Рефераты

Трудовые пенсии

p align="left">Т - количество месяцев ожидаемого периода выпла-ты страховой части пенсии, равного 19 годам или 228 ме-сяцам.

Следует отметить, что на переходный период, начиная с 1 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пен-сии по старости устанавлива-ется продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увели-чивается на 6 месяцев до дос-тижения 16 лет (192 месяца).

С 1 января 2011 года ожи-даемый период увеличивает-ся ежегодно на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Пример расчета: Расчетный пенсионный капитал составляет 150 тыс.рублей, а ожидаемый срок выплаты пенсии 144 месяца ( такой срок предусмотрен для граждан, которым пенсия по старости установлена до 1 января 2002г., а также тем граждан, которым она назначена впервые в 2002г.) Страховая часть пенсии (СЧ) в этом случае составит 1041 руб. 67 коп. (150 000 : 144). Если пенсия будет устанавливаться в 2003г., когда ожидаемый период выплаты пенсии увеличится до 150 месяцев См. п.1 ст. 32 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то при том же расчетном пенсионном капитале страховая часть трудовой пенсии по старости составит 1000 руб. ( 150 000 : 150).

При назначении страховой части пенсии по старости в более позднем возрасте, чем требуется по закону, ожидае-мый период выплаты трудовой пенсии сокращается на один год за каждый полный год, ис-текший со дня достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом ожидаемый период выплаты пенсии по ста-рости, применяемый для рас-чета размера страховой час-ти, не может быть менее 14 лет (168 месяцев). Однако для тех лиц, которые воспользуются такой возможностью уже в ближайшее время, начиная с 1 января 2002 года, ожидае-мый период выплаты трудовой пенсии по старости может со-ставить 10 лет (120 месяцев), но не менее.

Сумма базовой и страхо-вой частей трудовой пенсии не может быть меньше 660 рублей в месяц.

Размер накопительной ча-сти трудовой пенсии по ста-рости определяется по фор-муле:

НЧ=ПН/Т,

где НЧ - размер накопи-тельной части пенсии;

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального ли-цевого счета. Специальная часть индивидуального лицево-го счета является разделом индивидуального (персонифи-цированного) учета застрахо-ванного в ПФР, в котором учи-тываются сведения о поступив-ших за это лицо страховых взносах, направленных на обя-зательное накопительное фи-нансирование трудовых пен-сий, доходе от инвестирования и о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применя-емого для расчета накопитель-ной ее части. Ожидаемый пе-риод выплаты рассчитывается на основе данных федераль-ного органа по статистике и применяется для расчета страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Полный размер трудовой пенсии по старости представ-ляет собой совокупность трех самостоятельных частей этой пенсии, которую можно опре-делить по формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ,

где П - размер трудовой пенсии по старости;

БЧ - базовая часть пенсии;

СЧ - страховая часть пен-сии;

НЧ - накопительная часть пенсии.

Для лиц, имеющих возраст старше 50-лет мужчин и 45 лет женщин, размер трудовой пенсии по старости определя-ется из суммы двух частей: базовой и страховой, т.к. стра-ховые взносы за этих лиц не направляются на накопитель-ную часть пенсии, о аккумули-руются только на страховой ее части. В этом случае расчет будет производиться по фор-муле:

П= БЧ + СЧ,

при этом особую роль приоб-ретает правильная оценка пенсионных прав застрахован-ных лиц, произведенная на 1 января 2002 года, т.е. на мо-мент введения в действие за-кона о трудовых пенсиях.

Минимальная трудовая пенсия по старости при полном трудовом стаже не может быть менее 660 рублей. Максимально возможная пенсия ( при трудовом стаже 40-45 лет) составляет 0,75 х 1,2 х 1671= 1503 руб.90 коп.

Оценка пенсионных прав осуществляется путем конвер-тации их в расчетный пенси-онный капитал по формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т,

где БЧ - базовая часть пен-сии, размер которой конкрет-но определен по видам трудо-вой пенсии;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости;

РП - расчетный размер трудовой пенсии.

Для мужчин, имеющих об-щий трудовой стаж не менее 25 лет, а для женщин соответ-ственно - 20 лет, расчетный размер трудовой пенсии оп-ределяется по формуле:

РП= СК х (ЗР/ЗП) хСПЗ,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица.

Среднемесячный зарабо-ток (доход) определяется за пе-риоды, аналогичные ранее действовавшему закону о го-сударственных пенсиях, а именно: за последние два года на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе ПФР или за любые 5 лет (60 месяцев) подряд на основании представленных в установленном порядке под-тверждающих документов;

ЗП - среднемесячная за-работная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российс-кой Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, установленная для исчисления и увеличения размеров госу-дарственных пенсий;

СК - стажевый коэффици-ент.

Для застрахованных лиц он составляет 0,55 и повышает-ся на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20.

Отношение среднемесяч-ного заработка застрахован-ного к среднемесячной зарплате по стране ограничивает-ся размером не свыше 1,2.

При неполном общем тру-довом стаже величина расчет-ного пенсионного капитала определяется исходя из вели-чины капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число ме-сяцев полного общего трудо-вого стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудово-го стажа Захаров М.Л. СевостьяновВ.Б. Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).-М.:ООО «ТК «Велби»,2002.-336с..

2.2.Назначение льготных(досрочных) пенсий

Льготы, установленные законодателем для пенсионеров, прорабо-тавших необходимое время в неблагоприятных условиях труда, выражаются не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышенном размере при определенной продолжительности специального стажа. Однако органы, занимающиеся пенсионным обеспечением, зачастую не признают за этими пенсионерами права на повышенную пенсию.

Федеральный закон «О трудо-вых пенсиях в Российской Фе-дерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (в род. от 25 июля 2002 г.) сохранил за отдельными категориями работников право на дос-рочное назначение трудовой пенсии. Вме-сте с тем Закон установил новый порядок предоставления дополнительных льгот при назначении пенсии тем из них, кто прора-ботал необходимое время в особых усло-виях труда.

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Зако-на о трудовых пенсиях следующим лицам(Список №1):

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по дос-тижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют тре-буемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 на-стоящего Закона, на один год за каждый полный год такой работы -- мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по дос-тижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

9) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригород-ского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве води-телей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и име-ют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независи-мо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий -- горнорабочим очистного за-боя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему го-товой продукции на промысле (независимо от характера выполняе-мой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиа-ции, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья -- муж-чинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработав-шим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по не-посредственному управлению полетами воздушных судов граждан-ской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-тех-ническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответствен-но не менее 25 и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назна-чается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Россий-ской Федерации.

Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмот-ренные пунктом 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года -- на день, с которого назначается эта пенсия. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполне-ния этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются профес-сиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом Ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»/Собрание законодательства РФ.-2001.-№52-ст.4920.

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям гра-ждан

Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о трудовых пенсиях, следующим гражданам(Список №2):

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с дет-ства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достиже-нии возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении воз-раста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и про-работали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местно-стях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по дости-жении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчинам по достижении возрас-та 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они име-ют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возрас-та 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они име-ют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по дос-тижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 кален-дарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календар-ных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый ка-лендарный год работы в местностях, приравненных к районам Край-него Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайне-го Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением воз-раста, установленного ст.7 ФЗ о трудовых пенсиях, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

7) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасате-лей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профес-сиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай-ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уча-ствовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по дос-тижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осуж-денными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юсти-ции Российской Федерации соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

9) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и ава-рийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

10) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста;

11) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных уч-реждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской ме-стности и в поселках городского типа либо только в городах, незави-симо от их возраста;

12) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищ-ных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо незави-симо от возраста;

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по дос-тижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайне-го Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соот-ветственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков Ст.28 ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»/Собрание законодательства РФ.-2001.-№52-ст.4920

.

При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.пп. 2, 6 и 13 п. 1 ст.27 Закона о трудовых пенсиях применяется пе-речень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года( Приложение 1).

Льготы, установленные законодателем для работников, указанных в п. 1 ст. 27 и пп.пп.7.-13 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, выражаются, как уже говорилось, не только в досрочном назначении им пенсии, но и в ее повышен-ном размере, если пенсионеры имели оп-ределенный стаж работы в особых услови-ях. Причем увеличение размера пенсии зависит от продолжительности специального трудового стажа и возраста выхода на пенсию конкретного пенсионера.

Подведу итоги. Существенное увели-чение страховой части пенсии для пенси-онеров-льготников чаще всего перекрывает уменьшение стажевого коэффициента при исчислении расчетной пенсии по специальному стажу. Для тех, кто выхо-дит на пенсию на 10 и более лет раньше общеустановленного срока, уже при спе-циальном стаже, равном полному (а это -7,5 лет для женщин и 10 лет для мужчин по Списку № 1 или 15 лет для спасателей по пп 7 п. 1 ст. 28 и т.д.), выгоднее рассчитывать пенсию по специальному стажу. В эту группу, кроме ранее упомя-нутых «вредников» по Списку № 1 и спасателей, входят также работники про-тивопожарных служб, некоторые катего-рии медработников. Увеличение размера пенсии у лиц перечисленных категорий в этом случае составляет от 9 до 58% (Список № 1) или даже более (у спасате-лей).

Для уходящих на пенсию на 5 и менее лет раньше общего срока определить заранее выгодность того или другого варианта расчета затруднительно. Этим пенсионерам-льготникам рассчитывать пенсию по специальному стажу пред-почтительнее в том случае, если их специальный стаж превышает полный на 3-5 лет или более. На вопрос, сколь-ко точно в годах должно составлять это превышение, можно ответить только с учетом конкретной ситуации пенсионе-ра, его общего и специального стажа и условий предыдущей работы. Увеличе-ние пенсии для тех, кому она назначает-ся по Списку № 2, может достигать 29% ее размера.

2.3. Пенсия по инвалидности

Установление, исчисление, выплата

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии по инвалидности назначаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности существенно отличаются от прежних.

Прежде всего, Федеральным законом «О трудовых пен-сиях в Российской Федера-ции» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) введено иное понятие инвалидности. Законодатель от-казался от ее деления на три группы. Теперь вместо группы инвалидности необходимо под-твердить ограничение способнос-ти к труду одной из трех степеней, определяемое по медицин-ским показаниям (п. 1 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Порядок при-знания гражданина инвалидом, ус-тановления периода инвалиднос-ти и степени ограничения способ-ности к трудовой деятельности органами Государственной меди-ко-социальной экспертизы утвер-ждается Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). В настоящее время эти органы руководствуются Постановлени-ем Правительства РФ «О порядке признания граждан инвалидами» от 13 августа 1996 г. № 965 (в ред. от 26 октября 2000 г., а также Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социаль-ной экспертизы, утвержденными Приказом Минздрава РФ № 30 и Постановлением Минтруда РФ № 1 от 29 января 1997 г. Согласно этим нормативно-пра-вовым актам инвалидность опре-деляется как социальная недоста-точность вследствие нарушения здоровья со стойким расстрой-ством функций организма, приво-дящая к ограничению жизнедея-тельности и необходимости соци-альной защиты. При этом ограни-чение жизнедеятельности харак-теризуется ограничением не только способности к труду, но также к самообслуживанию, передвиже-нию, ориентации, общению, контролю за своим поведением и(или) обучению. Например, критерием для определения I группы инва-лидности является такое наруше-ние здоровья со стойким значи-тельно выраженным расстрой-ством функций организма, кото-рое приводит к резко выраженно-му ограничению хотя бы одной из следующих категорий жизнедея-тельности: способности к самооб-служиванию, либо к передвиже-нию, ориентации, общению, конт-ролю за своим поведением. При этом вопрос о степени способнос-ти к трудовой деятельности даже не ставится. Среди критериев ог-раничения жизнедеятельности, при которых устанавливается II груп-па инвалидности, называется ог-раничение способности к трудо-вой деятельности третьей либо второй степени. Третья степень ограничения способности к труду свидетельствует о полной неспо-собности к трудовой деятельнос-ти. Вторая степень - это способ-ность к выполнению трудовой де-ятельности в специально создан-ных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабо-чего места, с помощью других лиц. Среди нескольких категорий ог-раничений жизнедеятельности, дающих основание для определе-ния III группы инвалидности, зна-чится ограничение способности к трудовой деятельности первой степени. Под ней понимается спо-собность к выполнению трудовой деятельности при условии сни-жения квалификации или умень-шения объема производственной деятельности, невозможность вы-полнения работы по своей про-фессии. Очевидно, что при пере-ходе к новому понятию инвалид-ности для целей пенсионного обес-печения критерии деления ограничений способности к труду бу-дут применяться в нынешнем их понимании, учитываться же впредь будут наличие и степень ограничения лишь этой категории жизнедеятельности. Так, сегодня, например, лица со стойким значи-тельно выраженным расстрой-ством функции зрения (слепые) признаются инвалидами I группы безотносительно к тому, могут ли они работать. Если же такой ин-валид работает (например, музы-кантом, преподавателем вуза, мас-сажистом, станочником, сборщи-ком деталей и т.п.), очевидно, что он не может быть признан нетру-доспособным, т.е. имеющим огра-ничения к трудовой деятельности третьей степени. Речь в таких случаях может идти о второй либо даже первой степени такого ограничения и, соответственно, о пенсии, соответствующей нали-чию II либо III группы инвалидно-сти. При этом такие социальные показатели, как нуждаемость в постоянной посторонней помощи или уходе, потребность в допол-нительных расходах, вызванных отсутствием зрения, низкая опла-та труда не должны приниматься во внимание.

Переход от прежнего к новому понятию инвалидности для це-лей пенсионного обеспечения на практике не может произойти в один день. Необходимо принять соответствующие нормативные правовые акты, провести пере-освидетельствование инвалидов и выдать им новые документы об инвалидности. Кроме того, одно-моментное введение новых тре-бований привело бы к пониже-нию ранее установленных для инвалидов социальных гарантий. Поэтому законодатель ввел оп-ределенный переходный период - до 1 января 2004 г. До этой даты при установлении пенсий, пола-гающихся лицам, имеющим ог-раничение способности к трудо-вой деятельности третьей сте-пени, учитывается наличие I группы инвалидности, второй степени -- II группы, первой степени - III группы (п. 4 ст. 31 Закона о трудовых пенсиях).

Трудовая пенсия по инвалидно-сти, равно как и по старости, устанавливается только лицам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обяза-тельном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ст.З Закона о трудовых пенсиях). Пра-во на трудовую пенсию по инва-лидности не зависит от причины инвалидности (за одним исключе-нием, о котором сказано ниже), от продолжительности страхового стажа, а также от того, продолжа-ет ли инвалид трудовую деятель-ность. Не имеет значения, когда наступила инвалидность, - в пе-риод работы, до поступления на работу или после ее прекраще-ния (п. 3 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях).

Следовательно, у лица, застра-хованного в рамках обязательного пенсионного страхования, ставшего инвалидом вследствие общего за-болевания, трудового увечья, профзаболевания и иных причин, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности, причем не имеет значения, предшество-вал ли факт страхования наступ-лению инвалидности либо он имел место впоследствии. Как уже от-мечалось, право на трудовую пен-сию по инвалидности не зависит от продолжительности страхово-го стажа, т.е. он может быть как угодно мал. Достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. Но от его продолжительности зависит лишь ее размер, да и то косвенно.

По Закону РФ «О государствен-ных пенсиях в РФ» 1990 г. при инвалидности вследствие общего заболевания могли быть назначе-ны полные пенсии и пенсии при неполном трудовом стаже. Про-должительность трудового стажа для назначения полной пенсии зависела от возраста инвалида и могла достигать 15 лет. Пенсия по инвалидности III группы при не-полном трудовом стаже не уста-навливалась. В настоящее время эти условия утратили свое значение. Независимо от продолжи-тельности страхового стажа уста-навливается пенсия при любой из трех степеней ограничения спо-собности к труду (и соответствен-но - до 1 января 2004 г. - при любой группе инвалидности).

В российском пенсионном зако-нодательстве впервые появилось ограничение в праве на пенсию, связанное с обстоятельствами, при которых наступила инва-лидность. Трудовая пенсия по ин-валидности не может быть назна-чена, если инвалидность насту-пила вследствие совершения умышленного уголовно- наказу-емого деяния (например, при умышленном поджоге, угоне ав-тотранспорта, разбойном напа-дении, хулиганстве и т.п.). Не назначается такая пенсия и при наступлении инвалидности вслед-ствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью (напри-мер, при умышленном зараже-нии туберкулезом или членовре-дительстве с целью избежать призыва на военную службу, при попытке самоубийства и т.д.). Од-нако в назначении трудовой пен-сии по инвалидности по назван-ным причинам может быть отка-зано, только если совершение преступления и умышленное при-чинение вреда здоровью, повлек-шие инвалидность, установлены в судебном порядке, т.е. пригово-ром или решением суда, всту-пившим в законную силу (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Эти обстоятельства, кроме того, должны быть рассмотрены орга-нами медико-социальной экспер-тизы и отражены в справке об инвалидности, выдаваемой бюро МСЭ. Порядок установления при-чинно-следственной связи инва-лидности с совершением гражда-нином уголовно наказуемого дея-ния либо умышленным нанесени-ем им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, должен быть утвержден Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях). Пока такой порядок не установлен. При отсутствии вступившего в силу судебного решения, свидетель-ствующего о связи инвалидности с названными обстоятельствами, в назначении трудовой пенсии не может быть отказано.

Если у инвалида полностью от-сутствует страховой стаж либо установлена причинно-следствен-ная связь инвалидности с совер-шением преступления или с умышленным нанесением ущерба своему здоровью, то вместо тру-довой устанавливается соци-альная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным за-коном «О государственном пенси-онном обеспечении в Российской Федерации» (п. 4 ст. 8 Закона о трудовых пенсиях) Азарова Е. Пенсия трех степеней//Домашний адвокат.-2002.-№4-5.-с.2-3.с.4-5.

Определить размер полагающейся инвалиду пенсии можно по формуле, содержащейся в ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако учитывая, что пенсия состоит из трех частей, а на ее размер влияют и степень ограничения способности к труду, и возраст пенсионера, и продолжительность страхового стажа, и наличие иждивенцев, без консультации специалиста при ее расчете не обойтись.

Структура (базовая, страховая, накопительная)

Трудовая пенсия по инвалидности, как и трудовая пенсия по старости, может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ) (п. 2 ст. 5 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федера-ции от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Далее - Закон).

Размер базовой части устанавливает-ся в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой де-ятельности (группы инвалидности), а так-же от наличия иждивенцев (см. таблицу 2.2.) См. п.п.1 и 2 ст.15 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и п.1 Постановления Правительства РФ от 24 января 2002г. № 42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 1 февраля 2002г. базовой и страховой частей трудовой пенсии»№, согласно которому БЧ и СЧ увеличены на 6,5%.

Табл.2.2.Базовая часть трудовой пенсии по инвалидности

( в руб., с учетом индексации в 2002г.) Кучма М. Тайны пенсионного законодательства//Домашний адвокат.-2002.-№24 с.3

Инвалидам I группы

(III степень потери

трудоспособности)

Инвалидам II группы

(II потери

трудоспособности)

Инвалидам III группы

(I степень потери

трудоспособности)

с1.01.02

с1.02.02

с1.08.02

с1.01.02

с1.02.02

с1.08.02

С1.01.02

с1.02.02

с1.08.02

При отсутствии

иждивенцев

900,0

958,50

1044,77

450,00

479,25

522,38

225,00

239,65

261,20

При наличие

1 иждивенца

1050,0

1118,25

1218,89

600,00

639,00

696,51

375,00

399,38

435,32

При наличие

2 иждивенцев

1200,0

1278,00

1393,02

750,00

798,75

870,64

525,00

559,13

609,45

При наличие

3 иждивенцев

1350,0

1437,75

1567,15

900,00

958,50

1044,7

675,00

718,88

783,58

Как видно из таблицы, прибавление каждого иждивенца (до трех) является основанием для увеличения БЧ с 1 янва-ря 2002 г. на 150 руб., а с 1 февраля на 159 руб. 75 коп. Такое увеличение произ-водится независимо от факта работы инвалида и группы инвалидности (она может быть и третьей). В составе ижди-венцев учитываются нетрудоспособные члены семьи, перечисленные в пп.пп. 1,3 и 4 п. 2 и п. 3 ст. 9 Закона. Инвалиды, ранее получавшие трудовую пенсию без учета иждивенцев (все работающие, а также неработающие инвалиды III груп-пы), вправе представить необходимые документы для установления более вы-сокой БЧ.

Размер страховой части пенсии опре-деляется по формуле:

СЧ = ПК/(Т х К).

Чтобы подсчитать СЧ, необходимо учесть три показателя:

- сумму расчетного пенсионного капи-тала (ПК) по состоянию на день, с кото-рого назначается СЧ;

- количество месяцев ожидаемого пе-риода выплаты трудовой пенсии по ста-рости (Т). С 1 января 2002 г. по 1 января 2003г. Т установлен равным 144мес. (п. 1 ст. 32 Закона);

- отношение нормативной продолжи-тельности страхового стажа инвалида в месяцах к 180 месяцам (К).

Нормативная продолжительность стра-хового стажа (обозначим ее М) зависит от возраста инвалида на день, с которого ему назначается СЧ. Для лиц, не достиг-ших 19-летнего возраста, N = 1 году (12 мес.). Этот показатель увеличивается на 4 мес. за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 мес., т.е. до 15 лет (п. 3 ст. 15 Закона). Так, например, для 20-летнего инвалида N = 20 мес. [12 мес. + 4мес. х (20-18)]; для 30-летнего - 60 мес. [12 мес. + 4 мес. х (30-18)], для 60-летнего - 180 мес. [12 мес. + 4 мес. х (60-18].

Формула исчисления СЧ для инвали-дов иная, чем для пенсионеров по возра-сту. Если для последних ПК делится про-сто на Т, т.е. на средневзвешенную про-должительность получения пенсии лицом, дожившим до пенсионного возраста, то для инвалидов период дожития не опре-деляется. Умножение Т на К имеет целью сблизить размеры СЧ инвалидов разных возрастов. Установив Т для 60-летних инвалидов на уровне Т для мужчин, дос-тигших обычного пенсионного возраста, (К= 180/180= 1; Т х 1 = Т), законодатель не увеличивает, а сокращает величину Т пропорционально уменьшению возраста инвалида. Так, для 20-летнего инвалида К = 0,11 (20/180); 30-летнего - 0,33(60/180); 40-летнего - 0,55; 50-летнего - 0,78; 60-летнего -1. Соответственно, при определении СЧ сумма пенсионного капи-тала делится на 144 только инвалидам 60 лет и старше. Для инвалидов же, например, 20-летнего возраста делите-лем будет 15,8 мес., т.е. 11 % от 144 мес

Установлена минимальная планка для суммы БЧ и СЧ. Она равна 660 руб.(п. 4 ст. 15 Закона). Для инвалидов I группы при базовой части пенсии в 900 руб. этот минимум практического значения не име-ет , равно как и для всех инвалидов с тремя иждивенцами, БЧ которых превышает 660 руб.

Пример расчета : 23-летний инвалид II группы Д. в связи с получением высшего образо-вания работал лишь 6 месяцев - с 1 января 2002 г., т.е. пенсионных прав до этой даты не имел. Его заработная плата составляла 6 тыс. руб. в месяц. При заработке до 100 тыс. руб. в год для лиц 1967 г рождения и моложе страховые взносы на финансирование СЧ установле-ны на 2002-2003 гг. в размере 11 % (ст. 33 «Об обязательном пансионном страхова-нии в Российской Федерации» от 15декабря 2001г. № 167-ФЗ). За 6 мес. 2002 г. страховые взносы данного инвалида со-ставят 3960 руб. (11% от 36тыс. руб.). ПК, полученный до 1 февраля 2002 г., индек-сируется, как и пенсия, на 6,5%. С учетом данного ПК в данном примере увеличится на 42 руб. 90 коп. (6,5% от взносов за январь 2002 г.) и составит 4009 руб. 90 коп Эта сумма и является его пенсион-ным капиталом. При Т= 144мес. И К=0,18 (32/180) СЧ = 4009руб. 90коп./144хО, 18= 4009руб. 90 коп./25,92= 154руб. 70коп. Поскольку сумма БЧ + СЧ (479руб. 25коп. + 154 руб. 70 коп = 613 руб. 70 коп.) окажется меньше минимальной планки, она будет повышена до 660 руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты