Рефераты

Субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг

аким образом, семьи, среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума, получили еще одну гарантию социальной поддержки со стороны государства. Поправочный коэффициент, предусмотренный ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, позволяет снизить для таких категорий граждан величину максимально допустимой доли их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С помощью поправочного коэффициента органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают для этих категорий граждан максимально допустимую долю расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ниже, чем для прочих категорий граждан с таким же уровнем доходов. Данная льгота является дополнительной к жилищным субсидиям, поэтому рассчитывается с учетом возможного получения жилищной субсидии.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Сведения о величине прожиточного минимума публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, Жилищным кодексом установлено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159). Аналогичную норму содержит п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Нормы ч. 5 ст. 159 ЖК РФ по своему содержанию являются ограничительными, так как граждане не могут претендовать на получение субсидий, если они имеют задолженность по оплате и не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности.

Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» была определена перспективная концепция построения жилищно-коммунального хозяйства и его нормативного регламентирования. В ходе реформ предполагалось установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате, при их согласии погасить эту задолженность. Эти нормы Указа на практике фактически реализованы не были (право граждан на получение субсидий по оплате жилья было регламентировано Основами, которым нормы подзаконного нормативного правового акта противоречить не могли).

Основы не устанавливали ограничения для граждан в получении субсидий в зависимости от наличия у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Не были предусмотрены такие ограничения и в действовавшем прежде Положении о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 г. № 887, определявшем принципы и порядок предоставления субсидий. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. № 444 было установлено лишь отсылочное правило о том, что порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, регламентируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - отсутствие необходимых средств в связи с невыплатой заработной платы, низким уровнем доходов граждан и (или) быстрым ростом размера платежей за жилое помещение и (или) предоставляемые коммунальные услуги. Законодатель, формулируя таким образом норму ст. 159, тем самым устанавливает правило, в соответствии с которым граждане, имеющие просроченную задолженность, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки, не могут быть лишены права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Это отвечает целям социальной справедливости, так как дает наименее обеспеченным категориям граждан возможность исключить просроченную задолженность путем ее погашения.

Факт отсутствия (погашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашению задолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полноте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

Задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (если не заключено и (или) не выполняется соглашение по ее погашению) может явиться основанием как в отказе в предоставлении субсидии, так и в приостановлении перечисления субсидии, а впоследствии и в прекращении ее предоставления.

Так, уполномоченный орган своим решением вправе приостановить перечисление субсидии, в частности, в случаях: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности. Такое приостановление производится до выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.

Предоставление субсидии прекращается уполномоченным органом, в частности, в случае непогашения задолженности или несогласования срока ее погашения в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках отношений, регулируемых жилищным и гражданским законодательством, и должно осуществляться организациями жилищно-коммунального комплекса предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий социально незащищенным малоимущим гражданам.

Рассмотрим иные, помимо названных выше, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий.

Согласно п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидий может быть приостановлено также, если получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на ее получение (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), не представит уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В данном случае уполномоченный орган приостанавливает предоставление субсидии для выяснения причин невыполнения получателем субсидии обязанности по предоставлению соответствующих документов. Срок приостановки предоставления субсидии составляет также один месяц.

При наличии уважительных причин возникновения условий для приостановления предоставления субсидии уполномоченный орган своим решением возобновляет ее предоставление. Открытый перечень уважительных причин содержит п. 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, который включает: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.

При отсутствии уважительных причин предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требования о предоставлении им соответствующих документов уполномоченному органу при наступлении событий, влекущих за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на ее получение.

При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, в течение которого приостанавливалось ее предоставление.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

- изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

- изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

- представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требования о представлении уполномоченному органу соответствующих документов при наступлении событий, влекущих за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на ее получение, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления;

- непогашения задолженности или несогласования срока ее погашения в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении ее предоставления (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении ее предоставления доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело.

2.3 Документы, необходимые для предоставления субсидий

Перечень документов, прилагаемых к заявлению на предоставление субсидий, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень содержит разд. II Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для получения субсидии граждане, имеющие право на получение субсидии, члены их семей или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

- копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного места жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

- копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного места жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). В данном случае можно привести следующий пример.

В январе 2008 г. в Нерчинский отдел социальной защиты населения обратилась гр. Бянкина Н.Г. за назначением субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12 2005 г. № 761, предоставив наряду с другими документами ордер на жилое помещение. Администрация поселения «Нерчинское» не заключает договоры социального найма с населением микрорайона «ДОС».

В связи с тем, что заявительницей не был предоставлен договор социального найма жилого помещения, отдел отказал а назначении субсидии.

Как разъяснила экспертная комиссия Министерства социальной защиты населения Забайкальского края по рассмотрению вопросов применения действующего законодательства, в данном случае ордер на жилое помещение можно рассматривать как документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования Бянкиной Н.Г. жилым помещением. Нерчинский отдел социальной защиты населения должен установить период выплаты субсидии, исходя из дня первичного обращения.

Данный вопрос возник в связи с тем, что действующим законодательством не совсем четко урегулированы некоторые моменты, в том числе и теми документами, которые необходимо предоставить для получения субсидии.

- документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении.

Однако данное положение детально не урегулировано законодательством. В связи с чем на заседании экспертной комиссии 11.09.2008 г. был рассмотрен следующий вопрос. Кого следует учитывать при назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по предоставленной ТСЖ справке: всех зарегистрированных или фактически проживающих, если данной справкой подтверждается, что два человека их всех зарегистрированных в данном жилом помещении фактически в нем не проживают?

Комиссией было принято решение: при назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует учитывать всех зарегистрированных в данном жилом помещении граждан (указанных в справке о составе семьи).

С учетом новых обстоятельств возникла необходимость вернуться к рассмотрению данного вопроса.

В соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» ТСЖ имеют право выдавать справки, подтверждающие регистрацию граждан в жилом помещении, а также справки, подтверждающие их фактическое проживание в помещении и оплату за пользование жилищно-коммунальными услугами.

Следовательно, при назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по предоставленной ТСЖ справке следует учитывать граждан, фактически проживающих в данном помещении и оплачивающих жилищно-коммунальные услуги при условии представления ими документов, подтверждающих фактические расходы на оплату жилого помещения.

- документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа.

- документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

- копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

- копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

Члены семей нанимателей жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членов жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственников жилого помещения, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осужденных к лишению свободы, либо признанных безвестно отсутствующими, либо умерших или объявленных умершими, либо находящихся на принудительном лечении по решению суда, дополнительно к перечисленным документам представляют документы, подтверждающие причину выбытия названных граждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия.

Пунктом 10 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен прямой запрет на требование от граждан представления иных документов, помимо перечисленных выше.

Правительством РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать меры для обеспечения на базе современных информационных технологий взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в целях уменьшения количества документов, предоставляемых гражданами, и контроля правомерности предоставления субсидий.

При наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных выше.

Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.

Документы могут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе. В связи с этим целесообразно отправлять соответствующие документы заказным (ценным) письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Это при необходимости позволит документально подтвердить и дату отправления, и дату вручения уполномоченному органу, и перечень направленных по почте документов.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Органы и организации, выдавшие документы, несут ответственность за достоверность содержащихся в этих документах сведений в соответствии с законодательством.

Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Уполномоченные органы формируют в отношении каждого заявителя дело, в которое включаются документы, связанные с предоставлением субсидии и определением ее размера (персональное дело). Документы на бумажных и электронных носителях информации подлежат хранению не менее трех лет. При несоответствии записей на бумажных носителях информации записям на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за распространение и (или) незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей им известной в связи с решением вопроса о предоставлении субсидий.

Поскольку в отличие от компенсаций субсидии представляют собой предварительное предоставление средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, в ч. 4 ст. 159 ЖК РФ определен срок перечисления гражданам субсидий: субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ.

Иными словами, названные средства должны поступать к плательщикам до начала периода оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги может определяться в соответствии с общим правилом ч. 1 ст. 155 ЖК РФ: предусмотрена ежемесячная оплата до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Договором управления многоквартирным домом могут быть определены иные сроки, и тогда внесение платы осуществляется в соответствии с условиями договора. При этом в любом случае плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна быть внесена до истечения срока, установленного ЖК РФ или договором управления.

Согласно п. 42 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных данными Правилами.

При представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

В ЖК РФ не предусмотрены способы перечисления субсидий гражданам. Механизм предоставления субсидий в настоящее время регулируется Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Уполномоченные органы ежемесячно срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

По решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

На территории Забайкальского края в настоящий момент действует следующий порядок перечисления гражданам субсидий Министерством социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на банковские счета граждан в денежной форме, предоставление сведений о банковский счетах, открытых гражданами для перечисления субсидий, основания и порядок выплаты субсидий через организации почтовой связи.

Для перечисления субсидий на банковский счет гражданин или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и прилагаемые к нему документы и сообщает реквизиты открытого им банковского счета.

При отсутствии на территории населенного пункта, в границах которого проживает гражданин, обратившийся с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, кредитной организации либо если состояние здоровья такого гражданина или иные причины не позволяют ему открыть или использовать банковский счет, субсидии предоставляются путем выплаты (доставки и вручения) денежных средств через организации почтовой связи.

Глава 3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

3.1 Порядок предоставления компенсаций

Виды нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться порядок и условия предоставления компенсаций расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определены в ст. 160 ЖК РФ.

Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Этот перечень правовых актов является исчерпывающим. Поэтому иными правовыми актами порядок и условия предоставления таких компенсаций устанавливаться не могут, а если такие акты были приняты, то они, по общему правилу, не могут применяться к отношениям, возникшим после введения в действие ЖК РФ.

Однако в силу ст. 8 Вводного закона до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Реформирование действующей системы льгот проводится в Российской Федерации в направлении пересмотра и отмены ряда льгот и введения адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевода льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих и др.) в форму денежных выплат.

Такой подход оправдан, однако на практике претворение его в жизнь требует взвешенного подхода и, самое главное, строгих и обоснованных расчетов его финансовой составляющей. Необходимо обеспечить такой уровень размеров компенсаций, чтобы он был адекватен замененной льготе и не ухудшал материальное положение получающих соответствующие компенсации граждан. Другой способ решения данной проблемы, являющийся наиболее трудоемким и вместе с тем наиболее эффективным, - повышение уровня доходов населения в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме не приводила к понижению качества жизни плательщиков.

В связи с изложенным выше, случаи предоставления в настоящее время компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определены положениями следующих нормативных актов:

Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции изменений и дополнений);

Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений);

Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, дальнейших изменений и дополнений);

Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции изменений и дополнений);

Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (в редакции изменений и дополнений);

Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений);

Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции изменений и дополнений).

Кроме того, в приказе Минздравсоцразвития России от 28 марта 2005 г. № 243 приведен перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. К ним отнесены лица, на которых распространяется действие следующих нормативных актов:

Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания);

Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

Федерального закона от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции изменений и дополнений);

Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции изменений и дополнений);

постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции изменений и дополнений).

Таким образом, как видно их характеристики законодательства, перечень лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, весьма широк. Не существует единого нормативного акта, в котором были бы предусмотрены все случаи предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, что связано с изменениями в законодательстве о социальном обеспечении, когда одни категории граждан приобретают права на компенсации и субсидии, а другие эти права утрачивают.

В жилищном законодательстве не содержится нормативное определение понятия «компенсация». В связи с этим во многих актах даются довольно противоречивые определения. Чаще всего происходит смешение или объединение понятий «субсидия» и «компенсация», не выделяются специфические для них свойства.

Компенсация - возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Возмещение производится в денежной форме, при этом расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не уменьшаются на размер предоставленной компенсации.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ.

В отличие от субсидий (которые перечисляются гражданам до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги) компенсации носят характер «последующего» возмещения, то есть они должны предоставляться после оплаты жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке.

Следует, однако, отметить, что в настоящее время, регулируя вопросы оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, законодатель использует различные термины, означающие, в широком смысле слова, компенсационные выплаты. Как названы в законах или подзаконных актах компенсации, выплачиваются они до или после оплаты жилых помещений и (или) коммунальных услуг, по большому счету получателям это все равно. Тем не менее терминологические несоответствия в законодательных актах снижают их качественный уровень и зачастую приводят к неточностям в правоприменительной практике.

Размер компенсаций с учетом уровня инфляции подлежит корректировке в целях недопущения снижения эффективности помощи, оказываемой отдельным категориям граждан посредством выплаты компенсаций. Например, Правительство РФ обязало Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ ежегодно (в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год) представлять в установленном порядке в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ о порядке индексации размеров компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, отсутствие бюджетного финансирования (либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации законов, предусматривающих льготы (компенсации, субсидии), само по себе не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении льгот, предусмотренных в законе.

Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального, субъекта Российской Федерации или местного бюджета (в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию).

Если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Согласно КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 14.8).

3.2 Порядок предоставления компенсаций отдельным категориям граждан

Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, можно назвать следующие: Закон РФ от 15.01.1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», ФЗ от 12.01.1995 г. в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. «О ветеранах», ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», Закон РФ от 21.01.1993 г. в редакции Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5481-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (п. 17 ст. 2), Трудовой кодекс РФ (ст. 340), ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

В силу ст. 24 ФЗ от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации» социальные гарантии для малоимущих граждан в части компенсации понесенных ими затрат на приобретение газа и перечень данных категорий граждан определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим подробнее порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

В целях обеспечения прав на жилище военнослужащих им предоставляются денежные компенсации, которые предусмотрены федеральными законами, в частности, ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Кроме того, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации данным гражданам.

Военнослужащие и члены их семей должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитиях. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ (п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Статьей 25 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрена возможность предоставления дополнительных социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей. На членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Правительство РФ устанавливает порядок предоставления таких дополнительных гарантий и компенсаций.

К числу законов, устанавливающих дополнительные социальные гарантии и компенсации названным выше гражданам, относится, например, Закон РФ в редакции Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5481-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

В соответствии с данным Законом РФ (ст. 5) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания эвакуированных членов их семей в размерах, оговоренных в договоре найма (поднайма) жилья, но не более трех установленных законом минимальных размеров оплаты труда с учетом местности проживания и состава семьи.

Действие Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5481-1 распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Установлено, что его действие распространяется также на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике (см. ФЗ от 16.05.1995 г. № 75-ФЗ).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты