Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь
Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь
7
СУБЪЕКТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Земельная реформа, проводимая в Республике Беларусь, предполагает изменение сложившихся организационных, экономических и правовых отношений.
Задачи земельной реформы:
перераспределение земель в целях создания усло-вий равноправного развития различных форм хозяйствова-ния на земле, формирование многоукладной экономики в аграрном секторе, достижение стабильного производства сельскохозяйственной продукции;
передача вопросов регулирования земельных отно-шений Советам депутатов, их исполнительным и распоря-дительным, а также специально созданным органам;
инвентаризация земель и создание земельного запа-са для наделения земельными участками юридических и физических лиц;
всемерное развитие фермерства, расширение лич-ных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального строительства;
преобразование неэффективно работающих колхо-зов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и ряд других.
В соответствии со ст. 96 Кодекса о земле земли сель-скохозяйственного назначения предоставляются:
колхозам, совхозам, межхозяйственным сельскохо-зяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйствен-ную деятельность, - для ведения товарного сельского хо-зяйства;
гражданам Республики Беларусь - для ведения кре-стьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;
научно-исследовательским институтам, учебным за-ведениям - для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства;
несельскохозяйственным предприятиям и организа-циям, религиозным организациям - для ведения подсобно-го сельского хозяйства.
В случаях, предусмотренных законодательством Рес-публики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйст-ва и иным юридическим и физическим лицам.
До принятия Кодекса о земле 1990 г. структура сель-скохозяйственного производства в Республике Беларусь, как и в бывшем СССР в целом, представляла собой в ос-новном крупные сельскохозяйственные предприятия (кол-хозы). Часть земель сельскохозяйственного назначения граждане использовали для ведения подсобного хозяйства, развивалось коллективное садоводство и огородничество, подсобные сельские хозяйства были созданы у значитель-ного числа промышленных предприятий. Предпочтение отдавалось общественным, коллективным формам земле-пользования, что соответствовало экономическим и соци-альным основам государственного и общественного строя. Субъекты общественной формы землепользования (колхо-зы) являлись основными производителями сельскохозяйст-венной продукции.
В состав земель сельскохозяйственного назначения входил и приусадебный фонд в населенных пунктах, за счет которого колхозники, рабочие и служащие колхозов, другие граждане, проживающие в сельской местности, на-делялись земельными участками для ведения личного под-собного хозяйства, садоводства и огородничества, для ин-дивидуального жилищного строительства.
Действующее законодательство по-новому регламен-тирует круг субъектов права сельскохозяйственного зем-лепользования. Развиваются различные формы аграрного предпринимательства, в том числе и связанные с исполь-зованием земель для разнообразных сельскохозяйствен-ных целей. Земли сельскохозяйственного назначения пре-доставляются хозяйственным обществам и товарищест-вам, производственным кооперативам, унитарным пред-приятиям.
Производителями товарной сельскохозяйственной про-дукции являются и крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые как членами колхозов и других сельскохозяй-ственных кооперативов, работниками сельскохозяйственных предприятий, пожелавшими выйти из их состава, так и горожанами.
В последние годы на базе колхозов и совхозов создают-ся новые организационно-хозяйственные формы сельскохо-зяйственного производства, т.е. закрепленные в законода-тельстве и наделенные правосубъектностью самостоятель-ные формы хозяйствования в виде предприятия - юридиче-ского лица либо иной предпринимательской структуры без прав юридического лица, но с четко очерченной граждан-ской правосубъектностью.
Процесс реорганизации колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования проведен в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. утверждено специальное положение о реорганизации колхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий1. В Российской Феде-рации проведена приватизация земель сельскохозяйствен-ного назначения, и они переданы в собственность юриди-ческих и физических лиц. Земли сельскохозяйственных предприятий были переданы членам коллектива предпри-ятий на правах общей (совместной или долевой) собствен-ности. Таким образом, появилось право собственности граждан и юридических лиц не на отдельные земельные участки, а на так называемые земельные доли. Между сель-скохозяйственным предприятием как юридическим лицом и коллективом предприятий в земельно-правовых отноше-ниях образовался разрыв, в нормах права появилась колли-зия прав сельскохозяйственного предприятия на исполь-зуемые земли и права граждан. На основании Указа Прези-дента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реали-зации конституционных прав граждан на землю»2 были предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в различных формах; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предусмотрено право местных орга-нов власти выкупать у крестьян земельные доли для пере-продажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяй-ственное производство.
В сфере частной собственности на землю и средства производства на селе в Российской Федерации существует множество организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства:
а) коммерческие организации;
б) некоммерческие предприятия;
в) подсобные сельские хозяйства промышленных пред-приятий;
г) крестьянские (фермерские) хозяйства;
д) личные подсобные хозяйства граждан. Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел, что земли сельскохозяйственного назна-чения могут использоваться для ведения сельскохозяйст-венного производства, создания защитных насаждений, на-учно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, также казачь-ими обществами, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразде-лениями научно-исследовательских организаций, образова-тельных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто-ка Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В ходе реформирования сельского хозяйства Республи-ки Беларусь идет процесс реорганизации колхозов и совхо-зов, создаются сельскохозяйственные кооперативы, ассо-циации, хозяйственные общества, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Часть го-сударственных сельскохозяйственных предприятий продолжает сохранять свой статус (научно-исследовательские и другие сельскохозяйственные учреждения, опытные хо-зяйства, экспериментальные базы и иные хозяйства, на землях которых проводятся долголетние опыты, ведутся научные исследования).
Несельскохозяйственные предприятия и организации, религиозные организации также могут вести подсобное хо-зяйство на выделенных им земельных участках.
Значительное место в числе субъектов права собствен-ности, землевладения и землепользования на землях сель-скохозяйственного назначения занимали кооперативы гра-ждан. В настоящее время земельные участки членов садо-водческих товариществ, земельные участки общего пользо-вания садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительст-ва, а также земельные участки, предоставленные для дачно-го строительства, не относятся к землям сельскохозяйст-венного назначения.
Согласно ст. 7 Кодекса о земле 1990 г., земля закрепля-лась за колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями и орга-низациями, религиозными организациями на праве владе-ния. Указанные предприятия и организации могли допол-нительно арендовать земельные участки, использование которых осуществлялось на праве пользования. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия и организации могли временно использовать участки для сенокошения и выпаса скота, других нужд из земель государственного лесного фонда, запаса, других земель государственного фонда. Временное пользование землей (в том числе на условиях аренды) оформлялось договором с последующей выдачей удостоверения на право временного пользования землей.
Действующий Кодекс о земле в ст. 99 закрепил положе-ние о предоставлении сельскохозяйственным предприятиям и организациям земельных участков в постоянное пользо-вание для ведения товарного сельского хозяйства. Указан-ные предприятия и организации могут дополнительно арендовать земельные участки.
На сельскохозяйственных землепользователей возло-жены обязанности по организации эффективного земледелия, сельскохозяйственного производства в целом, повы-шению плодородия почв и рациональному использованию земель; внедрению наиболее эффективных систем земледе-лия, экономически выгодному сочетанию отраслей хозяй-ства, освоению земель; развитию орошения, улучшению лугов и пастбищ, производству известкования и гипсования почв. Они обязаны принимать меры против эрозии почв, заболачивания и засорения земель, осуществлять посадку полезащитных лесонасаждений, облесение и закрепление песков, оврагов и крутых склонов, не допускать загрязне-ния почв; очищать сельскохозяйственные угодья от камней, мелколесья и кустарников, вести борьбу с сорняками, вре-дителями и болезнями сельскохозяйственных растений.
Право землепользования сельскохозяйственных пред-приятий в различных их организационно-правовых формах неразрывно связано с институтами общей части земельного права, в первую очередь с институтом права землепользо-вания. Нормы этого института образуют базис правового регулирования земельных отношений с участием этих субъектов. Право землепользования сельскохозяйственных предприятий имеет общие черты с любым видом земле-пользования. Правосубъектность сельскохозяйственных предприятий как участников земельных отношений - самая широкая, так как они могут заниматься как сельскохозяйст-венным производством, так и переработкой продукции, ее хранением, транспортировкой, создавать производства по выпуску строительных материалов, удобрений и использо-вать земли для другой, не запрещенной законодательством деятельности.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назна-чения имеет некоторые различия, определяемые конкрет-ным хозяйственным назначением земельных участков и принадлежностью земель тем или иным субъектам права землепользования. Так, разнятся права и обязанности, на-пример, колхозов и учебных и научно-исследовательских сельскохозяйственных предприятий и права граждан.
Коллективное ведение хозяйства на земле в форме кол-хозов является для Республики Беларусь преимуществен-ным. Правовой режим земель, находящихся в пользовании колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, имеет свои особенности.
Колхоз (сельскохозяйственный производственный коо-ператив) является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совме-стной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запре-щенной законодательством деятельности. В силу ст. 7 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного произ-водственного кооператива), утвержденного Указом Прези-дента Республики Беларусь № 49 от 2 февраля 2001 г., с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2002 г. № 491, колхоз по своему усмотре-нию осуществляет принадлежащие ему гражданские и иные предоставленные законодательством права, в том числе действует на условиях полной хозяйственной само-стоятельности и самоуправления, хозрасчета и самооку-паемости.
Основными задачами колхоза является предпринима-тельская деятельность, направленная на обеспечение рес-публики продуктами питания, иными товарами, сельскохо-зяйственным сырьем, а также создание условий для эконо-мического развития колхоза и получения прибыли.
Землепользование колхозов осуществляется на земле, которая является собственностью государства. Государство устанавливает правовой режим всех категорий земель, в том числе и находящихся у колхозов и других кооперати-вов. Колхоз является производственным кооперативом. В то же время земля не передается в его собственность.
В соответствии с направлениями своей деятельности колхозы могут использовать землю как для нужд сельско-хозяйственного производства, так и для иных целей (на-пример, для выращивания лекарственных растений). Для реализации своих задач колхоз может создавать предпри-ятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и иные.
Колхозы и другие сельскохозяйственные кооперативы используют большую часть земель на праве постоянного пользования.
Субъектом права землепользования выступает каждый колхоз. Его права на землю должны быть оформлены в ус-тановленном законом порядке. В соответствии с земельным законодательством каждому колхозу выдается государст-венный акт на земельный участок, где указываются точные границы закрепленных за хозяйством земель и их размер.
Содержание специальной земельной правосубъектности колхоза закрепляется в земельном законодательстве, а так-же уставе колхоза.
Устав колхоза как производственного кооператива дол-жен содержать его наименование, место его нахождения, цели деятельности, условия о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным боль-шинством голосов (п. 2 ст. 48, ст. 108 ГК Республики Бела-русь). Устав колхоза содержит специальный раздел (поло-жения), касающийся использования земли.
Особенностью права землепользования колхоза являет-ся и то, что оно не может быть прекращено ни в целом, ни в какой-либо части без согласия общего собрания членов колхоза (собрание уполномоченных). Все вопросы, связан-ные с использованием земель, в колхозе разрешаются орга-нами управления или же общим собранием (собрание уполномоченных). В колхозе существует коллективный орган управления - правление.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и об-щему собранию членов кооператива.
Членами наблюдательного совета и правления коопера-тива, а также председателем кооператива могут быть толь-ко члены кооператива. Член кооператива не может одно-временно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.
Компетенция органов управления кооперативом и по-рядок принятия ими решений определяются законодатель-ством и уставом кооператива.
Колхозы создают различные внутрихозяйственные под-разделения, и за ними, по решению общего собрания, за-крепляются сельскохозяйственные угодья, другие средства производства. Они наделяются определенными правами и обязанностями. Колхоз в целом признается субъектом пра-ва землепользования. Любые структурные подразделения -бригады, фермы, отделения внутри колхоза без образова-ния юридического лица не признаются самостоятельными субъектами права землепользования.
Объектом права колхозного землепользования является весь земельный массив, закрепленный за ним по государст-венному акту. Колхозы могут арендовать и брать во вре-менное пользование земли других землевладельцев и зем-лепользователей.
Колхоз имеет право возводить на закрепленных землях производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, соблюдая при этом установленные правила строительства. Он имеет право производить посевы сель-скохозяйственных культур, выращивать сады, другие мно-голетние насаждения, развивать растениеводство, животно-водство и другие отрасли, народные промыслы.
Колхоз вправе использовать для своих нужд общерас-пространенные полезные ископаемые и торф, пресные под-земные воды, пользоваться поверхностными водными объектами. При этом должны соблюдаться порядок и условия добычи, правила использования недр и водных объектов.
К кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и организациям традиционно относятся и межхозяйствен-ные сельскохозяйственные предприятия (организации) и их объединения (межколхозные, государственно-колхозные и государственные). Советом Министров БССР 11 июля 1978 г. были утверждены положения о межхозяйственных пред-приятиях (организациях): по производству продукции жи-вотноводства, растениеводства; по обслуживанию сельско-го населения, а также сельскохозяйственного производства. Предоставление этим организациям земельных участков зависело от направления их деятельности. Так, если созда-валось межколхозное предприятие несельскохозяйственно-го направления (по производству строительных материа-лов, межколхозная строительная организация), то предос-тавление им земель из земель колхозов и совхозов осуще-ствлялось по правилам изъятия земель, установленным Зе-мельным кодексом 1970 г.
Межколхозные, государственно-колхозные и иные го-сударственно-кооперативные предприятия и организации могли быть созданы на землях государственного запаса, государственного лесного фонда и других землях.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть организованы и на основе структурных подраз-делений сельскохозяйственных предприятий.
Сельскохозяйственный кооператив может быть органи-зован гражданами, не являющимися членами колхозов, не работающими в совхозах, пожелавшими заниматься сель-скохозяйственным производством в составе такого коопе-ратива. Учреждение кооператива не связано с какими-либо разрешениями государственных или хозяйственных орга-нов и служб. Кооператив считается созданным с момента регистрации его устава в соответствующем территориаль-ном исполнительном и распорядительном органе.
Производственный сельскохозяйственный кооператив, как и колхоз, является самостоятельным участником зе-мельных отношений и может выступать в качестве земле-пользователя.
Кооператив может быть организован и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, объединяющимися для совме-стной сельскохозяйственной деятельности, для обслужива-ния своих членов в различных областях: снабжении их удобрениями, горюче-смазочными материалами, хозяйст-венным инвентарем и машинами, оказании помощи в пере-работке и сбыте сельскохозяйственной продукции, креди-товании и других. Различают два типа кооперативов:
производственные;
обслуживающие.
Первые объединяют своих членов для совместного ве-дения на земельном массиве сельскохозяйственного произ-водства. Обслуживающие заняты конкретной сферой услуг: сбытом, снабжением, транспортной деятельностью и дру-гими услугами.
Действующее земельное законодательство Республики Беларусь пока не регламентирует вопросы организации кооперативов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В Кодексе о земле (ст. 100) лишь установлено, что сельско-хозяйственным предприятиям, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме земель сельскохозяйственных предприятий, на которых проводятся долголетние опыты) и выходят из них, по ре-шению районного исполнительного и распорядительного органа предоставляются земельные участки из обрабаты-вавшихся ими ранее земель с учетом необходимости созда-ния равных условий хозяйствования. Эти земельные участ-ки подлежат изъятию из состава земель (указанных) более крупных предприятий.
Вместе с тем, кооперативные организации отличаются от других форм предпринимательства тем, что их члены обязаны участвовать в производственной деятельности кооператива. В кооперативах, в том числе и сельскохозяй-ственных, ограничивается привлечение не членов коопера-тива к участию в управлении делами, пользованию имуще-ством кооператива, его хозяйственной деятельности. В со-ответствии со ст. 107 ГК производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участни-ки которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уста-вом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Для производственных сельскохозяйственных кооперативов обязательно личное трудовое участие членов кооператива в его деятельности.
В соответствии со ст. 112 ГК Республики Беларусь про-изводственный кооператив может быть добровольно реор-ганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.
Иные основания и порядок реорганизации и ликвида-ции кооператива определяются законодательством.
Производственный кооператив по единогласному ре-шению его членов может быть преобразован в хозяйствен-ное товарищество или в общество, а также в унитарное предприятие в случаях, когда в составе кооператива оста-лось менее трех членов.
Так, в силу п. 121 Примерного устава колхоза его реор-ганизация (слияние, присоединение, разделение, выделе-ние, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов колхоза в соответствии с законодательст-вом.
В случаях и порядке, установленных законодательст-вом, реорганизация колхоза осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
Совхозы - это государственные сельскохозяйственные предприятия.
Совхозы, наряду с колхозами, являются одной из орга-низационно-правовых форм ведения сельскохозяйственно-го производства в Республике Беларусь. Как правило, их производственно-хозяйственная деятельность строится с учетом специализации (растениеводство, животноводство, смешанные хозяйства).
Главная задача совхоза - производство сельскохозяйст-венной продукции, ее переработка, реализация на основе рационального использования земельного фонда.
Совхоз получает землю в постоянное пользование. За-конодательство гарантирует устойчивость этого землепользования. Изменение внешних границ совхоза возможно только по согласованию с администрацией совхоза.
Совхоз действует на основе полного хозяйственного расчета, несет самостоятельную имущественную ответст-венность, наделен широкими правами.
Объектом права землепользования совхозов являются земельные участки, предоставленные им из состава земель сельскохозяйственного назначения, других категорий зе-мель, земель запаса. Выделение земель совхозу в натуре, установление его внешних границ производится в порядке землеустройства. Совхозу выдается государственный акт на земельный участок. Делами совхозов в отличие от колхозов и других кооперативов управляет его администрация.
Совхоз как сельскохозяйственное предприятие решает вопросы внутрихозяйственного землеустройства, распреде-ления земель по угодьям в зависимости от природных при-знаков и планов производственно-хозяйственной деятель-ности. Подразделения совхозов (участки, бригады и т.п.) -не субъекты права землепользования. Они отвечают перед совхозом за рациональное использование земли.
Как и всем землепользователям, совхозам предоставлен широкий круг прав и обязанностей.
Совхозы, как и колхозы, могут создавать разнообразные предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйст-венной продукции, ее транспортировкой, а также непосред-ственно не связанные с сельскохозяйственным производст-вом (с целью занятия трудоспособного населения), созда-вать с другими совхозами и предприятиями агропромыш-ленные объединения.
Кодекс о земле (ст. 96) относит к числу участников зе-мельных отношений по использованию земель сельскохо-зяйственного назначения научно-исследовательские инсти-туты, учебные заведения, несельскохозяйственные пред-приятия и организации, религиозные организации, полу-чающие землю для ведения подсобного сельского хозяйст-ва. Землепользование этих организаций и предприятий яв-ляется строго целевым.
Научно-исследовательские, учебные хозяйства, подсоб-ные сельские хозяйства могут иметь статус юридического лица и являются государственными сельскохозяйственны-ми предприятиями. Цели и задачи их организации и дея-тельности связаны с научно-исследовательской работой, опытничеством, практическим применением и распростра-нением достижений науки и техники. Часть из них занята производством и реализацией элитных семян, племенного скота, новых технологий. Многие из научно-иссле-довательских учреждений ведут и производственную дея-тельность.
Школы, техникумы, училища, а также сельскохозяйст-венные институты имеют в своем распоряжении опытные и подсобные хозяйства. На землях учхозов проводится учеб-но-практическая работа, ведутся научные исследования.
Сельскохозяйственное производство для них не являет-ся основным. Главное в их деятельности - опытничество, подготовка кадров, ведение научной деятельности в сель-ском хозяйстве, пропаганда передового опыта.
Несельскохозяйственным предприятиям и организаци-ям земли для организации подсобных хозяйств предостав-ляются в общем порядке. Земли, отводимые для указанных целей, закрепляются за предприятиями и организациями в постоянное пользование. Для целей организации подсоб-ных хозяйств земельные участки предоставляются как из земель сельскохозяйственного назначения, так и из земель других категорий земельного фонда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.
5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.