Рефераты

Судебный надзор и основания для отмены судебных постановлений

Судебный надзор и основания для отмены судебных постановлений

59

Федеральное агентство по образованию

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

Судебный надзор и основания для отмены судебных постановлений

Выполнил

студент гр. 41-ЮЗ2

Проверил:

г. Архаровск 2008 г.

Оглавление

Введение

1. Сущность, возникновение и развитие судебного надзора в Российской Федерации

2. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

2.1 Общая характеристика оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

2.2 Существенное нарушение процессуального законодательства как основание для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

2.3 Существенное нарушение норм материального права как основание для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Часть 1 статьи 46 Конституции РФ Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237. гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на том основании, что государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности, ее прав и свобод (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 21).

Право каждого на доступ к правосудию сформулирован в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями // Собрании законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. о праве на справедливое судебное разбирательство.

Право на судебную защиту обеспечивается любому лицу - гражданину России, иностранцу и лицу без гражданства. Защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены. Это право носит универсальный характер и не знает никаких исключений Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. ял.-корр. РАН, д. ю. н. Е.А. Лукашева. М.: 2003. С. 317.. Личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который вправе защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. М.: 1999. С.120..

Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Суд обеспечивает реализацию гарантированного государством права на судебную защиту всем гражданам независимо от того, какую роль они играют в правовом конфликте.

Таким образом, судебная власть восстанавливает нарушенное право, обеспечивает возмещение причиненного вреда, ограждает права и свободы от их необоснованного ограничения или нарушения.

Право на обращение в суд надзорной инстанции является проявлением конституционного принципа права на судебную защиту. В связи с этим ст. 376 Гражданского процессуального кодекса РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями, в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532. полностью соответствует названному принципу, предусматривая широкий круг субъектов, обладающих данным правом.

Главная особенность судебного надзора состоит в том, что он является способом пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия. Он призван решать одну из самых важных задач гражданского судопроизводства и гарантировать правильность осуществления правосудия в стране. Это обстоятельство дает возможность понять причины постоянной заботы законодателя о последовательном совершенствовании судебного надзора.

Судебный надзор - это функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия.

Целью написания данной курсовой работы является исследование следующих вопросов: понятие и сущность судебного надзора, а также основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, полномочия суда надзорной инстанции.

1. Сущность, возникновение и развитие судебного надзора в Российской Федерации

Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает два вида пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, а именно: пересмотр в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Соответственно двум видам пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, посвящены главы 41 и 42 ГПК РФ, объединенные в раздел IV ГПК РФ.

И.В. Решетникова отмечает, что пересмотр судебных постановлений в надзорном порядке традиционно рассматривался в качестве исключительной стадии гражданского процесса, поскольку ранее лишь определенные законом должностные лица были наделены правом принесения протеста в порядке надзора Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Издание второе, исправленное и дополненное / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2005. С. 469. .

В настоящее время ГПК РФ изменил процедуру возбуждения дела для пересмотра судебного постановления, вступившего в законную силу, в порядке надзора, значительно упростив ее и приблизив к лицам, участвующим в деле. Теперь исключительность данной стадии процесса, по мнению И.В. Решетниковой, может быть связана лишь с тем, что пересмотру подвергаются уже вступившие в законную силу судебные постановления Там же. С.470. .

А.Б.Борисова придерживается такой же точки зрения, отмечая, что «несмотря на новое содержание, производство в суде надзорной инстанции по-прежнему можно считать исключительной стадией гражданского и арбитражного процессов, поскольку проверяется вступившее в законную силу судебное постановление. В гражданском процессе зарубежных государств такой способ обжалования называется чрезвычайным» Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессе // Законодательство. 2003. № 9, 10. С.56..

Надзорный пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, возник в Советской России, и можно считать его уникальной формой пересмотра, поскольку в мире распространены апелляция, кассация и ревизия.

Надзорное производство, зародившись в России, позже распространилось на бывшие социалистические страны Европы Об истории возникновения пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, см. подробнее: Курс советского гражданского процессуального права. Т. 2 / Под ред. А.А. Мельникова и др. М.: Наука, 1981. С. 271 - 275..

Институт пересмотра дел в порядке судебного надзора прошел сложный путь развития.

Впервые идея создания в стране единого верховного судебного контроля законодательно была выражена в Декрете о суде от 7 марта 1918 г. N 2, но ее реализация относится к 10 марта 1921 г., когда Декретом ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение о высшем судебном контроле. Осуществление высшего судебного контроля первоначально возлагалось на Народный комиссариат юстиции РСФСР, который должен был пересматривать дела по требованию центральных, областных, губернских органов власти, а также по собственной инициативе.

Таким образом, вначале высший судебный контроль складывался как централизованный порядок пересмотра по инициативе органов государственной власти вступивших в законную силу решений, противоречащих нормам советского права и общей политике правительства.

Вскоре функция надзора отошла к компетенции образованного Верховного Суда РСФСР, а с 1923 г. ее реализация была поручена также Верховному Суду СССР. Пленарное заседание Верховного Суда СССР получило право пересматривать в порядке надзора постановления Верховных судов союзных республик. Так, на первом этапе развития, к 1925 г. в СССР сложилась централизованная система судебного надзора.

В дальнейшем развитие рассматриваемого института шло по пути децентрализации и расширения круга лиц, которые имели право приносить протесты на акты правосудия, вступившие в законную силу.

Законом о судоустройстве СССР от 16 августа 1938 г. судебный надзор был сосредоточен в ведении Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик.

Возврат к децентрализованной системе судебного надзора был осуществлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. "Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей". Основные положения Указа, предоставившего надзорные полномочия судам так называемого среднего звена, были восприняты процессуальным законодательством, где действуют и в настоящее время, но с существенными коррективами, внесенными впоследствии.

К.И.Комиссаров отмечает, что судебный надзор как самостоятельный процессуально-правовой институт появился в советское время и формировался, постепенно совершенствуясь, в результате взаимообусловленности следующих трех основных моментов.

Во-первых, провозглашенный конституционным принцип законности обусловливал необходимость аннулирования таких актов правосудия, которые хотя и вступили в силу, но существенно противоречили закону.

Во-вторых, в интересах сторон нельзя было предоставлять возможность бесконечного обжалования решений, тем самым снижать их стабильность, затягивать исполнение, неоднократно пересматривать только из-за того, что кто-либо из участников процесса с выводами суда не согласен (часто явно необоснованно).

В-третьих, государство с самого начала одну из важнейших задач в области правового регулирования усматривало в том, чтобы продвинуться как можно дальше в усилении вмешательства его в частноправовые отношения Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 436. .

Таким образом, производство в порядке надзора советского периода имело определенную специфику.

М.М.Гродзинский и В.П. Чапурский отмечали, что "надзорное производство вытекает не из права стороны жаловаться на неправильное, по ее мнению, судебное решение, а из обязанности высших судебно-прокурорских органов наблюдать, чтобы каждое судебное решение соответствовало закону и интересам государства и трудящихся масс" См.: Гродзинский М.М., Чапурский В.П. Кассационное и надзорное производство по уголовным и гражданским делам. М.: 1945. С. 44..

К.С. Банченко-Любимова обращала внимание на то, что в советском гражданском процессе принята двух инстанционная система разрешения дел. То есть первая инстанция разрешает споры по существу, вторая - осуществляет кассационно-ревизионную проверку. На этом заканчивается процесс рассмотрения дела, решение вступает в силу, оно для всех обязательно к исполнению и может быть принудительно исполненным. Третьей инстанции в советском судебном процессе не существует. Кроме того, существует исключительный, особый по форме и по содержанию способ пересмотра судебных постановлений, вошедших в законную силу, который осуществляется независимо от воли сторон, а только при наличии протеста правомочных должностных лиц суда и прокуратуры Банченко-Любимова К.С. Пересмотр судебных решений в порядке надзора. М.: 1959. С. 54 - 55..

Надзорное производство связывалось с деятельностью соответствующих должностных лиц судебно-прокурорских органов по изучению надзорной жалобы или других документов, послуживших поводом к возбуждению надзорного производства, истребованию дела для проверки фактов, изложенных в надзорной жалобе или ином документе, принесению протестов в порядке надзора Кац Ю.С. Возбуждение производства в порядке надзора по гражданским делам. М.: 1965. С.11; Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. М.: 1974. С. 64-66..

В последнее время данная стадия судопроизводства переживает период кардинального реформирования во всех странах СНГ, сохранивших надзорное производство в своих процессуальных кодексах Подробнее о тенденциях изменений в надзорном производстве см.: Решетникова И.В. Современный гражданский процесс в странах СНГ // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2001. № 1. С. 147 - 160..

Можно выделить основные направления, по которым идет реформирование данной стадии процесса.

Во-первых, это установление временного отрезка, в рамках которого возможен пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Ранее ГПК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 11.06.1964 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. - Далее ГПК РСФСР. предусматривал возможность бессрочного (т.е. не ограниченного временем) опротестования в надзорном порядке судебных актов, вступивших в законную силу. Данное положение, будучи определенной гарантией проверки законности вступивших в законную силу судебных актов, тем не менее не могло способствовать стабильности судебных постановлений.

В настоящее время в странах СНГ, в том числе и в России, происходит установление ограниченного срока, в рамках которого возможен пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

Во-вторых, предоставление права на надзорное обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, не только перечисленным в законе должностным лицам, но и лицам, участвующим в деле. Здесь отражается общая тенденция к сокращению полномочий прокуратуры в гражданском процессе, в т.ч. в надзорном производстве.

В целом развитие надзорного производства характеризуется повышением прав лиц, участвующим в деле. В этом отношении показательны правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом РФ в Постановлении Конституционного Суда от 14 апреля 1999 года N 6-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 статьи 325 ГПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б.Л.Дрибинского и А.А.Майстрова По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.Л. Дрибинского и А.А. Майстрова". Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г. № 6-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 16. Ст. 2080. : «Объем процессуальных прав, предоставляемых в надзорной инстанции сторонам и другим лицам, участвующим в деле, может быть меньше, чем в суде первой инстанции, рассматривающем дело по существу на основе непосредственного исследования всех известных доказательств. Однако при определении этих прав законодатель должен учитывать закрепленные в Конституции Российской Федерации положения о равенстве граждан перед законом и судом (статья 19, часть 1), гарантиях судебной защиты прав и свобод (статья 46, часть 1) и об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3). Это означает, что на разных стадиях гражданского процесса, в том числе в надзорной инстанции, стороны должны обладать соответственно равными процессуальными правами... Предоставление названных прав (статьями 325, 328 и др. ГПК РСФСР) лишь одному или некоторым участникам гражданского процесса означает их преимущественное по сравнению с другими участниками положение, наделяет их дополнительными возможностями в отстаивании своей позиции, в обсуждении всех вопросов, связанных с разбирательством дела в надзорной инстанции, что нарушает равенство граждан в праве на судебную защиту...»

С учетом этого, Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 123 (часть 3), положения части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в той мере, в какой они позволяют суду надзорной инстанции в случае извещения о судебном заседании одной из сторон или другого лица, участвующего в деле, рассмотреть дело без предоставления другой стороне или другим лицам, участвующим в деле, равных возможностей участвовать в судебном разбирательстве, а также позволяют суду надзорной инстанции определить в конкретном деле объем прав и обязанностей сторон иначе, чем это сделано судами нижестоящих инстанций, не предоставляя лицам, участвующим в деле, права быть выслушанными судом надзорной инстанции.

В-третьих, законодательному регулированию подвергается деятельность различных субъектов до вынесения решения о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Речь идет о принесении надзорной жалобы и ее проверке, об истребовании дела для решения вопроса о необходимости пересмотра судебного постановления в судебном порядке.

Можно привести следующие примеры кардинального реформирования надзорного производства в странах СНГ.

Например, в Республике Грузия, Республике Армения, Азербайджанской Республике законодатель отказался от надзорного производства и закрепил в ГПК две традиционные для европейских стран формы обжалования судебных постановлений: апелляцию и кассацию.

На Украине 21 июня 2001 г. был принят закон, которым в действующий ГПК "были внесены новеллы, связанные с введением апелляции и кассации (главы 40, 41) и ликвидацией пересмотра судебных постановлений в порядке надзора".

В Республике Беларусь "отказ на стадии проекта от европейской модели пересмотра судебных постановлений с использованием апелляционного и кассационного производства, привел к сохранению надзорного производства возбуждаемого по протестам должностных лиц суда и прокуратуры, и установлению принципов прокурорского и судебного надзора".

В то же время надзорное производство было определенным образом модифицировано.

Впервые в гражданском процессе Республики Беларусь урегулировано право на подачу надзорных жалоб лишь юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также лицами, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением. На подачу надзорной жалобы установлен трехлетний срок с момента вступления в силу судебного постановления по гражданскому делу (ст.437, 438 ГПК), определены поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора (ст.437 ГПК).

Необходимо обратить внимание на то, что надзорное производство, урегулированное ГПК Республики Беларусь, по своему содержанию аналогично российскому надзорному производству, содержание которого было изменено Федеральном законе от 27 октября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР".

В ГПК Республики Казахстан надзорное производство также сохранено. Однако в нормы, регулирующие порядок обжалования, рассмотрения жалоб, полномочий и оснований к отмене судебных постановлений судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, были внесены существенные изменения. "Эти изменения направлены в целом на реализацию принципа состязательности процесса, но не в ущерб действию принципа законности".

Сравнительный анализ соответствующих норм ГПК ряда стран СНГ позволяет сделать вывод, что реформирование системы проверки судебных постановлений осуществляется по трем направлениям.

Первое направление - это восприятие и отражение в национальном гражданском процессуальном законодательстве европейской модели проверки судебных постановлений и, как следствие этого, - отказ от существовавшего в гражданском процессуальном законодательстве советского периода пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора (ГПК Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Грузия).

Другое направление - сохранение надзорного производства советского периода с изменением отдельных норм, не влияющих в итоге на сущность этого вида пересмотра (гл.33 ГПК Республики Беларусь).

Третье направление - при сохранении в ГПК традиционно существующих форм проверки судебных постановлений (кассация, производство в порядке надзора) принципиально изменяется содержательная часть этих форм (ГПК Республики Казахстан, ГПК Российской Федерации).

Особое внимание при реформировании системы проверки судебных постановлений уделяется требованиям международных правовых документов, в первую очередь - требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее протоколов.

Необходимость реформирования российского производства в порядке надзора вызвана как указанными причинами, так и тем, что Российская Федерация после вступления в Совет Европы, присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней. Федеральный закон от 30.03.1998 года № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 14. Ст. 1514., признания юрисдикции Европейского суда по правам человека приняла на себя обязательства по обеспечению права на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст.1, п.1 ст.6 Европейской конвенции Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями // Собрании законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. ).

В определенной степени п.1 ст.6 Конвенции "можно рассматривать как содержащий общие характеристики судебных учреждений и общее определение широких параметров, по которым, в конечном счете, можно судить о справедливости того или иного судебного разбирательства. Однако прежде чем сделать такую оценку, индивид должен в первую очередь иметь возможность добиться судебного разбирательства его дела".

Европейский суд по правам человека, рассматривая дело Тумилович против Российской Федерации, пришел к выводу о том, что "пересмотр дела в порядке надзора не является эффективным средством судебной защиты по смыслу п.1 ст.35 Конвенции" Решение Европейского суда по правам человека от 22.06.1999 "По вопросу приемлемости жалобы N 47033/99, поданной Людмилой Францевной Тумилович против Российской Федерации" // Журнал российского права. 2000. № 9. С.58 - 61..

Интересно обратить внимание на то, что соблюдение требований п.1 ст.6 Европейской конвенции послужило одной из причин изменения норм ГПК Германии о ревизионной проверке вступивших в законную силу судебных постановлений. В соответствии с принятым 27 июля 2001 г. и вступившим в действие с 1 января 2002 г. Законом о реформировании гражданского судопроизводства право ревизионного обжалования теперь не ограничивается ценой иска по ревизионной жалобе (ст.543 ГПК в новой редакции и 546 ГПК в прежней редакции).

Все перечисленные выше тенденции нашли свое отражение и в ГПК РФ.

И.В.Решетникова отмечает, что «несмотря на новое видение содержательной части пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в надзорном порядке, значимость данной стадии процесса осталась прежней: это гарантия вступления в законную силу и исполнения законных судебных актов и возможности исправления допущенных судебных ошибок, обеспечение единства судебной практики» Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Издание второе, исправленное и дополненное / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2005. .

К.И.Комиссаров отмечает, что «предметом судебной деятельности являются сложные общественные отношения. Поэтому при самой совершенной процессуально-правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки в разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно» Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004..

Главная особенность судебного надзора состоит в том, что он является способом пересмотра вступивших в законную силу актов правосудия. Он призван решать одну из самых важных задач гражданского судопроизводства и гарантировать правильность осуществления правосудия в стране. Это обстоятельство дает возможность понять причины постоянной заботы законодателя о последовательном совершенствовании судебного надзора.

Таким образом, судебный надзор - это функция суда, направленная на проверку законности и обоснованности вступивших в силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на этой основе руководства судебной практикой с целью обеспечения строгой законности правосудия Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004..

Необходимо обратить внимание на то, что в статье 127 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237. говорится о судебном надзоре.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что "понятие судебного надзора более широкое, нежели судебно-надзорная стадия процесса, смешивать их не следует, так как исключительная стадия процесса - пересмотр решений и определений, вошедших в законную силу, в порядке надзора есть только часть судебного надзора" Банченко-Любимова К.С. Пересмотр судебных решений в порядке надзора. М.: 1959. С.60., надзорный порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений - одна из форм судебного надзора. Другой формой является рассмотрение дел в кассационном порядке Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. М.: 1974. С.18; Лесницкая Л.Ф. Пересмотр решения суда в кассационном порядке. М.:1974. С.14; Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства. Саратов, 1990. С.54-55..

В соответствии с Конституцией РФ (ст.127) осуществление судебного надзора возможно в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах.

При понимании существа надзорного пересмотра важно иметь в виду отличия объектов надзорного и кассационного пересмотра.

Объект судебно-надзорного пересмотра шире объекта кассационного обжалования, так как:

- во-первых, предметом кассационного обжалования служат только решения и определения суда первой инстанции, а в надзорном порядке допускается опротестование решений, определений и постановлений судов любой инстанции;

- во-вторых, по делу вследствие неоднократной отмены решений с направлением его на новое рассмотрение может состояться несколько судебных актов, однако возможность кассационного обжалования касается только последнего решения, еще не вступившего в законную силу. Законность и обоснованность ранее отмененных решений кассационная инстанция не проверяет. В надзорном же порядке проверяются все состоявшиеся по делу решения, определения и постановления.

Е.А.Борисова дает следующую характеристику производства в суде надзорной инстанции по ГПК РФ Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессе // Законодательство. 2003. № 9, 10. С. 57. :

- стадия производства в порядке надзора возбуждается по инициативе лиц, участвующих в деле, иных лиц, чьи права нарушены судебными постановлениями. Прокурор вправе возбудить надзорное производство при условии, что он участвовал в рассмотрении дела (ст.376 ГПК);

- в законе установлен срок, в течение которого судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора: один год с момента вступления в законную силу судебного постановления (ст.376 ГПК РФ);

- возбуждается производство в суде надзорной инстанции путем подачи надзорной жалобы (ст.378 ГПК РФ). Прокурор обращается в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре судебного постановления в порядке надзора. Из ГПК исключено "юридическое понятие "протест", напоминающее о надзоре прокуратуры за судом" См.: Интервью с М.К. Треушниковым // Законодательство. 2003. № 2. С.6.;

- порядок рассмотрения заявлений, надзорных жалоб, представлений получил детальную процессуальную регламентацию.

Как справедливо отмечает профессор В.В. Ярков, "процедура возбуждения дел в порядке надзора сделана более прозрачной, на основе решения судьи (в ГПК) или суда (в АПК)" Ярков В.В. Основные правовые институты АПК и ГПК РФ. Все познается в сравнении // ЭЖ-Юрист. 2003. № 4. С.7..

2. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

2.1 Общая характеристика оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Статья 387 ГПК РФ содержит кардинально новое положение об основаниях отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Такими основаниями закон назвал не просто незаконность судебного постановления, а существенные нарушения закона. Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

И.А.Приходько судебный акт, принятый с существенным нарушением норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК РФ), не может считаться практикообразующим; следовательно, такой акт нарушает единство судебной практики, соответствующей закону. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. - М.: Издательство юридического факультета С.-Петербургского государственного университета, 2005.

ГПК 1964 г. (в ред. 1995 г.) предусматривал несколько иные основания для отмены судебного постановления в надзорном порядке:

1) неправильное применение или толкование норм материального права;

2) существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного постановления (часть 1 статьи 330 ГПК РСФСР).

Таким образом, ранее действовавшее законодательство упоминало о существенном нарушении норм процессуального права, но в увязке с тем, что оно повлекло вынесение незаконного судебного постановления.

И.В.Решетникова отмечает, что современный подход к определению понятия "существенное нарушение норм материального или процессуального права" законодательно не определен Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Издание второе, исправленное и дополненное / Под ред. П.В.Крашенинникова. М.: Статут, 2005..

А.Е.Ефимов указывает, что в качестве оснований для отмены или изменения судебных актов в надзорном порядке ею обозначается неопределенный круг существенных нарушений норм материального или процессуального права. Ефимов А.Е. Об унификации надзорных производств в гражданском и арбитражном процессах // Современное право. 2005. № 6.

П.Н.Осипов отмечает, что существенность нарушения - категория оценочная и подлежит анализу "ad hoc" в каждом конкретном случае Осипов П.Н. Практическое содержание процессуальных форм обжалования постановлений суда - апелляция, кассация, надзор: сравнительный анализ // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 3. .

В связи с отсутствием указания, что следует понимать под существенным нарушением норм материального или процессуального права.

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимое разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 3. :

«23. Обратить внимание судов на то, что в силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только те, которые признаны существенными. В связи с этим пункт 6 части 1 статьи 378 ГПК РФ требует указания в надзорной жалобе или представлении прокурора на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона. Исходя из этого судья, которому в соответствии со статьей 379 ГПК РФ переданы на рассмотрение надзорная жалоба или представление прокурора, должен проверять, указано ли в жалобе или представлении, нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. В случае отсутствия такого указания жалоба или представление прокурора на основании статьи 380 ГПК РФ должны быть возвращены лицу, их подавшему, без рассмотрения по существу. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменения судебных постановлений (статья 388, пункты 2, 3, 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ).

24. Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам статьи 364 ГПК РФ, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (часть 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (часть 1).

25. Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам статьи 363 ГПК РФ. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов)».

В надзорной жалобе необходимо указать на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона (п.6 ч.1 ст.378 ГПК РФ). Определения понятия "существенное нарушение закона" в ГПК РФ нет. Однако анализ норм ст.378, 387, 390 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что под существенным нарушением закона законодатель имел в виду существенное нарушение норм материального или процессуального права.

Понятие существенности нарушения закона, как разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 20 января 2003 г. (п.23, 24), охватывается содержанием ст.363, 364 ГПК РФ.

Последнее время появилось достаточно много исследований Ефимов А.Е. Об унификации надзорных производств в гражданском и арбитражном процессах // Современное право. 2005. № 6; Клепикова М.А. Пределы защиты правовых интересов в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 4; Хесин Д.А.. Средства защиты интересов ответчика в гражданском и арбитражном судопроизводствах // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 1; Улетова Г. Процессуальные регламенты ГПК и АПК РФ требуют изменений // Российская юстиция. 2003. № 12.; Лехтблау Е.А. Анализ положений ГПК и АПК с точки зрения соблюдения прав человека // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 3. , связанных со сравнительным анализом АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями, в редакции Федерального закона от 31.03.2005 N 25-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012. и ГПК РФ.

Положения статьи 304 АПК РФ определяется конкретный, исчерпывающий перечень оснований для отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, то ст. 387 ГПК РФ подобного конкретного перечня не содержит.

Согласно статье 304 АПК РФ судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) препятствует принятию законного решения по другому делу;

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

В.В.Ефимова, сравнивая статью 304 АПК РФ и ГПК РФ, отмечает, что представляется более удачной формулировка аналогичной статьи в ГПК РФ Ефимова В.В. Надзор как стадия арбитражного процесса // Право и экономика. 2004. № 5. 2004. .

Кроме того, в настоящее время важнейшей проблемой является проблема правового регулирования порядка исполнения в Российской Федерации решений международных правозащитных органов вообще и Европейского суда в частности.

Более затруднительным, чем выплата компенсаций, является исполнение решений Европейского суда в той части, в которой устанавливается нарушение государством-ответчиком положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сама Конвенция о защите прав человека и основных свобод, предусматривая требование к государству исполнять постановления Суда (статья 46), не содержит указаний на конкретный перечень мер, которые должны быть предприняты государствами для исполнения решений в указанной части. С одной стороны, это означает, что каждое из государств вправе самостоятельно устанавливать соответствующий порядок своим внутренним законодательством. Но, с другой - определенные соображения на данный счет были высказаны Комитетом Министров, на который возложен контроль за исполнением постановлений Суда (статья 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Этому вопросу посвящена Рекомендация Комитета Министров Совета Европы N R (2000) 2 от 19 января 2000 г.

"По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями

Европейского суда по правам человека" Рекомендация N R (2000) 2 Комитета Министров Совета Европы "По пересмотру дел и возобновлению производства по делу на внутригосударственном уровне в связи с решениями Европейского суда по правам человека" (Вместе с "Пояснительной запиской к рекомендации") (Принята 19.01.2000 на 694-м заседании представителей министров) // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 61-64., на ряд положений которой следует обратить внимание.

Прежде всего, отмечается, что обязательства государств, в соответствии со статьей 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при определенных условиях могут повлечь за собой принятие мер, обеспечивающих восстановление той ситуации, в которой находилось лицо до нарушения Конвенции (restitutio in integrum). Оставляя на усмотрение государств определение мер, наиболее соответствующих достижению restitutio in integrum, Комитет Министров, исходя из практики осуществления контроля за исполнением решений Суда, указывает, что существуют обстоятельства, при которых пересмотр дел или возобновление производства по делу оказываются самыми эффективными, если не единственными мерами для достижения названного эффекта.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты