Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве
p align="left">Конституцией Украины гражданам предоставлено право на свободу объединения в политические партии (ст.36), принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными (ст.38).
Социально-экономические права и свободы - возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Наиболее широкий перечень данных прав и свобод содержат Конституции Италии, Испании, Португалии, где включены специальная глава или раздел (в Португалии - «Права и обязанности в экономической, социальной и культурной сфере»). Также подобные положения содержатся в конституциях Болгарии, Марокко, Дании, Индии, Гватемалы, Бангладеш, Габона.
Подавляющее большинство конституцийзакрепляют право частной собственности, гарантируют её защиту, а также свободное пользование и распоряжение ей. Вместе с тем в соответствии с распространённой формулой «собственность обязывает» (Основной закон ФРГ) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан [19, с.210].
В Украине впервые в Конституции было закреплено приоритетное право частной собственности (в отличие от Конституции СССР и УССР), а также право на предпринимательскую деятельность (ст.ст.41,42). Кроме того, Конституция Украины гарантирует право граждан на социальную защиту, обеспечение в случае потери трудоспособности (ст.46), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.48), право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст.49).
Права и свободы в области культуры - закрепленные в конституциях возможности человека избирать вид и меру поведения, пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры (Польша); национальными и общечеловеческими культурными ценностями(Болгария); свобода художественного, научного и технического творчества (Болгария); свобода научных исследований и искусства(Словакия) [19, с.211].
Гражданам Украины гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности (ст.54 Конституции Украины).
Конституционные обязанности - закрепленные в основном законе и охраняемые государством требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Личные обязанности: заботиться о детях (ухаживать за детьми и воспитывать их до совершеннолетия - Болгария); заботиться об учебе своих детей (Венгрия); воспитание детей честными и сознательными (Польша); платить алименты (Польша) [19, с.211].
Основной Закон Украины предусматривает обязанность родителей содержать детей до их совершеннолетия, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих родителях (ст.51 Конституции Украины).
Политические обязанности. Все граждане согласно конституциям Грузии, Испании, Украины, Хорватии обязаны соблюдать конституцию и законы своей страны. В ряде конституций речь идёт об обязанностях всех граждан быть верными, преданными своему государству (Ирландия, Румыния, Сан-Марино). Особенностью Конституции Азербайджана является установление в ней обязанности каждого гражданина уважать государственные символы Республики - её флаг, герб и гимн [19, с.211].
В Украине обязанностью каждого является соблюдение Конституции Украины и законов Украины (ст.68 Конституции Украины), обязанностью граждан Украины является защита Отчизны, уважение ее государственных символов (ст.65 Конституции Украины).
К социально-экономическим обязанностямотносятся: уплата налогов и сборов; бережное отношение к общественной собственности и ее укрепление; трудиться (Испания, Португалия, Габон, Уругвай); в Гватемале бродяжничество наказуемо; в Коста-Рике труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества; но в ФРГ принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В мусульманских странах существует обязанность выплачивать закят - 5-ти процентный налог на доход для содержания бедных [19, с.209].
В Украине также вменяется в обязанность каждого уплата налогов и сборов, а также для граждан - ежегодная подача в налоговую инспекцию декларации о доходах и имущественном положении (ст.67 Конституции Украины).
Социально-культурные обязанности:- учиться, получить образование (в Колумбии - с 5 до 15 лет, включая 1 год в дошкольном учреждении); охранять окружающую среду (Болгария, Словакия); хранить и умножать культурное наследие (Словакия) [19, с.209].
Конституцией Украины предусмотрена обязанность каждого не причинять вреда природе, культурному наследию и возмещать причиненные им убытки (ст.66 Конституции Украины).
Таким образом, как в зарубежных конституциях, так и в Конституции Украины закрепляется весьма широкий круг прав и свобод человека и гражданина, способствующий реализации их интересов и потребностей, и относительно небольшой перечень обязанностей, которые необходимо исполнять в интересах общества, государства и других граждан.
2.3Гражданство как основной конституционно-правовой институт
Гражданство - постоянная правовая связь человека и государства. Такая связь, как правило, возникает с рождением человека и сохраняется в течение всей его жизни. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам обеспечение прав и свобод, граждане, в свою очередь, находясь под защитой государства, принимают на себя определенные обязанности.
Гражданство было известно еще в рабовладельческий период, когда гражданами могли считаться лишь свободные люди. В период феодализма существовал институт подданства, означавший не только подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. Гражданство в массовом порядке начало появляться после ликвидации абсолютизма и утверждения конституционного строя. Впервые термин «гражданин» провозглашен французской революцией в Декларации прав человека и гражданина 1799г. [16, с.104].
Формирование гражданства в независимой Украине началось с Декларации о государственном суверенитете, которая содержала отдельный раздел о гражданстве. Вопросы, связанные с гражданством Украины, решаются на базе Конституции Украины, Закона Украины «О гражданстве Украины» от 1997г., международных договоров.
Гражданство Украины - это стойкая, неограниченная в пространстве правовая связь физического лица с государством Украина, основанная на юридическом признании государством данного лица гражданином Украины, вследствие чего лицо и государство приобретают взаимные права и обязанности в объеме, предусмотренном Конституцией и законами Украины [13, с.117,118].
Процесс становления украинского гражданства после приобретения Украиной независимости отталкивается от «нулевого» варианта, сущность которого заключается в праве всех жителей Украины (бывших граждан СССР) принять украинское гражданство. При этом не устанавливались какие-либо требования относительно знания украинского языка, временного ценза и т.п.
Прекращение гражданства означает утрату постоянной связи лица с государством Украина и в этом случае лицо приобретает совершенно другой правовой статус. На него не распространяются в полном объеме юрисдикция государства, оно не пользуется защитой государства и его права и свободы, в частности, политические, экономические значительно сужаются [17, с.33].
Конституция Украины устанавливает, что «гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство» (ст.25 Конституции Украины).
Признаками гражданства как определенной связи лица и государства являются: правовой характер; неограниченность в пространстве и времени; максимальный объем взаимных прав и обязанностей.
Эта связь проявляется в распространении на данное лицо суверенной власти государства независимо от места жительства этого лица - на территории государства или за его границами.
Принципы гражданства - это те основные положения, которые определяют существенные черты отношений гражданства. Конституция Украины (ст.ст.4,25) и Закону Украины «О гражданстве Украины» (ст.2) закрепляют следующие принципы гражданства Украины:
1) единое гражданство: гражданство государства Украина, исключающее возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Данный принцип не означает абсолютного запрещения бипатризма (двойного гражданства). В отдельных случаях гражданин Украины может быть одновременно и в гражданстве другого государства. Например, это касается детей, которые по рождению одновременно с гражданством Украины приобрели и гражданство другого государства;
2) предупреждение возникновения случаев апатризма (без гражданства);
3) неотъемлемость гражданства: невозможность лишения гражданина Украины гражданства Украины. Данный принцип закреплен в Конституции Украины в соответствии с положениями ч.2 ст.15 Всеобщей Декларации прав человека: «никто не может быть безосновательно лишен гражданства или права изменить свое гражданство»;
4) признание права гражданина на изменение гражданства;
5) невозможность экстрадиции или депортации граждан Украины: гражданин Украины не может быть изгнан за пределы государства или выдан другому государству (ч.2ст.25 Конституции Украины);
6) невозможность автоматического приобретения гражданства Украины иностранцем или лицом без гражданства вследствие заключения или расторжения брака: в случае заключения брака иностранного лица или лица без гражданства с гражданином Украины, такое лицо не приобретает автоматически гражданство Украины и, наоборот, не лишается гражданства Украины, если расторгает брак с гражданином Украины или если второй из супругов вышел из гражданства Украины;
7) равенство перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения гражданства Украины;
8) сохранение гражданства Украины независимо от места жительства гражданина Украины [13, с.119].
Л.А. Касынюк среди принципов гражданства Украины выделяет еще такой, как открытый и свободный характер гражданства Украины [17, с.31]. С данным мнением можно согласить лишь отчасти, т.к. в соответствии с Законом Украины «О гражданстве Украины» существуют определенные требования к претендентам на гражданство Украины (обязательство прекратить иностранное гражданство, беспрерывное проживание на законных основания на территории Украины на протяжении последних пяти лет, знание государственного языка и т.д.), существуют категории лиц, которые не принимаются в гражданство Украины (совершившие преступления). Выход из гражданства Украины также сопряжен с некоторыми особенностями. Например, с целью сокращения случаев апатризма при депатриации, допускается выход из гражданства Украины при условии приобретения гражданства другого государства или получения документа, выданного уполномоченными органами другого государства о том, что гражданин Украины приобретет его гражданство, если выйдет из гражданства Украины (ст. 18 Закона Украины «О гражданстве Украины»). Таким образом, говорить о принципе свободного характера гражданства Украины можно лишь в части, что никто не может запретить гражданину Украины выйти из гражданства Украины (см. принцип 4)) и изменить свое гражданство; и каждый человек может подать ходатайство о вступлении в гражданство Украины.
Следует особо отметить, что Конституция Украины не закрепляет принцип двойного гражданства.
Основаниями для приобретения гражданства являются:
1) рождение;
2) происхождение;
3) принятие гражданства;
4) восстановление в гражданстве;
5) основания, предусмотренные международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан Украины является приобретение гражданства в связи с рождением. Его еще называют филиацией. Гражданство приобретается на базе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места проживания (данный принцип действует в Австрии, Норвегии, Финляндии, Италии и др. странах), во втором случае - ребенок становится гражданином той страны, на территории которой он родился (Бразилия, страны Латинской Америки). В некоторых странах (США, Франция и др.) применяется смешанный принцип. Украина также придерживается смешанного принципа [16, с.105].
В систему органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, входит Президент Украины; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Украины; Министерство внутренних дел и подведомственные ему органы; Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульства. Президент Украины, как глава государства, уполномочен решать вопросы о принятии в гражданство Украины и прекращении его, о предоставлении убежища в Украине (п.26 ст.106 Конституции Украины).
В Конституции Украины для обозначения субъектов права употребляются: «каждый», «все», «каждый человек», «никто», а также «гражданин Украины», «граждане». Данные формулы определяют субъективный состав конституционного статуса и соответственно ему объем и содержание прав, свобод и обязанностей. Личные права (ст.ст.27-35 Конституции Украины) касаются всех людей, каждого человека независимо от правой связи с государством (гражданством) - это право на жизнь, право на жилище, право на труд и т.д. Понятия «права человека» и «права гражданина» - близкие, но не тождественны. Они отражают разные аспекты статуса личности, а их отличие связано с дуализмом современного общества, которое, с одной стороны - гражданское, а с другой - политически организованное [17, с.33] Человек как член гражданского общества является субъектом прав, вытекающих из естественного права, их объем одинаковый для всех людей. Эти права имеют определяющий характер, они присущи всем людям от рождения, они не обусловлены принадлежностью к гражданству Украины или какого-либо другого государства и не зависят от того, признает их государство или нет. Права гражданина, то есть человека как члена политически организованного общества, вытекают из позитивного права, они закрепляют за личностью силу ее принадлежности к гражданству Украины, хотя, как и права человека, они также имеют неотъемлемый характер. Таким образом, только граждане Украины владеют в полном объеме правами, которые относятся к общепризнанным правам человека, и правами, которые Конституция Украины связывает с принадлежностью к гражданству Украины [13, с.114].
2.4 Международно-правовые основы прав и свобод человека
Внедрение единой мировой системы защиты прав и свобод человека стало одной из самых важных задач созданной по окончании Второй мировой войны Организации Объединенных Наций, одним из учредителей которой является Украина. В Уставе ООН среди целей деятельности было определено: международное сотрудничество для содействия общему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Создание такой системы защиты предусматривало не только формирование системы международного права путем принятия обязательств странами-членами ООН через международные многосторонние и двухсторонние соглашения, а и построение международного механизма, который обеспечивал бы контроль исполнения этих обязательств в области прав человека.
Краеугольным камнем в построении международной системы защиты прав человека стало принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. Всеобщей декларации прав человека. Этот документ фактически стал манифестом человечества о необходимости обеспечения прав человека. Это был один из самых важных выводов последствий II мировой войны. И хотя положения этой Декларации носят рекомендательный характер, они были положены в основу перестройки всей системы международного законодательства в отрасли прав и свобод человека.
В 1966г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе со Всеобщей декларацией прав человека и двумя дополнительными протоколами к Международному пакту о гражданских и политических правах составили Международный билль о правах человека.
Указанные пакты являются международно-правовыми договорами. Их особенность заключается в том, что когда государства, являющиеся членами ООН или которые ними еще не стали, ратифицирует пакт и становятся его государствами-участниками, они добровольно берут на себя ряд юридических обязательств по защите прав, который содержатся в соответствующем тексте прав и норм, а также добросовестно обеспечивать соответствие национальных законов своим международным обязательствам. Таким образом, ратификация договоров в отрасли прав человека предусматривает ответственность и подотчетность государства в этих вопросах как перед международным сообществом и перед другими государствами, так и перед своими гражданами и другими лицами, проживающими на его территории [19, с.180].
Принятые пакты внедряли также конкретные механизмы контроля защиты соответствующих прав: Международный пакт о гражданских и политических правах стал основой для создания в 1976г. отдельного органа ООН - Комитета по правам человека, на который было возложено осуществление надзора за соблюдением обязательств, взятых государствами-участниками договора. А в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах полномочия по осуществлению мониторинга исполнения обязательства предоставлялись существующему органу ООН - Экономическому и социальному совету. Только в 1985 г. был создан отдельный Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН был принят целый ряд универсальных конвенций. В частности, в 1965 г. принята Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1979г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин, в 1984г. - Конвенция против пыток и других жестоких, нечеловечных либо унижающих достоинство видов поведение и наказания, в 1989г. - Конвенция о правах ребенка, в 1990г. - Международная конвенция о защите прав всех работающих - мигрантов и членов их семей, в 2006г. - Конвенция ООН о правах инвалидов и Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений. Этими конвенциями предусматривается создание соответствующих конвенционных комитетов. В 1970г. был создан соответствующий конвенционный комитет - Комитет по ликвидации расовой дискриминации, в 1982г. - Комитет по ликвидации дискриминации женщин, в 1987г. - Комитет против пыток, в 1991г. - Комитет по правам ребенка, в 2003г - Комитет по защите прав всех работающих мигрантов и членов их семей, в 2008г. - Комитет по правам инвалидов.
Конвенционные комитеты образуют систему конвенционных органов ООН. Все государства, ратифицировавшие эти пакеты и конвенции либо присоединившиеся к ним, обязаны предоставлять соответствующим комитетам доклады о принятых ними мерах по воплощению в жизнь прав, закрепленных в пактах и конвенциях, и о прогрессе, достигнутом ними в использовании данных прав. Конвенционные органы избираются из представителей этих государств. Члены комитетов не получают указаний извне. Они не могут быть освобождены от исполнения собственных обязанностей или заменены без личного согласия. Конвенционные комитеты рассматривают доклады государств и дают свою оценку деятельности каждого из них с точки зрения эффективности исполнения взятых обязательств, а также разрабатывают рекомендации.
После анализа предоставленных государствами докладов комитеты принимают заключительные замечания. Хотя с юридической точки зрения они не имеют обязательной силы, все же они отражают мнение единого экспертного органа, способного принимать такие постановления касающиеся состояния исполнения государством-участником своих обязательств в соответствии с подписанной конвенцией или пактом. Поэтому, как правило, государства-участники вносят изменения в национальное законодательство и правоприменительную практику на основании заключительных замечаний конвенционных комитетов.
Международный пакт о гражданских и политических правах и часть конвенций предусматривают также, что любое государство-участник может подать в соответствующий комитет сообщение по поводу того, что другое государство-участник не выполняет собственные обязательства по пакту и конвенции. Подача таких жалоб возможна только в тех случаях, когда обе стороны признали компетенцию Комитета получать и рассматривать такие сообщения.
Украина ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах в 1973г., Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1969г., Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин в 1981г., Конвенцию против пыток и иных жестоких, нечеловечных или унижающих достоинство видов поведения и наказания в 1987г., Конвенцию о правах ребенка в 1991г. Однако Международная конвенция о защите прав всех работающих-мигрантов и членов их семей, Конвенция ООН о правах инвалидов и Международная конвенция о защите всех лиц от насильственного исчезновения Украина до сих пор не ратифицировала.
Таким образом, Украина взяла на себя обязательство предоставлять большинству конвенционных органов доклады о соблюдении прав и свобод, предусмотренных универсальными конвенциями ООН, и выполнять замечания этих органов, а также принимать участие в иных формах международного контроля. В соответствии с Уставом ООН и Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. Украина должна добросовестно выполнять действующие договоры, участницей которых она является, а также соблюдать все общепризнанные нормы международного права в области прав и свобод человека. В частности согласно с Международными пактами о правах человека Украина обязалась привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами, закрепленными в этих пактах.
В соответствии с Законом Украины «О правопреемстве Украины» от 12.09.1991г. Украина подтвердила свои обязательства по международным договорам, заключенным Украинской ССР до провозглашения независимости Украины, а также то, что Украина является правопреемником прав и обязанностей по международным договорам Союза ССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам республики. Таким образом, Украина признала свои обязательства и в отношении замечаний и рекомендаций конвенционных органов ООН.
С приобретением Украиной независимости была провозглашена необходимость ее построения как правового государства, ориентированного на общечеловеческие ценности. Это стало главным направлением развития Украины на принципах демократического государства и необходимым условием вступления Украины в европейское и мировое сообщество. В период до принятия в 1996г. Конституции Украины исполнение Украиной обязательств по международным договорам признавалось Законами Украины «О действии международных договоров на территории Украины» 1992г. и «О международных договорах Украины» 1994г.
3.Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1Механизм реализации и гарантии прав и свобод человека и гражданина в Украине
Принципиальное отличие Конституции Украины от старых советских подходов к определению конституционного статуса личности состоит в отказе от классового подхода в закреплении правового статуса личности; признании субъектом прав и свобод человека и гражданина; признании субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека и гражданина; в отказе от приоритета интересов государства над интересами личности [13, с.114].
При всей важности закрепления прав и свобод человека в полном соответствии международным стандартам, самым важным, безусловно, является определение механизма реализации прав и свобод человека, закрепления их действительных гарантий защиты. Понятие «механизм» раскрывается как система правовых средств, целью которых является возможность реализации прав человеком и защита прав человека. Потребность в защите возникает в случае возникновения нарушения определенных прав и свобод, при совершении определенного правонарушения или объективно-противоправного деяния. Подобные юридические факты влекут возникновение прав охранного объективного права, которое реализуется в рамках правоохранных отношений, которые возникают или могут возникнуть из предусмотренных законом конфликтных ситуаций [10, с.205].
Общие гарантии прав и свобод можно классифицировать на экономические, политические и организационные гарантии.
Экономические гарантии конституционных прав и свобод граждан Украины это: способ производства; экономический строй общества, который должен обеспечивать неуклонный рост продуктивных сил на основе признания и защиты разных форм собственности на способы производства; социально-ориентированная рыночная экономика; экономическая свобода граждан и их объединений в выборе форм и осуществлении предпринимательской деятельности.
К политическим гарантиям относятся: государство как главный организатор осуществления и защиты прав человека; власть народа, которую он осуществляет непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; право граждан на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод; право граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право граждан обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.
Организационные гарантии - это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций по созданию условий, способствующих реальному пользованию гражданами своими правами и свободами.
Юридические гарантии - это предоставление государством формальной (юридической) общеобязательности условиям, необходимым для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами. Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормах текущего законодательства. Их целью является реальное обеспечение правовыми методами максимального осуществления, охраны и защиты конституционных прав и свобод граждан.
В частности, Конституцией Украины предусмотрен ряд конкретных гарантий, которые являются преимущественно традиционными для Конституции и законов Украины. К ним относятся:
- право на обжалование в суде решений, действий или бездействием органов государственной власти, органов самоуправления, должностных лиц (ст.55 Конституции Украины);
- право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием указанных органов и лиц;
- право знать свои права и обязанности. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до ведома населения в порядке, установленном законом, являются недействительными (ст.57 Конституции). Гарантируется недопустимость обратной силы закона: никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушение (ст.58 Конституции);
- право на правовую помощь. Каждый волен в выборе защитника своих прав. В случаях, предусмотренных законом, такая помощь предоставляется бесплатно (ст.59 Конституции);
- принцип необязательности исполнения явно преступных распоряжений или приказов (ст.60 Конституции);
- принцип презумпции невиновности человека. Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не доказана в установленном законом порядке и установлено обвинительным приговором суда (ст.62 Конституции);
- гарантия недопустимости ограничения конституционных прав и свобод (ст.64 Конституции).
Кроме указанных гарантий, в случае конфликта между государством и человеком, существует еще и международная гарантия защиты прав и свобод граждан - право на обращение граждан в Европейский суд.
Важным элементом конституционной системы контроля соблюдения конституционных прав и свобод человека, в том числе внедрением международных стандартов в этой области, стало создание в соответствии со ст.101 Основного Закона Украины института Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
В Конституцию Украины был внедрен ряд международных стандартов по правам человека. Были приняты новые законы Украины: «О беженцах», «Об иммиграции», «О гражданстве Украины».
Уполномоченным по правам человека в парламент было внесено предложение о внесении изменений в ст.29 Конституции Украины о сокращении срока содержания под стражей как временной меры пресечения с 72 до 48 часов, что дало бы возможность привести Конституцию Украины в соответствие со ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Юридическая экспертиза проектов актов законодательства и подзаконных нормативных актов, на которые распространяется требование государственной регистрации, на соответствие Конвенции стала обязательной для всех субъектов нормотворчества с принятием 23.02.2006г. Закона Украины «Об исполнении решений и применения практики Европейского суда по правам человека». Кроме проведения экспертизы нового законодательства, на Министерство юстиции Украины возложена обязанность с разумной периодичностью осуществлять проверку действующих законов и подзаконных актов на соответствие Конвенции и практике Европейского суда [24, с.48].
Однако не всегда негативные выводы о соответствии проектов законодательных актов Конвенции учитываются при принятии актов Кабинетом Министров Украины или подачи их на рассмотрение Верховной Раде Украины. Кроме того, несмотря на обязательность норм ст.19 Закона «Об исполнении решений…», Регламент Верховной Рады Украины не содержит требований об осуществлении экспертизы законопроектов на соответствие Конвенции, а случаи подачи народными депутатами Украины на экспертизу в Министерство юстиции собственных проектов являются единичными.
Таким образом, в украинском правовом поле появляются законодательные акты, которые могут содержать нормы, противоречащие требованиям Конвенции и практике Европейского суда. Следствием непроведения экспертизы может стать констатация Европейским судом нарушения Украиной прав, гарантированных Конвенцией.
По мнению Европейского суда, в национальном праве должен быть способ юридической защиты от произвола вмешательства органов государственной власти в права, гарантированные Конвенцией. Определение дискреционных полномочий, которыми наделены органы государственной власти в сфере основополагающих прав, способом, который фактически делает эти полномочия неограниченными, противоречило бы принципу верховенства права. Соответственно, закон должен четко определить рамки полномочий компетентных органов и четко определять способ их осуществления, принимая во внимание легитимную цель средства, который рассматривается, чтобы гарантировать лицу адекватную защиту от произвольного вмешательства [24, с.49].
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Н. Карпачева считает, что в Украине ни для государственных органов, ни для гражданского общества еще не стало нормой ответственное отношение к соблюдению ратифицированного Украиной международного законодательства о правах человека [21, с.10].
Не смотря на то, что участие Уполномоченного по правам человека в подготовке докладов Украины конвенционным органам ООН было конкретно предусмотрено действующим законодательством, исполнительная власть, в частности Министерство юстиции и Министерство иностранных дел, сначала не считали целесообразным привлекать Уполномоченного к контролю их подготовки. По словам Н. Карпачевой, ей для осуществления этого права пришлось преодолеть довольно сильное сопротивление чиновников, даже обращаться непосредственно к Премьер-министру Украины. Причиной этого было то, что во время подготовки конвенционных докладов исполнительная власть, как правило, старалась приукрасить действительность и скрыть недостатки в соблюдении прав и свобод человека в стране [21, с.14].
Украиной в значительной мере не удалось выполнить рекомендации Комитета ООН, особенно в части, касающейся обязательств по обеспечению прав женщин и преодоления в обществе явлений ксенофобии, а также в отношении создания условий содержания заключенных и недопущения применения пыток.
Острой проблемой, которая не позволяет обеспечить выполнение Украиной обязательств, определенных Международным пактом о гражданских и политических правах, является проблема бедности. Вследствие этой проблемы стало катастрофическое уменьшение населения страны. Проблема бедности была признана на государственном уровне и начаты системные действия власти по ее преодолению. Бедность толкает людей на поиски работы за рубежом, то есть создает условия для распространения массовой трудовой миграции и связанных с ней острых проблем: торговли людьми, в частности женщинами и детьми, проституции и ряда других проблем.
Позитивными изменениями, достигнутые Украиной в защите прав и свобод человека стали: принятие новой Конституции, отмена смертной казни, реформа законодательства, создание Конституционного Суда, системы апелляционных судов, принятие нового Уголовного кодекса.
В сентябре 2005г. вступил в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины. Проведена демилитаризация уголовно-исполнительной системы, в частности с ноября 2005г. вакантные должности замещаются исключительно гражданскими работниками. Пенитенциарная система выведена из подсинения силового ведомства - Министерства внутренних дел, а в мае 2006г. принято постановление Кабинета Министров Украины, предусматривающее координацию деятельности Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний Кабинетом Министров Украины через министра юстиции.
В августе 2006г. утверждена пятилетняя программа, реализация которой даст возможность значительно улучшить условия в тюрьмах и центрах содержания лишенных свободы, бюджет которой составляет 2млрд.грн.
Правительство разработало десятилетний план действий по реформированию судебной системы. В июле 2006г. был принят закон, в соответствии с которым все постановления национальных судов должны публиковаться в Интернете.
В области экономических, социальных и культурных прав с 2001г. Украиной реализуется Стратегия преодоление бедности. В ноябре 2004 г. Украина ратифицировала Конвенцию Международной организации труда об инспекции труда. В сентябре принят Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», которым непосредственно предусмотрено внедрение гендерных подходов в государственной политике. Этим Законом основным направлением государственной политики признано равное участие женщин и мужчин в принятии общественно важных решений, и запрещена дискриминация по половому признаку. Цель Закона - создать государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. 14 сентября 2006г. Украина ратифицировала пересмотренную Европейскую социальную хартию, внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины, запрещающие гендерную дискриминацию при устройстве на работу и оплате труда. С целью приведения Уголовного кодекса Украины в соответствие с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности Законом Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины о совершенствовании ответственности за торговлю людьми и понуждение к занятию проституцией» от 12.01.2006г. в новой редакции изложены статьи 149 и 303 Уголовного кодекса Украины.
Для решения проблемы обеспечения жильем категорий населений, требующих защиты государства, принят Закон Украины «О жилищном фонде социального назначения» от 12.01.2006г., который вступил в силу 01.01.2007г. На основании этого закона Правительство подготовило для внесения в Парламент Украины проект Общегосударственной программы развития социального жилья на период 2008-2012 г.
Однако, как свидетельствую результаты мониторинга, состояние дел в стране по обеспечению экономических, социальных и культурных прав изменяется очень медленно. До сих пор существует проблема насилия в семье и особенно резко выросла проблема эксплуатации детского труда. Свыше 400000 лиц возрастом до 15 лет работают в теневой экономике, в частности в незаконных рудниках, секс-индустрии, в сфере уличного попрошайничества. Тысячи детей живут на улице и становятся объектом произвола милиции, сексуальной эксплуатации и принудительного труда, жертвами наркотической или алкогольной зависимости [21, с.26,27].
В плане выполнения Украиной обязательств по Конвенции о правах ребенка 1989г. Верховной Радой были приняты Законы:
«О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» (июнь 2000г.);
О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» (ноябрь 2000г.);
«Об охране детства» (апрель 2001г.);
«О социальной работе с детьми и молодежью» (июнь 2001г.)$
«О предупреждении насилия в семье (ноябрь 2001г.), которым в частности запрещаются телесные наказания в школах, учебных заведениях и семье;
О ратификации Конвенции№182 Международной организации труда о запрещении и незамедлительные меры по ликвидации наихудших форм детского труда (октябрь 2000г.);
Семейный кодекс Украины (2002г.), который законодательно закрепил право ребенка самостоятельно обращаться в суд: каждый участник семейных отношений, достигший возраста 14 лет, имеет право на непосредственное обращение в суд за защитой своих прав или интересов. Это стало значительным достижением государства в сфере обеспечения права детей на защиту от жестокого обращения и всех форм насилия.
В последние годы в Украине защита прав детей становится общегосударственной политикой, последовательно формируется целостная система правовой защиты детей, в частности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Разработаны общегосударственные программы, направленные на реформирование интернатной системы, расширяются альтернативные формы устройства детей. Решение Кабинета Министров Украины от 26.11.2008г. о создании Координационного совета по вопросам социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей даст возможность осуществлять надлежащий контроль защиты прав этой категории лиц. Уникальный опыт Украины по привлечению детей и молодежи к защите прав ребенка приобрел международное признание.
В то же время украинское законодательство, касающееся имплентации Конвенции о правах ребенка, во многих случаях носит декларативный характер.
Таким образом, назначение нормативно-правовых гарантий, содержащихся в Конституции Украины и законах Украины, состоит в том, чтобы обеспечить самые благоприятные условия, которые дают возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в Конституции и законах Украины возможности к реальной действительности.
3.2Роль государства в обеспечении прав и свобод
Правам человека должны отвечать обязательства государства. Именно права и свободы человека и их гарантии определяют смысл и направленность деятельности государства. Их утверждение и обеспечение является главной обязанностью государства, оно отвечает за свою деятельность перед человеком (ст.3 Конституции Украины).
При реализации конституционных прав, свобод и обязанностей должен действовать принцип их наивысшей юридической силы. Это означает выполнение обязанностей всеми субъектами права в сфере правотворчества и правореализации.
Органы исполнительной власти и уполномоченные ими общественные организации обязаны издавать такие подзаконные нормативные акты, которые полностью отвечают конституционным положениям об основных правах, свободах и обязанностях граждан. Нормы текущего, отраслевого законодательства не могут ограничивать конституционные права и обязанности граждан при их конкретизации и развитии, если это прямо не предусмотрено Конституцией Украины.
Органы всех ветвей государственной власти обязаны применять законодательные, организационно-правовые, воспитательные и иные средства для обеспечения полной и всесторонней реализации гражданами своих конституционных прав, выполнения ними возложенных на них основных обязанностей.
Каждый государственный орган может и должен в пределах свих полномочий в установленном законом порядке толковать и применять конституционные и отраслевые нормы таким образом, чтобы при этом отдавался приоритет решениям, обеспечивающим полнейшее осуществление гражданами конституционных прав и свобод, выполнение ними их основных обязанностей.
Выполнение этих требований создает режим конституционной законности, в условиях которого любая конституционная норма об основном праве, свободу или обязанность действует реально и непосредственно.
Основным Законом Украины предусмотрен действенный механизм исполнения международных обязательств. В статье 9 Конституции Украины определен конституционный принцип, в соответствии с которым действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Осуществление на практике этого принципа означает реальную инкорпорацию норм международного права в национальное законодательство Украины [13, с.114].
Контроль исполнения международных договоров Украиной осуществляет Министерство иностранных дел Украины и Министерство юстиции Украины, которые отвечают за своевременную подготовку и передачу конвенционным органам периодических докладов нашего государства, дают рекомендации о соответствии их текстом требованиям этих органов, в пределах своей компетенции готовят отдельные разделы указанных докладов, а также в составе делегации Украины обеспечивают представление государственных интересов во время рассмотрения докладов на заседаниях конвенционных органов ООН.
Не случайно получила широкую общественную поддержку инициатива Уполномоченного по правам человека публикации специального издания «Заключительные замечания и рекомендации конвенционных органов ООН по докладам Украины в сфере соблюдения прав человека» на трех языках: украинском, русском и английском, осуществленной в 2004г. при поддержке Представительства ООН в Украине. Это уникальное издание, не имеющее аналогов, дало возможность гражданам Украины, негосударственным организациям, профсоюзам и средствам массовой информации ознакомится с конвенционными документами, к которым присоединилась Украина, и таким образом, взяла на себя дополнительные обязательства по защите прав и свобод человека. Таким образом, действия государственных органов и контрольные функции комитетов ООН стали прозрачными для граждан Украины, что является важной предпосылкой сознательного участия гражданского общества в контроле деятельности государства по обеспечению защиты прав и свобод человека.
В сентябре 2001г. Указом Президента Украины за Государственным комитетом Украины по делам национальностей и миграции закреплены функции центрального органа государственной власти, который реализует государственную политику в сфере межнациональных отношений. В мае 2003г. Украиной вторично была ратифицирована Европейская хартия региональных языков или яков меньшинств. Проблемные вопросы по выполнению Украиной обязательств по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации продолжают сохраняться и обостряться.
Для реализации прав и свобод человека необходимо, конечно, чтобы личность сама желала этого и, кроме того, имела определенный уровень правового воспитания и правовой культуры. Поэтому в формировании надлежащего правового сознания у каждого гражданина важную роль играет государство.
3.3 Судебная защита прав и свобод
Основной юридической гарантией прав и свобод человека является судебная защита. Судебная власть осуществляется благодаря конституционному, гражданскому, административному и уголовному судопроизводству. Объектом обжалования в суде могут быть решения, действия или бездеятельность, из-за которых произошло нарушение прав и свобод граждан или созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина возложены какие-то непредусмотренный законом обязанности, либо гражданин был незаконно привлечен в какой-либо ответственности.
В Украине, в соответствии с Конституцией, судебную защиту прав и свобод осуществляет система судов общей юрисдикции и специализированные суды (ст.125 Конституции Украины), а также Конституционный Суд Украины (ст.42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.1996г.).
Значительную роль в механизме защиты прав и свобод человека играет контроль соблюдения законодательными, исполнительными и судебными органами положений Конституции о правах и свободах человека и гражданина. Такой контроль в мировой конституционной практике осуществляется в двух формах: в форме обычной процедуры контроля за конституционностью нормативных актов и в виде специальных процедур, формально-юридического обеспечения основных прав и свобод. Такими специальными средствами защиты конституционных прав граждан являются: конституционная жалоба (ФРГ, Австрия), приказ «Хабеас корпус», процедура «ампаро» (Испания, страны Латинской Америки) [19, с.341].
Первая форма в Украине осуществляется в специфическом виде. Согласно ст.147 Конституции Украины, Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии законов и других правовых актов Конституции и дает официальное толкование Конституции и законов Украины. При этом защита прав и свобод человека возможна путем конституционного обращения или письменного ходатайства в Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.42 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины») [14, с.211].
Специальные процедуры обеспечения прав и свобод граждан законодательством Украины не предусмотрены.
Общей юридической гарантией прав и свобод является право на судебную защиту, которое закреплено ст.55 Конституции Украины: «права и свободы человека и гражданина защищаются судом». О праве на судебную защиту указывается и в ст.8 Всеобщей декларации прав человека и в ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. К юридическим гарантиям прав и свобод отнесены так называемые процессуальные гарантии - права человека в досудебном и судебном процессах. Международным документом о процессуальных гарантиях является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах с протоколами к ней. В национальном законодательстве можно выделить положения ст.29 Конституции Украины, закрепляющие право личной неприкосновенности человека. Это положение сформулировано в духе демократической процедуры «хабеас корпус» [14, с.222].
Украина, ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основополагающих свобод, взяла на себя обязательство обеспечивать ее гарантии на своей территории. Однако, в отличии от других обязательных для исполнения Украиной международных договоров, Конвенция имеет контрольный механизм надзора за соблюдением государством-участником взятых на себя обязательств по Конвенции, а именно - Европейский суд по правам человека. К сожалению, в большинстве решений, вынесенных Европейским судом в отношении Украины, констатировано нарушение прав, гарантированных Конвенцией. В большинстве случаях нарушения вызваны несовершенством действующего законодательства или отсутствием нормативного регулирования по такому вопросу [24, с.47].
У граждан Украины возможность обращаться в Европейский суд появилась после вступление Украины в Совет Европы и принятия 17.07.1997г. Закона Украины «О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950года», Первого протокола и протоколов №2, 4, 7 и 11 к Конвенции». Европейский суд может принять дело к рассмотрению только после того, как гражданином Украины были использованы все национальные способы защиты вплоть до обращения в Верховный Суд Украины и не позже шести месяцев с дня принятия окончательного решения соответствующим национальным учреждением Украины. Европейский суд не рассматривает заявления, которые поступили в Суд до того, как Украина стала членом Совета Европы, а также индивидуальные заявления, если они анонимные, если они поднимают вопрос, который уже рассматривался Европейским судом; если такие заявления являются злоупотреблением правом на обжалование или явно необоснованны; если они несовместимы с положениями Конвенции или протоколов к ней.
Таким образом, конституционно закреплено право человека и гражданина на судебную защиту не только на уровне внутригосударственных судебных органов, а и после использования всех возможных национальных средств правовой защиты, на международном уровне.
Заключение
Конституционные принципы правового статуса личности - закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.
Закрепление и защита прав и свобод личности в Конституции Украины представляются самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя Украины, независимо от наличия правовой связи с государством. Не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.
Индивидуальная свобода не безгранична, ее реализации не должна приводить к посягательству на законные интересы других лиц, общества и государства. Практика же реализации свободы свидетельствует о другом. Общественные отношения неизбежно порождают как индивидуальные, так и коллективные противоречия. В современной политической науке высказана мысль, что межличностные общественно значимые связи могут порождаться не потребностями, а желаниями. Подтверждением этого тезиса является, например современная избирательная практика ряда государств. Прогрессивное развитие государства требует действенного участия общества, его отдельных представителей и групп в государственном управлении, политических процессах. Однако реальные действия граждан-избирателей демонстрируют реакцию, противоположную той, в которой существует объективная потребность. Если избиратели голосуют «против всех», они тем самым проявляют свое желание и стараются привлечь внимание власти к своим проблемам. Такое поведение индивида свидетельствует о конфликте между его личными интересами и общественными потребностями.
Индивидуальная свобода проявляется через разные социальные связи, которые демонстрируют такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, честь, достоинство, личную безопасность и неприкосновенность. В правах человека как социальном институте должны быть достигнуты те компромисс и согласие, которые позволят объединить элементы индивидуализма с элементами коллективизма, личную свободу и общественные интересы. Права человека призваны стать препятствием возможного использования отдельного индивида для удовлетворения общественных или групповых интересов. Все эти возможности станут реальностью только в том случае, когда будет создан надлежащий механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях в Украине многие Конституционные положения, закрепляющие права и свободы людей и граждан в нашем государстве, основанные на международных стандартах и отвечающие принципам правового демократического государства, носят скорее декларативный характер и в реальной жизни выполняются в недостаточном объеме либо не выполняются вовсе. Это касается и реализации равенства прав мужчин и женщин, создания должных условий для возможности сочетать женщинами труд с материнством; создания государством условий для реализации человеком права на труд; защиты права человека на своевременное получение вознаграждения за труд. Очень остро стоит проблема детей в Украине: отмечаются неединичные случаи насилия над детьми, как в семье, так и в специальных детских учреждениях, эксплуатация детского труда и насильное вовлечение детей в занятие попрошайничеством, сферы наихудшего применения труда.
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Карпачева в 2008 году в своем специальном докладе о состоянии соблюдения Украиной международных стандартов в области прав и свобод человека отметила, что в Украине до сих пор не удалось обеспечить выполнение ряда важных рекомендаций Комитета ООН, а именно: сохраняется практика применения пыток и действий, унижающих достоинство человека, в местах лишения свободы; не удалось остановить рост эпидемии СПИДа, туберкулеза и гепатита в пенитенциарных заведениях Украины - все это свидетельствует о необходимости срочных действий по созданию государственного независимого превентивного механизма по предупреждению пыток; остается острой проблема коррупции в судах, что делает неотложной потребностью продолжение судебной реформы; продолжается практика возвращения беженцев в страны происхождения, невзирая на реальной угрозы их жизни и здоровью со стороны власти; остается незначительной часть женщин на руководящих должностях в правительстве и органах государственной власти. Комитет ООН определил срок устранения этих и других нарушения Конвенции до ноября 2011г., когда планируется рассмотреть следующий доклад Украины.
На сегодняшний день действий правительства явно недостаточно для того, чтобы сломать стереотипы о роли женщин в обществе и реализации государственной политики паритетного обеспечения прав и свобод женщин и мужчин. Изменить ситуацию к лучшему можно, в частности, путем применения положительной дискриминации, которая дала бы возможность значительно увеличить участие женщин в работе парламента, правительства и в органах местного самоуправления. Иначе, экономическая бедность, низкий социальный статус женщины, недоверие к женщине как к политику и отсутствие политической воли у властных органов страны и в дальнейшем будут сохранять существующий дискриминационный статус женщины в Украине.
Необходимо усилить меры по обеспечению выполнения взятых Украиной обязательств в области прав и свобод человека. Прежде всего, необходимо разработать Национальную программу адаптации законодательства Украины к ее международным обязательствам в области прав человека, в которой определить перечень универсальных и региональных конвенций по правам человека, которые необходимо ратифицировать в первую очередь. Гражданское общество должно принимать самое активное участие в этом процессе.
Необходимо повысить административную и уголовную ответственность должностных лиц за нарушение конкретных прав человека, для чего должны быть внесены соответствующие изменения в действующее законодательство.
Украина уверенно вошла в международное сообщество, поэтому обеспечение высоких международных стандартов в соблюдении прав и свобод человека является самой важной обязанностью государства. Именно такие последовательные шаги государства должны быть лучшим воплощением идей и основных принципов Всеобщей декларации прав человека.
Таким образом, права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные в Конституции Украины, их широта, реальность, гарантированность выражают не только фактический и юридический статус личности в обществе, а и суть действующей в государстве демократии, социальные возможности, заложенные в самом общественном устройстве. Это показатели зрелости общества, его достижений, своего рода визитная карточка государства. Весь арсенал гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей должен служить дальнейшему развитию демократии и социального прогресса.
Список использованной литературы
1. Конституция Украины. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 64с.
2. Всеобщая декларация прав человека: Принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. - М.: Юристь, 1996. - Т.2. - 520 с.
3. Міжнародний пакт про економічні, соціальні та культурні права (ООН 1966) / Касинюк Л.А. Ук. соч.
4. Міжнародний пакт про громадянські і політичні права (ООН, 1966) / Касинюк Л.А. Ук. соч.
5. Закон Украины «О ратификации конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 года…» 23.12.97 г. // Право и практика., 1998 - № 12.
6. Закон Украины «Об уполномоченном Верховной Рады по правам человека» от 20.01. 1998 г. // Голос Украины , 20.01.1998.
7. Об уполномоченном по делам соблюдения конвенции о защите прав и основных свобод человека. Постановление Кабинета Министров Украины от 23.04.1998 г. // Право и практика., 1998. - № 12.
8. О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия (Постановление № 9 Пленума Верховного Суда от 1.11. 96 г.) // Право и практика, 1998. - № 12.
9. Об усилении судейской защиты прав и свобод человека и гражданина (Постановление № 7 Пленума Верховного Суда от 30.05.97 г.).
10. Погорілко В.Ф., Федоренко В.Л. Конституційне право України. Академічний курс:: Підруч. У 2 т. / За ред. В.Ф. Погорілка. - К.: ТОВ «Видавництво «Юридична думка», 2006. - 544 с.
11. Курс конституционного права Украины. Том 1. Общая часть: Основы теории конституционного права. Учебник (Под ред. М.А. Баймуратова и А.В. Ботанова). - Х.: Одиссей, 2008. - 672 с. - Серия: «Энциклопедия современного конституционализма»).
12. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. Ред чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф.. Ю.И.Лейбо и д.ю.н. Л.М. Энтина - 2-е узд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 1056 с.
13. Кравченко В.В. Конституційне право України: Навчальний посібник. - Вид.4-те, виправл.та доповн. - К.: Атіка, 2006. - 568с.
14. Конституційне право України за ред.. Погорілко В.Ф. ч.-кор. НАН України, 4-те вид. К.: Наукова думка, 2003. - 733с.
15. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран - СПб.: Питер, 2006. - 208с. (серия «Краткий курс»).
16. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Підручник / 5-те стереотипне вид. - К.: АртЕк, 2002. - 264с.
17. Касынюк Л.А. Основы конституционного права Украины. - Х.: «Одиссей», 2003. - 256с.
18. Кравченко В.В. Конституційне право України. Навчальний посіб. Друге вид., доповн. - К.: Атіка, 2002. - 480с.
20. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : Учеб. для юрид. вузов и фак. - М. : ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 742 с.
21. Карпачова Н.І. Стан дотримання Україною міжнародних стандартів у галузі прав і свобод людини: Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини з нагоди 60-річчя Загальної декларації прав людини // Н.І.Карпачова. - К.: «Право України» №1, 2009
22. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. - М.: Юристъ, 2003. - 304с.
23. ТимошенкоВ. Свобода і право: проблема взаємозв'язку // Право України. - 2009. -№3, стор.71-75.
24. Коваль І. Експертиза нормативно-правових актів та їх проектів на відповідність конвенції про захист прав людини и основоположних свобод та практиці Європейського суду з прав людини // Право України. - 2009. - № 1, стор.47-50.