Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
Содержание
Введение
1. Основные моменты Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
2. Обязательное страхование ответственности автовладельцев в Российской Федерации: проблемы и перспективы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. При осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату (страховую премию) при наступлении события (страхового случая) возместить потерпевшему (третьему лицу) убытки, возникшие вследствие причинения вреда его жизни, здоровью или имуществу. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность.
С 1 июля 2003 года государство устанавливает обязательную форму страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, который заключается на 1 год.
1. Основные моменты закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
В федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" записано, что обязательное страхование гражданской ответственности вводится в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда при использовании транспортных средств.
ФЗ от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2003 года.
Отношения по обязательному страхованию представляют собой защиту интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий.
В ст. 6 Закона определяются объект обязательного страхования и страховой риск, т.е. страхуемый интерес и событие, на случай наступления которого осуществляется страхование.
Объект страхования при обязательном страховании определен в п. 1 ст. 6 Закона - имущественные интересы владельца автотранспортного средства, связанные с риском наступления ответственности. Иными словами, страхованию подлежат интересы страхователя и/или застрахованных лиц, указанных в договоре страхования.
В качестве страхового риска Закон рассматривает наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 2 ст. 6 Закона) с исключениями, предусмотренными в этом же пункте. Наступление гражданской ответственности - это все же не страховой риск, а страховой случай. Под риском же следует понимать возможное наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства.
В ст. 9 Закона устанавливаются ставки страховых тарифов и определяется порядок расчета страховых премий.
Определение договора обязательного страхования, содержащееся в абзаце восьмом ст. 1 Закона, говорит о защитном характере отношений по обязательному страхованию, т. к. устанавливает обязанность страховщика возместить потерпевшему вред, причиненный в результате наступления страхового случая. Причем при возмещении вреда потерпевшему защищаются и интересы причинителя вреда (страхователя, застрахованного лица), ибо он освобождается от исполнения обязательства в части выплаченной страховщиком суммы, хотя и обязан возместить потерпевшему вред в сумме, превышающей страховое возмещение.
Из п. 3 ст. 22 Закона следует, что страховщики формируют специализированные резервы для будущих выплат.
Предоставляя защиту потерпевшему, обязательное страхование отказывает в защите причинителю вреда. Это прямо следует из ст. 14 Закона, где приведен перечень ситуаций, при которых у страховщика, выплатившего возмещение, возникает регрессное требование к причинителю вреда.
Участники обязательного страхования
1) Водитель транспортного средства
Водитель - это лицо, управляющее транспортным средством, то есть тот, кто сидит за рулем транспортного средства. Единственное исключение из этого правила предусмотрено для случая обучения управлением транспортным средством (абзац пятый ст. 1 Закона). В такой ситуации в силу установленной Законом фикции водителем считается не ученик, который сидит за рулем, а обучающее лицо.
Некоторые действия водителя независимо от того, выступает ли он одновременно и другим участником отношений по обязательному страхованию (владельцем, страхователем, застрахованным, ответственным за вред), образуют исключения из состава страхового риска, подлежащего страхованию в силу Закона (подп. "з" п. 2 ст. 6).
Водитель в качестве участника отношений по обязательному страхованию несет определенные обязанности, а именно:
- абзац второй п. 1 ст. 11 Закона возлагает на водителя обязанность при ДТП сообщить другим его участникам по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельца транспортного средства, если сам страхователь отсутствует.
- в силу п. 1 ст. 32 Закона водитель обязан иметь при себе страховой полис и передавать его для проверки сотрудникам милиции.
В п. 2 ст. 15 Закона, указано, что по договору обязательного страхования может быть застрахована только ответственность владельцев, использующих транспортное средство на законных основаниях.
2) Страхователь и застрахованные лица
Владелец транспортного средства, заключивший договор обязательного страхования, становится страхователем.
Специальные обязанности страхователя, установленные Законом:
- абзац первый п. 1 ст. 11 Закона возлагает на страхователя обязанность при ДТП сообщить другим его участникам по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, если сам страхователь является участником ДТП;
- в силу п. 2 ст. 11 Закона страхователь обязан сообщить страховщику не только о случаях наступления ответственности, но и обо всех других случаях причинения вреда третьим лицам, которые могут повлечь за собой наступление такой ответственности;
- на основании п. 2 ст. 11 Закона страхователь до удовлетворения требований потерпевших должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а если страхователю предъявлен иск - привлечь страховщика к участию в деле. Неисполнение этой обязанности и удовлетворение требований потерпевших без согласия на это страховщика может повлечь отказ в выплате, если страховщик докажет, что возмещение вреда страхователем потерпевшим было необоснованным;
- согласно п. 2 ст. 12 Закона страхователь обязан предоставить страховщику для осмотра транспортное средство, при использовании которого потерпевшему был причинен вред. Последствием неисполнения страхователем этой обязанности может стать отказ в выплате, то есть отказ страхователю в страховой защите в том случае, если осмотр и экспертиза поврежденного имущества не позволили установить обстоятельства причинения вреда и/или размер подлежащих возмещению убытков;
- в случаях, перечисленных в ст. 14 Закона, страхователь обязан возместить страховщику суммы, выплаченные потерпевшему в силу возникшего регрессного требования;
- если заключен договор с условием ограниченного использования транспортного средства и ограничения по каким-либо причинам нарушены, страхователь обязан незамедлительно и в письменной форме сообщить об этом страховщику и соответственно доплатить премию (п. 3 ст. 16 Закона). Последствием неисполнения этой обязанности является возникновение у страховщика регрессного требования к лицу, причинившего вред (ст. 14 Закона).
Специальные права страхователя, установленные Законом:
- из п. 3 ст. 15 Закона вытекает право страхователя на получение страхового полиса и специального знака государственного образца;
- на основании п. 4 ст. 15 Закона у страхователя есть право на получение от страховщика сведений о страховании;
- определенная в ст. 17 Закона категория страхователей имеет право на компенсацию части страховых премий;
- ст. 23 Закона допускает замену страховщика по соглашению между двумя страховщиками, причем гарантирует страхователю право не давать на это своего согласия либо отказаться от продления договора страхования, если истек двухмесячный срок, предусмотренный в п. 1 ст. 10 Закона;
- абзац второй п. 2 ст. 11 Закона можно истолковать в том смысле, что страхователь вправе потребовать от страховщика выплаты возмещения после того, как он сам возместил причиненный вред.
3) Потерпевший, имеющий право на возмещение вреда
В силу абзаца шестого ст. 1 Закона потерпевшим признается лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом.
Обязанности, сформулированные в Законе для потерпевших:
- при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая, если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на выплату (п. 3 ст. 11 Закона);
- предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего (п. 1 ст. 12 Закона);
- представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки), если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на выплату (п. 2 ст. 12 Закона). Потерпевший не вправе ремонтировать поврежденное имущество или утилизировать его остатки до осмотра и экспертизы (оценки) страховщиком, если не истек срок для осмотра, экспертизы и оценки, установленный в п. 3 ст. 12 Закона.
Все последствия неисполнения указанных обязанностей сводятся к тому, что потерпевший может не получить выплату. Никакой ответственности за неисполнение этих обязанностей потерпевший нести не может, ибо потерпевший не является стороной договора страхования.
Права потерпевших:
- основное право потерпевшего - право требовать от страховщика выплаты страхового возмещения в качестве выгодоприобретателя по договору страхования;
- на основании п. 4 ст. 12 Закона потерпевший вправе сам обратиться за экспертизой и/или оценкой поврежденного имущества, если страховщик не сделал этого в срок, установленный в п. 3 ст. 12 Закона. При этом стоимость экспертизы (оценки) включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком;
- по ст. 18 Закона потерпевшие, жизни и/или здоровью которых причинен вред, вправе требовать от профессионального объединения страховщиков компенсационных выплат, порядок выплаты которых установлен в главе III Закона. Это право предоставлено не всем потерпевшим, а только лицам, постоянно проживающим на территории РФ, независимо от гражданства, а также иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ на условиях взаимности.
4) Страховщик
Закон устанавливает к страховщикам, осуществляющим обязательное страхование, следующие требования:
- необходимость иметь в каждом субъекте РФ своего представителя (п. 1 ст. 21 Закона). При этом под представителем в соответствии с абзацем десятым ст. 1 Закона понимается либо обособленное подразделение страховщика с полномочиями рассматривать требования, предъявленные к страховщику потерпевшими, и осуществлять выплаты, либо другой страховщик, наделенный такими же полномочиями. Причем страховщик, являющийся представителем, должен также иметь лицензию на обязательное страхование - это следует из того, что в тексте Закона под страховщиком понимается только страховая организация, имеющая соответствующую лицензию (абзац десятый ст. 1);
- наличие не менее чем двухлетнего опыта страхования транспортных средств и/или ответственности их владельцев (п. 3 ст. 21 Закона). Следует помнить, что двухлетний опыт должен быть у страховой организации к моменту обращения за лицензией, а не к моменту начала операций по обязательному страхованию;
- необходимость наличия у головной конторы и представителей страховщика соответствующего помещения (абзац второй п. 3 ст. 21 Закона).
Помимо этих требований Закон возлагает на страховщиков ряд дополнительных обязательств:
- прежде всего, это обязанность заключать договор обязательного
страхования с любым владельцем транспортного средства, который за этим обратится, поскольку договор обязательного страхования объявлен публичным (абзац восьмой ст. 1 Закона);
- обязательно применение издаваемых Правительством РФ типовых правил (ст. 5 Закона). Объект страхования и страховой риск определены в ст. 6 Закона, страховая сумма - в ст. 7 Закона, срок действия договора - в ст. 10 Закона;
- обязательно также использование устанавливаемых Правительством РФ тарифов для определения страховой премии (п. 6 ст. 9 Закона);
- очень жестко ограничена по времени обязанность осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую оценку и экспертизу в срок не более пяти дней с момента обращения потерпевшего (п. 3 ст. 12 Закона), причем этот срок может быть изменен лишь по соглашению страховщика с потерпевшим. Неблагоприятным последствием пропуска страховщиком указанного срока становится возникновение у потерпевшего права самостоятельно провести оценку и экспертизу, не представляя поврежденное имущество страховщику (п. 4 ст. 12 Закона);
- в п. 2 ст. 13 Закона также установлен жесткий срок в 15 дней с момента получения заявления от потерпевшего с требованием о выплате, в течение которого страховщик обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ, и этот срок не может быть изменен никакими соглашениями. Срок начинается с момента получения страховщиком от потерпевшего заявления о выплате с приложенными документами;
- норма п. 2 ст. 22 Закона искусственно ограничивает рентабельность операций по обязательному страхованию. Легко подсчитать, что при истиной рентабельности соответствующих операций в 30 процентов норма п. 2 ст. 22 Закона снизит ее до 8 процентов, при рентабельности в 20 процентов она будет понижена до 6 процентов и т.д.
Членство в профессиональном объединении страховщиков накладывает на них дополнительные обязанности:
- прежде всего, это обязанность соблюдать устав объединения и правила профессиональной деятельности, разработанные в соответствии со ст. 26 Закона;
- вносить взносы и иные обязательные платежи, установленные в соответствии со ст. 29 Закона;
- принимать участие в формировании финансовых ресурсов объединения для осуществления компенсационных выплат, как предусмотрено в п. 2 ст. 27 Закона. Следует отметить, что в отношении финансовых ресурсов объединения для осуществления компенсационных выплат в Законе определен источник их формирования - специализированные резервы, формируемые страховщиками (п. 2 ст. 27);
- нести субсидиарную ответственность по обязательствам объединения по осуществлению компенсационных выплат (п. 1 ст. 27 Закона).
Закон устанавливает некоторые важные права страховщиков:
- право страховщика участвовать в урегулировании требований, предъявленных к страхователю, при нарушении этого положения правил страхования предусматривался отказ в выплате;
- возможность освобождения страховщика от обязанности произвести страховую выплату в случаях, предусмотренных не только законом, но и договором обязательного страхования (п. 4 ст. 13 Закона);
- дополнительное основание для отказа в выплате, закрепленное в п. 6 ст. 12 Закона, когда невозможно установить наличие страхового случая и/или размер подлежащих возмещению убытков из-за того, что потерпевший отремонтировал или утилизировал поврежденное имущество до его осмотра и экспертизы. Следует отметить, что в п.6 ст. 12 Закона предусматривает не освобождение от выплаты, а право отказать в выплате;
- важное право страховщика на получение информации от различных органов власти и управления, сформулированное в п. 1 ст. 30 Закона в форме обязанности соответствующих органов;
- наконец, право регрессного требования страховщика к страхователю или застрахованному лицу в случаях, перечисленных в ст. 14 Закона.
5) Профессиональное объединение страховщиков
В силу п. 2ст. 24 Закона по своей организационно-правовой форме профессиональное объединение страховщиков, по существу, представляет собой ассоциацию. Положения, касающиеся ассоциаций указанные в Законе:
- объединение открыто для вступления новых членов и в его уставе должна содержаться соответствующая норма (п. 3 ст. 24 Закона);
- при создании объединения помимо согласия антимонопольного органа требуется еще и согласие органа страхового надзора (п. 2 ст. 24 Закона);
- объединение вправе самостоятельно вести предпринимательскую деятельность (последний абзац п. 2 ст. 25 Закона);
6) Участие государства в отношениях по обязательному страхованию:
- издание нормативных правовых актов;
- осуществление органом страхового надзора обычного контроля за деятельностью страховщиков, включая выдачу лицензий, и специального контроля;
- осуществление органами внутренних дел контроля за исполнением обязанности владельцев транспортных средств страховать свою ответственность (ст. 32 Закона);
- обязательное предоставление страховщикам органами исполнительной власти информации, связанной со страховыми случаями или событиями, послужившими основаниями для обращения потерпевших за компенсационной выплатой (п. 1 ст. 30 Закона);
- создание информационной системы по обязательному страхованию (п. 3 ст. 30 Закона).
Договор страхования
1) Заключение договора страхования и его действие
В соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 15 Закона полис вручается страхователю при заключении договора обязательного страхования, а согласно абзацу второму п. 3 ст. 15 именно полис удостоверяет осуществление обязательного страхования, то есть подтверждает исполнение владельцем транспортного средства своей обязанности по страхованию ответственности. В силу абзаца первого п. 3 ст. 15 Закона страховщик уже при заключении договора обязан выдать страхователю полис, который страхователь будет предъявлять инспекторам ГИБДД/ДПС, подтверждая, что обязанность по страхованию он исполнил.
При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона обязан предоставить страховщику сведения о страховании, которые он получил от страховщика за предыдущий период страхования и состав которых указан в п. 4 ст. 15. сведения предоставляются по форме, установленной Правительством РФ (п. 6 ст. 15 Закона).
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 10 Закона, срок действия договора обязательного страхования составляет один год. На иные сроки могут заключаться договоры в отношении транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах (п. 2 ст. 10 Закона), и договоры, подписываемые на время следования до места регистрации (п. 3 ст. 10 Закона).
В абзаце втором п. 1 ст. 10 Закона предусмотрено автоматическое продление договора на следующий год, если страхователь за два месяца до окончания срока его действия не отказался от продления.
В абзаце втором п. 1 ст. 10 Закона содержится указание на то, что при автоматическом продлении договора страхования просрочка уплаты страхователем премии на срок не более 30 дней не влечет прекращения действия договора.
2) Условия договора страхования
Особенности договора обязательного страхования:
- условия договора обязательного страхования должны соответствовать типовым правилам, которые установлены Правительством РФ (ст. 5 Закона), и страховая премия должна определяться по ставкам и тарифам, утвержденным Правительством РФ (ст. 8,9 Закона)
- согласно п.1 ст. 15 Закона в договоре обязательного страхования должны быть указаны транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. Из текста п. 1 ст. 15 Закона вытекает, что по договору страхования может быть застрахована ответственность владельцев сразу нескольких транспортных средств;
- п. 2 ст. 15 Закона предусматривает, что по договору обязательного страхования считается застрахованной ответственность всех законных владельцев транспортного средства, указанного в договоре, независимо от того, какие из владельцев названы в договоре, а какие нет;
- в ст. 7 Закона определены не минимальные значения страховых сумм, а сами страховые суммы. В силу п. 5 ст. 4 Закона страхование на сумму выше, чем установлено в ст. 7, уже не будет обязательным страхованием в части превышения страховой суммы над установленным значением;
- страховая сумма, установленная в ст. 7 Закона, ограничивает страховую выплату для одного страхового случая;
- могут заключаться договоры обязательного страхования с ограниченным использованием транспортных средств (ст. 16 Закона). Однако подобные договоры могут заключать только граждане и только в отношении принадлежащих им транспортных средств (п. 1 ст. 16 Закона). Ограничения по использованию могут быть двух типов - использование транспортного средства только перечисленными в договоре водителями и использование транспортного средства только в определенный период времени, который не может быть менее шести месяцев в календарном году (п. 1 ст. 16 Закона);
- в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 13 Закона в страховом полисе должны быть указаны места нахождения и почтовые адреса страховщика и всех его представителей в субъектах Федерации, а также средства связи с ними и сведения о времени их работы.
3) Уплата страховой премии
Размер подлежащей уплате страховой премии определяется тарифами, утвержденными Правительством РФ ( п. 2 ст. 8 Закона). Тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Причем перечень возможных коэффициентов открыт - абзац четвертый п. 2 ст. 9 Закона позволяет вводить коэффициенты в зависимости от любых обстоятельств, единственным квалифицирующим признаком которых является их существенное влияние на величину риска.
Некоторым категориям граждан, определенным в ст. 17 Закона или в установленном ею порядке, часть страховых премий компенсируется. В частности, инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты, компенсируется за счет средств федерального бюджета 50 процентов страховой премии (п. 1 ст. 17 Закона).
4) Страховая выплата
Потерпевший вправе предъявить страховщику одно из двух взаимоисключающих требований - требование о страховой выплате, вытекающее из договора обязательного страхования, либо деликтное требование о возмещении вреда. Разграничение этих двух требований вытекает, во-первых, из п. 1 ст. 13 Закона, а во-вторых, еще более четко, чем в п. 1 ст. 13, это разделение проведено во втором предложении п. 2 ст. 11 Закона.
Договорное требование о страховой выплате предъявляется по правилам ст. 12, 13 Закона и для него действуют жесткие временные ограничения, установленные в этих статьях.
Деликтное требование о возмещении вреда предъявляется по общим правилам подсудности и оплачивается госпошлиной. К нему не применяются правила о сроках, установленные в ст. 12, 13 Закона. Однако, во-первых, давность по деликтному требованию не ограничена двумя годами, как по договорному, во-вторых, деликтное требование в отличии от договорного может быть предъявлено сразу к двум ответчикам - страховщику и причинителю вреда, с тем чтобы в рамках одного процесса решить вопрос о возмещении вреда в пределах страховой суммы, и о возмещении вреда, превышающего страховую сумму.
2. Обязательное страхование ответственности автовладельцев в Российской Федерации: проблемы и перспективы
Ключевое событие на рынке страхования - введение с 1 июля 2003 года в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). "Автогражданка", как и в первом квартале 2003 года, так и в 2004 году быстро пополняла портфели страховщиков. Такая динамика вполне очевидна и обусловлена психологией страхователя: большинство автовладельцев, удачно использующих добровольное страхование, перешли на ОСАГО в тех же компаниях. Поэтому дележ автовладельцев начался еще до введения закона.
Введение ОСАГО привело к созданию программ, сочетающих добровольное и обязательное страхование, что позволило снизить тарифы по добровольным видам.
Под влиянием ОСАГО будет изменяться рынок страхования автотранспорта. Страховые компании ожидают, что значительная часть водителей, страхуя ответственность, не забудет и об автомобиле. Покупая полис страхования автогражданской ответственности, люди будут проявлять интерес и к иным видам, в первую очередь к страхованию имущества и недвижимости. А в связи с тем, что у большой части населения доходы выросли, следует прогнозировать и развитие классического страхования жизни.
Крупнейшими страховщиками в области страхования ответственности автовладельцев являются компании: РЕСО-Гарантия, Ингосстрах, Росгосстрах, РОСНО и др.
С вступлением в силу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев существующая форма добровольного страхования гражданской ответственности автовладельцев теряет смысл в случаях, когда сумма страхового возмещения меньше, чем при обязательном страховании, а страховая премия при добровольном страховании выше или равна таковой при обязательном.
Добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев является конкурентоспособным в тех случаях, когда оно может перерасти обязательное. Страхователь заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, который фактически образует первый. На нем надстраивается добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Для прежних страхователей произошло незначительное удорожание, равное премии по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Для страховщиков это возможно выгодно, так как убытки более высоких уровней, то есть большие убытки, происходят значительно реже. Таким образом, страховщик выигрывает дополнительные средства для выравнивания сальдо по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
В РФ до введения Закона "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств" наиболее успешное было каско-страхование (страхование угон + ущерб). Введение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев сократило спрос на каско страхование. Прежде всего, оно будет, как и прежде, хорошо продаваться при страховании дорогих автомобилей, потому что суммы страхового покрытия по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев новых автомобилей иностранного производства, как правило, недостаточны.
Рисковая ситуация в России - это, в первую очередь, ситуация убыточности, то есть размер убыточности. Необходимо проанализировать, какие факторы риска существенно влияют на частоту и размер убыточности на единицу риска.
Поскольку в страховании ответственности среднесрочные и долгосрочные убытки, особенно причиненные жизни и здоровью, урегулируются зачастую в течение нескольких лет, то необходимо принимать во внимание следующие факторы:
1) число транспортных средств и ежегодный размер его прироста. Показатели размера автопарка в РФ, к сожалению, очень разнятся. По данным Министерства транспорта РФ, в России в 2001 г. насчитывалось 24 млн. транспортных средств. Из них примерно 20 млн. легковых машин, 3,23 млн. - грузовых и 0,52 млн. - автобусов. Темпы прироста парка оцениваются в 8% и более, ежегодно. По оценкам российских экспертов, в 2005 г. в РФ должно быть 23-25 млн. легковых автомобилей, а в 2010 г. уже 30-33 млн.
В РФ в 2001 г. было продано около 1,68 млн. автомобилей - увеличение примерно на 65% по сравнению с предыдущим годом. Эти цифры должны быстро возрасти. В 2005 г. ожидается продажа 1,6 млн. автомобилей, в 2010 г. 2,2-2,5 млн., а в 2020 г. - 2,5 млн. легковых автомобилей. Важна также комплектация парка автомобилей. Исходят из того, что в 2010 г. на дешевые малолитражные автомобили класса "А" будет приходится только 8%, 14-15% - на автомобили класса "В", на автомобили класса "С" - до 40%.на высший сегмент, класс "D", - до 16%;
2) число ДТП и размер убытков. Согласно статистике в 2001 г. было зарегистрировано 164 403 ДТП (+ 4,3% по сравнению с предыдущим годом). При этом погибло 30 916 человек, 187 790 были ранены. Ни размер причиненного имущественного ущерба, ни суммы, потраченные на медицинские расходы, не известны. Называется цифра примерно в 200 млрд. руб., которая характеризует общий экономический ущерб, включая ущерб жизни и здоровью. Таким образом, среднестатистический экономический ущерб от одного ДТП составляет примерно 1,2 млн. руб. в России ежедневно погибает в среднем 84 человека.
В 2002 г. эти показатели продолжали расти. Так, в РФ в период с января по сентябрь 2002 г. произошло 132 755 ДТП, что составило 14% роста по сравнению с предыдущим годом. При этом погибло 23 710 человека, увеличение на 9%. Еще значительнее по сравнению с предыдущим годом выросло число раненых: 156 661 человек, более чем на 16,1%;
В 2004 г. в стране было зарегистрировано 208 506 ДТП, погибло 35 506 и ранено 251 386 человек. Если подсчитать, то ежедневно на дорогах России обрывается жизнь 95 человек, а еще 689 становятся калеками. Специалисты подсчитали, что социально-экономический ущерб от ДТП и их последствий составил за год 369 млрд. руб., а от гибели людей - еще 186,2 млрд. руб.
3) быстрая помощь на месте происшествия оказывает решающее влияние на размер ущерба вследствие причинения вреда жизни и здоровью людей. Жизнь или смерть, выздоровление или инвалидность - все зависит от этого. Международные исследования показывают, что решающее значение имеет тот факт, как скоро прибудет карета скорой помощи, существенным является также уровень ее технического оснащения и укомплектованность персоналом. По сравнению с многими европейскими странами ситуация в России выглядит очень тревожной, так как именно оказанию медицинской помощи при ДТП длительное время уделялось мало внимания.
4) качество и эффективность правовой системы по защите от неправомерных требований и взыскания регрессных требований. Очень важно, чтобы отклонялись неправомерные претензии якобы "пострадавших". Они, и это является преимуществом страхования ответственности, отклоняются страховщиком, а не страхователем. Страхование ответственности выступает, таким образом, как страхование судебных расходов и обеспечивает лучшую правовую защищенность в рамах всей компании.
Кроме того, опыт некоторых иностранных страховщиков, в том числе и в странах Восточной Европы, показал, что взыскание регрессных требований с виновника ДТП, то есть его (процентное) участие в оплате причиненного ущерба, может существенно снизить издержки страховщика по страховым выплатам. Однако тогда упразднится воспитательная и предотвращающая функция страхования автогражданской ответственности.
Вводится принцип виновной ответственности. Для того чтобы этот принцип заработал, необходимо четкое установление причин аварии, степени виновности сторон, быстрое и однозначное судебное решение на основе четкой правовой системы, а также его беспрепятственное претворение в жизнь.
Эффективность действий милиции по предотвращению инсценированных ДТП зависит от целого ряда факторов. Один из самых важных - предотвращение и разоблачение страхового мошенничества: инсценированные и подстроенные ДТП, а также завышение размеров понесенного ущерба. В России автовладельцы и водители начинают проявлять в этой сфере большую активность.
Помощью страховщику может быть: высокая ставка при раскрытии случаев побега водителя с места ДТП, предотвращение угонов автомобилей, создание ситуации, делающей невозможным вождение автомобиля без прав, и препятствующей эксплуатации незастрахованных автомобилей, например, благодаря эффективному контролю за тем, застрахован ли автомобиль, сделав невозможным использование поддельных документов, наклеек и маркировок.
Размер и система выплаты компенсаций породила у страховщиков много неясностей. Они заключаются в целом ряде постоянных изменений риска. Размер компенсаций задается законодательно, при этом основное внимание уделяется возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью третьих лиц. Нестабильным фактором является также стоимость расходов на ремонт автомобиля.
Принятие Закона РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Охарактеризовать модель страхования, можно следующим образом. Прежде всего, это ответственность третьей стороны. В центре внимания вопрос о компенсации потерпевшему. Должны будут компенсироваться убытки в случае ущерба жизни и здоровью, убытки имущественные, материальные интересы потерпевшего. Не возмещаются финансовые убытки, а также другие потери. В принципе в основе Закона лежит постулат объективной ответственности.
Суммы страхового покрытия ограничены и довольно малы. Тарифы относительно низкие, так как они разработаны не с учетом технической необходимости, а с учетом средств, которыми располагают страхователи. Пострадавший предъявляет прямую претензию к страховщику.
Контроль за заключением договора страхования автогражданской ответственности осуществляется ГИБДД/ДПС. Штраф составляет 5-8 МРОТ.
Последствия введения в действие Закона для страховщиков. Они поддерживали принятие этого закона в течение прошедших лет, в частности, ради получения именно этих общих преимуществ:
- при условии достаточного законопослушания владельцев транспортных средств многократно увеличится количество застрахованных;
- с помощью закона страховщики и их решения, как в положительном, так и в отрицательном смысле, будут представлены во всех городах и регионах страны;
- страховщики получат возможность использовать это маркетинговое преимущество в целях продажи и других продуктов.
Непосредственный технический эффект введения этого Закона для страховщиков РФ заключается в первую очередь в том, что у них появляется возможность аккумулировать значительные денежные средства.
При применении Закона страховщики столкнулись с рядом проблем:
1) Законодательно установленные размеры страховых покрытий очень малы относительно существующей статистики убыточности. Страховое возмещение по одному случаю ограничено 400 тыс. руб. При этом в период действия договора оно может осуществляться неоднократно (неограниченное число событий). Компенсация за ущерб здоровью ограничена 160 тыс. руб. на человека, при нескольких пострадавших - суммарно 240 тыс. руб. Компенсация по имуществу составляет 160 тыс. руб., а на каждого участника ДТП - 120 тыс. руб. Страхование автогражданской ответственности превращается, таким образом, в страхование по первому риску. Любой средний по размерам убыток исчерпает всю страховую сумму. При этом многие убытки будут оставаться частично неоплаченными. Гражданский же Кодекс РФ настаивает на введении Закона о полной гражданской ответственности автовладельцев.
2) Размер премий устанавливается государством унифицировано для всех страховщиков. Это принесло следующие негативные моменты.
Ценовая конкуренция невозможна, поскольку страховщик не может предложить страхователю более низкую цену, основанную на низких издержках, которые достигаются посредством тщательной селекции рисков, предотвращение убытков или через использование своих конкурентных преимуществ. Поэтому честная конкуренция может вестись только с помощью дополнительного сервиса. Однако это опять - таки порождает рост издержек страховщика.
Действительный размер издержек не получает отражения в ставках премии.
Нет дифференцированного подхода к страховой премии, то есть не учитываются индивидуальные данные машины, водителя, региона вождения и т. д. Из-за этого страховщики могут лишь незначительно управлять рисковой ситуацией отдельного транспортного средства.
Желаемый уровень тарифов и рыночное ценообразование должны, однако, подтолкнуть к соблюдению определенных правил. Необходимо обеспечить защиту на случай как минимум двух существенных негативных сюжетов развития. Во-первых, перенасыщение страховщиков. Во-вторых, осуществление выплат по автогражданской ответственности в течение длительного времени за счет средств других видов страхования.
3) Сравнительно маленькие премии относительно реального состояния убыточности. Для легковых автомобилей в зависимости от количества лошадиных сил премия по стране в среднем составляет 1970 руб., а средняя выплата - 18 900 руб.
По подсчетам российских страховщиков сбор премии по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств составило в 2003 и 2004 г. по 500 млн. долл. Совокупно рынок оценивается в 1 млрд. долл. за первый год страхования.
При страховании гражданской ответственности автовладельцев страховое возмещение выплачивается только третьим лицам и за ремонт их автомобиля, то есть компенсируются не собственные убытки.
Сумма страхового возмещения в целом ограничена 400 тыс. руб. При этом отпадает страховое возмещение большой части убытков, которые превышают данную сумму за страховой случай.
Часть народнохозяйственных убытков возникает вследствие убытков, не возмещаемых при страховании автогражданской ответственности: - убытки по ущербу грузам. Это около 0,6-0,7%.
24,4% приходятся на убытки грузового транспорта. Они частично компенсируются за счет каско-страхования, так как убыток грузового транспорта не может быть возмещен в двойном размере.
Страховщики, желающие участвовать в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, должны к 01.07.03 иметь представительства во всех регионах РФ. Для этого предполагалась реструктуризация недостаточно хорошо организованных филиалов, что немало стоило. Соглашения о представительстве через региональные компании тоже предполагало определенную комиссию.
Необходимо было создавать агентскую сеть, обучать агентов и т. д. Борьба за агентов среди страховщиков было недешевой. Размер комиссионного вознаграждения составляла 10-20% годовой премии.
Материальная заинтересованность страхователя возникает при страховании как минимум целого парка.
Урегулирование убытков стало дороже из-за высокой частоты убытков и большого числа случаев страхового мошенничества.
Социальная направленность Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" была провозглашена сразу. Возможность частичной компенсации оплаты полиса обязательного страхования предоставили только инвалидам, которые получили транспортные средства через органы социальной защиты населения.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в России около 400 000 инвалидов получили автомобили через органы социальной защиты.
Так как Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу 1 июля 2003 года, то все нормы, закрепленные в нем, в том числе и ст. 17, дающая право на компенсацию, подлежат исполнению именно с этой даты.
"Инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты населения, предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования. Данная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим на нее право, и еще не более чем одним водителем. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования выплачиваются в установленном Правительством Российской Федерации порядке за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на социальную помощь"
Но это - на бумаге. А на практике народные избранники приготовили людям с ограниченными возможностями сюрприз. Законом "О федеральном бюджете на 2003 год" было приостановлено действие п.1 ст. 17 Закона об ОСАГО на весь 2003 год.
Инвалиды, обращающиеся в собесы с заявлениями, получили стандартный ответ: "В настоящее время порядок компенсации страховых премий инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты населения, не определен, соответственно, не известен и исполнитель указанных положений Федерального закона".
Надежды тех, кто имел право на получение компенсационных выплат, сбылись лишь совсем недавно. Осенью прошлого года Правительство приняло Постановление №534 "Об утверждении Правил выплат в 2004 году инвалидам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты населения, компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
С тем, что власть запоздала с принятием этого постановления, согласны не только люди с ограниченными возможностями, но и сами страховщики. Ведь именно им прежде всего приходилось отвечать на вопросы льготников.
Осенью Совет Федерации внес на рассмотрение в Госдуму поправки в Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности". Этот законопроект расширяет круг льготных категорий граждан, которым должна компенсироваться половина стоимости полиса ОСАГО.
В частности, предполагается предоставить эту компенсацию всем инвалидам I и II групп, а также пенсионерам по старости, которые имеют один отечественный автомобиль, выпущенный более 5 лет назад. В случае принятия этих поправок данным категориям граждан можно будет надеяться на компенсацию половины платеже по ОСАГО.
Нужно отметить еще один очень важный момент. Новые поправки предполагают, что бремя расходов по предоставлению льгот должно лечь не на плечи государственной казны, как это происходит сейчас, а на Российский союз автостраховщиков.
Российский союз автостраховщиков (РСА) - общероссийское профессиональное объединение компаний, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Денежные средства РСА формируются за счет вступительных, членских, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых страховыми компаниями - участниками объединения.
Весной 2006 г. Российский союз автостраховщиков (РСА) собирается подать заявку на вступление России в международную систему страхования "Зеленая карта". Если она будет удовлетворена, наши граждане смогут путешествовать по Европе на своих машинах и со своим "родным" полисом, а иностранцы, соответственно, въезжать в Россию, не приобретая нашу "автогражданку". Для этого, правда, придется провести через Думу поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие введение нового полиса международного образца. Он, видимо, будет стоить дороже обычного, который останется для тех, кто не ездит за рубеж.
РСА объявил о новой схеме перезаключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Те, кто в первые сделали это год назад и не намерены менять страховую компанию, должны, как известно, обратиться к своему страховщику за продлением действия договора на новый период. При этом если за два месяца до истечения срока действия договора от страхователя не получено письменного заявления об отказе в продлении срока действия договора, последний считается продленным на новый срок (постановление Правительства РФ №263 от 7 мая 2003 г.). Сам полис выдается при уплате страховой премии.
В случаях, когда страхователь решил поменять страховую компанию, он должен направить письменное заявление с отказом от продления срока действия договора и получить там справку о наличии или отсутствии страховых выплат. Этот документ потребуют в новой страховой компании для определения скидок и надбавок к страховому платежу.
Число российский автовладельцев, приобретших полисы ОСАГО в октябре достигло 93% 2004 г. (в июне этот показатель составлял 91%). Это свидетельствует о высокой степени охвата обязательным страхованием и подтверждает, что "автогражданка" стала неотъемлемым элементом обеспечения безопасности на дорогах.
Перед введением ОСАГО специалисты прогнозировали, что охват владельцев этим видом страхования через год работы закона составит 70-75%. То, что эти показатели достигли 93%, объясняется, во-первых, ростом доходов населения в течение последнего года. Приобретение полиса ОСАГО для подавляющего большинства автовладельцев сегодня вполне укладывается в рамки семейного бюджета. Во-вторых, это свидетельствует о том, что растущий в нашей стране средний класс не уклоняется от выполнения норм закона. Соблюдение правил и норм становится формой самоутверждения для его представителей.
Сколько бы ни говорили критики закона об ОСАГО, что это обираловка, достаточно послушать тех, кто за минувшие полтора года пережил ДТП, чтобы понять - закон приносит реальную пользу. Становится все более очевидным, что ОСАГО - это социальный механизм, позволяющий сделать отношения на дорогах более цивилизованными и финансово защитить пострадавших.
Пострадавшие - и автовладельцы, и пешеходы - стали получать компенсации за нанесенный ущерб не только самому автомобилю, но и здоровью.
Ставка тарифа определена не страховщиками, а законом об ОСАГО.
Страхование - это, прежде всего, статистика. Если проанализировать статистику ДТП и уровень произведенных страховыми компаниями выплат, станет очевидно, что те тарифы, по которым сегодня работают страховщики, фактически минимальны. Уже сегодня убыточность по ОСАГО с учетом заработанной премии достигает 60-100% по различным страховым компаниям. А в нынешний тариф заложена убыточность на уровне 80%.
При анализе данных по страховым взносам и страховым выплатам надо учитывать, что выплаты увеличиваются в геометрической прогрессии. С января по май 2004 г. количество страховых взносов выросло на 60%, а выплаты увеличились более чем на 230%.
Только люди, ничего не понимающие в страховании, берутся утверждать, что ОСАГО приносит гигантские прибыли. Это совершенно некомпетентное мнение. По данным РСА, за год действия Закона об ОСАГО продано 25,2 млн. полисов ОСАГО; собрано 48,2 млрд. руб. Заявлено 535 тыс. страховых случаев, из них урегулировано 434 тыс., а 101 тыс. страховых случаев остались неурегулированными. Выплаты уже составили 8,2 млрд. руб. Средняя выплата составляет 18,9 тыс. руб.
По закону, на страховые выплаты предназначено 77% страховой премии, остальная часть - расходы страховщиков и отчисления в резервы для осуществления компенсационных выплат. Именно этот момент - с обязательным резервированием средств страховыми компаниями на три года под будущие выплаты - игнорируют рассуждающие о том, как зарабатывают на ОСАГО.
Во всем мире ОСАГО убыточно. Ни одна страховая компания в мире не имеет прибыли от ОСАГО. Возможен лишь временный инвестиционный доход от размещения резервов, но резервы размещаются строго под контролем Минфина. Для большинства компаний ОСАГО было и остается инструментом расширения клиентской базы. Поэтому в России, где страховая культура только развивается, ОСАГО может стать локомотивом для других видов страхования хотя бы потому, что познакомит людей со страхованием.
Заключение
Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство - автомобиль, мотоцикл, мопед - выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения (водителям и пешеходам). С 1 июля 2003 года, как и в большинстве зарубежных стран в Российской Федерации страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств тоже носит обязательный характер.
Страхователями в данном случае являются владельцы транспортных средств. Обязанность по заключению договора появляется при возникновении права владения автомобилем. Непрерывность страхования обеспечивается ежегодным перезаключением договора. Отсутствие полиса наказывается штрафом в размере от 5 до 8 минимальных размеров оплаты труда. Для легковых автомобилей в зависимости от количества лошадиных сил премия по стране в среднем составляет 1970 руб., а средняя выплата - 18 900 руб.
С вступлением в силу Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ существующая форма добровольного страхования гражданской ответственности автовладельцев теряет смысл в случаях, когда сумма страхового возмещения меньше, чем при обязательном страховании, а страховая премия при добровольном страховании выше или равна таковой при обязательном.
Страховщиками в данном случае являются страховые компании, получившие соответствующие лицензии.
Крупнейшими страховщиками в области страхования ответственности автовладельцев являются компании: РЕСО-Гарантия, Ингосстрах, Росгосстрах, РОСНО и др.
Весной 2006 г. Российский союз автостраховщиков (РСА) собирается подать заявку на вступление России в международную систему страхования "Зеленая карта". Если она будет удовлетворена, наши граждане смогут путешествовать по Европе на своих машинах и со своим "родным" полисом, а иностранцы, соответственно, въезжать в Россию, не приобретая нашу "автогражданку". Для этого, правда, придется провести через Думу поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие введение нового полиса международного образца. Он, видимо, будет стоить дороже обычного, который останется для тех, кто не ездит за рубеж.
Список использованных источников
1. Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ
2. Гладкова И. Безграничная ответственность // Эксперт Урал. - 2003. - №29-30, - С.20-26
3. За рулем: Журнал / Под ред. Меньших П. - 2004. - №9, - С.198
4. За рулем: Журнал / Под ред. Меньших П. - 2004. - №10, - С.232
5. За рулем: Журнал / Под ред. Меньших П. - 2004. - №10, - С.233
6. За рулем: Журнал / Под ред. Меньших П. - 2004. - №12, - С.158-159
7. За рулем: Журнал / Под ред. Меньших П. - 2005. - №3, - С.126
8. За рулем: Журнал / Под ред. Меньших П. - 2005. - №4, - С.246-247
9. Мюллер П. Обязательное страхование ответственности автовладельцев в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Финансы. - 2003. - №1, - С.42-46
10. Подкаминер В.Ю. В предвидении новых проблем // Финансы. - 2003. - №1, - С.40-41
11. Пушкарь И. Новые грани "автогражданки" // Спрос. - 2005. - №1, - С.61-63
12. Скамай Л.Г. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.
13. Фогельсон Ю. Обзорный комментарий к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Хозяйство и право. - 2002. - №10, - С.30-63
14. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.
15. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие. - М.: Юристъ, 2003