Рефераты

Сущность административно-правовых методов выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

p align="left">В новом Уголовном кодексе, введенном в действие с 1 января 1997 г., появились такие понятия, как психотропное вещество, переработка наркотических средств или психотропных веществ, особо крупный размер указанных средств и веществ, культивирование наркотикосодержащих растений. Статья об ответственности за хищение наркотических средств или психотропных веществ дополнена составом вымогательства, введена новая статья об ответственности за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ. Имеются и другие новеллы. Кроме того, некоторые разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума от 27 апреля 1993 г., в изменившихся условиях уже не удовлетворяют суды.

Все это послужило основанием для вынесения на обсуждение Пленума вопроса о практике рассмотрения судами дел о преступлениях, связанных с наркотиками и психотропными веществами.

На основании поступивших из Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов обобщенных материалов в порядке подготовки к Пленуму и с учетом вопросов, которые, по мнению судей, нуждаются в разъяснении, был подготовлен проект постановления Пленума. В представленном на обсуждение проекте учтены также замечания и предложения заинтересованных ведомств, Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ, ученых-юристов - членов Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ. 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Судья Краснодарского краевого суда В.П. Лазовский обратил внимание Пленума на значительный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, который наблюдается в крае. Результаты проведенного краевым судом обобщения судебной практики за 1997 год по делам об этих преступлениях свидетельствуют о том, что суды, в основном правильно применяя законодательство, вместе с тем допускают ошибки, характерные для судебной практики, складывающейся при применении соответствующих статей нового Уголовного кодекса РФ в других регионах России. Отдельные положения и особенности конструкции диспозиций частей ст. 228 УК РФ вызвали ряд вопросов и практика их применения не единообразная. 16 апреля с. г. вступил в силу Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который также содержит немало новелл. Принятие постановления Пленума Верховного Суда РФ, подчеркнул выступающий, станет серьезным подспорьем судам при рассмотрении дел этой категории, поможет согласовать на практике этот Федеральный закон с уголовным законодательством об ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также с сильнодействующими и ядовитыми веществами, поможет сохранить взаимную корреляцию между отдельными нормами. 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Заместитель начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ В.П. Шушаков отметил, что Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков совместно со Следственным комитетом и ВНИИ МВД России принимало активное участие в работе над этим документом, который должен стать важной составной частью системы регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков. Он внес некоторые предложения, касающиеся содержания проекта постановления.

Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии МГУ, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ В.С. Комиссаров отметил, что значение данного Пленума прежде всего состоит в том, что он должен определить правоприменительную политику судебно-следственных органов, если не в преодолении, то в ограничении незаконного оборота наркотиков в ближайшие годы. Наркомания - болезнь не только физическая, но прежде всего социальная, поэтому лечить ее нужно также социальными мерами, включая, конечно, и меры уголовно-правового характера. Однако применение уголовно-правовых норм, по мнению выступающего, должно быть направлено не на потребителей наркотиков как на больных людей, а в первую очередь на их производителей и распространителей - наиболее опасных лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. В последнее время в правоприменительной деятельности стали настойчиво проявляться инициативы, в том числе и законодательного характера, направленные на установление максимально широких границ уголовной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. В связи с этим обоснованной и взвешенной представляется позиция, изложенная в проекте постановления Пленума, относительно разграничения незаконного оборота, направленного на распространение наркотических средств и психотропных веществ, и оборота этих средств и веществ, имеющего цель потребления, что наказуемо только при определенных условиях.

Заместитель Генерального прокурора РФ В.И. Давыдов выступил с заключением по обсуждаемому вопросу, в котором от имени Генеральной прокуратуры РФ поддержал проект постановления Пленума. Вместе с тем он изложил ряд предложений и замечаний по проекту постановления. 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

В прениях по докладу приняли участие заместитель председателя Омского областного суда В.А. Ярковой; заместитель председателя Пермского областного суда А.В. Старков; исполняющий обязанности председателя Лефортовского межмуниципального суда Юго-Восточного административного округа г. Москвы С.В. Селиверстов; доктор медицинских наук, профессор, академик, Председатель Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ Э.А. Бабаян; заместитель начальника Следственного комитета МВД РФ А.Н. Родионов; судья Верховного Суда РФ З.Ф. Галиуллин; заместитель Министра юстиции РФ Е.Н. Сидоренко.

Международная конференция таможенников

В столичной гостинице «Интерконтиненталь» прошла международная конференция, посвященная совместной борьбе стран, расположенных на Великом Шелковом пути, с незаконным оборотом наркотических средств. В этом мероприятии, проводимом под эгидой Всемирной таможенной организации, принимают участие представители таможенных организаций почти 30 стран и крупных международных организаций.

Во второй день работы конференции были заслушаны доклады экспертов из США, Германии, Непала, Пакистана, Азербайджана и нашей страны, а также представителей международных организаций.

Как отмечалось, важная проблема регионального и мирового масштаба - незаконный оборот наркотических и психотропных средств - считается фактором, порождающим серьезную опасность для здоровья населения и прогресса общества. Не секрет, что борьба против наркомании, по своей угрозе приравнивающаяся к такому бедствию, как терроризм, все еще остается самой актуальной задачей человечества.

На конференции состоялся обмен мнениями по расширению сотрудничества таможенников всего мира, подъему на новый уровень обмена оперативной информацией, разработке программы мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, объединяющих практические действия государственных таможенных ведомств стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Участники мероприятия дали высокую оценку деятельности таможенных органов Узбекистана. Действительно, в последние годы нашими таможенниками проведена большая работа в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В частности, было задержано почти 30 тонн наркотических средств, провозимых транзитом через территорию нашей республики.

Ярким примером эффективных действий таможенников Узбекистана в этом направлении может служить задержание ими при перевозе из других стран в Афганистан 76 тонн прекурсоров - уксусного ангидрида, используемого при производстве героина. Как отмечается в приветствии Президента Ислама Каримова участникам международной конференции, «Являясь сторонником самых решительных мер в борьбе с наркобизнесом, Узбекистан делал и будет делать все для их практического осуществления. Тот факт, что Всемирная таможенная организация оказала доверие Узбекистану в проведении конференции со столь актуальной для современного мира повесткой, является признанием весомого вклада нашей страны в это благородное дело».

27 июня текущего года - в Международный день борьбы против наркомании - правоохранительными органами Узбекистана сожжено почти 2,5 тонны, а начиная с 1994 года - около 35 тонн задержанных наркотических средств. Как продолжение таких действий и сегодня в присутствии участников международной конференции сожжено 280 килограммов наркотических и психотропных средств.

На мероприятии была подписана Первая международная Ташкентская декларация - итоговый документ, посвященный совместной борьбе таможенных служб стран Великого Шелкового пути с незаконным оборотом наркотических средств.

В этот же день участники международного форума ознакомились с деятельностью Национального центра кинологии Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.

2. Государственное регулирование по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств

2.1 Система государственных органов по выявлению и предупреждению незаконного оборота наркотических средств

Проблема незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в стране стала серьезнейшей государственной проблемой, реально угрожающей национальной безопасности России, для решения которой требуется объединение усилий всех правоохранительных органов и общественных структур в единый механизм, способный противодействовать этому социальному злу. 11 Приказ МВД России от 30 июня 2003 года № 500. Главное управление по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД России «О мерах, принимаемых органами внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков».

В связи со сложившейся в стране наркоситуацией Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года №306 создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на который возложены функции координации принимаемых мер в этой сфере деятельности. Согласно которому Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.

Органы Госнаркоконтроля России будут укомплектованы бывшими сотрудниками налоговой полиции и сотрудниками управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России.

Новый Государственный комитет будет бороться, прежде всего, с организованными преступными группировками, которые формируют наркопотоки, систему продаж наркотиков, создали механизм для легализации заработанных на наркоторговле миллиардов долларов.

Поэтому в новой структуре будет необходим накопленный опыт оперативных работников и следователей подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России. 11 Приказ МВД России от 30 июня 2003 года № 500. Главное управление по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД России «О мерах, принимаемых органами внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков».

Поскольку мы имеем дело с теневой экономикой, то опыт налоговых полицейских, умеющих правильно прочитать подозрительную финансовую схему также будет полезен новому органу. Доходы, которые из рублей наркоманов надо превратить в ценные бумаги, в валютные накопления, в иные активы, - особая сфера, проникнуть в которую могут именно налоговые полицейские.

В соответствии с Указом установлена штатная численность Госнаркоконтроля России в количестве 40 тыс. единиц.

Госнаркоконтроль России возглавляет председатель в ранге федерального министра.

На должность председателя Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ назначен Виктор Васильевич Черкесов.

Определена структура Госнаркоконтроля России: Центральный аппарат, Главные управления по федеральным округам и территориальные управления по республикам, округам и областям.

В настоящее время идет комплектование и обучение сотрудников органов Госнаркоконтроля России в Сибирском федеральном округе.

Вместе с тем, противодействие незаконному обороту наркотиков по-прежнему продолжает оставаться одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Только в июле-августе т.г. органами внутренних дел выявлено 24 тысячи наркопреступлений, в том числе 7,5 тысяч фактов сбыта и более 400 - совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами. Из незаконного оборота изъято свыше 2 тонн различных видов наркотиков.

Приказом МВД России от 30 июня 2003 года №500 в структуре ГУБОП СКМ МВД России создано Оперативно-розыскное бюро по противодействию незаконному обороту наркотиков (в настоящее время - 4 ОРБ Главка) и соответствующие структуры в составе подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. 11 Приказ МВД России от 30 июня 2003 года № 500. Главное управление по борьбе с организованной преступностью СКМ МВД России «О мерах, принимаемых органами внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков».

На них возложены задачи по координации деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего совершаемых организованными группами и преступными сообществами.

Кроме того, ГУБОП СКМ МВД России отвечает теперь за организацию межведомственного взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными структурами и иными заинтересованными органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, прежде всего с Госнаркоконтролем России.

На ГУБОП СКМ МВД России возложена ответственность за выполнение международных обязательств Министерства в сфере противодействия наркоугрозе. В настоящее время действует 49 соглашений МВД России с зарубежными правоохранительными органами, полностью или частично посвященных борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Активная работа в этом направлении продолжается в рамках СМВД государств-участников СНГ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2003 года №323 на МВД России возложены обязанности по обеспечению участия государства в международных организациях системы ООН антинаркотической направленности.

Всего же в текущем году органами внутренних дел выявлено 123 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В их числе: более 46 тысяч фактов наркоторговли, 6,5 тысяч проявлений групповой и организованной преступности. Пресечено около 400 фактов контрабанды наркотиков. Из незаконного оборота изъято свыше 9 тонн наркотических средств, арестовано и описано материальных ценностей и денежных средств на сумму 578 миллионов рублей.

Указ Президента о создании нового правоохранительного органа вышел первого июля 2003. Госнаркоконтроль создан на базе упраздненной в то время налоговой полиции. Личный состав: бывшие борцы с налоговыми преступлениями, работники расформированных управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Новое ведомство укомплектовано только на 83%.

К сожалению имело место ряд негативных моментов в работе предыдущих структур по борьбе с наркотиками. Имело место такое крайне негативное явление как «крышевание» наркоторговцев и их ям, данное явление просочились и в новую структуру. За «крышевание» одной «ямы» только в Хабаровске так называемые «оборотни от Госнаркоконтроля» получают от 3 до 7 тысяч рублей в месяц. Сумма зависит от должности сотрудника и его звания. «Ямы» традиционно «держат» цыгане и выходцы с Кавказа. Адреса многих «ям» и фамилии тех или иных сотрудников, обеспечивающих прикрытие нелегальной деятельности, оперативникам известны. Но поймать наркоторговцев сложно. Так же трудно поймать за руку и сотрудников Госнаркоконтроля. Чаще всего за деньгами они сами не приезжают, посылают своих водителей. Подчиненные не знают, что за пакеты везут своему начальству, но в состоянии с закрытыми глазами приехать к очередной «яме». Пока ни одного уголовного дела по фактам укрывательства торговли самими сотрудниками Госнаркоконтроля в ДФО возбудить не удалось.

Недоверия к новой силовой структуре на Дальнем Востоке за последние 100 дней добавила и оригинальная инициатива Госнаркоконтроля. «Подайте наркоконтролю на выполнение задания Президента!» - письма с таким призывом получили многие хабаровские фирмы и богатые организации. В некоторые хабаровские СМИ также, видимо по ошибке, поступили похожие бумаги. Дата, исходящий номер, банковские реквизиты и подпись и. о. начальника хабаровского подразделения Госнаркоконтроля г-на Хромина. Силовики просят, цитата: «…изыскать возможность финансовой помощи в становлении Управления».

Впрочем, руководство ведомства утверждает, что это, может быть, самодеятельность некоторых подчиненных. «Я не готов сказать, какие письма, кто рассылал; мы финансируемся только из средств федерального бюджета, - а это какая-то самодеятельность», - подчеркнул Виктор Пархоменко. Руководство дальневосточного управления Госнаркоконтроля обещало разобраться со сборщиками пожертвований.

Письма коммерсантам бывшие налоговые полицейские рассылали под носом у аудиторов Счетной палаты. Ревизоры из Москвы в августе и сентябре проверяли силовые ведомства Дальнего Востока. Как подчеркнул, посетив недавно Хабаровск, г-н Степашин, «за такие преступления надо наказывать, и мы все эти факты, конечно, проверим».

И все же Госнаркоконтроль по ДФО, по словам его руководства, живет пока на птичьих правах. Борцы с наркомафией «проедают» финансовые запасы, оставшиеся от упраздненной налоговой полиции. 11 Сальникова Н. «Вести - Иркутск», № 3, 2004 г. С. 33. Сотрудники нарковедомства до сих пор не знают своих должностных окладов. Не решен вопрос со строительством камер для содержания задержанных, и это при том, что за сто дней работы возбуждено более трехсот уголовных дел по тяжким статьям. Отдельная строчка в бюджете новому ведомству положена только в новом году, тогда, может быть, ситуация и изменится в лучшую сторону.

В Дальневосточном округе, по неофициальным данным, 500 тысяч наркоманов, они совершают в год более 11 тысяч преступлений; на учете же состоят чуть более 45 тысяч человек. «Для многих наркотики» - это кусок хлеба. «Целые деревни организованно выращивают дурь; так же организованно её защищают от милиции, с кольями на нас бегут», - подчеркнули в Госнаркоконтроле по ДФО. Бизнес здесь налажен как никогда хорошо. Традиционно производство наркотиков контролируют этнические группировки, чаще всего состоящие из выходцев из Азербайджана. Весь цикл работ состоит из культивирования конопли. Плантации охраняются вооруженными людьми, местное население из заброшенных деревень нанимается для работ на плантациях. Другая группа отвечает за доставку товара в лабораторию, и после этого гашиш распространяется по всему Дальнему Востоку.

Сейчас в регионе одновременно проходят две операции: «Конопля-2003» и «Отчёт-2003». Первая призвана бороться с дикорастущими наркотическими растениями в сельских районах края, а вторая обязывает все 1200 организаций округа подтвердить своё право на использование в работе наркотических веществ.

Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (органы госнаркоконтроля) является видом государственной службы граждан Российской Федерации (граждане), замещающих должности правоохранительной службы (служба) в Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль России) и его территориальных органах.

Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту

Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту.

Общий порядок деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Все виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации только после получения лицензии на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Правительство Российской Федерации устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (далее - инструменты или оборудование), а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Основные требования к лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в списки II и III, - подлежат включению в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выдаются федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами в соответствии с порядком осуществления лицензионной деятельности на территории Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лицензии на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, могут быть выданы на срок не более пяти лет.

Ранее выданные лицензии юридическим лицам на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действуют в пределах сроков, на которые они были выданы, но не более девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Порядок переоформления лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, определяется Правительством Российской Федерации.

При изменении вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическое лицо обязано получить лицензию на новый вид деятельности. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Особенности лицензионных требований и условий

Лицензия на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может быть выдана юридическому лицу, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую конкретному виду деятельности, на который выдается лицензия. Персональную ответственность за осуществление контроля за исполнением положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и соответствующей лицензией, несет руководитель юридического лица.

При выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическим лицом должны быть предусмотрены условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ, а также для обеспечения безопасности соответствующего вида деятельности.

Наряду с документами, представление которых обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, к заявлению юридического лица о выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, прилагаются: сертификат специалиста, подтверждающий соответствие профессиональной подготовки руководителя юридического лица либо руководителя соответствующего подразделения юридического лица лицензируемому виду деятельности; справки учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди указанных работников лиц, признанных непригодными к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

При выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учитывается заключение органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление или особо тяжкое преступление либо за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

При использовании растений, включенных в Перечень, в промышленных целях, за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, лицензия на указанный вид деятельности может быть выдана, если юридическое лицо докажет необходимость использования указанных растений и наличие условий для предотвращения возможности: хищения указанных растений и полученной из них готовой продукции или отходов, образующихся в процессе производства; изготовления наркотических средств и психотропных веществ из полученной продукции.

В лицензиях на виды деятельности, связанные с использованием наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях, должны быть указаны лица, осуществляющие эти виды деятельности, количество используемых наркотических средств и психотропных веществ, а также порядок использования остатков наркотических средств и психотропных веществ после завершения указанной деятельности. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I, допускается только в целях, предусмотренных статьями 34 - 36 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах.

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных статьями 34 - 36 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах.

В Российской Федерации вводятся ограничения на оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, предусмотренные статьей 30 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах.

Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещается.

Государственные квоты

Государственные квоты, в пределах которых осуществляются культивирование растений, включенных в Перечень, производство, хранение, ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ограничения в отношении хранения наркотических средств и психотропных веществ, не распространяются на принадлежащие органам прокуратуры, органам внутренних дел, таможенным органам, органам федеральной службы безопасности объекты и помещения для хранения наркотических средств и психотропных веществ, изъятых из незаконного оборота.

Разработка новых наркотических средств и психотропных веществ

Разработка новых наркотических средств и психотропных веществ допускается только в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Разработка и государственная регистрация новых наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о лекарственных средствах. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Разработка новых наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только в соответствии с государственным заказом и поручается государственным научно - исследовательским учреждениям при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Если разработанное новое наркотическое средство или психотропное вещество предполагается использовать в медицинских целях, то его клинические испытания осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о лекарственных средствах.

Производство и изготовление наркотических средств и психотропных веществ

Производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в целях, установленных Федеральным законом о наркотических средствах и психотропных веществах, осуществляется в пределах государственных квот государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, находящимися в федеральной собственности, при наличии у них лицензий на производство конкретных наркотических средств и психотропных веществ. Приватизация и иные формы разгосударствления указанных предприятий и учреждений запрещаются.

Изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в целях, установленных Федеральным законом о наркотических средствах и психотропных веществах, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями при наличии у них лицензий на изготовление конкретных наркотических средств и психотропных веществ.

Предприятия, осуществляющие разработку, производство, изготовление, приобретение, использование, уничтожение инструментов или оборудования, не подлежат приватизации и иным формам разгосударствления.

Приватизация и иные формы разгосударствления предприятий и учреждений, входящих в единый технологический комплекс, связанный с производством наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, запрещаются.

Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, в целях, установленных Федеральным законом о наркотических средствах и психотропных веществах, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности при наличии у них лицензий на производство и изготовление конкретных психотропных веществ. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Предприятия и учреждения, осуществляющие производство наркотических средств и психотропных веществ, подлежат государственной регистрации в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Предприятия и учреждения, осуществляющие изготовление наркотических средств и психотропных веществ, подлежат государственной регистрации в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Культивирование растений, включенных в Перечень

Культивирование растений, включенных в Перечень, разрешается государственным унитарным предприятиям в пределах государственных квот.

На территории Российской Федерации запрещается культивирование следующих растений: опийный мак, кокаиновый куст.

На территории Российской Федерации запрещается культивирование конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств.

Решения о запрете культивирования конкретных сортов конопли и других растений на территории Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.

Порядок разрешения культивирования растений, включенных в Перечень, и порядок их использования в промышленных целях, за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Переработка наркотических средств и психотропных веществ в целях получения препаратов, внесенных в списки II и III

Переработка наркотических средств и психотропных веществ в целях получения препаратов, внесенных в списки II и III, а также получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, осуществляется государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.

Хранение наркотических средств и психотропных веществ

Хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности.

Хранение наркотических средств и психотропных веществ в любых количествах в целях, не предусмотренных Федеральным законом о наркотических средствах и психотропных веществах, запрещается.

Общий порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ

Право осуществлять перевозку наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации предоставляется юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности.

Охрана наркотических средств и психотропных веществ осуществляется перевозящими их юридическими лицами.

Порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также порядок оформления необходимых для этого документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Физическим лицам разрешается перевозить наркотические средства и психотропные вещества, полученные в медицинских целях при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ. 11 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3 - ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2003 г. № 86 - ФЗ.

Запрещение пересылки наркотических средств и психотропных веществ

Пересылка наркотических средств и психотропных веществ в почтовых отправлениях, в том числе международных, запрещается.

Пересылка наркотических средств и психотропных веществ под видом гуманитарной помощи запрещается, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях наркотические средства или психотропные вещества направляются в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты