МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии и педагогикиРЕФЕРАТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮна тему: «СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ»
Н - 321
Выполнил: Добряков Иван Сергеевич
Проверила: Волова Валерия Олеговна
Мурманск 2004СОДЕРЖАНИЕ1. Введение…………………………………………………………………………….22. Основные положения судебной системы РФ……………………………………..33. Конституционно-правовой статус судей………………………………………….44. Конституционный суд РФ……………………………………………………….…55. Верховный суд РФ………………………………………………………………….86. Арбитражный суд РФ……………………………………………………………....97. Вывод………………………………………………………………………………111. ВВЕДЕНИЕ
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рас-сматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
От деятельности судебных органов зависят многие процессы в стране - как уголовные, так и экономические, а иногда и политические. Поэтому данная работа имеет цель исследовать структуру судебной системы Российской Федерации, а также выяснить, насколько эффективно эта система действует.
В Конституции РФ в статье 10 указано, что судебная власть осуществляется в независимости от законодательной и исполнительной власти. Это позволяет рассматривать суды в отдельности от остальных органов её осуществления. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть - один из видов государственной власти.
Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие Правоохранительные органы РФ./Божьев.
Статья 118 Конституции РФ и ныне действующий закон о судоустройстве предусматривают, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и экономические дела.
2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующими измене-ниями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Федеральный конституционный закон допускает создание спе-циализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Независимость. Важнейшим конституционным принципом организации судебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционных норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и имеет прямое действие.
Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ (статья 120 часть 2) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Эта норма подчеркивает главенство закона над всеми другими правовыми актами.
Статья 121 и 122 Конституции РФ устанавливают соответственно, что судьи несменяемы и неприкасаемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд, и не подлежит уголовной ответственности.
Т.о. видно, что судьи наделены довольно широкими полномочиями, и это позволяет им довольно комфортно чувствовать себя при исполнении своих обязанностей.
4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции, деятельность которого в данной области имеет контрольный ха-рактер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации. Более чёткое определение Конституционного суда дано в статье 1 федераль-ного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации”: "Кон-титуционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, подробно и всесторонне регу-лирующий его организацию и деятельность. Четко определен статус Конститу-ционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.
Согласно статье 125 части 1 Конституционный Суд состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом федерации по представлению Пре-зидента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда является нез-ависимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сто-рон. Комментарии к конституции Рф./Окуньков
Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее пол-номочие Конституционного Суда - контроль за соответствием Конституции РФ различных правовых актов. К субъектам возбуждения такого рода дел в Консти-туционном Суде отнесятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Отправной точкой в сфере конституционного контроля является Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам.
Определены также объемы конституционного контроля, при этом дан ис-черпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Кон-ституционным Судом с точке зрения их соответствия Конституции. Их можно разделить на четыре группы: к первой группе относятся акты федерального уровня - федеральные законы и нормативные акты Президента РФ, Совета Феде-рации, Государственной Думы, Правительства РФ; вторую группу составляют акты субъектов Федерации; третья группа - внутригосударственные или внутри-федеральные договоры России; к четвертой группе относятся международные договоры России.
В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституцион-ного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для государства, его социально-экономической, политической системы и для каждого гражданина.
Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти: между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Комментарии к Коституции РФ./Окуньков
В части четвертой статьи 125 закрепляется полномочие Конституционного Суда проверять конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в отношение которого поступили жалобы на нарушение прав граждан.
В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специа-лизированным органом конституционного контроля закреплено право толко-вания российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой дан-ного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль, однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, про-веденное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государствен-ной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, орга-низаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В части шестой статьи 125 прописаны положения об обязательном соответ-ствии правовых и иных актов, а также международных договоров Конституции РФ. Акты и договоры, признанные неконституционными, утрачивают свою силу.
В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного Су-да, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Именно этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации.
5. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции, т.е. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ и арбитражные суды.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем могут быть рассмотрены и другие дела.
В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР и Российской Федерации. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как указано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах формах судебный надзор".
Длительно считалось беспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона "О судоустройстве РСФСР"). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.
6. АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ
В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных органов государственного управления.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными актами РФ, а также межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.
Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.
7. ВЫВОД
Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органами государства, т.е. судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами.
Суды и судьи наделены широкими полномочиями и обладают большим количеством привелегий. С одной стороны это должно ускорять процесс судопроизводства и делать его максимально эффективным, но с другой получается, что суды становятся практически неподконтрольными, и судьи, не подвергаясь никакой ответственности, ведут дела руководствуясь личными, а иногда и корыстными мотивами.
Поэтому, несмотря на то, что законодательство РФ довольно обширно рассматривает деятельность судов и чётко определяет их обязанности, судебная система РФ ещё нуждается в существенных доработках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Комментарии к Конституции РФ./Окуньков, 1997 г.
3. Правоохранительные органы РФ./Божьев, 1996 г.
4. Закон о судебной системе РФ (в ред. от 15 декабря 2001 г.)
5. Закон о статусе судей в РФ (в ред. от 15 декабря 2001 г.)