Рефераты

Судебная экспертиза (на примере рассмотрения гражданского дела об авторском праве)

Судебная экспертиза (на примере рассмотрения гражданского дела об авторском праве)

58

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Судебная экспертиза

(на примере рассмотрения

гражданского дела об авторском праве)»

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 2
  • Глава 1. Применение экспертизы в спорах об авторском праве 5
    • 1.1. Судебный порядок защиты авторских прав 5
    • 1.2. Понятие экспертизы и ее применение при рассмотрении споров по защите авторских прав 15
  • Глава 2. Проведение экспертизы 20
    • 2.1. Назначение экспертизы 20
    • 2.2. Процедура проведения экспертизы 32
    • 2.3. Исследование и оценка заключения эксперта судом 48
  • Заключение 55
  • Список литературы 57
Введение

В настоящее время довольно часто суды принимают к рассмотрению исковые заявления авторов, которые обнаруживают в чужих произведениях заимствования из своих ранее опубликованных произведений. При этом объем заимствования бывает различным - от нескольких строчек до большой части произведения. Никаких указаний на то, что при подготовке материала использованы чужие произведения, нет, как и нет разрешения автора на использования его произведения, что позволяет авторам первоначального произведения говорить о том, что авторство на его произведение присвоено иным лицом.

Разрешение споров о защите авторских прав представляется достаточно сложным из-за специфического характера предмета спора.

Основной проблемой по делам о присвоении авторства является зачастую тот факт, что лицо, осуществившее заимствование, применяет такую тактику, как переписывание чужих мыслей своими словами, иногда просто переставляя слова в предложении. Между тем, как известно, в соответствии с Законом РФ “Об авторском и смежном правах” идеи, мысли, сюжеты авторским правом не охраняются, поэтому признать наличие плагиата можно только в том случае, когда имеются факты прямого заимствования.

Практически во всех спорах о защите авторских прав суды прибегают к проведению специальной экспертизы, которая призвана установить, имело ли место незаконное заимствование или нет.

Объектом исследования в настоящей дипломной работе является судебный порядок разрешения дел о защите авторских прав, а предметом исследования выбрано проведение экспертизы при рассмотрении вышеуказанных споров.

Целью данной дипломной работы является раскрытие значения экспертизы при установлении авторства, соавторства, и т.д.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

· проанализировать условия применения экспертизы в рассмотрении споров о защите авторских прав;

· рассмотреть порядок назначения и проведения экспертизы;

· провести анализ деятельности суда по оценке заключения эксперта;

· отразить виды экспертиз, применяемых при рассмотрении споров о защите авторских прав.

Исследованию положений об экспертизе в советском гражданском процессе и в настоящее время отводилось довольно большое место, было выпущено множество учебников и научной литературы на эту тему.

Во многих книгах раскрываются теоретические основы экспертизы, ее проведения и места в системе доказательств в гражданском процессе. Однако, значению экспертизы в рассмотрении споров о защите авторских прав, процедуре проведения и специфической оценки судом заключения эксперта, вынесенного в качестве результата по такой экспертизе, посвящено небольшое количество литературы.

Проблемы, рассматриваемые в дипломной работе, не являются незначительными, так как в работе проведена работа по обобщению имеющихся мнений выдающихся юристов на тему экспертизы, а также по сведению их единое целое с тем, чтобы дать необходимые рекомендации авторам, иным лицам, которые используют и защищают произведения науки, искусства, литературы и т.д.

Глава 1. Применение экспертизы в спорах об авторском праве

1.1. Судебный порядок защиты авторских прав

Судебный порядок защиты авторских прав закреплен в пункте 3 статьи 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах"
Закон "Об авторском праве и смежных правах" от 09 июня 1993 года № 5351-1, который предусматривает, что за защитой прав обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Правом на такое обращение обладают следующие субъекты:

· авторы произведений, то есть лица, создавшие своим творческим трудом произведения литературы, науки и искусства. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности;

· наследники авторов: защищают права автора после его смерти;

· иные правопреемники: к ним относятся лица, на которых автор сам возложил защиту своих прав после смерти; лица, обладающие указанными правами по авторскому договору о передаче исключительных прав; специально уполномоченные организации или соответствующие министерства и ведомства. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. Также иск в интересах автора может быть заявлен прокурором.

Специально уполномоченной организацией до 1990 г. было Всесоюзное агентство по авторским правам. Оно охраняло права авторов и их правопреемников внутри страны и за рубежом, обеспечивало представительство их интересов, вело работу по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенного права.

В 1992 г. ВААП было преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте Российской Федерации. В функции РАИС входило содействие обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд.

После принятия Закона “Об авторском праве и смежных правах” РАИС было реорганизовано в Российское авторское общество (РАО), которое в настоящее время управляет имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. Его правовой статус закреплен в Указе Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных правах" от 7 октября 1993 г. № 1607.

В пп. 5 п.1 ст.15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" закреплено положение о том, что автору принадлежит "…право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора…", а п. 3 этой же статьи устанавливает, что "…личные неимущественные права (к которым относится и право на защиту) принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения". Таким образом, автору предоставлена возможность защищать любое из нарушенных прав.

В ГК РСФСР 1964 г. содержался перечень нарушений личных неимущественных и имущественных прав авторов, а именно: использование чужого произведения без договора с автором или его правопреемниками (ст. 488), несоблюдение условий использования произведения без согласия автора (ст. 492, 495), нарушение неприкосновенности произведения (ст. 480), а также причинение убытков автору или его правопреемникам (ст. 500).

В существующем законе 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" прямой классификации действий, ущемляющих права автора нет, а предусматривается очень широкое и общее понятие нарушения авторских и смежных с ними прав, предусмотренных данным законом (ст. 48). В упомянутом законодательном акте четко выделяется лишь контрафакция (от французского слова "contefacon", обозначающего нарушение прав интеллектуальной собственности), представляющая собой самовольное и противозаконное изготовление и распространение чужого произведения. Действия же, приводящие к нарушению авторских и смежных прав, называются контрафактными, они совершаются, если при изготовлении или распространении произведений были допущены нарушения закона.

Нарушителями авторских прав являются лица, которые не выполняют требований законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Большое количество действий по нарушению авторских и смежных прав совершаются физическими лицами, посягающими на охраняемые права автора. Но контрафактные действия часто совершаются и юридическими лицами.

В настоящее время в соответствии со ст. 113 ГПК судебный порядок защиты авторских прав связан с исковым производством. В зависимости от того, какие права автора нарушены, определяется содержание искового заявления, поэтому, исходя из традиционной классификации прав автора на имущественные и личные неимущественные, можно выделить иски имущественного и неимущественного характера.

Практически любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание становится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, которую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора, поэтому чаще всего возможно и сочетание этих исков, если истец требует восстановления как имущественных, так и личных неимущественных авторских прав.

К имущественным правам авторов, в соответствии со ст.16 Закона “Об авторском праве и смежных правах” относятся: право на использование произведения в любой форме и любым способом, которое включает право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку

Исходя из перечисленных прав, иски в защиту имущественных прав могут быть следующими:

· иск о взыскании авторского гонорара или убытков, вызванных нарушением авторских прав;

· иск из неосновательного обогащения (например, если соавтор без достаточного к тому основания получил гонорар, причитающийся другому соавтору, то последний вправе прибегнуть к подобному иску).

· иск о возврате аванса, о взыскании расходов по корректуре и т. п. (например, предъявляются к авторам организациями, использующими их произведения).

В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора.

В защиту личным неимущественных прав можно предъявить следующие иски:

· иск о признании авторства: в таких исках могут не признаваться права на созданное произведение за их носителем или признаваться права за другими лицами, отрицаться определенные факты, которые создают личные права. Например, при отрицании создания книги данным автором, или утверждении, что она написана другим лицом, нарушается личное право автора - права на имя. Восстановление указанного права возможно путем предъявления автором иска о признании авторства. Удовлетворение такого иска восстановит его личное право, так как устранит сомнение в принадлежности ему данного права;

· иск об обязании заменить титульный лист книги или снабдить ее вкладным листом с соответствующим сообщением, заменить театральные афиши, титры кинофильма и т. п. при нарушении права на имя. Такой иск возможен и при использовании произведения без согласия автора в случаях, предусмотренных ст. 492 и 495 ГК, в соответствии с которыми указание имени автора является обязательным условием использования произведения;

· иск о признании не автором произведения: истец может быть в этом заинтересован по моральным соображениям, так как приписывание ему создания недоброкачественного произведения отражается на его репутации;

· иск об установлении ответчика не автором;

· иск о признании соавтором: согласно ст. Закона “Об авторском праве и смежных правах” соавторством является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. Под “совместным трудом” подразумевается обязательное объединение творческого процесса. Важно внесение в произведение каждым из соавторов творческого вклада;

· иск о присуждении к совершению действий, направленных на устранение таких нарушений (например, внесения соответствующих исправлений, публикации в печати или иным способом о допущенном нарушении либо запрещения выпуска произведения в свет либо прекращения его распространения);

· иск о прекращении дальнейшего использования произведения без согласия автора (например, при подготовке произведения к изданию или переизданию без согласия автора; автор может требовать, чтобы была снята постановка драматического произведения, если театр допустил искажение идеи и смысла произведения; автор произведения изобразительного искусства вправе требовать, чтобы был прекращен выпуск репродукций, которые выполняются настолько плохо, что не отражают качества оригинала, или об уничтожении репродукций, которые были выпущены без согласия автора или не соответствуют оригиналу).

Защитить нарушенные авторские и смежные права можно способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ 1994 г. и в ст. 49 Закона 1993 г. В числе таких способов: признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения; прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплата компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Необходимо отметить, что споры о защите авторских прав требуют сложной досудебной подготовки. Это объясняется тем, что их разрешение требует не только изучения правового материала, но и в большинстве случаев самого спорного произведения, рецензий, заключений, договоров, расчетных документов и т. п.

При подаче искового заявления истец в большинстве случаев прилагает материалы, подтверждающие его доводы, а именно: авторские договоры, отзывы, рецензии, учетные данные о движении рукописи и иные письменные доказательства, а если спор связан с установлением авторства, соавторства или неправомерного заимствования из чужих произведений - экземпляры этих произведений и сличительные таблицы совпадений.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству нередко принимаются меры по обеспечению иска с целью гарантии возможности исполнения будущего судебного решения. Например, в отношении защиты личных прав меры по обеспечению иска могут состоять в запрете выпуска произведения, нарушающего авторские права, а в отношении защиты имущественных прав - в запрете незаконной выплаты гонорара или в наложении ареста на имущество автора или соавтора, привлеченного в качестве ответчика. Если сторонами в споре являются только граждане (споры об авторстве или разделе гонорара), то обеспечение иска может состоять лишь в наложении ареста на имущество. Запрет выпуска произведения или выплаты гонорара может относиться только к организациям, использующим произведения и выплачивающим гонорар.

В процессе досудебной подготовки суд может исследовать объекты спора, а именно: рукопись, фильм, спектакль, концерт и т.д. Такое прочтение или просмотр является специфическим для авторских споров методом ознакомления с предметом спора и может не облекаться в процессуальную форму Чертков В.Л. “Судебная защита прав и интересов авторов”, М., 1967, стр. 124. Специфика здесь состоит не в исследовании средств доказывания по делу, каковыми являются рукопись, книга, пленка, картина и т. п., а в изучении содержания спорного произведения. При прочтении, просмотре или прослушивании мнения могут разойтись, но окончательный вывод по существу спора будет содержаться в решении суда.

В том случае, когда судья приходит к выводу, что дело достаточно подготовлено, он назначает его к судебному разбирательству, которое происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.

По общим процессуальным правилам предметом доказывания в гражданских делах являются обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дел по искам об авторстве предмет доказывания определяется прежде всего как установление спорного произведения в качестве объекта авторского права. После того, как доказано, что на спорное произведение распространяются положения авторского права, может возникнуть необходимость установить его создателя, т. е. решить вопрос об авторстве.

Предметом доказывания по авторским делам может быть и факт существования между сторонами договора на использование произведения, а также сам факт использования (в соответствии с договором, в противоречии с его условиями или вообще без договора). Доказываться может соблюдение тех или иных условий договора (сроки, трактовка образов, сюжетные построения и т. п.), создание работы в соответствии с планом научного учреждения, отсутствие препятствий к переизданию произведения и т. д. и т. п.

В судебном заседании суд непосредственно исследует доказательства по делу: заслушивает объяснения участников процесса, показания свидетелей и заключения экспертов, знакомится с письменными и вещественными доказательствами.

В ст. 49 ГПК определено понятие доказательств: любые фактические данные, из которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие существенных для дела обстоятельств.

Объяснения сторон содержат изложение и обоснование обстоятельств, в которых они усматривают основания своих требований и возражений.

С помощью свидетельских показаний могут устанавливаться некоторые обстоятельства авторских правоотношений. Свидетелем в гражданско-правовом споре может быть любое лицо, не имеющее юридического интереса в исходе дела, однако в авторских делах допускается определенный интерес в исходе дела у свидетеля, так как исход дела может представлять творческий, служебный интерес для редакторов, режиссеров и иных лиц, занимавшихся подготовкой произведения к использованию. Свидетель высказывает свое мнение по поводу исследуемых материалов. Например, редактор или режиссер может выразить свое мнение о тех или иных особенностях качества произведения или творческого почерка автора, над произведением которого допрашиваемый в качестве свидетеля работал. Это не экспертное заключение (ибо эксперт лишь после возникновения спора впервые сталкивается с произведением и исследует его в плоскости поставленных вопросов), а впечатление человека, непосредственно соприкасавшегося с произведением в период его творческой разработки и заинтересовавшегося им в сфере своей деятельности Чертков В.Л. “Судебная защита прав и интересов авторов”, М., 1967, стр. 62.

Письменные доказательства имеют в авторских спорах весьма серьезное значение. К ним, прежде всего, относятся авторские договоры. В ст. 503 ГК РСФСР 1964 содержится право автора заключить договор, а ст. 488 указывает, что запрещено использование произведения автора без заключения договора с ним или его наследниками, кроме случаев, указанных в законе.

К письменным доказательствам относятся и счетно-бухгалтерские документы, так как в письменном виде оформляется сдача произведений для их использования. Если произведение сдается в готовом виде при заключении договора, то об этом делается отметка в той графе договора, где указываются сроки сдачи. Факт сдачи рукописи (в любой стадии договорных отношений) регистрируется в специальном журнале и карточке движения рукописи в организации, принявшей произведение, хранятся у нее, но автором не проверяются. В подтверждение получения рукописи автору выдается расписка с указанием его фамилии, наименования работы, ее объема, количества иллюстраций, даты принятия и номера договора. Иногда ограничиваются отметкой на авторской копии рукописи. Доказательством отсылки рукописи по почте служат почтовые документы.

Вещественными доказательствами также использоваться при рассмотрении авторских дел. Здесь, прежде всего, возникает вопрос о рукописи.

Под рукописью понимаются все варианты и экземпляры произведения, могущие служить доказательством. Например, если возник спор о заимствовании чужого произведения, то в суд должны быть представлены рукописи, о которых идет речь, как о возможном предмете и результате заимствования. Если возник спор о невыплате гонорара в связи с ненадлежащим выполнением автором указаний издательства о внесении в рукопись изменений, в суд должны быть представлены первоначальный и измененный варианты рукописи и т. д.

Наличие рукописи дает суду возможность проверить заключения экспертов при спорах о качестве произведений и об авторстве. При спорах о защите права на имя наличие рукописи дает возможность определить, кто указан в качестве автора, как обозначено имя автора и т. п. Наконец, при спорах о взыскании гонорара представленные рукописи дают суду возможность проверить как сам факт выполнения работы, за которую взыскивается гонорар, так и правильность его начисления.

В литературе велись споры о том, к какому виду доказательств отнести рукопись: к письменным или к вещественным доказательствам.

К.С. Юдельсон определяет письменные доказательства как предметы со знаками, выражающими мысли, из которых суд получает сведения, необходимые для разрешения спора Юдельсон К.С. "Проблема доказывания в советском гражданском процессе", М., 1951, стр. 179.

Однако в рукописи описываемые события или научные данные ничего не говорят о существе авторского спора. Сведения о спорных фактах может содержать лишь титульный лист рукописи. На нем указаны фамилии автора, название произведения, исходные данные, а также различные надписи и подписи, которые могут иметь правовые последствия, поэтому титульный лист рукописи является письменным доказательством, а именно, документом. Но сама рукопись не может рассматриваться как документ, так как ее текст не содержит сведений по существу спора.

По общему правилу, вещественные доказательства в отличие от письменных являются незаменимыми, так как обладают индивидуальными особенностями и заменять оригинал копией при предоставлении в суд невозможно.

В рукописи имеются следы правки, замечания, пометки, возникновения и отражения мыслей, идей, мнений по разработке темы, опытов и т. д., что делает ее незаменимым, а, следовательно, вещественным доказательством.

Наряду с рукописями в авторских, спорах возможны и другие вещественные доказательства. Большей частью это произведения, объекты авторского права: картины, скульптуры, снимки, а также различные их эскизы и фрагменты.

Наиболее важное доказательственное значение в судебных разбирательствам по защите авторских прав имеет заключение эксперта. Хотя оно не является приоритетным для суда, тем не менее суд придает большое значение экспертизе. Об этом говорит Глава 2.

1.2. Понятие экспертизы и ее применение при рассмотрении споров по защите авторских прав

В действующем ГПК РСФСР институту судебной экспертизы посвящено пять статей (ст.
74-78) в главе шестой "Доказательства"; несколько отдельных статей в главе пятнадцатой "Судебное разбирательство" (ст. 160, 163, 180, 181, 260).

По делам о защите авторских и смежных прав экспертиза занимает особенное место ввиду нескольких обстоятельств: во-первых, в силу специфичности объекта исследования; во-вторых, ввиду отсутствия отработанных методик проведения такой экспертизы; в-третьих, по причине того, что следственная и судебная практика не вполне устоялась, соответственно, есть несколько точек зрения на необходимость или обязательность проведения экспертизы по делам этой категории.

Экспертиза - это исследование обособленного объекта, проводимое сведущим лицом (экспертом), основанное на специальных (профессиональных) знаниях, с применением особых методов, имеющее целью получение нового знания об объекте, которое оформляется в виде заключения Сахнова Т.В. “Судебная экспертиза”, М., 2000, стр. 74.

Иначе экспертиза определяется как разновидность практического познания конкретных фактов, явлений с использованием положений науки, научных средств и методов, по научно разработанной и практически апробированной методике Давтян А.Г. “Экспертиза в гражданском процессе”, М., 1995, стр. 56.

В основе экспертизы лежат как известные (исходные) данные, так и научные факты, функции которых заключаются в установлении предмета экспертизы, выявлении видов связей между эмпирическими данными, определении возможности существования искомого (нового) факта.

Признаки судебной экспертизы исследовались в процессуальной литературе; при этом разные авторы выделяют различный "набор" таких признаков, перечисляя их в различной последовательности.

Так, Палиашвили А.Я. к самостоятельным признакам относит: процессуальную форму использования экспертом специальных знаний, процессуальную форму назначения судебной экспертизы, процессуальную самостоятельность и индивидуальную ответственность судебного эксперта, непосредственное исследование объектов экспертизы, объективное и всестороннее проведение судебной экспертизы, процессуальное оформление результатов экспертизы Палиашвили А.Я. "Экспертиза в суде по уголовным делам", М., 1973, стр. 94.

Ю.К. Орлов называет признаками экспертизы использование специальных знаний, проведение исследования с целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела, специального субъекта экспертизы, определенную процессуальную форму производства, оформление результатов в специальном процессуальном документе - заключении эксперта Орлов Ю.К. “Производство экспертизы в уголовном процессе”, М., 1982. стр. 72.

Ю.М. Жуков относит к существенным признакам судебной экспертизы дачу заключения, самостоятельное исследование с применением специальных знаний, непосредственное исследование обстоятельств дела экспертом Жуков Ю.М. “Судебная экспертиза в советском гражданском процессе” М., 1965 (диссертация).

Основными признаками, характеризующими судебную экспертизу, А.Г. Давтян называет предмет, объект и субъект Давтян А.Г. “Экспертиза в гражданском процессе”, М., 1995, стр. 85. И.Л. Петрухин выделяет такие черты, как субъект, объекты исследования, исследование как процесс применения специальных знаний в целях обнаружения доказательств, процессуальную форму исследования Петрухин И.Л. “Экспертиза как средство доказывания в советском уголовном процессе”, М., 1964, стр. 103..

Из ст. 74 ГПК РСФСР следует, что экспертиза назначается судом "для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла". Однако, необходимо отметить, что экспертизой не просто разъясняются какие-либо вопросы, а устанавливаются новые факты-доказательства посредством предпринимаемого экспертом специального исследования.

На основе изложенного можно выделить следующие признаки судебной экспертизы:

1. Применение специальных знаний в форме исследования к определенному объекту и предмету.

2. Осуществление особым субъектом - экспертом и по поручению суда.

3. Соблюдение процессуальной формы.

4. Получение новой информации (фактических данных) и оформление результатов в форме заключения эксперта, являющегося самостоятельным видом судебного доказательства (ч. 2 ст. 49 ГПК РСФСР, ч. 2 ст. 52 АПК РФ, ч. 2 п. 1 ст. 57 проекта ГПК РФ).

Таким образом, можно дать такое определение: судебная экспертиза - это специальное исследование, назначаемое определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального оснований, проводимое сведущим лицом - экспертом в определенной процессуальной форме для получения судебного доказательства по делу (заключения эксперта).

Основным юридическим фактом, обусловливающим возникновение всей системы процессуальных отношений по поводу экспертизы, является определение суда о назначении экспертизы. Такое определение может быть вынесено судом на основании ходатайства заинтересованного лица или же по инициативе самого суд. В данном случае основанием для возникновения правоотношений будет служить юридический состав - ходатайство плюс определение судьи.

На основании судебного определения между судом и экспертом складываются процессуальные отношения по проведению судебной экспертизы. Их содержание составят, с одной стороны, действия суда, с другой - действия эксперта.

К таковым со стороны суда можно отнести: действия по определению и привлечению сведущего лица в качестве эксперта (или по определению экспертного учреждения), требование о проведении специального исследования и определение экспертных задач (опосредуются в определении о назначении экспертизы), контроль за законностью производства экспертизы, истребование заключения эксперта, его оценка, определение доказательственной силы (опосредуются обычно в судебном решении), а также суд вправе вызвать эксперта в судебное заседание для разъяснения заключения, а также для допроса.

Эксперт, связанный правоотношениями с судом, тоже совершает действия в пределах своих процессуальных обязанностей и прав, а именно: дает объективное заключение по поставленным вопросам в установленной законом процессуальной форме, может знакомиться с материалами дела, участвовать в судебном разбирательстве, просить суд о предоставлении дополнительных материалов. В определенных случаях эксперт может отказаться от дачи заключения.

Суть экспертизы в проведении сведущим лицом (экспертом) специального исследования, которое предполагает получение новых фактических данных, которые до этого суду не были известны и иным способом (например, показаниями свидетелей) установить нельзя, а также которые способны подтвердить (или опровергнуть) факты, имеющие юридическое значение Сахнова Т.В. “Судебная экспертиза”, М., 2000, стр. 132. Сами юридические факты (факты предмета доказывания) - не предмет экспертизы; правильное определение юридических фактов - задача и компетенция суда.

С точки зрения специальных знаний, промежуточные результаты, получаемые в ходе аналитического и сравнительного этапов, и являются новыми фактами, добытыми экспертом в ходе исследования, анализ которых позволяет затем сформулировать окончательный вывод, представляющий собой профессиональную оценку выявленных фактов. Именно эта оценка и представляет собой те фактические данные (доказательство), ради которых экспертиза назначается. Таким образом, цель специального исследования заключается не в простой констатации установленных экспертом новых фактов объективной реальности, а в их профессиональной оценке.

Относительно понятия предмета судебной экспертизы в процессуальной доктрине выработано практически единодушное мнение. Предметом называются фактические данные (обстоятельства специальной природы), имеющие доказательственное значение для дела, которые устанавливает эксперт в процессе исследования и которые составляют результат последнего, фиксируемые в выводе эксперта.

Глава 2. Проведение экспертизы

Проведение экспертизы состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их подробнее.

2.1. Назначение экспертизы

Экспертиза при рассмотрении споров о защите авторских прав может быть назначена как на стадии досудебной подготовки дела, так и в судебном разбирательстве.

При назначении экспертизы складывается комплекс процессуальных отношений: между судом и каждым из участвующих в деле лиц; между судом и экспертом. Эти отношения различаются по основаниям возникновения, содержанию, процессуальному значению. Отношения между судом и каждым из участвующих в деле лиц возникают по поводу ходатайства о назначении экспертизы, о назначении конкретного эксперта, об отводе эксперта, о формировании круга вопросов.

Указанные процессуальные отношения опосредуются в ходатайствах заинтересованных лиц и определениях суда об их удовлетворении или отклонении и характерны для самого процесса назначения судебной экспертизы; они как бы предваряют назначение.

Инициатива в назначении экспертизы принадлежит как сторонам, так и самому суду. Для сравнения можно отметить, что в арбитражном процессе экспертиза может быть назначена только по ходатайству заинтересованного лица (п. 1 ст. 66 АПК РФ).

Экспертиза назначается при возникновении осознанной судом потребности в применении специальных знаний при разрешении вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела по существу. Сторона может и не ходатайствовать о назначении экспертизы, а ограничиться объяснениями, представлением иных доказательств и ссылкой на доказательственные факты. Дело суда - определить степень их достаточности для доказывания искомого факта.

В тех случаях, когда сами стороны ходатайствуют о назначении экспертизы, такое ходатайство по общему правилу не может быть обязывающим для суда. Суд как орган правосудия свободен в определении потребности в судебной экспертизе. Вместе с тем при отказе в ходатайстве заинтересованного лица о назначении экспертизы представляется очевидным необходимость о том мотивированного определения суда.

Однако, сторона имеет право возразить против назначения экспертизы судом (в соответствии со статьей ГПК РСФСР заинтересованные лица имеют право заявлять ходатайства, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам). Но с точки зрения действующего законодательства такое возражение не имеет процессуального значения - судья не обязан его учитывать.

Правда, ч. 1 ст. 75 ГПК РСФСР закрепляет правило, по которому "при назначении эксперта суд учитывает мнение лиц, участвующих в деле". Однако истолковано оно может быть в том смысле, что судья учитывает мнение данных лиц при выборе эксперта (кому поручить экспертизу).

В любом случае суд самостоятельно решает вопрос о назначении экспертизы, и ему принадлежит окончательный вывод по этому вопросу, который закрепляется вынесением определения о назначении экспертизы.

Сущность экспертизы заключается в том, что привлеченное в качестве эксперта лицо, будучи специалистом в той или иной области знания, исследует интересующие суд факты и делает о них выводы, исходя из имеющихся в данной области и известных ему закономерностей. Определенные закономерности существуют и в литературе, живописи, музыке, драматургии, кинематографии, то есть во всех областях искусства. Однако, вопросы, возникающие при защите авторских прав, требуют таких специальных познаний, которыми обладают люди, знакомые с такими закономерностями, свойственными тому или иному виду литературы и искусства либо определенной отрасли науки Чертков В.Л. “Судебная защита прав и интересов авторов”, М., 1967, стр.22.

Выбор судебного эксперта является важным процессуальным действием - от правильного назначения эксперта зависит достоверность и полнота экспертного заключения.

При выборе эксперта решаются следующие вопросы:

а) назначение конкретного лица экспертом;

б) не заинтересованность назначаемого эксперта в исходе дела;

в) компетентность эксперта.

Рассмотрим порядок решения перечисленных вопросов подробнее.

а) По общему правилу эксперта (или экспертов) назначает суд (ч. 1 ст. 74 ГПК РСФСР, ст. 66 АПК РФ), что не исключает инициативы участвующих в деле лиц: стороны, их представители, иные заинтересованные лица могут ходатайствовать перед судом о назначении в качестве эксперта конкретного лица по их выбору. В ч. 1 ст. 75 ГПК РСФСР специально указывается, что "при назначении эксперта суд учитывает мнение лиц, участвующих в деле". Однако окончательное решение вопроса о выборе эксперта принадлежит суду.

В ч.1 ст.75 ГПК РСФСР говорится о назначении не экспертизы, а экспертов, которые могут быть работниками соответствующих учреждений; экспертиза же поручается эксперту, а не учреждению. Само исследование может проводиться в учреждении, но это не меняет сути и субъектного состава процессуальных отношений, складывающихся при назначении экспертизы: они должны возникать между судом и конкретным экспертом, указываемым в судебном определении. Следуя формуле ч. 1 ст. 75 ГПК РСФСР, судья должен при вынесении определения о назначении экспертизы указать конкретного эксперта, которому поручается ее проведение, независимо от того, работает ли данный специалист в экспертном учреждении или нет.

Таким образом, между судьей и учреждением (руководителем учреждения) процессуальных отношений по поводу производства экспертизы не возникает; учреждение не несет процессуальной ответственности за проведение экспертизы; руководитель учреждения не наделяется каким-либо процессуальным статусом. Вся ответственность за проведение экспертизы возлагается только на эксперта, только между ним и судом возможны процессуальные отношения.

Для эксперта основанием принять на себя обязанность по проведению экспертизы, занять статус судебного эксперта является следующий юридический состав: определение суда и распоряжение руководителя экспертного учреждения.

При рассмотрении авторских дел для проведения экспертизы суды обращаются в специализированные государственные организации. Имеются органы и учреждения, проводящие комплексные экспертизы по различным направлениям искусства. При получении копии определения и материалов для экспертизы из суда, в учреждении подбирается соответствующая кандидатура эксперта (из лиц, указанных в его списке), ведутся с экспертом переговоры о его согласии и условиях работы, и о результатах таких переговоров суд ставится в известность, а материалы для экспертизы передаются эксперту. Здесь не имеет места перепоручение судом своей прерогативы по назначению эксперта учреждению, так как суд лишь предлагает организации указать кандидатуру эксперта, которая может быть судом одобрена или отвергнута. Процессуальные отношения складываются у суда только с экспертом, а не с направившей его организацией, так как эксперту, а не ей задаются вопросы, суду, а не ей эксперт отвечает на них, и перед судом, а не перед указанной организацией отвечает за правильность своего заключения Давтян А.Г. “Экспертиза в гражданском процессе”, М., 1995, стр. 167.

б) в соответствии с ч.1 ст.75 ГПК РСФСР в качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. По общему положению ст. 17 ГПК РСФСР эксперт не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Соответственно, указанные обстоятельства должны быть проверены судом в момент выбора конкретного лица экспертом.

Если при назначении конкретного лица экспертом выявится его некомпетентность или заинтересованность, он обязан заявить самоотвод или подлежит отводу по заявлению участвующих в деле лиц (ст. 20, 22 ГПК РСФСР).

Согласно указанным правилам, эксперт подлежит отводу, если:

а) при предыдущем рассмотрении дела он участвовал в качестве свидетеля, переводчика, представителя, прокурора, секретаря судебного заседания;

б) является родственником сторон, других лиц, участвующих в деле, или представителей;

в) лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Однако участие лица в предыдущем рассмотрении дела в качестве эксперта не является препятствием для его привлечения в процесс в том же качестве.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты