Рефераты

Средства мирного разрешения международных споров

p align="left">В Протоколе четко отграничены друг от друга процедуры посредничества, примирения и арбитража.

Посредничество. Регламентируя в ст. 20 процедуру посреднического разбирательства, Протокол предусматривает, что, когда спор между государствами - членами ОАЕ передан в Комиссию для посредничества, Председатель, с согласия сторон, назначает одного или более членов Комиссии посредничать в споре. Статья 21 определяет процедуру и окончание посреднической миссии: "1. Роль посредника ограничивается примирением мнений и претензий сторон. 2. Посредник в возможно кратчайший срок делает предложения сторонам в письменной форме. 3. Если меры, предложенные посредником, приняты, они становятся основой протокола о соглашении между сторонами".

Примирение. Основанном для процедуры примирения служит в соответствии со ст. 22 Протокола поданная на имя председателя Комиссии в виде петиции просьба одной или обеих спорящих сторон. Петиция должна включать краткое объяснение причин спора.

По получении петиции с согласия сторон создается Совет примирителей, из которых трое назначаются председателем Комиссии из числа ее членов и по одному - каждой стороной спора. Председатель Совета примирителей назначается председателем Комиссии из числа ее членов.

Обязанностью Совета примирителей, как это установлено в ст. 24 Протокола, являются "выяснение проблем спора и предпринятие усилий для обеспечения согласия между сторонами на взаимоприемлемых условиях".

В результате разбирательства спора Совет примирителей должен представить доклад, констатирующий либо то, что стороны пришли к соглашению, и, если имеется необходимость, условия соглашения и любые рекомендации для урегулирования спора, данные Советом, либо, что урегулирования достичь было невозможно (ст. 26). Следовательно, как по своему составу, так и по задачам и характеру правового воздействия на стороны Совет примирителей играет роль международной согласительной комиссии.

Арбитраж. Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу предусматривает, что в определенных случаях спор может (на основе заключаемого между сторонами компромисса) стать предметом арбитражного разбирательства.

Создание постоянной Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу позволяет спорящим сторонам обойтись без образования в каждом конкретном случае специальных комиссий для изучения и дачи рекомендаций по спорам, требующим быстрого и оперативного разрешения. Наряду с использованием механизма ОАЕ государствами - членами этой организации применяются также традиционные международно-правовые средства мирного разрешения.

Более чем сорокалетний опыт существования и деятельности ОАЕ свидетельствует о весьма значительных достижениях ее в области мирного разрешения споров между африканскими государствами.

Из практики последних лет можно назвать добрые услуги и посредничество Республики Заир в конфликте между Экваториальной Гвинеей и Габоном в сентябре 1972 года, а также урегулирование конфликта между Танзанией и Угандой в сентябре 1972 года.

Из сказанного можно сделать вывод, что Хартия ОАЕ, конкретизируя основополагающие предписания Устава ООН относительно принципов международного права, мирного разрешения международных споров, региональных органов и соглашений, создает новую юридическую базу для развития различных видов мирных средств с учетом существующей специфики межафриканских отношений.

3.3 Международный коммерческий арбитраж

Одним из важнейших институтов современного международного частного права является международный коммерческий арбитраж. Имея длительную и многогранную историю своего правового развития, международный коммерческий арбитраж превратился к настоящему времени в широко известный и часто используемый инструмент урегулирования внешнеэкономических споров гражданско-правового характера наряду с судебной процедурой. Более того, по сравнению с судебным разбирательством международных коммерческих споров арбитраж имеет целый ряд преимуществ, которые неоднократно подчеркивались как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе. Во-первых, используя арбитражную процедуру рассмотрения спора, стороны международного коммерческого контракта могут доверить разрешение их разногласий арбитрам, которые будут избраны ими самими; поскольку стороны находятся в разных государствах, законодательство которых порой исходит из правовых концепций, имеющих в своей основе различные традиции и культуру, они обычно не склонны обращаться в национальные суды, хотя в большинстве государств специальные коммерческие суды функционируют хорошо и эффективно отправляют правосудие. Во-вторых, стороны отдают предпочтение завершенности, а не педантичной юридической четкости. Арбитражное решение является, по крайней мере, в принципе, окончательным, судебное же дело может быть передано в апелляционную инстанцию, а затем обжаловано в Верховный Суд, и до того, как по делу будет вынесено окончательное решение, может пройти очень много времени. В-третьих, арбитраж проходит за закрытыми дверями, а не в открытом судебном заседании, что при определенных обстоятельствах становится очевидным преимуществом. Рассмотрим основные проблемы правового регулирования международного коммерческого арбитража более подробно.

Международный коммерческий арбитраж - это третейский суд, постоянно действующий или специально созданный в каждом конкретном случае, основной целью которого является рассмотрение и разрешение по существу международного коммерческого спора в определенной процессуальной форме путем вынесения обязательного для спорящих сторон решения. Сущность арбитража заключается в том, что он имеет третейскую природу, т.е. формируется на основании соглашения между спорящими сторонами, при их непосредственном участии и под их контролем. В этом смысле можно утверждать, что арбитраж является институтом, полностью противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства. Международный коммерческий арбитраж создается для разрешения особой категории споров, а именно споров, носящих коммерческий характер, т.е. вытекающих из гражданско-правовых и главным образом торговых сделок, а также включающих в себя "иностранный элемент" в той или иной форме.

Суд разрешает спор, руководствуясь национальным материальным и процессуальным законодательством, нормы которого равно обязательны как для обеих сторон, так и для самого суда. Национальное процессуальное законодательство большинства государств допускает рассмотрение судами данного государства и споров с участием иностранных лиц. Суд государства обычно компетентен, рассматривать дела по искам иностранных лиц, если на территории данного государства ответчик находится или проживает, либо при наличии иных обстоятельств, предопределяющих связь спора с территорией данного государства. Однако при рассмотрении в суде дела с участием иностранных субъектов возникает ряд дополнительных обстоятельств как юридического, так и прикладного характера, которые должны быть учтены и заинтересованными лицами, и судом. Так, нормы национальных процессуальных законов различных государств зачастую содержат практически неразрешимые коллизии, касающиеся регулирования компетенции судов на рассмотрение дел с участием иностранных лиц. Возможность обращения иностранных лиц в суды государства может быть сопряжена по законам данного государства с выполнением иностранным лицом ряда дополнительных условий (например, внесением так называемого судебного залога для обеспечения покрытия возможных судебных расходов и т.д.). Разбирательство дела в суде данного государства, разумеется, ведется по процессуальным законам данного государства, имеющим свои особенности, и на государственном языке данного государства. Зачастую национальными законами устанавливается обязательное ведение дел в суде через местных профессиональных юридических представителей, но даже если такое правило в законе отсутствует, очевидно, что эффективная защита иностранным лицом своих прав в суде данного государства без привлечения местных юристов в большинстве случаев практически невозможна. Кроме того, участники международных экономических отношений зачастую стараются избегать обращения в суды иных государств, опасаясь протекционизма судов по отношению к субъектам своего государства [17. с. 67].

Эти и многие иные обстоятельства привели к возникновению и развитию в практике осуществления международных экономических связей иных форм и способов рассмотрения споров, отличных от государственного правосудия, - международного арбитража. По своей юридической природе арбитраж является разновидностью третейской формы защиты права. Третейский суд - исторически сложившаяся форма осуществления юрисдикции по гражданским делам, функционирующая в большинстве стран наряду с государственным правосудием. Основная специфика третейского разбирательства как формы юрисдикции по гражданским делам такова. Во-первых, третейский суд является негосударственным органом, не входит в систему государственных судов и в отличие от государственных судов не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой государственно-властной деятельности. Во-вторых, юридической основой компетенции третейского суда на разрешение спора является заключенное сторонами соглашение о разбирательстве спора между ними в третейском суде, которое носит название третейского договора (третейского соглашения, третейского компромисса).

В некоторых других бывших республиках СССР арбитражными судами называются государственные суды, осуществляющие правосудие в сфере хозяйственных и иных экономических отношений, статус и компетенция которых соответствуют статусу и компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь. Для терминологического обозначения в таких государствах третейских судов используют термин «коммерческий арбитражный суд» или «коммерческий арбитраж». Иногда термин «международный коммерческий арбитраж» используется также для обозначения: а) совокупности правовых и иных способов и методов урегулирования споров между участниками международных экономических отношений, которая включает в себя (кроме собственно разрешения возникшего между сторонами спора третейским судом) переговоры, а также различные примирительные и посреднические процедуры; б) процессуальной формы (процедуры) рассмотрения спора третейским судом; в) состава арбитров, рассматривающего конкретное дело; г) в некоторых иных смыслах. Арбитраж как форма разрешения споров используется также в международном публичном праве. Однако международно-правовые третейские суды (например, Постоянная Палата третейского суда в Гааге и т.д.) рассматривают споры между государствами, международными организациями и иными субъектами международного публичного права, международный же коммерческий арбитраж предназначен для рассмотрения частноправовых споров, возникающих между различными субъектами (в том числе и государствами) в области международных экономических связей. В юридической литературе обращается внимание на наличие у арбитражной процессуальной формы рассмотрения международных экономических споров определенных преимуществ по сравнению с процессуальной формой рассмотрения таких споров в государственных судах. Основными преимуществами обычно называют следующие.

1. Арбитражные суды не являются государственными органами, не входят в систему государственных судов конкретного государства, вследствие чего они свободны от национальной пристрастности и протекционизма по отношению к субъектам какого-либо государства. Действительно, деятельность большинства наиболее авторитетных арбитражных центров носит ярко выраженный наднациональный характер. В арбитражной практике повсеместно можно встретить случаи, когда спор между субъектами различных государств рассматривается арбитражным центром, расположенным на территории третьего государства, причем заседание проводится в четвертом государстве, а членами состава арбитражного суда являются граждане совсем иных государств.

2. Процессуальная форма рассмотрения спора в арбитраже менее формализована, чем в государственном суде. За сторонами признается право по взаимному соглашению определить место, время, язык разбирательства, а также урегулировать большинство иных вопросов, связанных с порядком рассмотрения дела. Арбитражный суд при рассмотрении дела обычно не связан нормами процессуального законодательства того государства, на территории которого он находится.

Арбитражные суды, как правило, специализируются на рассмотрении определенных категорий, например, споров в области международных экономических связей. Вследствие этого рассмотрение данных споров арбитражными судами осуществляется более компетентно, чем государственными судами, поскольку судьи государственных судов обычно не специализируются на рассмотрении дел в определенной области или на рассмотрении дел именно с участием иностранных лиц.

В международном коммерческом арбитраже за сторонами признается право выбора не только самого арбитражного суда, компетентного рассматривать дело, но и конкретных лиц (арбитров), которые будут его рассматривать. Арбитры к тому же не обязательно должны быть профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствующую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.), либо просто обладать авторитетом и положительной репутацией у сторон спора.

5. Рассмотрение дел в арбитражных судах осуществляется на основании принципа конфиденциальности. Доступ в арбитражное разбирательство представителей средств массовой информации, публики не допускается, в то время как рассмотрение дел в государственных судах осуществляется, как правило, публично. Конфиденциальность рассмотрения дел соответствует интересам участников международных экономических отношений, так как исключает сообщение третьим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, а также информации о наличии, существе и обстоятельствах самого спора, разглашение которой само по себе может по очевидным причинам крайне негативно сказаться на хозяйственной деятельности соответствующего субъекта.

6. Вынесенное на территории конкретного государства решение арбитражного суда, как правило, значительно проще принудительно исполнить за границей, чем решение государственного суда. Это вызвано тем, что признание и исполнение решений иностранных государственных судов, в большинстве случаев, осуществляется на основании международных договоров о правовой помощи, заключенных государством, на территории которого вынесено решение, и государством, на территории которого испрашивается исполнение решения, либо на основании принципа взаимности. У любого государства подобные договоры заключены далеко не со всеми иностранными государствами, исполнение же решения государственного суда на территории иностранного государства, с которым подобное соглашение не заключено, невозможно или существенно затруднено. Отношения по поводу признания и исполнения иностранных арбитражных решений урегулированы универсальной Нью-йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Становясь участником данной Конвенции, государство принимает на себя обязанность, по общему правилу, признавать как обязательные и приводить в принудительное исполнение на своей территории арбитражные решения, вынесенные на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений. По состоянию на март 2004 г. в данной Конвенции участвует 134 государства. Вынесенное арбитражным судом решение в большинстве случаев будет подлежать исполнению на территории всех государств - участников данной Конвенции [14. с. 110].

В юридической литературе также отмечается, что одним из достоинств арбитражного порядка рассмотрения спора является окончательность вынесенного арбитражным судом решения, т.е. невозможность его пересмотра по существу, в том числе - государственным судом. Действительно, в международных арбитражных судах не имеется апелляционных, кассационных, надзорных инстанций, международные договоры и национальные законы большинства государств устанавливают недопустимость обжалования арбитражного решения по существу и в государственный суд. Данные правила способствуют быстрому обращению вынесенного решения к исполнению, вносят стабильность и определенность в правоотношения сторон. В то же время невозможность обжалования по существу арбитражных решений имеет и очевидные отрицательные черты, так как допущенные арбитрами при вынесении решения ошибки правового или фактического характера не могут быть исправлены. В качестве одного из достоинств международного коммерческого арбитража в литературе также указывается на более короткие сроки рассмотрения дела в арбитраже по сравнению со сроками рассмотрения дела государственными судами.

Однако анализ норм процессуальных законов различных государств и регламентов различных арбитражных учреждений, судебной и арбитражной практики позволяет утверждать, что сроки рассмотрения дел в государственных и арбитражных судах в настоящее время практически сопоставимы. Так, в соответствии со ст. 137 ХПК Республики Беларусь хозяйственный суд должен рассмотреть дело с принятием решения в срок до 2 месяцев со дня поступления заявления в суд, срок же рассмотрения дела с участием иностранных лиц может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем до 12 месяцев. В соответствии со ст. 14 Регламента Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате состав арбитражного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, причем данный срок может быть продлен председателем Международного арбитражного суда без ограничения предельного срока.

Что же касается утверждений о том, что рассмотрение дела в арбитражном суде сопряжено для сторон с меньшими расходами, чем рассмотрение дела в суде государственном, вследствие, например, невзимания в арбитраже государственной пошлины, то следует согласиться с высказанными в литературе противоположными точками зрения. Расходы сторон, связанные с рассмотрением дела в арбитраже, примерно соответствуют расходам, связанным с рассмотрением дела в государственном суде, а то и превосходят их (последнее особенно справедливо в отношении расходов по рассмотрению дел в наиболее крупных и авторитетных международных арбитражных центрах).

Однако арбитражная форма рассмотрения дела имеет и определенные недостатки по сравнению с процессуальной формой рассмотрения дела в государственных судах. Во-первых, арбитражная форма в принципе не вполне приемлема для рассмотрения споров с участием более чем двух материально заинтересованных лиц (т.е. дел, осложненных участием соистцов, соответчиков, третьих лиц). В тех же случаях, когда спорные материальные правоотношения по делу носят многосубъектный характер, вынесение правильного решения без привлечения в процесс всех заинтересованных лиц практически невозможно. Во-вторых, арбитры, не являясь, в отличие от судей государственных судов, носителями судебной власти, не обладают теми публично-правовыми полномочиями, которыми обладают судьи государственных судов и использование которых зачастую необходимо для правильного разрешения дела. В частности, требование арбитражного суда о представлении необходимых по делу доказательств не обязательно ни для самих сторон спора, ни для лиц, не участвующих в деле. Арбитражный суд не может обязать к явке в заседание свидетеля, эксперта, реализовать многие иные правомочия процессуально-принудительного характера, что влечет в некоторых случаях невозможность полного и правильного установления фактических обстоятельств дела. В-третьих, заключение сторонами соглашения о рассмотрении спора в арбитражном порядке или даже вынесение по делу арбитражного решения не всегда позволяет избежать рассмотрения этого же дела в государственном суде. Сторона может уклоняться от участия в арбитраже (это в некоторых случаях может сделать невозможным и само проведение арбитражного разбирательства), вынесенное арбитражное решение может быть не признано государственным судом. Необходимость обращения в государственный суд при наличии арбитражного соглашения или арбитражного решения может быть предопределена и иными обстоятельствами [15. с. 98].

Тем не менее, указанные недостатки арбитражного способа разрешения споров не нивелируют его достоинств и эффективности. В настоящее время вследствие глобализации и интернационализации международных экономических отношений, функционирования большого числа авторитетных арбитражных центров, доступности арбитража, международно-правовой унификации юридических норм, регулирующих правоотношения в области арбитража, международный коммерческий арбитраж является крайне популярным способом разрешения споров. При этом во второй половине XX в. наметились принципиально новые тенденции в его развитии, в частности: ориентация арбитража на полную независимость от национального правопорядка в целом и, в частности, от норм процессуального законодательства того государства, на территории которого он проводится; достаточно частое обращение к коммерческому арбитражу как способу рассмотрения споров не только юридических лиц, предпринимателей, но и государств как участников частноправовых отношений; появление модернизированных форм арбитражного разбирательства и т.д. Данные тенденции в совокупности свидетельствуют о дальнейшем развитии международного коммерческого арбитража как правового института, что в свою очередь предполагает необходимость дальнейшей оптимизации правового регулирования и правоприменительной практики.

Как правовой институт коммерческий арбитраж регулируется нормами международного публичного права, международного частного права и национального (материального и процессуального) права конкретных государств. Соответственно, можно различать два уровня правового регулирования отношений в сфере международного коммерческого арбитража: а) международно-правовой и б) национально-правовой.

Международно-правовое регулирование деятельности арбитража осуществляется по следующим основным направлениям: а) унификация норм национального процессуального законодательства различных государств об арбитраже для обеспечения единообразия подходов к регулированию соответствующих отношений, в том числе - арбитражной процедуры; б) создание рекомендательных (модельных) правил арбитражной процедуры; в) создание международно-правовой юридической основы для признания и исполнения арбитражных решений на территории различных государств [11. с. 67].

Основными методами международно-правового регулирования отношений в области международного коммерческого арбитража является создание требуемого договорно-правового механизма регулирования посредством заключения государствами многосторонних и двусторонних договоров по соответствующим вопросам, а также выработка в рамках международных межправительственных организаций и неправительственных организаций, рекомендательных правил арбитражной процедуры. Первые попытки создания международного договорно-правового механизма регулирования отношений в области арбитражного разбирательства были предприняты в конце XIX в. Существующие в настоящее время международные договоры в сфере международного коммерческого арбитража, можно разделить: по области регулирования - на общие и специальные, по кругу участников - на двусторонние и многосторонние. Многосторонние договоры, в свою очередь, в зависимости от географического расположения участников, делятся на универсальные и региональные.

Республика Беларусь участвует в ряде международных договоров, регулирующих отношения в сфере международного коммерческого арбитража.

1. Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений была подписана БССР самостоятельно как членом ООН 29 декабря 1958 г. и ратифицирована 15 ноября 1960 г., в силу чего в настоящее время действует на территории Республики Беларусь без осуществления процедуры правопреемства. Данная Конвенция действительно является универсальной в полном смысле этого слова, поскольку по состоянию на март 2004 г. ее участниками являются 134 государства всех континентов с различными правовыми, политическим и экономическими системами. Конвенция закрепляет обязанность государств-участников признавать как обязательные и приводить в принудительное исполнение на своей территории арбитражные решения, вынесенные на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение, а также арбитражные решения, которые не считаются внутренними в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение. При этом государства-участники обязаны признавать и приводить в принудительное исполнение арбитражные решения, вынесенные на территории любого иного государства, а не только государства - участника Конвенции. Конвенция, кроме того, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и принудительном исполнении иностранного арбитражного решения, который не может расширяться национальными законами государств, а также запрещает устанавливать в национальных законах более обременительные условия для признания и исполнения иностранных арбитражных решений по сравнению с исполнением внутренних арбитражных решений. Кроме того, Конвенция обязывает государственные суды признавать заключенные арбитражные соглашения как обязательные и не рассматривать по существу дела, по которым такие соглашения заключены. Конвенция допускает возможность присоединения к ней с оговорками. Одну их таких оговорок при подписании и ратификации сделала БССР, приняв на себя обязанность, признавать и исполнять арбитражные решения, вынесенные лишь на территории государств - участников Конвенции, а решения, вынесенные на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, - на условиях взаимности. Таким образом, в настоящее время Нью-йоркская конвенция действует для Республики Беларусь с данной оговоркой.

Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже также была подписана в свое время БССР самостоятельно как членом ООН 21 апреля 1961 г. и ратифицирована 14 октября 1963 г., в связи, с чем также применяется в Беларуси в настоящее время без осуществления процедуры правопреемства. Данная Конвенция, которая, несмотря на название, утратила региональный характер в силу присоединения к ней неевропейских государств (Буркина-Фасо, Казахстан, Куба), регулирует вопросы формы и содержания арбитражных соглашений, последствия их заключения, выбор применимого права, возможные основания отмены арбитражного решения государственными судами, а также содержит положения и по некоторым иным вопросам. По состоянию на март 2004 г. в данной Конвенции участвует 29 государств.

Вашингтонская конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами от 18 марта 1965 г., которую подписали по состоянию на ноябрь 2003 г. 154 государства, а выполнили внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления ее в силу, - 140 из них, является специальной по предмету регулирования и имеет большое своеобразие по содержанию. Республика Беларусь подписала данную Конвенцию 10 июля 1992 г., вступила в силу для Беларуси она с 9 августа 1992 г. Данная Конвенции, действующая в настоящее время с учетом ряда дополнительных протоколов, в свое время была разработана и принята по инициативе Международного банка реконструкции и развития (ныне - Мировой банк). Ею учрежден обладающий сложной правовой природой Международный центр по разрешению инвестиционных споров, расположенный в Вашингтоне. Центр является, с одной стороны, международной межправительственной организацией, имеющей международную правосубъектность, а с другой - постоянно действующим арбитражным учреждением. Центр рассматривает споры, вытекающие только из инвестиционной деятельности (например, споры, возникающие при исполнении концессионных договоров, и т.д.) и только при определенном субъектном составе сторон. Одной стороной спора должно обязательно являться государство (или уполномоченный орган государства, указанный последним), а другой - частный инвестор (юридическое или физическое лицо) из другого государства. Условием рассмотрения Центром спора является наличие письменного соглашения сторон о рассмотрении спора данным учреждением, а также отказ государства - стороны спора от иммунитета. Правовой базой функционирования Центра является непосредственно сама Вашингтонская конвенция, правила процедуры рассмотрения дел в нем также содержатся в Конвенции и принятых самим Центром регламентах. Дела в участием Республики Беларусь или белорусского инвестора до настоящего времени в практике Центра не встречались.

Условия о рассмотрении в соответствии с Вашингтонской конвенцией споров между Республикой Беларусь и инвесторами - юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также между иностранными государствами и белорусскими инвесторами включены во многие двусторонние договоры Республики Беларусь о содействии и защите инвестиций. Существует также ряд региональных договоров, регулирующих отношения в области международного коммерческого арбитража, в которых Республика Беларусь не участвует. Это -- Московская конвенция о рассмотрении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений международного экономического и научно-технического сотрудничества, подписанная 26 мая 1972 г. Арабская конвенция о коммерческом арбитраже 1987 г.; Межамериканская (Панамская) Конвенция о международном коммерческом арбитраже, подписанная 30 января 1975 г.

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществление хозяйственной деятельности, подписанное в г. Киеве 20 марта 1992 г., участниками которого являются государства СНГ, содержит указание на право субъектов одного государства-участника беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы иных государств-участников, к компетенции которых относится разрешение дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, однако, специально отношения в области международного коммерческого арбитража не регулирует. Аналогично не распространяется на отношения в данной области Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, совершенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. Нормы, касающиеся международного коммерческого арбитража, могут также включаться в двусторонние международные договоры, регулирующие торговые, инвестиционные, транспортные или иные экономические правоотношения. Применение же к коммерческому арбитражу положений заключенных Республикой Беларусь с некоторыми государствами (Литвой, Латвией, Китаем и т.д.) двусторонних договоров о правовой помощи исходя из содержания данных договоров автору представляется невозможным. Существенное значение для коммерческого арбитража имеют также не являющиеся в строго юридическом смысле источниками права документы факультативного характера, которые, хотя и не имеют обязательной силы, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на законотворчество различных государств в данной области, на договорную практику участников международных экономических отношений и на арбитражную практику [27. с. 123].

Принятый Комиссией ООН по праву международной торговли 21 июня 1985 г. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже не является ни международным договором, ни каким-либо иным источником права. Значение Типового закона определено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. № 40/72, в которой всем государствам рекомендовано «должным образом принимать во внимание» Типовой закон с целью обеспечения «желательности единообразия закона о процедурах арбитража и конкретные потребности практики международного торгового арбитража». Таким образом, Типовой закон является модельным документом, на основании которого национальные законодательные органы вправе принимать национальные законы об арбитраже вплоть до прямого заимствования полного текста Типового закона. Очевидно, что унификация и гармонизация национального законодательства различных государств, регулирующего отношения в сфере международного коммерческого арбитража, существенно способствует развитию международных экономических отношений, поскольку субъекты таких отношений при этом могут быть уверены, что если возникающий спор будет подлежать рассмотрению в государстве, национальное законодательство об арбитраже которого принято на основании Типового закона, то соответствующие нормативные правила данного государства не будут чрезмерно своеобразными. В настоящее время национальные законы об арбитраже, разработанные на основе Типового закона, приняты более чем в 30 государствах (Австралия, Болгария, Венгрия, Германия, Египет, Зимбабве, Индия, Иран, Ирландия, Канада, Кипр, Корея, Мадагаскар, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Российская Федерация, Тунис, Украина, ФРГ, Хорватия, Шри-Ланка, Эстония и т.д.), некоторых штатах США (Калифорния, Коннектикут, Орегон, Техас). В других государствах (например, в Великобритании) при разработке национальных законов об арбитраже положения Типового закона заимствованы в меньшей степени, однако в должной мере учтены.

В рамках ООН приняты также различные арбитражные регламенты, применение которых носит субсидиарный характер, т.е. они подлежат применению к процедуре арбитража между сторонами только в том случае, если стороны об этом прямо договорились, сославшись, например, на данный регламент в контракте. Как правило, такие регламенты рассчитаны на регулирование арбитражной процедуры ай-Нос. Наиболее известным таким регламентом является Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1975 г., при разработке которого была сделана попытка учесть существовавший на тот момент опыт функционирования крупнейших арбитражных учреждений и урегулировать арбитражную процедуру таким образом, чтобы она была приемлема для субъектов из государств, принадлежащих к различным правовым, экономическим и политическим системам. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ в настоящее время крайне популярен в международной договорной практике независимо от национальной принадлежности субъектов договорных отношений. В договоры, заключаемые белорусскими юридическими лицами и предпринимателям со своими иностранными контрагентами, также достаточно часто включаются условия о рассмотрении вытекающих из договоров споров в соответствии с данным Регламентом.

По аналогичным правилам, как и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, применяются также Арбитражный Регламент Европейской Экономической Комиссии ООН 1966 г. и Правила международного коммерческого арбитража Экономической Комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1976 г. Для оказания практической помощи арбитрам и сторонам арбитражного разбирательства ЮНСИТРАЛ в 1982 г. были приняты носящие рекомендательно-вспомогательный характер Рекомендации арбитражным учреждениям и другим заинтересованным организациям по проведению арбитражей в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, а в 1996 г. - Комментарии ЮНСИТРАЛ по организации арбитражного разбирательства, которые содержат примерный перечень и характеристику обстоятельств, которые следует учитывать при подготовке и проведении арбитражного разбирательства. Национально-правовое регулирование отношений в сфере международного коммерческого арбитража осуществляется различными способами. В одних государствах данные отношения регулируются в общих процессуальных законах, обычно - гражданских процессуальных кодексах. В других государствах приняты самостоятельные законы о международном коммерческом арбитраже.

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 279-3 «О международном арбитражном (третейском) суде», в ред. Закона от 27 декабря 1997 г. № 344-3, вступил в силу с 24 сентября 1999 г. - через 2 месяца после опубликования. До вступления в силу Закона отношения в области международного коммерческого арбитража на территории Республики Беларусь регулировались постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 89 «О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате» и некоторыми иными нормативным актами. Закон разработан на основе Типового закона, состоит из 10 глав и 47 статей, регулирует принципы деятельности международного арбитражного суда, форму, содержание арбитражных соглашении и последствия их заключения, порядок арбитражного разбирательства и иные отношения в сфере международного коммерческого арбитража. Тем не менее, Закон содержит и некоторые отличия от Типового закона. Во-первых, в Законе местами несколько уточнены терминология и подходы к регулированию тех или иных институтов (например, несколько по-иному, чем в Типовом законе, определен момент начала производства по делу в арбитражном суде и т.д.)3. Во-вторых, в Закон включены нормы о статусе и порядке создания постоянно действующего международного арбитражного суда (гл. 2), которые отсутствуют в Типовом законе, а также норма о принципах деятельности международного арбитражного суда (ст. 3 Закона). В-третьих, в отличие от Типового закона, в отечественный Закон во избежание ненужного дублирования не включены нормы об основаниях к отказу в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, т.к. подобные нормы содержатся в других законодательных актах Республики Беларусь. Между отечественным Законом и Типовым законом имеются и некоторые иные отличия. Отношения в области международного коммерческого арбитража регулируются и иными законодательными актами Республики Беларусь, в частности, ХПК и ГПК, которые: а) содержат нормы, регулирующие порядок признания и принудительного исполнения на территории Республики Беларусь иностранных арбитражных решений и устанавливающие основания для отказа в их признании и принудительном исполнении; б) регулируют исполнительное производство, в том числе - исполнение решений международных арбитражных судов; в) определяют, какие процессуальные действия должен совершить хозяйственный или общий суд, если в него поступает иск по спору, по которому имеется вынесенное решение арбитражного суда, или в отношении которого сторонами заключено арбитражное соглашение; г) содержат некоторые иные нормы, имеющие в определенных случаях значение для арбитражного разбирательства. В соответствии со ст. 5 Закона источниками правового регулирования деятельности международного арбитражного суда, кроме актов национального законодательства и международных договоров Республики Беларусь, являются также арбитражные регламенты - своды правил, регулирующих организацию постоянно действующего арбитражного суда и процесс разрешения споров в нем. Нормотворчество в сфере международного коммерческого арбитража обладает определенными содержательными особенностями. Многие нормы международного и национального права, регулирующие отношения в данной области, были сформулированы в современном виде и включены в международные договоры и национальные законы под влиянием подходов к разрешению тех или иных казуистических вопросов, первоначально выработанных в правоприменительной практике. Так, правила «компетенции» арбитража, «автономности» арбитражного соглашения от договора, к которому оно относится, и многие другие правила вначале, не будучи закрепленными, в позитивном законодательстве, нашли свое выражение на уровне решений арбитражных учреждений и судов разных государств по конкретным делам. В дальнейшем правильность соответствующих подходов, выработанных в практике, была надлежащим образом теоретически обоснована в правовой доктрине, и лишь затем соответствующие правила в виде юридических норм были закреплены в международных договорах, международных модельных документах и национальных законах государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты