Рефераты

Теория прав человека

о это в равной степени относится и к статусу, ибо речь идет об одном и том же. Полисемантичность, смысловое удвоение термина не способствуют ясности постановки вопроса, анализу и восприятию исследуемого явления, его отражению в сознании. А вообще данный аспект - лишь один из нюансов проблемы, не имеющий концептуального значения.

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны следующие особенности:

- крайняя его политизированность, неустойчивость, подверженность социальной конъюнктуре, компромиссам; положение отдельных профессиональных слоев населения корректируется в административно-волевом порядке в зависимости от ситуации (например, шахтеров, врачей, учителей, военнослужащих и др.); от накала требований меняется социальная пирамида; положение одних социальных групп улучшается, других - ухудшается;

- слабая государственная защищенность, неспособность официальных властных структур надежно обеспечить интересы личности, ее права, свободы, честь, достоинство, безопасность; отсутствие четких и эффективных правоохранительных и гарантирующих механизмов;

- утрата правовым статусом многих качеств единства, объединяющих начал (в силу распада союзной государственности, общего нормативно-правового пространства, дезинтеграции существовавших ранее связей и отношений, централизованного законодательства);

- множественность (плюрализм) статусов, их несогласованность: вместо единого для всех базового статуса гражданина СССР возникли статусы граждан Российской Федерации, статусы граждан отдельных ее составных частей (часто противоречащих друг другу) и статусы граждан независимых - ныне государств - членов СНГ;

- деформированность правового положения личности в связи с процессами суверинизации, межнациональными и региональными конфликтами; в ряде бывших советских республик приняты дискриминационные акты, нарушающие права некоренного населения; появились значительные группы людей вообще без четкого правового статуса (беженцы, мигранты, перемещенные лица); не найдено оптимального сочетания прав человека и прав народов; права человека нередко ставятся ниже права на суверенитет;

- изменение экономической основы статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, неравенство, проявление рынка труда, безработицы, предпринимательства; экономика больше не является надежным базисом благосостояния личности, занятости населения;

- дестабилизация правового статуса в результате происходящих в обществе катаклизмов и неурядиц;

- воздействие на правовой статус таких нравственно-психологических факторов, как потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, неадаптированность к новым условиям, инерция старых идей и взглядов, брожение умов, социальный дискомфорт и неуверенность в своем будущем.

Это, в основном, негативные тенденции. Есть и позитивные. Они состоят в том, что, во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (подготовленная новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты), причем нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства, с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; последний начинает более адекватно отражать существующие реалии - без камуфляжа, лицемерия, конформизма. В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего всякую инициативу бюрократического централизма - к разумной автономии и самостоятельности. В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. 778 Коваленко, А. И. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Артония, 2007. - С. 151.8

Конечно, все эти тенденции еще не проявили себя в полной мере (да и не могли в нынешних условиях), но они действуют и упрочиваются. В связи с деидеологизацией, устранением партийно-политического монополизма в данной сфере складывается новая методология исследования правового статуса, создаются новые возможности для его развития и совершенствования. Принципиально важным в этом контексте является конституционное положение о том, что закон, устанавливающий или усиливающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Такое правило записано впервые. Указанные новеллы особенно важны в связи с тем, что на протяжении длительного времени правовой статус личности в нашей стране формировался в условиях жестких ограничений.

Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. В наши дни статус российских граждан быстро меняется и отнюдь не всегда в лучшую сторону. Изменяет его само государство, проводя «сверху» радикальные меры. 779 Коваленко, А. И. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Артония, 2007. - С. 152.9

Следовательно, меняется не только экономическое положение личности, но и правовое. Реформа освящается законами, иначе она идти не может. И от того, как это делается, зависят, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой - прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность. Ведь в конечном счете личность замыкает на себя все социальные проблемы и их решение.

Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц непредусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности. Бывает, что те или иные структуры и их руководители действуют без всякого правового статуса, так как они вообще не предусмотрены законодательством.

3.2 Виды правового статуса личности

Виды правового статуса. Различают: а) общий, или конституционный статус гражданина; б) специальный или родовой статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством; е) отраслевые статусы - гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.; ж) статус лиц, работающих в различных сферах или регионах народного хозяйства (например, работников Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее принципиальное значение имеют первые три вида. 880 Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие. - М., 2005. - С. 158.0

Поясним их несколько подробнее.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Конституцией страны и не зависит от различных текущих обстоятельств, например, перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным законом. Сюда не входят многочисленные субъективные права и обязанности, постоянно возникающие и прекращающиеся у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, и других ситуаций. Если бы права и обязанности последней из упомянутых групп были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы разный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности общества. Он не может быть изменен без ведома государства, законодателя.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, фермеров, участников войны и т.д.). Указанные слои, базируясь на общем статусе гражданина, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.). Твердое знание каждым своего статуса, своих прав, обязанностей, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах: гражданина своего государства (общий статус), члена определенного слоя или группы (родовой статус), неповторимой личности (индивидуальный статус). Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных - ровно столько, сколько граждан.

Правовой статус, как уже отмечалось, - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Некоторые авторы в числе элементов правового статуса называют правовой долг, законность, правопорядок, правосознание, гуманизм, справедливость. Вряд ли это оправданно. Указанные и некоторые другие явления выступают в качестве принципов, черт, предпосылок правового статуса, которые, безусловно, пронизывают, сопровождают его, но не входят в него как самостоятельные компоненты.

На первый взгляд, тот или иной «набор» элементов правового статуса носит сугубо формальный характер. Однако это не так, ибо речь в конечном счете идет об адекватности или неадекватности отражения данным понятием реальной правовой действительности, полноте или неполноте охвата предмета. Включение в правовой статус новых элементов обогащает его не количественно, а качественно.

Когда-то правовой статус личности отождествлялся с ее правосубъектностью и таким образом состоял из одного элемента. Затем его стали определять как совокупность прав и обязанностей (два элемента), а сейчас он охватывает около десятка элементов. Эта эволюция - результат развития науки, практики. Изменяется объект - изменяется и понятие, наполняется более широким и глубоким содержанием. 881 Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие. - М., 2005. - С. 159.1

Но широкая трактовка правового статуса не означает охвата им всего и вся, т.е. таких ингредиентов, которые составляют лишь его необходимую среду, обеспечивают нормальное функционирование и развитие. Включение в это понятие новых элементов должно быть продуманным и объективно обусловленным. Современный правовой статус личности характеризуется острыми противоречиями. На него оказывает воздействие масса неблагоприятных факторов и прежде всего - общая кризисная ситуация в стране, разлад политической и правовой систем, структур власти и управления. Союзные законы либо не действуют, либо используются лишь отчасти, а новые в полном объеме еще не созданы. В результате образовались правовые пустоты, ниши, которые произвольно заполняются результатами местного самостийного правотворчества. На всех уровнях процветает юридический нигилизм. Нарушен разумный баланс в уровне благосостояния людей.

3.3 Взаимосвязь прав и обязанностей личности

Права и обязанности личности объективно взаимосвязаны между собой. В демократическом обществе взаимосвязь и единство прав и обязанностей проявляются через их взаимообусловленность, а также равенство основных прав и обязанностей. Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества. Исполнение обязанностей рассматривается как юридическое и моральное основание для человека требовать от других граждан, организаций и государства обеспечения его собственных прав и притязаний. В частности, конституционной обязанностью российских граждан является требование соблюдать Конституцию и законы, уважать права и свободы других лиц, нести установленные законом другие обязанности.

Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные (основные) и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

Понятие «юридические обязанности» тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности прежде всего состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. 882 Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 2006. - С. 223.2

Правовой статус, имеющий общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие.

Характер взаимоотношения права и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его разлития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с правом.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей. Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления. 883 Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 2006. - С. 225.3

В качестве характерного примера подхода к правам человека как к естественным и неотчуждаемым можно процитировать продолжающую действовать поныне французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г.:

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на общей пользе.

Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению…

Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые «обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом».

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности.

Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми.

В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России. 884 Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 2006. - С. 224.4

Конституционная государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно- правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина (формально подданство означает личную преданность монарху). Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи отдельной личности и государства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту прав государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан. Соотношение личности и права может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и общества в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Современное государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства. Идея гармонизации отношений личности и государства находят выражение в теории, практике правовой государственности.

Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности в правовом государстве не является абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение каждым его обязанностей перед государством и обществом.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности - это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. 885 Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М., 2006. - С. 226.5

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако, нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным должествованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявления несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем), в возможности фактические, наличные. Неодинаковость юридического и фактического состояния людей видна также и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения низшего образования (поступления на учебу и бесплатный процесс обучения и др.), далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса). Юридические права не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнения корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным, как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением реализаций права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению. Обязанности государства, возникающие и существующие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. условий и возможностей, которое государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Заключение

В системе ценностей цивилизованного общества на первом месте стоит личность. Отсюда и то внимание, которое уделяется ей в науке и социальной практике. Проблема личности рассматривается под углом зрения ее места и роли в правовой системе. Права и обязанности, свобода и ответственность, законные интересы и потребности, нравственное и правовое сознание, мотивация правомерного и неправомерного поведения, юридический статус, его принципы и гарантии - таковы узловые пункты исследования. Важнейший из них - юридический, который в свою очередь связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивает интересы людей, классов. Это и определяет его значимость.

Таким образом, актуальность «личностной» проблематики не только не ослабевает, а напротив, неуклонно возрастает, приобретает все большую остроту и злободневность. Эта проблематика не может «устареть» или «исчерпать» себя, так как каждый новый этап развития нашего общества по-новому ставит многие проблемы, в том числе и проблему взаимоотношений личности и законности.

Личность занимает в правовой системе центральное место и выступает в ней во многих качествах - гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, право дееспособности, определенного социального и правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной защиты.

Личность формируется под воздействием общих социальных условий, она усваивает все эти условия на основе своего индивидуального опыта, своеобразия психической структуры, а также благодаря включенности в систему общественных отношений.

Прочность и стабильность положения личности в правовой системе достигается не только с помощью провозглашения и гарантирования соответствующих субъективных прав и свобод, но и посредством установления четких юридических обязанностей гражданина перед обществом. Без этого правовое состояние отдельного человека было бы юридически необеспеченным и непрочным. Правопорядок всегда предполагает определенные правовые обязанности субъектов, путем установления субъективных прав граждан государство разрешает и гарантирует определенные виды их поведения, а путем возложения обязанностей требует от них необходимых действий. В результате обеспечиваются, согласовываются общественные и личные интересы. При этом права и обязанности, будучи тесно взаимосвязанными, представляют собой самостоятельные категории и требуют не только совместного, но и раздельного анализа.

Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством. По своей сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом. Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. Права личности как права гражданина конкретного государства (так же как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности - это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. В соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировав строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями. Нетождественность юридического и фактического хорошо видна также и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса). Юридические права не сводятся к одностороннему проявлению воли управомоченного лица, поскольку их реализация предполагает исполнение корреспондирующих им обязанностей, необходимо возникающих в связи с предоставлением прав у самого государства, а также у других граждан и организаций. Исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершить определенное действие в связи с возникновением и реализацией права, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае же ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению. Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением им прав и свобод своим гражданам, находят свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и предоставить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод. Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. В частности, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В соответствии с этим определением никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить этот выбор. И только сам гражданин решает, как, в каких формах реализовать принадлежащую ему свободу совести. С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширительному толкованию правовых норм. Важной особенностью прав, свобод, законных интересов лично является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагают проявление значительной активности организованности субъектов этих прав. Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека официальная мера должного поведения. Юридические обязанной являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.

Список использованной литературы

Международные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

4. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Нормативно-правовые акты РФ:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 октября 2006 г.).

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.).

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.).

Учебная литература:

1. Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина // Право и жизнь. 2004.

2. Амирбеков К. Конституционные основы деятельности прокуратуры России // Право и жизнь. 2002.

3. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М., 1998.

4. Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984.

5. Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. - М., 2004.

7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие. М., 2005.

8. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972.

9. Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование : дисс. : докт. юрид. наук. М., 1996.

10. Григорян Л.А. Конституция СССР - правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел // Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел: Труды Академии МВД СССР. М., 1982.

11. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России : учебник / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2007.

12. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. N 6.

13. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М: Янус-К, 2005.

14. Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2006.

15. Дмитров А.И. Социальное государство и духовная культура // Официальный сайт общественной организации «Наша Родина», 6 февраля 2004 г.

16. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М., 2001.

17. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983.

18. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2004.

19. Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 2007. N 2.

20. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

21. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906.

22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник. М.: Юристъ, 2003.

23. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юридическая литература. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2007.

24. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2007.

25. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2007 г.

26. Конституционное право: Учебное пособие: в 2-х частях. М.: Юридический колледж МГУ, 2004 г.

27. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2005.

28. Конституции зарубежных государств. М., 1996.

29. Корешкова И. Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. М., 1981.

30. Коркунов Н.М. Общественное значение права. СПб., 1892.

31. Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972.

32. Локк Дж. Избранные философские произведения.М., 1960. Т.2.

33. Лукашев Е. А. Права человека, М., 2007 г.

34. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996.

35. Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2003.

36. Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2006. N 67.

37. Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999.

38. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е.М., 1961. Т.20.

39. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1.

40. Маршунов М.Н. Комментарий к Закону «О прокуратуре Российской Федерации». М.-СПб., 1998.

41. Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 2006.

42. Назаров С.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М., 1998.

43. Опалева С.А. Права человека и конституционно-правовое регулирование их допустимого ограничения / «Гражданин и право», N 3. 2006 г.

44. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974.

45. Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института : учеб. пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. - Спб., 2003.

46. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

47. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2005 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2005 г.

48. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2006. N 5.

49. Прокурорский надзор / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка, А.В. Ендольцевой. М., 2006.

50. Прокурорский надзор / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2003.

51. Пучкова М. В. Нормативные акты Совета Министров союзной республики в механизме реализации конституционных прав граждан // Советское государство и право. 1985. N 3.

52. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. М., 1983.

53. Российская газета. 2001. 4 апр.

54. Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 2006.

55. Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. N 31.

56. Рудинский Ф. М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976.

57. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М., 2006 г.

58. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека : учеб. пособие / под ред. И.И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2004.

59. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции. 1918. N5.

60. Соломичев В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. М., 1998.

61. Теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.

62. Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2004. N 5.

63. Тихонова Б. Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. М., 1972.

64. Толкачев К. Б. Место органов внутренних дел в механизме реализации личных конституционных прав и свобод граждан: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. М., 1982.

65. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.I. - M., 1894.

66. Философский энциклопедический словарь. - М., 1999.

67. Фридман М. Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990.

68. Энциклопедический словарь. Т.XXIX. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты