Рефераты

Судебные инстанции

p align="left">Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией. В то же время такие разъяснения имеют большое значение для формирования судебной практики государства, обеспечения единообразного понимания и применения национального законодательства. В них анализируются действующие правовые нормы, допускаемые при осуществлении правосудия ошибки и нарушения закона, случаи неправильного и неодинакового его понимания и применения судами, координируется судебная практика, выделяются ее ведущие направления, отвечающие актуальным проблемам жизни государства. Пленум также может рассматривать заключения Конституционного Суда, представления Председателя Верховного Суда о несоответствии данных им разъяснений Конституции и законам Республики Беларусь. В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, имеющим значение, как для общих, так и для хозяйственных судов, например о разграничении подведомственности дел. К организационным полномочиям Пленума Верховного Суда относятся:

- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, секретаря Пленума из состава его членов;

- заслушивание сообщений председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума по применению законодательства Республики Беларусь;

- избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

- утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

Постановления Пленума Верховного Суда по их содержанию разделяют на: - руководящие - содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства; - контрольные - по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума; - организационные - по процессуально -организационным вопросам деятельности Верховного Суда; - кодификационные - вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

Постановления Пленума публикуются в журнале «Судовы Becнiк», официальном издании Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия:

- может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

- вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела для проверки в порядке надзора;

- приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

- вправе приостановить исполнение судебных решений по судебным делам.

В порядке руководства работой Верховного Суда по надзору за судебной деятельностью органов правосудия Председатель Верховного Суда:

- организует изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

- вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона;

- созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях;

- организует работу по осуществлению контроля за исполнением разъяснений Пленума Верховного Суда;

- выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда представления о несоответствии его разъяснений законодательству Республики Беларусь;

- вносит представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда руководит организацией работы судебного органа:

- распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда;

- представляет на рассмотрение Пленума составы судебных коллегий Верховного Суда, составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел;

- руководит работой аппарата Верховного Суда;

- организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению жалоб, ведет личный прием граждан;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законом. Например, утверждает положения о структурных подразделениях аппарата Верховного Суда, инструкцию по делопроизводству в Верховном Суде и т.д.

В случае если отсутствует Председатель Верховного Суда либо при невозможности исполнения им своих обязанностей, его функции исполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда, а если отсутствует и первый заместитель либо при невозможности исполнения им своих обязанностей - заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда обладает теми же процессуальными полномочиями, что и сам Председатель, а также руководит работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда в соответствии с распределением обязанностей ведет личный прием граждан, организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Заместители Председателя Верховного Суда, наряду с выполнением перечисленных выше процессуальных функций, руководят работой судебных коллегий Верховного Суда, информируют Пленум Верховного Суда об их деятельности, организуют обобщение судебной практики и анализ судебной статистики в руководимых ими коллегиях, ведут личный прием граждан, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (например, руководят деятельностью научно-консультативного совета и т.д.).

Для обеспечения деятельности Верховного Суда по осуществлению правосудия и выполнению иных функций в высшем судебном органе имеется разветвленный и многочисленный аппарат. Его структура и штатная численность устанавливаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Для осуществления организационной деятельности в аппарате Верховного Суда созданы различные управления, отделы, другие структурные подразделения, статус которых устанавливается в соответствующих положениях, утверждаемых Председателем Верховного Суда. Их штат состоит из начальников управлений (отделов), заместителей начальника, старших инспекторов, инспекторов, секретарей, пресс-секретаря и помощника председателя [5. с. 31].

Все работники аппарата принимаются на должность и освобождаются от своих обязанностей приказом Председателя Верховного Суда или его заместителей. Аппарат Верховного Суда включает: - секретариат Пленума и Президиума; - управление жалоб и приема граждан; - отдел обобщения судебной практики; - отдел работы с законодательством; - организационное управление; - сектор кадровой работы и судебной статистики; - финансово-хозяйственное управление; - научно-консультативный совет; - редакционную коллегию журнала «Судовы Becнiк».

Секретариат Пленума и Президиума занимается подготовкой и ведением протоколов заседаний указанных органов, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде, организационным и правовым обеспечением их работы. Руководит секретариатом судья секретарь Пленума Верховного Суда. Он назначается на должность судьи Верховного Суда в соответствии с Конституцией и утверждается секретарем Пленума на основании представления Председателя: Верховного Суда постановлением Пленума Верховного Суда.

Управление жалоб и приема граждан организует и обеспечивает работу по своевременному и качественному рассмотрению поступающих в Верховный Суд жалоб на решения, приговоры, определения, постановления по уголовным, гражданским и административным делам. Отдел обобщения судебной практики предназначен для подготовки проектов постановлений Пленума Верховного Суда, разъясняющих вопросы применения действующего законодательства.

Отдел работы с законодательством осуществляет учет и систематизацию действующих нормативных правовых актов Республики Беларусь, подготовку заключений на законопроекты. Основная задача организационного управления Верховного Суда - справочное и информационно-правовое обеспечение деятельности Верховного Суда. В состав этого управления входят секретариаты всех четырех судебных коллегий Верховного Суда, архив, экспедиция, бюро электронной техники [12. с. 289].

Финансово-хозяйственное управление ведет бухгалтерский учет, контроль за использованием денежных средств, имущества, служебных помещений, организует хозяйственное и техническое обслуживание здания Верховного Суда и компьютерной базы.

Сектор кадровой работы и судебной статистики готовит документы к назначению и освобождает судей Верховного Суда, присваивает им квалификационные классы, проводит аттестации сотрудников аппарата Верховного Суда и присваивает им классы государственных служащих, контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, составляет статистическую отчетность и представляет ее в Министерство юстиции.

При Верховном Суде действует научно-консультативный совет. Его задачей является разработка рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, проектов постановлений Пленума, разъясняющих законодательство. Состав научно-консультативного совета утверждается Пленумом по представлению Председателя Верховного Суда сроком на пять лет. В него входят ученые-юристы, судьи Верховного Суда, председатели нижестоящих судов и работники иных правоохранительных органов. Для ознакомления с работой Верховного Суда и официального опубликования постановлений его Пленума, Президиума, определений судебных коллегий, обзоров судебной практики с 1992г. высшим судебным органом издается журнал «Сyдoвы Becнiк» [6. с. 4].

3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ (ТРЕТЕЙСКИЙ) СУД, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ

3.1 Понятие Конституционного Суда Республики Беларусь

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств [6. с. 4].

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам, как граждан, так и государства и общества в целом. Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике. Нередко нормативные акты, принимаемые во исполнение акта более высокого уровня, не только не согласуются с содержанием его норм, но и выходят за пределы предмета допустимого регулирования. Конституционный Суд отмечает, что по делам, рассмотренным за истекший период, неконституционными признавались нормативные акты, принятые не только до введения в действие Конституции Республики Беларусь, но и после ее принятия.

В состав Конституционного Суда входит 12 судей. Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и статье 116 Конституции Республики Беларусь шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. С уведомлением Совета Республики Президент Республики Беларусь в любое время может освободить от должности Председателя Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда. Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей Конституционного Суда Республика Беларусь - 11 лет с возможностью повторного назначения или избрания. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин Республика Беларусь до 70 лет.

Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Это распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество, используемые документы. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены: по его просьбе об отставке; в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь; в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи конституционного суда; в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны конституционного суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи; в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих конституционный суд; в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором; в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу; в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях: если получено согласие Президента РБ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; если судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты любого уровня.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

По решению Конституционного Суда полномочия судьи Конституционного суда могут быть восстановлены в случае устранения причин их лишения.

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о: соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Как следует из статьи 36 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» все акты Конституционного Суда, принимаемые в судебном заседании, являются решениями.

3.2 Общая характеристика хозяйственных судов

Хозяйственные суды -- первые органы судебной власти экономической юрисдикции в истории отечественного судоустройства. Эти суды появились в 1991 г. До этого, с 1922 г. по 1990 г., т.е. почти 70 лет, в нашей стране (как и в РСФСР и в других союзных республиках бывшего СССР) действовали органы государственного и ведомственного арбитража [4. с. 76].

Arbitr - латин. слово, переводится как третье независимое лицо, посредник. По своей юридической природе органы арбитража были административно-судебными учреждениями, разрешавшими преддоговорные и имущественные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, выполнявшие одновременно некоторые функции исполнительно-распорядительного характера. Причем ведомственный арбитраж занимал подчиненное положение по отношению к государственному арбитражу. В годы нэпа, с развитием гражданского товарооборота, Положением о судоустройстве БССР 1923 г. создается Арбитражная Комиссия -- первый специальный орган экономической юрисдикции в БССР. В 1931 г. Комиссия упраздняется. В соответствии с Положением о Госарбитраже при Совнаркоме СССР от 31 мая того же года образуются Госарбитраж при Совнаркоме БССР, а позднее - и Госарбитражи при облисполкомах. В 1974 г. они преобразуются в союзно-республиканские органы Госарбитража и составляют единую систему, входившую в систему органов государственного управления. Конституция СССР 1977 г. и Конституция БССР 1978 г. впервые определили на высшем юридическом уровне назначение государственного арбитража как специфического юрисдикционного органа. На основе Конституции СССР 30 ноября 1979 г. впервые был принят Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР».

Однако по мере свертывания товарно-рыночных отношений, усиления централизации во всех областях, в том числе и в хозяйственной жизни, арбитражи постепенно превратились в придаток административно-командной системы, стали полусудебными, полуадминистративными органами с исполнительными, судебными и нормативно-организационными функциями.

Лишь в 1987 г. они выделяются из системы органов государственного управления в самостоятельную систему, как специфические юрисдикционные органы, независимые от исполнительно-распорядительной власти.

Ведомственные арбитражи функционировали в БССР в советское время в строительных и промышленных министерствах, Министерстве торговли и его областных управлениях, при Белкоопсоюзе.

С началом перестройки, демократизации всех сфер жизни, в том числе и области экономики, переходом к рыночным отношениям возникла необходимость в создании судов для рынка, для разрешения гражданско-правовых споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, вытекающих из правоотношений сфер управления и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования.

В этих целях 17 мая 1991 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О Высшем арбитражном Суде СССР». В союзных республиках последовало образование арбитражных судов, в Беларуси 5 июня 1991 г. был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» [8. с. 34].

К компетенции хозяйственных судов были отнесены не только хозяйственные споры, подведомственные государственным арбитражам, но и новые, ранее не рассматриваемые ни арбитражами, ни общими судами. Это, в частности, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, о признании этих субъектов экономически несостоятельными (банкротами). Функционирование хозяйственных судов было предусмотрено Концепцией судебно-правовой реформы, но основополагающие положения о Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь нашли закрепление в Конституции Республики Беларусь 1994 г. и в новой ее редакции.

Суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

Их основные задачи:

- защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

- укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Хозяйственные суды анализируют данные и материалы, характеризующие причины нарушений законодательства, разрабатывают и принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению, пропагандируют хозяйственное законодательство, направляют государственным, в том числе правоохранительным, контролирующим и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства и вносят предложения об их устранении. Эти частные определения обязательны для исполнения организациями и гражданами. О мерах, принятых по материалам частных определений, сообщается в хозяйственный суд не позднее месячного срока с момента его поступления.)

О нарушениях, допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, суды информируют Президента Республики Беларусь, Парламент, Совет Министров и другие заинтересованные государственные органы. Хозяйственные суды изучают и обобщают судебную практику, ведут судебную статистику и о результатах сообщают Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь. Весьма важное значение имеет разработка Высшим Хозяйственным Судом предложений по совершенствованию хозяйственного законодательства. Это осуществляется на основе изучения и обобщение практики рассмотрения споров хозяйственными судами. В необходимых случаях для этой работы привлекаются специалисты из других организаций и научные работники.

Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами (предпринимателями), в соответствии с Законом, предупреждая правонарушения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, разрабатывая предложения по совершенствованию законодательства, хозяйственные суды способствуют становлению и развитию в стране рыночной экономики, цивилизованных отношений между субъектами хозяйствования.

Современная экономика -- правовая экономика, основанная на законе и договоре. Правовой порядок в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности невозможен без суда. Поэтому у хозяйственных судов -- автономной ветви судебной власти -- большая перспектива на дальнейшее укрепление и развитие.

Принципы организации и деятельности хозяйственных судов:

законность;

независимость судей при осуществлении правосудия;

состязательность и равенство сторон в процессе;

открытость и гласность судебного разбирательства;

свободный доступ к правосудию;

обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

В основе построения и функционирования, хозяйственных судов лежат демократические начала, являющиеся конституционными основами организации и деятельности всей судебной системы.

Систему хозяйственных судов составляют:

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

Хозяйственные суды областей, г. Минска, специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд несет ответственность за организацию, состояние и совершенствование деятельности судов, выполнение задач, возложенных на них. Являясь высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, Высший Хозяйственный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью хозяйственных судов. Не реже одного раза в год Высший Хозяйственный Суд информирует о деятельности хозяйственных судов Президента Республики Беларусь, Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Высший Хозяйственный Суд состоит из судей этого суда, в том числе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом Республики Беларусь. Количественный состав этого суда устанавливается также главой государства по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший судебный орган судов хозяйственной юрисдикции действует в составе:

Пленума;

Президиума:

Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов:

судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

В Высшем Хозяйственном Суде имеется квалификационная коллегия судей.

Хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска состоят из судей, в том числе председателя и заместителей председателя. Хозяйственный суд области действует в составе судебных коллегий, в том числе и специализированных, для рассмотрения отдельных категорий дел и для проверки законности не вступивших в законную силу судебных актов, а также могут образовываться из числа судей судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Судебные коллегии и судебные составы формируются председателем этого суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:

- хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами республики, между административно-территориальными единицами;

- споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- споры, связанные с государственными секретами, и иные споры, отнесенные к подсудности Высшего Хозяйственного Суда. Ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты.

Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Хозяйственный Суд:

- обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

- проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

- ведет судебную статистику;

- осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов;

- решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

- осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией.

Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов. Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда в составе Председателя, его первого заместителя и заместителей, судей и председателей хозяйственных судов областей и г. Минска.

В заседаниях Пленума вправе принимать участие: Президент Республики Беларусь и его представители; председатели палат Национального собрания Республики Беларусь; Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители; Председатель Конституционного Суда; Председатель Верховного Суда; Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители; Председатель Комитета государственного контроля и его заместители; Министр юстиции и его заместители.

По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи и специалисты аппарата хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, других организаций, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, граждане.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь: координирует деятельность хозяйственных судов; обобщает практику разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебную статистику и разъясняет вопросы применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, по вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключения в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает заключения Конституционного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам; рассматривает предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности [6. с. 19].

Пленум Высшего Хозяйственного Суда заслушивает председателей судебных коллегий этого суда, председателей хозяйственных судов о деятельности этих судов. Пленум избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума, освобождаемого от выполнения обязанностей по основной деятельности; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслушивает отчеты о деятельности этой коллегии. Пленум утверждает по представлению Председателя этого суда состав коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров, а также состав научно-консультативного совета при этом суде и положение о нем, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законодательными актами. Пленум созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие -- первым заместителем по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим и секретарем [12. с. 222].

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь образован Указом Президента Республики Беларусь осенью 1997 г. в количестве 9 судей. Президиум действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда, причем Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда входят в состав Президиума по должности. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместитель.

Президиум: рассматривает протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда по проверке законности решений хозяйственных судов; рассматривает представления о пересмотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам; решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, проекты постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателя и судей хозяйственных судов областей; оказывает помощь хозяйственным судам в правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Постановление принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписывается председательствующим на заседании. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума, оформление его решений и контроль за их исполнением устанавливаются регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда. Таким образом, порядок работы Президиума Высшего Хозяйственного Суда принципиально ничем не отличается от порядка работы Пленума этого суда. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Председатель Высшего Хозяйственного Суда или его заместитель в случае необходимости вправе своим решением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда рассматривают в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия.

Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия решений, контроль за их исполнением, другие вопросы организации работы определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом Высшего Хозяйственного Суда. В судебных коллегиях могут быть образованы судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Они формируются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, первым заместителем или заместителем Председателя.

Первичное звено системы судов хозяйственной юрисдикции -- хозяйственные суды областей и г. Минска рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции -- новый институт для хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь, позволяющий не только быстро устранить ошибки, допущенные судом первой инстанции, но также обеспечить правильное разрешение спора. Дела в этой инстанции рассматриваются в составе не менее трех судей хозяйственного суда. Хозяйственные суды областей и г. Минска изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; готовят предложения по совершенствованию хозяйственного законодательства; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда назначается из числа судей этого суда Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда: организует деятельность этого суда и системы хозяйственных судов, созывает Пленум и Президиум Суда и председательствует на их заседаниях, вносит на их рассмотрение вопросы, отнесенные Законом к их ведению; приносит протесты в порядке надзора на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливает исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных Хозяйственным процессуальным кодексом; распределяет обязанности между своими первым заместителем и заместителями, формирует судебные составы для рассмотрения дел, осуществляет общее руководство аппаратом суда; назначает на должность и освобождает от должности работников этого аппарата; вносит Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание и Совет Министров, другие государственные органы предложения по совершенствованию законодательства; участвует в заседаниях палат Парламента, их комиссий, заседаниях Правительства, его Президиума, других органов государственной власти; представляет Высший Хозяйственный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, иностранными судами и международными организациями; истребует из хозяйственных судов судебные дела для проверки в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики, осуществляет другие предоставленные ему законом полномочия.

Права и обязанности первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его заместителей во многом совпадают. Как первый заместитель, так и заместители Председателя названного суда назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда по представлению Председателя этого суда.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда осуществляет полномочия Председателя суда в его отсутствие, вправе председательствовать в заседаниях Пленума, Президиума и судебных коллегий, приносить протесты в порядке надзора на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливать их исполнение; руководит работой структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда, организует работу по повышению квалификации судей и специалистов аппарата хозяйственных судов, принимает участие в заседаниях Парламента, его комиссий, Правительства, его Президиума, других органов государственной власти.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда: возглавляют судебные коллегии этого суда; по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда вправе председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума этого суда; приносят протесты на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливают исполнение судебных актов; приостанавливают исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных ХПК; организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики; руководят работой структурных подразделений аппарата суда; вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания, их комиссий, Правительства, его Президиума и других органов государственной власти. В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его первого заместителя полномочия председателя этого суда осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам формирования практики применения законодательства и разработки предложений по его совершенствованию при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создан научно-консультативный Совет.

Председатели хозяйственных судов областей: организуют деятельность хозяйственных судов областей; формируют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в судебных заседаниях коллегий; рассматривают протесты на вступившие в законную силу и не обжалованные в кассационном порядке судебные акты этих судов; вносят представления в Президиум Высшего Хозяйственного Суда на постановления, вынесенные коллегией этого суда по проверке законности решений хозяйственных судов; распределяют обязанности между своими заместителями; осуществляют общее руководство аппаратами названных судов, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппаратов, этих судов; организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов; руководят работой по анализу и обобщению судебной практики и ведением судебной статистики; представляют хозяйственные суды в отношениях с государственными и иными органами; осуществляют другие функции организационного руководства соответствующими судами.

Заместители председателей хозяйственных судов, являясь судьями этих судов, в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и составы, изучают и обобщают судебную практику и ведут судебную статистику, деятельность структурных подразделений аппаратов этих судов, в случае отсутствия председателя хозяйственного суда осуществляют его полномочия.

3.3 Международный арбитражный (третейский) суд

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994года 12 апреля того же ода введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате.

Создание такого суда вызвано развитием международных экономических связей, международной торговли Республики Беларусь с зарубежными государствами, необходимостью разрешения между участниками внешнеэкономических отношений споров, коллизий. Образование международного арбитражного суда способствовало повышению международного авторитета нашей страны, демократизации системы правосудия, обеспечивало оптимальные условия для доверия к суду, конфиденциальность, оперативность, отсутствие формализма, экономичность, выгодность таких судов для государства и сторон.

9 июля 1999 года был издан Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде» Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. 2/60., на уровне мировых стандартов регламентирующий правовой статус суда, создающий правовую базу для его функционирования.

В Законе предусмотрены виды третейских судов:

1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая арбитражная (третейская) организация;

2. Третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора, то есть международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора.

Основная задача международного арбитражного суда - правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции.

Являясь негосударственной, некоммерческой организацией, действующей на возмездной и постоянной основе, международный арбитражный (третейский) суд признается юридическим лицо. Вмешательство в его деятельность государственных органов не допускается, за исключение случаев, предусмотренных законодательством.

Органами постоянно действующего международного арбитражного суда являются его председатель и президиум.

3.4 Экономический Суд СНГ

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств - участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих их экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда Содружества. Экономический Суд СНГ был образован 6 июля 1992 года. Совет глав государств - участников СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 года был утвержден регламент этого суда. В 1995 году принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства - участника.

Председатель и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему «Судебные инстанции», сделаем выводы.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в судебные инстанции и судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Районные (городские) суды - основное звено в системе судов общей юрисдикции. Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.

Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь. Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы: действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства; имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум; обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Исторически военные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия в белорусской судебной системе.

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

В демократическом правовом государстве деятельность Конституционного Суда позволяет цивилизованным путем устранять недостатки законодательства, разрешать исключительно правовыми средствами возникающие конфликтные ситуации между государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, восстанавливать верховенство права и справедливость. Это отвечает интересам, как граждан, так и государства и общества в целом. Рассмотрение дел в Конституционном Суде обусловлено противоречиями в законодательстве, в том числе возникающими по объективным причинам, невозможностью во многих случаях правоприменителями однозначно определить, соответствуют ли нормативные акты Конституции. Конституционные права и гарантии их обеспечения не всегда получают в текущем законодательстве необходимое развитие и реализацию на практике.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь. Их основные задачи: - защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; - обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия; - укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Международный арбитражный суд при Белоруской торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994года 12 апреля того же ода введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств - участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих их экономических отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Указ Президента Республики Беларусь «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов в республике Беларусь» от 8 октября 1997г. № 507 (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 23.05.2002 № 256). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Кодекс Республики Беларусь «о судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З. Принят Палатой представителей 31 мая 2006 года. Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.07.2006, № 107, рег. № 2/1236 от 05.07.2006) (с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 30.12.2006 № 198-З, рег. № 2/1292 от 03.01.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Уголовно - процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», от 9 июля 1999 года. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 56. 2/60. ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1997 гг.). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС» - 2008г.

Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000.

Борико С.В. Судоустройство. Учебник. Мн., 2000.

Верховный Суд Республики Беларусь: история и современность (1923-1998) / Под ред. В.О. Сукало, Л.Л. Зайцевой. Мн.: «Интер Дайджест», 1998. с. 240.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.

Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. М.: БЕК. -1995

Судоустройство: Учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. - Мн.: Амалфея, 2002. - 480 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты