Рефераты

Сравнительный анализ конституционного права РФ и некоторых стран Европы

p align="left">3) Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу судьи с другой оплачиваемой работой кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Существует Кодекс чести судьи, который предусматривает целый ряд правил поведения судьи, относящихся как к его профессиональной, так и внеслужебной деятельности.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Статья 16 Закона о судебной системе воспроизводит принцип неприкосновенности судей и добавляет, что гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом. В настоящее время таким федеральным законом является Закон о статусе судей, который в ст. 16 установил следующие гарантии неприкосновенности судьи:

1. личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы;

2. судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении;

3. уголовное дело в отношении судьи может возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

4. судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. …

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 года. Согласно действующему законодательству Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда назначается на должность сроком в двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи семьдесят лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Конституционный Суд по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

· федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

· конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

· договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

· не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы конституционного права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми Конституционный Суд распоряжается самостоятельно.

Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным советом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

4. Судебная власть в Узбекистане

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий и иных общественных организаций или объединений.

Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда республики Каракалпакстан, избираемых сроком на 5 лет, областных, Ташкентского городского районных городских и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Организация и порядок деятельности судов определяется законом, причём создание чрезвычайных судов не допускается. (ст.106-107 конституции Республики Узбекистан)

В соответствии с конституцией и Законом о Конституционном суде (ст108 конституции) Конституционный суд Республики является высшим судебным органом конституционного контроля, который в свою очередь рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

Конституционный суд избирается из числа специалистов в области политики, права в составе председателя, его заместителя секретаря и 8 членов суда включая представителя от республики Каракалпакстан. Судьи же в свою очередь избираются в индивидуальном порядке Олий Мажлисом по представлению президента на 5 лет (президент по окончанию срока действия своих полномочий становится членом конституционного суда).

Исполнение обязанностей председателя и членов Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом, т.е член Конституционного суда не может быть депутатом, состоять в политической партии. участвовать в различных движениях. Его личность неприкосновенна. Без согласия Олий Мажлиса он не может быть привлечён к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания. В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан (если же было совершено какое-либо правонарушение со стороны членов Конституционного суда, то уголовное дело может возбуждать против них, лишь только главный прокурор Республики Узбекистан.)

Конституционный суд Республики Узбекистан определяет:

· соответствие конституции Республики законов и иных актов, принятых Олий Мажлисом. Указов президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики;

· даёт заключения о соответствии конституции и законов Республики Каракалпакстан, конституции и законов Республики Узбекистан;

· даёт толкование норм конституции и законов Республики;

· рассматривает другие дела, отнесённые к его компетенции.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Заключения Конституционного суда обязательны для всех органов государственной власти и управления, а также предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, должностных лиц и граждан. Основными принципами деятельности Конституционного суда являются приверженность конституции, независимость, коллегиальность, гласность и равенство прав судей.

Рассматривая дела и давая заключения, конституционный суд руководствуется только конституцией как Республики Узбекистан, так и Республики Каракалпакстан. Вмешательство в дела Конституционного суда не допускается и влечёт за собой предусмотренную законом ответственность.

При рассмотрении вопросов Конституционным судом и при голосовании по рассматриваемым вопросам все члены суда обладают равными правами.

Рассмотрение дел и дача заключений производится коллегиально в составе не менее 7 членов от списочного состава суда. Языком судопроизводства является государственный язык (узбекский)

Решение Конституционного суда принимается открытым голосованием. Судья не может воздерживаться и не участвовать в голосовании.

К изучению вопроса Конституционный суд приступает не позднее, чем в десятидневный срок с момента получения материалов, а решение принимается в течение 6 месяцев.

В соответствии с конституцией в систему судебных органов Республики по разбирательству гражданских, уголовных и административных дел входят Верховный суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды, районные, городские суды.

Каждый орган наделён конкретными полномочиями для осуществления правосудия, к его ведению относится определённый круг уголовных и гражданских дел, он обладает соответствующими правами и обязанностями.

Члены верховного суда Республики Узбекистана избираются Олий Мажлисом, члены верховного суда Каракалпакстана - Эогары Кенесом на 5 лет, члены областного, городского, районного судов на тот же срок назначаются президентом Узбекистана.

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом судебного надзора за деятельностью Верховного суда Каракалпакстан, областных, городских и районных судов.

Он состоит из председателя, его первого заместителя, заместителей, председателя судебных коллегий, судей.

Хозяйственные суды. Эта система включает в себя Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан, хозяйственные суды Республики Каракалпакстан и областей. Они (суды) осуществляют судебную власть путем разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.

Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере хозяйственного судопроизводства.

Хозяйственный суд состоит из: председателя, заместителей председателя и судей и рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, так и в порядке надзора.

Председатели и члены Верховного Суда и Высшего Хозяйственного суда не могут быть депутатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Судьи не могут состоять членами политических партий и движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.

До истечения срока полномочий судья может быть освобожден от должности лишь по основаниям, указанным в законе.

Разбирательство дел открытое. Закрытое слушание допускается только в случаях, предусмотренных законом.

Судопроизводство в Республике Узбекистан ведётся на узбекском, каракалпакском языках. Или на языке большинства населения данной местности.

Обвиняемому обеспечивается право на защиту, право на профессиональную юридическую помощь. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяется законом.

5. Судебная власть в Люксембурге

Правосудие осуществляется судами и трибуналами от имени Великого Герцога. Судебные приговоры и решения выносятся от имени Великого Герцога. Споры, предметом которых являются гражданские права, подсудны исключительно судам. Споры, предметом которых являются политические права, подсудны судам, за исключением установленных законом случаев. Никакой суд, никакое разбирательство спорного дела не могут быть установлены иначе как в силу закона. Не могут быть учреждаемы под каким бы то ни было названием чрезвычайные комиссии или суды.

Особым законом определяется организация Высшей судебной палаты.

Заседания судов публичны, по крайней мере, если это не является опасным для общественного порядка нравственности; в таком случае суд объявляет об этом своим решением.

Любое судебное решение должно быть мотивировано. Оно объявляется в открытом заседании.

Мировые судьи и члены судов назначаются непосредственно Великим Герцогом. Члены Судебной палаты и председатели, и вице-председатели окружных судов назначаются Великим Герцогом по заключению Высшей судебной палаты.

Мировые судьи, члены окружных судов и Судебной палаты несменяемы. Никто из них не может быть лишен своей должности или временно отстранен от нее иначе как по судебному решению. Перемещение каждого из этих судей имеет место только путем нового назначения и с его согласия. Однако в случае болезни или его недостойного поведения они могут быть отстранены от должности, отозваны или перемещены в соответствии с условиями, установленными законом.

Жалование членам судебного ведомства устанавливается законом. За исключением случаев, предусмотренных законов, ни один судья не может оказывать Правительству платные услуги, если только он не осуществляет их безвозмездно и при условии, что этим не нарушаются установленные законом условия несовместимости.

Особые законы определяют устройство военных судов, их полномочия, права и обязанности членов этих судов и сроки их деятельности. Закон определяет также организацию судебных органов по рассмотрению трудовых споров, судебных инстанций в области социального страхования, их полномочия, порядок назначения и сроки полномочий их членов.

Судебные палаты и суды применяют общие и местные постановления и регламенты, только если они соответствуют законам. Высшая судебная палата решает споры о подсудности в порядке, установленном законом.

Юрисдикция по административным вопросам принадлежит Административному трибуналу и Административному суду. Эти суды также наделены юрисдикцией в разрешении споров по вопросам налогообложения на условиях, определяемых законом. Законом также могут быть учреждены другие административно-судебные инстанции.

Административный суд является высшим судом в области администрации. Полномочия и организация административных судов регулируются законом. Судьи Административного суда и Административного трибунала назначаются Великим Герцогом. Назначение членов Административного суда, а также председателя Административного трибунала и его заместителя осуществляется, за исключением первоначальных назначений, с учетом мнения Административного суда.

Конституционный суд посредством постановлений принимает решение о соответствии законов Конституции. Конституционный суд правомочен, в преюдициальном порядке, согласно закону, в каждом своем заседании принимать решение о соответствии Конституции законов, кроме законов, одобряющих международные договоры. Конституционный суд включает Председателя Высшей судебной палаты, Председателя Административного суда, двух советников Кассационного суда и пять судей, назначаемых Великим Герцогом, с учетом мнения Высшей судебной палаты и Административного суда. Конституционный суд образует Присутствие, в котором заседает пять судей. Организация Конституционного суда и порядок осуществления им своих полномочий регулируются законом.

6. Судебная власть в Италии

Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претора - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г., действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

7. Судебная власть в Австрии

Судебная власть исходит от Федерации. Приговоры и судебные решения выносятся и провозглашаются именем Республики. Организация и компетенция судов устанавливается федеральным законом. Никто не может быть лишен своего законного судьи. Военные суды упразднены, кроме действующих в период военного положения. Смертная казнь отменена.

Судьи, если иное не установлено настоящим Законом, назначаются по представлению Федерального правительства Федеральным президентом или уполномоченным или компетентным федеральным министром; Федеральное правительство или федеральный министр должны получать предложения о кандидатах от сенатов, уполномоченных на это Законом о судоустройстве. Представляемый компетентному федеральному министру и направляемый им Федеральному правительству список кандидатур должен состоять при наличии достаточного числа претендентов по меньшей мере из трех лиц, а если необходимо замещение более одного места, то по меньшей мере из числа лиц, вдвое большего, чем число подлежащих назначению судей.

Судьи независимы при осуществлении своих обязанностей. Осуществляя свои судейские обязанности, судья рассматривает все судебные дела, подлежащие его ведению согласно закону и в соответствии с распределением между судьями компетенции по рассмотрению дел, за исключением дел, относящихся к управлению в области юстиции, которые согласно предписанию закона не подлежат разрешению сенатами или комиссиями. Компетенция по рассмотрению дел должна распределяться между судьями одного суда заранее на срок, установленный Законом о судоустройстве. Дело, отнесенное согласно этому распределению к компетенции судьи, может быть у него изъято уполномоченным на это сенатом и только при наличии препятствия для осуществления им своих обязанностей или тогда, когда объем выполняемых им задач препятствует их выполнению в течение установленного срока.

Федеральным законом рассмотрение отдельных точно указанных видов гражданских дел, подсудных судам первой инстанции, может быть передано специально подготовленным должностным лицам, не являющимися судьями. При рассмотрении дел федеральные должностные лица, не являющиеся судьями, связаны только указаниями компетентного судьи, к юрисдикции которого согласно распределению компетенции отнесены эти дела. Судья, к юрисдикции которого согласно распределению компетенции отнесены эти дела, может, однако, в любое время оставить их рассмотрение за собой или затребовать их для рассмотрения.

В Законе о судоустройстве определяется возрастной предел, по достижении которого судьи должны быть уволены в отставку. Кроме того, судьи могут быть отстранены от должности или против своей воли переведены на другое место, или уволены в отставку лишь в предусмотренных законом случаях с соблюдением установленной формы и на основании официального судебного решения. Однако указанные условия не применяются при переводе и увольнении в отставку, если это необходимо в связи с изменениями в устройстве судов. В таком случае законом устанавливается, в течение какого времени судьи могут быть переведены и уволены в отставку без обычно предусмотренных условий. Временное освобождение судьи от должности может иметь место лишь по распоряжению Председателя суда или вышестоящего судебного органа с одновременной передачей дела компетентному суду.

Суды не правомочны проверять, имеют ли законную силу опубликованные надлежащим образом законы, постановления и государственные договоры. Если суд сомневается относительно применения постановления в связи с его возможной противозаконностью, то он должен внести представление об отмене этого постановления в Конституционный суд. Если Верховный суд или суд, компетентный вынести решение по делу в качестве суда второй инстанции, сомневается относительно применения закона в связи с его возможной противозаконностью, то он должен внести представление об отмене этого закона в Конституционный суд.

Разбирательство гражданских и уголовных дел в судах, которые выносят по ним решения, проводится устно и гласно. Исключения определяются законом. В уголовном судопроизводстве действуют принципы обвинительного процесса.

Народ должен участвовать в отправлении правосудия. Возможен суд с присяжными заседателями.

Высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам является Верховный суд. В Верховный суд не могут входить члены Федерального правительства, правительства земли или какого-либо общего представительного органа; для членов общих представительных органов, избранных на определенный срок полномочий или деятельности, недопустимость быть членом суда сохраняется также при досрочном отказе от мандата до истечения срока полномочий или деятельности. Председателем или заместителем Председателя Верховного суда не может быть назначено лицо, которое в течение последних четырех лет выполняло одну из вышеупомянутых функций.

Административный суд. Административный суд выносит решения по жалобам, в которых указывается на:

· противоправность решений органов управления, включая независимые административные сенаты;

· нарушение органами управления обязанности по принятию решений, включая независимые административные сенаты.

Противоправность не признается в случаях, когда законодательство не устанавливает обязательные правила для деятельности органов управления и предоставляет самим органам выбор поведения при условии, что органы руководствуются этим свободным усмотрением в соответствии с предписаниями закона.

Из подсудности административного суда исключены:

а) дела, относящиеся к подсудности Конституционного суда;

б) дела, связанные с патентами;

в) дела, по которым решение в высшей инстанции выносится коллегиальным органом, если согласно закону Федерации или земли, регулирующему организацию данного органа, в число его членов входит хотя бы один судья, остальные члены при выполнении ими своих обязанностей также не связаны какими-либо указаниями и если решение данного органа не подлежит отмене или изменению в порядке управления и, если, несмотря на наличие этих условий, специально не предусмотрено обращение с жалобой в Административный суд.

Административный суд состоит из Председателя, заместителя Председателя и необходимого числа других членов (председателей сенатов и советников). Назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального правительства. Все члены Административного суда должны иметь законченное образование в области государственно-правовых наук и не менее 10 лет занимать такое служебное положение, для которого необходимо наличие этого образования.

Конституционный суд. Рассматривает все имущественно-правовые требования, предъявляемые к Федерации, землям, районам, общинам и союзам общин, которые не подлежат ни разрешению в обычном судебном порядке, ни исполнению путем принятия решения органом управления.

Конституционный суд разрешает также споры:

а) между судами и органами управления;

б) между Административным судом и всеми иными судами, в частности также между Административным судом и самим Конституционным судом, а также между обычными и другими судами;

в) между землями, а также между землей и Федерацией.

Конституционный суд, по представлению Федерального правительства или правительства земли, устанавливает, относится ли законодательный акт или акт исполнительной власти к компетенции Федерации или земель.

Конституционный суд рассматривает дела о противоконституционности законов Федерации или земель - по представлению Административного суда, Верховного суда или суда, уполномоченного на рассмотрение дела в качестве второй инстанции, а в случаях, когда такой закон подлежит применению при рассмотрении правового спора Конституционным судом, - в силу возложенных на него обязанностей по своей инициативе. Кроме того, дела о противоконституционности законов по ходатайству лица, которое утверждает, что из-за этой противоконституционности непосредственно нарушены его права, в случаях, когда закон действует в отношении указанного лица без вынесения судебного решения или издания специального указания.

Решение Конституционного суда обязательно для исполнения. Если это решение отменяет какой-либо закон, то оно незамедлительно должно быть опубликовано.

Конституционный суд рассматривает дела в связи с обвинениями, которые влекут предусмотренную Конституцией ответственность верховных органов Федерации и земель за допущенные ими в ходе их официальной деятельности виновные правонарушения.

Конституционный суд состоит из Председателя, заместителя Председателя, двенадцати других членов и шести запасных членов. Председатель, заместитель Председателя, 6 других членов и 3 запасных члена суда назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального правительства; эти судьи должны назначаться из числа судей, чиновников управления и профессоров правовых дисциплин в университетах. Шесть остальных членов и три запасных члена суда назначаются Федеральным президентом на основании предложений о трех кандидатурах на каждую из должностей, которые вносятся в отношении трех членов и двух запасных членов суда Национальным советом, а в отношении трех членов и одного запасного члена суда - Федеральным советом. Три члена суда и два запасных члена суда должны иметь постоянное место жительства за пределами Вены - столицы Федерации. Чиновники управления, назначаемые членами Конституционного суда, если они не находятся в отставке, должны быть отстранены от службы. Все должны иметь законченное образование в области государственно-правовых наук и не менее 10 лет занимать такое служебное положение, для которого необходимо такое образование. В состав Конституционного суда не могут входить члены Федерального правительства или правительства земли, члены Национального совета, Федерального совета или общего представительного органа, лица, являющиеся работниками аппарата или прочими функционерами какой-либо политической партии.

8. Сравнительный анализ институтов судебной ветви власти в России, Узбекистане, Люксембурге, Италии и Австрии

Состав:

Российская Федерация: 1) Конституционный Суд; 2) Высший Арбитражный Суд; 3) Верховный Суд.

Республика Узбекистан: 1) Конституционный Суд; 2) Верховный Суд; 3) Высший Хозяйственный Суд; 4) Верховный Суд Республики Каракалпакстан; 5) Хозяйственный Суд Республики Каракалпакстан; 6) Областные суды; 7) Ташкентский Городской Суд; 8) Районные суды; 9) Городские суды; 10) Хозяйственные суды.

Великое Герцогство Люксембург: 1) Высшая судебная палата; 2) Окружной суд; 3) Административный Суд; 4) Конституционный Суд.

Итальянская Республика: 1) Апелляционный Суд; 2) Суд ассизов; 3) Кассационный Суд; 4) Конституционный Суд; 5) Счетный Суд; 6) Суд претора.

Австрия: 1) Конституционный Суд; 2) Верховный Суд; 3) Административный Суд.

Порядок формирования:

Россия - судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Узбекистан - Олий Мажлисом по представлению Президента.

Люксембург - Мировые судьи и члены судов назначаются непосредственно Великим Герцогом. Члены Судебной палаты и председатели, и вице-председатели окружных судов назначаются Великим Герцогом по заключению Высшей судебной палаты.

Австрия - назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального правительства.

Срок:

Россия - судьи несменяемы.

Узбекистан - судьи избираются на 5 лет.

Люксембург - Мировые судьи, члены окружных судов и Судебной палаты несменяемы.

Австрия - в Законе о судоустройстве определяется возрастной предел, по достижении которого судьи должны быть уволены в отставку.

Компетенция:

Россия: 1) Конституционный Суд - решает исключительно вопросы конституционного права (разрешает дела о соответствии Конституции РФ); 2) Высший Арбитражный Суд - является высшим судебным органом по разрешению экономических споров; 3) Верховный Суд - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Республика Узбекистан: 1) Конституционный Суд - является высшим судебным органом конституционного контроля, который в свою очередь рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти; 2) Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства; 3) В соответствии с конституцией в систему судебных органов Республики по разбирательству гражданских, уголовных и административных дел входят Верховный суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды, районные, городские суды. Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Люксембург: 1) Конституционный суд посредством постановлений принимает решение о соответствии законов Конституции; 2) Административный суд является высшим судом в области администрации.

Италия: 1) Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства; 2) Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа; 3) Кассационный суд обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.; 4) Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Австрия: 1) Высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам является Верховный суд; 2) Административный суд является высшим судом в области администрации; 3) Конституционный суд рассматривает дела о противоконституционности законов Федерации или земель, все имущественно-правовые требования, предъявляемые к Федерации, землям, районам, общинам и союзам общин, которые не подлежат ни разрешению в обычном судебном порядке, ни исполнению путем принятия решения органом управления.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты