Рефераты

Теоретические основы правотворческой деятельности

p align="left">Ратификация международных договоров осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь. Предложения о ратификации международных договоров в шестимесячный срок со дня подписания вносятся соответствующими государственными органами в Совет Министров. К международному договору, подлежащему ратификации, прилагаются следующие документы:

проект закона о ратификации международного договора;

копию международного договора на белорусском и (или) русском языках или его официальный перевод на белорусский и (или) русский языки;

обоснование целесообразности заключения международного договора и выбора способа выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее данного международного договора;

заключение Министерства юстиции о соответствии международного договора Конституции Беларуси, декретам и указам Президента Республики Беларусь, законам Республики Беларусь;

финансово-экономическое обоснование предполагаемых затрат, связанных с реализацией международного договора;

перечень декретов и указов Президента, законов Республики Беларусь (их структурных элементов), подлежащих изменению, дополнению, отмене, признанию утратившими силу или принятию в связи с заключением международного договора;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь должны быть приложены к проекту закона (части 1 и 2 ст. 16 Закона о международных договорах Республики Беларусь).

Межгосударственные договоры вносятся на ратификацию в Парламент Президентом или по его поручению Советом Министров, в том числе межправительственные договоры, предусмотренные абзацами третьим и четвертым части 15 Закона, а иные межправительственные договоры - Советом Министров Республики Беларусь.

Прекращение действия международных договоров осуществляется в соответствии с условиями международных договоров и международным правом. Эти договоры с приложением соответствующих документов, которые практически аналогичны документам, прилагаемым к ратификации, представляются в Совет Министров. Совет Министров рассматривает поступившие предложения о прекращении действия международных договоров и межправительственных договоров, согласие на обязательность которых было выражено законом, на рассмотрение Президенту. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров вносят эти договоры в Палату представителей для рассмотрения и принятия соответствующего решения.

Решения о приостановлении действия или прекращении межгосударственных и межправительственных договоров принимаются в отношении:

Межгосударственных и межправительственных договоров, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено законом, - Национальным собранием в форме закона;

иных межгосударственных договоров - Президентом Республики Беларусь в форме указа;

иных межправительственных договоров - Советом Министров в форме постановления.

2.3 Рассмотрение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики. Совет Республики рассматривает и одобряет принятые Палатой представителей проекты законы. Решение о направлении в Совет Республики проекта закона оформляется постановлением Палаты представителей. Проекты законов рассматриваются в соответствии с Регламентом Совета Республики, принятым 2 апреля 1998г. № 278 - CP/IV. Процедура рассмотрения законопроекта подобна процедуре рассмотрения в Палате представителей и значительно упрощена. Законопроект должен быть рассмотрен в срок не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией. Этот срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого законопроекта в Секретариате Совета Республики. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ст. 175 Регламента Совета Республики).

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочно. Совет Республики в этом случае должен рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения его на рассмотрение.

К законопроекту, следствием принятия которого может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, в обязательном порядке прилагается документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь либо по его поручению Правительства Республики Беларусь на внесение этого законопроекта. Отсутствие вышеуказанного документа является основанием для отклонения законопроекта Советом Республики.

Процедура рассмотрения законопроекта начинается с определения Председателем Совета Республики постоянной комиссии, ответственной за его рассмотрение в установленный срок. Поступивший законопроект с прилагаемыми к нему документами и материалами направляется в постоянные комиссии Совета Республики, структурное подразделение Секретариата Совета Республики, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, а при необходимости - в другие органы Совета Республики и структурные подразделения Секретариата Совета Республики.

Структурное подразделение Секретариата Совета Республики, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, дает письменное заключение по законопроекту и направляет его в постоянную комиссию Совета Республики, ответственную за рассмотрение законопроекта.

В течение пяти дней с момента регистрации поступивший из Палаты представителей законопроект с прилагаемыми к нему документами и материалами направляется всем членам Совета Республики. При наличии замечаний и предложений по законопроекту члены Совета Республики направляют их в комиссию, ответственную за рассмотрение законопроекта (ст. 177 Регламента Совета Республики).

Постоянные комиссии, которым передан законопроект на рассмотрение, обсуждают его на своих заседаниях и принимают по нему заключения, которые направляются в постоянную комиссию, ответственную за рассмотрение законопроекта. Постоянная комиссия, ответственная за рассмотрение законопроекта, обобщает направленные ей заключения, замечания и предложения по законопроекту и дает по нему заключение. Заседание комиссии осуществляется открыто и гласно. Заключение по рассматриваемому законопроекту принимается открытым голосованием большинством голосов от полного состава комиссии.

В заключении дается оценка рассматриваемого законопроекта и принимается одно из следующих решений:

рекомендовать Совету Республики одобрить принятый Палатой представителей законопроект;

рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, изложив в заключении мотивы, по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонение.

Правотворчество постоянных комиссий верхней палаты Парламента. В Совете Республики формируются следующие постоянные комиссии: по законодательству и государственному строительству; по экономике, бюджету и финансам; по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам; по демографической безопасности и социальному развитию; по региональной политике и местному самоуправлению; по международным делам и национальной безопасности. Совет Республики может принять решение об образовании новых либо о ликвидации ранее созданных постоянных комиссий Совета Республики.

В соответствии со ст. 35 Регламента Совета Республики постоянные комиссии следующим образом участвуют в правотворчестве: осуществляют подготовку заключений по проектам законов, принятым Палатой представителей и переданным на рассмотрение в Совет Республики; готовят заключения по рассмотренным Палатой представителей декретам Президента Республики Беларусь; разрабатывают законопроекты и проекты иных правовых актов; готовят предложения о порядке использования в национальном законодательстве нормативных правовых актов, принятых Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и имеющих статус законодательной рекомендации, а также модельных законодательных актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств и Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества; организуют проведение парламентских слушаний; рассматривают письменные обращения граждан, других заинтересованных субъектов, содержащие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь; разрешают иные вопросы, отнесенные Регламентом к их компетенции.

Задачи и функции ответственной комиссии. Постоянные комиссии Совета Республики осуществляют полномочия в соответствии с разделением труда по профилю комиссии. Задачи и функции у каждой комиссии в соответствии с Регламентом Совета Республики собственные. Так, постоянная комиссия по законодательству и государственному строительству: готовит заключения по принятым Палатой представителей проектам законов о государственном устройстве, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства, о правах национальных меньшинств, о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей, об уголовной ответственности, об амнистии, об административных правонарушениях, об адвокатуре, о нотариате, об организации и деятельности правоохранительных органов, об установлении государственных наград, а также по вопросам гражданского, гражданско-процессуального, хозяйственного процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права; готовит заключения по принятым Палатой представителей проектам законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции; готовит заключения по представленным Президентом Республики Беларусь кандидатурам для дачи согласия Советом Республики на назначение Президентом Республики Беларусь Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора; проводит предварительное обсуждение кандидатур для назначения на должности шести судей Конституционного Суда и шести членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; анализирует и обобщает предложения, поступающие от постоянных комиссий, Президиума Совета Республики, членов Совета Республики, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение Совета Республики предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Регламент; консультирует руководство Совета Республики, председателей постоянных комиссий, членов Совета Республики, руководство Секретариата Совета Республики, руководителей структурных подразделений Секретариата Совета Республики по положениям настоящего Регламента, рассматривает вопросы парламентской этики и привлечения членов Совета Республики к ответственности (ст. 36 Регламента Совета Республики).

Постоянная комиссия по экономике, бюджету и финансам: готовит заключения по принятым Палатой представителей проектам законов по вопросам экономической политики, собственности, имущественных отношений и хозяйственной деятельности, об утверждении республиканского бюджета и отчета об его исполнении, о бюджетном регулировании, об установлении республиканских налогов и сборов, о банковской системе, валютном и денежно-кредитном регулировании, о ценовой политике, об антимонопольном регулировании и защите прав потребителей, о регулировании рынка ценных бумаг, о сфере страхования, о бухгалтерском учете и аудите, об экономической статистике, а также по другим законопроектам, затрагивающим вопросы финансовой и денежно-кредитной политики и решает другие по профилю ее деятельности задачи (Ст. 37 Регламента Совета Республики).

Постоянная комиссия по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам: готовит заключения по принятым Палатой представителей проектам законов в области образования и подготовки кадров, науки, научно-технической политики, научно-технического прогресса, охраны интеллектуальной собственности, наукоемких технологий, культуры, информационной политики, труда и занятости, социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, членов их семей, ветеранов, инвалидов, а также по вопросам общественных объединений и религиозных организаций;

готовит заключения по соответствующим разделам проекта республиканского бюджета и по другим законопроектам, затрагивающим гуманитарные вопросы, а также вопросы образования, науки и культуры; рассматривает вопросы взаимодействия со средствами массовой информации (ст. 38 Регламента Совета Республики).

Другие постоянные комиссии Совета Республики решают подобные задачи и осуществляют функции по их разрешению в рамках полномочий, закрепленных в Регламенте Совета Республики.

Кроме того, постоянные комиссии Совета Республики вправе: вносить предложения по повестке дня сессии Совета Республики Председателю Совета Республики, в Президиум Совета Республики либо непосредственно в Совет Республики;

создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии, членов других постоянных комиссий, представителей и специалистов министерств и иных государственных органов, общественных объединений, научных учреждений для подготовки отдельных вопросов, парламентских слушаний; запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений, должностных лиц; привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов, создавать на общественных началах научно-консультативные советы по вопросам, входящим в компетенцию постоянных комиссий; вносить предложения о награждении Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь граждан и организаций Республики Беларусь, а также граждан других государств и по подготовке иных вопросов, относящихся к ведению Совета Республики (ст. 41 Регламента Совета Республики).

Голосование в Совете Республики. Одобрение (не одобрение) законопроекта. Заключение постоянной комиссии по законопроекту представляется Председателю Совета Республики (ст. 179 Регламента Совета Республики). Рассмотрение принятого Палатой представителей законопроекта на заседании Совета Республики начинается с оглашения заключения постоянной комиссии Совета Республики, ответственной за рассмотрение законопроекта, а в некоторых случаях перед оглашением заключения слово для доклада может быть предоставлено представителю субъекта права законодательной инициативы.

По результатам рассмотрения принятого Палатой представителей законопроекта председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении законопроекта Советом Республики. В случае недостаточной подготовленности к рассмотрению законопроекта Совет Республики вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета Республики. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении законопроекта.

Постановление Совета Республики об одобрении законопроекта принимается большинством голосов от полного состава Совета Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.

Постановления Совета Республики об одобрении проекта Конституции, законопроектов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, актов о толковании Конституции, а также законопроектов об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики.

Если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения на рассмотрение Совета Республики законопроект не был рассмотрен Советом Республики, то закон считается одобренным.

Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Совета Республики.

Повторное рассмотрение законопроектов, отклоненных Советом Республики. Механизм и принципы создания согласительной комиссии. Порядок ее работы. Голосование членов согласительной комиссии. Окончательное решение по законопроекту. Для преодоления разногласий, возникших по законопроекту, принятому Палатой представителей и отклоненному Советом Республики, и выработки согласованного текста законопроекта может быть создана согласительная комиссия. Согласительная комиссия создается как по инициативе Совета Республики, поддержанной Палатой представителей, так и по инициативе Палаты представителей, поддержанной Советом Республики. Следует отметить, создание согласительных комиссий является правом, а не обязанностью палат. Если согласительная комиссия не создавалась, данный проект закона направляется Председателем Палаты представителей или его заместителем на доработку в головную комиссию.

Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей Совета Республики и Палаты представителей в порядке, установленном Регламентами палат.

Решение о создании согласительной комиссии принимается на заседании Совета Республики большинством голосов от полного состава Совета Республики. В постановлении Совета Республики, содержащем предложение о создании согласительной комиссии, указываются представители Совета Республики, предлагаемые в состав согласительной комиссии, и ее сопредседатель от Совета Республики. В состав согласительной комиссии должны быть включены представители постоянной комиссии Совета Республики, ответственной за рассмотрение законопроекта. Избранными членами согласительной комиссии от Совета Республики считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов от полного состава Совета Республики.

Постановление Совета Республики в пятидневный срок направляется для рассмотрения в Палату представителей. При наличии предложения Палаты представителей о создании согласительной комиссии Совет Республики рассматривает вопрос о создании согласительной комиссии в таком же порядке.

Член согласительной комиссии обязан участвовать в работе ее заседаний и заблаговременно информировать сопредседателя согласительной комиссии от Совета Республики о невозможности своего присутствия по уважительной причине на заседании согласительной комиссии в определенное время. Согласительная комиссия вправе привлекать для работы в этой комиссии сотрудников структурных подразделений Секретариата Совета Республики, ученых и работников министерств, ведомств и общественных объединений в качестве экспертов и специалистов.

Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Республики и Палаты представителей. Члены Совета Республики в согласительной комиссии принимают решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Республики и большинство депутатов Палаты представителей, входящих в согласительную комиссию.

После завершения работы согласительная комиссия составляет протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления согласительной комиссией.

Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат. В этом случае на голосование ставится законопроект в целом.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта и Президент Республики Беларусь или по его поручению Правительство Республики Беларусь не потребовали, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение по законопроекту, то Палата представителей после заслушивания сообщения согласительной комиссии принимает решение о направлении законопроекта на доработку в головную комиссию. Доработка такого законопроекта осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной Регламентом для подготовки законопроектов ко второму чтению. Доработанный законопроект вносится в Палату представителей для рассмотрения во втором чтении.

Однако в случае, если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, то Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. В этом случае на голосование ставится законопроект в прежней редакции. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Если законопроект не набрал необходимого числа голосов, он по решению Палаты представителей отклоняется либо направляется на доработку в комиссии. Доработанный законопроект вносится для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.

2.4 Подписание закона Президентом Республики Беларусь

Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики закон вместе с постановлением Совета Республики в десятидневный срок представляется Президенту Республики Беларусь на подпись. Председатель Совета Республики удостоверяет своей подписью аутентичность принятого Палатой представителей и одобренного Советом Республики закона, направляемого на подпись Президенту Республики Беларусь.

Постановление Совета Республики об отклонении принятого Палатой представителей законопроекта вместе с этим законопроектом либо постановление Совета Республики об одобрении принятого Палатой представителей законопроекта в пятидневный срок направляются в Палату представителей.

В случае, установленном частью 5 ст. 100 Конституции, принятый закон направляет на подпись Президенту Палата представителей.

Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

Право отлагательного вето Президента на закон или на его отдельные положения. Право вето означает право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в законную силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона, мотивы при этом могут быть самые разные, но они должны быть изложены в виде мотивированных возражений. Право вето является отлагательным, в отличие от абсолютного, которое не применяется в современной практике. Вето Президента является одним из элементов системы сдержек и противовесов властей. Право вето Президента - один из способов участия Президента в законодательном процессе.

Отлагательное вето означает запрет, налагаемый на закон или его отдельные положения, принятый парламентом, но который может быть преодолен.

При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента в срок не позднее тридцати дней в период проведения сессии Палаты представителей.

Если Президент Республики Беларусь возвращает текст закона со своими возражениями в Палату представителей в период между сессиями, тридцатидневный срок для рассмотрения закона с возражениями Президента Республики Беларусь исчисляется со дня открытия очередной сессии Палаты представителей.

Механизм преодоления отлагательного вето Президента. Текст закона с возражениями Президента Республики Беларусь направляется Председателем Палаты представителей в комиссию, являющуюся головной по законопроекту, для подготовки заключения. Срок подготовки заключения устанавливается Председателем Палаты представителей.

Заключение головной комиссии должно содержать одно из следующих предложений: согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь; преодолеть возражения Президента Республики Беларусь.

После составления заключения головная комиссия вносит его и проект постановления на рассмотрение Палаты представителей. Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен Палатой представителей в первоочередном порядке.

Повторное обсуждение закона начинается с заслушивания доклада головной комиссии, в котором излагаются возражения Президента Республики Беларусь и заключение головной комиссии. Затем проводится обсуждение предлагаемого головной комиссией проекта постановления Палаты представителей.

Регламентом Палаты представителей не урегулировано участие полномочного представителя Президента в Парламенте. На этой стадии законодательного процесса было бы уместным начать повторное обсуждение с выступления полномочного представителя Президента в Парламенте, а затем можно заслушать заключение головной комиссии. В Регламенте необходимо предусмотреть процедуру вынесения первым на голосование одобрения закона в редакции, предложенной Президентом, либо согласиться с доводами Президента и снять закон с рассмотрения, либо направить его на доработку и согласование с полномочным представителем Президента. Но это пока наши предложения.

После обсуждения на голосование ставится проект постановления Палаты представителей, внесенный головной комиссией. Если от субъектов права законодательной инициативы поступило иное предложение, чем то, которое содержится в проекте постановления головной комиссии, то первым на голосование ставится предложение головной комиссии, а если оно не принято, - другое предложение.

Палата представителей может согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь. Решение по данному вопросу считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей. В этом случае закон, возвращенный Президентом Республики Беларусь, направляется Палатой представителей для доработки в соответствующую постоянную комиссию Палаты представителей в качестве законопроекта.

Доработка такого законопроекта осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной Регламентом для подготовки законопроектов ко второму чтению, и не должна выходить за рамки возражений Президента Республики Беларусь.

Поправки к законопроекту, внесенные субъектом права законодательной инициативы, должны быть согласованы с Президентом Республики Беларусь или его уполномоченным представителем. Поправки направляются на согласование головной комиссией.

Принятые комиссией поправки, на которые получено согласие Президента Республики Беларусь или его уполномоченного представителя, включаются в текст законопроекта. Поправки, на которые получено согласие Президента Республики Беларусь, но отклоненные комиссией, включаются в таблицу поправок и ставятся на голосование Палаты представителей. Поправки к законопроекту, которые, по мнению Президента Республики Беларусь или уполномоченного им представителя, не согласуются с возражениями Президента Республики Беларусь, Палатой представителей не обсуждаются и на голосование не ставятся.

Рассмотрение законопроекта, доработанного головной комиссией, осуществляется Палатой представителей в порядке, предусмотренном для рассмотрения законопроектов во втором чтении, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ст. 167 Регламента Палаты представителей).

Если Палата представителей настаивает на своем первоначальном решении, она может преодолеть вето Президента квалифицированным большинством голосов не менее двух третей депутатов от полного состава Палаты представителей. В этом случае внесение изменений и дополнений в закон не допускается. Голосование проводится по закону в целом. Решение о принятии закона оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от ее полного состава.

Принятый закон вместе с возражениями Президента Республики Беларусь и постановление Палаты представителей в пятидневный срок направляются в Совет Республики.

В случае, если возражения Президента Республики Беларусь не были преодолены и Палатой представителей не было принято решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь либо если одно из этих решений принято не было, а предложения о другом не вносились, закон по решению Палаты представителей направляется в головную комиссию Палаты представителей для повторного рассмотрения, о чем делается протокольная запись. Последующее рассмотрение закона Палатой представителей осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 164 - 168 Регламента.

Возражения Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования, рассматриваются в Палате представителей. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Если Палатой представителей принято решение о согласии с возражениями Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, они направляются на доработку в головную комиссию. Такие положения после их доработки составляют самостоятельный законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, подписанный Президентом Республики Беларусь и вступивший в силу без указанных положений. Внесение в такой законопроект изменений и дополнений, не связанных с возражениями Президента Республики Беларусь, не допускается. В качестве субъекта права законодательной инициативы в данном случае выступает субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, отдельные положения которого были возвращены Президентом Республики Беларусь для повторного голосования.

Если Президентом Республики Беларусь предлагается исключить отдельные положения закона, Палата представителей может согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь по закону о невключении в текст закона его отдельных положений. Такое решение Палаты представителей принимается, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, и оформляется постановлением Палаты представителей.

Палата представителей может принять решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по отдельным положениям закона, возвращенным Президентом Республики Беларусь для повторного голосования. В случае внесения такого предложения отдельные положения закона, которые возвращены Президентом Республики Беларусь для повторного голосования, составляют самостоятельный закон о внесении дополнений в закон, подписанный Президентом Республики Беларусь и вступивший в силу без указанных положений. Закон голосуется Палатой представителей в целом, внесение изменений и дополнений в этот закон не допускается. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Палаты представителей от полного состава Палаты представителей. Решение о принятии закона оформляется постановлением Палаты представителей, принимаемым большинством голосов от ее полного состава. После принятия данного закона он вместе с возражениями Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона в пятидневный срок направляется в Совет Республики.

Если Палатой представителей не будет принято решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по отдельным положениям закона, которые возвращены для повторного голосования, Палата представителей принимает решение о направлении этих положений закона на доработку, после чего они рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 170 Регламента Палаты представителей.

При рассмотрении Палатой представителей отдельных положений закона, возвращенных Президентом Республики Беларусь для повторного голосования, Палата представителей может согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь лишь по некоторым из положений закона, возвращенных для повторного голосования. В этом случае на голосование в первую очередь ставится вопрос о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по тем положениям закона, с возражениями на которые Палата представителей не согласилась, в порядке, предусмотренном частью четвертой ст 170 Регламента. Затем Палата представителей принимает решение о направлении на доработку тех положений закона, с возражениями на которые Палата представителей согласилась, а также тех положений закона, возражения на которые Палатой представителей не были преодолены, после чего они рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 170 Регламента Палаты представителей.

Закон, возвращенный Президентом Республики Беларусь со своими возражениями и принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном частью седьмой статьи 100 Конституции, считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.

Закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики (ст. 196 Регламента Совета Республики).

Закон, одобренный Советом Республики, вместе с постановлением Совета Республики об одобрении закона в пятидневный срок направляется Председателем Совета Республики на подпись Президенту Республики Беларусь.

В случае отклонения закона Президенту Республики Беларусь в этот же срок направляется постановление Совета Республики об отклонении закона.

В таком же порядке Совет Республики рассматривает возражения Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом Республики Беларусь и вступает в силу, за исключением тех положений, по которым имеются возражения Президента Республики Беларусь (часть 8 ст. 100 Конституции).

Если при повторном рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь со своими возражениями, он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь принятый.

Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

2.5 Опубликование закона и вступление его в силу

Порядок опубликования и вступления в силу законов установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998г. № 22 “Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь”.

В соответствии с указанным Декретом законы после подписания их Президентом, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Официальным опубликованием является доведение законов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих изданиях: издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и его электронной версии, газетах “Звязда” (на белорусском языке) или “Народная газета” (на русском языке). Датой официального опубликования считается дата первоначального выхода в свет издания, в котором помещен закон. Законы для официального опубликования направляются Секретариатом Совета Республики.

Законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. При этом они публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Часть 5 статьи 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Законы Республики Беларусь могут быть приняты в виде кодексов. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (Часть 4 статьи 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Парламент Республики Беларусь принимает программные законы. Их особенность состоит в том, что они принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от полного состава палат и по определенным Конституцией вопросам. Согласно части 4 статьи 104 Конституции законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине являются программными.

Порядок изменения и дополнения закона. Толкование закона. Общественные отношения, урегулированные законом, в силу объективных обстоятельств постоянно меняются. В связи с этими факторами приходиться периодически совершенствовать законы, вносить в них изменения и дополнения. Процедура рассмотрения проектов законов о внесении изменений и дополнений в закон в Парламенте аналогична процедуре рассмотрения всего законопроекта в целом.

В соответствии со ст. 178 Регламента Палаты представителей под толкованием Конституции и законов понимается законодательное разъяснение смысла содержания и процедур применения отдельных статей Конституции и законов, которое осуществляется в целях единообразного понимания и применения действующих норм законодательства.

Субъектами права законодательной инициативы на толкование Конституции и законов являются Президент либо не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Законопроект о толковании Конституции считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Проекты законов о толковании Конституции должны быть направлены депутатам Палаты представителей не позднее, чем за семь дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Палата представителей рассматривает проекты законов о толковании законов Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Регламентом.

Принятые Палатой представителей законопроекты о толковании Конституции и законов в установленном порядке направляются на рассмотрение в Совет Республики, где они проходят процедуру рассмотрения в соответствии с Регламентом Совета Республики.

После одобрения закона Советом Республики он поступает на подпись Президенту и после подписания подлежит офоциальному опубликованию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 Современные рефераты