Рефераты

Уголовная ответственность несовершеннолетних

p align="left">Уголовная ответственность, установленная с шестнадцати лет при совершении общественно-опасных деяний и не содержащая элементов других преступлений, для подростков до 16 лет исключается. К таким подросткам применяются меры воспитательного характера.

Таким образом, несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности за все преступления с 16-летнего, а за отдельные из них только с 14-летнего возраста. При определении границ возраста уголовной ответственности несовершеннолетних учитываются особенности развития их интеллекта и воли, а также психологические особенности, свойственные несовершеннолетним соответствующего возраста.

Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати и шестнадцати лет, могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, и сознавать их общественную опасность. Поэтому за свои преступления они должны нести ответственность.

Поскольку одним из обязательных условий уголовной ответственности несовершеннолетних является достижение предусмотренного законом возраста, то необходимо точно устанавливать их возраст в момент совершения преступления. Обязанности по установлению возраста несовершеннолетнего лежат на органах расследования, прокуратуре и судах. Часто возраст устанавливается по документам: выписке из книги регистрации актов гражданского состояния и паспорту. Лицо считается достигшим определенного возраста в ноль часов следующих за днем рождения суток.

При отсутствии документов о возрасте несовершеннолетнего органы расследования или суд обязаны назначить для определения его возраста судебно-медицинскую экспертизу. В случаях установления возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения подсудимого (обвиняемого) следует считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет исходить из минимального возраста такого лица Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02. 2000. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». // Бюллетень Верховного Суда РФ.-2000.-№ 4.- С.148. .

Таким образом, особенностью ответственности несовершеннолетних является то, что они не могут быть субъектами некоторых преступлений. К первой категории преступлений относятся преступления, где несовершеннолетние оказываются потерпевшими. Например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). Основными причинами вовлечения несовершеннолетних к преступности являются пьянство; подстрекательство со стороны лиц, ранее судимых; неблагоприятная обстановка в семье Бабий Н.А. Уголовная ответственность за спаивание несовершеннолетних. - Минск: Университетское, 1986. - С. 8.. Эти причины вытекают из неблагоприятных условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность. Такими условиями недостатки в организации полезного досуга несовершеннолетних, в воспитательной работе с несовершеннолетними в учебных заведениях, в деятельности правоохранительных органов по борьбе с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Ко второй категории преступлений относятся преступления, где субъектами могут быть лица старше восемнадцати лет (депутаты Государственной Думы - 21 год, судьи и прокуроры - 25 лет и т.д.).

В некоторых случаях уголовная ответственность исключается. Это, например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). Исключается также уголовная ответственность лиц более старшего возраста, но не достигших указанного в законе возраста 21 года и 25 лет. В отношении несовершеннолетних ответственность за должностные преступления исключаются.

При решении вопроса об уголовной ответственности лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет следователи, прокуроры и судьи обязаны всесторонне изучить и анализировать нормы УК РФ, относящиеся непосредственно к несовершеннолетним, другие нормы этого УК РФ, нормы других актов Российского законодательства, определяющие их статус в обществе.

Еще одним условием, необходимым для наступления уголовной ответственности является вина в совершении преступления. Вина бывает умышленной или неосторожной.

Например, 15-летний Н. Санин, чтобы отомстить своему «недругу» М. Пылину, нанес ему удар металлической пластинкой в область глаза. В результате чего у М. Пылина перестал видеть один глаз. Санин, нанося удар, осознавал общественно-опасный характер своего действия, предвидел, что в результате может наступить общественно опасное последствие в виде тяжкого телесного повреждения, и желал его наступления. Он совершил преступление с прямым умыслом Новое уголовное право: Общая часть: Учебное пособие. - М.: ТЕИС, 1995. - С.43..

Примером косвенного умысла является следующий случай. Четырнадцатилетний В. Костин на одном из многолюдных пляжей Подмосковья поссорился с незнакомыми ребятами. У Костина имелось охотничье ружье. С целью припугнуть ребят, он открыл беспорядочную стрельбу в месте скопления отдыхающих граждан, в результате чего один из них был убит. В данном случае, Костин не желал подобного исхода. Но сознательно допускалУголовное право: Общая часть./ Под ред. А.Д. Гаухмана. - М.: Эксмо, 2006. - С. 489..

Из судебной практики видно, что около половины преступлений совершаются несовершеннолетними в соучастии. В качестве соучастников оказываются взрослые лица, уже имеющие преступный опыт. В тех случаях, когда несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, взрослое лицо отвечает за совершенное преступление как соучастник и по ст. 150 УК РФ. В случаях, когда несовершеннолетний не достиг возраста уголовной ответственности, взрослое лицо отвечает по ст. 150 УК РФ и за то преступление, которое совершил несовершеннолетний. Например, взрослое лицо совершил совместно с несовершеннолетним, не достигшим возраста уголовной ответственности, грабеж и разбойное нападение. Действия взрослого лица квалифицируются по п. «а» ч.2 ст.162 или п. «а» ч.2 ст.161 УК РФ.

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, используются положения п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 25 декабря 1990 года. № 5 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность». В нем говорится, что необходимо тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком. Так, Першин и несовершеннолетний Клоков, встретив на улице ранее незнакомую им Л., пригласили ее в гости. Во время совместного распития спиртных напитков Клоков и Першин предложили Л. вступить с ними в интимные отношения, а когда та отказалась, изнасиловали ее. После чего Першин нанес ей удар ножом в шею, а затем задушил шпагатом. Клоков снял с трупа украшения из золота. Затем они совместно забрали норковое пальто потерпевшей и украшения. По приговору суда Клоков был осужден по п. «б» ч.2 ст.131 УК РФ, п.п. «а», «г» ч.2 ст.158 УК РФ, ст. 316 УК РФ. В надзорном протесте в отношении Клокова был отклонен приговор по ст.316 УК РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ. от 12.11.2006. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2006 - № 14, С 69. .

Еще одной особенностью уголовной ответственности несовершеннолетних является то, что при признании рецидива не учитываются судимости за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет (ст. 18 УК РФ).

В тех случаях, когда нормы общей части УК РФ об освобождении от уголовной ответственности (ст. ст. 75-78 УК РФ) или об освобождении от наказания (ст. ст. 79-83 УК РФ) по предмету уголовно-правового регулирования совпадают с нормами главы 14, относящейся к несовершеннолетним (ст. ст. 92, 93 УК РФ), применению подлежат последние как специальные нормы.

Анализируя некоторые нормы УК РФ, встречаешь некоторые противоречия. Так, ст. 20 УК РФ гласит, что если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Но здесь имеется очень спорная формулировка: «отставание в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством». Непонятно, о каких видах нарушенного развития идет речь. Также видна несогласованность норм ст. 20 УК РФ и ст. 22 УК РФ. Сравнивая правовые последствия применения норм этих статей видно, что лицо, неспособное в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности. А лицо, обнаруживающее те же самые признаки, но страдающее каким-либо психическим расстройством, подлежит уголовной ответственности и наказанию Кудрявцев И. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК. // Российская юстиция. - 1997. - № 8. - С. 29..

Еще одной проблемой, вытекающей из ст. 20 УК РФ, является отсутствие каких-либо законодательно предусмотренных мер, снижающих социальную опасность несовершеннолетнего правонарушителя. К несовершеннолетнему при применении ст. 20 не применяются даже меры принудительного воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ). Хотя такой субъект является социально опасным. Здесь недостаточно поставить его на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. К нему должны применяться какие-нибудь нормы для изоляции из неблагоприятной среды. Важным мероприятием по повышению эффективности профилактики правонарушений является контроль над поведением несовершеннолетних. Для этого инспектора по делам несовершеннолетних посещают «подучетных» по месту жительства, в местах скопления подростков. Существенное значение для исправления поведения несовершеннолетнего правонарушителя имеет организация их полезной занятости. Педагоги давно заметили, что безделье толкает подростков на ассоциативные поступки: драки, кражи и т.п.

Следующей особенностью ответственности несовершеннолетних является применение наказания к несовершеннолетним. Суд при назначении наказания несовершеннолетнему должен учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст. 89 УК РФ). Из действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства вытекают следующие особенности назначения наказания несовершеннолетним:

- обсуждая вопрос о назначении наказания несовершеннолетнему, суд исходит из того, что такому лицу может быть не только назначено наказание, но к нему могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ);

- при оценке личности несовершеннолетнего, особенно когда речь идет о подростке 14-15 лет, должно быть выяснено соответствие степени развития личности виновного в преступлении возрасту, которого он достиг к моменту его совершения;

- при совершении преступления в соучастии выясняется роль несовершеннолетнего в группе и его роль в момент совершения преступления, совершение несовершеннолетним преступления без соучастников требует повышенного внимания суда и тяжести наступивших последствий и поведению виновного как до, так и после совершения преступления;

- в числе смягчающих обстоятельств, прежде всего, принимается во внимание тот факт, что преступление совершено несовершеннолетним (п. «б» ст.61 и ч.2 ст. 89 УК РФ);

- если суд придет к выводу о необходимости назначения наказания несовершеннолетнему организатору, подстрекателю и исполнителю преступления, обсуждению подлежит вопрос о виде наказания и возможности повлиять на поведение несовершеннолетнего в будущем без применения лишения свободы;

- принимая решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК РФ), и об условном осуждении (ст. 73 УК РФ).

Определяя степень общественной опасности совершенного преступления следует обращать внимание на форму вины, мотив, обстановку и стадию совершения преступления и другие обстоятельства. Подростки часто не представляют себе значимости и последствия своего поведения. Поэтому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно.

Так, Назаровским городским судом осужден за покушение на грабеж пятнадцатилетний Бойко, который пытался похитить имущество из дома матери, где жил, но ею был, застигнут во время сбора вещей. Он пытался убежать, однако был задержан. Как видно из дела, Бойко после ссоры с матерью решил уйти из дома и с этой целью стал собирать вещи, на которые, как он полагал, имел право. Суд не дал соответствующей оценки данным обстоятельствам. Кассационная инстанция Красноярского краевого суда приговор обоснованно отменила, и дело направлено на новое судебное рассмотрение Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда за второй квартал 2002 год» от. 04.12.2002 // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2002.- № 1. -С. 11..

При уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает ответственность виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает ответственность меньше. В отношении взрослых устанавливаются смягчающие и отягчающие обстоятельства в ином порядке.

Смягчающими обстоятельствами при совершении подростками преступлений являются: чистосердечное раскаивание, совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения, совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных и иных обстоятельств. Также смягчающим обстоятельством является наличие в деле взрослых подстрекателей.

Уголовно-процессуальное законодательство предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на следующие обстоятельства: возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, причин и условий, способствующих совершению преступления несовершеннолетним; наличия взрослых подстрекателей Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия. // Российская юстиция. - 2002. - № 9. - С. 31..

Приняв решение о назначении наказания несовершеннолетнему, суд должен обсудить вопрос о виде наказания и возможности повлиять на его поведение без применения лишения свободы. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 11 в редакции от 21 декабря 1993 года «О практике назначения судами РФ в наказания в виде лишения свободы» обязал суды при назначении наказания несовершеннолетним подсудимым в полной мере использовать представленные законом возлагается для применения к ним видов наказания, не связанных с изоляцией от общества Леоненко В.В. Судебное производство по делам о преступлениях несовершеннолетних. -Киев: Юридическая литература, 1987. - С. 101..

Можно сделать вывод о том, что особенности назначения наказания несовершеннолетнему направлены на углубленное изучение совершенного преступления, данных о личности виновного, его роли в совершения преступления.

Другой стороной применения наказания является освобождение от уголовной ответственности. Освобождение от наказания делится на три вида:

- освобождение до начала его отбытия с применением мер воспитательного характера (ч.1 ст.92 УК РФ);

- освобождение до начала его отбытия с помещением осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч.2 ст.92 УК РФ);

- освобождение от дальнейшего отбытия наказания (ст. 93 УК РФ).

Освобождение с применением мер воспитательного воздействия применяется к преступлениям небольшой или средней тяжести, когда понятно, что принудительных мер воспитательного воздействия будет достаточно. Второй вид освобождения от наказания применяется за преступление средней тяжести, но видно, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Специальными воспитательными учреждениями для несовершеннолетних являются спецшколы и специальные профессионально-технические училища полуоткрытого типа. В лечебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые и др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости. И третий вид освобождения от наказания применяется тогда, когда несовершеннолетний для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного ему судом наказания (ч.1 ст.79 УК РФ).

Особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в УК РФ являются сроки давности и сроки погашения судимости несовершеннолетних. УК РФ вдвое сокращает сроки давности привлечения к уголовной ответственности и сроки давности обвинительного приговора. По истечении этих сроков осужденный по неисполненному приговору освобождается от наказания Скрябин М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним. -Казань: Казанский Университет, 1998. - С. 89..

Сроки давности зависят от тяжести преступления и одинаковы по продолжительности для каждой категории преступлений. С учетом этого сроки давности для несовершеннолетних составляют: при совершении преступления небольшой тяжести - один год; при совершении преступления средней тяжести - три года; при совершении тяжкого преступления - пять лет; при совершении особо тяжкого преступления - семь лет и шесть месяцев.

Для несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы, установлены льготные по сравнению с совершеннолетними сроки погашения судимости. Они составляют: для преступлений небольшой и средней тяжести судимость погашается по истечении одного года с момента отбывания наказания, а для тяжких и особо тяжких преступлений - по истечении трех лет с момента отбывания наказания (ст. 95 УК РФ).

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних Аликперов Х. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних. // Законность. - 1999. - № 9. - С. 11..

Таким образом, особенности ответственности несовершеннолетних имеют объективно-субъективную основу и призваны максимально содействовать достижению целей уголовной ответственности и влиять на ресоциализацию несовершеннолетних путем применения к ним специфических, по сравнению со взрослыми, мер психолого-педагогического характера.

2.2 Виды наказания несовершеннолетних

Учитывая цели наказания несовершеннолетних ст. 88 УК РФ определяет соответствующие виды наказаний для них. Анализируя виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним с наказаниями, установленными в ст. 44 УК РФ для лиц, достигших к моменту совершения преступления совершеннолетия видно, что к несовершеннолетним не применяются: лишение специального, воинского и почетного звания; ограничения по военной службе; конфискация имущества; смертная казнь. Это обусловлено тем, что эти виды наказаний неприменимы к несовершеннолетним из принципиальных соображений, объясняемых как спецификой преступлений, или совершаемых, так и особенностями целей, стоящих перед наказанием в отношении несовершеннолетних преступников.

Видами наказания для несовершеннолетних являются:

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение свободы;

- лишение свободы на определенный срок.

Таким образом, из тринадцати видов наказаний, предусмотренных в УК РФ для всех видов осужденных, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только шесть, которые в большей степени отвечают возрасту таких лиц, их статусу в обществе и реальным возможностям исправительного на них воздействия. Особенностями наказаний для несовершеннолетних является сокращение видов и ограничение сроков и размеров наказаний для взрослых. Это относится ко всем шести видам наказаний.

Суд при назначении наказания должен глубоко проанализировать обстоятельства дела, учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным. Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры не смогут достичь целей наказания.

Интересна по своему содержанию статья Ю. Модецкого под названием «Уголовный закон к несовершеннолетнему должен быть гуманен», где автор анализирует нормы уголовного наказания и практики их применения в отношении несовершеннолетних. Ю. Модецкий пишет, что по большинству дел такие принципы уголовного закона, как равенство граждан перед законом, справедливость, гуманизм, а также общие начала назначения наказания, далеко не всегда соблюдаются при вынесении приговора Модецкий Ю. Уголовный закон к несовершеннолетним должен быть гуманен // Российская юстиция. - 2001. - № 12. - С. 54..

Из видов наказания, которые суд в соответствии с законом может назначить несовершеннолетним, четыре относятся к основным: обязательные работы, исправительные работы, ограничение и лишение свободы. Два вида наказания - штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью - относятся к группе смешанных видов наказания и могут назначаться как основные или дополнительные в зависимости от того, в каком качестве они указаны в статьях УК.

Штраф, согласно ст. 88 УК РФ, назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Согласно ст. 87 УК РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 14 лет. Как правило, перед судом предстают подростки неработающие, не имеющие никакого имущества. Дело в том, что у несовершеннолетних даже в возрасте от 16 до 17 лет возможности заплатить штраф, как правило, ничтожны. В отношении же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет назначение штрафа практически вообще не имеет смысла.

Вот один пример из судебной практики. Несовершеннолетний Кленьшин по предварительному сговору с Желтовым совершил кражу имущества с дачи Воробьева в начале февраля 1997 года. Затем в ночь на 1 марта 1997 года в группе с Желтовым, Солодовниковым и Поляковым совершили кражу имущества с другой дачи. Суд назначил наказание в виде штрафа в размере заработной платы за время - один год, при этом не принял во внимание положение ст. 88 УК РФ о том, что несовершеннолетним назначается штраф в размере заработной платы за период от двух недель до шести месяцев. Поэтому наложенный ранее размер штрафа на Кленьшина подлежит снижению до суммы заработка до шести месяцев Судебная практика к уголовному кодексу РФ.Под. ред. В.М. Лебедева - М.:Спарк, 2001. - С. 367..

Обязательные работы в соответствии со ст. 88 УК РФ назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. При этом продолжительность данного вида работ несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день. Обязательные работы могут быть выполнены по благоустройству городов и поселков. Очистке улиц и площадей, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные и другие подобные работы, не требующие особой квалификации.

Исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему на срок до одного года. Исправительные работы не могут назначаться менее чем на два месяца. В то же время надо иметь в виду, что возможность назначения исправительных работ также ограничена возрастом несовершеннолетнего и самим видом и характеристикой данной меры наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет, поскольку прием таких лиц на работу ограничен. Кроме того, в настоящее время виден избыток рабочей силы, в силу чего устройство на работу таких лиц практически невозможно. Кроме того, заработок несовершеннолетних невысокий из-за отсутствия у них квалификации и опыта работы. И все же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних, когда имеется такая возможность, вполне оправдана как альтернатива лишению свободы, дана за преступления средней тяжести, если преступление совершено впервые.

Еще одним видом наказания является лишение права заниматься определенной деятельностью. Здесь не упоминается о ст. 47 УК РФ, где говорится о запрещении занимать определенные должности, потому что несовершеннолетние в силу своего возраста какие-либо должности не занимают. К несовершеннолетним применяется такой же срок запрещения заниматься определенной деятельностью, как и для взрослых. Этот срок составляет пять лет для основного наказания и три года для дополнительного. Обычно эта мера наказания назначается несовершеннолетним в возрасте 16-17 лет, которые юридически в праве заниматься легальной деятельностью. Например, торговлей газетами, мороженым Уголовное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.И. Ветров, Ю.И. Ляпунов. -М.:Новый юрист, 2005. - С. 314..

Основным видом наказания является ограничение свободы. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Такой вид наказания как лишение свободы на определенный срок назначается несовершеннолетним на срок не свыше десяти лет, минимальный - шесть месяцев. Отбывается оно в воспитательных колониях общего и усиленного режимов. Первый вид таких колоний предназначен для отбывания наказания несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые к лишению свободы, и несовершеннолетних женского пола (независимо от того, осуждались ли они ранее к лишению свободы). Второй - для отбывания наказания несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В обоих видах воспитательных колоний устанавливаются следующие условия отбывания наказания: обычный, облегченный, льготный, строгий.

Суд при определении отбывания наказания в воспитательно-трудовой колонии не решает о виде исправительно-трудовой колонии, в которую осужденный должен быть переведен для дальнейшего отбывания наказания по достижении совершеннолетия. По достижении осужденным восемнадцатилетнего возраста суд с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного решает вопрос о виде колонии, в которой осужденный продолжит отбывать наказание. Осужденные, достигшие совершеннолетия, переводятся из воспитательно-трудовой колонии в исправительно-трудовую колонию для дальнейшего отбывания наказания. Осужденные, содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима, переводятся в исправительно-трудовую колонию общего режима, содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима - в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления. Осужденные, достигшие совершеннолетия, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими двадцати одного года. При этом должны учитываться данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания. Средствами исправления и перевоспитания несовершеннолетних являются: режим, общественно-полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательное обучение. Все эти средства применяются комплексно.

К сожалению, отсутствует должное внимание в работе с родителями правонарушителей. Как известно, поведение несовершеннолетнего после освобождения из воспитательно-трудовой колонии во многом зависит от обстановки в семье, куда он возвращается. И хотя подразделения по делам несовершеннолетних ведут большую работу с родителями правонарушителей, но после осуждения подучетного лица внимание инспекторов к семье ослабевает.

Еще А.С. Макаренко, оценивая деятельность колоний для несовершеннолетних, отмечал, что возможности их ограничены, «так как детская колония может обладать очень небольшим пучком влияний, идущих от всех элементов общества и наследственности» Советское уголовное право. Общая часть. / Под ред. Г.А. Кригера. - М.:Прогресс, 1988. - С.278. .

Данная оценка справедлива по отношению к подразделениям по делам несовершеннолетних и к любому другому субъекту профилактики, входящему в систему органов МВД.

Учитывая при назначении наказания несовершеннолетним особую важность достижения воспитательных целей, суд, согласно ст. 88 УК РФ, может дать органу, исполняющему наказание, указание об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Можно сделать вывод о том, что все перечисленные наказания носят декларативный характер, поскольку многие из них могут применяться лишь к работающим и имущим несовершеннолетним. А учитывая, что эта категория лиц занимается в основном квалифицированным воровством, которое отнесено к разряду тяжких преступлений, суды вынуждены применять к ним условное осуждение и лишение свободы См.: Приложение 1.. А во многих таких же случаях взрослые преступники получают более мягкие виды наказаний, поскольку применение к ним штрафа, исправительных работ не связано с наличием у них имущества, работы и не ограничивается возрастным цензом.

А в случае, если несовершеннолетний совершил повторное аналогичное по тяжести преступление, то его автоматически направляют в места лишения свободы. В то же время взрослому лицу, осужденному ранее к более мягким видам наказания, снова может быть назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

Примером несоразмерно строгого наказания является дело Олонецкого районного суда Республики Карелия. В 1999 году этим судом была осуждена девятиклассница, 16-летняя девочка, которая из квартиры своей подруги похитила кое-что из одежды. Приговор был об условном лишении свободы. Через полгода эта ученица за кражу вещей снова у этой же подруги была осуждена к трем годам лишения свободы с отменой условного осуждения, под амнистию она не попала Модецкий Ю. Уголовный закон в несовершеннолетним должен быть гуманен // Российская юстиция. - 2001. - №12. - С. 54..

В данном примере приговор об условном осуждении являлся единственным возможным. Мы видим несовершенство законодательства и поломанную судьбу девочки. Ведь взрослому лицу за кражу брюк у товарища было бы назначено более легкое наказание.

Но иногда к несовершеннолетним назначаются неоправданно мягкие наказания. Так, находившийся в нетрезвом состоянии семнадцатилетний Ш., встретив на улице двух незнакомых женщин, у одной из которых на руках была маленькая дочь, совершил злостное хулиганство. Он набросился на женщин, ударил по голове ребенка и нанес беременной удары по животу и лицу. После чего Ш. оказал сопротивление с применением насилия прибывшему на место происшествия работнику милиции, разбил ему губу и скрылся. До этого Ш. состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Суд приговорил Ш. к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора Курс российского уголовного права:Общая часть / Под ред. В.И. Кудрявцева, А.В. Наумова.- М.:Спарк, 2007. - С. 487..

Из этих двух примеров видно, как несправедливо применялось наказание. Поэтому существующая система уголовного наказания несовершеннолетних должна быть подвергнута усовершенствованию. Например, ввести новые виды наказаний, которые реально можно применить к впервые нарушившему закон несовершеннолетнему, независимо от его возраста, работы и имущественного положения.

2.3 Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним

Уголовная ответственность несовершеннолетних граждан, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет, имеет ряд особенностей. Прежде всего, это возможность вместо наказания применять к ним принудительные меры воспитательного воздействия. Такие меры могут применяться только в случае, если несовершеннолетний впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести и его исправление может быть достигнуто с помощью воспитательных мер.

Законодательства всех стран, где создана и действует судебная система по делам несовершеннолетних, предусматривают применение к несовершеннолетним принудительных воспитательных мер.

Назначение таких мер судом определено, как правило, тремя общими условиями: возрастом несовершеннолетнего подсудимого, степенью тяжести совершенного им правонарушения и его последствий, уровнем так называемой воспитуемости подростка-правонарушителя, позволяющим суду в конкретном случае отказаться от уголовного наказания.

Принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Главное отличие этих мер от наказания отличается в том, что они не влекут за собой судимости.

Судам также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетним одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия содержит четыре принципиальных положения:

- если речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившем преступление;

- преступление должно быть небольшой тяжести (ч.2 ст.15 УК РФ);

- преступление должно быть средней тяжести (ч.3 ст.15 УК РФ);

- данная норма не указывает кем (каким органом, должностным лицом), эти меры могут быть назначены. Так, освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно, только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства Преступления и наказания в Российской Федерации: Популярный комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Отв. ред. А.Л. Цветикович, А.С. Горелик. М.:БЕК, 1997. - С. 385..

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетними назначаемой ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд в праве избрать в отношении несовершеннолетних любую из мер воспитательного воздействия, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

При применении мер воспитательного характера на несовершеннолетнего оказывается воздействие путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки поступка, недопустимости общественно опасного поведения.

Следовательно, принудительные меры воспитательного характера являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство, это определяет их различную правовую природу. Эти меры не делятся на основные и дополнительные виды.

Ст. 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст. 91 УК РФ.

Предупреждение состоят в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Несовершеннолетние предупреждаются, что в случае совершения нового преступного деяния он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден. Эта мера воздействия имеет два значения: воспитательное и правовое. Предупреждение будет эффективным только в том случае, если несовершеннолетний поймет и оценит свое правонарушение.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без согласия), либо на специализированный государственный орган, в частности на инспекции по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетних и контролю за его поведением. Примером воспитательного воздействия на несовершеннолетнего с помощью инспекторов по делам несовершеннолетних является их участие в организации занятости несовершеннолетних. Они трудоустраивают подростков, вовлекают их в полезную работу, устраивают в спортивные секции Никитин А.Ф. Ответственность несовершеннолетних. М.:Юридическая литература, 1980. - С. 81..

А обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права. Согласно ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей. То есть ответственность за своих детей - это прямая обязанность каждого родителя. А применение принудительной меры должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка и усилению контроля над свободным временем подростка. Но эта мера преемственна лишь тогда, когда родители или лица, их заменяющие, имеют влияние на подростка и могут осуществлять за ним повседневный контроль. В ином случае принудительные меры воспитательного воздействия в семье утрачивают смысл.

На несовершеннолетнего может быть возложена обязанность загладить причиненный вред с учетом имущественного положения виновного и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного выступления. Например, группа подростков в ночное время проникла в помещение детского сада, устроила погром в помещении спальни и столовой, похитила телевизор и продукты питания и повредила картину известного художника. Суд возложил на подростков, имевших самостоятельные заработки, обязанность навести порядок в помещении детского сада, вернуть похищенный телевизор и оплатить стоимость продуктов питания и работу реставратора.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты