Трудовое право УкраиныПонятие трудового права Украины как области права. Место трудового права в системе права Украины
Для нормальной жизни люди постоянно должны есть, пить, иметь одежда, обувь, удовлетворять свои духовные нужды. Только на этой основе они могут принимать участие в производстве. При этом следует учитывать, что человеческие нужды есть чрезвычайно эластичными, способными к количественным и особенно качественным изменениям. Если в послевоенное время люди удовлетворялись простой одеждой и комнатой в коммунальной квартире, то уже через десяток лет было поставлено требование об обеспечении каждой семьи отдельной квартирой. Возросли требования и к качеству одежды, которая желают приобрести люди.
Но человек всегда старается проявить себя еще и как личность. Щастить тому, кто наделен каким-то признанным талантом: имеет красивую внешность, владеет красивым певучим голосом, досяг выдающихся спортивных успехов и т.п.. Преобладающая же большинство людей может проявить себя как личность только благодаря работе: мастерство в выполнении определенной работы, профессионализм, который приобретается годами, и др.
Без работы не существовало и не может существовать ни одно общество. И хотя она существует из незапамятных времен, правовое регулирование работы возникло сравнительно недавно - с развитием капиталистического способа производства. Обусловлено это тем, что предыдущие общественно-экономические формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная) не нуждались в правовом регулировании трудовых отношений.
Лишь тогда, когда господствующей формой организации работы постоянная нанимаемая работа, когда рабочий класс организованно стал требовать от государства регулирования трудовых отношений, государство вынуждено была пойти на поступки и начать регулирование отдельных вопросов трудовых отношений.
Поэтому исторически трудовое право представляет собой результат борьбы рабочего класса за свои экономические и социальные права. Осознав себя как революционную силу и вступив в организованную борьбу за свои права, рабочий класс стремился занять определенные позиции в экономике. Это, в свою очередь, обеспечивало радикальную перестройку всего общественного отношения.
Под давлением революционных требований трудящихся государство, стараясь снизить напряжение классовой борьбы, вынуждена идти на определенные поступки. Причем эти поступки она стремится подать не как вынужденные, а как социальные гарантии для трудящихся с целью послабления их стараний изменить свое положение в обществе.
Именно борьба трудящихся за свои права создает две тенденции правового регулирования работы:
1) тенденцию уступок, проводка под давлением требований трудящихся частичных реформ. Правовые нормы, которые отображают эту тенденцию, создают «социальное законодательство», за максимальное расширение и точное соблюдение которого ведут борьбу левые партии и профессиональные союзы;
2) тенденцию насилия, отказ государства от любых поступков, возражение необходимости проводки реформ. Нормы, которые отображают эту тенденцию, получили название «антирабочее законодательство». Оно имеет открытую антидемократическую направленность на отмену прежде проведенных уступок.
Социальный и антирабочий виды законодательства не представляют разных категорий правовых норм, а есть двумя методами, двумя линиями в правовом регулировании работы. Довольно часто нормы права, которые имеют антирабочий и социальный характер, тесно переплетаются между собой и вмещаются в одном и потому же законодательном акте. От соотношения полярных сил в стране зависит, который из этих видов законодательства преобладает.
Формирование капиталистического порядка и его укрепление во всех странах проходило почти одинаково. Государство, освободив работника от крепостнической зависимости, одновременно освободила его и от средств производства, вследствие чего создалась свободная рабочая сила. Кроме того, возникло правовое положение, при котором работник вынужденный был, но «свободно» и «по своему усмотрению», продавать владельцу средств производства единый надлежащий ему товар - рабочую силу.
В конце XVIII ст. буржуазная революция в Франции провозгласила свободу работы, чем была обеспечена свобода спроса и продажи рабочей силы.
С момента провозглашения свободы работы трудовые отношения составлялись без нарушения интересов буржуазии, поскольку, оставшись без средств производства, работник вынужденный был соглашаться на предложенные ему условия. При этом формально «права и обязанности» определялись соглашением сторон, поэтому государство трудовые отношения не интересовали.
В этих условиях трудовые отношения регулировались лишь с помощью гражданского права, нормами, которые относились к свободе условий и равенства сторон. Договор найма, или, как его называл законодатель, - договор о найме услуг (ст. 1779 Кодекса Наполеона), рассматривался как обычное гражданско-правовое соглашение, предметом которой выступал особый товар - рабочая сила.
Дальше этот Кодекс устанавливал, что наем услуг разрешается лишь на определенный срок, что является простым напоминанием устранения подданства (ст. 1780), и что в случае возникновения спора со слугой преимущество в показаниях предоставляется хозяину (ст. 1781).
Рабочая сила, которая была приравнена к товару, не находила спроса. Появились первые безработные. Нелегально стали создаваться рабочие организации, возникают забастовки, которые сначала были направлены против машин, а не предпринимателей. В этих условиях буржуазное государство вынужденное была сделать некоторые уступки рабочему движению. Принимается ряд правовых норм, направленных на регулирование трудовых отношений. Поэтому история трудового права - это последовательность достижений и поражений рабочего класса, притоков и отливов в рабочем движении, продвижение его вперед.
Сначала система норм, которые были приняты государством для регулирования трудовых отношений, направлялась на регулирование работы фабричных рабочих, в первую очередь женщин и детей. Поэтому эти нормы получили название «фабричное законодательство». Позднее начал применяться термин «промышленное законодательство», хотя предписания этих норм охватывали значительно больше отношений, чем регулирование трудовых отношений рабочих в промышленности. В 20-х годах XX ст. Джордж Шелл применил термин «рабочее право», срок более широкий, так как он охватывал работу не только рабочих, а и людей умственного труда.
В XX ст. значительного распространения приобретает термин «социальное право», что связывало с проблемой «экономически слабых граждан». К нему сначала относилось законодательство о социальном страховании и обеспечении. Постепенно это законодательство распространилось и на другие категории граждан, экономическое положение которых приближалось к положению рабочих, начало охватывать всю совокупность правовых норм, которые регулируют трудовое отношения в общественном производстве.
Наиболее полно сущность этой области права отображает термин «трудовое право», что закрепился за годы советской власти. Трудовое право регулирует использование лицом своей способности к работе, независимо от того, в какой области хозяйства это лицо согласилось выполнять работу и именно какую работу: служащего или рабочего (за терминологией законодательства развитых стран -«белые» и «синие воротнички»). Термин «трудовое право» оказался довольно удачным, так как в нем отбивается его содержание - регулирование работы.
Содержанием этого регулирования есть совокупность реальных расходов работником при выполнении им трудовой функции умственной и физической энергии, которые создают направленный к определенной цели производственный процесс.
Трудовая функция, которая выполняется тем или другим работником, отображает конкретное содержание его работы. Она разделяет работу на физическую и умственную. Если в производственном процессе работник принимает участие как его материальный компонент, в случае отсутствия которого процесс обрывается, то такая работа по своему смыслу есть физической, а работник - рабочим («синий воротничок»).
Если же функция работника сводится к тому, чтобы создавать, проектировать сам производственный процесс или цикл, налаживать и настраивать систему машин, осуществлять контроль за процессом производства, которое завершается без его непосредственного участия, то такой работник занят умственным трудом и является служащим («белый воротничок»).
Объективно существующие отличия в содержании работы находят свое отображение в нормах трудового права, которые регламентируют тарификацию работ и профессий рабочих, должностные обязанности соответствующих категорий служащих и квалификационные требования, которые к ним относятся. Этим право определенной мерой консервирует существующее содержание работы, которая еще долго будет оставаться физической или умственной.
Поэтому следует признать преждевременной отказ законодателя от сроков «рабочий» и «служащий» и заменой их на термин «работник», что осуществлено Законом Украины от 20 марта 1991 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о работе Украины при переходе республики к рыночной экономике». Сроки «рабочий» и «служащий» более полно определяют содержание работы этой категории работающих.
Вместе с тем эти сроки не охватывают содержание умственного труда тех, кто работает в учреждениях государственной власти и управление. Это государственные служащие, правовое положение которых определено Законом Украины от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе». Согласно ст. @ 1 закона государственной службой признается профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства.
Для государственных служащих Законом установлено 7 категорий должностей и 15 рангов согласно должности, уровню квалификации и т.п., т.е. фактически определены чины. Поэтому это - чиновники, и именно этот срок должен применяться при определении работы этой категории работающих. Именно характер работы этих категорий работников определяет социально-экономический аспект места и роли работника в обществе.
Трудовое право тесно связано с другими областями права. Как трудовые отношения, которые представляют часть жизни общества, не могут быть оторванные от этого общества, так и трудовое право, которое регулирует это отношения, не может быть оторванное от той системы областей права, которые регулируют другое отношения общества.
Функции трудового права Украины
Термин «функция» происходит от латинского слова «functio», что означает обслуживание, деятельность. Если метод правового регулирования - это способ влияния на общественное отношение, то функция правая - это основные направления этого влияния, которые отображают его служебное назначение. Функции трудового права также обусловленные экономическим базисом и в них внешне проявляется сущность правая.
Правовые функции выражают направленность влияния права на общественное отношение, поэтому показателем их реализации служат социально-экономические, политические, идеологические и другие следствия, которые произошли в результате действия права. Именно на этих направлениях и проявляется активно-творческая роль права в регулировании и развитии общественного отношения. Свое нормативное выражение функции права получают в законодательных актах в виде цели и задач правового регулирования.
Поскольку право есть одним из элементов структуры общества, его функции необходимо рассматривать в единой системе общественного управления и в неразрывной связи с объективными и субъективными факторами общественного развития.
Объективным критерием классификации функций могут служить основные виды общественного отношения, которое представляло единство правового регулирования. С этой точки зрения можно выделить экономическую, социальную и идеологическую (воспитательную) функции права. В осуществлении этих функций прямо или косвенно принимают участие все области права, при этом каждая из них использует специфические для нее свойства, методы и средства, которые отвечают особенностям общественного отношения, которое они регулируешься, и их месту в общественной структуре.
Итак, функция правая - это направление правового влияния на общественное отношение, который определяет служебное назначение права в жизни общества. В первую очередь это влияние направлено на повышение общественного производства, укрепление экономических отношений, поскольку предпосылкой ускорения социального развития есть самоотверженная работа граждан Украины во всех сферах хозяйства.
Регулируя трудовую деятельность граждан, трудовое право активно влияет на производство и тем самым выполняет экономическую, производственную функцию. Именно через трудовые отношения реализуются производственные программы, создаются и увеличиваются народное богатство и фонды материального обеспечения работающих.
Экономическая функция трудового права влияет на экономические отношения путем установления меры работы и меры потребления, дифференциации работы за признаком ее сложности, определение количественных и качественных показателей работы, стимулирование материальными средствами высокопроизводительной работы.
Переход к рыночным отношениям обусловил глубокие изменения в хозяйственном механизме государства, а соответственно и обуславливает качественные изменения в правовом регулировании, в частности расширения основ локальной нормотворчести.
Трудовое право Украины активно влияет на социальные факторы развития общества. Социальную сферу общественной жизни представляют преимущественно отношения по положению людей в обществе, т.е. отношения равенства или неровности, сотрудничества или эксплуатации, степени развития лица, отношение к собственности. Именно благодаря работе и ее результатам создается возможность определить положение человека в обществе. Поэтому право, регулируя отношения по применению работы, становится важным фактором развития общественного отношения.
В трудовом праве Украины находят закрепление принципы социальной справедливости, дальнейшего развития основ равенства, стимулирование прогрессивных изменений в условиях и содержании работы, создание оптимальной организации работы на производстве, благоприятных условий для привлечения рабочей силы к работе и развитию лица работника, стимулирование трудовой и общественной активности, обеспечение гарантий занятости в осуществлении трудовых отношений. Каждый по этим направлениям социального действия трудового права подкрепляется соответствующими правовыми нормами.
Основой социальной сферы есть осуществления работы, поскольку социальные отношения формируются, воспроизводятся и проявляются в работе, хотя они охватывают и другие сферы жизни. Именно поэтому трудовое право имеет наиболее широкие возможности влиять на социальную жизнь путем как установление правового и фактического статуса лица, которое вступило в трудовые отношения, так и непосредственного регулирования общественных трудовых и связанных с ними отношений.
Социальная функция трудового права проявляется в потому, что с ее помощью формируется лицо работника в направлении, необходимому для общества. Проявлением развития лица работника есть его добросовестное отношение к работе, участие в делах трудового коллектива и общественных организациях.
Социальная функция трудового права есть основной и характерной именно для этой области права. Поэтому в развитых промышленных странах довольно часто вместо срока «трудовое право» употребляется термин «социальное право», что нашло отображение и в юридической литературе. Так, в конце 1975 г. в Федеративной Республике Германии объявлено о создании Социального кодекса ФРГ, задачам которого определено «осуществление социальной справедливости и социальной безопасности, включая социальную и воспитательную помощь»[1].
К социальной функции трудового права тесно примыкает идеологическая (воспитательная) функция, которая имеет общую социальную направленность на справедливое регулирование трудовых отношений и воспитание сознания этой справедливости. Ведущее положение человека в производстве определяют его умственные способности, хотя и физические способности является важным компонентом рабочей силы. Именно благодаря мышлению, сознания, своим умственным способностям человек играет активную роль в общественном производстве.
Формирование способностей работников является сложным процессом. Для осуществления высококвалифицированной работы человек должна продолжительное время учиться не только профессионально. Тому каждому вида трудовой деятельности всегда передует достояние тех или других знаний.
Благодаря наличия в трудовой деятельности такого компонента, как познание, происходят аккумуляция производственного опыта предыдущих поколений, его трансформация, усвоение навыков и умение следующими поколениями. Без этого была бы невозможной наследственность трудовой деятельности. Рядом с познанием в трудовом процессе работником оценивается своя работа, осознается ее необходимость, формируются нужды, интересы, мотивы и цель этой деятельности.
Важным фактором воспитания и развития способностей работников есть трудовое право. Его нормы не только вмещают надлежащую информацию, а и обеспечивают закрепление организационно-правовых форм как трудовой, так и других видов деятельности. Право определяет обязательное поведение работающих, а также устанавливает определенный комплекс правовых средств, которые обеспечивают добросовестное инициативное отношение рабочих и служащих к выполнению своих трудовых обязанностей.
Нормы трудового права содержат правила надлежащего поведения работника в процессе общей работы. Благодаря нормам в работающих формируется определенное правосознание. Вместе с тем данные нормы содержат и определенные отрицательные следствия, принуждение к тем, кто эти правила поднимает.
Поэтому можно считать, что правовое воспитание нормами законодательства о работе осуществляется путем убеждения, стимулирование, контроля за соблюдением законодательства и методом принуждения. Все эти методы должны обеспечить справедливый подход к регулированию работы как работающих вообще, так и отдельных категорий граждан с целью предоставления им льгот и преимуществ за выполнение особенно важных для государства функций (шахтере, враче, учителе и др.) или из других оснований (женщины, молодежь, люди преклонного возраста), является обеспечением именно справедливого подхода к регулированию и признанию социального значения их работы. Достижение обществом в будущем соответствующего уровня развития, преобразование характера, содержания и условий работы на основании роста ее производительности объективно положение работающих и делают ненужными значительное количество звеньев дифференцированных преимуществ.
В советской литературе постоянно подчеркивалось, что нормы права вообще и нормы трудового права в частности, которые непосредственно направлены на развитие демократии на производстве, участие работающих в управлении предприятиями и объединениями является проявлением выполнения ими политической (управленческой) функции. Тем не менее укажем, что управленческая функция есть сугубо экономической, поскольку она направлена на достижение предприятием определенных хозяйственных результатов. Поэтому не следует искать в трудовом праве политических полномочий, оно направлено на регулирование трудовых отношений. Ні коллективная работа, ни тем более индивидуальная не направленные на решения политических вопросов.
Конституция Украины как основной источник трудового права
Основным законом каждого государства есть конституция. Она дает научное осмысление политических и экономических процессов в стране, закрепляет идею распределения и организации государственной власти, ее соотношение с демократическими учреждениями общества, определяет права и свободы граждан и создает условия для их реализации.
До сих пор считалось, что первой конституцией в мире была конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. Тем не менее уже доказаниный, что фактически первой в мире конституцией была Конституция Украины, принятая 5 апреля 1710 г. в Бендерах на казацком совете, который имел название «Пакты и Конституция прав и вольностей Запорожского Войска». Этот документ состоял из 16 пунктов и начинал из преамбулы: «Украина обеих сторон Днепра должны быть на вечные времена свободной от чужого господства». Все правительственные должности становились выборными, сурово разграничилось государственное сокровище и личные средства гетмана. Запрещалось делать притеснения посполитим, налоги накладывались в зависимости от имущественного состояния.
Именно так гетман Украины Филипп Орлик отметил свое вступление на гетманство. Эта конституция была первой демократической конституцией не только в Европе, а и в мире, так как была принята на 77 лет прежде конституции Соединенных Штатов.
Итак, основным постулатом Конституции Филиппа Орлика была независимость Украины как от России, так и от Польши. Ограничивалась власть гетмана и создавался казацкий парламент. Предполагалось установление национального суверенитета, определение границ Украинского государства, неприкосновенность Запорожской Сечи. Законодательным органом определялся Совет генеральной старшини, а главой исполнительной власти - гетман.
Особо ценным в Конституции Украины 1710 г. есть то, что в ней речь шла об обеспечении прав человека, экономические и другие важные для государства вопроса. К сожалению, эта Конституция не нашла своего практического применения, так как колониальный гнет Русской империи во главе с Петром І сводился, а позднее фактически привел к уничтожению гетьманату как учреждения и украинской государственности.
За годы советской власти в Украине дословно воспроизводились конституции, которые принимались в Советском Союзе. Так было с конституцией 1936 p., которую называли сталинской, и с конституцией 1977 p., прозванной брежневской. Эти Конституции провозглашали основные права и свободы в области трудовых отношений, такие как право на работу, право на отдых, право на здравоохранение, право на образование, право принимать участие в управлении государственными и общественными делами, право на объединение в общественные организации, право на материальное обеспечение в старосте, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, а также потери кормильца. Обязанностью и делом чести каждого способного к работе гражданина признавались добросовестная работа в избранной им области общественное полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины, хранение и укрепление государственной собственности.
28 июня 1996 г. Верховная Рада приняла новую Конституцию Украины, которая стала чрезвычайно важным політико-пра-вовим документом, который зафиксировал существующее состояние развития Украинского государства и общества, их правовой системы.
Конституция Украины принята в условиях разногласий между политическими партиями о путях развития нашей государственности, поэтому целый ряд ее положений далекая от совершенства.
Несмотря на это, Конституция Украины 1996 г. создает правовую основу для усовершенствования правового регулирования общественного отношения во всех сферах жизни. Она является надежной базой для деятельности предусмотренных ею государственных органов и политических институтов, интенсификации текущего законодательства, создание значительного количества кодифицированных правовых актов, поскольку современный массив законодательства Украины - это большое количество законов, указов, постановлений, инструкций, правил и других актов, часть которых принята еще в старые времена.
Конституция Украины провозгласила, что все люди есть свободные и равные в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека являются не-отчуждаемыми и незыблемыми, они не являются исчерпывающими. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не поднимаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие ее личности.
Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Каждый имеет право на повагу к его достоинству, на свободу и личную неприкосновенность.
Гражданам Украины принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которая не запрещена законом, право на работу, которую они свободно или на которую свободно соглашаются, право на отдых, право на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, которая включает достаточное питание, одежда, жилье, право на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование и др.
Провозглашаемые Конституцией права можно назвать положительными правами, которые в собственном понимании этого понятия не являются правами, поскольку им не корреспондируют определенные обязанности, они не гарантируются и не могут гарантироваться в полном объеме, например, с помощью судебной защиты.
На сегодня ни одна страна в мире не может создать надлежащих гарантий реализации и защиты экономических, социальных и культурных прав своим гражданам. Отсутствие же судебной защиты, которая является формой правовых гарантий, превращает названные права на декларацию и тем самым дискредитирует самую идею прав человека.
В то же время право на работу, право на образование, право на жилье, право на здравоохранение являются важнейшими экономическими, социальными и культурными правами. В современных условиях они могут быть лишь социальными намерениями государства, которые удостоверяют ее гуманистическую цель.
Важным достоянием Конституции является то, что она закрепила национальный суверенитет, неприкосновенность территории Украины, обеспечила права человека, определила соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, решила экономические и другие важные для государства вопроса.
Народ Украины стремится построить правовое государство, в котором Конституция должна стать определяющим регулятором общественного отношения. Главным приоритетом деятельности государства должна быть человек как высочайшая социальная ценность. Граждане должны осуществлять свои права по принципу «разрешено то, что не запрещено законом». Права и свободы человека должны быть первоосновой существования и постепенного развития общества, идеалом которого является гуманизм. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица должны осуществлять свои полномочия по принципу «разрешено лишь то, что определено законом».
Украина стремится идти путем создания гражданского общества, обеспечение принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, утверждение необходимых гарантий развития национальных меньшинств. Социальные аспекты жизни людей регулируются именно нормами трудового права, и потому ему должна принадлежать ведущая роль в реальном обеспечении социальных прав граждан.
Вместе с Конституцией Украины на территории Украины действуют другие законы, которые обеспечивают верховенство Основного Закона.