В современном обществе ни один индивид не может существовать вне сферы действия гражданского права. Поэтому законодатель в области гражданского права исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность быть субъектом гражданского права. Объем такой возможности для всех людей данного государства должен быть одинаковым, ибо это обеспечивает равноправие граждан, что является несомненным достижением современного цивилизованного общества.
С этой целью государство наделяет граждан правоспособностью (применительно к гражданскому праву - гражданская правоспособность). Под гражданской правоспособностью следует понимать признаваемую государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.
Правоспособность нельзя отождествлять с естественными правами человека. Правоспособность не принадлежит человеку от природы, ею человека наделяет государство, и объем ее также определяется государством. Правоспособность связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного государства. Неслучайно поэтому в Гражданском кодексе РФ говорится не о правоспособности физических лиц (т.е. людей) вообще, а именно о правоспособности граждан. Прежде всего гражданам Российской Федерации предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме.
Кроме граждан РФ, субъектами гражданского права могут быть иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства). Согласно ст. 1196 ГК иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.
Статья 2 ГК закрепляет за иностранцами безусловный (т.е. не требующий взаимности со стороны государства иностранного гражданина) национальный режим. Суть его состоит в том, что права иностранцев на территории России определяются в принципе российскими законами, а не законодательством государства, к которому принадлежит иностранец. Презумпция безусловности означает, что для ограничения прав иностранцев необходимо прямое указание российского закона. Из предоставления иностранцам национального режима одновременно следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, кроме тех, которые предоставлены по нашему законодательству гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона, т.е. иностранец не может обладать более широкими правами, чем граждане нашей страны.
Установив для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, закон допускает изъятия из этого правила, ограничивающие их правоспособность по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации. Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" членами производственного сельскохозяйственного кооператива могут быть только граждане Российской Федерации.
Содержание гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которые граждане могут иметь по действующему законодательству. Ввиду динамичности видов и объема регулируемых нормами гражданского права отношений Гражданский кодекс РФ не дает исчерпывающего перечня таких гражданских прав и обязанностей. В ГК закрепляются лишь основополагающие, наиболее важные из них. Подчеркивается, что помимо них гражданину могут принадлежать и иные имущественные и личные права, если они не запрещены законом и не противоречат общим началам гражданского права.
В соответствии со ст. 18 ГК граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Согласно ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (при условии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Предпринимателем также признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Наиболее существенные из перечисленных прав носят конституционный характер. Это - возможность иметь имущество в собственности, наследовать его, иметь право на жилище, права авторства (ст. ст. 35, 40, 44 Конституции РФ).
Правоспособность следует отличать от субъективного права. Правоспособность - общая предпосылка, на основе которой при наличии определенных юридических фактов у лица возникает конкретное субъективное право. Она представляет собой лишь абстрактную возможность иметь указанные в законе права и обязанности, тогда как субъективное право - уже существующее право, принадлежащее конкретному лицу, т.е. реализованная возможность. Правам, входящим в содержание правоспособности, в отличие от субъективных прав, не соответствуют обязанности других субъектов.
Субъективное право - элемент правоотношения, а правоспособность - свойство субъекта права. Правоспособностью обладают все граждане РФ в одинаковом объеме. Объем субъективных прав у разных граждан различен. Конкретное право может отсутствовать у данного физического лица. Например, всем гражданам принадлежит возможность иметь право собственности, но право собственности на конкретное имущество есть лишь у конкретного гражданина. Правоспособность реализуется через конкретные субъективные права. Гражданин не может отказаться от правоспособности или ее части, а также передать ее другому лицу, тогда как большинство субъективных прав могут быть переданы.
Гражданская правоспособность неотделима от самого существования человека. Пока человек жив, он обладает гражданской правоспособностью. Статья 17 ГК закрепляет, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юридическими, а медицинскими критериям (моментом начала самостоятельного дыхания). Жизнеспособность родившегося ребенка значения не имеет. Даже если ребенок родился нежизнеспособным и прожил очень короткий промежуток времени (например, несколько часов), он уже стал правоспособным со всеми вытекающими последствиями.
Не следует смешивать защиту законом прав будущего ребенка с моментом возникновения его правоспособности. Положение о том, что наследниками могут быть дети наследодателя, родившиеся после его смерти, нельзя трактовать как предусмотренный законом случай возникновения правоспособности до рождения человека. Если ребенок не родится живым, то и правоспособность не возникнет.
Прекращение правоспособности связано о биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Поэтому не следует связывать прекращение правоспособности с объявлением судом гражданина умершим, поскольку такое решение суда основано не на факте смерти, а на презумпции того, что человек умер. Возможность возвращения такого гражданина полностью исключить нельзя.
Общим правилом является то, что гражданская правоспособность возникает у гражданина с момента рождения в полном объеме. Однако следует признать, что из этого правила бывают отдельные исключения, касающиеся тех прав, которые не могут быть осуществлены через представителя (например, составление завещания).
Государство гарантирует правоспособность граждан. Статья 22 ГК закрепляет, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом; полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Государство оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но сделано это может быть только на уровне федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК).
Конституция РФ (ст. 56) закрепляет возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока действия такого ограничения, за исключением ограничения права на жизнь, достоинство личности, неприкосновенности частной жизни, права на защиту своей чести и доброго имени, права на жилище, судебную защиту прав и свобод и некоторых других.
Допускается ограничение правоспособности как мера наказания, установленная приговором либо определением суда по уголовному делу, в виде: а) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; б) лишения права свободно передвигаться по территории страны (ссылка и высылка), но только на определенный срок в пределах, установленных законом.
Возможность ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан в порядке ответной меры предусмотрена ст. 1194 ГК: "Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц".
§ 2. Гражданская дееспособность
1. Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК).
Дееспособность предполагает осознанную и правильную оценку человеком совершаемых им действий, имеющих правовое значение, т.е. это свойство субъекта гражданского права зависит от степени психической зрелости лица. Зрелость же психики зависит от возраста и психического здоровья человека, поэтому законодатель не может произвольно закрепить момент, с которого человек считается полностью дееспособным. Необходимо учитывать медицинские нормы психического созревания человека. Человек рождается не только физически беспомощным, но и психически незрелым. Разные возрастные категории людей при нормальном развитии имеют разный уровень зрелости психики. Вот почему дееспособность лиц разного возраста и состояния психики различна.
Дееспособность как единое понятие состоит из более простых элементов: способность человека самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права, совершать сделки, приобретая тем самым новые права и возлагая на себя новые обязанности (сделкоспособность), и, наконец, способность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями (деликтоспособность). Расчленение общего понятия дееспособности на отдельные элементы облегчает анализ процесса роста объема дееспособности по мере достижения человеком определенных возрастных границ.
2. При определении объема и структуры дееспособности различных граждан Гражданский кодекс РФ исходит из классификации их по возрасту. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу незрелости психики.
Физических лиц от 6 до 14 лет Гражданский кодекс РФ характеризует как малолетних. Статья 28 ГК закрепляет так называемую дееспособность малолетних, которая состоит в способности самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки, т.е. такие, которые направлены на удовлетворение повседневных потребностей человека, исполняются обычно при самом их совершении и незначительны по сумме;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.
Следовательно, в этих возрастных рамках гражданин обладает частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью такие граждане не обладают, поскольку ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны.
Вышеуказанные элементы дееспособности малолетних представляют собой исключение из общего правила о том, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны. Поэтому наиболее распространено мнение о том, что эта категория граждан недееспособна. Это подтверждается и позицией законодателя. Опекун назначается лицу до 14 лет, а, по общему правилу, опека учреждается над гражданами, являющимися недееспособными.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. При этом расширяется объем дееспособности, реализуемой самостоятельно: к объему дееспособности предыдущего возраста ст. 26 ГК добавляет право без согласия родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами. По достижении 16 лет граждане вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
Помимо расширения способности самостоятельно осуществлять права и сделкоспособности для граждан этого возраста закон предусматривает и возникновение деликтоспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред, что закреплено ст. 1074 ГК. Здесь же отражена специфика деликтоспособности граждан этого возраста, которая состоит в том, что при отсутствии средств для возмещения вреда у несовершеннолетнего бремя возмещения этого вреда до достижения причинителем совершеннолетия полностью или в недостающей части возлагается на родителей (усыновителей) или попечителя несовершеннолетнего, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
В полном объеме гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. достижения 18-летнего возраста, поскольку с этим возрастом в России связывается представление о полном психическом созревании человека. Полная дееспособность означает и совершенно самостоятельную имущественную ответственность гражданина. По ст. 24 ГК гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Статья 25 ГК закрепляет порядок имущественной ответственности гражданина - индивидуального предпринимателя в случае признания его судом несостоятельным (банкротом).
Определяя 18-летие как момент наступления полной дееспособности абсолютного большинства граждан, ГК, как исключение, закрепляет два случая, когда полная дееспособность может наступить ранее 18 лет: 1) в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет. Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Приобретенная таким образом полная дееспособность сохраняется и после расторжения этого брака до достижения 18 лет; 2) в случае эмансипации несовершеннолетнего при двух условиях: осуществление несовершеннолетним, достигшим 16 лет, трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) или осуществление им предпринимательской деятельности. При согласии на эмансипацию несовершеннолетнего обоих родителей, усыновителей или попечителя решение о ней принимается органом опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - судом.
При наличии заболевания психики, выражающегося в том, что человек либо не понимает значения своих действий, либо понимает, но не может ими руководить, он может быть в судебном порядке признан недееспособным вследствие психического расстройства, даже если является совершеннолетним. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению членов его семьи, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного заведения и других лиц, указанных в ст. 281 ГПК. Для определения психического состояния гражданина суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу. При выздоровлении данного лица, что констатируется повторной судебно-психиатрической экспертизой, суд принимает решение о признании гражданина дееспособным.
3. Дееспособность, как и правоспособность, неотчуждаема. Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом.
Гражданский кодекс предусматривает возможность ограничения полной дееспособности и ограничения дееспособности несовершеннолетнего. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний ранее приобрел дееспособность в полном объеме в связи с вступлением в брак или эмансипацией (п. 4 ст. 26 ГК). Основанием такого ограничения являются, например, неразумное расходование заработка, употребление спиртных напитков и наркотических средств. При ограничении права несовершеннолетний может распоряжаться своим заработком только с согласия родителей, усыновителей или попечителя, а при лишении права в интересах несовершеннолетнего его заработком распоряжаются вышеперечисленные лица.
К ограничению дееспособности следует приравнять утрату полной дееспособности несовершеннолетним супругом в случае признания брака недействительным, если суд одновременно принимает решение о частичной дееспособности этого супруга (п. 2 ст. 21 ГК).
Ограничение дееспособности совершеннолетнего гражданина возможно также только в судебном порядке и только в одном случае: если он ставит свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Особенность ограничения состоит в том, что оно касается права получать и распоряжаться заработком, пенсией и иными доходами и совершать сделки (кроме мелких бытовых). Эти действия такой гражданин может совершать лишь с согласия попечителя. Однако он самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
Одновременно следует обратить внимание на то, что ограничение дееспособности происходит не по самому факту злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, а в связи с тем, что гражданин ущемляет материальные интересы своей семьи. В случае прекращения существования основания ограничения дееспособности объем дееспособности данного гражданина восстанавливается в судебном порядке.
Для определения дееспособности физического лица-иностранца ст. 1195 ГК вводит понятие личного закона физического лица. В соответствии с указанной статьей личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
В соответствии со ст. 1197 ГК гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Вместе с тем физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
§ 3. Гражданско-правовой статус физического лица -
предпринимателя
Особое место в числе прав, включенных в содержание правоспособности гражданина, занимает право на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке. При этом такая регистрация не дает сама по себе права гражданину заниматься любым видом предпринимательской деятельности.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности в силу их особой значимости для гражданского оборота и существенного влияния на законные интересы других субъектов гражданского права законодатель устанавливает определенные рамки, которые либо исключают возможность осуществления такой деятельности гражданином - индивидуальным предпринимателем (банковская деятельность <1>, страховая деятельность <2>, деятельность, связанная с оборотом наркотических и психотропных веществ <3>, деятельность в области использования атомной энергии <4> и др.), либо предусматривает необходимость получения разрешения (лицензии) соответствующих государственных органов (лицензирующих органов) на те виды деятельности, которые перечислены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <5>.
Закон прямо не устанавливает возраст, начиная с которого граждане могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Однако в связи с тем, что индивидуальная предпринимательская деятельность обычно осуществляется лично, для занятия ею гражданин должен обладать полной гражданской дееспособностью, за исключением случаев, когда закон допускает осуществление предпринимательской деятельности до достижения 18 лет (например, с согласия родителей, начиная с 16 лет, в соответствии со ст. 27 ГК).
В соответствии со ст. 23 ГК к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения.
С целью побуждения граждан к соблюдению установленных законом правил осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (а именно государственной регистрации), а также с целью защиты контрагентов таких граждан по сделкам эта же статья Гражданского кодекса закрепляет, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования закона о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Серьезным побудителем к выполнению требований закона о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и получении лицензии на указанные законом виды предпринимательской деятельности служит и предусмотренная ст. 171 УК ответственность за незаконное предпринимательство, к которому отнесено осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без лицензирования.
§ 4. Опека и попечительство. Патронаж
1. Тот факт, что определенная часть правоспособных граждан полностью или частично не обладает дееспособностью, вызвал к жизни институт опеки и попечительства, который прежде всего имеет целью восполнить недостающую дееспособность этой категории граждан для обеспечения и защиты их интересов. Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности (за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.
Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК).
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности (ст. 33 ГК). Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но осуществляет контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сделка требует письменной формы. Попечители, согласно ГК, содействуют подопечным в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Попечитель не является законным представителем подопечного.
Таким образом, можно сказать, что основное различие между опекой и попечительством состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объема дееспособности их подопечных.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекун (попечитель) назначается постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве), или по месту жительства опекуна (попечителя). Подготовительная работа по оформлению опекунства (попечительства) и надзор за деятельностью опекуна (попечителя) осуществляются отделами или управлениями народного образования, социальной защиты населения, здравоохранения соответствующей территориальной администрации.
Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин при его согласии на это. Согласие подопечного не является обязательным условием для назначения опекуна (попечителя), но в случаях, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) назначаются преимущественно лица, близкие подопечному. При их отсутствии - по выбору органа опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами и попечителями лиц, лишенных родительских прав (ст. 35 ГК).
Опекуны и попечители осуществляют предоставленные им права под надзором органов опеки и попечительства, поскольку закон в целях недопущения злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) определенным образом ограничивает права последних. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества, сдаче его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, разделу имущества или выделу из него доли, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т.п. ), а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК).
Только с согласия органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться доходы подопечного, за исключением сумм, необходимых для содержания самого подопечного. Закон устанавливает определенные ограничения действий опекунов и попечителей в отношении подопечных. Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного.
Ненадлежащее исполнение опекунских (попечительских) обязанностей влечет отстранение опекуна (попечителя) от исполнения этих обязанностей постановлением главы местной администрации.
Опека прекращается: над несовершеннолетними - автоматически по достижении ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством); над недееспособными душевнобольными - на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.
Попечительство прекращается: над несовершеннолетними - по достижении ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего в брак или в случае эмансипации, а над совершеннолетними ограниченно дееспособными - на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.
В дополнение к опеке и попечительству способом восполнения недостающей дееспособности гражданина и защиты его имущественных прав является закрепленный законодателем институт доверительного управления имуществом. Если при учреждении опеки или попечительства над гражданином в составе имущества подопечного имеется недвижимость или ценное движимое имущество, требующие специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства заключает с определенным лицом (управляющим) договор о доверительном управлении этим имуществом (ст. 38 ГК). Имущество, передаваемое в доверительное управление, на время управления обособляется от прочего имущества подопечного. Опекун и попечитель сохраняют свои полномочия в отношении имущества, не переданного в доверительное управление.
Доверительное управление имуществом прекращается в случае прекращения опеки и попечительства, а также в других случаях, предусмотренных законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом (ст. 1024 ГК). Поскольку в данном случае договор о доверительном управлении имуществом является производным от опеки и попечительства, объем прав доверительного управляющего не может быть шире объема прав опекунов и попечителей.
2. Разновидностью попечительства является патронаж. Специфика этого вида попечительства заключается в том, что оно устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе.
По смыслу п. 1 ст. 41 ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) в таком случае назначается органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного человека. Обязательны согласие человека на установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя конкретного лица.
Особенность правового положения попечителя-помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.
Попечитель-помощник обязан заботиться о подопечном, создании ему необходимых бытовых условий, обеспечении лечения. Доходы подопечного (пенсия, пособия, алименты) расходуются для обеспечения его содержания и удовлетворения бытовых потребностей попечителем только с согласия подопечного. Для осуществления своих обязанностей попечитель-помощник не обязан проживать вместе со своим подопечным. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью попечителя-помощника с целью избежания злоупотреблений с его стороны.
Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: по требованию лица, находящегося под патронажем; по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (болезнь, изменение семейного положения, места жительства, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.), при освобождении попечителя от его обязанностей ввиду ненадлежащего их исполнения, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК). Во всех перечисленных случаях для прекращения патронажа необходимо решение органа опеки и попечительства (постановление главы местной администрации). Патронаж прекращается также в связи со смертью подопечного или попечителя.
§ 5. Место жительства
Для осуществления и защиты прав лица и устойчивости гражданских правоотношений необходима четкая индивидуализация каждого субъекта гражданского права. Среди средств такой индивидуализации существенными являются имя гражданина (ст. 19 ГК) и его место жительства.
Согласно ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. С местом жительства связано предположение, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, даже если в течение какого-то промежутка времени его там фактически может не быть. Временное отсутствие не означает перемену места жительства. Например, если геолог, имея постоянное место жительства в городе, выехал в длительную экспедицию, он сохраняет свое постоянное место жительства в городе.
Каждый гражданин может иметь одновременно только одно место жительства. Оно должно определяться с достаточной точностью (с указанием населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры).
Свободный выбор места жительства - одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ), которое защищается гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо (ст. 150 ГК). Четкость определения места жительства не ограничивает права гражданина на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.
Законом РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 , не только провозглашено и регламентировано осуществление этого права, но и установлен порядок его защиты. Гражданин, чье право на свободу выбора места жительства нарушено, может обратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, либо непосредственно в суд.
Наряду с местом жительства упомянутый Закон ввел понятие места пребывания - места, где гражданин находится временно. Для гражданского права имеет значение именно место жительства, так как с ним связаны многие гражданско-правовые явления. Так, знать место жительства должника, а в определенных случаях - кредитора необходимо для установления места исполнения обязательства (ст. 316 ГК). По месту жительства, по общему правилу, определяется место открытия наследства (ст. 1115 ГК). В связи с отсутствием сведений о гражданине в месте его жительства в течение определенного законом срока может быть поставлен и решен вопрос о признании его безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК) или об объявлении его умершим (ст. 45 ГК).
Правовое значение места жительства велико как для гражданского материального, так и для гражданского процессуального права. Место жительства имеет, как правило, определяющее значение для установления подсудности гражданских дел (ст. ст. 28, 29, 31, 276, 281 и др. ГПК). В правоприменительной практике важным правилом является предположение нахождения гражданина в месте своего жительства, куда и направляются официальные вызовы, извещения, судебные повестки (хотя в определенный момент гражданин по этому адресу может и не находиться).
Упомянутый Закон от 25 июня 1993 г. вместо прописки ввел режим заявительной регистрации граждан при изменении места их жительства или пребывания. Там же определены основные правила регистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Из изложенного следует, что государство предоставляет гражданину свободу в решении вопроса о выборе места жительства. Однако это относится только к дееспособным гражданам. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, а также граждане, находящиеся под опекой, не могут по своему усмотрению выбирать место жительства: их местом жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей и попечителей (из смысла ст. ст. 26, 30 ГК).
§ 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим.
Объявление гражданина умершим
1. В случае длительного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений. Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица; может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.
Устранение этой неопределенности обеспечивается институтом безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим. Признание безвестно отсутствующим или объявление умершим возможно только по суду (в порядке особого производства) и лишь при наличии юридического состава, включающего: а) длительное отсутствие лица в месте его постоянного жительства; б) отсутствие сведений о месте его нахождения и невозможность их получения всеми доступными средствами; в) истечение установленных законом сроков с момента получения последних известий о месте нахождения данного лица.
Закон не обязывает заинтересованных лиц разыскивать отсутствующего. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем. При необходимости он запрашивает соответствующие организации (органы милиции, жилищно-эксплуатационные организации и пр.) по последнему известному месту жительства и работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях о нем. При наличии данных о преднамеренности отсутствия лица в месте постоянного жительства (лицо скрывается от возмещения причиненного ущерба, уплаты алиментов, в связи с совершенным преступлением) суд должен воздержаться от признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
2. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Суд может признать лицо безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК).
Существуют три мнения об основаниях признания гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания считают презумпцию смерти гражданина, с чем трудно согласиться, ибо при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.
Другие авторы считают основой безвестного отсутствия презумпцию жизни, ибо нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.
Исчисление срока отсутствия данных о месте пребывания лица в месте его жительства начинается со дня получения последних сведений о нем. При невозможности установить день получения этих сведений началом исчисления срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.
Признание лица безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Его имущество при необходимости постоянного управления им по решению суда передается лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом. Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность его по другим обязательствам (ст. 43 ГК). Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством. Прекращаются договор поручения (п. 1 ст. 977 ГК), участником которого был безвестно отсутствующий, а также действие доверенности, выданной им или ему (п. 1 ст. 188 ГК). Супруг лица, признанного безвестно отсутствующим, вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке (п. 2 ст. 19 СК).
3. Объявление гражданина умершим возможно, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). При этом нет необходимости предварительно признавать лицо безвестно отсутствующим. По истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного лица и наличии оснований предполагать его смерть оно может быть сразу объявлено умершим.
Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: а) сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; б) двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается, как правило, день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
Объявление лица умершим, основанное на презумпции его смерти, является юридическим фактом, влекущим такие же последствия, какие наступают в случае факта смерти.
Существуют разные мнения о влиянии объявления гражданина умершим на его правоспособность. Одни авторы считают, что при объявлении гражданина умершим прекращается его правоспособность, аргументируя это тем, что правовые последствия в таком случае те же, что и в случае смерти. Сторонники другой точки зрения считают правоспособность неотделимой от самого гражданина, и поэтому, по их мнению, одно лишь предположение о смерти не может прекратить правоспособности.
Тот факт, что лицо, объявленное умершим, может объявиться, вследствие чего решение суда об объявлении умершим должно быть отменено, свидетельствует в пользу второй точки зрения. Когда лицо, объявленное умершим, в действительности живо, юридические последствия объявления его умершим действуют там, где нет сведений о том, что данное лицо живо. Однако если гражданин, объявленный умершим, будучи в действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются действительными, т.е. его правоспособность сохраняется там, где неизвестно об объявлении его умершим.
Объявление гражданина умершим влечет за собой следующие правовые последствия: 1) лица, находившиеся на иждивении гражданина, объявленного умершим, приобретают право на получение пенсий и пособий; 2) открывается наследство; 3) прекращается брак с лицом, объявленным умершим (без вынесения специального решения о прекращении брака); 4) прекращаются обязательства, которые носят личный характер.
Предположение о смерти лица, объявленного умершим, опровергается в случае его явки или обнаружения места пребывания. В этом случае суд отменяет решение об объявлении данного гражданина умершим (ст. 46 ГК). Это является основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (актовой книге) - ст. 280 ГПК.
Брак гражданина, ранее объявленного умершим, восстанавливается по совместному заявлению супругов, если другой супруг не вступил в новый брак (ст. 26 СК).
Гражданин независимо от времени своей явки в соответствии с п. 2 ст. 46 ГК вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (прежде всего это касается наследников), за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя.
Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему имущество, если доказано, что, приобретая его, они знали, что гражданин, объявленный умершим, жив. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость (п. 2 ст. 46 ГК).
От объявления гражданина умершим следует отличать установление в судебном порядке факта смерти (п. 8 ч. 2 ст. 264 ГПК). Такая необходимость возникает, когда имеются доказательства наступления смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а орган загса отказывает в регистрации смерти. В этом случае заинтересованные лица могут в любое время обратиться с соответствующим заявлением в суд. Решение суда об установлении факта смерти служит основанием для регистрации смерти в органах загса.
§ 7. Акты гражданского состояния
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Важнейшие из актов гражданского состояния подлежат обязательной государственной регистрации. Статья 47 ГК содержит исчерпывающий перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации: рождение и смерть; заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение); установление отцовства, перемена имени.
Перечисленные акты гражданского состояния регистрируются органами записи актов гражданского состояния (загс) путем составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах. Первые экземпляры записей актов (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу). В таком же порядке собираются в актовую книгу вторые экземпляры записей.
При регистрации актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, которые подлежат регистрации, а также документы, удостоверяющие личность заявителя. Актовые записи являются бесспорными доказательствами удостоверенных ими актов, пока не опровергнуты в судебном порядке.
Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся самими органами загса при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.
При споре между заинтересованными лицами либо отказе органа загса в исправлении или изменении записи спор разрешается судом (п. 3 ст. 47 ГК). Аннулирование записей актов гражданского состояния и их восстановление производятся органом загса на основании решения суда, вынесенного в порядке особого производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976.
2. Красавчикова Л.О. Личная жизнь граждан под охраной закона. М., 1983.
3. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. М., 1992 (гл. VI).
4. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. Гл. 2.
5. Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими. М., 1985.
6. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1984. Гл. 1 и 2.
7. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 61 - 88.