Рефераты

Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области

Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области

25

Кафедра конституционного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области

Тверь 2010

Введение

Выбрав предметом
курсовой работы тему «Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области», автор работы счел этот вопрос наиболее интересным в области Конституционного права. Актуальность данной темы обусловлена общей тенденцией заинтересованности населения в реализации полномочий власти именно на уровне субъекта Федерации. Четко регламентированный, конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания помогает нам увидеть пределы осуществления своих полномочий, гарантии деятельности, права и обязанности данного института государственной власти и конкретизировать его на примере Тверской области.

Целью курсовой работы является изучение конституционно-правового статуса депутата Законодательного Собрания Тверской области. Задачами на пути к поставленной цели являются:

·
Определение социально-политического назначения депутата и сущности его мандата;

· Определить условия возникновения и прекращения полномочий депутата;

· Раскрыть полномочия депутата Законодательного Собрания Тверской области;

· Выявить гарантии деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области.

1. Социально-политическое назначение депутата. Сущность его мандата

Прежде чем говорить о социально-политическом назначении депутата и сущности его мандата необходимо определить нормативно-правовую базу, регламентирующую правовое положение депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Высшую юридическую силу имеет норма, содержащаяся в части 1 ст. 77 Конституции РФ, которая гласит, что «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом». Таким образом, следует отметить, что регулирование вопросов связанных с деятельностью законодательных органов субъектов РФ отнесена в большей части к ведению самого субъекта, однако, данная деятельность не должна противоречить не только нормам Конституции РФ, но и нормам федерального законодательства, в частности Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На уровне Тверской области правовой статус депутата определяет Устав Тверской области и Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области».

Депутатом Законодательного Собрания Тверской области является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Законодательное Собрание Тверской области и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа государственной власти Тверской области и представлять интересы избирателей.

Устав регламентирует не только положение о том кто может быть депутатом, но и налагает определенные ограничения и обязанности. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. По сути, данная формулировка повторяет и конкретизирует положение ст. 32 Конституции РФ, которая гласит, что: «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тверской области или государственные должности государственной службы Тверской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Согласно 72 статьи Устава Тверской области органы государственной власти области и органы местного самоуправления, их должностные лица представляют интересы населения области и ответственны перед ним, представляется вполне обоснованным то, что данное положение относится и к депутатам Законодательного Собрания Тверской области. Основываясь на этой норме можно сказать, что основное социально-политическое назначение депутата это представлять интересы населения области в рамках имеющихся полномочий. Такое довольно широкое положение уточняет Закон тверской области «О статусе Депутата Законодательного собрания».

Согласно этому закону депутаты «участвуют в заседаниях Собрания, в работе соответствующих комитетов, рабочих комиссий и групп, создаваемых Собранием, в выполнении поручений Собрания и его органов, слушаниях, организуемых Собранием или постоянными комитетами, работают с избирателями, участвуют в работе депутатских объединений, депутатских групп в Собрании. Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству». Однако, центральное место в работе депутата занимает законотворчество, так или иначе, все вышеперечисленное направлено в первую очередь на принятие законодательного акта, призванного регулировать правоотношения, находящиеся в компетенции органов власти Тверской области: организация и обеспечение местного самоуправления в области, вопросы обеспечения экономического и социального развития области, вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Подводя итого выше сказанному, хотелось бы отметить, что основное социально-политическое назначение депутата Законодательного собрания Тверской области заключается в представлении интересов населения, и в первую очередь путем реализации законотворческой функции. Значимым является и то, что депутат - избирается населением, иначе говоря, депутат получает право на принятие подобных решений от самого населения и должен осуществлять обязанности в интересах населения. Также нельзя не упомянуть о сущности мандата депутата. Ряд учёных, среди которых можно выделить Авакьяна С.А., высказывают мнение о том, что мандат в свою очередь, может быть условно разделён на виды: «свободный» и императивного характера.

Первый означает, что депутат не связан поручениями своих избирателей, нуждами территории, на которой находиться его округ. Юридически это означает, что у депутата нет ответственности перед своими избирателями - он не просто связан их поручениями, но ещё и не обязан отчитываться перед ними; избиратели не имеют право отозвать его. Естественно, не следует упрощать их отношения - депутат старается не потерять контактов с избирателями, что-то делать для них. В конце концов, ведь пройдёт время и у них же придётся искать поддержки для нового избрания.

Императивность мандата вовсе не означает, что депутат становиться марионеткой в руках своих избирателей, в этом случае появляется не просто связь с избирателями своего округа, но и ответственность перед ними, прямая защита интересов населения через осуществление своих непосредственных полномочий.

2. Возникновение и прекращение полномочий депутата

Депутатом Законодательного Собрания Тверской области является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в Законодательное Собрание Тверской области и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа государственной власти Тверской области и представлять интересы избирателей. Депутат избирается на 5 лет. Основанием возникновения депутатских полномочий является избрание на данную должность населением определенного округа. Система выборов на подобные должности является одним из основополагающих принципов демократии и осуществляется путем всеобщего тайного голосования Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Ст. 10. . Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Получивший наибольшее число голосов избирается на должность депутата. Интерес вызывает тот факт, что в законе напрямую зафиксировано, что депутат при осуществлении своей деятельности руководствуется не только законодательством и собственными убеждениями, но и предвыборной программой Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Ст.2.. Таким образом можно сделать вывод об ответственности депутата перед избирателями за невыполнение предвыборной программы, которая во многом, и определяет пристрастия избирателей.

Полномочия депутата начинаются со дня вручения ему удостоверения об избрании депутатом при условии сложения с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области, и заканчиваются в день открытия первого заседания Собрания нового созыва.

Большей разнообразностью отличаются основания прекращения депутатом своих полномочий. Согласно Закону Тверской области «О статусе депутата Законодательного собрания Тверской области» основанием прекращения депутатских полномочий является не переизбрание на должность депутата. Кроме того, ст. 4 Закона предусматривает основания досрочного прекращения полномочий:

1) письменного заявления депутата о сложении полномочий;

Депутат вправе в любое время по собственному желанию сложить с себя полномочия. Данное заявление рассматривается на заседании Законодательного Собрания.

2) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Собрания;

4) признания гражданина, являющегося депутатом Собрания, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

5) объявление гражданина, являющегося депутатом Собрания, умершим решением суда, вступившим в законную силу;

6) смерти депутата;

7) отзыва депутата избирателями;

8) досрочного прекращения деятельности Собрания.

Решение о прекращении полномочий депутата Собрания принимается на заседании Собрания.

Кроме того, депутат досрочно лишается полномочий если в течение срока своих полномочий депутат являлся депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещал иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Тверской области или государственные должности государственной службы Тверской области, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» Ч.1 ст. 5 .

Такие основания как вступление в законную силу обвинительного приговора суда, признание гражданина недееспособным и объявление гражданина умершим дублируют норму, касающуюся требований, предъявляемых к кандидатам на должность депутата. Следует отметить, что решение о прекращении полномочии может быть принято только на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Вызывает интерес и пункт об отзыве депутата избирателями. В данном случае необходимо отметить, что данный пункт не раскрывается ни в Уставе Тверской области, ни в Законе «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». В федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» данный пункт также своего раскрытия не получил.

Наиболее развернуто раскрыт о основание прекращения депутатских полномочий в случае досрочного прекращения деятельности Собрания. Согласно федеральному закону Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Ст. 4, 4.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом устава и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уставу субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Данное решение принимается в форме указа или постановления.

В случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный соответствующим судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения Президента Российской Федерации о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Кроме того, возможность роспуска Законодательного собрания предусмотрена и при назначении лица на должность Губернатора Тверской области. В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в установленный Федеральным законом срок не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации проводит соответствующие консультации с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня отклонения указанной кандидатуры либо непринятия решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Президент РФ вправе распустить Законодательный орган в случае:

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды отклонил представленную кандидатуру (представленные кандидатуры) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды не принял решение об отклонении представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный законом срок;

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации после отклонения представленной кандидатуры не принял во второй раз решение об отклонении представленной кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок;

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение об отклонении представленной кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок, а во второй раз принял решение об отклонении представленной кандидатуры.

В случае, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.

Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Ст. 4.1.

Решение о самороспуске может быть принято и самим Законодательным Собранием. Оно должно быть принято двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов Законодательного Собрания. Кроме того, роспуск происходит и в случае вступления в силу решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий Устав Тверской области. Ст. 103.

Таким образом, можно говорить о том, что большинство оснований возникновения и прекращения полномочий депутата довольно подробно регламентированы и на федеральном уровне, и на уровне субъекта федерации. Исключением, пожалуй, является такое основание прекращение депутатских полномочий, как отзыв депутата избирателями.

3. Полномочия депутата Законодательного Собрания

Полномочия депутата Законодательного собрания Тверской Области довольно подробно регламентированы. Они закреплены в Законе Тверской области «О статусе депутата Законодательного собрания Тверской области». Однако, следует отметить некоторое противоречие в данном нормативно-правовом акте: полномочия депутата содержатся во второй главе закона, которая именуется как «Гарантии депутатской деятельности» и объединены с
гарантиями его деятельности.

В данном законе отражены такие полномочия депутата как:

Право законодательной инициативы депутата Собрания.

Депутат Собрания имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в СобраниеЗакон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Ст. 11 :

- областных законопроектов и поправок к ним;

- законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.

Участие депутата Собрания в заседаниях Собрания, комитетов и комиссий.

Депутат Собрания обязан участвовать в работе Законодательного Собрания, в составе комитетов и комиссий, в которые он избран. Депутат принимает личное участие в заседании Собрания, комитета, комиссии, членом которых он является.

Депутат Собрания пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Собранием, а также комитетом или комиссией, членом которых он является. Депутат Законодательного Собрания лично осуществляет свое право на голосование. При проведении открытого голосования на заседаниях Законодательного Собрания, постоянного комитета Законодательного Собрания депутат Законодательного Собрания вправе передать свой голос другому депутату Законодательного Собрания в связи с отсутствием на заседании по обстоятельствам, имеющим исключительный характер, в порядке, определенном Регламентом Законодательного Собрания Тверской области.

Депутат Собрания реализует на заседании Собрания, соответствующих комитетов или комиссий предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Собрания, Положениями о комитетах и комиссиях, другими актами, регулирующими деятельность Законодательного собрания.

Депутат, не входящий в состав комитета или комиссии, может присутствовать на их заседаниях с правом совещательного голоса Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Ст. 13.

Участие депутата Собрания в заседаниях Собрания, комитетов и комиссий является и правом и обязанностью депутата.

Участие депутата в выполнении поручений Собрания и его органов.

Депутат обязан выполнять поручения Собрания и его органов, данные в пределах их компетенции.

О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно Собрание или его органы, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов Российской Федерации, других актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Право депутата Собрания на получение и распространение информации.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, в течении 10 дней предоставляют ему необходимую информацию и документацию с учетом федерального законодательства о государственной тайне.

Депутат Собрания имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Депутат Собрания имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных и муниципальных средствах массовой информации Тверской области. При этом материалы, представляемые депутатом Собрания по поручению Собрания, его комитетов и комиссий, а также депутатских объединений в Собрании, подлежат обязательному опубликованию или распространению через печатный орган Законодательного Собрания газету «Тверские ведомости» в срок, согласованный с депутатом. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Обращение депутата Собрания с вопросом к Губернатору области и его заместителям, руководителям исполнительных органов государственной власти Тверской области на заседании Собрания.

Депутат Собрания вправе обращаться с вопросом к Губернатору области и его заместителям, руководителям исполнительных органов государственной власти области на заседании Собрания.

Вопрос в письменной форме заблаговременно должен передаваться депутатом в аппарат Собрания, что является основанием для приглашения на заседание Собрания соответствующего заместителя Губернатора или руководителя исполнительного органа государственной власти области.

В случае если приглашенный заместитель Губернатора или руководитель исполнительного органа государственной власти области не имеет возможным прибыть на заседание Собрания, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В случае невозможности участия в заседании Собрания Губернатора ответ на обращение в его адрес дает один из его заместителей Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области». Ст. 16.

Депутатский запрос.

В случае, когда обращение депутата касается фактов нарушения законов и других нормативных правовых актов области, то Законодательное Собрание признает его депутатским запросом.

Депутатский запрос направляется для изучения в комитеты Законодательного Собрания либо постановлением Законодательного Собрания включается в повестку дня.

Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано дать устный или письменный ответ, который оглашается на заседании Собрания в тот же день, либо на очередном заседании Законодательного Собрания. Депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом Законодательным Собранием принимается решение.

Запрос, ответ на него, а также постановление Собрания, принятое по результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом, подлежит обязательному опубликованию.

Депутатская проверка.

По вопросам компетенции Собрания решением Собрания или комитета (в пределах его полномочий) может быть назначена депутатская проверка. В решении Собрания или комитета определяется цель, задачи, порядок и иные вопросы организации и проведения проверки. К проведению проверки могут привлекаться специалисты. Все государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении проверки. Результатом проверки является мотивированное заключение, решение по которому принимается Законодательным Собранием или комитетом.

Право депутата Собрания на безотлагательный прием должностными лицами.

По вопросам своей депутатской деятельности депутат Собрания пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций на территории Тверской области Там же. Ст. 20.

Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан.

Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению соответствующими органами и должностными лицами, ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в Законодательное Собрание и органы местного самоуправления, а при необходимости в другие государственные, общественные органы Там же. Ст. 21..

Содействие депутату в работе с избирателями.

Депутату Собрания в его избирательном округе главой соответствующей администрации для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, помещение, как правило, в здании занимаемом администрацией, оборудованное мебелью и средствами связи, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями. Следует отметить, что обращаться за содействием к главе соответствующей администрации или не обращаться это право депутата. В данной редакции устанавливается обязанность главы администрации содействовать депутату при осуществлении его полномочий.

Таким образом, можно сказать, что полномочия депутатов довольно подробно регламентированы второй главой Закона Тверской области «О статусе депутата Законодательного собрания Тверской области», однако в тексте закона не прослеживается четкого деления на права и обязанности депутата, также следует вспомнить и о том, что полномочия депутата помещены в главу, которая именуется «Гарантии деятельности депутата», что не совсем верно с точки зрения построения нормативно-правового акта.

4. Гарантии деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области

Прежде чем говорить непосредственно о гарантиях деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области необходимо дать определение гарантиям как таковым. Закон Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» в ст. 10 говорит: «Депутату Собрания на территории Тверской области гарантируется беспрепятственная реализация его прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством». Таким образом, можно сформулировать определение гарантий. Гарантии - законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие деятельность депутата. К таковым можно отнести:

1) гарантии неприкосновенности депутата Собрания (ст. 23);

2) право депутата Собрания на отказ от дачи свидетельских показаний (ст. 24);

3) освобождение депутата Собрания от призыва на военную службу и на военные сборы (ст. 25);

4) гарантии трудовых прав депутата (ст. 26);

5) освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей в связи с осуществлением депутатских полномочий (ст. 27);

6) обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Собрания его полномочий (ст. 28);

7) другие материально-технические условия обеспечения деятельности депутата (ст. 32).

Гарантии неприкосновенности депутата Собрания.

В случае привлечения депутата Законодательного Собрания Тверской области к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.

Депутат Законодательного Собрания не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Право депутата Собрания на отказ от дачи свидетельских показаний.

Депутат Собрания вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Освобождение депутата Собрания от призыва на военную службу и на военные сборы.

Депутат Собрания освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.

Гарантии трудовых прав депутата Собрания.

Срок полномочий депутата Собрания, работающего на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу и службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончанию срока его полномочий в течение 3-х месяцев предоставляется прежняя работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Депутату Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, по окончании срока его полномочий выплачивается денежное пособие в соответствии с законом Тверской области «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Тверской области (государственные должности категории «А»)».

В случае досрочного прекращения деятельности Собрания депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, в период до трудоустройства, но не более 1 года, из областного бюджета выплачивается денежное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. На депутата, работающего на профессиональной постоянной основе, распространяется федеральное законодательство о государственной службе в части, не противоречащей статусу депутата.

Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей в связи с осуществлением депутатских полномочий.

Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Собрании на профессиональной постоянной основе производится администрацией предприятий, организаций и учреждений по письменному заявлению депутата в указанный им срок.

Депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, освобождается от основной производственной или служебной деятельности по собственной инициативе на основании письменного уведомления. Требование каких-либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев.

Законодательное Собрание компенсирует предприятиям, организациям и учреждениям выплаченные депутатам суммы заработной платы за период освобождения.

Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом Собрания его полномочий.

Размер денежного содержания Председателя Собрания, заместителя Председателя Собрания, председателя постоянного комитета, заместителя председателя постоянного комитета, депутата, работающего на профессиональной постоянной основе регулируется законом Тверской области «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Тверской области (государственные должности категории «А»)».

Депутату возмещаются командировочные расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, оплачивается проезд и проживание в гостинице (найм жилого помещения), на основе соответствующих документов.

Депутату на основании соответствующих документов ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатских полномочий в избирательном округе, в размере, не превышающем пятидесяти процентов месячного должностного оклада депутата Законодательного Собрания Тверской области, работающего на профессиональной постоянной основе.

При предъявлении удостоверения депутата Законодательного Собрания на территории области билетные кассы речного, железнодорожного, автобусного вокзалов обязаны вне очереди предоставить депутату проездной билет на одно место, а администрация гостиницы - отдельный номер.

Другие материально-технические условия обеспечения деятельности депутата.

Депутату Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой.

Депутат в период осуществления депутатских полномочий имеет право на установку квартирного телефона вне очереди за счет собственных средств.

В качестве основного вывода можно сказать, что основные гарантии деятельности депутатов Законодательного Собрания Тверской области, закрепленные в Законе Тверской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» дублируют положения статей Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Заключение

В результате работы был определен и исследован конституционно-правовой
статус депутата Законодательного Собрания Тверской области. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Основное социально-политическое назначение депутата Законодательного собрания Тверской области заключается в представлении интересов населения, и в первую очередь путем реализации законотворческой функции.

2. Основанием возникновения депутатских полномочий является избрание на данную должность населением определенного округа.

Полномочия депутата начинаются со дня вручения ему удостоверения об избрании депутатом при условии сложения с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата Законодательного Собрания Тверской области, и заканчиваются в день открытия первого заседания Собрания нового созыва.

3. Полномочия депутата Законодательного собрания Тверской Области довольно подробно регламентированы, и определяются в соответствие с нормативно-правовыми актами как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта.

3. Гарантиями деятельности депутата Законодательного Собрания Тверской области являются законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие деятельность депутата.

Таким образом, по мнению авторов работы, именно так можно определить конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания Тверской области.

Библиография

1. Конституция РФ. «Российская газета», №237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11,29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г.). // Российская газета. 19 октября 1999

3 Устав Тверской области (с изменениями от 28 сентября 2000 120 - ОЗ-2; 14 марта 2002 1-ЗО; от 08 июля 2002 1-ПУ; от 03 октября 2002 2-ПУ; от 14 марта 2003 3-ПУ; от 29 мая 2003 4-ПУ; от 10.02.2004 5-ПУ; от 15 ноября 2005 6-ПУ). // Тверские ведомости. 98, 4 - 10 декабря 1998.

4. Закон Тверской области от 20 октября 1994 г. №4 «О статусе депутата Законодательного Собрания Тверской области» (с изменениями от 22 февраля и 21 марта 1996 г., апреля, 26 ноября 1998 г., 27 мая 1999 г., июля 2000 г., 9 апреля, 11 июня, 3 октября 2002 г., января 2003 г., 10 февраля 2004 г.). // Тверские ведомости, №87, 18-24 ноября. 1994 г.

5. Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность - М.: Политиздат, 1997. - 287, [1] с.; 16 см.

6. Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права. М., 2003. С. 178.

7. Абрамова А.И. Право законодательной инициативы: проблемы обеспечения и защиты. // «Журнал российского права», 2006, №3


© 2010 Современные рефераты