Рефераты

Участие сторон в исполнительном производстве

Участие сторон в исполнительном производстве

Дипломная работа

Участие сторон в исполнительном производстве

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. История развития исполнительного производства и его стороны
  • 1.1 Развитие российского законодательства, регулирующего исполнительное производство
  • 1.2 Участники исполнительного производства
  • Глава 2. Права и обязанности сторон в исполнительном производстве
  • 2.1 Правовое положение взыскателя
  • 2.2 Правовое положение должника
  • 2.3 Защита прав взыскателя и должника
  • Заключение
  • Библиографический список
Введение

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. -1993. - № 237., признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями России. Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, признанных Россией, обязательных для нее Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] /Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М. : Фонд "Правовая культура", 1996. - С. 20.. В частности, это Всеобщая декларация прав человека Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. [Текст]: [Конвенция, принята 10.12.1948 г.]//Социальная защита. - 1995. - № 11. - С. 10., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод О защите прав человека и основных свобод [Текст]: [Конвенция, принята 04.10.1950 г. по состоянию на 25.03.1992 г.]// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 20. - Ст. 2143., Конвенция по вопросам гражданского процесса По вопросам гражданского процесса [Текст]: [Конвенция, принята 01.03.1954г.]//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1996. - № 12. и др.

Защита нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке гражданского, арбитражного судопроизводства является одним из действенных механизмов реализации указанных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина . Охрану и защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301., в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют суд, арбитражный суд, третейский суд. Соответственно задачами указанных органов в целом являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Данные задачи, реализуются также в исполнительном производстве, поскольку на практике часто бывает необходимым порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий, предоставлено право возлагать на граждан, организаций или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Точное осуществление вышеуказанных задач обуславливает эффективное принудительное исполнение, поэтому изучение проблем, связанных с исполнительным производством имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

В связи с этим имеется необходимость последующего исследования процессуального положения лиц, участвующих в исполнительном производстве, что и составляет предмет настоящей работы.
Кроме того, исполнительное производство, его место, процессуальное положение участников исполнительного производства являются фундаментальными категориями, которые находятся в центре исследования многих ученых.

Стпень научной разработанности. Вопросы исполнительного производства затрагивались в работах многих российских ученых начала XX в. Так, широко известны труды К. Малышева, Г. Вербловского, И.Е. Энгельмана, Е.В. Васьковского и других авторов того времени. Причем среди прочих перед учеными стояла задача, определения места исполнительного производства в системе права России. В современный период большой интерес вызывают общетеоретические работы: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, других авторов, которые имеют определяющее значение при изучении отношений регулируемых отдельными отраслями права в том числе и исполнительным производством. Среди трудов, посвященных изучению отдельных проблем гражданского процессуального права, также имеющих большое значение для исполнительного производства, следует выделить исследования: Н.Т. Арапова, М.А. Гурвича, П.Ф. Елисейкина, Д. Р. Джалилова, И.М. Зайцева, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечот, М.С. Шакарян, В.Н. Щеглова, В.Ф. Яковлева, С.А. Якубова и ряда других ученых. Особое значение имеют специальные работы по исполнительному производству таких авторов как М.Т. Авдюков, Р.Х. Валеева, Ю.И. Гринько, П.П. Заворотько, А.К. Сергун, В.М. Шерстюк, A.M. Ширшиков, М.К. Юков, других.

Цель исследования - сформировать современное представление о процессуальном положении лиц, участвующих в исполнительном производстве с учетом последних изменений законодательства.

При реализации намеченной цели предлагается решение двух задач, поставленных в дипломной работе. Первая задача затрагивает основные, общие теоретические проблемы исполнительного производства, такие как место исполнительного производства в системе права Российской Федерации, понятие и состав лиц, участвующих в исполнительном производстве. Вторая задача, решение которой, позволяет реализовать цель дипломного исследования, заключается в анализе процессуального положения и функций лиц, участвующих в исполнительном производстве. При решении второй задачи исследуются вопросы о правах и обязанностях, лиц, участвующих в исполнительном производстве

Объект исследования. В объект исследования входит сфера исполнительного производства, а именно взгляды ученых, законодательство Российской Федерации различных уровней, судебная и арбитражная практика.

Предметом исследования являются Гражданско-процессуальный кодекс, Закон «Об исполнительном производстве», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты относящиеся в теме исследования.

Методами исследования, которые использовались нами при изучении и анализе вопросов входящих в предмет настоящей работы, являются аналитический, системный, исторический метод и метод сравнительного правоведения.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав включающих пять паргарафов, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. История развития исполнительного производства и его стороны

1.1 Развитие российского законодательства, регулирующего исполнительное производство

Законодательное регулирование исполнительного производства уходит своими корнями в глубокое историческое прошлое. Его первые признаки появляются уже во времена князя Кия (IV - V вв. н.н.). Князь и родовая демократия закрепляли понятия долга, ответственности прежде всего перед общинной собственностью. В закромах княжеского двора было немало припасов, которые выдавались членам общины. Именно община побуждала людей к исполнению ее воли. Такой порядок сохранялся в некоторых периферийных районах вплоть до XVII века. Исполнительные действия осуществлялись праветчиками, волостным и сельским начальством, и лишь позднее стали составлять компетенцию судебных приставов, судебных исполнителей.

Процесс законодательного закрепления исполнения судебных решений на Руси начался примерно в X-XI вв. Первые акты внешней дипломатии 907 и 911 гг. уже содержали весьма четкую регламентацию действий, а именно: «Взыскать иск вполне, если же он не может заплатить все, то должен отдать все, что имеет» Михайлов М. История образования и развития гражданского судопроизводства до Уложения 1649 г [Текст]. М., Статут.2004.- С. 118..

В случае неэффективного исполнения ответчика отдавали заимодавцу головой до выкупа Исаенкова О.В. К вопросу о принципах исполнительного права [Текст] // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития. Межвуз. сборник науч. трудов. - Екатеринбург., 2000. - С. 485..

«Русская правда» Ярослава Мудрого явилась мощным поворотом от частного произвола к общественному порядку. В ней содержатся сведения о поручителях и судебных сроках. Если должник отпирался от долга, то кредитору необходимо было представить двенадцать свидетелей, которые могли бы подтвердить, что кредитор действительно давал взаймы то, что требует с должника Беляев И.Д. История русского законодательства [Текст]. - СПб., Питер, 1999. - С.51.

Примечательно, что русское законодательство, отражавшее русский менталитет того времени, было значительно мягче по сравнению с Западом. Так, Римский кредитор мог разрубить на части должника. В Норвегии было возможным отрезать несостоятельному должнику ту или иную часть тела Шершеневич Г,Ф. Курс торгового права [Текст]. - Тула. Автограф.1994. - С.77-79..

На Руси дела решались сводом, свидетелями или поручителями, на отыскивание которых предоставлялось 5 дней сроку. Суд производили миром, обществом, без участия князя и его посадников. Штрафы и покаяния были самыми распространенными методами воздействия на виновных. Телесное наказание в домонгольский период не допускалось.

Столь же гуманным являлся и Устав Владимира Мономаха, который разделил должников на несчастных и виновных. Первых он защищал, растягивая выплату долга на годы, а вторых - отдавал на произвол кредиторов: хотят ждут, хотят - продадут должника. С этого момента как бы закладывается основа обращения не только на личность, но и на имущество. Такого же порядка придерживались Новгородская и Псковская судные грамоты. На их основе взыскание обращалось на движимое и недвижимое имущество.

Монгол о-татарское иго не прошло бесследно и в деле осуществления исполнительного производства. Судебник Ивана III (1497 год) предусматривал такие способы исполнения судебных решений, как взыскание имущества и правеж (выбивание долгов кнутом). До монголо-татарского нашествия кнут в наказании не использовался. В этой части мы не согласны с высказыванием Валеевой Р.Х., которая относит битье кнутом к «Русской правде» Валеева Р.Х. Гражданские взыскания в русском дореформенном процессе [Текст]//Правоведение. М., 1961.- С. 148.. В судебнике 1497 года впервые разделены стороны процесса на истцов и ответчиков.

При Иване IV правеж был ограничен, а при Петре I в 1718 году был отменен с заменой ссылкой на галерные работы и прядильные дома.

Важным этапом в развитии законодательства по исполнительному производству является Уложение 1649 года. Именно в нем заложена система способов исполнения судебных решений. Среди них особое место занимают: продажа движимого и недвижимого имущества, правеж, выдача головою до искупу, вычет из жалования.

Главное назначение принятия Соборного Уложения состояло, во-первых, в стремлении Алексея Михайловича к искоренению многообразных нарушений, оставшихся со времен самозванцев, а с другой - ввести во всем порядок, согласие, все основать на законе, утвердить добрую нравственность, влияние веры. Каждой отрасли гражданской деятельности он указывал место и направление, назначал круг действия. Сохранилось предание, что в Коломенском селе, где более всего любил жить Алексей, перед дворцом стоял жестяной ящик, куда челобитчики приносили свои жалобы.

Особое внимание было уделено большой проблеме земельной собственности, поскольку несовершенство законодательства и произвол городской верхушки, старшин, казаков позволяли отторгать землю у средних и мелких собственников за неуплату долгов. Вообще не было соразмерности в повинностях. Алексей Михайлович постепенно уничтожил эти неудобства. Были составлены вновь писцовые книги, которые служили единственным средством к определению законного права на вотчины и поместья Ярков В.В. Основные мировые системы принудительного исполнения.Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов [Текст] / Под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. Статут, 2008.- С.65. .

Мысль о соразмерном уравнении прав и обязанностей привела Алексея Михайловича к дарованию важных преимуществ торговому сословию.

Урегулированы и отношения феодалов с крестьянами. Было запрещено лишать крестьян земли путем превращения их в холопов, отпускать на свободу, насильственно отбирать имущество крестьян. Сохранилось еще право крестьян жаловаться на господ.

Действовавшая при Алексее Михайловиче система Приказов способствовала формированию службы приставов - должностных лиц административно-полицейского аппарата и непосредственных исполнителей административных и судебных решений. Особенность Приказов как органов государственной власти заключалась в том, что закреплялись принципы бюрократической системы, среди которых важную роль играли: принесение присяги должностными лицами; закрепление особого порядка продвижения по службе; осуществление подготовки кадров. Приставы в системе Приказов, исполняющие судебные решения, рассматривались в качестве технического персонала Петров К.В. Приказная система управления в России в конце XV - XVII вв [Текст]. Автореф. дисс. ... канд. юр. паук. СПб., 2000. - С. 21-22..

При Петре I вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти была сосредоточена в руках царя, который получил титул императора. Ломка приказов, замена их коллегиями привела к изменениям и в системе исполнительного производства. Юстиц-коллегия, ведавшая гражданским судопроизводством, становится важным механизмом использования центральной властью неплатежеспособных должников. Согласно Петровскому указу от 31 января 1783 года во всех губерниях России учреждались работные дома, куда ссылались должники для отработки долга.

Лишение личной свободы должников в дореформенный период было обычным явлением, что существенно ущемляло права граждан. В тюрьму можно было попасть уже за долг в сто - двести рублей на шесть месяцев, более десяти тысяч -- на два года, а более ста тысяч -- на пять лет.

При Екатерине II в основном законодательном акте «Учреждениях судебных установлений» признавалась такая доктрина, как защита частной или личной безопасности, «почтение к особе ближнего, яко к человеку», «отвращение от угнетения и притеснения». Предполагалось так же «осторожное и милосердное окончание дел», прекращение «злобы, распри и ссор».

Благодаря мужеству Александра I и неутомимому труду Сперанского М.М. 1 января 1832 года Россия получила Свод национальных уставов, который с точностью и ясностью изложил законы, особо выделив гражданские. Свод положил начало науке Русского права. С этого времени появилась возможность создания специальных кафедр по отдельным отраслям русского права в университетах России Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи 1802 - 1917 [Текст]. М., Юридическая литература, 1983. - С. 53..

В 1833 и 1835 годах были утверждены проекты, ограничивавшие произвол помещиков в отношении крестьян, на основании которых запрещалось представлять и принимать в обеспечение частных долгов крепостных крестьян и дворовых людей без земли. В тех случаях, когда у должника не имелось никакого имущества, а были только крепостные крестьяне без земли, для уплаты долгов эти крепостные отбирались в казну без раздробления семейства. Для погашения долга выдавалась сумма из расчета по 150 рублей за каждую женщину и 300 рублей за каждого мужчину.

Уложение о наказаниях 1845 года в значительной степени облегчило работу суда и привело к некоторому ограничению произвола в избрании меры наказания.

И все же в начале XX века ученые-правоведы, исследуя практику исполнительного производства, все чаше подчеркивают его принудительные функции. Так, Д. Мейер отмечает, что «исполнение судебных решений есть не что иное, как принудительное осуществление того гражданского права, которое в данном случае признано судом: осуществление права и тут выражается в совершении действия, которое является предметом данного права, но совершается оно не самим лицом обязанным, а, за него, органами государственной власти. Способ исполнения решения и есть не что иное, как способы принудительного осуществления признанных судом прав. Таковых способов три:

- передача вещи натурою,

- передача истцу должной суммы, вырученной от продажи имущества ответчика,

- исполнение работ на счет ответчика» Мейер Д. Русское гражданское право [Текст]. М., Статут, 2004. - С. 206..

После Октябрьской революции 1917 года Декретом СНК РСФСР о суде №1 от 24 ноября 1917 года была упразднена старая судебная система, в том числе и организация исполнения судебных решений.

Поскольку необходимость в исполнительном производстве оставалась независимо от Декретов, трудящиеся сами создавали необходимые органы по собственной инициативе. В качестве судебных исполнителей теперь выступали либо комиссары, либо органы милиции, волостные и деревенские исполкомы. В Петрограде, например, была учреждена коллегия судебных исполнителей. Их число устанавливалось советами и исполнителями были рабочие и солдатские депутаты. Они находились под непосредственным влиянием и контролем суда. Основным руководством служила инструкция и акты советского судопроизводства.

Декрет СНК о суде №2 признал необходимость «исполнения судебных решений и приговоров, впредь до особого декрета о выборных органах исполнения на основе действовавшего до этого времени порядка». Однако было принято дополнение о замене членов милиции и красной гвардии органами судопроизводства. Декрет СНК №3 от 20 июля 1918 года оставил все без изменения.

Период НЭПа, на наш взгляд, можно рассматривать как этап поиска наиболее приемлемых форм исполнительного производства. Об этом свидетельствует разнообразие подходов к осуществлению исполнительного производства. Так, например, коллегия Верховного суда РСФСР отмечала такие недостатки закона, как неясность, нечеткость, а иногда и отставание от жизни. В этой связи судам приходилось заниматься судопроизводством и исполнительным производством.

Но уже в Основах судоустройства Союза ССР 29 октября 1924 года была определена система органов судебного исполнения. В рамках этой системы предусматривалось, что судебные исполнители должны состоять при губернских судах и вместе с ними обеспечивать возможность конкретного подхода к общим задачам устройства органов исполнения.

Особым этапом в развитии отечественного исполнительного производства является период Великой Отечественной войны. Он существенно изменил финансирование и порядок действия судебных исполнителей Кодинцев А.Я. Управление системой советского судебного исполнения в годы войны [Текст]//Администратор суда.- 2008.- № 1.- С.33.. Уже 4 июля 1941 года наркомат юстиции СССР издал приказ № 107, по которому с 1 июля 1941 года выплаты судебным исполнителям исчислялись из сумм, взысканных ими в пользу государственных, кооперативных и общественных организаций по делам о растратах и хищениях. Предусматривалось также премиальное вознаграждение в размере 5 % от взысканных сумм.

Шестидесятые годы XX века занимают особое место в развитии законодательства об исполнительном производстве, его практике, а также научном осмыслении проблем исполнительного производства.

Развитию законодательства во многом способствовала кодификация гражданского процессуального законодательства. В 1964 году был принят новый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором исполнительному производству был посвящен раздел V, регламентирующий вопросы исполнения актов не только судов общей юрисдикции, а также иных юрисдикционных органов. Значение данного раздела сыграло важную роль потому, что в нем определялось процессуальное положение органов исполнения, в число которых входили судебные исполнители, также стороны и другие участники исполнительного производства.

Практика 60-х годов активно использовала Постановление Пленума Верховного суда СССР от 25 марта 1964 года, рекомендовавшего судам привлекать народных заседателей и представителей общественности для помощи судебным исполнителям при исполнении решений о возмещении ущерба. Общественность широко использовалась для проверки своевременности и правильности удержания из зарплаты должника, в обнаружении дополнительных заработков, розыска имущества должника.

В последующие годы исполнительное производство основывалась на ГПК РСФСР 1964 года. Вместе с тем, в 1973 году была принята Инструкция о порядке исполнения судебных решений. Она была утверждена приказом № 7 министра юстиции СССР 24 апреля 1973 года. В августе 1978 года приказом № 11 министра юстиции СССР в Инструкцию были внесены изменения и дополнения Комментарий к Инструкции о порядке исполнения судебных решений [Текст] /Под ред. Батурова П.П.- М., Юридическая дитература, 1981.- С.11.. Новая Инструкция была утверждена приказом № 22 Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 года и стала носить название «Инструкция об исполнительном производстве». На её основании судебные исполнители назначались на должность и освобождались от должности начальниками управлений (отделов) юстиции администраций субъектов Российской Федерации (п.2 Инструкции о порядке исполнения судебных решений, п.2. Инструкции об исполнительном производстве). Вместе с тем, судебные исполнители состояли в штатах районных (городских) судов и совершали исполнительные действия в пределах территории, на которую распространялась юрисдикция того суда, при котором они состояли. Вся деятельность судебных исполнителей по исполнению судебных и других юрисдикционных актов находилась под контролем судьи, который должен был следить за правильностью и своевременностью исполнения.

В этой обстановке с 6 ноября 1997 года вступили в действие новые Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Эти законы стали реальной юридической основой новой отрасли права. Важной их чертой является выделение нормативной базы исполнительного права в отдельную отрасль.

Новые нормативно-правовые акты позволили выявить ряд правоотношений, которые более детально урегулированы другими Федеральными законами и подзаконными актами. Особое внимание уделено новым формам деятельности судебных приставов-исполнителей, таких, как: обращение взыскания на ценные бумаги, принадлежащие должнику, привлечение специалистов в области оценки имущества и ценных бумаг. Достаточно подробно изложен порядок действий по наложению ареста на ценные бумаги Салюков В.С, Мирошниченко А.Е. Обращение взыскания на ценные бумаги в исполнительном производстве. (Справочник судебного пристава-исполнителя) [Текст]. - М, Юрайт, 2000. - С. 322- 325..

23 октября 2002 года Государственной Думой принят Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации, в котором содержится раздел VII: «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов». Нормы нового ГПК в некоторых случаях повторяют положения, установленные Законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», а также предусматривают новый перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

1.2 Участники исполнительного производства

Главным сущностным отличием субъекта гражданского исполнительного правоотношения от его участника является то, что последние только лишь способствуют (иногда весьма серьезно) осуществлению принудительного исполнения. Они не имеют собственного интереса в данном процессе: не получают материальных и иных выгод от своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (как взыскатель), не минимизируют издержки по его исполнению (как должник), не получают вознаграждения, верно и эффективно осуществив свои властные полномочия (как судебный пристав-исполнитель) и не контролируют ход исполнительного процесса как суд. Да, участники вступают в гражданское исполнительное правоотношение, но их участие, как правило, факультативно и достаточно пассивно, оно не определяет характер и содержание конкретного исполнительного процесса. Сказанное не означает, однако, полного отсутствия у участников интереса в результате исполнительного процесса. Такой интерес может быть (и даже часто бывает), но его наличие не определяет место участника гражданского исполнительного правоотношения относительно иных участников и самих субъектов. Разумеется, что заинтересованность участника имеет важное значение и должна учитываться при решении вопросов об оптимизации конкретного исполнительного процесса Шпачева Т.В. Новый закон об исполнительном производстве [Текст]//Арбитражные споры.- 2008.- №2.- С.16..

Условно участников гражданского исполнительного правоотношения можно подразделить на три большие группы.

Прежде всего, это иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия.

Так, в силу ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Данные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и логики закона исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (далее - суд) на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом Максуров А.А. Участники исполнительного производства [Текст]//Налоги (газета), 2008, № 20. .

Если сведений о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемом Федеральной налоговой службой Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Сюда же относятся все иные органы и организации, которые предоставляют информацию об имущественном положении должника, а также специализированные организации, осуществляющие, например, оценку, хранение или реализацию арестованного (конфискованного) имущества должника.

Вторую группу участников гражданского исполнительного правоотношения составляют лица и организации, непосредственно способствующие свершению исполнительных действий, фиксации их результатов, соблюдению прав субъектов гражданского исполнительного правоотношения и т.д. Рассмотрим представителей указанной группы поподробнее.

Прежде всего это переводчик. В силу ст. 58 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность, установленную федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. В законодательстве не решен вопрос о том, какая именно это будет ответственность: уголовная или административная. Согласно ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Как это предусмотрено ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступлением считаются заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования.

Таким образом, ст. 307 УК РФ к заведомо ложному переводу в процессе исполнительного производства применена быть не может. Автор полагает целесообразным, учитывая, что исполнительное производство - логически завершающая стадия судебного процесса, осуществляемого от лица государства, предусмотреть возможность привлечения переводчика и к уголовной ответственности.

Гражданским исполнительным законом подробно регламентируется вопрос участия понятых в гражданском исполнительном правоотношении. В частности, присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника. В других случаях понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона).

Законом предусмотрены конкретные требования к понятым: в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.

Важно также и правило о том, что количество понятых не может быть менее двух. Мы полагаем, что это правило распространяется и на тот случай, когда в соответствии с законодательством об исполнительном производстве участие понятых в исполнительном действии необязательно, однако судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе все же привлек их в исполнительный процесс.

В соответствии со ст. 60 Закона понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал. Понятой вправе знать, для совершения каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются, а также делать замечания по поводу совершенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в акт соответствующего исполнительного действия. По желанию понятого указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Понятые имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с исполнением обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Следующей важной фигурой является специалист. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в ст. 61 предусматривает, что для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме.

Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

За отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения специалист несет ответственность, предусмотренную федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем. О ситуации с ответственностью переводчика мы говорили выше. То же самое относится и к ответственности специалиста.

Участниками гражданского исполнительного правоотношения являются также работники милиции. Точнее, ст. 62 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено взаимодействие судебных приставов-исполнителей с работниками милиции. В частности, данной нормой определено, что работники милиции в пределах предоставленных им федеральным законом прав оказывают содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.

На основании ст. 2 Федерального закона "О милиции" Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - ст. 503. задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных данным Законом. Многочисленные права работников милиции определены ст. 11 данного Закона.

К третьей, факультативной, группе относятся те участники гражданского исполнительного правоотношения, которые могут появиться (а могут и не появиться) в конкретном гражданском исполнительном правоотношении в зависимости от характера требований исполнительного документа, способа принудительного исполнения, действий судебного пристава-исполнителя и т.п. Например, судебный пристав-исполнитель с целью установления наличия у должника имущества вправе получить объяснения родственников последнего, в связи с чем они также становятся участниками данного исполнительного процесса, конкретного исполнительного правоотношения.

Глава 2. Права и обязанности сторон в исполнительном производстве

2.1 Правовое положение взыскателя

Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны, т.е. взыскатель и должник. Без взыскателя и должника правоотношения в исполнительном производстве потеряли бы смысл, поэтому в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" стороны, взыскатель и должник, среди лиц, участвующих в исполнительном производстве, выделены первыми.

В названном Законе взыскатель определяется как гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а должник - как гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве может быть несколько взыскателей или должников (ст. 49). В Законе также оговорено участие в исполнительном производстве несовершеннолетних в качестве сторон, правопреемников в случае выбытия одной из сторон и представителей сторон (ст. 51, 53, 54).

Кроме того, в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" закреплены общие права и обязанности сторон в исполнительном производстве.

Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Вместе с тем стороны обязаны при совершении исполнительных действий исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

Помимо общих прав и обязанностей у сторон есть свои специфические права и обязанности. В отношении взыскателя можно выделить такие права, как право обратиться к судебному приставу-исполнителю с требованием о возбуждении исполнительного производства (ст. 30), право знать, где находится исполнительный документ в данный момент, поскольку на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность извещать взыскателя обо всех перемещениях исполнительного документа (ст. 31); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению (ст. 35); право получать информацию от налоговых органов о наличии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях (ст. 46); право требовать от должника возмещение расходов по его розыску и других авансированных сумм, связанных с осуществлением принудительного исполнения (ст. 74); право отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении соответствующего исполнительного документа (ст. 88); право оставить за собой не реализованное в 2-месячный срок арестованное имущество должника (ст. 86).

В новом Законе подробно описаны права и обязанности представителей сторон исполнительного производства, а также порядок оформления их полномочий (ст. ст. 53 - 55 и 57 Закона № 229-ФЗ).

Относительно представителей юридических лиц Законом предусмотрено, что их участие в исполнительном производстве осуществляется через органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей, действующих на основании доверенности.

В п. 3 ст. 57 Закона № 229-ФЗ предусмотрена необходимость включения в текст доверенности некоторых полномочий представителя, без указания которых считается, что совершать их представитель не вправе. К таким полномочиям отнесены:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты