Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Стадии производства по делам об административных правонарушениях
23
4
Рефератпо теме №: «Стадии производства по делам об административныхправонарушениях»Вступительная часть Система стадий производства.Административное расследование.Рассмотрение дел об административных правонарушениях.Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.Исполнение постановлений.Заключительная часть
Литература:
Основная
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2002г.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. ИКД «Зеркало-М», 2001.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2002.
Коренев А.П. Административное право России. ч.1. Учебник. М.,2001.
Козлова Ю.М., Попова Л.Л. Административное право: Учебник.- М.: Юристъ, 1999.
II. Дополнительная
Коренев А. П. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел /милицией/. Образцы документов. М. 1989.
Организация исполнения постановления о наложении административных штрафов. Методические рекомендации. ВНИИ МВД РФ, 1994.
Введение
В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Только судами общей юрисдикции ежегодно рассматривается около двух миллионов дел об административных правонарушениях. Органами внутренних дел и другими органами исполнительной власти ежегодно рассматривается около 10 миллионов дел об административных правонарушениях, хотя достоверной статистики в настоящее время не существует. Производство по делам об административных правонарушениях составляет важную часть административной деятельности органов внутренних дел.
Данная тема учебного курса состоит из двух лекций, одного семинара и практических занятий. Сегодня мы рассматриваем общие требования к производству по делам об административных правонарушениях. Нам необходимо рассмотреть такие важные вопросы как понятие производства по делам об административных правонарушениях, его особенности и отличие от других административных производств, принципы производства, доказательства и сроки в производстве, правовое положение участников производства и субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Цели лекции - сформировать у курсантов комплекс знаний и представлений об общих положениях производства по делам об административных правонарушениях, создать теоретическую базу для последующего овладения практическими навыками ведения производства по делам об административных правонарушениях при исполнении служебных обязанностей.
Вопрос1. СИСТЕМА СТАДИЙ ПРОИЗВОДСТВА
Деятельность участников административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития или стадий.
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.
Производство по своей структуре похоже на уголовный процесс, но оно проще, в нем меньше процессуальных действий. Оно состоит из четырех частей (стадий):
1) административное расследование;
2) рассмотрение дела;
3) пересмотр постановления;
4) исполнение постановления.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй стадии компетентный орган рассматривает дело и принимает пос-тановление. На третьей -- факультативной -- стадии постановле-ние пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. Четвертая стадия -- исполнение постановления начинается сразу же после его принятия либо после рассмотрения жалобы (протеста).
В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного) производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления.
На каждой стадии существуют этапы-группы взаимосвязанных действий. Система стадий и этапов производства может быть представлена так.
1. Административное расследование:
1) возбуждение дела;
2) установление фактических обстоятельств;
3) процессуальное оформление результатов расследования;
4) направление материалов для рассмотрения по подведомствен-ности. II. Рассмотрение дела:
5) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
6) слушание (рассмотрение) дела;
7) принятие постановления;
доведение постановления до сведения.
III. Пересмотр постановления:
9) обжалование, опротестование постановления;
10) проверка законности постановления;
11) вынесение решения;
реализация решения.
IV. Исполнение постановления:
13) обращение постановления к исполнению;
14) непосредственное исполнение.
Каждый этап состоит из определенных действий. Соответственно структура производства является четырехуровневой: действие -- этап -- стадия -- производство в целом.
Вопрос 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного проступка.
Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки проступка, т.е. наличие повода, ибо латентное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о совершенном проступке.
Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение проступка управомоченным лицом.
Последний повод отличается от других прежде всего тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по собственной инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение нигде не фиксируется, а потому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о проступке возникает лишь в сознании управомоченного лица. В случае не подтверждения такого предположения нет необходимости официально опровергнуть его вынесением какого-либо специального документа.
Непосредственное обнаружение полномочным лицом админи-стративного правонарушения не является препятствием для дальнейшего его расследования этим субъектом. В уголовном процессе презюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, но вместе с тем основанное исключительно на материалах дела, решение. Указанное обстоятельство не может быть механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку расследование дела лицом, являвшемся очевидцем проступка, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и закреплению доказательств. Иное противоречило бы принципам оперативности, экономичности административного производства.
Субъекты расследования наделены широкими правами: требовать от граждан, должностных лиц объяснений, представления необходимых документов, доставлять правонарушителя в милицию, применять иные меры процессуального принуждения и др.
О возбуждении административного дела можно говорить только как о психическом, волевом акте, не фиксированном процессуально вовне, предопределяющем принятие решения начать расследование при наличии признаков проступка. Возбудив дело, должностное лицо определяет тем самым начало действий, направленных на сбор доказательств, которые подтверждают или опровергают виновность лица в совершении правонарушения.
В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на две группы. Первую составляют обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. Другую группу составляют обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности. Одна из задач административного производства заключается в выявлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их предупреждении.
Выяснение фактических обстоятельств дела осуществляется различными способами. Основным является опрос. Для опроса и получения объяснений могут быть вызваны любые лица, располагающие сведениями, которые имеют значение для дела. Это правонарушители, потерпевшие, свидетели, эксперты. Субъект расследования может назначить эксперта, когда возникает необходимость в специальных познаниях (ст. 25.9; 26.4 КоАП), затребовать справки от организаций.
В случае, когда имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства нетрезв, сотрудник МВД проводит его освидетельствование на состояние опьянения с использованием индикаторной трубки «контроль трезвости» или иных технических средств. Освидетельствование и его результаты оформляются протоколом в присутствии не менее двух свидетелей, и это влечет за собой состав другого правонарушения.
Если водитель не согласен проходить освидетельствование с применением технических средств или не согласен с результатами такого освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование. А в случае уклонения водителя от освидетельствования об этом указывается в протоколе об административном правонарушении, который составляется в присутствии двух свидетелей, и это влечет за собой состав другого правонарушения.
Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания нарушителя, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.
Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. В ст. 28.2 КоАП приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе. Все они могут быть подразделены на три группы.
Первая группа сведений касается обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время и существо совершенного проступка.
В протоколе должен быть точно и конкретно указан акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение, или статья КоАП. В случае изъятия у нарушителя незаконно добытых, провозимых, хранимых, приобретенных или используемых предметов, водительского удостоверения в протоколе делается соответствующая запись.
Вторая группа сведений связана с закреплением обстоятельств, характеризующих личность правонарушителя: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, материальное положение, место жительства и работы, документ, удостоверяющий личность. Личность правонарушителя удостоверяется по паспорту, удостоверению водителя или другому документу.
Третью группу составляют сведения, относящиеся к форме протокола. В протоколе указываются дата и место его составления, фамилия и должность составителя, фамилия и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о составителе протокола делает его дефектным, так как неизвестно, составлен он полномочным на то лицом или нет.
Протокол скрепляется рядом подписей. Прежде всего, он должен быть подписан лицом, его составившим, и правонарушителем. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол подписывается также этими лицами.
Лицу, привлекаемому к ответственности, необходимо разъяснить его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП, о чем делается отметка в протоколе. Оно вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него собственноручные объясне-ния, подписать его или отказаться от подписи и указать мотивы отказа, представить прилагаемые к протоколу объяснения или замечания по его содержанию. Отказ правонарушителя подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальной записью.
Если необходимо изложить дополнительные сведения, уточняющие обстоятельства нарушения, сотрудник милиции или иное должностное лицо составляет рапорт и прилагает его к протоколу.
При совершении проступка группой лиц протокол составляется на каждого нарушителя отдельно. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу проступка. Этим ограничивается право лица на защиту при привлечении его к административной ответственности.
Как уже отмечалось, законодательством в порядке исключения предусматривается ускоренное производство по делам об административных правонарушениях. В подобных случаях протокол не составляется. Четкий перечень таких правонарушений дается в ст. 28.6; 28.4 КоАП. Производство может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трех условий: если совершено одно из правонарушений, которое считается малозначительным; если за данное деяние на виновного может быть наложено такое взыскание, как предупреждение или штраф до одной пятой минимального размера оплаты труда; если гражданин не оспаривает налагаемое на него взыскание. В противном случае протокол должен быть составлен. Иными словами, когда гражданин не признает себя виновным или считает применяемую санкцию необоснованно суровой, дело должно быть разрешено не в упрощенном, а в общем порядке. Это является ярким подтверждением того, насколько ограничено применение ускоренного производства. По существу, лицо, привлекаемое к ответственности, всегда может прекратить такое производство.
Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы, на рассмотрение общественности.
Дело, по которому проведено расследование, направляется:
1) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных правонарушений;
2) в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;
3) на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива;
командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.
Вопрос 3. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОСТУПКАХ
Согласно действующему законодательству дела об административных правонарушениях рассматриваются:
1) административными комиссиями при районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских администрациях;
2) главами поселковых, сельских администраций;
3) районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних;
4) районными, городскими, районными в городах комиссиями по борьбе с пьянством;
5) районными, городскими судами (судьями);
6) органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами. Среди субъектов административной юрисдикции по правовому положению нужно различать суды (народных судей) и профсоюзные (технические и правовые) инспекции.
По характеру компетенции выделяются специальные юрисдикционные органы -- административные комиссии. Главное их назначение состоит в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Все другие органы (внутренних дел, госинспекции, военные комиссариаты и т.д.) осуществляют юрисдикционную деятельность наряду с другими функциями управления -- организацией, контролем, надзором и т.д. Рассмотрение дел об административных правонарушениях не составляет главного содержания их работы.
Особенно большое значение проблема подведомственности имеет на стадии рассмотрения дел.
При рассмотрении дел законодатель различает четыре уровня подведомственности, которые должны определяться на практике в строгой последовательности.
Во-первых, родовая подведомственность. Может ли осуществляться административная юрисдикция по определенной группе дел, вправе ли органы административной юрисдикции рассматривать подобные дела и налагать на виновных взыскания? Например, такое право ограничено правилами, содержащимися в главе 28, 29, 23 КоАП. Ограничения установлены по признаку субъекта проступка -- военнослужащие, работники железнодорожного транспорта и др. Военнослужащие, работники транспорта за совершение административных проступков во многих случаях привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Во-вторых, видовая (предметная) подведомственность. Основной критерий ее закрепления -- категория административных правонарушений. Так, законодательством установлено, что дела о нарушениях правил охоты рассматриваются органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты. Главное, чем руководствуется законодатель при решении вопроса о предметной подведомственности, -- обеспечение компетентного и оперативного рассмотрения дела.
Для определения предметной подведомственности дел законодатель использует и дополнительные признаки. К ним относятся место совершения нарушения, возраст нарушителя. Дела о правонарушениях несовершеннолетних, как правило, подведомственны комиссиям по делам несовершеннолетних.
Четкое определение предметной подведомственности данной категории дел -- необходимое предварительное условие правильного решения вопроса о подведомственности территориальной. Под нею понимается нормативное решение вопроса, где, а значит, какой конкретный орган данного вида должен рассматривать конкретное дело (гл. 23 ст. 29.5 КоАП). Территориальная подведомственность зависит от предметной и определяется чаще всего местом совершения административного правонарушения.
Но не все дела об административных проступках рассматриваются по месту их совершения. Из этого общего правила имеется ряд исключений.
1. Дела, подведомственные административным комиссиям и комиссиям по делам несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, привлекаемого к ответственности.
2. По некоторым категориям дел установлена альтернативная территориальная подведомственность. Дела о приобретении крепких спиртных напитков домашней выработки, распитии спиртных напитков в общественных местах или появление там в пьяном виде рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя. Дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного движения могут рассматриваться как по месту учета транспортных средств, так и по месту совершения проступка.
Наряду с тремя названными выше уровнями подведомственности (родовым, видовым, территориальным) законодательство обязывает учитывать и должностную подведомственность в органе, которому подведомственны дела, существуют должности разного уровня, правовые нормы разграничивают их юриодикционные полномочия. Так, все должностные лица ГИБДД вправе налагать штрафы на месте за нарушение правил дорожного движения; дела о нарушениях, повлекших причинение легких телесных повреждений или материального ущерба вправе рассматривать только начальники и заместители начальников подразделений ГИБДД. Нередко должностная подведомственность регулируется ведомственными актами.
Стадия рассмотрения дела -- главная в производстве по делам об административных правонарушениях. Здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру воздействия.
Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно является составленный компетентным должностным лицом (представителем общественной организации) и надлежащим образом оформленный протокол о нарушении. В установленных законодательством случаях таким основанием может быть постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление компетентного органа о прекращении уголовного дела и др. Однако на практике, к сожалению, еще имеются случаи, когда дела о проступках при отсутствии установленного законом процессуального основания рассматриваются по заявлениям граждан, ходатайствам организаций, спискам нарушителей, протоколам, составленным некомпетентными лицами.
Орган, рассматривающий дело, обязан проверить качество протокола и не должен принимать к своему производству протоколы, составленные небрежно, с нарушением требований закона по их составлению. В таких случаях материалы должны быть возвращены для доследования. Сразу же следует выяснить, компетентен ли орган рассматривать данное дело, не нарушены ли правила о подведомственности при направлении дела на рассмотрение.
Важным моментом подготовки дела к слушанию является вызов нарушителя, свидетелей и иных лиц, показания которых необходимы для правильного разрешения дела. Потерпевший, если он имеется, может быть допрошен в качестве свидетеля. В случае необходимости органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело, может быть назначен переводчик, который обязан явиться по вызову.
Обычно вопрос о вызове свидетелей и иных лиц решается по усмотрению субъекта административной юрисдикции. Вызов лица, привлекаемого к административной ответственности, регламентируется особо. По общему правилу дело разрешается в его присутствии. Заочное рассмотрение возможно лишь в случаях, когда имеются данные, что гражданин извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела (ст. 25.1; 29.7 КоАП). Несомненно, что разбирательство дела в присутствии гражданина оказывает на него большее воспитательное воздействие, чем заочное. Кроме того, заочное разбирательство не позволяет всесторонне и тщательно исследовать обстоятельства, мотивы совершения правонарушения, что может привести к принятию неправильного постановления.
В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, присутствие лица, привлекаемого к ответственности, при разбирательстве дела обязательно. При его участии рассматриваются дела о мелком хищении государственного или общественного имущества, мелком хулиганстве, злостном неповиновении и др. В случае уклонения от явки лица, привлекаемого к административной ответственности за такие проступки, по вызову органа внутренних дел и судьи оно может быть милицией подвергнуто приводу.
В рассмотрении дела могут участвовать и другие заинтересованные лица. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних обязательно извещают прокурора о дне своих заседаний; в разбирательстве дела могут участвовать адвокаты, представители общественных организаций.
Законодательством установлен общий 15-дневный срок рассмотрения дела и вынесения постановления по нему со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. Однако некоторые категории дел должны быть рассмотрены в сокращенные сроки: например, о мелком хулиганстве, злостном неповиновении, распитии спиртных напитков и появлении лиц в общественных местах в пьяном виде -- в течение суток; о мелком хищении -- в течение пяти суток.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются» открыто с целью повышения воспитательной и предупредительной роли производства.
Слушание начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий коллегиального органа или должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, выявляет наличие и разъясняет участникам производства их права и обязан-ности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. Если в рассмотрении дела участвует прокурор, заслушивается его заключение.
На этой стадии лицо, привлекаемое к административной ответственности, наделяется рядом прав, служащих гарантией законного и обоснованного решения дела. В частности, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, установив личность нарушителя должен разъяснить ему право на ознакомление с представленными материалами, истребование новых доказательств или проведение дополнительной проверки обстоятельств правонарушения, вызов свидетелей. По заявленному ходатайству орган обязан вынести свое решение о его удовлетворении или отклонении. Граждане имеют право давать объяснения по существу, приводить дополнительные доказательства и т.д.
В процессе рассмотрения дела наиболее важное значение имеют анализ и оценка фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы, и принятие постановления. Анализируя ситуацию, субъект административной юрисдикции определяет характер совершенного деяния, степень виновности привлекаемого, оценивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения вопроса, чтобы полностью исключить односторонний подход к нему. Объективная истина по делу устанавливается на основании представленных материалов, а также в соответствии с данными, полученными в ходе слушания дела.
Н а этом этапе необходимо установить: был ли совершен проступок, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также каковы отягчающие и смягчающие Обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению; имеются ли основания для передачи дела на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, командования воинской части, администрации вуза. Подведение итога всей предшествующей работы -- принятие постановления. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия. Постановление принимается только на основе данных, имеющихся в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух вариантов постановления по делу:
а) о назначении административного наказания;
б) о прекращении дела производством (ст. 29.9 КоАП).
Законодательством предусматриваются материальные и процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении дела.
1. Если не установлена виновность лица, дело которого разбирается, принимается постановление о признании его невиновным, прекращении дела и освобождении гражданина от ответственности.
2. Дело прекращается, когда установлено, что лицо привлекается к ответственности за нарушение акта, уже утратившего силу к моменту совершения проступка или к моменту рассмотрения дела на основании указов об амнистии или в связи с душевным заболе-ванием виновного и в других случаях, предусмотренных ст. 24.5 КоАП.
3. Согласно действующему законодательству орган (должностное лицо), рассматривающий дело, с учетом личности нарушителя и характера совершенного им проступка вправе вместо наложения взыскания направить материал в общественную организацию, трудовой коллектив или товарищеский суд для применения к нарушителю мер общественного воздействия. Материал может быть направлен по месту работы, учебы или жительства нарушителя. Вынесение такого постановления означает, что дело об административном нарушении прекращается и нарушитель освобождается от административной ответственности.
4. При малозначительности проступка дело может быть прекращено, а гражданину сделано устное замечание.
Постановление по делу об административном правонарушении представляет собой юридически властный акт государственного (муниципального) органа, обязательный как для нарушителя, так и для государственных (муниципальных) органов и общественных организаций, призванных его исполнять. Оно должно надлежащим образом оформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименование органа (должностного лица), принявшего акт, время и место принятия; данные о нарушителе (фамилия, имя, отчество, возраст, место работы, учебы, жительства); время, место и сущность нарушения; указание на норму нрава, предусматривающую ответственность за данное административное правона-рушение; характер решения (вид и размер взыскания и др.). В этом акте должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление подписывается должностным лицом, рассмотревшим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем.
В случаях, предусмотренных законодательством, о мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об административном правонарушении либо постановление оформляется иным установленным способом.
На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего совершаются такие действия: постановление доводится до сведения субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом решении сообщается администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства виновного, вносятся предложения об устранении причин и условий правонарушений.
Постановление должно быть доведено до сведения лиц или организаций, которым оно адресовано. Оно объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего ему тоже должна быть выдана такая копия.
Вопрос4. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений. Под пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен контроль за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях.
Пересмотр -- это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменений. Пересмотр следует отличать от повторного рассмотрения дела, которое производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует постановление по делу, законность и обоснованность которого проверяется. Во втором случае старое постановление отменено и по делу необходимо принять новое постановление.
Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт существования такой возможности имеет большое превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания. Пересмотр постановлений самостоятельная стадия, построенная на основе сочетания свободы? обжалования и опротестовывания постановлений с обязанностью компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразного толкования закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Гарантией соблюдения законности является также право вышестоящих органов управления, независимо от наличия жалобы, протеста прокурора, отменять или изменять постановления. Таким правом наделен и председатель вышестоящего суда.
Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должностное лицо); народный суд; орган (должностное лицо), принявший постановление. А процессуальными основаниями могут быть: жалоба гражданина, в отношении которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение вышестоящего органа (председателя вышестоящего суда); усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия пересмотра может начаться по жалобе гражданина и по инициативе органа, осуществляющего контроль за законностью, а также принявшего постановление.
Существует два вида жалоб на постановления по делам об административных проступках: общие и специальные. Специальная жалоба, или жалоба в порядке производства по делам об административных правонарушениях, подается и рассматривается по правилам, закрепленным в ст. 30.1 - 30.9 КоАП.
На постановление народного судьи (например, по делу о мелком хищении) допускается подача только общей жалобы. Все иные постановления могут быть обжалованы в общем порядке и в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Постановление органа управления, технической (правовой) инспекций профсоюзов может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим и опротестовано прокурором.
Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать жалобу на принятое постановление:
а) вышестоящему органу;
б) в районный (городской) народный суд.
Иными словами, постановления органов управления обжалуются либо в административном, либо в судебном порядке. Законодательством четко определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений. Таких вариантов несколько.
Первый вариант -- альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа обжалуется в вышестоящий орган (должностному лицу) или в народный суд. Какой канал обжалования избрать -- административный или судебный, -- решает гражданин.
Второй вариант обжалования -- последовательный, ступенчатый, закон предоставляет право обжаловать постановление сначала в один орган, а затем в другой. Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении административного взыскания (кроме штрафа) подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, после чего она может быть подана в народный суд.
Третий вариант обжалования -- исключительный. Жалоба подается в административном порядке, только в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Четвертый вариант обжалования касается постановлений судей. По общему правилу они не подлежат обжалованию, но постановление о привлечении к административной ответственности за малозначительное преступление, в 7-дневный срок может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска этого срока по уважительным причинам (болезнь, другие непредвиденные и чрезвычайные обстоятельства) законодательством допускается его восстановление органом, должностным лицом, правомочным пересматривать дела. Если лицо подало жалобу в установленный срок (10 дней), то это является основанием приостановления исполнения постановления о взыскании до ее рассмотрения. Исключение со-ставляют постановления о наложении таких взысканий, как предупреждение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка.
Жалоба подается в орган, вынесший постановление. Поступившая туда жалоба в течение трех суток должна быть направлена вместе с делом в орган (должностному лицу), который правомочен рассматривать ее и которому она адресована.
Протест на постановление органа государственного управления, профсоюзной инспекции может быть направлен в вышестоящий орган, а на постановление народного судьи -- самому судье или председателю вышестоящего суда. Подведомственное суду дело может быть возбуждено по заявлению прокурора, обратившегося в суд в защиту интересов гражданина, в отношении которого вынесено постановление, а также лица, которому в результате административного проступка причинен моральный, физический или имущественный вред. Принесение прокурором протеста приоста-навливает исполнение любого постановления (в том числе и о применении административного ареста) до рассмотрения протеста.
Правомочный орган (должностное лицо) обязан рассмотреть поступившую жалобу или протест в десятидневный срок со дня их поступления. При рассмотрении жалобы или протеста на постановление должен проверить законность и обоснованность вынесенного постановления, внимательно разобраться в существе жалобы и вынести обоснованное решение, а затем выяснить вопрос о компетентности органа (должностного лица), принявшего постановление рассматривать данное дело и налагать взыскание. Субъект пересмотра обязан проанализировать нормативное, фактическое и процессуальное основания привлечения к ответственности, в том числе сам факт совершения проступка, виновность лица, его личность, доказательства по делу (объяснения свидетелей, потерпевших, выводы эксперта, специалиста) и другие моменты. Кроме того, он должен проверить процессуальные сроки привлечения лица к ответственности (возбуждения, административного расследования и рассмотрения), законность и обоснован-ность взыскания.
Вышестоящий орган (должностное лицо), суд, пересматривая постановление, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), который не был управомочен решать данное дело, то оно отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица);
3) отменяет постановление и прекращает дело об административном правонарушении;
4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, но не в сторону усиления. При пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом не допускается.
Копия решения по жалобе или протесту на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также органу, вынесшему постановление по делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. Одновременно о результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.
Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных проступков, вправе вносить соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий.
Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю юрисдикционным органом (должностным лицом). В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
Вопрос5. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
Исполнение постановлений -- завершающая стадия производства по административным правонарушениям (гл. 31, 32). В соответствии со ст. 32.1 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. В отличие от приговоров судов, которые по общему правилу могут быть обращены к исполнению лишь по истечении срока кассационного обжалования, постановления о наложении взысканий являются актами управления и вступают в силу немедленно.
Исполнением постановлений заняты различные органы. При этом они осуществляют двоякую по характеру деятельность по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них, согласно ст. 32.1 КоАП, осуществляют юрисдикционные органы, те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую, осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством. И та и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются разными ее этапами.
На первом этапе (обращение постановлений к исполнению) юрисдикционный орган, прежде всего, должен своевременно направить вынесенное постановление органу-исполнителю. В содержание этой деятельности входят также осуществление контроля за правильным исполнением постановлений и разрешение всех связанных с ним вопросов, прекращение исполнения постановлений по основаниям.
Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет своей целью непосредственную реализацию административных взысканий. Она производится посредством действий, которые причиняют наказанному соответствующие лишения и правоограничения в установленных постановлением пределах.
В производстве по некоторым правонарушениям юрисдикционный орган, вынесший постановление, уполномочен сам привести его в исполнение. Примером могут служить производство по нарушениям. За нарушение правил охоты, управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения виновные могут быть лишены соответствующих специальных прав на определенный период органами охотничьего хозяйства и государственной автомобильной инспекции. Эти же органы и исполняют вынесенные ими постановления путем изъятия удостоверений на право охоты или управления средствами транспорта.
В ст. 31.9 КоАП сказано, что не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой, связанной с принесением протеста или подачей жалобы. Нужно подчеркнуть, что постановление должно быть обращено к исполнению в трехмесячный срок со дня вынесения. Позднее начинать исполнительное производство нельзя, это будет нарушением законности. Но если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжать столько, сколько необходимо. Закон не устанавливает предельного срока производства, он может быть и больше трех месяцев.
Статья 31.5 КоАП предусматривает отсрочку исполнения поста-новлений, которыми наложены административные взыскания в виде штрафа, ареста и исправительных работ. Она, как жалоба и протест, также приостанавливает исполнение данных постановлений, время отсрочки исключается из трехмесячного давностного срока. Предоставить отсрочку до одного месяца имеет право тот орган (должностное лицо), который вынес постановление. Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Так, Ц. был подвергнут административному аресту на 15 суток и помещен в изолятор временного содержания. На следующий день произошел несчастный случай в его семье. Судья, руководствуясь ст. 31.5 КоАП, отсрочил на один месяц исполнение своего постановления, которым подверг Ц. административному аресту.
Производство по исполнению постановления о наложении штрафа регулируется ст. 32.2; 32.3 КоАП. Они предусматривают два варианта исполнения постановлений. В кодексе один из них называется добровольным, а другой -- принудительным.
Согласно ст. 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее тридцати дней со дня вручения ему постановления, а в случае его обжалования или опротестования -- не позднее тридцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Сумма штрафа вносится гражданином в учреждение банка, если иное не предусмотрено законодательством. Квитанция об уплате представляется органу (должностному лицу), наложившему штраф.
Если нарушитель не работает, либо взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии, невозможно, постановление должно быть направлено судебному исполнителю по месту жительства оштрафованного для обращения взыскания на его имущество или на долю в общей собственности. Судебный пристав предлагает нарушителю уплатить штраф, а в случае отказа от уплаты описывает, а затем реализует имущество на сумму, необходимую для взыскания штрафа.
Заключение.
Таким образом, мы с вами рассмотрели наиболее общие вопросы производства по делам об административных правонарушениях, указывающие на особенности данного вида производства и его значение для деятельности органов внутренних дел. Следующая лекция будет посвящена рассмотрению отдельных стадий производства и действий участников производства.