9. Законодательный процесс …………………………………………………42-45
10. Заключение ……………………………………………………………………46
Список используемой литературы……….………………………………………47
1. Введение
Глава 5 Конституции Российской Федерации посвящена деятельности парламента Российской Федерации - Федеральному Собранию, осуществляющему в нашей стране законодательную власть. Согласно конституционному положению государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти.
Федеральное Собрание Российской Федерации является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа.
Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент Российской Федерации занимает влиятельное положение в системе государственных органов, оно активно взаимодействует с другими Федеральными органами. Федеральное Собрание осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей Российской Федерации.
Именно об этой деятельности далее пойдет речь.
2.Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентомРоссийской Федерации.
Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испан-ские кортесы) возникли еще в XII--XIII веках. Однако история совре-менного парламента как представительного общенационального учреждения, отличного от представительных сословных учреждений вре-мен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государст-ва. Именно тогда оформился и получил распространение парламента-ризм -- особая система государственного руководства обществом, кото-рая характеризуется разделением труда законодательного и исполни-тельного при существенной политической и идеологической роли пар-ламента.
Парламент и парламентаризм -- понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламен-та. В то же время парламент может существовать без важнейших эле-ментов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разде-ление властей, представительность и законность.
Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент при-обретает характер демократически легитимированного народного со-брания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного предста-вительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собра-ния позволяет говорить о парламентской демократии как форме госу-дарства, базирующейся на принципе народного суверенитета.
В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену “двухступенчатому” механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавше-му Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов “нового, социалистического типа, коренным образом отлича-ющихся от учреждений буржуазного парламентаризма”, эти государ-ственные органы по мере демократизации российского общества, от-ражения в Конституции принципа разделения законодательной, ис-полнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возла-гавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, про-тиворечивших принципу разделения властей (распорядительные и не-которые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных орга-нов с граны, совершенно не свойственного представительным парламентским органам.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что Федеральное Собрание -- представительный орган Российской Федера-ции. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демо-кратия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно прини-мающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собра-ние характеризуется и как законодательный орган Российской Федера-ции. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание испол-няет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством феде-рального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.
Государст-венная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из чле-нов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Фе-дерации призван выражать интересы местностей, региональные мне-ния и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации -- государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.
До принятия новой Конституции в Российской Федерации сущест-вовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти -- Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховно-го Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьез-ную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Предсе-датель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она уста-навливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руко-водителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему “сдержек и противовесов” в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить воз-можность установления в Российской Федерации “тирании большин-ства”, завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вооб-ще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию дейст-вующей Конституции Российской Федерации.
Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты ин-тересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньши-ми возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий-ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.
Согласно ст.101 Конституции Российской Федерации каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Регламент - это свод процедурных правил, которые устанавливают порядок ведения заседания, сессий, это своего рода внутренний закон парламента.
3. Совет Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации ч.2.ст.95 и
Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 августа 2000 года. в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти.
С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Первый состав Совета Федерации, сформированного в 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993г.
Согласно этому Положению, выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
В соответствии с “Заключительными и переходными положения-ми” Конституции Российской Федерации Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года.
Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации отно-сятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указов Президента Российской Федерации о ведении военного и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федера-ции за пределами ее территории;
назначение выборов Президента Российской Федерации;
отрешение Президента Российской Федерации от должности;
назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Рос-сийской Федерации.
В этой статье Конституции определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, т.е. те полномочия, которые Совет Федерации осуществляет самостоятельно.
В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации участвует вместе с Государ-ственной Думой в формировании Счетной палаты, т.е. Совет Федерации назна-чает на должность и освобождает от должности заместителя Председа-теля Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
4.Деятельность Совета Федерации согласно его Регламенту.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должност-ных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, феде-ральными законами, Регламентом Совета Федерации утвержденный постановлением Сове-та Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г. № 33-СФ и решениями Совета Федерации.Органами Совета Федерации являются:Совет палаты;комитеты Совета Федерации;комиссии Совета Федерации. Должностными лицами Совета Федерации являются:Председатель Совета Федерации;первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - первый заместитель Председателя Совета Федерации);заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Совета Федерации);председатель комитета, комиссии Совета Федерации,первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации,заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации,член комитета, комиссии Совета Федерации.Деятельность Совета Федерации основывается на принципах кол-лективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводи-мые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Феде-рации, палата вправе проводить закрытые заседания.А) Председатель Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации. Заместители Председателя Совета Федерации (Глава 2 Регламента)Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Рос-сийской Федерации. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы.Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть избран повторно, на новый срок, но не более двух сроков подряд.Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру.Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации.По каждой из предложенных кандидатур на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, проводятся обсуждение и раздельное голосование.Совет Федерации может избрать первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования.Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
В настоящее время Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является Миронов Сергей Михайлович. Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутст-вие, а также выполняют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты и распределению обязанностей между ними.
Б) Порядок проведения сессий и заседаний Совета Федерации
( Глава 5)
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.
Решением палаты на ее заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматрива-емым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регули-руется Пресс-службой Совета Федерации.
На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать Депутаты Государственной Думы, Президент Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, Правительства Российской Федерации и члены Правительства, Пред-седатель Конституционного Суда Российской Федерации и члены Кон-ституционного Суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его замес-титель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседа-ниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.
Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента Российской Федерации; поправки к гл. 3--8 Конституции Российской Федерации; проекты федеральных конституционных законов, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 и 108 Конституции; проекты постановлений Совет Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией (ч. ст. 102); предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.
Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.
Он не вправе комментировать выступления, давать характеристик выступающим. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.
Заседания Совета Федерации предусматривают следующие основ-ные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово по обсуждаемому вопросу, выступление кандидата на выборную долж-ность, выступления в прениях по содержанию обсуждаемого вопроса, по обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.
В) Порядок голосования и принятия решений на заседании Совета
Федерации (Глава 6)
Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях откры-тым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть по-именным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации. По процедурным вопро-сам решение принимается большинством голосов членов, присутству-ющих на заседании.
Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования электронной системы.
Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.
Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: “за”, “против” или “воздержался”. Подсчет голосов и объявле-ние результатов голосования производятся в абсолютном и процентном выражениях, а подсчет голосов и объявление результатов голосования по процедурному вопросу -- только в абсолютном выражении.
Рейтинговое голосование представляет собой ряд последователь-ных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации но каждому из вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентное вы-ражениях по каждому голосованию производится только после прове-дения голосования по всем вопросам.
Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование Под-счет голосов и объявление результатов голосования в абсолютом и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
Тайное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих на его заседании членов. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы или бюллетеней.
Поименное голосование проводится по решению Совета Федера-ции, принимаемому не менее чем одной пятой от числа присутствующих на заседании членов, с использованием электронной системы под-счета голосов или именными бюллетенями.
Совет Федерации собирается на сессии, как правило:
на весеннюю - с 25 января по 15 июля;
на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря.
Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний.
Совет Федерации создает Аппарат, который состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов Совета Федерации и других обеспечивающих служб.
Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются право-вое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации; правовое и орга-низационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения разногласий между Советом Федерации и Государст-венной Думой, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также межпарламентских связей.
Структура и штаты Аппарата Совета Федерации определяются по-становлением палаты.
Информационное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение Совета Федерации осуществляется системой государст-венных учреждений и предприятий, обеспечивающих деятельность Федерального Собрания Российской Федерации. К ним относятся Парламентская библиотека, Парламентский центр, Приемная Феде-рального Собрания Российской Федерации, издательство Федерального Собрания и другие государственные учреждения и предприятия.
5. Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95, 96 и 97) и закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 24 июня 1999 года. состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран:
гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Первый состав Государственной Думы, сформированный 1993 году, избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г.
В соответствии с этим Положением выборы депутатов Государст-венной Думы осуществлялись гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста.
Государственная Дума избиралась в составе 450 депутатов. Из них 225 депутатов -- на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ -- один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации, исходя из единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Федера-ции, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы для одномандатного избирательного округа. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе системы пропорционального представительства по общефе-деральному избирательному округу.
По результатам голосования депутатские мандаты распределялись между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:
а) сначала подсчитывается сумма голосов, поданных по общефеде-ральному избирательному округу за общефедеральные списки канди-датов тех избирательных объединений, которые в соответствии со ст. 38 Положения оказались допущенными к распределению мандатов. Эта сумма делится на 225 -- число депутатских мандатов, распределяемых по этому округу. Полученный результат есть первое избирательное частное;
б) число действительных голосов, полученное каждым общефеде-ральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутат-ских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть получен-ного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, ко-торое получает соответствующий общефедеральный список канди-датов;
в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом “б”, остаются нераспределенные мандаты, производится их распреде-ление (вторичное распределение). Нераспределенные мандаты переда-ются по одному тем общефедеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в пункте “б”. При их равенстве преимущество отдается тому общефедеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается обще-федеральному списку кандидатов, зарегистрированному раньше.
Если общефедеральный список был при регистрации разбит на ре-гиональные группы, то затем производилось распределение мандатов внутри списка -- этими группами и кандидатами, не включенными ни в одну из групп (если таковые имелись). На первом этапе такого рас-пределения устанавливалось число кандидатов, не вошедших ни 1) одну из региональных групп и не избранных по одномандатным округам. Указанным кандидатам полученные списком мандаты переходили в первую очередь.
Оставшиеся нераспределенными внутри списка мандаты распреде-лялись внутри списка между региональными группами. Расчет произ-водился в точности по изложенной методике, но теперь в пункте “а” делится общее число голосов, полученных списком, на число оставших-ся нераспределенными внутри этого списка мандатов; по пункту “б” избирательное частное делится число голосов, поданных за каждого;
Из распределения депутатских мандатов исключались избиратель-ные объединения, общефедеральные списки кандидатов которых полу-чили менее 5 процентов действительных голосов.
В соответствии с “Заключительными и переходными положения-ми” Конституции Российской Федерации Государственная Дума пер-вого созыва, сформированная в 1993 году, была избрана сроком на два года.
Согласно ст. 103 Конституции, к ведению Государственной Думы относятся:
дача согласия Президенту Российской Федерации на назна-чение Председателя Правительства Российской Федерации;
решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрально-го банка Российской Федерации;
назначение на должность и освобож-дение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Данная статья определяет круг полномочий Государственной Думы, которая являясь палатой парламента призвана представлять интересы населения России в целом. Решения Государственной Думы являются властными и обладают юридической силой.
В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы. После рассмотрения и принятия законопроекта Государственной Думой он становиться федеральным законом.
Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для дальнейшего рассмотрения, таким образом, принятие закона осуществляется последовательно обеими палатами, что в очередной раз равноправие и единство палат нашего парламента. Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон, одобряет его, либо отклоняет или воздерживается от рассмотрения. В случае отклонения принятого Государственной Думой федерального закона обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
Государственная Дума может быть рас-пущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.
При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.
6. Деятельность Государственной Думы, согласно ее Регламента
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Кон-ституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятым по-становлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. с изменениями на 8 февраля 2002 года.
В Регламенте Государственной Думыустановлен порядок решения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по во-просам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты обра-зуют депутатские объединения -- фракции и депутатские группы.
А) Глава 1. Председатель Государственной Думы. Первый заместитель председателя Государственной Думы. Заместители председателя Государственной Думы.
Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государствен-ной Думой.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы и его заместителей вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком; организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппа-рата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотноше-ниях с другими государственными органами, общественными объеди-нениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных про-цедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его ком-петенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.
Заместители Председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятель-ности палаты согласно распределению обязанностей между ними.
Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. В состав Совета входят Председатель Государственной Думы, руково-дители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса заместители Пред-седателя Государственной Думы и председатели ее комитетов. На засе-даниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.
Б) Совет Государственной Думы (Глава 2)
Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
Совет Государственной Думы, согласно ее Регламенту (ст. 14),
· фор-мирует проект примерной программы законопроектной работы Госу-дарственной Думы на текущую сессию;
· принимает решение о включе-нии законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
· формирует проект кален-даря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;
· созывает по предложению Президента Россий-ской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддер-жанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государст-венной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;