Рефераты

Судебная система РФ

p align="left">В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

После назначения Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суды Российской Федерации. Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу Следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более» Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995. Стр. 79..

Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим на должность с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, научной и иной творческой деятельностью, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ не осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождения от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Судья Конституционного Суда РФ не ограничивается в праве участвовать в выборах и референдумах. Члены Конституционного Суда несменяемы, они обладают равным с другими судьями иммунитетом и наделены другими привилегиями. Их полномочия могут быть приостановлены или прекращены только Конституционным Судом по тем же основаниям, что и полномочия судей других судов. Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон.

3.4. Структура и организация

Конституционный Суд РФ рассматривает и развешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. В пленарных заседаниях избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда РФ и др.

В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

Председатель Конституционного Суда РФ избирается в пленарном заседании тайным голосованием большинством от общего числа судей сроком на три года. Он руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует на них. Вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2003. Стр.553..

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственно руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

3.5. Решения Конституционного Суда

Решение Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда.

Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях.

Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.46 Конституции РФ решения Конституционного Суда обжалуются в установленном порядке в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

4. Верховный Суд Российской Федерации

4.1. Конституционные основы

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации и осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов РФ, кроме Конституционного Суда и арбитражных судов РФ.

Положение Верховного Суда РФ как высшего судебного органа характеризуется следующим:

- Верховный Суд назначается высшим органом государственной власти - Федеральным Собранием РФ;

- обладает юрисдикцией на всей территории России;

- решения, приговоры, определения, постановления, вынесенные Верховным Судом РФ, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат. Они могут быть проверены лишь в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда РФ;

- Верховный Суд РФ вправе пересмотреть в порядке надзора решение, приговор, определение и постановление любого суда (кроме Конституционного и арбитражных судов) и по любому делу;

- Верховный Суд дает руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства;

- Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, то есть правом обращаться в Федеральное Собрание и в Государственную Думу с предложениями, требующими разрешения в законодательном порядке или по вопросам толкования законов РФ.

Количественный состав Верховного Суда РФ был установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992г. в штатную численность членов Суда входят свыше 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. Такой количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.

Верховный Суд действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда;

2. Президиума Верховного Суда;

3. Судебной коллегии по гражданским делам;

4. Судебной коллегии по уголовным делам;

5. Военной коллегии.

6. Кассационной коллегии.

4.2. Председатель и заместители Председателя Верховного Суда

Председатель Верховного Суда РФ Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995. Стр. 65.:

- вносит в Верховный Совет протесты на решения, приговоры, определения, постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления Верховных Судов республик в составе РФ, областных, краевых судов, судов автономных областей и автономных округов, принятые по судебным делам. На решения, приговоры и определения военных судов видов Вооруженных Сил, групп войск, округов, флотов, на постановления судей этих войск;

- вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов, на постановления судей этих судов;

- вносит в президиум Верховных Судов республик, областных и соответствующих ему судов протесты на вступившие в законную силу судебные акты народных судов;

- вправе приостанавливать в установленном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов РФ, на которые в соответствии с законом он может принести протест;

- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

- созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях, может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

- вносит представления в Федеральное Собрание по вопросам, требующим толкования законов РФ;

- вносит в пленум Верховного Суда представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда действующему законодательству;

- распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

- осуществляет организационное руководство работой судебных коллегий и руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Заместители Председателя Верховного Суда РФ Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995. Стр. 66.:

- вносят протесты в порядке надзора в судебные коллегии Верховного Суда;

- вносят протесты в порядке надзора в Военную коллегию Верховного Суда РФ и в военные суды видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов;

- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

- вправе приостанавливать в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов РФ, на которые в соответствии с настоящим законом они могут принести протест;

- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ, его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя верховного Суда РФ.

4.3. Пленум

Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума обязательно участвует Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. При обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум выслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий, вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором, министром юстиции или уполномоченными ими лицами. Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца.

4.4. Президиум

Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда Смоленский М.Б. Правоохранительные органы РФ. Р на Д. 2004. Стр.99.:

- в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа, судебной статистики;

- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда;

- оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

4.5.Судебные коллегии

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ. председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатели судебных коллегий председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий, образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий. Они вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, осуществляют другие полномочия Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003. Стр.676..

4.6. Военные суды

Военные суды входят в единую судебную систему РФ и действуют в Вооруженных Силах. Приговоры и решения военных судов провозглашаются именем Российской Федерации.

Судьями и народными заседателями военных судов могут быть избраны граждане, состоящие на действительной военной службе, причем не требуется достижения 25-летнего возраста. Судьи всех военных судов назначаются Президентом РФ, народные заседатели военных судов избираются открытым голосованием собраниями военнослужащих воинских частей Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995. Стр.57..

Военным судам подсудны:

- дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнослужащими во время прохождения ими сборов;

- дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов государственной безопасности;

- дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений;

- все дела о шпионаже;

- все дела о преступлениях, совершенных военными строителями и военнослужащими на особо режимных объектах и особо режимных войсковых частях. При обвинении одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых или одном из преступлений подсудно военному суду, а о других любому иному суду, дело в отношении всех преступлений и обвиняемых рассматривается военным судом.

Дела о преступлениях, совершенных лицами до их призыва на военную службу или поступления в органы государственной безопасности, но к моменту рассмотрения дела состоящих на военной службе или на службе в органах государственной безопасности, рассматриваются общими судами. законодательство разграничивает полномочия по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции между военными судами разных звеньев.

Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала, адмирала, либо занимающие должности от командира соединения и выше и им равные.

Военным судам видов Вооруженных Сил, округов, групп войск и флотов подсудны дела о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше и им равных по служебному положению; дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания полковник и капитан 2-го ранга; дела о преступлениях, за которые в условиях мирного времени предусмотрена смертная казнь.

Военным судам армий, флотилий, соединений и гарнизонов подсудны дела о преступлениях лиц, имеющих воинские звания до подполковника, капитана 3-го ранга включительно, а также все гражданские дела в случаях, когда они подлежат рассмотрению военными судами.

Вышестоящий военный суд и Военная коллегия Верховного Суда РФ вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному суду. Верховный Суд является для военных судов как надзорной, так и кассационной инстанцией.

Структура и штаты военных судов и управления военных судов Министерства юстиции РФ определяется Министерством юстиции РФ совместно с Министерством обороны РФ. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, сержанты и старшины военных судов, Управления военных судов Министерства юстиции РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ состоят на действительной военной службе и на них распространяются положения о прохождении военной службы, воинские уставы и приказы Министерства обороны РФ.

Финансирование военных судов и военной коллегии осуществляется за счет средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального конституционного закона Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003. Стр.

4.7. Судебный департамент

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. предусмотрено создание Судебного департамента. Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998г. Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Департамент не вмешивается в осуществление правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель судебного департамента при Верховном Суде РФ - генеральный директор- назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2003. Стр.102..

5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: 1) Высший Арбитражный Суд РФ, 2) федеральные арбитражные суды округов, 3) арбитражные суды республик в составе РФ; краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

По предложению Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.. и другими федеральными конституционными законами.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ. Заместители Председателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов РФ и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений законодательных органов субъектов РФ. Все лица назначаются на должность судьи с согласия соответствующей квалификационной коллегии. Прекращение полномочий судьи также допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

5.1. Полномочия и состав Высшего Арбитражного Суда РФ

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики Конституция РФ. Ст. 127..

Высший Арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Одним из важнейших полномочий Суда является изучение и обобщение судебной практики, а также разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и ряд других полномочий.

Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения и обращения в Конституционный Суд РФ. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов РФ Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003. Стр.684..

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

5.2. Пленум

Пленум Высшего Арбитражного Суда созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда не реже двух раз в год, и действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и судей высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ имеют право принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов.

Пленум Высшего Арбитражного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров. Утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда, утверждает судей арбитражных судов субъектов РФ, входящих в состав Президиумов субъектов РФ и другие.

5.3. Президиум

Президиум Высшего Арбитражного суда РФ действует в составе Председателя высшего арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. По решению Пленума в состав Президиума также могут входить судьи Высшего Арбитражного суда РФ. В заседаниях Президиума имеют право принимать участие Генеральный прокурор РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и информирует арбитражные суды РФ о результатах рассмотрения.

5.4. Судебные коллегии и судебные составы

В Высшем Арбитражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда. Они рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

5.5. Председатель и заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов РФ, созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также вносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом к их ведению. Председатель распределяет обязанности между заместителями Председателя высшего Арбитражного Суда, формирует судебные составы Арбитражного Суда.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда, системы арбитражных судов РФ. Они вправе наравне с Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003.Стр. 686..

5.6. Совет председателей арбитражных судов

При Высшем Арбитражном Суде создан Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов РФ. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ.

6. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих законов на территории Российской Федерации. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства. «Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлекает виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование» - ст.1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

6.1. Функции прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации осуществляет следующие функции Смоленский М.Б. Правоохранительные органы РФ. Р на Д. 2004.Стр.154.:

- надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ;

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

- прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности;

- Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

6.2. Принципы организации и деятельности

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне СЗ РФ. 1997. №41.Ст.4673..

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Любое воздействие на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

Прокуроры имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных и исполнительных органах субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения. Решение по жалобе на приговор, решение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003. Стр.689..

6.3. Система органов прокуратуры

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Образование, реорганизация, ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

6.4. Прокурорский надзор

Прокуратура осуществляет надзор за:

- исполнением законов;

- соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.5. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995. Стр.97..

Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокурор в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Прокурор вправе истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу и если они являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Принесение Генеральным прокурором РФ протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

6.6. Статус прокурорских работников

Прокурорские работники являются государственными служащими, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяется Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются Федеральным законом «О прокуратуре». Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется федеральными законами «О прокуратуре РФ» Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992г. № 2202-1., «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих».

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры, если оно:

- имеет гражданство иностранного государства;

- признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- имело или имеет судимость;

- имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

- состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора, текст которой устанавливается законом. Прокурорам и следователям присваиваются классные чины в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Прокуроры и следователи находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также на их имущество. Законом установлены льготное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников, они подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

6.7. Органы военной прокуратуры

Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов и другие. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установленными Законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления. Военные прокуроры также вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления, назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, немедленно освобождать их Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003. Стр.698..

На должности военных прокуроров и следователей назначаются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица. Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет, он подчинен и подотчетен Генеральному прокурору РФ.

Заключение

В Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены. Вместе с органами законодательной и исполнительной власти иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей. Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных началах - товарищеские, третейские суды. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Суды, действующие на общественных началах, не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются государственным принуждением.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, он осуществляет государственную власть в форме правосудия. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров. Суд призван разрешать конфликты в обществе используя государственную власть.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, признав ее незаконной. Однако на практике судебная власть в России еще слаба. «Судебная реформа» призвана для укрепления судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду и соответствующее правосознание граждан воспитывается многими десятилетиями.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. 1993.

2. СЗ РФ. 1994. № 13.

3. СЗ РФ. 1995. № 18.

4. СЗ РФ. 1998. №51.

5. СЗ РФ. 1997. №1

6. СЗ РФ. 1999. № 26.

7. СЗ РФ. 2001. № 51.

8. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2003

10. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. М. 2002.

11. Смоленский М.Б. Правоохранительные органы РФ. Р на Д. 2004

12. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М. 2003.

13. Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты