Белгородский юридический институтКафедра «Уголовного процесса»Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»РЕФЕРАТ
по теме : «Суды общей юрисдикции»
Автор: Адъюнкт кафедры
рядовой милиции
Ловин В.А.
Белгород - 2008
План:
Введение1. Система судов общей юрисдикции.
2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия.
3. Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия.
4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия.
5. Военные суды: структура и компетенция.
Заключение
Литература основная:
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002. Гл. 5-9.
2. Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004. Гл. 6-8.
3. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004 .
Дополнительная:
1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.
2. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. в ред. 2003 года.
3. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 г. в ред. 2003 года.
4. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г. в ред. 2003 года.
Введение.
Согласно законодательству о судоустройстве правосудие в Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законом (ст. 7 Закона о судоустройстве). Обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы составляет первое требование, предъявляемое к судье (ст. 3 Закона о статусе судей в Российской Федерации). Эти установления федеральных законов прямо вытекают из конституционных положений о том, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Прямо к судьям обращено указание Конституции РФ подчиняться только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120).
Обязанность осуществления правосудия в точном соответствии с законом не исчерпывается безусловным соблюдением процессуального законодательства. При рассмотрении и разрешении судебных дел суд применяет нормы материального права. Он должен делать это в строгом соответствии с их смыслом и назначением: правильно квалифицировать деяния подсудимых, назначать им справедливое наказание, законно разрешать споры о праве гражданском. Условием правильного применения норм материального права является неукоснительное соблюдение процессуальных правил.
Основой осуществления правосудия в точном соответствии с законом является разработанная и постоянно совершенствуемая система законодательства. Эффективность соблюдения указанного требования находится в прямой связи с полнотой и точностью законодательных формулировок, исключающих их различное понимание и толкование.
Расширен круг нормативных актов, подлежащих применению судами в качестве законов. Так, согласно Конституции РФ в состав правовой системы Российской Федерации включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации республики, края, области, города федерального значения вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и иным федеральным законам.
Вопрос 1.Система судов общей юрисдикции.
Одним из главных законоположений организации судебной системы в Российской Федерации является утверждение принципа единства судебной системы.
Рассматривая судебную систему как неоднородное государственно - правовое образование, мы различаем в нем структурные подразделения, которые характеризуются несовпадающими чертами и особенностями. Эти различия могут носить организационный и процедурный характер.
Так, входящие в судебную систему судебные органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и объемом судебной власти, кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой системы. Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различие в компетенции и общий характер инстанционных связей.
Суды общей юрисдикции различаются между собой по структуре и объему компетенции.
Совокупность судов с одинаковой структурой и равными полномочиями составляет звено судебной системы Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.
. Звенья судебной системы, как правило, создаются в административно - территориальных структурах применительно к судам общей юрисдикции. Система судов общей юрисдикции строится в соответствии с национально - государственным устройством и административно - территориальным делением Российской Федерации. Звенья военных судов формируются в соответствии со структурой Вооруженных Сил и иных воинских подразделений. Размещение мировых судей, вероятно, не будет жестко увязываться с административно - территориальным делением.
Характерным признаком системы судов общей юрисдикции является инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев системы или между структурными подразделениями одних и тех же судов.
Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.
Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности принципов организации и деятельности всех судов, в том числе осуществляющих различные формы судопроизводства. Этой общности служит закрепление в комментируемом Законе положений о единстве судебной системы.
Утверждение принципа единства построения судебной системы необходимо для исключения отступлений в нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования судебной власти.
Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.
К числу условий обеспечения единства судебной системы следует отнести, прежде всего, то, что судебная система Российской Федерации устанавливается высшим законодательным актом - Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полномочий федеральному конституционному закону не изменяет общего правила. Закрепление в Конституции РФ системы высших судов Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе - системы федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Ее изменение возможно лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ в отношении высших судов, изменений и дополнений Федерального конституционного закона о судебной системе РФ в отношении иных федеральных судов.
Наделение суда властными полномочиями и распространение их на всю территорию страны в части обязательности исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, также является одним из условий реализации принципа единства судебной системы.
Систематическое толкование ст. 126 Конституции РФ, ст. 19 п. 1 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”, в которых использован термин “общая юрисдикция”, а также иных норм правовых актов, позволяет нам понимать под ней правомочия по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел.
Общую юрисдикцию осуществляют и мировые судьи субъектов РФ (ст. 4 п. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации”, ст. 1 п. 1 ФЗ РФ от 11.11.1998 г. “О мировых судьях в Российской Федерации”).
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 4 ФКЗ РФ “О судебной системе Российской Федерации” систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: “Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды”.
Анализ приведенной нормы Закона позволяет сказать, что система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее административно-территориальному и военно-административному делению. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. Чтобы проводить разграничение отдельных групп судов с одинаковым объемом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”. Суды, обладающие одинаковым объемом компетенции, занимают одно место в судебной системе или являются судами одного звена судебной системы.
Судебная система имеет три судебных звена. Для удобства пользования мировых судей и районный (городской) суд будем считать судами первого звена, суд субъекта РФ -- судом второго звена, Верховный Суд РФ -- судом третьего (высшего) звена.
В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды разделяются на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей (надзорной) инстанции.
Суды первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские, уголовные дела по существу. Суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой и второй инстанций, вступивших в законную силу. Деятельность судов в качестве судов перечисленных инстанций является предметом иных юридических учебных дисциплин, в частности, уголовного процесса и гражданского процесса.
Наибольшим объемом полномочий обладает Верховный Суд РФ, который мы условно обозначили как суд третьего (высшего) звена и который соответственно правомочен не только рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, но и быть судом кассационной и надзорной инстанций. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ (обозначены нами судами второго звена) занимают промежуточное положение между Верховным Судом РФ и районным (городским) судом и также могут выступать в качестве судов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций. Районный (городской) суд может выступать судом первой, второй (апелляционной) и третьей (надзорной) инстанции. Судом апелляционной инстанции районный суд может быть по отношению к мировым судьям при проверке законности и обоснованности решений мирового судьи. А мировые судьи хоть и имеют в названии слова «субъектов РФ», но тем не менее являются только судами первой инстанции . Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. - СПб., 2004. Гл. 6-8.
.
Вопрос 2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия.
Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".
Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.
Количество судебных участков может быть равно (или больше) числу районных судов, т.е. территория одного судебного района может быть разделена на несколько судебных участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района определяются также решением органа законодательной власти. Он также должен решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирование почтовых, транспортных и других расходов).
В соответствии с законом на мировых судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России: осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов; не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким званием представителя судебной власти; не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, равно как и не проводить в своей деятельности установки этих партий; не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой и т.д. Основной задачей мировых судов было и остается достижение примирения, решение любых споров «миром».
При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Свои решения они выносят от имени Российской Федерации, и эти решения являются актами правосудия, т.е. носят общеобязательный характер. Лишь при рассмотрении дел об административных правонарушениях мировые судьи, при отсутствии федеральных правил, могут прибегать к правилам, установленным субъектом РФ, но в пределах КоАП РФ333 Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г. в ред. 2003 года.
.
Количество участков, а, следовательно, и число должностей мировых судей, устанавливается федеральным законодательством по представлению субъектов РФ. Мировые судьи так же, как и федеральные, являются независимыми и неприкосновенными.
Субъект РФ, а точнее его законодательный орган решает вопросы, связанные с наделением мирового судьи полномочиями, определением границ участков, на которые должна распространяться деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений для размещения мировых судей и т.д.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона РФ «О мировых судьях» общее количество мировых судей и судебных участков определяется из расчета численности населения. Один участок может обслуживать территорию, на которой проживает от 15 до 30 тысяч человек. Решение о количестве участков в конкретном субъекте РФ должно оформляться специальным федеральным законом, издаваемым по законодательной инициативе соответствующего субъекта, согласованной с Верховным Судом, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим субъектом. В настоящее время на территории РФ действует такой закон - ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве участков в субъектах РФ» от 29.12.1999г. с дополнениями от 12.02.01г. Всего по стране в настоящее время действует около 7 000 участков мировых судей.
Что касается процедуры судебного разбирательства мировых судей, то она регламентирована УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Эти кодексы достаточно четко прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и оформление всего судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым судьей по уголовным, гражданским и административным делам.
Мировой судья рассматривает дела единолично.
Мировой суд, как уже говорилось выше, является судом первой инстанции. Он рассматривает:
Ш уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы. За исключением некоторых составов, подпадающих под эту категорию, к ним относится более 100 составов преступлений. Более конкретно об этом вы узнаете из курсов «Уголовное право» и «Уголовный процесс».
Ш Дела о выдаче судебного приказа,
Ш Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях,
Ш Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества,
Ш Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка,
Ш Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на момент подачи заявления,
Ш Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе,
Ш Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом,
Ш Дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции КоАП.
Но также, мировой суд может выступать и в качестве вышестоящей судебной инстанции при пересмотре своих же собственных решений по гражданским делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел.
До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению.
Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд.
Судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей (ст. 4 Закона о статусе судей).
Требование стажа работы по юридической профессии означает, что кандидат в судьи должен приобрести профессиональный опыт, позволяющий ему стать представителем судебной власти.
Возрастной ценз судьи - 25 лет - основан на конституционном требовании, сформулированном ст. 119 Конституции РФ.
Однако практически, с учетом сроков получения высшего образования и предшествующей юридической деятельности, судейские должности занимают лица значительно старше.
Порядок отбора кандидатов на должность судьи определяется ст. 5 Закона о статусе судей в РФ.
Представлению кандидата на должность судьи районного и приравненного к нему суда предшествует сдача квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Каждый гражданин России, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи районного суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Заявление передается в орган юстиции, при котором состоит экзаменационная комиссия.
Орган юстиции выдает направление для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.
Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Приказом Министра юстиции РФ от 12 августа 1993 г. N 66/16-01, определяет, что квалификационный экзамен сдают:
лица, ранее не избиравшиеся судьями, в том числе и те, кто в качестве народных заседателей временно исполнял обязанности судьи;
лица, хотя и работавшие судьями, но ушедшие с должности судьи;
судьи, пребывающие в отставке и пожелавшие вновь вернуться на судебную должность.
Квалификационный экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит вопросы по различным отраслям права и 1 - 2 задачи из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен подготовкой проектов процессуальных документов или реферата на заданную тему.
Профессиональные знания претендента оцениваются экзаменационной комиссией, решение которой обжалованию не подлежит. Однако, если, по мнению претендента, экзамен проводился с отступлением от требований Положения и при этом были нарушены его права, он вправе в трехдневный срок обратиться с жалобой в орган юстиции, при котором образована экзаменационная комиссия.
Лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, экзаменационная комиссия выдает удостоверение установленного образца.
Квалификационная коллегия судей рассматривает заявление лица, претендующего на должность судьи районного суда, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации его на должность судьи, одновременно представляя председателю районного суда заключение на рекомендованного кандидата.
Отбор кандидатов на должность судьи, как это определено п. 1 ст. 5 Закона о статусе судей в РФ, осуществляется на конкурсной основе. Это означает, что перед квалификационной коллегией должны предстать как минимум два кандидата. Как следует из п. 7 ст. 5 Закона о статусе судей, квалификационная коллегия представляет председателю суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов, что обеспечивает конкурсную основу отбора.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьи районных судов впервые назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Однако после принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" вышеназванное положение теряет силу. Статья 14 устанавливает, что полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, а районный суд входит в систему федеральных судов.
Судьи, впервые назначенные на должность, приносят присягу на собрании судей.
Судья районного суда не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Основным критерием определения численного состава районного и приравненного к нему суда является объем работы суда и нагрузка на одного судью.
В зависимости от объема работы и численности населения в составе суда работает один или несколько судей. Таким образом, различаются односоставные суды (их более двухсот) и многосоставные районные суды.
В многосоставных судах один из судей является председателем суда. У председателя районного суда могут быть заместители.
Председатели и заместители председателя районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей444 Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1995 г. в ред. 2003 года.
.
В односоставном суде судья одновременно является председателем суда.
Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции.
Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.
Подсудность гражданских дел данному районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.
Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно - правовых отношений, дела особого производства.
Районному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным судам, то есть за исключением дел о наиболее тяжких преступлениях и преступлениях, совершаемых военнослужащими.
Осуществляя правосудие в качестве суда первой инстанции, районный суд рассматривает дела единолично.
Районные суды так же наделены статусом суда второй инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права.
Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.
Районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Помимо непосредственного осуществления правосудия районные суды выполняют функции судебного контроля.
Районный суд осуществляет судебный контроль за соблюдением закона органами, осуществляющими расследование преступления. Прежде всего, это касается контроля суда за законностью домашнего ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ впервые закрепляет это право за судом и таким образом суд становится гарантом неприкосновенности личности. Районные суды по месту содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых рассматривают жалобы по поводу законности и обоснованности этой меры, а также ее продления.
Районный суд осуществляет контроль за органами дознания при проведении ими оперативно - розыскных мероприятий. В основу его положены конституционные принципы неприкосновенности частной жизни, неприкосновенности жилища (ст. 23 и 25 Конституции РФ).
Таким образом, районный суд в глазах населения является выразителем судебной власти не только при непосредственном осуществлении правосудия, но и осуществляя контроль за законностью деятельности других органов государственной власти и их должностных лиц.
Районный суд изучает и обобщает судебную практику.
Судебная практика включает организацию, процесс и итоги деятельности судов по осуществлению правосудия, но прежде всего объектом ее изучения и обобщения является правоприменительная деятельность суда, анализ качества судебной работы.
Вопрос 3 Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ5 5 Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.
.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.
Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.
В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, указанных в ч.3 ст.31 УПК РФ.
К ним относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), ряд преступлений, которые совершены организованной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 152, ч. 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 267 УК РФ и др.), а также некоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира и безопасности человечества.
К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо представления прокурора.
Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному представлению прокурора, а также по частным жалобам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.
В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
На президиум возлагается рассмотрение дел по представлениям и надзорным жалобам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании.
Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.
Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.
Краевые, областные и другие равные им суды имеют следующие структурные подразделения:
- судебная коллегия по гражданским делам,
- судебная коллегия по уголовным делам,
- президиум.
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам рассматривают в качестве суда первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела. В качестве суда кассационной инстанции судебные коллегии проверяют решения и приговоры районных, городских судов, не вступившие в законную силу.
Президиум областного и другого равного ему суда является надзорной инстанцией, проверяя решения и приговоры районных, городских судов, вступившие в законную силу, а также решения судебных коллегий, действовавших в качестве суда кассационной инстанции. Кроме того, на президиум возлагается и организация работы областного и другого равного ему суда.
Областной и другой равный ему суд состоит из судей и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей.
Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
В качестве суда первой инстанции образуются судебные составы, куда входят один профессиональный судья или три профессиональных судьи. Если уголовное дело рассматривается с участием присяжных заседателей, то должно быть двенадцать комплектных и два запасных присяжных заседателя. Процессом руководит один профессиональный судья.
В качестве суда кассационной инстанции областной и другой равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей.
Президиум, действуя в качестве надзорной инстанции, рассматривает дела в составе не менее трех его членов.
Организация работы в областном и другом равном ему суде возложена на президиум и председателя суда.
Президиум областного суда:
- утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам,
- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики,
- заслушивает отчеты председателей коллегий о деятельности коллегий,
- рассматривает вопросы деятельности аппарата суда,
- оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства.
Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, они правомочны при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума.
Председатель областного и другого равного ему суда осуществляет основную работу по руководству структурных подразделений суда, а также аппарата суда.
Председатель является и судьей, поэтому он может председательствовать по любому делу, находящемуся в производстве судебных коллегий, действующих по первой инстанции и в кассационном порядке. Законом председателю предоставлено право вносить протесты в порядке надзора в президиум областного суда.
Организационные полномочия председателя областного суда следующие:
-он руководит организацией работы судебных коллегий, распределяя судей по коллегиям;
-руководит работой аппарата суда;
-созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
-представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней Пленуму Верховного Суда РФ;
-распределяет обязанности между заместителями председателя;
-организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата;
-организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
-вносит представления в организации и учреждения об устранении нарушений закона;
-ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб.
В организационные обязанности председателя входит и утверждение планов работы суда, подготовка отчетов о проделанной работе, ведение кадрами аппарата суда.
В отсутствие председателя его обязанности выполняет один из заместителей.
Работу в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют составы суда для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями. Судьи, осуществляющие кассационное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.
Аппарат краевого, областного и другого равного им суда обеспечивает деятельность этого суда и подчиняется председателю. В него входят секретари, делопроизводители, секретари судебных заседаний, секретари составов, секретарь президиума, консультанта, архивариус, инспектора.