Рефераты

Судебно-исполнительская деятельность в Эстонской Республике

Судебно-исполнительская деятельность в Эстонской Республике

15

Социально - гуманитарный институт

Факультет правоведения

Майя Йоутси

реферат

по судебно-исполнителькому праву

тема: «Судебно-исполнительская деятельность в Эстонской Республике»

четвёртый курс

преподаватель:

Бейлинсон

НАРВА

2005

оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр.3

ГЛАВА 1

Судебный исполнитель - лицо свободной профессии стр.3

ГЛАВА 2

Деятельность судебного исполнителя стр. 6

ГЛАВА 3

Порядок судебно-исполнительского производства стр. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 11

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 1 марта 2001 года произошли значительные изменения в институте судебных исполнителей. Со вступлением в силу Закона о судебном исполнителе к работе приступили частно-правовые лица, находящиеся на государственной службе. Главное их отличие от ранее действующих исполнительных отделов состоит в том, что если раньше эти отделы финансировались государством, то есть из карманов налогоплательщиков, то теперь плата судебного исполнителя и все связанные с исполнительным производством расходы взыскиваются непосредственно с должника. Соответственно, судебный исполнитель заинтересован выполнять свои обязанности наиболее эффективно. Задача судебного исполнителя - взыскать деньги, применяя, согласно Кодексу об исполнительном производстве, “все допускаемые законом средства” - включая арест банковских счетов, арест зарплаты, арест и реализацию имущества в счет погашения долга, принудительный привод должника в бюро с помощью полиции “для беседы” и другие.

ГЛАВА 1

Судебный исполнитель - лицо свободной профессии

В Европе судебные исполнители обычно действуют либо на основании государственной зарплаты (немецкая модель) либо как лица свободной профессии (французская модель).

Начиная с марта 2001-го года судебные исполнители причислены в Эстонии к свободным профессиям как нотариусы и присяжные переводчики. Судебные исполнители как лицо свободной профессии действует на основании данной государством доверенности, однако от своего имени и под свою ответственность. Кроме того судебные исполнители экономически независимы, так как государство за данную деятельность оплату не производит. Судебный исполнитель назначает оплату себе сам на основании той прибыли, которую приносит ему его бюро. Судебный исполнитель (kohtutдitur) в качестве представителя свободной профессии имеет два преимущества:

1) государству не нужно больше тратить деньги налогоплательщиков на принудительное исполнение судебных решений (исполнители сами себя содержат за счет пошлин, которые должники обязаны уплатить) и

2) судебные исполнители, таким образом, более мотивированы. Это показывает также Эстонский опыт качество принудительного судебного исполнения заметно улучшилось.

Годность лица на должность судебного исполнителя тщательным образом проверяется (кандидатская служба, экзамен, конкурс). После назначения в должность судебный исполнитель открывает свое бюро, и действует под своим именем и под свою ответственность. Государство не платит судебному исполнителю зарплату и не отвечает за его деятельность. В целях заземления профессиональных рисков судебный исполнитель должен заключить страховку ответственности. От обычного частного предпринимателя представитель свободной профессии отличается, прежде всего, тем, что свои основные служебные действия совершать и решения принимать он должен лично, их нельзя делегировать своим наемным помощникам.

Начиная с 1-го июля 2004 года судебным исполнителем может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное в государственном акредитированном высшем учебном заведении и прошедшее специальную предварительную подготовку.
в настоящий момент в Эстонии действует 80 судебных исполнителей.

В городе Нарва на настоящий момент действуют три судебных исполнителя.

1. KRISTA JДRVET
местонахождения бюро: Пушкина 20-49, Нарва;

2. ANDREI KREK
местонахождения бюро: Вабадузе 15, Нарва;

3. VIKTORIA ЉABASS
местонахождения бюро: Линда 4, Нарва.

До 31 марта 2003 года в городе действовало ещё одно судебно-исполнительское бюро по адресу Вабадузе 15, судебным исполнителем которого являлся Александр Клорен. Однако в связи с дискредитацией Александром Клореным должности судебного исполнителя и причинённым в связи с этим существенным ущербом публичным интересам, данный судебный исполнитель по заявлению министра юстиции был отстранён от должности и в отношении него было возбуждено уголовное делопроизводство.

Александр Клорен использовал вносимые должниками предварительные платежи и присваивал плату предназначенную для ведения судебно-исполнительского производства.

По оценке министерства юстиции сумма ущерба составила 98 000 крон.
уголовное делопроизводство было возбуждено на основании статьи Пенитициарного кодекса, касающейся преступления связанного с профессиональной деятельностью (KarS § 289) http://www.postimees.ee/130104/online_uudised/123820.php Postimees, 13.01.2004.

В ходе судебного заседания в Нарвском городском суде, в ноябре 2004 года, Клорен признал себя виновным. В уголовном деле, представленным в суд прокурором Александром Меньшиковым, Клорен обвинялся в должностном преступлении. Общая сумма ущерба составила 104260,65 крон. В качестве наказания Клорен был подвергнут денежному взысканию в размере 200 минимальных дневных зарплат (10 000) крон. Кроме того Клорена суд обязал выплатить причинённый ущерб и оплатить судебные расходы http://www.just.ee/index.php3?cath=9283&id=38.

Хотелось бы отметить, что данный случай должностного преступления, после того как судебные исполнители стали лицами свободной профессии, не единичный. Так как, действуя от своего имени, судебные исполнители несут на основании данной государству доверенности свою ответственность. И в данная деятельность помимо соответствующего образования и опыта, требует кроме того высоких моральных качеств.

ГЛАВА 2

Деятельность судебного исполнителя

Судебный исполнитель занимается принудительным исполнением исполнительных документов. Исполнительными документами являются судебные решения и иные документы, которые могут быть приняты на принудительное исполнение без возбуждения судебного производства: разного рода административные акты (в т. ч. налоговые задолженности, парковочные штрафы) и некоторые виды договоров (в т. ч. нотариально заверенные договора, в которых стороны при невыполнении договора обязуются подчинится немедленному принудительному исполнению).

Судебное исполнение являет собой, как правило, взыскание имущественных требований (судебный исполнитель налагает арест на имущество должника и продает его), но может включать также и выселение из жилища, отнятие и передачу ребенка другому лицу и т. д. Если кто-то не хочет добровольно исполнить судебное решение или другой исполнительный документ, то он должен платить судебному исполнителю также пошлину и издержки по принудительному исполнению.

Как именно работают судебные исполнители? Человеку, которому выписали штраф, дается определенное время на то, чтобы добровольно его заплатить - например, в случае решения полиции, этот срок равен 15 дням, по истечении которых, если штраф не был уплачен, требование передается судебному исполнителю для принудительного взыскания денег.

В случае, если судебный исполнитель все же ходатайствует о замене долга перед государством тюремным заключением, за каждые сутки, проведенные за решеткой, государство простит должнику 180 крон. Но здесь существует еще один важный момент: сколько бы времени должник не провел в заключении, лишение свободы не освободит его от взыскания платы судебного исполнителя и от компенсации всех расходов, затраченных на взыскание долга.

Далее было бы уместно ответить на вопрос кто устанавливает и как определяется размер выплат судебному исполнителю, которые прибавляются к неоплаченному вовремя требованию? Для начала следует пояснить, что выплаты сверх штрафа состоят из двух частей - собственно платы судебному исполнителю и исполнительных расходов. Плата определяется постановлением министра юстиции и зависит от суммы долга. Минимальный ее размер - 250 крон, каким бы маленьким не был долг. C возрастанием суммы долга растет и плата. Вторую часть - исполнительные расходы - определяет судебный исполнитель, исходя из расходов его бюро на взыскание долга. Если должник соглашается с требованием и выплачивает долг добровольно, исполнительные расходы останутся минимальными, если же исполнителю приходится делать дополнительные расходы, связанные с взысканием долга (запросы в различные регистры, аресты и связанная с ними работа, расходы на проведение торгов, объявления в газетах и другие) - они опять-таки взыскиваются с должника.

Кстати, законом предусмотрены и другие санкции в отношении “недобросовестных должников”. Например, за неявку по исполнительной повестке судебный исполнитель может назначить штраф в размере 600 крон, к которому, в случае неуплаты вовремя, снова прибавится плата судебного исполнителя и исполнительные расходы.

Таким образом, единственный способ заплатить как можно меньше - это заплатить вовремя. То есть, первостепенная задача судебного исполнителя все же не наказать нарушителя за счет налогоплательщика, а взыскать с него долги перед государством “Кренгольмский проспект», август 2002 год, Николай АНДРЕЕВ.


ГЛАВА 3

Порядок судебно-исполнительского производства

3. 1. Выбор судебного исполнителя


Судебно-исполнительское производство производиться по месту жительства или регистрации. Судебный исполнитель действует в определённом районе, которую закрепляет за ним министр юстиции. В случае, если место жительство должника и место его регистрации не совпадают, то возможно судебно-исполнительское производство по месту нахождения собственности должника. Производящего производство дела судебного исполнителя выбирает взыскатель. Взыскатель - лицо в пользу которого должник обязан выполнить определённую на основании судебно-исполнительского производства обязанность. У взыскателя есть возможность передавать судебно-исполнительское дело от одного судебного исполнителя другому.


3.2. Начало производства


Для начала производства взыскателю следует выбрать судебного исполнителя и предоставить ему лично либо по почте tдitedokument (оригинал либо заверенную нотариусом копию) см. приложение №1, а также написать заявление в отношении начала возбуждения судебно-исполнительского производства.


3.3. Предварительный платёж


Связанные с судебно-исполнительским производством расходы несёт должник. То есть для взыскателя производство бесплатно. Однако судебный исполнитель может обязать и взыскателя внести предварительный платёж, который в дальнейшем (после поступлений от должника) возвращается взыскателю.


3.4. Жалобы


В случае если стороны производства (взыскатель либо должник) не довольны деятельностью судебного исполнителя, у них есть право представить жалобу на профессиональную деятельность судебного исполнителя. Жалоба предоставляется в течении 10 дней на основании документа, который был доведён до сведения. Жалобы предоставляется в письменном виде и в свободной форме, из которой должно следовать:

Ш кто предоставил жалобу;

Ш на какое судебно-исполнительское производство предоставлена жалоба (номер, данные должника и взыскателя);

Ш на основании какого дела предоставлена жалоба;

Ш что в связи с данным делом было судебным исполнителем произведено (или запрещено).

Судебный исполнитель рассматривает жалобу в течении 10 дней, информируя предоставителя жалобы о результате рассмотрения. В случае, если предоставитель жалобе не доволен результатом (решением судебного исполнителя), у него есть право предоставить в течении 10 дней со дня получения на руки решения, жалобу на решение в суд на территории которого действует судебный исполнитель.


3.5. Оплата судебному исполнителю

Оплату судебному исполнителю регулирует 4 глава Закона о судебных исполнителях. Оплата судебному исполнителю установлена в твёрдо установленной сумме, к которой добавляеться подоходный налог. Плату судебному исполнителю вносит должник. Закон о судебных исполнителях запрещает судебному исполнителю самовольно увеличивать либо уменьшать данную сумму.

Оплату судебного исполнителя можно оспорить в суде. Так например, эстонский бизнесмен впервые пытался оспорить в суде оплату судебного исполнителя, утверждая, что принципы этой оплаты противоречат конституции.

По мнению истца, оплата судебного исполнителя должна производиться не на основе приказа министра юстиции, как сейчас, а на основе принятого парламентом закона, поскольку речь идет об оплате исполнителя административных функций.

В данном случае оплата судебного исполнителя составила всего 295 крон, однако, отмечает газета, в случае победы истца люди смогут в массовом порядке требовать возвращения уплаченных ими судебным исполнителям денег. Такой же массовый эффект в свое время вызвало решение Госсуда признать незаконным взимание штрафов за не уплаченные вовремя налоги.

В Эстонии с судебным исполнителеям может столкнуться каждый, поскольку, в числе прочего, исполнители помогают взимать штрафы, например, за неправильную парковку или безбилетный проезд, причем гонорар исполнителя зачастую бывает больше штрафаhttp://www.infolex.ee/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=146&mode=thread&order=0&thold=0, INFOLEX, центр правовой помощи..


3.6. Дополнительные платежи

В дополнение к плате судебного исполнителя судебный исполнитель может потребовать с должника дополнительные платежи, если это обусловлено с дополнительными расходами по данному судебно-исполнительскому производству. В отношении данных дополнительных платежей судебный исполнитель составляет решение, которое должник может оспорить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе проделанной работы автор выяснила, что в связи с изменение в законодательстве, начиная с 1 марта 2001 года, судебно-исполнительский институт Эстонии, ныне действует по французской модели. То есть в настоящий момент судебные исполнители в Эстонии являются лицами свободной профессии. Данное обстоятельство заключается в том, что несмотря на то, что судебные исполнители находятся на государственной службе, но действуют как частно-правовые лица.

Зарплата судебного исполнителя не начисляется государством, а идёт за счёт должников, участвующих в судебно-исполнительском производстве. Что накладывает на судебных исполнителей огромную ответственность и требует высоких моральных качеств, чтобы не перешагнуть ту грань, когда можно за счёт желания получить дополнительную прибыль (что свойственно любому предпринимателю, каковым по сути и является с 1.03.01 судебный исполнитель), и в тоже время не причинить ущерба интересам публичноё службе. На взгляд автора данного реферата, в настоящий момент данный институт достаточно сложен и разумеется требует доработки и детального дополнительного изучения, особенно с связи с участившимися злоупотреблениями своими должностными обязанностями судебными исполнителями.


Источники информации в интернете:

1) http://www.postimees.ee/130104/online_uudised/123820.php Postimees, 13.01.2004

2) http://www.just.ee/index.php3?cath=9283&id=38

3) “Кренгольмский проспект», август 2002 год, Николай АНДРЕЕВ

4) http://www.infolex.ee/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=146&mode=thread&order=0&thold=0, INFOLEX, центр правовой помощи

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

AVALDUS TДITEMENETLUSE ALGATAMISEKS

TДITEMENETLUSE LДBIVIIJA

NARVA KOHTUTДITUR

SISSENХUDJA

Nimi vхi registrikood

Isikukood (selle puudumisel sьnniaeg)

Elu- vхi asukoht

Sidevahendid (telefon, faks, e-post)

Panga rekvisiidid

Muud andmed

SISSENХUDJA ESINDAJA

Nimi vхi registrikood

Isikukood (selle puudumisel sьnniaeg)

Elu- vхi asukoht

Sidevahendid (telefon, faks, e-post)

Panga rekvisiidid

Muud andmed

Palun pццrata tдitmisele tдitemenetluse seadustiku § 1 lg 1 p alusel

Lahendi teinud asutuse vms nimetus, kuupдev, lahendi nimetus ja number

Nхude sisu

Nхude suurus EEK

VХLGNIK

Nimi vхi registrikood

Isikukood (selle puudumisel sьnniaeg)

Elu- vхi asukoht

Sidevahendid (telefon, faks, e-post)

Panga rekvisiidid

Muud andmed

VХLGNIKU ESINDAJA

Nimi vхi registrikood

Isikukood (selle puudumisel sьnniaeg)

Elu- vхi asukoht

Sidevahendid (telefon, faks, e-post)

Panga rekvisiidid

Muud andmed

Soovin pццrata sissenхuet vхlgniku varale jah ei

Vхlgnikule kuuluv vara

Avaldusele lisatud dokumendid

Kuupдev__________________ Avaldaja allkiri ____________________

Avaldaja andmete muutumisest palun koheselt teavitada kohtutдiturit. Mitteteatamise tagajдrjel tekkinud arusaamatuste eest kohtutдitur ei vastuta.

Mдrkused (tдidab bьroo tццtaja)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Нормативно-правовые акты,

регулирующие судебно-исполнительскую деятельность

1) Tдitemenetluse seadustik (Riigikogu menetluses on seda asendav eelnхu)

2) Kohtutдituri seadus

3) Kohtutдituri ametitegevuse ja selle ьle jдrelevalve teostamise kord

4) Kohtutдituri ametikoha tдitmise konkursi tingimused ja kord

5) Kohtutдituri ametimдrgi ja -pitsati kirjeldus ja kasutamise kord

6) Kohtutдituri asendaja eksami tingimused ja kord

7) Kohtutдituri ettevalmistusteenistuse kord

8) Kohtutдituri tдitetoimiku ja ametialase arveldusarve pidamise kord

9) Kohtutдiturikandidaadi tasustamise kord ja palga minimaalsuurus

10) Kohtutдiturite ametikohtade arv ja tццpiirkonnad

11) Kohtutдiturite atesteerimise komisjoni koosseis ning atesteerimise nхuded ja viis

12) Tдitemenetluses osalevate isikute ja tдitetoimingute andmekogu Kohtutдiturite tцц korraldamise erisused «Karistusseadustiku rakendamise seaduse» § 1 rakendamise perioodil


© 2010 Современные рефераты