Рефераты

Стадии исполнительного производства

p align="left">б) со стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;

в) с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;

(подпункты «г» и «д» исключены).

е) с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;

ж) с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

з) с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

и) с доходов от передачи в аренду имущества;

к) с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т. д.); См.: там же, с. 208-209.

л) с сумм материальной помощи, кроме материальной помощи, оказываемой гражданам в связи со стихийным бедствием, с пожаром, хищением имущества, увечьем, а также с рождением ребенка, с регистрацией брака, со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников.

В силу п. 3 вышеупомянутого Перечня удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе:

а) с военнослужащих -- с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;

б) с сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции, а также работников таможенной системы - с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер;

в) с военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел -- с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел.

Как следует из п. 4 указанного Перечня взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 209..

В силу п. 6 ст. 30 и п. 7 ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, от 17.07.99. № 175-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ) все виды удержаний с пособий по безработице, а также стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Вопросы удержания в данном случае подробно регламентированы Указанием Федеральной службы занятости России от 30.03.1993 г. № П-7-10-307 «О порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания органам государственной службы занятости». Данным нормативно-правовым актом, в частности, предусмотрено следующее. Основаниями к удержанию и переводу алиментов с пособий по безработице (стипендий) являются: исполнительные листы (в случае их утраты - дубликаты); письменные заявления граждан о добровольной уплате алиментов; отметки (записи) органов внутренних дел в паспортах о том, что в соответствии с решениями судов эти лица обязаны к уплате алиментов, и сообщения органов внутренних дел о наличии таких отметок (записей) в паспортах См.: там же, с. 210..

Полученные районными, городскими центрами занятости исполнительные документы для взыскания алиментов регистрируются в канцелярии центра занятости и не позднее следующего дня после их поступления передаются в бухгалтерию центра занятости под расписку ответственному лицу, назначаемому приказом директора центра занятости. Бухгалтерия центра занятости регистрирует исполнительные документы в специальном журнале (карточке) и хранит их наравне с другими финансово-бухгалтерскими документами первичного бухгалтерского учета. Бухгалтерия центра занятости извещает взыскателя и судебного пристава-исполнителя о поступлении исполнительного листа (путем направления заполненного обратного уведомления) и о принятии к исполнению отметки (записи) в паспорте лица об обязанности уплаты алиментов, сообщения органа внутренних дел о ее наличии в паспорте и заявления о добровольной их уплате.

В письменном заявлении лица, изъявившего желание добровольно платить алименты, должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и адрес заявителя; фамилия, имя, отчество и адрес лица, которому следует выплачивать или переводить алименты; фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения детей или других лиц, на содержание которых следует удерживать алименты; размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме или в размере: на одного ребенка -- одной четверти, на двух детей -- одной трети, на трех и более детей -- половины пособия по безработице, стипендии, получаемой во время профессиональной подготовки, переподготовки по направлению службы занятости; размер алиментов на содержание нуждающихся в материальной помощи родителей, супругов, других лиц -- в твердой денежной сумме; дата, с которой следует производить удержания. При несоблюдении этих требований заявления к исполнению не принимаются.

Безработные, а также получающие стипендию из Фонда социального страхования, изъявившие желание добровольно платить алименты, вправе в любое время увеличить размер или прекратить выплату алиментов, подав об этом письменное заявление, которое хранится в бухгалтерии центра занятости. Если безработный, с которого удерживаются алименты по его заявлению, трудоустроен, удержание алиментов прекращается, а исполнительный документ направляется по месту работы для производства удержаний из заработка.

Удержание алиментов производится: с общей суммы пособия по безработице (включая все виды доплат к пособию по безработице) за вычетом подоходного налога; с пособий по временной нетрудоспособности безработного за вычетом подоходного налога; со стипендий (включая все виды доплат к стипендии), выплачиваемых в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан по направлению центра занятости Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 210-211..

В то же время, удержание алиментов не производится: с сумм, выплачиваемых безработному для переезда по направлению центра занятости в другую местность, и с материальной помощи.

По общему правилу удержание алиментов производится по месту начисления пособия по безработице (стипендии). Удержание алиментов производится в размерах, указанных в исполнительном листе или отметке (записи) органа внутренних дел в паспорте безработного, либо сообщении органа внутренних дел о таковой, а при задолженности -- согласно расчету и предписанию судебного пристава-исполнителя Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 211-212..

Удержание алиментов на основании заявления, поданного с соблюдением требований настоящего Указания, может производиться и в случаях, если общая сумма, подлежащая удержанию на основании заявления и имеющихся либо позже поступивших исполнительных документов, превышает 50 % пособия по безработице (стипендии), а также, если с безработного или обучающегося по направлению службы занятости взыскиваются по решению суда или постановлению судьи алименты на детей от другой матери, нетрудоспособных родителей, супруга и других родственников.

Удержанные по алиментным платежам суммы не позднее чем в трехдневный срок со дня начисления пособия по безработице (стипендии) переводятся взыскателю по почте бухгалтерией центра занятости. При переводе взыскателям сумм алиментных платежей по почте бухгалтерия центра занятости обязана на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «ля письменного сообщения» указать сумму пособия по безработице (стипендии), за какой месяц взысканы алименты, фактическое количество дней безработицы в данном месяце, сумму подоходного налога, процент и сумму алиментных удержаний, в том числе в счет погашения задолженности, сумму оставшейся задолженности. Оплата перевода по почте взысканных сумм производится за счет взыскателей.

Взысканные по алиментным платежам суммы могут быть перечислены на счета взыскателей по вкладам в учреждения банков по месту жительства взыскателя на основании его письменного заявления, поданного в бухгалтерию центра занятости. Если адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, удержанные суммы перечисляются на депозитный счет районного, городского (районного в городе) суда по месту нахождения центра занятости.

По требованию безработных (обучающихся по направлению службы занятости), с пособий по безработице (стипендии) которых производились удержания алиментов, бухгалтерия центра занятости обязана выдать справку об удержанных с них суммах.

Правильность и своевременность производимых удержаний алиментов и пересылка удержанных сумм проверяется бухгалтерами областных центров при документальных ревизиях, а также в соответствии с законодательством судебными приставами-исполнителями или по их поручению народными заседателями. По требованию уполномоченных лиц бухгалтерия обязана предъявлять для проверки все документы, связанные с удержанием алиментов См.: там же, с. 212-213..

В Указании прямо предусмотрено, что должностные лица центра занятости не могут приостанавливать, прекращать или изменять размер взыскания алиментов без указания судебных приставов-исполнителей, а в соответствующих случаях -- без письменного заявления взыскателей. В случае затруднений, возникающих при исполнении решений, руководители центра занятости вправе обратиться за разъяснениями в суд по месту нахождения центра занятости.

Центры занятости обязаны по требованию судебного пристава-исполнителя и в назначенный им срок дать отзыв о том, состоит ли у них должник на учете и каков размер его пособия по безработице (стипендии) в месяц. В таком же порядке судебному приставу-исполнителю представляются сведения о причитающихся безработному (обучающемуся по направлению службы занятости) иных выплатах, с которых удерживаются алименты.

При снятии безработного с учета бухгалтерия центра занятости производит на исполнительном листе отметки обо всех удержаниях алиментов, о сумме оставшейся задолженности, заверяет их печатью центра занятости, а также указывает сведения о месте работы или жительства, если они известны. Исполнительный лист в трехдневный срок направляется ценной или заказной корреспонденцией по месту работы, а если оно неизвестно, то в соответствующий отдел Службы судебных приставов по месту жительства должника. При отсутствии указанных сведений исполнительный лист направляется в суд по месту нахождения центра занятости. О движении исполнительного листа в каждом случае письменно извещается взыскатель алиментов Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 213..

При достижении ребенком совершеннолетия и при отсутствии задолженности по алиментам исполнительный лист возвращается в суд, вынесший решение. При наличии задолженности у безработного исполнительный лист остается в центре занятости до ее погашения.

При исполнении решений о взыскании алиментов следует учитывать, что алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями, а выплаченные суммы алиментов не могут быть истребованы обратно, за исключением случаев: отмены решения суда о взыскании алиментов в связи с сообщением получателем алиментов ложных сведений или в связи с представлением им подложных документов; признания соглашения об уплате алиментов недействительным вследствие заключения его под влиянием обмана, угроз или насилия со стороны получателя алиментов; установления приговором суда факта подделки решения суда, соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа, на основании которых уплачивались алименты. Если указанные выше действия совершены представителем несовершеннолетнего ребенка или совершеннолетнего недееспособного получателя алиментов, обратное взыскание алиментов не производится, а суммы выплаченных алиментов взыскиваются с виновного представителя по иску лица, обязанного уплачивать алименты См.: там же, с. 214..

В ряде случаев алименты подлежат индексации. На основании статьи 117 СК РФ индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.

При наличии определенных условий суд может изменить установленный им размер алиментов и освободить от их уплаты Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 215..

Так, если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон. Суд вправе отказать во взыскании алиментов совершеннолетнему дееспособному лицу, если установлено, что оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление или в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье (ст. 119 СК РФ) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995, № 223-ФЗ, «Российская газета», № 17, 27.01.1996..

Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается: по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия; при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты; при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов; при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга -- получателя алиментов в новый брак; смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 120 СК РФ) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995, № 223-ФЗ, «Российская газета», № 17, 27.01.1996..

Следует иметь в виду, что за уклонение от уплаты алиментов предусмотрена уголовная ответственность.

Так, в соответствии со ст. 157 УК РФ злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996, № 63-ФЗ, «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996. .

В практике служб судебных приставов нередки случаи, когда материалы такого рода не направляются в органы внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Это связано с новым порядком сбора материалов для привлечения злостных неплательщиков алиментов к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. В начале судебный пристав-исполнитель привлекает неплательщика алиментов по ст. 5.35 КоАП к административной ответственности. Комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения соответствующего отдела Службы судебных приставов принимает это представление и направляет его в ОВД для рассмотрения по существу. Соответственно, из этого следует две возможности - привлечение к административной ответственности, либо отказ в привлечении.

После вышеуказанных действий судебный пристав-исполнитель несколько раз (достаточно трех) предупреждает должника о том, что он обязан к уплате алиментов и уведомляет его о том, что злостное уклонение от уплаты алиментов влечет привлечение должника к уголовной ответственности.

Если административные меры не помогли и должник не собирается выплачивать алименты и погашать существующий долг, судебный пристав направляет представление о том, что должник алименты в добровольном порядке не платит, существующий долг не погашает, ранее привлекался к административной ответственности, несколько раз был предупрежден об уголовной ответственности за неуплату алиментов. К представлению прикладывается копия исполнительного документа, копия представления по ст. 5.35 КоАП, копии предупреждений, копия акта о невозможности взыскания, где отражено то, что имущества по месту жительства должника, на которое может быть наложен арест, не обнаружено. Данный материал направляет в отдел внутренних дел по месту нахождения соответствующего отдела Службы судебных приставов.

Однако чтобы привлечь должника к уголовной ответственности, недостаточно направления представления. Из ОВД очень часто материалы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности возвращаются. Мотивы различны: не работает не потому, что не хочет работать, а просто не может найти подходящее место или не может найти работу по специальности. На основании вышеуказанных мотивов в возбуждении уголовных дел по ст. 157 УК РФ отказывают. Почти в 100 % случаев.

За последние четыре года в отделе было два случая осуждения неплательщиков алиментов. Один должник за большой долг по неуплате алиментов был осужден к отбыванию наказания в исправительной колонии, другому были назначены исправительные работы Такая практика создалась в Омском отделе УФССП по Омской области за период с 2002-2006 гг..

Также у судебного пристава-исполнителя существует еще один рычаг воздействия не только должников, но и на третьих лиц. При исполнении решений суда судебный пристав-исполнитель может потребовать предоставить какую-либо информацию, доступ в помещение для осмотра и составления акта описи и ареста, а также чего-либо другого. Так вот, за неисполнение выставленного требования должник может быть оштрафован по ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве» за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве. Штраф может быть наложен в сумме до 100 МРОТ. В некоторых случаях лицо может быть подвергнуто принудительному приводу. На практике суммы штрафа колеблются от 1 до 5 МРОТ Такая практика создалась в Омском отделе УФССП по Омской области за период с 2002-2006 гг..

Статьей 71 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что порядок взыскания алиментов с должника при выезде его в иностранное государство на постоянное жительство определяется Семейным кодексом Российской Федерации. В таком же порядке взыскиваются алименты с должника при выезде его в иностранное государство на работу или для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Корреспондирующие нормы содержатся в ст. 118 Семейного Кодекса лицо, выезжающее на постоянное жительство в иностранное государство, вправе заключить с членами семьи, которым оно по закону обязано предоставлять содержание, соглашение об уплате алиментов в соответствии со статьями 99, 100, 103 и 104 Семейного Кодекса. При не достижении соглашения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с требованием об определении размера алиментов в твердой денежной сумме и о единовременной выплате алиментов, или о предоставлении определенного имущества в счет алиментов, или об уплате алиментов иным способом.

Заканчивая рассмотрение вопросов обращения взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника уточним, что в силу ст. 72 Закона порядок исполнения наказания в виде штрафа и порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее -- УИК) осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного, указанное в части первой статьи 63 Уголовно-исполнительного кодекса, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 216..

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в установленный частью первой статьи 31 Уголовно-исполнительного кодекса срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа, судебный исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с частью пятой статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997, № 1-ФЗ. «Российская газета», № 9, 16.01.1997..

2.4. Отложение исполнительных действий

Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного производства, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Во-первых, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или на основании определения судьи. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя последний вправе сам решить, возможно, ли в данном случае отложение исполнительных действий. На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или же, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через определенное время. В определенном смысле это схоже с отсрочкой исполнения.

Определение судьи также может быть вызвано различными обстоятельствами, например, при пересмотре судебного решения в надзорной инстанции встал вопрос о повороте прежнего судебного решения Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 104..

Пункт 1 статьи 19 Закона говорит о том, что судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия. Однако в данном случае речь идет не о правомочии пристава-исполнителя принять позитивное или негативное решение, а о его полномочиях на отложение исполнения. Волю взыскателя, также как и определение судьи, он обязан исполнить в любом случае Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Во-вторых, пунктом 2 статьи 19 Закона предусмотрено, что при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе.

Здесь мы имеем ситуацию, схожую с решением об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения, однако такого рода решение принимает уже не суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, а непосредственно судебный пристав-исполнитель.

Судебный пристав-исполнитель вправе принять такое решение по собственной инициативе. Об обстоятельствах, препятствующих совершению исполнительных действий, отмечалось ранее, теперь же отметим лишь два момента.

Прежде всего, не направляя просьбу об отсрочке исполнения в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель, как правило, полагает, что обстоятельства, препятствующие исполнению, могут исчезнуть достаточно быстро, то есть это кратковременные обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий. При этом, на практике судебный пристав-исполнитель нередко одновременно использует обе нормы: вынося постановление об отложении исполнительных действий он одновременно обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также изменении способа и порядка их исполнения, предполагая, что суд в течение 10-дневного срока отложения рассмотрит заявление судебного пристава-исполнителя.

Далее, «отложение исполнительных действий» и «отсрочка исполнения» -- схожие, но не тождественные понятия, причем первое -- более широкое. Представляется, что в случае отложения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия, а при отсрочке исполнения судебный пристав-исполнитель может, например, исследовать и уточнять имущественное положение должника (направлять запросы в органы регистрации недвижимости и т.п.) Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 104-105..

Пунктом 3 ст. 19 Закона судебному приставу-исполнителю прямо предписано в случае отложения исполнительных действий выносить соответствующее постановление. О принятом решении уведомляются стороны исполнительного производства, а также суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Законом предусмотрена возможность обжалования решения об отложении исполнительных действий и срок его обжалования: в соответствии с п. 4 ст. 19 Закона постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд, то есть в суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, в 10-дневный срок Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

2.5. Приостановление исполнительного производства

Приостановление исполнительного производства также является факультативной стадией исполнительного процесса, находящей, тем не менее, широкое применение на практике Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 105..

Смысл приостановления исполнительного производства состоит в том, что в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997.

Законом определены обязательные и возможные случаи приостановления исполнительного производства. К числу обязательных относится приостановление исполнительного производства в следующих предусмотренных ст. 20 Федерального закона «Об исполнительном производстве» случаях:

1) В случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

2) В случае утраты должником дееспособности.

3) В случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

В отличие от двух предыдущих и ряда последующих случаев указанная норма защищает не только права и интересы должника (на что, большей частью и направлена реализация института приостановления исполнительного производства), но и интерес взыскателя, если он по тем или иным причинам не может непосредственно принять исполнение. Как в отношении должника, так и в отношении взыскателя приостановление исполнительных действий обязательно, однако в последнем случае приостановление может быть произведено только по просьбе взыскателя Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 106..

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 106-107..

Законодательство не содержит определения понятия «боевые действия», однако из смысла п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об обороне» следует, что боевые действия -- это действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны2. Подпункт «а» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» разграничивает понятия участия в боевых действиях и выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

Учитывая отсутствие легитимного определения «боевых действий» представляется разумным широкое толкование данного термина для целей исполнительного производства, что позволит защитить права и охраняемые законом интересы должника и взыскателя, не только участвующих в боевых действиях, но и выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, тем более, что расширительное толкование понятия «боевые действия» содержится в подзаконных актах.

В случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом.

В случае подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае вынесения постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) В случае предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание См.: там же, с. 107-108..

В юридической науке и практике сложилось определенное мнение, что споры об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в тех случаях, когда нарушены права третьих лиц, относятся к сфере применения исков, связанных с устранением препятствий в распоряжении (иногда пользовании) имуществом -- негаторных исков по правилам ст. 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Напротив, иски об освобождении имущества от ареста, которые подают собственники (обладатели иных вещных прав), лишенные права реально владеть этим имуществом, следует квалифицировать как виндикационные: они могут быть заявлены по правилам ст. 301 и 305 ГК РФ Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, ч. 1. Под ред. О.Н. Садикова. М, 2004, с. 326-327..

Возможность подачи негаторного иска прямо предусмотрена и статьей 92 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в которой прямо указано, что в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

К числу факультативных (возможных) случаев приостановления исполнительного производства относятся случаи, указанные в ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В этих случаях производство может быть приостановлено, но обязанности приостановления нет.

Так, исполнительное производство может быть приостановлено:

1) В случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом.

Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа. Вместе с тем, представляется ошибочным включение в число фактических обстоятельств, при наличии которых приостановление исполнительного производства лишь возможно. Правильнее было бы признать обязательность приостановления в данном случае. Действительно, судебный пристав-исполнитель не зная как правильно исполнить требования исполнительного документа и обратившись для этого за разъяснением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, просто не может до решения судом вопроса по существу совершать юридически безупречные исполнительные действия, так как всегда существует потенциальная возможность того, что суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, разъяснит его иначе, чем это понимает пристав-исполнитель.

2) В случае просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Указанная норма схожа с нормой, предусмотренной п. 3 ст. 20 Закона, где указано, что исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях. Вся разница, таким образом, в участии или неучастии должника именно в боевых действиях. Видимо, законодатель посчитал, что участие в боевых действиях однозначно исключает для должника возможность исполнения и не позволяет произвести исполнение судебному приставу-исполнителю.

Кроме того, такого рода права для взыскателя в данном случае не предусмотрено, что ставит стороны в неравное положение, так как взыскатель может проходить службу и не иметь возможности принять исполнение от должника Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 109-110..

3) В случае нахождения должника в длительной служебной командировке Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

В законодательстве понятие «длительная командировка» не определено. Думается, что в данном случае и нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное, поэтому под «длительными командировками» следует иметь «те служебные командировки, которые носят длительный характер. При выезде в командировку на небольшой срок, когда возвращение стороны заранее определено, рассмотрение дела откладывается с указанием конкретного дня судебного заседания с таким расчетом, чтобы лицо, находящееся вне места рассмотрения дела, было надлежащим образом извещено и имело реальную возможность после возвращения из командировки принять участие в судебном заседании». С точки зрения исполнительного производства показателен не временной или какой-либо другой фактор, а сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 110..

4) В случае нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении.

5) В случае подачи жалобы на действия судебного пристава- исполнителя или отказ в его отводе Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997.. Такая норма представляется разумной. Правда, при подготовке проекта Закона были предложения о том, что в данном случае приостановление необходимо сделать обязательным. Между тем, такая позиция привела бы к фактическому уклонению должников от исполнения требований исполнительных документов путем «перманентного» оспаривания действий судебных приставов-исполнителей и требования их отвода Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 110-111..

В случае розыска должника, его имущества или розыска ребенка.

В случае нахождения должника либо взыскателя в отпуске за
пределами места совершения исполнительных действий. Указанная
норма целесообразна, однако в понятие «отпуска» нельзя вкладывать
смысл только лишь трудового права. Иначе, в противном случае, как
быть с предпринимателями, лицами, выполняющими работу без заключения трудового договора и т. д.

Думается, что эту норму следует толковать расширительно. С другой стороны, предприниматель может, например, изменить место деятельности и фактического проживания без изменения места жительства, что не позволит передать исполнительный документ в другую службу судебных приставов и решение фактически не будет исполнено. Таким образом, следует распространять правило об отпуске и на других трудоспособных занятых или самозанятых лиц, однако к определению временных рамок следует также подходить, пользуясь критериями трудового права - 1 -2 месяца в году Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 111..

Законом предусмотрены сроки приостановления исполнительного производства.

Так, в соответствии п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается в случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, недееспособным, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - до определения его правопреемников, передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства, или назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу;

2) прохождения взыскателем или должником военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, нахождения в длительной служебной командировке, стационарном лечебном учреждении или розыска должника, его имущества или розыска отобранного у него ребенка -- до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения либо завершения розыска должника, его имущества или завершения розыска отобранного у него ребенка;

оспаривания исполнительных действий, а также исполнительного документа либо судебного акта или акта другого органа, на основании которого он выдан, -- до окончательного рассмотрения вопроса по существу (то есть до вступления решения в законную силу);

жалобы на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя -- до рассмотрения жалобы судом, а в иных случаях -- до прекращения обстоятельств, послуживших основанием приостановления исполнительного производства Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Согласно п.2 ст. 22 Закона после устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава - исполнителя. Вместе с тем, представляется, что обязанность своевременного обращения в суд с заявлением о возобновлении исполнительного производства должна лежать на судебном приставе-исполнителе, как должностном лице органа принудительного исполнения, ответственном за своевременное и полное исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем, в заявлении взыскателя не должно быть необходимости.

В п. 3 ст. 22 Закона предусмотрено, что установленные настоящей статьей сроки приостановления исполнительного производства могут быть сокращены судом, однако, такая формулировка некорректна в отношении сроков приостановления исполнительного производства в случаях обязательного его приостановления. Действительно, как быть, например, в случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации? Пунктом 3 статьи 20 Закона должнику в таком случае гарантировано приостановление исполнительного производства, так как, находясь в рядах Вооруженных Сил и участвуя в боевых действиях фактически не может исполнить требования исполнительного документа.

В п.п. 2 п. 1 ст. 22 Закона должнику гарантируется приостановление исполнительного производства до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, сокращение срока приостановления явно приведет (как и в случаях с нахождением должника в длительной командировке, на стационарном лечении и т. п.) к нарушению его прав, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Более правильным будет сокращение срока приостановления исполнительного производства лишь в случаях его факультативного приостановления Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Как уже отмечалось, рассмотрение вопросов о приостановлении исполнительного производства относится к компетенции судебных органов. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 113..

Решение о приостановлении суд доводит до заинтересованных лиц судебный пристав-исполнитель. Он, как это предусмотрено п. 3 ст. 24 Закона, в трехдневный срок сообщает об этом сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Определение о приостановлении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и порядке, которые предусмотрены ГПК РФ и АПК РФ (п. 4 ст. 24 Закона).

Глава 3. Окончание исполнительного производства

3.1. Прекращение исполнительного производства

Прекращение исполнительного производства означает прекращение каких-либо мер (в том числе исполнительных действий), направленных как на добровольное, так и на принудительное взыскание, что прямо предусмотрено п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: «по прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются». В силу п.п. 6 п. 1 ст. 27 Закона прекращение исполнительного производства является одним из оснований для его окончания Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 113..

Статья 23 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований прекращения исполнительного производства, к которым относятся:

принятие судом отказа взыскателя от взыскания;

утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

смерть взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявление его умершим, признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования
или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;

4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;

истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;

отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;

отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 24 Закона).

После принятия решения о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ (п. 3 ст. 24 Закона) Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Так же как и определение о приостановлении, определение о прекращении исполнительного производства может быть обжаловано в сроки и порядке, которые предусмотрены ГПК РФ и АПК РФ, о чем уже говорилось ранее.

После вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению. Указанное определение и исполнительный документ, в котором судебный пристав-исполнитель должен произвести соответствующие отметки, возвращаются в суд или другой орган, выдавший этот документ Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 115..

В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику (п. 4 ст. 81 Закона) Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

При прекращении исполнительного производства из-за безосновательного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю, и возвращения исполнительного документа взыскателю, если он своими действиями (бездействием) препятствовал исполнению исполнительного документа, взыскателю возвращается часть авансового взноса, превышающая расходы по совершению исполнительных действий (п. 3 ст. 83 Закона). В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены постановления, на основании которого был выдан исполнительный документ, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета (п. 2 ст. 84 Закона).

Таковы основные последствия прекращения исполнительного производства Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 115..

3.2. Окончание исполнительного производства

Окончание исполнительного производства является обязательной стадией исполнительного процесса. Любое исполнительное производство в предусмотренных законом случаях должно быть окончено. Окончание исполнительного производства -- естественное завершение исполнительного процесса См.: там же, с. 115..

Окончание недопустимо смешивать с прекращением исполнительного производства: это близкие, хотя и не тождественные понятия. Прекращение связано лишь с прекращением исполнительных действий, а окончание -- это окончание всего исполнительного процесса. Прекращение наступает по материальным основаниям, а окончание -- по процессуальным; последствия различаются также: в первом случае они материальные (см., например, статью 25 Закона), во втором -- процессуальные. Прекращение является лишь одним из оснований окончания исполнительного производства (п.п. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), прекращения производства может и не быть, но оно оканчивается по другим основаниям Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 116..

Прекращение или приостановление исполнительного производства относится к компетенции суда, при этом суд рассматривает вопрос по существу: все ли меры к осуществлению принудительного взыскания предприняты судебным приставом-исполнителем. Вопрос об окончании производства решает судебный пристав-исполнитель самостоятельно. При этом он не рассматривает вопроса по существу, а принимает процессуальное решение при наличии определенных процессуальных обстоятельств.

Пункт 1 статьи 27 Закона предусматривает, что исполнительное производство оканчивается:

В случае фактического исполнения исполнительного документа.
Это самое желаемое основание для окончания производства. Документ
исполнен и с отметкой судебного пристава-исполнителя об исполнении
возвращается в суд или иной выдавший его орган.

В случае возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя. Это может быть вызвано различного рода обстоятельствами: рассмотрением вопроса в суде, который может повлечь поворот исполнения решения, признания решения о взыскании, принятого контролирующим органом неправомерным и т. п. Отдельно оговаривается, что это возможно по заявлению взыскателя, что еще раз подчеркивает диспозитивный характер исполнительного производства в современных российских условиях, так как позволяет взыскателю самому решать, необходимо ли ему принудительное исполнение государственными органами или нет.

3) В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в статье 26 Закона. В п. 1 ст. 26 Федерального закона
«Об исполнительном производстве» предусмотрены исчерпывающие
основания для возвращения исполнительного документа.

4) В случае направления исполнительного документа в организацию
для единовременного или периодического удержания из заработка (до
хода) должника Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997.. На практике это связано, как правило, с удержанием
алиментных платежей из заработной платы, однако случаи направления исполнительного документа не ограничиваются указанными.

В соответствии с п. 115 применявшейся ранее Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной приказом Минюста СССР от 15.11.1985 г. № 22 , судебный исполнитель обязан был периодически, не реже одного раза в квартал, лично или с помощью народных заседателей проверять непосредственно на месте в учреждениях, предприятиях, совхозах, колхозах и других организациях правильность и своевременность производимых удержаний из заработной платы и других видов доходов должника и пересылки удержанных сумм взыскателю. О проведенной проверке судебным исполнителем составлялся акт.

Данная Инструкция перестала применяться в соответствии с п. 1 Приказа Министра юстиции Российской Федерации от 20 декабря 1999 года № 364, однако определенное время она действовала наряду с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» как не противоречащий данному Закону акт. При этом требования п. 115 инструкции нередко игнорировались судебными приставами-исполнителями Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 117..

В настоящий момент вышеуказанная инструкция не применяется, однако проверка правильности и своевременности удержаний по исполнительным документам, направленных судебным приставом-исполнителем по месту работы должника приветствуется, а по взысканию алиментов даже обязательна Такая практика сложилась в Омском отделе УФССП по Омской области..

5) В случае направления исполнительного документа из одной
службы судебных приставов или одного подразделения в другие. На
правление осуществляется в соответствии со статьей 11 Федерального
закона «Об исполнительном производстве».

6) В уже упомянутом выше случае прекращения исполнительного
производства Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

Несмотря на то, что окончание исполнительного производства имеет строго процессуальный характер, закон предусматривает важную гарантию защиты правил интересов сторон: на основании п. 2 ст. 27 Закона постановление судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 118..

3.3. Возвращение исполнительного документа

Закон предусматривает общие основания возвращения исполнительного документа. Так, в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997.:

По заявлению взыскателя. Эта норма также свидетельствует о
диспозитивности отношения взыскателя к исполнению исполнительно
го документа: взыскатель может самостоятельно решить -- нужно ему
принудительное исполнение или нет. В связи с вышеуказанным, неправомерными вторжением в сферу частных интересов представляются рекомендации Генеральной прокуратуры РФ для нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве, в соответствии с которыми «при отказе взыскателя от взыскания или не предъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить долю воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое было». Вместе с тем, представляется верным, учитывая статус и задачи органов прокуратуры, вмешательство прокурора в данном случае, «если решение вынесено в пользу
взыскателя -- органа государственного управления, государственного
предприятия или предприятия, в котором учредителем является государство» Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 126..

В том случае, если нарушен срок предъявления исполнительного
документа к исполнению (ст. 14-16 Закона).

3) В случае если невозможно установить адрес должника - организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом предусмотрен розыск должника или его имущества. Это те случаи, когда предпринятые судебным приставом-исполнителем к осуществлению принудительного исполнения меры не привели к какому-либо положительному результату.

В том случае, если у должника отсутствуют имущество или до
ходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.

В том случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа. В п. 4 ст. 54 Закона предусмотрено: если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ -- взыскателю.

В том случае, если взыскатель своими действиями (бездействием)
препятствует исполнению исполнительного документа. Указанное может быть, например, в той ситуации, когда взыскатель не принимает исполнения Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ, «Российская газета», № 149, 05.08.1997..

В четырех последних случаях невозможности взыскания судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается начальником отдела - старшим судебным приставом.

Исполненный исполнительный документ возвращается не взыскателю, а в суд или другой орган, выдавший документ (п. 2 ст. 26 Закона).

Возвращение исполнительного документа имеет определенные последствия.

Прежде всего, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона возвращение исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя является основанием для окончания исполнительного производства.

В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 26 Закона (по заявлению взыскателя и при отказе последнего оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа) взыскателю полностью возвращается авансовый взнос, предусмотренный статьей 83 настоящего Федерального закона. В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в п.п. 3 и 4 п. 1 ст. 26 Закона, авансовый взнос возвращается взыскателю лишь в части, превышающей произведенные судебным приставом-исполнителем расходы по совершению исполнительных действий (ст. 26 Закона).

И, наконец, возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 1 ст. 26 Закона).

Законом предусмотрено (п. 3 ст. 26), что возвращение исполнительного документа взыскателю и возврат ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем оформляется постановлением, которое утверждает старший судебный пристав.

Законодательство предусматривает возможность обжалования решения о возвращении исполнительного документа. Указанное постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Пункт 4 статьи 73 Закона («Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения») также предусматривает, что в случае невозможности исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа в суд или другой орган, его выдавший, которое утверждается старшим судебным приставом. Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Повторение общего положения в норме, регулирующей особенности осуществления принудительного взыскания по определенным разновидностям требований исполнительного документа, представляется нам неоправданным и объясняется, несовершенством законодательной техники Гражданское исполнительное производство. Учебник под ред. А.А. Власова. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. с. 127-128..

Заключение

Тема курсовой работы затрагивает остро наболевшие, в последнее время, вопросы. С долгами по коммунальным платежам, за использование электроэнергии сталкивается практически каждый. Административные штрафы органов внутренних дел за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, за проживание по недействительному паспорту в связи с достижением определенного возраста (20 лет, 45 лет), за проживание без регистрации (ее надлежащего оформления) знакомы многим. А административные штрафы за нарушение правил дорожного движения?

Примеров можно привести сотни, а порядок исполнения каждого исполнительного документа практически повторяется от одного к другому. Очень часто количество стадий зависит от суммы долга. Чем она меньше, тем быстрее происходит исполнение, иногда даже минуя само предоставление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из общего порядка выбиваются исполнительные документы, требующего немедленного исполнения, однако из этой категории имеются исключения - это взыскание алиментов.

В настоящее время территориальные отделы Службы судебных приставов сталкиваются с практически не разрешимой проблемой - постоянно возрастающим поступлением на исполнение исполнительных документов. Ярко видна несоразмерность количества поступающих на исполнение исполнительных производств к судебному приставу-исполнителю и реальная возможность не только уложиться в 2-х месячный срок исполнения исполнительного документа, но хотя бы возможности просто обработать исполнительные производства. Нагрузка по поступившим исполнительным производствам на судебного пристава-исполнителя растет год от года. Соответственно, от него требуется своевременно их окончить, не взирая на все большее количество.

Предоставление добровольного срока должникам для исполнения требований исполнительного документа считаю необходимым условием исполнения требований исполнительного документа. Однако отражение в ФЗ «Об исполнительном производстве» добровольного срока - до 5 дней с момента возбуждения исполнительного производства - в реальной жизни не действует. Огромное количество возбужденных исполнительных производств, получаемое судебным приставом-исполнителем достаточно часто (более 300 исполнительных производств еженедельно) за один день не возможно обработать физически. И ведь не все зависит от судебного пристава-исполнителя. Группа делопроизводства, осуществляющая регистрацию исполнительных документов, также ответственна и за возбуждение исполнительных производств, и за рассылку всей исходящей корреспонденции. Поэтому, мне кажется, наиболее практичным будет считать начало течения срока для добровольного исполнения не с момента возбуждения исполнительного производства, а с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо продлить его настолько, чтобы и судебный пристав-исполнитель успевал обработать поступившие к нему на исполнение исполнительные производства, и группа делопроизводства успевала рассылать документацию, не нарушая процессуальных сроков.

Вопрос взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий до настоящего момента однозначно не решен. Калькуляция расходов по совершению исполнительных действий применяется с июля 2002 г. и до сих пор не обновлялась. Казалось бы, можно взимать расходы с должников по каждому возбужденному исполнительному производству и ни о чем не думать. А если взять и сравнить два-три исполнительных производства из группы по взысканию штрафов и сводные исполнительные производства о взыскании с юридических лиц? В таких случаях вопрос взыскания исполнительного сбора решается гораздо проще. Не исполнил должник в установленные сроки требование исполнительного документа, взимается с него сбор, и судебному приставу абсолютно все равно, по какому именно виду взыскания. Исключение составляют лишь взыскание периодических платежей, исполнительные документы неимущественного характера (вселение, выселение и т.п.) Сложившаяся практика Омского отдела УФССП по Омской области..

В 2005 г. в судах г. Омска и Омской области находилось на рассмотрении 393 жалобы, в том числе в судах общей юрисдикции 154 жалобы, в Арбитражном суде Омской области 110 жалоб. За этот период рассмотрено 357 жалоб, из них признаны обоснованными 22 жалобы (6,2 % от рассмотренных жалоб).

Наиболее часто обжалуются действия судебных приставов по обращению взыскания на имущество должника, возбуждение исполнительного производства, бездействие судебного пристава-исполнителя, окончание исполнительного производства.

Причинами обжалования действий судебных приставов-исполнителей является - право на обжалование постановлений и действий судебных приставов-исполнителей, умышленное затягивание процесса исполнения требований исполнительного документа, изначально не оспаривая решение суда, с которым не согласен должник. Нарушение судебными приставами-исполнителями норм действующего законодательства и, как следствие, признание жалоб обоснованными. Неправильное толкование сторонами исполнительного производства норм действующего законодательства.

Главной причиной обжалования бездействий судебных приставов-исполнителей является передача исполнительного производства от одного судебного пристава-исполнителя к другому - это связано с кадровыми перестановками Аналитический обзор УФССП по Омской области о результатах обобщения гражданских дел, рассмотренных судами г. Омска и Омской области об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей за 2005 г. .

Чаще всего на рассмотрении в судах общей юрисдикции находится категория жалоб об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на имущество должника. Тем самым заявитель использует обжалование действий как форму защиты своих прав вместо подачи исковых требований об исключении имущества из описи, освобождая себя от выплаты госпошлины.

По алиментным обязательствам должник не обращается в суд о снижении размера задолженности, а подает жалобу на постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, не предоставляя в суд своих расчетов и доказательств о фактических доходах.

Неоднократно взыскателем оспаривается постановление об окончании исполнительного производства ввиду того, что составлен акт о невозможности взыскания и исполнительный документ возвращен взыскателю на руки.

Снижение количества жалоб на действия судебных приставов-исполнителей будет зависеть от неукоснительно соблюдения действующего законодательства и выполнения приказов главного судебного пристава. Решение спорных вопросов, возникающих при принудительном исполнении судебного акта, возможно путем разъяснения сторонам их прав и обязанностей Аналитический обзор УФССП по Омской области о результатах обобщения гражданских дел, рассмотренных судами г. Омска и Омской области об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей за 2005 г..

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что год от года значимость Службы судебных приставов повышается, все большее количество исполнительных документов предъявляется к исполнению именно в принудительном порядке. Однако несовершенство законодательной базы не дает в полном объеме исполнять решения судов на надлежащем уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997. Действующая редакция.

3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001. Действующая редакция.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. Действующая редакция.

5. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. Действующая редакция.

6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. Действующая редакция.

7. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 от 30.11.1994. Действующая редакция.

8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. Действующая редакция.

9. Федеральный закон № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве». Действующая редакция.

10. Федеральный закон «О занятости населения» (в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 г. № 85-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 175-ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ).

11. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 23.03.1998, № 53-ФЗ.

12. Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996, № 61-ФЗ

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. Действующая редакция.

14. Постановление Конституционного суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П.

15. Определение Верховного суда РФ от 19.02.2002 г. № КАС-02-51.

16. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.05.1998 г. № 465).

17. Разъяснение Министерства Юстиции РФ от 03.09.2001 г. № 06/8752-АМ.

18. Указание Федеральной службы занятости России от 30.03.1993 г. № П-7-10-307 «О порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания органам государственной службы занятости».

Литература:

1. Гражданское исполнительное производство. Учебник (под ред. А.А. Власова). М.: Экзамен, 2004.

2. Методические рекомендации «О порядке возвращения исполнительных документов». 2003.

3. Методические рекомендации «О порядке приема исполнительных документов». 2005.

4. Журнал «Практика исполнительного производства». № 5, 2008.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты