Рефераты

Терроризм как социальное и правовое явление

p align="left">При убийстве, подпадающем под п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ, цель - отомстить за законно осуществляемую служебную или общественную деятельность конкретного человека - жертвы или его близких, либо воспрепятствовать этой законной деятельности. При терроризме же выбор не определен, т.е. ею может стать любое лицо, в том числе и любое из выполнявших свой служебный или общественный долг (случайная,» невинная " жертва).

Что касается вида вины по отношению к смерти жертвы, то по п. «е» ч. 2 ст. 105УКРФ это может быть прямой или косвенный умысел.

По ч. 3 ст. 205 УК РФ, как установлено в самой статье, к смерти возможна лишь неосторожная вина. Указание в законе на то, что действия при терроризме создают опасность гибели людей, предполагается, относится к объективной опасности, а с субъективной стороны такие ситуации не исключают и неосторожной вины к смерти конкретного человека. Более того, как отмечалось, возможно сочетание прямого умысла в отношении одних лиц, косвенного умысла и неосторожности в отношении других потерпевших от акта терроризма, что требует квалификации по совокупности.

Во всех приведенных ситуациях, когда в результате террористических действий наступила умышленно причиненная смерть человека, возникает вопрос о необходимости квалификации терроризма и умышленного убийства по совокупности, в частности с пп. «а», «б», «е», «л» ч. 2 ст. 105, со ст. ст. 295 или 317 УК РФ в зависимости от способа, последствий, мотивов убийства.

Особенно это характерно для ситуаций, когда виновный посягает одновременно на два объекта: убивает конкретного человека, но общеопасным способом или при других обстоятельствах, свидетельствующих о стремлении устрашить других лиц.

Полагается, что такая идеальная совокупность должна быть отражена в квалификации с тем, чтобы была полностью охвачена юридическая совокупность и общественная опасность содеянного.

2.6 Признаки терроризма и бандитизма

Определенные трудности вызывает и разграничение таких очень схожих по многим признакам преступлений, как терроризм и бандитизм.

Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или совершаемых ими нападениях. Объектом бандитизма также является общественная безопасность.

Основными разграничивающими признаками этих преступлений выступают элементы объективной стороны и цели совершения преступлений.

Обязательный признак объективной стороны бандитизма - создание устойчивой, вооруженной группировки (банды) в целях нападения. При терроризме создание террористической группировки - лишь приготовление к квалифицированному терроризму, а террористический акт, совершенный организованной группой - квалифицированный терроризм.

Нападение - основное общественно опасное действие бандформирований. Терроризм не связан с насилием над конкретными людьми и представителями государственных и общественных организаций, он, скорее, представляет собой «рассеянную» угрозу или опасность населению, обществу.

Вооруженность - обязательный признак бандитизма, в то время как при терроризме возможны действия, не связанные с наличием или применением оружия. Все же главное различие состоит в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные материальные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками; запугивание и «обложение данью» предпринимателей и т.п.

Цель терроризма - устранение населения, оказание воздействия на властные органы для принятия ими решений, необходимых террористам, т.е. скорее это идеологические (как противоположность материальным) цели. Терроризм и диверсия.

По законодательной обрисовке действий (совершение взрыва, поджога или иных действии, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации) диверсия почти полностью совпадает с терроризмом.

Однако, если в ст. 281 УК РФ, говорящей об ответственности за диверсию, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму относятся, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, еще самые разнообразные иные действия. Кроме того, в диспозиции ст. 205 УК РФ предусмотрено не только действие, но и угроза такими действиями.

Диверсия окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является материальный ущерб, терроризм же окончен в момент создания опасности общественно опасных последствий.

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных объектов, чтобы непосредственно таким путем подорвать мощь государства, терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное - запугать население, воздействовать на принятие решений органами власти, хотя, как ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.

Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме.

Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства - общественная безопасность при терроризме (спокойствие, ощущение защищенности населения) и экономическая безопасность России - при диверсии; проявляющейся в предмете и способах преступного посягательства.

2.6.1 Терроризм и посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля.

В УК РСФСР убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, совершенное с целью подрыва или ослабления советской власти, называлось террористическим актом (ст. 66 УК РФ) и рассматривалось как проявление терроризма, способное ослабить власть, политическую дестабилизацию государства. Аналогично террористическим актом считалось и убийство представителя иностранного государства (ст. 67 УК РСФСР).

Международные конвенции так же рассматривают подобные действия как форму терроризма. Несмотря на существование этих статей в УК РСФСР, законодатель счел необходимым ввести ответственность за собственно терроризм - ст. 213-3 УК РСФСР, поместив эту норму в главу 10 УК РСФСР - «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». В УК РФ эти составы преступления сохранены и выдержан тот же принцип. Это самостоятельные преступления, посягающие на различные объекты. Разграничение терроризма (ст. 205 УК РФ) и посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) следует проводить как по субъективным признакам (целям действия), так и объективным: объекту и самим действиям (объективной стороне).

Цель преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, - политическое убийство, так называемый «селективный террор», стремление добиться прекращения государственной или общественной деятельности конкретного лица путем его убийства.

Целью терроризма (ст. 205 УК РФ) является воздействие на принятие решения органом власти в пользу террористов путем запугивания населения. Терроризм - это своеобразная, с высокой степенью общественной опасности угроза, которая иногда может реализоваться в реальную гибель людей, причем, случайных, не причастных к принятию решений и удовлетворению требований террористов.

Если для преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, убийство - это цель преступления, то для терроризма убийство - средство достижения другой цели.

Посягательство на жизнь государственного деятеля совершаются умышленно, с прямым умыслом на его убийство, а при терроризме отношение к смерти потерпевших, как указано в ч. 3 ст. 205 УК РФ, может быть лишь в форме неосторожности. Если в процессе террористических действий умышленно убит человек, то это последствие не охватывается ст. 205 УК РФ и требует дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Объективная сторона сравниваемых преступлений может выражаться как во внешне совпадающих, так и в различных действиях.

Так, взрыв может быть как следствием угрозы, запугивания, так и способом убийства. Но в первом случае взрыв носит демонстративный характер и пострадать от него могут случайные люди. Во втором - это способ убийства конкретного лица, государственного или общественного деятеля.

Убийство этих лиц возможно также и другим способом: одиночным выстрелом, путем отравления, удушения и т.д., терроризм же реализуется, согласно ст. 205 УК РФ, посредством взрыва, поджога и иных аналогичных общественно опасных действий.

С учетом оценки этих различий законодатель поместил преступления в различные разделы и главы Уголовного кодекса Российской Федерации, отразив тем самым, что объектом индивидуального террористического посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля является конституционный строй, государственная безопасность и жизнь человека.

Терроризм и заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Терроризм ведет к дестабилизации в обществе, создает атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и «шутников» - лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации.

Несмотря на то, что сообщение ложное и за ним не стоит реальная опасность наступления перечисленных последствий, характерных для истинного терроризма, тем не менее такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений - все это создает тот же психологический дискомфорт, ощущение незащищенности, которые являются составными общественной опасности самого терроризма. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (заминированности объекта, радиационного или химического заражения), эвакуации людей, предоставления им других транспортных средств, помещений.

Например, в Екатеринбурге в 2003 г., получив сообщение о взрывных устройствах в двух пассажирских поездах, власти были вынуждены переместить пассажиров в резервные поезда и организовать объездной путь их следования. Сообщение о заминировании аэропорта «Внуково -1» прервало его работу на 4 часа, задержав десятки международных и внутренних рейсов. В 2004 г. в Санкт-Петербурге саперы выезжали более 200 раз на ложные сообщения, на что затрачено 3500 тыс. рублей; а за первую половину 2004 г. - 1200 тыс. рублей. Закрытие станций метро на 2 часа причиняет ущерб в 350000 рублей Сидорин В. Телефонные террористы кладут город на лопатки // Российские вести..

Объективная сторона преступления состоит из активных действий по доведению до государственных, общественных органов или граждан сведений о готовящемся или совершенном (якобы) акте терроризма. Способы и формы сообщения могут быть различными: письменно, устно (по телефону, радио и телевидению), непосредственно какому-то должностному либо частному лицу (например, жильцу квартиры где якобы, заложена бомба). Как определил закон, сообщение должно содержать сведения об акте именно терроризма, поэтому сообщение о том, что в машине установлено взрывное, устройство для убийства владельца, с целью завладения его недвижимостью или предупреждение о том, что дачу сожгут, так как ее хозяин не возвратил долг, не могут считаться сообщением об акте терроризма, поскольку предполагаемые действия терроризмом не являются. Необходимый признак, характеризующий объективную сторону преступления - ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (скорее, не просто знает, а само сообщение, как правило, является плодом его вымысла).

Ложное сообщение об акте терроризма - это умышленное преступление, мотивы которого могут быть не только террористической направленности, но и иные (хулиганские, месть, даже корысть). Введение в ст. 205 УК РФ нового состава - угроза террористическими действиями - осложняет правовую оценку таких ситуаций как угроза совершения взрыва, поджога или иных действий и заведомо ложное сообщение о готовящихся таких же действиях.

Представляется, что разграничение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ и ст. 207 УК РФ, следует проводить по двум признакам:

1. Мотивы и цели действий, предусмотренных ст. 205 УК РФ - ущерб общественной безопасности, запугивание населения, воздействие на принятие решений органами власти. Преступление, предусмотренное ст. 207 УК РФ, возможно и из хулиганских побуждений, и как легкомысленное проявление подросткового озорства и т.д.

2. Терроризм является преступлением, в котором последствие включено в элементы объективной стороны его состава: в ч. 1 ст. 205 УК РФ - в виде «опасности», в ч. 3 - в виде ее реального воплощения в различные последствия; состав преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ - чисто формальный, ответственность наступает независимо ни от факта наступления последствий, ни от их характера.

Санкции за ложное сообщение об акте терроризма свидетельствуют о сравнительно невысокой степени его общественной опасности, однако широкое распространение в последние годы этих действий вызывает известную тревогу правоохранительных органов и заметно колеблет общественное спокойствие.

3. Криминологические аспекты терроризма

3.1 Причины и условия терроризма

Терроризм приобретает острые формы, и к нему начинают чаще прибегать в предкризисные и кризисные периоды развития общества.

Для предкризисного периода характерен террор, что является безусловным показателем социального неблагополучия и возможных грандиозных перемен. Так было в России с 60-х годов XIX века и до октябрьского переворота, так было и в Германии до прихода к власти нацистов. Во время открытого гражданского противостояния политический терроризм перемешался с военным и государственным, нередко с криминальным и «идеалистическим». Те же самые формы терроризма можно наблюдать и после установления твердой власти, но с огромным преобладанием государственного.

Внутринациональный терроризм свойствен не только тому периоду, когда общество переходит от демократии (или «полудемократии») к тоталитаризму, но и вообще тем временам, когда происходит крутой перелом, например, переход от тоталитаризма к демократии. Можно утвердить, что это имеет место всегда, когда ослабевает власть, центральная и местная, ведущие государственные и общественные институты, формальный и неформальный социальный контроль, когда происходит смена идеологий и нравственных ориентиров и возрастает напряженность и тревожность в обществе. Это всегда вызывает рост насилия, в том числе такого опасного, как терроризм, с которым государство может не справляться или справляться с огромным трудом, имея в виду и усилия правоохранительных органов.

Приведенные соображения дают представление лишь о фоне, на котором развертывается терроризм, или, быть может, о тех лежащих на поверхности обстоятельствах, которые отнюдь не в решающей мере порождают данное явление. Действительные. причины гораздо глубже, они совсем неочевидны и лежат в тайниках общества и человека, откуда могут быть извлечены с помощью специальных методов, нетрадиционных подходов, исключающих плоскостное видение терророгенных факторов.

Терроризм невозможно объяснить, пытаясь найти его причины в экономическом неблагополучии или общей социальной нестабильности, как это обычно делается применительно к реалиям России конца 80-х и 90-х годов. Нельзя, согласиться с тем, что причины терроризма связаны с уникальными геополитическими характеристиками содружества независимых государств, особенно России. Необъятность территории, многонациональный характер населения, несходство традиций и обычаев наций и народностей, неравномерность регионального социально-экономического развития - все это якобы порождает терроризм. Подобные утверждения вызывают серьезные сомнения. Россия действительно обладает самой большой территорией, однако есть и другие государства, расположенные на огромных площадях, но там нет терроризма, и сам по себе размер территории ничего не объясняет, поскольку терроризм имеет место и в совсем небольших странах. Столь же неосновательно называть в качестве причин терроризма (как и любого другого опасного насилия) многонациональность населения и несходство традиций и обычаев наций и народностей, поскольку все это может наблюдаться и там, где уровень насилия постоянно невысок. Что касается неравномерности регионального социально - экономического развития, то и это относится к числу повсеместных явлений и не является специфически криминогенным.

В качестве причины терроризма называют ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, социальных и иных важных сферах жизни государства и общества, утрату прежних, десятками лет вырабатывавшихся механизмов упорядочения и конституционного регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства. Особенно якобы пострадала идейно-политическая сфера, так как прежняя идеология предана забвению, а новой обществу, потерявшему ориентиры, не предложено.

Девальвированы и утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Произошло социальное расслоение общества, и усилилась политическая борьба, растет безработица и социальная незащищенность граждан, распространился правовой нигилизм, обострились межнациональные отношения, возникли и усилились сепаратистские тенденции. Значительно ослабли профилактические усилия правоохранительных органов и общественных организаций. Петрищев В. Е. Терроризм как общегосударственная проблема // В сб. : Духовность . Правопорядок . Преступность . с. 78-79 .

Многие из названных факторов действительно имеют место в жизни российского общества 90-х годов, несомненно, порождают общественно опасные явления, хотя существование некоторых из названных отнюдь не доказано. Так, грубым преувеличением звучит утверждение, что девальвирована и утрачена нравственность. Но дело не в том, все ли указанные обстоятельства или часть из них реально имеют место и обладают криминогенным эффектом, а в том, что они могут порождать не только терроризм, но и многие другие противоправные последствия, например, убийства, кражи, разбои, присвоение чужого имущества и т.д. Иначе говоря, они не представляются специфически терророгенными в том смысле, что в первую очередь порождают именно терроризм. Это становится особенно явным, если иметь ввиду не единичные и редкие террористические проявления, а терроризм как систему в действиях отдельных лиц, групп или в политике государства. В стабильной Великобритании или в Испании, которых не раздирают конфликты, подобные нашим, терроризм широко распространен. Поэтому, признавая совокупность перечисленных факторов общим фоном, благоприятным для высокого уровня насилия в целом, попытаемся выявить такие, которые выступают в качестве причин терроризма.

Интересную точку зрения на причины терроризма. высказал Д.В. Чух-вичев. Он считает, что главная из них - изменение господствующего в мире мировоззрения. Главной ценностью во всех развитых странах Запада была объявлена человеческая жизнь. И экстремисты быстро поняли, что лучший способ оказать давление на правительство - показать, что они способны поставить человеческую жизнь в опасность. Возможность совершения акта терроризма неизменно вызывает тревогу в народных массах, и властные структуры обязаны немедленно восстановить спокойствие в обществе, даже идя на уступки.

Кроме того, всплеску терроризма способствовала обстановка в мире. Левые и ультралевые партии и движения убедились в эфемерности надежд на мировую социалистическую революцию. Попытки построения общества справедливости мирным, демократическим путем также ни к чему не привели. В результате многие политические движения перешли к терроризму.

Если следовать логике Д.В. Чухвичева, а она представляется достаточно убедительной, существует определенная группа людей, готовых к кровавому бунту ради вечно зеленой идеи торжества справедливости. Если они не видят возможности «поднять» народ, они, подобно дореволюционным русским террористам, начинают прибегать к убийствам и другим разрушительным актам.

Терроризм наших дней принял тотальный характер: если в XIX и начале XX веков убивали в основном тиранов (или считавшихся таковыми) и лиц, включенных в деспотический механизм, то теперь жертвами подобной агрессии стал максимально неопределенный и очень широкий круг лиц. Можно констатировать, что сейчас террористы больше ориентируются на устрашение общества и удовлетворение собственных деструктивных влечений, чем на устранение конкретных неугодных людей. Следующим этапом развития терроризма может быть провоцирование войн, масштабные посягательства на важнейшие жизненные коммуникации и природную среду.

Ни в коем случае не следует игнорировать терророгенное значение материальных условий жизни людей, экономические процессы. Специалисты по терроризму справедливо считают, что в нашей стране экономические движения в какой-то момент могут перейти на политическую, а потом и террористическую основу. Например, забастовки в 90-х годах шахтеров, которым постоянно не выплачивают заработную плату. До определенного момента их требования носят экономический характер, но нельзя исключить возможность, что какая-то группа либо из числа этих людей, либо сторонняя может воспользоваться такой ситуацией и провести акт терроризма. Они могут быть способны провести акт терроризма, который спровоцирует жесткие меры федерального правительства или резкие выступления профсоюза шахтеров.

Экономические условия жизни людей могут спровоцировать террористические действия и таким путем, когда кто-то - один человек или группа - захочет сразу разбогатеть. Для этого может быть захвачена группа заложников за освобождение которых потребуют значительный выкуп. Характерно, что подобные преступления в России совершаются чаще, чем в западных странах.

Если не иметь в виду государственный терроризм, а также партизанский, все остальные виды терроризма порождаются, как можно полагать, следующими причинами:

1. Нерешенностью социальных, в том числе национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой, и самоприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями. К числу причин терроризма относят религиозные, национальные, личностные, политические притязания какой-то группы людей, какой-то личности или государства. Эти притязания могут принимать форму активного протеста в виде террористических актов. Здесь необходимо сказать о личности террориста. На путь терроризма могут встать люди, которые не получили должной самореализации, которые переживают обиды за собственные нереализованные возможности, потерянные материальные и общественные позиции, личные обиды, не всегда оправданные. Часто будущие террористы бывают талантливы, но общество в силу ряда обстоятельств оградило себя от них, поэтому они готовы принять силовые меры для осуществления собственных идей или для построения возможной базы для реализации талантов следующих поколений.

2. Войной и военными конфликтами, в рамках которых акты терроризма становятся частью военных действий, как, например, набеги на российские города чеченских боевиков за пределами Чечни во время войны в 1995-1996 гг. и в 1999 году. Партизанские движения, достаточно часто прибегают к терроризму, то же обычно делают оккупационные армии для устрашения населения завоеванных земель.

3. Наличием стран или социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благополучия и культуры, а также, что еще важнее, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей диктующих свою волю другим странам и социальным группам.

4. Существованием тайных или полутайных обществ и организаций,

в частности религиозных и сектанских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают единственно верное учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни, или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, или вечного спасения души и т.д. Поскольку такие формирования, а также их учения государственной властью и обществом не принимаются, соответствующей цели пытаются достичь с помощью кровавого насилия.

5. Давними традициями использования в России терроризма для решения в первую очередь политических задач. Нынешний российский терроризм - логическое продолжение всех прежних тенденций, не изменивший своей сущности, но выразившийся в других формах. Психология терроризма прочно въелась в сознание многих людей, вполне допускающих возможность применения крайних мер для достижения своих националистических, экономических и иных целей. В такой общности не почитают закон, в нем просто не чувствуют нужды, и жизнь регулируется обычаями, неписаными нормами, интерпретация которых может происходить в самом широком диапазоне в зависимости от личности интерпретатора, его групповой и типологической принадлежности, местной специфики и т.д.

6. Нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликтами при разделе собственности и в то же время слабой защищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых людей со стороны правоохранительных органов. В связи с этим стали повседневностью террористические акты в отношении названных лиц с целью их устрашения, при этом иногда одновременно устраняются конкуренты. Терророгенным фактором можно считать разгул в России организованной преступности, представители которой нередко прибегают к экономическому терроризму или их услугами пользуются криминализированные коммерческие структуры.

Наряду с названными причинами, действию террористов могут способствовать некоторые условия, по мнению Ю.М. Антоняна Ю. М. Антонян Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование . с. 196-197 ., среди которых выделяются такие как:

1. Слабость государственной власти, ее учреждений и институтов,

неспособность правоохранительных органов своевременно выявлять и обезвреживать террористов и тех, кто готовит террористические акты, устанавливать и задерживать преступников, чья безнаказанность позволяет им совершать новые убийства, создает им ореол неуязвимости и необычности, притягивая новых людей.

2. Одобряющее, поддерживающее отношение к террористам их социального окружения, населения, отдельных групп. Без этого националистический и религиозный терроризм попросту немыслим. При международном терроризме тоже бывает нужна помощь населения, но ее вообще может не быть в силу законспирированности террористической группы, для которой очень важна не только материальная, но и психологическая поддержка государства, в частности в лице его специальных служб. Поддержку или отсутствие поддержки среды необходимо учитывать особенно при националистическом, религиозном или партизанском терроризме.

3. Наличие значительной группы людей профессионально настроенных на военную службу, однако вытесненных с военной службы и не нашедших себе применения. Естественно, что они не могут смириться со своим униженным и материально необеспеченным положением, а потому активно протестуют, что иногда находит выражение в террористической агрессии. С этим столкнулась Германия после первой мировой войны, чем не преминули воспользоваться нацисты. Подобное явление возникло в США после окончания войны во Вьетнаме, пока государство не поняло, что нужно использовать ветеранские организации, материально и психологически поддерживать ветеранов, а не просто давить их. У нас еще нет данных о широком участии в терроризме бывших «афганцев» и военнослужащих принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской республики, а также постоянно демобилизуемых из российской армии, но можно не сомневаться, что они представляют собой «высококачественный» резерв для террористов, а отдельные из них участвуют в совершении террористических актов. В дополнение и уточнение названных выше общих причин терроризма, по мнению Ю.М. Антоняна могут быть названы некоторые предпосылки развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России

Ю. М. Антонян. Указ. соч. с. 124:

- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и любыми способами расширяющих сферу своего влияния;

усиление влияния неформальных норм, криминализирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;

- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится «законным» средством достижения политических и иных целей;

- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;

- осознание некоторыми национальными и религиозными общностями себя как угнетенных, притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение ими необходимости защиты любыми средствами;

- рост вербальной агрессии и анонимных угроз в отношении «чужих» (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);

- создание образа врага, который становится объединяющим началом для лиц, склонных к экстремистским действиям;

- появление среди широких слоев населения, включающих в себя и демократически настроенную часть общества, благожелательного отношения к необходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способных обеспечить закон и порядок, в том числе путем грубого насилия.

Делая вывод, необходимо заметить, что причины и условия терроризма в России и во всем мире приведенные Д.В. Чухвичевым и Ю.М. Антоняном актуальны особенно в данное время. Трудно представить, что терроризм можно искоренить. Если анализировать все совершенные акты терроризма (и террористические акты) то можно увидеть, что когда возникают в обществе проблемы, конфликтные ситуации, то очень часто они разрешаются именно террористическими способами. А проблемы в обществе всегда были и скорее всего будут. Поэтому (хотя это и печально) будут люди, которые захотят решать свои проблемы актами терроризма. Как было сказано выше, даже в тех странах, где высокий уровень жизни совершаются акты терроризма (террористические акты). Поэтому в таких ситуациях задачами антитеррористических подразделений являются оперативно выявлять лиц способных прибегать к актам терроризма и предотвращать их.

3.2 Меры борьбы с терроризмом Понятия и виды мер борьбы с терроризмом

В понятие «борьба с терроризмом и международным терроризмом» некоторые авторы (Ю.М. Антонян, В.Е. Петрищев и др.) включают главным образом применение внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Однако только этих мер для достижения положительных результатов может быть недостаточно. Для эффективности борьбы с терроризмом и международным терроризмом необходимо сотрудничество государств. При совершенствовании мер борьбы с терроризмом, необходимо обращаться к зарубежным и международным правовым документам. Однако совершенствование антитеррористического законодательства не решает всех проблем, которые создает сегодня терроризм для отдельных стран и всего мира. Ведь законы, направленные на борьбу с терроризмом, по существу нацелены на пресечение террористических проявлений и наказание лиц, их допустивших. Между тем гораздо важнее предотвратить такого рода действия.

Но предупреждение предупреждению рознь. Наиболее эффективным, хотя, возможно, и наиболее сложным и затратным с точки зрения реализации является раннее предупреждение, профилактика терроризма. Они заключается в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации или минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо благоприятствуют реализации террористических намерений. Профилактика терроризма осуществляется на допреступных стадиях развития негативных процессов, т.е. на тех этапах, когда формируется мотивация противоправных поступков.

Весь комплекс мер борьбы с терроризмом в зависимости от уровня реализации можно подразделить на международный и внутринациональный.

3.3 Международные аспекты борьбы с терроризмом

Мировое сообщество в XX в. испытывает постоянное беспокойство от вспышек терроризма в различных регионах мира. Не застрахованы от него ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством. Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи, информации, новые виды вооружения резко снижают значимость государственных границ и иных подобных средств защиты от терроризма.

Еще перед Второй мировой войной под эгидой Лиги Наций были разработаны Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937 г.) Бекяшев К. А., Ходаков А. Г. Международное публичное право (сборник документов) том 2. с.210.. Им не суждено было реализоваться, но были выработаны такие понятия, как «международный терроризм», механизм преследования террористов за пределами национальных границ;» выдача террористов». В Конвенции о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия впервые было указано на необходимость сочетания международно-правовых норм и национального законодательства по борьбе с терроризмом. Главное внимание было обращено на защиту жизни глав государств и политических деятелей, оставляя без должного внимания защиту от терроризма населения в целом Ляхов Е. Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом . с.28-30..

В 1971 году была заключена первая региональная Конвенция 13-ти государств Америки (Конвенция ОАГ) о предупреждении и наказании террористических актов Бекяшев К. А., Ходаков А. Г. Указ. соч. с. 196. В настоящее время имеется развитая, многосторонняя система сотрудничества государств по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Действуют 11 Конвенций и протоколов о защите от терроризма на земле, в воздухе и на море Zmeevskil A., Tarabrin V. Terrorism : hte need for coordinated efforts by the Wold Community // International affairs . vol. 42 . Nr. 2. P. 83-89 ..

Так, Токийская 1963 г., Гаагская 1970 г. и Монреальская 1971 г. конвенции направлены на борьбу с террористическими актами, посягающими на безопасность гражданской авиации. К ним примыкает Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в международных аэропортах 1988 г. Конвенция о защите ядерного материала и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. приняты в целях предупреждения террористических актов, совершаемых с использованием этих общеопасных средств. Римская конвенция 1988 г. направлена на защиту от незаконных акций, в том числе террористических, против морского судоходства. Международное право: Учебник /Под. ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. .с.390-392,

На европейском уровне была подписана в январе 1977 г. и вступила в силу 4 августа 1978 г. региональная Конвенция по борьбе с терроризмом. В ней был прямо поставлен вопрос о деполитизации понятия терроризма, а соответственно вопрос об экстрадиции террористов Ляхов Е. Г. Указ. соч. с. 28-30..

Традиционно проявлением терроризма мировое сообщество рассматривает захват заложников. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. содержит признание захвата заложников формой терроризма, осуждение его и предлагает международному сообществу принять меры по борьбе с ним, в том числе и посредством соответствующих национальных законов В СССР через 8 лет Указом Президиума Верховного Совета СССР была введена в УК РСФСР ст. 126-1 " Захват заложников ". еждународному сообществу принадлежит заслуга принятия принципа международного осуждения терроризма и признания его во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 40/61 от 9 декабря 1985 г.) Бекяшев К. А., Ходаков А. Г. Указ. соч. с. 230.

В Декларации о мерах по пресечению международного терроризма, принятой на 49-й сесии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что " никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или любые другие соображения не могут быть использованы для оправдания преступных действий, напрвленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения Zmeevskii A., Tarabrin V. Указ. соч. с. 83-89..

На встрече стран Семерки в Галифаксе, в которой участвовала и Россия, было принято решение содействовать практическим мерам многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. В соответствии с этим решением на конференции глав внешнеполитических и правоохранительных органов стран Восьмерки, состоявшейся 12 декабря 1995 г. в Оттаве, принята Заключительная декларация, определяющая политические обязательства стран - членов Восьмерки по взаимодействию в борьбе с терроризмом Zmeevskii A., Tarabrin V. Указ. соч. с. 83-89..

На международной встрече в Египте (1996 г.) в обращении 30-ти государств - участников саммита осужден терроризм во всех его проявлениях и указано на необходимость принятия мер по борьбе с ним каждым государством.

В доктрине международного права различными органами ООН в международных соглашениях, касающихся сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом, признано, что действенным принципом в пресечении актов международного терроризма должен стать принцип aut dedere aut judicare: лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступного деяния.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты