные и приравненные к ним действия, содеянные с нарушением установленных этой статьей правил, являются недействительными (ст. 9 Закона).
Но в случае необходимости совершить нотариальное действие относительно себя лицу, которое занимает должность нотариуса в небольшом городке, где нет других государственных нотариальных контор или частных нотариусов, которое усложняет его правовое положение, то в этом случае нотариальное проведение должно совершать уполномоченная на совершение нотариальных действий должностное лицо исполнительного комитета.
Компетенция частного нотариуса регулируется ст. 36 Закона. Согласно п. 2 Указа Президента Украины от 23.08.98 г. «Об урегулировании деятельности нотариата в Украине» частные нотариусы имеют права заверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, и совершать все другие нотариальные действия, которые совершаются государственными нотариусами за исключением:
1) употребление мероприятий к охране наследственного имущества;
2) выдача свидетельства о праве на наследство.
Довольно часто при изложении спецкурса «Нотариат в Украине» у студентов возникают вопросы, чем объясняется ограничение частных нотариусов относительно совершения вышеупомянутых нотариальных проведений. Автор считает, что отнесение этих проведений к исключительной компетенции государственных нотариусов предопределяется тем, что эти нотариальные действия нуждаются в особом порядке регистрации и хранение документов. Эти проведения длятся на протяжении шести месяцев и требуют соответствующих действий нотариусов на протяжении этого времени. Частные же нотариусы могут изменить адрес рабочего места, их свидетельство может быть аннулировано и т.п., а в случае прекращения их деятельности все документы на протяжении месяца должны быть сданы в архив.