Рефераты

Становление и проблемы миграционного права

p align="left">Общепринятой является классификация по цели прибытия (учеба, воссоединение с семьей, осуществление трудовой деятельности и др.). В этом отношении острой необходимостью является законодательное закрепление категории трудящихся-мигрантов. Несмотря на то, что Российская Федерация является участником международных соглашений, посвященных защите прав трудящихся-мигрантов, в российской правовой системе отсутствует само понятие трудящегося-мигранта, не говоря уже о проработанном механизме регулирования статуса указанных лиц. Специальное правовое регулирование требуется в отношении приграничных трудящихся (особенно в части облегчения режима пересечения государственной границы), а также лиц, работа которых связана с переездами. В связи с этим в ТК РФ целесообразно предусмотреть отдельную главу, посвященную трудящимся-мигрантам.

Исходя из признака добровольности (в некоторых источниках - мотивов миграции), следует выделить категорию вынужденных мигрантов. В их число необходимо включить беженцев, лиц, ходатайствующих о признании беженцами, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище и лиц, его получивших. В этой связи нужно отметить весьма распространенную точку зрения, согласно которой "беженец" и "вынужденный переселенец" - специальные правовые статусы по отношению к общему правовому статусу мигранта; с их реальным обретением правоотношения миграции прекращаются, возникают иные правоотношения. Возможно, к категории вынужденных мигрантов следует также дополнительно отнести экологических мигрантов - лиц, осуществляющих перемещение вследствие стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Помимо указанных оснований классификации следует выделить категории мигрантов в зависимости от соблюдения установленного порядка перемещения (легальные и нелегальные). При этом в категорию нелегальных мигрантов следует включить лиц, въехавших на территорию государства с соблюдением установленных правил въезда, однако проживающих на незаконных основаниях.

Таким образом, миграционная функция государства главной задачей имеет управление социальными потоками в интересах государства и общества. Становление миграционного права происходит достаточно медленно, что затрудняет нормированное действия законодательства Российской Федерации в области управления миграционными потоками.

Мигрант это лицо, перемещающееся из одной географической зоны проживания в другую для временного или постоянного проживания. Имея своей целью получение образования, воссоединение с семьей, осуществление трудовой деятельности, изменение прежнего гражданства или иных целей, который в соответствии с законодательством легально или нелегально пересекло границу. Также выделяя основные категории мигрантов можно выявить следующие: Трудящиеся и вынужденные мигранты. Конечно это не все категории, но из основных являются все - же они.

2.Основные проблемы миграционного права

2.1.Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации

В современном мире в эпоху глобализации вопросы регулирования иммиграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение наладить управление этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.

Каждое государство так или иначе испытывает на себе действие упомянутых процессов, рассматривая их в качестве одного из важнейших аспектов национальной безопасности.

При этом очевидно, что оценка миграционной ситуации, выработка способов ее решения могут быть различны, поскольку они обусловливаются такими исторически определенными факторами, как состояние экономики, правовое обеспечение миграции, социальной сферы, демографическая ситуация, а также политическими установками государства. В зависимости от этого государство вырабатывает соответствующую программу по регулированию миграционных процессов1. Сандугей А.Н Некоторые теоретические вопросы миграционного права России в отечественной правовой системе//Российский следователь.2008.№23.СПС-КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.«1».

В связи с этим проблема обеспечения миграционной безопасности как составного структурного элемента национальной безопасности государства представляется сегодня весьма актуальной.

Миграционная безопасность - это состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов.

Несомненно, что незаконная (нелегальная) миграция определяется как основная угроза в сфере миграционной безопасности, достигающая в российском варианте высоких показателей опасности.

Незаконность - это юридическая форма миграционного процесса, которая может предполагать очень широкое и разнообразное содержание. Иначе говоря, многие общественные явления и процессы могут протекать в форме незаконной миграции, значительно отличаясь друг от друга. Это объясняет разноплановость воздействия незаконной миграции на общество и государство.

Незаконная миграция как явление затрагивает многие сферы жизнедеятельности общества. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному имиджу; в экономической - способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вне налогового и другого экономического законодательства, изъятию из финансового оборота значительной доли денежных средств, в том числе путем вывоза их за рубеж, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него российских фирм и работников; в социальной - приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии, в значительной степени осложняет криминальную ситуацию1. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности РФ//Миграционное право.2009.№1.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«1».

Полагаем возможным согласиться с мнением ряда исследователей, которые считают, что незаконная миграция - это въезд в определенную страну, пребывание на ее территории и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан; произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на ее территории, а также выезд с территории страны ее граждан с нарушением законодательства, регулирующего порядок их выезда1. Магеррамов А.А. Внутригосударственное законодательство Азербайджанской республики об охране окружающей среды и международное право: общие вопросы соотношения//Международное публичное и частное право.2008.№6.СПС-КонсультантПлюс. Комментарии законодательства.«1».

Незаконная миграция - это общественно опасное, динамично развивающееся явление, угрожающее интересам национальной безопасности России и международного сообщества в целом.

В системе данного явления можно выделить:

1) нелегальную миграцию и незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации;

2) общеуголовную преступность мигрантов;

3) организованную национал-этническую преступность мигрантов;

4) терроризм;

5) наркобизнес;

6) торговлю людьми2. Джафаров С.А. Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция).М:.2007.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«1».

В целом незаконная миграция выступает в качестве одной из существенных детерминантов международной преступности в ее наиболее прибыльной сфере. По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия. Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала.

Серьезность проблемы незаконной миграции связана, во-первых, со сложностью определения количественных параметров явления; во-вторых, с неоднозначностью и разноплановостью вызываемых ею последствий; в-третьих, с концептуальной непроработанностью проблемы нелегальной миграции в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; и, наконец, в-четвертых, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением.

В структуре незаконной миграции на территорию Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит гражданам и лицам без гражданства из стран, ранее входивших в состав бывшего СССР и ряда других государств, как правило, отличающихся нестабильностью политических режимов и экономик, а также низкой емкостью рынков труда.

В общем потоке незаконной миграции, направленном на территорию Российской Федерации из стран Содружества Независимых Государств, преобладают выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и Киргизии. Кроме стран СНГ к числу основных государств-доноров незаконной миграции в Россию можно отнести Китай, Вьетнам, Афганистан, Иран, Пакистан, Анголу и Шри-Ланку.

Среди трех составляющих незаконной миграции - незаконный (нелегальный) въезд, незаконное пребывание и нелегальная трудовая деятельность - наиболее характерным для Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства.

Решение проблемы требует не только карательных действий в отношении правонарушителей, применения к ним мер государственного принуждения, но и комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией. В этой связи в условиях происходящих процессов мировой глобализации, существующих в Российской Федерации проблем совершенствование правовых основ противодействия незаконной миграции должно быть направлено на решение следующих задач: с одной стороны, на ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства, а с другой - максимально возможное упрощение процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории Российской Федерации1. Котляров А.А. К вопросу о реализации ФМС мер административного принуждения//Миграционное право.2009.№1.«1».

Представляется, что меры, предусмотренные действующим законодательством, оправданны и своевременны, они соответствуют сложившейся мировой практике борьбы с нелегальной миграцией.

За последнее время совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти был разработан и принят ряд законодательных актов, которые направлены на решение указанных задач. Так, 18 июля 2006 г. были обнародованы Федеральные законы: N 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"; N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции".

Внесенные в законодательные акты изменения упростили процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации. Это выразилось в изменении характера учета иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации: ранее существовавший разрешительный порядок учета был заменен на уведомительный. Кроме этого, были предоставлены преимущества в трудоустройстве гражданам иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Была упрощена процедура получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Одновременно была усилена ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: существенно увеличен размер административных штрафов за нарушение правил пребывания, проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации.

Принятие нового миграционного законодательства, в значительной степени упростившего процедуру приобретения иностранными гражданами правового статуса на территории Российской Федерации, позволило в несколько раз увеличить количество иностранцев, законно осуществляющих трудовую деятельность.

Например, в 2008 г. сотрудниками территориальных органов ФМС России составлено более 2 млн. протоколов по фактам нарушения российского миграционного законодательства (ст. 18.8 - 18.17, ч. 3 ст. 19.3, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 19.15 - 19.18, 19.27 КоАП РФ), что на 8,6% больше по сравнению с 2007 г. По итогам 2007 г. на нарушителей миграционного законодательства Российской Федерации были наложены штрафные санкции в размере 4 млрд. 605 млн. 248 тыс. руб., из которых реально взыскано 2 млрд. 537 млн. 9 тыс. руб. Для сравнения: в 2006 г. было наложено административных штрафов на сумму 2 млрд. 733 млн. 953 тыс. руб., из которых взыскано 1 млрд. 632 млн. 730 тыс. руб. За 12 месяцев 2008 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции наложено штрафных санкций на сумму 6 млрд. 80 млн. 164,4 тыс. руб., из которых взыскано 3 млрд. 256 млн. 166,6 тыс. руб.

Еще одним этапным шагом в деле противодействия незаконной миграции было внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. В 2004 г. Кодекс был дополнен новой нормой, установившей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, максимальный размер которой составляет пять лет лишения свободы.

Необходимо отметить, что в настоящее время наиболее эффективными механизмами противодействия незаконной миграции являются административное выдворение и депортация.

В соответствии со ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение - это мера административного наказания, устанавливаемая в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушавших режим пребывания на территории Российской Федерации, и назначаемая судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российской Федерации - соответствующими должностными лицами1. КоАП РФ от 30.12.01. №195-ФЗ.«1». Решения об административном выдворении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства принимаются в судебном порядке (за исключением случаев, когда такие решения могут принимать представители пограничных органов) на основании материалов, подготовленных уполномоченными на это должностными лицами.

В 2008 г. за совершение административных правонарушений в сфере миграции судебными органами было вынесено 22 402 постановления об административном выдворении.

В отличие от административного выдворения, депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации2. ФЗ «о правовом положении иностранных граждан в РФ». СПС-КонсультантПлюс. Законодательство.«2».

Депортация применяется, если иностранному гражданину, например, отказано в удовлетворении ходатайства о признании его беженцем, отказано во временном пребывании, у него истек срок временного пребывания, он лишен вида на жительство, отбыл срок наказания в уголовно-исполнительном учреждении. Также депортирован может быть иностранец, в отношении которого органами власти принято решение о нежелательности его пребывания в связи с угрозой общественной безопасности, здоровью населения и т.д.

Принятие решения о депортации или отказе от применения этой процедуры - прерогатива директора ФМС России.

Однако законом не регламентирован механизм депортации, что создает большие сложности в определении важнейших элементов процедуры: сроков административного задержания, порядка содержания граждан, которых решено депортировать, в местах лишения свободы, допуска адвокатов, механизмов обжалования. А между тем вопросы, связанные с депортацией, существенно затрагивают права человека1. Романовский Г.Б. К вопросу об административной ответственности за проживание гражданина России без регистрации//Миграционное право.2009.№2.СпС-Консультантплюс.Комментарии законодательства.«1».

Необходимо еще раз подчеркнуть, что административное выдворение и депортация являются действенными механизмами противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.

Эффективность применения этих процедур, с учетом безусловного обеспечения прав человека, напрямую зависит от полноты и четкости нормативного правового регулирования их механизма.

Несмотря на тенденцию сокращения незаконной миграции, ее масштабы останутся все еще значительными. По-прежнему проникновение на территорию страны иностранцев по недействительным или поддельным въездным документам или вообще без них - достаточно распространенное правонарушение.

В этих условиях ставится задача - в самое ближайшее время обеспечить полномасштабный контроль за исполнением законодательства в сфере миграции. От подразделений иммиграционного контроля требуется максимально полный охват всех крупных строительных, жилищно-коммунальных и промышленных объектов, где используется преимущественно иностранная рабочая сила. Наряду с этим постоянное внимание должно уделяться так называемым средним и мелким работодателям-частникам, у которых на неформальной основе заняты гастарбайтеры.

Необходимо подчеркнуть, что все большее значение в сфере противодействия незаконной миграции приобретает международное сотрудничество.

Данное сотрудничество государств затрагивает ту область интересов, где общая заинтересованность в предотвращении и борьбе с указанным явлением обусловливает и совместные действия, и широкое использование международных механизмов.

Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность по пресечению незаконной миграции в тесном взаимодействии с миграционными ведомствами различных государств.

Ими выработаны конкретные меры, направленные на повышение координации и эффективности взаимодействия компетентных органов по снижению остроты, минимизации негативных последствий возможного обострения миграционной ситуации и обеспечение должного правового и социально-экономического положения трудящихся-мигрантов. В частности, принято решение о создании "горячей линии" между ФМС России и компетентными органами государств для оперативного обмена информацией об осложнении обстановки в местах массового пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов и осуществления ими трудовой деятельности.

Кроме этого, постоянно расширяется международная договорная база в части сотрудничества в противодействии незаконной миграции.

5 декабря 2008 г. были подписаны два Соглашения между Федеральной миграционной службой и Министерством внутренних дел Республики Беларусь о сотрудничестве в сфере миграции и о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграции.

Итак, все это позволило, даже в условиях нарастания негативных последствий мирового финансового кризиса, обеспечить результативную работу по целому ряду ключевых направлений. Прежде всего, по реализации миграционного законодательства, прогрессивный характер которого убедительно доказан правоприменительной практикой. Но все, же предстоит проделать еще значительный объем работы по совершенствованию правовой и организационной базы противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.

2.2. Проблемы регулирования труда иностранцев в России

В последние годы на российском рынке труда появился новый участник трудовых и связанных с ними отношений - иностранный работник. Привлечение подобных работников на законных основаниях в экономику нашей страны возросло с 129 тысяч человек в 1994 году до 1150 тысяч человек в 2006 году, т.е. в девять раз1. Юрков А.Л. К вопросу о целях осуществления иммиграционного контроля//Российское право.2007.№5.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«1». Чаще всего подобных работников привлекают на низкооплачиваемые профессии, которые совсем не требуют подготовки, но в последнее время появилась тенденция к найму профессиональных специалистов в российские компании со стороны. Подобные высококлассные специалисты привносят в компанию не только передовые технологии, свои знания, опыт и умение, но и новый стиль в работе. Это проявляется в более высокой дисциплине труда, более строгом планировании и контроле.

А в отношении первых, низкооплачиваемых, работников ответ напрашивается сам собой: подобные сотрудники обходятся работодателям гораздо дешевле. В силу этого, труд низкоквалифицированных иностранных работников пользуется широкой популярностью.

Но в любом из указанных случаев иностранный работник не является гражданином нашего государства - России, и его правовой статус имеет ряд особенностей и отличий.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) в ст. 2 говорит о том, что иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия у него гражданства (подданства) иностранного государства. Физическое лицо, которое не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, является уже лицом без гражданства1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.02г.№115-ФЗ«1 ».

Естественно, любой работодатель должен определить при приеме на работу, кто такой иностранец. К примеру, после распада Советского Союза все его бывшие граждане поделились на россиян и нероссиян. А именно, гражданами России фактически являются те жители нашей страны, регионы проживания которой перечислены в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

Пункт 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан начинается со слов, что данные основные понятия применяются именно в целях данного Закона, п. 2 продолжает эту мысль и говорит нам о том, что понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Поэтому в дальнейшем все, что касается иностранных граждан, будет относиться и к лицам без гражданства, естественно, за исключением особенностей, отличий и т.п. данных двух категорий.

Понятие "иностранец" - это собирательная категория, включающая в себя и иностранных граждан, и лиц без гражданства. Далее мы будем часто употреблять данное понятие.

Итак, при осуществлении в установленном порядке трудовой деятельности в РФ любой иностранец приобретает статус иностранного работника. А согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан, иностранный работник - это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность1. Там же.,«1».

При этом международное право зачастую оперирует терминами "мигрант", "трудящийся-мигрант", "работник-мигрант" и т.д., которые совершенно незнакомы российскому законодательству.

Считается, что термин "мигрант" охватывает все случаи, когда решение о миграции человек принимает свободно, по причинам "личного удобства" и без вмешательства внешнего принудительного фактора2. Пархонова Ю. Зарождение и формирование институтов миграционного права на примере соотношения понятий «беженец», «мигрант» и «иностранец//Международное право и международные отношения.2007.№3.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«2». Понятия "миграция" на протяжении длительного периода времени в международном праве не существовало. Оно не упоминается ни в Уставе ООН, ни во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ни в доктрине международного права. Чаще всего под миграцией понимается перемещение лиц независимо от формы перемещения, мотивов и сроков с территории одного государства на территорию другого, влекущее изменение их правового статуса, регулирование которого с момента пересечения данными лицами границы осуществляется законодательством принимающего государства и международно-правовыми документами3. Похлебаева А. Понятие миграции и ее классификация//Международное право и международные отношения.2005.№3.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«3».

Недостаточная разработанность понятий в миграционном праве вызвана тем, что миграция традиционно рассматривалась только на национальном уровне, и использование различных миграционных терминов и понятий варьируется в зависимости от конкретной страны. Тем более что порой даже в пределах одного государства термины "мигрант", "миграция" и т.д. могут различаться как по значению, так и по смыслу. Более того, наряду с привычными терминами в области миграционного права порой используются такие термины, как "чужеземец", "чужестранец", которые связаны с понятием "иностранец", а в некоторых случаях - с понятиями "мигрант" и "беженец".

Следовательно, некоторые институты миграционного права появились не в прошлом двадцатом веке, а много сотен лет назад. Нужно учитывать столь многолетний, просто огромный опыт. Ведь именно несовершенные способы решения проблем мигрантов и иностранцев, неразработанность данных понятий, их подмена, синонимичность и привели современный мир к приемлемому регулированию миграционных отношений в современном мире и России в частности1. Пархонова Ю. Зарождение и формирование институтов миграционного права на примере соотношения понятий «беженец», «мигрант» и «иностранец//Международное право и международные отношения.2007.№3.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«1».

В соответствии со ст. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (1990 г.)2. Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрнтов и членов их семей» от 18.12.90г.СПС-КонсультантПлюс.Международные правовые акты.«2», "термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является".

Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. определяет лишь одну из категорий лиц, входящих в понятие "мигрант", - категорию трудящихся-мигрантов, т.е. лиц, временно выезжающих из государства постоянного места жительства для устройства на работу3. «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» от 15.04.94г.СПС-КонсультантПлюс.Международные правовые акты.«3».

Другие источники, которые бы указывали понятие "мигрант", отсутствуют. В одном из государств - участников СНГ - Азербайджанской Республике - законодательство содержит определение понятия "мигрант", но его применение ограничивается пределами данного государства.

Разобравшись с понятием работника-мигранта, можно перейти к отношениям в сфере труда. Условия, включаемые в трудовой договор с иностранным работником, перечислены в ст. 57 Трудового Кодекса РФ (далее ТК РФ). Это фамилия, имя, отчество иностранного работника; его индивидуальный номер налогоплательщика; место и дата заключения трудового договора; место работы; трудовая функция; вопросы оплаты труда и премирования и т.п.

На иностранных работников распространяют свое действие нормы ст. 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю.

Конкретная продолжительность рабочего времени определяется в трудовом договоре в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации.

На иностранных работников, работающих именно по трудовому договору, распространяются положения ст. 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней).

Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.

В трудовой договор с иностранным работником может быть включено и условие об испытании, т.к. ст. 70 ТК РФ никаких ограничений на этот счет не содержит. Иностранному работнику можно установить испытание при приеме на работу и даже его уволить в связи с неудовлетворительным результатом испытания.

Обратиться с жалобой на незаконные действия работодателя (например, на существенное нарушение условий договора) можно в территориальный орган Федеральной миграционной службы.

При этом иностранцы, осуществляя трудовую деятельность в РФ по нормам трудового права, могут выступать как в качестве работников, так и в качестве работодателей.

Выступая именно в качестве работников, иностранцы заключают с работодателем трудовой договор, при этом не имеют значения вид и содержание данного договора. Исключения из этого правила могут иметь место в связи с установлением законодательством РФ особых правил при осуществлении иностранцами трудовой деятельности в РФ.

Нормы трудового законодательства РФ обязательны для применения на всей территории России (в том числе и на борту морских судов, плавающих в открытом море под флагом РФ, и в пределах континентального шельфа, и на территории посольств РФ за рубежом и т.д.).

Закономерным является то, что при правовом регулировании трудовых отношений с участием иностранных граждан используются как общие нормы, регулирующие трудовые отношения в целом, так и специальные нормы, которые учитывают те или иные особенности в регулировании труда с участием иностранцев. При этом указанные нормы должны использоваться в совокупности, при необходимости учитывая особые правила, установленные относительно условий труда иностранцев1. Наумова Р.Л. Труд иностранцев у Российского работодателя. Дашков и К.2009.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«1». Для привлечения и использования иностранных работников работодатель должен получить разрешение на использование иностранной рабочей силы.(см.Приложение №3,4.стр.63-65).

К примеру, по общему правилу согласно п. п. 4.2 и 5 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев иностранные граждане, временно пребывающие в России, не имеют права трудиться за пределами того региона РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу2. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.02.№115-ФЗ«2». Такое же ограничение действует и для иностранных граждан, временно проживающих на территории России. Это означает, что работодатель либо заказчик услуг должен отказать в приеме на работу (в заключении гражданско-правового договора) иностранцу, нарушающему указанные нормы. В противном случае работодатель может быть подвергнут привлечению к ответственности по ст. 18.15 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях3. КоАП РФ от 30.12.01. №195-ФЗ«3».

Но в миграционном законодательстве есть исключения из данного правила - это направление иностранного работника в служебные командировки в другие регионы России, а также, если его постоянная работа носит разъездной характер (выполняется в пути) и это закреплено в его трудовом договоре в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.09.07г. №607 «Об установлении списков профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в РФ, в случаях, установленных Правительством РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временно проживание)»1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.09.07. №607 «Об установлении списков профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в РФ, в случаях, установленных Правительством РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временно проживание)». СПС Консультант-Плюс. Законодательство.«1». Для того чтобы получить право на временное проживание иностранный гражданин и лицо без гражданства должно заполнить заявление о выдаче разрешения на временное проживание или выдаче вида на жительство (см.Приложения №1,2.стр.49,56).

Согласно ст. ст. 166, 167 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок, а также возмещаются расходы, связанные с поездкой. Из всего вышеперечисленного следует, что нахождение в командировке иностранного работника не меняет для него места основной работы. И в принципе нахождение в командировке не признается работой в другом субъекте России. То есть работодатель вправе направить иностранных работников в командировки по всей нашей стране, несмотря на то что разрешение на работу действует лишь на территории конкретного региона России. Но, по мнению контролирующих органов, поездка иностранного работника в командировку в иной субъект является нарушением правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако официальных разъяснений по данному вопросу нет, а есть лишь компромиссный вариант, указанный нами далее.

В соответствии с указанным ранее Приказом Минздравсоцразвития № 607, при направлении в командировку общая продолжительность трудовой деятельности иностранца вне пределов субъекта России не может превышать:

- для временно пребывающих - 10 календарных дней в течение действия разрешения на работу (обратите внимание на то, что это не срок одной командировки, а срок всех командировок работника в течение действия разрешения);

- для временно проживающих - 40 календарных дней в течение года.

В случае разъездной работы, общая продолжительность трудовой деятельности на территории иных субъектов России не может превышать:

- для временно пребывающих - 60 календарных дней в году;

- для временно проживающих - 90 календарных дней в течение года.

Все обозначенные случаи распространяются лишь на определенные профессии и должности, списки которых до настоящего времени официально не утверждены.

По моему мнению, правовое регулирование трудовых отношений с иностранным участием является сравнительно новым для трудового права РФ направлением, которого практически не было в советском трудовом праве и которое даже не сложилось в окончательной форме на сегодняшний день. К сожалению, данному вопросу как в учебной литературе по трудовому праву России, так и в других источниках уделяется недостаточное внимание, в частности, отсутствуют специальные разделы об особенностях регулирования в России труда иностранных граждан. В некоторых учебниках, изданных уже после принятия нового ТК РФ, лишь упоминается о существовании международных правовых актов, регулирующих сферу труда1. Молодцов, Н.В. Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов.М:.ИНФРА-М.2003.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«1».

Необходимо отметить, что еще до принятия трудового законодательства некоторые специалисты в области трудового права последовательно исследовали вопросы о регулировании труда иностранцев в России именно в рамках данной отрасли права. Так, И.Я. Киселев убедительно и последовательно доказывает в своих работах, что "применительно к трудоправовому статусу иностранцев, т.е. их положению в области труда и трудовых отношений, действует правило, согласно которому на них распространяется российское трудовое законодательство с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными соглашениями РФ с зарубежными странами2. Киселев И.Я. Международный труд: практическое пособие. М:. Юристъ.1997г.СПС-КонсультантПлюс.Комментарии законодательства.«2».

Закон о правовом положении иностранцев содержит в себе и административно-правовые нормы, регулирующие порядок оформления приглашений на въезд в РФ (гл. 2); порядок регистрации иностранцев в РФ (гл. 3), учета иностранцев, временно пребывающих и проживающих в РФ (гл. 4), контроля за пребыванием и проживанием иностранцев в РФ (гл. 5), ответственность за нарушения законодательства (гл. 6). Но все перечисленные нормы не регулируют основанные на трудовом договоре отношения по труду с участием иностранцев, не устанавливают трудовых прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства во взаимоотношениях последних с российскими работодателями, которые являются физическими и юридическими лицами. Об этом необходимо помнить.

Таким образом, миграционному законодательства Российской Федерации все же еще предстоит преодолеть значительный объем работы по совершенствованию правовой и организационной базы противодействия незаконной миграции на территорию Российской Федерации.

Так же мы выяснили, что термин "иностранный работник", используемый в российском законодательстве, не совпадает с терминами и понятиями, используемыми в международном трудовом праве при анализе таких категорий, как "трудящийся-мигрант" или "работник-мигрант".

Подводя итог, отметим все-таки, что под иностранцами законодательство понимает жителей и ближнего (это страны СНГ и Прибалтики), и дальнего зарубежья. Единственное исключение - граждане Белоруссии. Данных граждан оформляют на работу так же, как и российских граждан, т.е. никаких дополнительных бумаг не потребуется.

В целом же иностранцев, работающих в российских организациях, можно условно разделить на две большие группы. Одни - это специалисты из Европы и США, которых обычно приглашают крупные компании. Другие иностранные граждане приезжают в Россию на заработки из ближнего зарубежья. Нанимая их, организация или предприниматель экономят, так как получают сравнительно дешевую рабочую силу.

А так же Закон о правовом положении иностранных граждан не регулирует основанные на трудовом договоре отношения по труду с участием иностранных граждан. Несовершенство процедуры поиска работы и трудоустройства приводит к тому, что многие работодатели "обрастают" определенной инфраструктурой, непосредственно не относящейся к трудовым отношениям (обеспечивают работникам минимально необходимые жилищные и бытовые условия, помогают в переводе денег на родину и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты