Рефераты

Статус военнослужащего

#45; повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и собственного выбора военнослужащего.

Право военнослужащих на материальное обеспечение и отдых включает права:

- на денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных (например, процентная надбавка за выслугу лет) и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (например, единовременное денежное вознаграждение по итогам учебного (календарного) года, выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством и др.). Необходимо отметить, что материальное обеспечение дифференцировано на денежное довольствие военнослужащих с учетом особенностей прохождения службы в отдельных видах Вооруженных Сил (Сухопутных войсках, Военно-Морском Флоте и т.д.), особых условий службы, дислокации воинских формирований и других факторов и на натуральное обеспечение (продовольственное, вещевое, предоставление жилых помещений);

- на ежегодный основной отпуск продолжительностью в зависимости от срока военной службы в льготном исчислении, который по желанию военнослужащего может быть предоставлен по частям. Военнослужащие имеют право также на дополнительные отпуска: учебные, творческие, по личным обстоятельствам, по болезни, а военнослужащие-женщины на отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком;

- на медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей, в том числе после выхода военнослужащих на пенсию;

- на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи в случае смерти военнослужащего, наступившей во время прохождения военной службы, а в некоторых случаях и после увольнения с военной службы в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 // Российская газета. 1993. 26 февраля.;

- на обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу во время прохождения службы.

Иногда возникает противоречие между федеральным законодательством в области социального обеспечения военнослужащих и ведомственными нормативными актами. Приведем пример из судебной практики Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Офицер Варданян обратился в военный суд Красноярского гарнизона с жалобой на действия командира части, отказавшего в выплате ему 3,5 окладов денежного содержания (в расчете на него, жену и двоих детей) в связи с переездом на новое место жительства при переводе по службе и процентной надбавки за работу с секретными документами.

Суд 29 февраля 1996 года отказал Варданяну в удовлетворении жалобы, сославшись на статью приказа МО РФ № 115-93 года «О денежных выплатах военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы в соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих», согласно которой право военнослужащего на получение дополнительных денежных выплат, предусмотренных ст.13, п.3 Закона РФ «О статусе военнослужащих», увязывается непосредственно с назначением на должность.

Кроме того, суд в своем решении указал, что в соответствии с Положением о денежном довольствии военнослужащих (Приказ МО № 75-78 г. ст. 331) указанную выплату запрещено производить военнослужащим, прибывшим в часть без назначения на должность, до получения приказа о назначении.

По тем же основаниям Варданяну было отказано и в выплате надбавки за работу с секретными документами.

Военным судом Сибирского военного округа данное решение оставлено без изменения.

В протесте председателя Военной коллегии ставился вопрос об изменении состоявшихся решений по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, Варданян был направлен для дальнейшего прохождения службы из Дальневосточного военного округа в Сибирский военный округ. В связи с этим он выписался с прежнего места жительства, что подтверждается документально, и реально вместе с семьей осуществил переезд. Получив в штабе округа предписание, Варданян убыл в распоряжение командира конкретной части.

Выписка из приказа о назначении на конкретную должность, как указано в предписании, в часть должна была поступить дополнительно. По прибытии в часть Варданян в соответствии с приказом командира был зачислен в списки личного состава, на все виды довольствия и приступил к приему дел по должности.

Прописавшись с семьей при части, что также подтверждается соответствующей справкой, приступил к исполнению должностных обязанностей, согласно приказу по части, и исполнял их в течение нескольких месяцев, вплоть до увольнения с военной службы по дискредитирующему основанию.

Исследованные судом доказательства бесспорно подтверждают факт переезда Варданяна и его семьи на новое место жительства в связи с переводом по службе, что является основанием для дополнительной выплаты, предусмотренной п. 3 ст. 13 Закона РФ «О статусе военнослужащих».

Приведенные в решении суда первой инстанции положения приказов МО № 115-93 г. и № 075-78 г. противоречат требованиям п.3 ст.13 Закона РФ «О статусе военнослужащих», и суд в таких случаях в соответствии со ст. 120, ч. 2, Конституции Российской Федерации должен был руководствоваться Законом, а не противоречащими ему актами.

Военная коллегия согласилась с протестом и изменила судебные решения.

Отказ командира произвести дополнительную выплату, предусмотренную ст.13, п.3 Закона РФ «О статусе военнослужащих» она признала незаконным и обязала командира выплатить Варданяну 3,5 оклада денежного содержания (на него, жену и двоих детей), исходя из размеров содержания на момент фактической выплаты, а также суточных на всех членов семьи за каждый день нахождения в пути к новому месту службы, в размерах ставки, установленной Правительством РФ для командированных на момент фактической выплаты Основанием для дополнительной выплаты, предусмотренной п.3 ст. 13 Закона РФ «О статусе военнослужащих» является факт переезда военнослужащего и его семьи на новое место жительства в связи с переводом по службе: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ (Извлечение) // Сборник судебной практики. Сост. Р. К. Гринвальд. М.: «За права военнослужащих», 2006. С. 67..

Для защиты своих прав и законных интересов военнослужащий может использовать право на обращение с жалобой в порядке подчиненности к вышестоящему должностному лицу или в военный суд для разрешения споров, связанных с военной службой.

Военнослужащие имеют право на следующие льготы:

- жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади (жилых помещений) и права на нее, праве на дополнительную жилую площадь отдельных категорий военнослужащих, обеспечении жилой площадью в 3-месячный срок, содействии индивидуальному жилищному строительству и иных преимуществах;

- льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по сниженным ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторых других преимуществах;

- льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, при пользовании культурно-просветительными учреждениями, спортивными сооружениями;

- льготы по перевозкам заключаются в предоставлении права бесплатного проезда при переводах и назначении по службе, при поездках в основной и дополнительные отпуска, направлении на лечение на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также бесплатной перевозки всеми видами транспорта (кроме воздушного) до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое в связи с увольнением со службы и при переводе на новое место службы;

- льготы за службу в отдаленных местностях, местностях с неблагоприятными климатическими (экологическими) условиями по своему содержанию разнообразны. К ним относятся повышенные денежные оклады денежного содержания, льготная выслуга лет на пенсию и др.

Особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, то есть командиры и начальники.

Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, средством их воспитания, с другой -- средством укрепления воинской дисциплины. Поощрение военнослужащих -- разновидность стимулирования их военно-служебной деятельности, то есть воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.) на потребности, интересы, на сознание, волю, практическое поведение военнослужащего, а следовательно -- на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) способствует улучшению воинской дисциплины, качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.

Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, то есть соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).

Для того чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть: 1) обоснованным, то есть, применено за конкретные положительные результаты в военно-служебной деятельности или заслуги; 2) своевременным; 3) справедливым (весомым, значимым), то есть мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге; 4) применено строго индивидуально, то есть за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.

Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, то есть применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Поощрение должно осуществляться с соблюдением принципа гласности, то есть с доведением его до военнослужащих подразделения (воинской части, войск и т.д.).

Объявленное поощрение должно быть обязательно исполнено, то есть завершиться совершением определенного действия (вручением грамоты, подарка, денег, отменой приказа о наказании, внесением соответствующей записи в карточку поощрений и взысканий и т.д.).

Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой -- его юридической обязанностью, что предусмотрено ст. 17 ДУ ВС РФ.

Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами См.: Смирнов Д. В. Правовое регулирование военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дисс.: канд. юрид. наук. М.: Воен. ун-т, 1996. С. 11..

Военнослужащий субъективного права на применение к нему какого-либо вида поощрения не имеет, то есть он не может требовать от командира (начальника) применить к нему поощрение. В то же время он может иметь законный интерес в применении к нему того или иного поощрения, которое влечет для него приобретение каких-либо прав и льгот. Присвоение звания ветерана военной службы при наступлении пенсионного возраста по старости влечет приобретение прав и льгот, предусмотренных для ветеранов труда О ветеранах: Федеральный закон № 5-ФЗ от 12 января 1995 года // Российская газета. 1995. 19 января..

С другой стороны, ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению конкретного военнослужащего (военнослужащих конкретных подразделений, воинских частей и т.д.), и в таком качестве указанное поведение является юридической обязанностью в целях стимулирования подчиненных военнослужащих, исполняемой в интересах государства в целом. Однако необходимо отметить недостаточную процессуальную упорядоченность применения командирами (начальниками) видов поощрений, что ведет к увеличению влияния субъективного фактора в их использовании и как следствие недостаточной эффективности поощрения как средства воспитания и укрепления воинской дисциплины.

Поощрение может быть индивидуальным и коллективным, а по содержанию -- моральным, материальным или смешанным, то есть включающим в себя и моральные, и материальные элементы.

По субъектам, осуществляющим стимулирование, поощрения подразделяются: 1) на поощрения со стороны командиров или начальников (объявление благодарности, награждение ценными подарками и деньгами, грамотами, нагрудными знаками и т.д.); 2) на награды, применяемые высшими органами государственной власти (награждение государственными наградами, почетными грамотами, присвоение почетных званий и др.); 3) на поощрения со стороны общественных организаций (объявление благодарности, награждение почетными грамотами, именными подарками, почетными знаками и др.).

ДУ ВС РФ на каждого командира (начальника) возложена обязанность поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие в службе, которые являются основаниями для поощрения:

- подвиг -- героический, самоотверженный поступок;

- разумная инициатива -- это внутреннее побуждение военнослужащего к целесообразному, творческому, логичному исполнению служебных обязанностей (в том числе не входящих в круг должностных обязанностей), отличающемуся новизной форм, в целях достижения положительного результата в служебной деятельности;

- усердие -- большое старание в службе;

- отличие в службе -- исполнение служебных обязанностей, выделяющее военнослужащего среди других, заслуживающее всеобщего одобрения и награды.

Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы в зависимости от их служебно-должностного положения, то есть занимаемой воинской должности (должности) и воинского звания.

Когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).

Все меры поощрений можно разделить на общие и специальные. Первые в соответствии с законодательством установлены для всех граждан Российской Федерации, и к ним относятся поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.

В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 О государственных наградах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 года № 442 // Российская газета. 1994. 10 марта., положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 года № 1341 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 8 апреля. Ст. 64., отдельными государственными наградами и почетными званиями могут поощряться только военнослужащие, например: орденами -- Жукова, «За военные заслуги»; военными орденами -- Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова; медалями -- Суворова, Ушакова, Жукова; почетными званиями -- «Заслуженный военный специалист». Военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, могут также награждаться наградами Министерства обороны Российской Федерации -- медалями «За укрепление боевого содружества» и «За отличие в военной службе».

Специальные меры поощрения установлены ДУ ВС РФ, они дифференцированы для различных категорий военнослужащих. Так, например, к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту, могут применяться следующие меры поощрения:

- снятие ранее наложенного взыскания;

- объявление благодарности; награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом Знамени воинской части; присвоение солдатам, матросам воинского звания ефрейтора (старшего матроса); присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по штатной воинской должности; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего.

К офицерам применяются следующие меры поощрения:

- снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;

- объявление благодарности;

- награждение грамотами, ценными подарками или деньгами; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий офицеров; досрочное присвоение очередного воинского звания, присвоение очередного воинского звания до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;

- награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

Рассмотрим более подробно награждение оружием, так как этот вид поощрения вызывает определенные правовые проблемы.

Вручение военнослужащему оружия в качестве награды уже больше двух столетий считается одним из самых почетных поощрений. Эта награда исключительно русская, не имеющая аналогов ни в одной армии мира. Ею удостаивали только офицеров, генералов и адмиралов, при этом вручалось лишь холодное оружие.

В настоящее время в Российской Федерации по данному вопросу, помимо вышеупомянутого ДУ ВС РФ, действуют следующие нормативные правовые акты:

- Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ (с последующими изменениями) Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ // Российская газета. 1996. 18 декабря.;

- постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года № 814 (с последующими изменениями) О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 // Российская газета. 1998. 20 августа.;

- постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях» от 15 октября 1997 года № 1314 (с последующими изменениями) Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях: Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 года № 1314 // Российская газета. 1997. 28 октября.;

- приказ МВД России «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814» от 12 апреля 1999 года № 288 (с последующими изменениями).

В структуре органов внутренних дел по данному вопросу действуют следующие нормативные правовые акты:

- приказ МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 29 декабря 2000 года № 1328 (с изменениями от 10 августа 2001 года) Об утверждении Инструкции о порядке награждения, вручения, хранения и ношения наградного оружия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 29 декабря 2000 года № 1328 // Сборник нормативных актов об оружии. М., 2003. ;

- приказ МВД России «Об утверждении Положения о наградном оружии в системе МВД России» от 20 июля 1998 года № 441 Об утверждении Положения о наградном оружии в системе МВД России: Приказ МВД РФ от 20 июля 1998 года № 441 // Сборник нормативных актов об оружии. М., 2003..

В Министерстве обороны Российской Федерации, как ни странно, нормативные акты, которые бы регулировали вопросы, связанные с выдачей, ношением и хранением наградного оружия, отсутствуют. Ранее в данной сфере действовали приказы Министра обороны СССР 1962 года № 56 («Правила ношения и хранения огнестрельного оружия военнослужащими Вооруженных Сил») и 1990 года № 510, однако они были признаны утратившими силу в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 апреля 2000 года № 186. Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 28 февраля 1996 года № 90 также не содержит норм, регулирующих порядок обращения наградного оружия.

В декабре 2003 года в Федеральный закон «Об оружии» были внесены изменения, касающиеся наградного оружия. Причин тому было несколько. В частности, ранее наградным мог стать любой неавтоматический пистолет, и отечественный, и импортный, и даже с различными приспособлениями типа глушителя или прибора ночного видения. В этом плане ограничения четко не были установлены Федосенко В. Наградной пистолет не дарят. Хранить его надо очень надежно // Российская газета. 2003. 16 декабря. .

В настоящее время в ст. 20.1 Федерального закона «Об оружии» дается четкое определение: «наградное оружие - гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций». Таким образом, круг лиц, которым может быть вручено наградное оружие, расширен: теперь ими могут стать и невоеннослужащие. По мнению законодателя, такая норма права будет способствовать повышению патриотизма и укреплению авторитета государственной власти Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об оружии» № 255402-3 // СПС «Гарант»..

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации выдается органами внутренних дел по месту жительства (аб. 2 ст. 20.1 Федерального закона «Об оружии»). В соответствии со ст. 16 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 года № 1314, разрешение на право хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия, передаваемого сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, а также наградного оружия выдается органом внутренних дел по месту жительства указанных лиц в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, лица, получившие наградное оружие, обязаны в 2-недельный срок представить в органы внутренних дел по месту жительства оружие, заявление и наградные документы для регистрации оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Данный порядок установлен разд. IV Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288.

Наградное оружие регистрируется после представления награжденным заявления, наградных документов: оригиналов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, заверенных выписок из приказов руководителей государственных военизированных организаций Российской Федерации либо документов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств и заверенных копий их переводов, а также двух фотокарточек размером 3Ч4 см.

Оружие, приобретенное за пределами Российской Федерации, за исключением приобретенного в целях коллекционирования, ставится на учет в органе внутренних дел по предъявлении владельцем такого оружия заявления, дубликата разрешения на его ввоз в Российскую Федерацию с отметкой таможенного органа Российской Федерации и сертификата соответствия.

Регистрация короткоствольного оружия, переданного военнослужащим и сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, производится по месту их регистрации органами внутренних дел после представления:

а) заявления, в котором указываются: фамилия, имя, отчество награжденного, дата его рождения, адреса постоянного и временного проживания, сведения о паспорте, место работы и должность до увольнения, вид и модель каждой единицы оружия;

б) заверенной копии приказа руководителя государственной военизированной организации;

в) приходно-расходного документа, выданного соответствующей службой вооружения государственной военизированной организации;

г) протокола контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;

д) медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием;

е) двух фотокарточек размером 3Ч4 см.

Одновременно с документами для регистрации граждане Российской Федерации представляют приобретенное оружие в органы внутренних дел для осмотра, который проводится сотрудником лицензионно-разрешительной работы на основании требований к техническому состоянию оружия и патронов, обеспечивающих их безопасное использование. При этом проверяется соответствие номерных данных оружия сведениям, указанным в дубликатах лицензий, приходно-расходных, транспортных и иных учетных документах.

Для получения разрешения, установленного ст. 20.1 Федерального закона «Об оружии», граждане Российской Федерации, не являющиеся военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, обязаны предоставить в органы внутренних дел медицинское заключение, предусмотренное ст. 13 указанного Закона. Форма данного заключения установлена приказом Минздрава России «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» от 11 сентября 2000 года № 344. В освидетельствовании принимают участие: врач-терапевт (участковый) с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты -- психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе. Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.

Виды, типы, модели боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане Российской Федерации, а также порядок награждения указанным оружием устанавливаются Правительством Российской Федерации (аб. 3 ст. 20.1 Федерального закона «Об оружии»). К настоящему времени нормативного документа по данному вопросу Правительство Российской Федерации не приняло.

Продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются (аб. 4 ст. 20.1 Федерального закона «Об оружии»). Запрета на совершение вышеуказанных гражданско-правовых сделок с холодным оружием в данной норме Закона не содержится Тюрин А. И. Награждение оружием как вид стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Правовое регулирование его применения // Право в Вооруженных силах. 2004. № 6. С. 17..

В существующей в настоящее время системе поощрений очень велик субъективный фактор, поскольку применение мер поощрения является исключительной прерогативой администрации (командиров и начальников). В то же время в ходе военной реформы и перехода к профессиональной армии этот вопрос должен быть более четко регламентирован, то есть должны быть нормативно закреплены критерии, при которых военнослужащие будут иметь право на поощрение: образцовое выполнение служебных обязанностей, продолжительная и безупречная служба, достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др.

2.2. Социально-правовые проблемы материального обеспечения военнослужащих

Отношение военнослужащих к выполнению своих обязанностей, а значит, боеготовность Вооруженных Сил, в значительной мере зависит от уровня социальной защищенности военнослужащих. Права военнослужащих призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются социальные гарантии (льготы), призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Одним из основных направлений функционирования системы социальной защиты военнослужащих является реализация прав и социальных гарантий военнослужащих относительно их материального обеспечения.

По своему содержанию материальное обеспечение имеет видовую дифференциацию: жилищное, денежное, продовольственное, вещевое, торгово-бытовое, медицинское, пенсионное и т. д.

Среди многих острых проблем, связанных с социальным обеспечением военнослужащих, жилищная проблема является кризисной, затрагивающей практически все социальные аспекты жизни современного российского общества. В настоящее время под
жилищным обеспечением военнослужащих понимается комплекс организационно-правовых мероприятий (механизм) по реализации субъективных прав граждан на жилище.

По данным начальника Приемной Министра обороны Российской Федерации, наибольшее количество обращений военнослужащих посвящено жилищным вопросам (общее число письменных обращений, поступивших в течение 2005 года в Приемную составило 54 798, и каждое пятое из них (12 723) по вопросам жилищного законодательства). При этом в течение 2005 года значительно увеличилось (в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом) количество обращений по жилищной проблеме, что свидетельствует о росте социальной напряженности относительно жилищного вопроса среди военнослужащих Здесь и далее статистические данные приводятся по публикации на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации «Социальные аспекты реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (Приложение 2) // www.mil.ru/849/11876/index.shtm.

Анализ системы мотивации офицеров к службе показывает, что наряду с размером денежного довольствия обеспечение жильем является основным фактором мотивации офицеров к службе и улучшения кадровой обстановки в армии. Однако, несмотря на важность данного фактора мотивации офицеров к службе и стабилизации кадровой ситуации, в настоящее время в армии сложилась ситуация, когда не обеспечена жильем или нуждается в улучшении жилищных условий критическая масса семей офицеров. По данным Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Российской армии нет жилья у каждой третьей семьи офицера или прапорщика.

Такое положение в одной из самых важных сфер социальной защиты военнослужащих, по мнению специалистов, является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности общества и армии: большинство военнослужащих, не получивших жилье от Минобороны России, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за поднаем жилья; социально-бытовая неустроенность влияет, кроме прочего, и на демографическую ситуацию среди офицеров (по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза); растет финансовая нагрузка на бюджет Министерства обороны, поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья и остается в распоряжении командира части, продолжает получать положенное денежное довольствие и т.д.

Столь критичная ситуация с жилищным обеспечением, сложившаяся в настоящее время в армии, требует от руководства страны и «силовых» структур решительных шагов по ее решению. Одним из основных способов решения жилищного вопроса военнослужащих и одновременным созданием новой системы обеспечения их жильем стала разработка и реализация накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). Она была введена в действие 1 января 2005 года на основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года // Российская газета. 2004. 25 августа. (далее - Закон).

Действие НИС заключается в формировании жилищных накоплений военнослужащих за счет средств федерального бюджета и поддержание платежеспособности военнослужащих при решении жилищной проблемы с помощью ипотечного кредитования. Новая система обеспечения жильем военнослужащих разрабатывалась с учетом рыночных условий современной российской экономики, поэтому в ней задействован такой рыночный механизм, как ипотечное кредитование, который еще не в полной мере получил развитие в нашей стране. При этом нужно отметить, что российские военнослужащие вряд ли хорошо знакомы со сложными механизмами ипотеки. Для прогнозирования результативности работы НИС и определения возможных дисфункций новой системы необходимо проанализировать правовые отношения, которые могут возникнуть в системе взаимодействия «экономика страны - государство - Минобороны России - военнослужащий - экономика страны».

Накопительно-ипотечная система кредитования жилья военнослужащих является элементом общей ипотечной системы и взаимосвязана с явлениями, процессами, тенденциями и реальными изменениями, которые происходят в ней. Для лучшего понимания вопросов, связанных с НИС военнослужащих, необходимо оценить обстановку на рынке жилья и предоставления ипотечных услуг в целом.

К настоящему времени в современной России уже сформировалась основа для развития системы ипотечного бизнеса и его составной части - ипотечного жилищного кредитования. По оценкам экспертов, в стране действует около десятка ипотечных моделей. В тоже время рынок предоставления кредитов в настоящее время входит в стадию активного развития Терновская Е. Ипотека: проблемы, перспективы. М., 2005. С. 111..

Лучшие доказательства развития ипотеки в России предоставляет статистика: по данным главного аналитика Российской гильдии риэлтеров Геннадия Стерника. В 2001 году в России было выдано 1,7 млрд. руб. ипотечных кредитов, в 2002-м - в два раза больше (3,3 млрд.), а в 2003-м - уже 10,5 млрд. (15 млрд. - по данным президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна). Данные различных источников за 2004-2005 годах указывают на ежегодный рост объемов ипотечных кредитов в 1,5-2 раза. Минэкономразвития прогнозирует увеличение их в 2006 года до 180 млрд. руб.

Основания для оптимистичного прогноза развития ипотечного кредитования также можно черпать в информации о национальном проекте «Доступное жилье». В нем, в частности, предусматривается широкое применение метода льготного ипотечного кредитования, когда первоначальная сумма вносится государством, и выплаты по кредиту осуществляются по сниженным ставкам. Это позволяет сделать доступным жилье для таких категорий граждан, как военнослужащие, ветераны, инвалиды, молодые семьи. Введение НИС для военнослужащих в этом смысле является, видимо, самой радикальной моделью обеспечения граждан социальным жильем.

В настоящее время жилищная проблема для россиян становится по-настоящему актуальной. Система обеспечения жильем, существовавшая в условиях нерыночной (советской) экономике, исчерпала свой потенциал. Поэтому развитие ипотеки в России - это необходимое условие социального благополучия граждан в рыночных условиях.

Однако существует ряд препятствий для развития ипотеки, среди которых два основных - это общая неразвитость рынка долгосрочного кредитования и несовершенство законодательства в этой сфере. Кроме этого, экономисты указывают на такие негативные факторы развития ипотеки в России, как низкие доходы населения и, соответственно, недостаточный платежеспособный спрос граждан на жилье в совокупности с отсутствием накоплений, а также слабое развитие банковской системы.

В России только 10% жилья приобретается с привлечением ипотечных кредитов, а по более пессимистичным оценкам - и того меньше. Реальное количество семей, способных воспользоваться сегодня ипотекой, вряд ли превышает 3-4%. Основная причина - большой первоначальный взнос (как правило, 30% стоимости жилья) и высокие кредитные ставки. На сегодня они составляют около 14% при темпах инфляции примерно в 10-11%.

Однако уже в настоящее время государство делает ряд шагов по приведению ипотечной системы в соответствие с возможностями населения.

Чтобы улучшить ситуацию, Правительство РФ собирается к 2008 году довести ставку ипотечного кредитования до 10% годовых, а к 2001-му - до 8%. В 2006 году она должна снизиться до 12%. В 2002 году она составляла 18%. Еще один инструмент для повышения доступности ипотеки - планируемое снижение первоначального взноса за жилье до 20%.

Последние изменения в законодательстве о статусе военнослужащих связаны, прежде всего, с переориентацией натуральных форм материального обеспечения на денежные. Наиболее кардинальные изменения относительно этого процесса произошли в системе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. В результате изменений законодательства, регулирующего жилищное обеспечение военнослужащих, сложились следующие направления решения жилищной проблемы этой социально-профессиональной категории.

Первое. Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут выполняться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания.

Второе. Обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, не имеющих его и проживающих в служебном жилье, заключивших контракт после 1 января 1998 года, но не подпадающих под действие Закона о НИС.

Третье. Формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Это необходимо как для обеспечения служебным жильем военнослужащих, заключивших контракт после 1998 года, так и для категорий военнослужащих, подпадающих под действие Закона о НИС.

Четвертое. Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершению службы или при реализации своего права на жилище через ипотечное кредитование.

По состоянию на 2006 год из четырех выпусков офицеров, которые имеют право добровольно вступать в НИС, уже закончили в вузы два выпуска. Все офицеры, которые будут выпускаться после этих четырех выпусков, в обязательном порядке вступают в НИС и обеспечиваются жильем по новой системе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты