В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (далее - Государственная Дума) в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Термин "амнистия" происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями "амнистия" и "акт об амнистии" . Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности . Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.
В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. К.М. Тищенко и О.С. Зельдова считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский .
Другие авторы, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права. Так, Ю.М. Ткачевский и Н.Ф. Крылова полагают, что, несмотря на то что в УК включена ст. 84, институт амнистии "не входит в систему Общей части Кодекса".
Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.
В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о правовой природе актов об амнистии. В юридической литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов" , что акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.
Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего характера:
а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;
в) о сокращении назначенного наказания;
г) о замене назначенного наказания более мягким;
д) об освобождении от дополнительного наказания;
е) о снятии судимости.
Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой (например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).
В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, Постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 01.11.1991 "Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.
В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).
Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.
Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 30.11.2001 "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" освобождению от уголовной ответственности подлежали:
а) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы;
б) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей; беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;
г) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица, предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
Этим же Постановлением предписывалось освободить от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, женщин, отбывание наказания которым отсрочено; осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, к лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее одной третьей назначенного срока наказания.
Указанный акт об амнистии содержал и предписания сократить неотбытую часть наказания осужденным к лишению свободы, не подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности или наказания (на две третьих - женщинам, осужденным за неосторожные преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет; наполовину - осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при защите Отечества; на одну треть - осужденным за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины назначенного срока наказания, и др.).
Рассмотренное Постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.
В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести Постановления Государственной Думы от 23.02.1994 "Об объявлении политической и экономической амнистии"; от 09.02.1996 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."; от 12.03.1997 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике"; от 13.12.1999 "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе"; от 06.06.2003 "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики".
В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" содержит перечень лиц, к которым отдельные предписания этого акта не должны применяться (лица, совершившие деяния повышенной общественной опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте; лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; иностранные граждане и лица без гражданства).
К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.
Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.
Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.
Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 "Об условиях применения давности". По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы "О порядке применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г.
При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.
Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.
Предписания актов об амнистии о снятии судимости не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии (такие положения содержало, например, Постановление Государственной Думы от 06.06.2003 "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики").
2. Помилование
Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.
Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.
В соответствии со ст. 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:
1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
2) наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;
3) назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;
4) с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.
Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" "правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан" обладает президент этой республики.
Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.
Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).
Согласно установленному Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и др.).
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя.
Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая в свою очередь не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).
Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.
Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования.
3. Судимость
Судимость представляет собой особое правовое состояние лица, созданное фактом осуждения его за совершение преступления к какому-либо наказанию и характеризующееся определенными неблагоприятными для данного субъекта социальными и уголовно-правовыми последствиями. Судимость завершает реализацию уголовной ответственности в форме, связанной с назначением лицу наказания. Состояние судимости начинается со дня вступления в законную силу обвинительного приговора суда и продолжается до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК).
По существу, судимость означает официальное удостоверение факта осуждения лица за определенное преступление и сопряжена с некоторыми элементами ограничения прав этого лица.
Общесоциальное значение судимости состоит в следующем. Во-первых, лица, имеющие судимость, не могут выполнять определенные трудовые функции (занимать должности судей, прокуроров, следователей, работать сотрудниками милиции и т.д.). Во-вторых, при заполнении официальных анкет лицо обязано сообщать о наличии у него судимости. В-третьих, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 "О военной обязанности и военной службе" лица, имеющие судимость за тяжкое преступление, не призываются на военную службу. В-четвертых, судимость препятствует лицу в усыновлении ребенка. В-пятых, над некоторыми категориями лиц, имеющих судимость, может устанавливаться административный надзор органов внутренних дел. В-шестых, судимость может служить основанием для некоторого ограничения свободы выбора места жительства в соответствии с особым статусом некоторых регионов и городов. В-седьмых, на лиц, имеющих судимость, налагаются определенные ограничения в приобретении и хранении огнестрельного оружия. В-восьмых, некоторые государства, например США, ограничивает въезд на их территорию лиц, имеющих судимость за некоторые преступления.
Уголовно-правовые последствия судимости наступают в случае совершения лицом, имеющим неснятую и непогашенную судимость, нового преступления и выражаются в следующем. Во-первых, при наличии различных комбинаций судимостей за совершение умышленных преступлений устанавливается рецидив, опасный или особо опасный рецидив. Во-вторых, в ряде случаев судимость предусмотрена законодателем в качестве признака основного состава преступления (например, в ст. 314 УК - уклонение от отбывания лишения свободы). В-третьих, при совершении некоторых преступлений судимость лица за тождественные (а иногда и за однородные) деяния имеет значение квалифицирующего (или особо квалифицирующего) признака (например, ч. 2 ст. 213 УК - хулиганство). В-четвертых, в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК наличие судимости признается отягчающим обстоятельством при совершении лицом нового умышленного преступления. В-пятых, в ряде случаев наличие судимостей и их число влияют на условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 58 УК). В-шестых, в случаях совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание за ранее совершенное преступление, подлежат применению более жесткие правила назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК). В-седьмых, судимость за преступления той или иной категории может ужесточить условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В-восьмых, наличие неснятой и непогашенной судимости является препятствием для освобождения от уголовной ответственности по некоторым основаниям (в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим). В-девятых, как правило, наличие судимостей за ряд тяжких или особо тяжких преступлений при последующем совершении нового умышленного преступления является препятствием для применения в отношении этих лиц актов об амнистии (такие положения обычно включаются в содержание этих актов).
Часть 2 ст. 86 УК содержит правило, в соответствии с которым лица, совершившие преступление, но освобожденные от наказания, считаются несудимыми. Следует, однако, иметь в виду, что это положение закона относится только к окончательным и полным основаниям освобождения от наказания.
Действующее законодательство предусматривает два способа прекращения состояния судимости: погашение и снятие.
Погашение судимости означает автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. При этом для признания лица не имеющим судимости не требуется ни специального судебного решения, ни иного документа, удостоверяющего этот факт.
В действующем уголовном законодательстве сроки погашения судимости дифференцируются в зависимости от вида назначенного наказания и категории совершенного преступления. Исключение сделано только для лиц, условно осужденных: судимость этих лиц погашается по истечении испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК), если условное осуждение не было отменено по основаниям, предусмотренным ст. 74 УК.
Согласно п. "б" ч. 3 ст. 86 УК срок погашения судимости для лиц, осужденных к наказанию, более мягкому, чем лишение свободы, составляет 1 год. В таких случаях категория совершенного преступления не имеет значения. При осуждении лица к лишению свободы срок погашения судимости зависит от категории совершенного преступления и составляет: 3 года - для лиц, осужденных за преступления небольшой или средней тяжести; 6 лет - для лиц, осужденных за тяжкие преступления, и 8 лет - для лиц, осужденных за особо тяжкие преступления.
В отличие от УК РСФСР действующий УК не предусматривает исключений из правила о погашении судимости, а также прерывания течения сроков судимости. В соответствии с правилами ст. 86 УК в случаях, если лицу назначено помимо основного и дополнительное наказание, срок погашения судимости начинает течь с момента отбытия не основного, а дополнительного наказания.
Часть 4 ст. 86 УК определяет правило, по которому при досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, а также замене назначенного наказания более мягким видом наказания срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от основного и дополнительного наказания.
Если приговор не был приведен в исполнение при отсутствии уклонения осужденного от отбывания наказания, то с истечением сроков давности исполнения обвинительного приговора лицо считается несудимым (ст. 78 УК).
Снятие судимости означает прекращение действия ее правовых последствий до истечения установленных УК сроков погашения судимости. В соответствии с ч. 5 ст. 86 УК, если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может досрочно снять с него судимость. При этом законодательство не определяет, после истечения какой части срока судимости возможно обращение с таким ходатайством.
Помимо судебного порядка снятия судимости законодательство предусматривает возможность такого снятия актом об амнистии или посредством помилования.
С момента погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается несудимым, а все правовые последствия, связанные с фактом совершения этим лицом преступления и осуждения за него, окончательно и безусловно аннулируются.
Снятие судимости следует отличать от реабилитации лица. Реабилитация означает признание государством ошибочности осуждения лица за совершение преступления. При снятии судимости факт совершения лицом преступления не подвергается сомнению, и лишь принимается решение о досрочном прекращении реализации уголовной ответственности.
Литература
1. "ВВЕРЕННОЕ ИМУЩЕСТВО" В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ" (И. Клепицкий) ("Законность", N 12, 1995)
2. "НОВЕЛЛЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА" (Е. Центров) ("Законность", N 7, 2003)
3. "НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (В.И. Семенюк) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 1)
4. "ОБЯЗАННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ" (А.В. Каляшин) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 4)
5. "О СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ" (В.М. Мешков, А.Н. Соколов) ("Журнал российского права", 2006, N 2)
6. "ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ" В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ" (И.А. Клепицкий) ("Государство и право", N 8, 2002)
7. "ПРАВОВОЙ, ЭТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ТАКТИКИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" (Р. Джансараева) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 2)
8. "ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ" (П.С. Ефимичев) ("Журнал российского права", N 9, 2001)
9. "ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ (ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩУЮ РЕДАКЦИЮ СТАТЬИ 260 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)" (А.Д. Гордиенков, Н.В. Колодина) ("Экологическое право", 2005, N 6)
10. "АКТЫ ОБ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИИ" (Э. Аскеров) ("Законность", 2005, N 11)