Рефераты

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег

p align="left">зачисление денежных средств на счета в банках и иных кредитных учреждениях; заключение сделок купли-продажи с надлежащим документальным оформлением; операции по обмену валюты и другие. С другой стороны, приобретение товаров народного потребления в магазинах розничной торговли не требует какого-либо декларирования источника происхождения денежных средств, а посему считаться легализацией не может.

__________________________________________________________________________________________________________

1 Л.Д. Гаухман «Квалификация преступлений : закон,теория,практика» -М.: ОА «Центр Юр ИнфоР» 2005г

2 Сабитов Р. А. «Теория и практика квалификации уголовно-правовых деяний»Учеб.пособие -

М.: Изд-во МГУ, 2003г

В соответствии со статьей 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»:

1. Совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего

Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион рублей.

В такой редакции статья 174 УК РФ вступила в силу 21 июля 2004 года и ряд ее положений является новым для российского законодательства, в связи с чем ее текст содержит ряд требующих детальной конкретизации понятий.

Хотя различные международные акты полагают уголовно наказуемым отмывание только таких средств, которые приобретены в результате совершения преступления, отечественный законодатель посчитал необходимым криминализировать легализацию и незаконных доходов. Поэтому несмотря на то что некоторые ученые считают легализацию незаконно (но не преступно!) полученного имущества не обладающей общественной опасностью, необходимой для признания данного деяния преступлением (а это влечет отказ в преследовании по ч. 2 ст. 14 УК РФ (малозначительность деяния)), большинство исследователей совершенно обоснованно полагают, что к ответственности по ст. 174 УК РФ могут быть привлечены и те лица, которые используют в сделках именно имущество, приобретенное преступным путем. Указание на преступность означает, что имущество, о котором идет речь в комментируемой статье, может быть приобретено не только, скажем, в результате незаконной предпринимательской деятельности, уклонения от уплаты налогов либо хищения, но и иным неправомерным путем.

Основным непосредственным объектом преступления являются отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений и т.д. Указанные отношения являются непосредственными дополнительными объектами рассматриваемого состава преступления.

Объект преступления материализуется в предмете преступного деяния. Последний представляет собой материальное выражение сущности тех охраняемых уголовным законом общественных отношений, на которые совершено посягательство, то есть само воздействие на предмет и есть преступное деяние. В качестве предмета преступления ответственность за которое предусмотрена статьей 174 УК РФ выступают денежные средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные, права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Российской Федерации или за ее пределами заведомо (для легализующего) преступным путем. Предметом рассматриваемого преступления являются: На основании вышеизложенного и в соответствии с действующим законодательством появляется возможность ограничить предмет преступления по ст. 174 УК законодательными рамками. Необходимость придания правомерного вида происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными средствами, иным имуществом или правами на него возникают: при совершении финансовых операций с денежными средствами, ценными бумагами и иными финансовыми инструментами; когда законодательством установлен государственный контроль по регистрации прав и сделок с определенным видом имущества -возникает необходимость в легализации денежных средств, выступающих в качестве средства платежа, либо конкретного вида имущества, полученного незаконным путем и подлежащего государственной регистрации. Причем, применительно к имуществу, не только за объектами, подлежащими налоговому контролю, но иными его видами, для которых установлена обязательная государственная регистрация. Например, для недвижимого имущества, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Предмет уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ответственность за которое установлено частью первой ст. 198 УК РФ, - комплексный, составленный из альтернативных и альтернативно сочетающихся компонентов. К ним относятся неуплаченные налог или сбор в крупном размере, каждый из которых сочетается с не представленными налоговой декларацией или иными документами, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо с представленными налоговой декларацией или иными документами, в которые включены заведомо ложные сведения. При указанном непредставлении налоговой декларации или иным документов данный компоненты являются отсутствующими, т.е. негативными, отрицательными компонентами предмета, рассматриваемого преступления и такое отсутствие должно сочетаться, как и в случаях представления налоговой декларации или иных документов, содержащих заведомо ложные сведения, с наличием неуплаченных налога или сбора в крупном размере.

Предмет преступления, ответственность за которое установлено частью 1 ст. 194 УК РФ « Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица», характеризуется двумя признаками: качественным и количественным. Первый выражается в том, что предметом является неуплаченные таможенные платежи. На основании пункта 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ «к таможенным платежам относятся:

1. ввозная таможенная пошлина

2. вывозная таможенная пошлина

3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

4. акциз, взимаемый при ввозе товара на таможенную территорию РФ

5. таможенные сборы»

Количественный признак предмета выражается в крупном размере неуплаченных таможенных платежей. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ « уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере- один миллион пятьсот тысяч рублей».1

В настоящее время государственному контролю подлежат: 1. Имущество, расходы, на приобретение которого контролируют налоговые органы, определено в ст. 86' Налогового кодекса РФ:

недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений, подлежащее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»'.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (Ст. 130ГК).

Механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

(Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы) акции открытых акционерных обществ, государственные н муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

С 1 января 2000 года на органы и уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию прав и сделок с недвижимостью, механическими транспортными средствами, ценными бумагами, культурными ценностями, золотом в слитках либо удостоверение таких сделок, возлагается обязанность уведомления налоговых органов по месту своего нахождения обо всех указанных фактах (Ст. 86 Налогового кодекса РФ).

2. Контроль за источниками денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации, - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.95 № 206 «Об утверждении положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых юридическими и физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности»,

При приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ) за деньги предоставляются:

юридическими лицами (при сделке приватизации на сумму более 500000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент определения продажной цены объекта приватизации) - справки об источниках денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации;

физическими лицами (при сделке приватизации на сумму более 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент определения продажной цены объекта приватизации) - справки о доходах.

Справки, зарегистрированные территориальными налоговыми органами, представляются в государственные органы, уполномоченные совершать сделки приватизации, при заключении договора о приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ).

В первую очередь указанные положения законодательства направлены на осуществление контроля за источниками происхождения денежных средств, которые используются для приобретения в собственность вышеперечисленного имущества. Кроме того, государственная регистрация предоставляет возможность контроля за достоверностью документов, являющихся основанием для перехода прав на такое имущество.

В целом, говоря о легализации имущества, полученного преступным путем, необходимо иметь в виду, что применять положения ст. 174 УК необходимо не только в том случае, если законодательством предусмотрено, что для легального пользования таким имуществом необходима его государственная регистрация, но и в иных случаях создания виновным лицом видимости правомерного приобретения имущества либо получения прав на него.

Рассмотрим последний вариант подробнее. В результате кражи либо иного хищения лицо становится владельцем определенного имущества (телевизора, холодильника и т.п.). Стремясь владеть указанным имуществом на законных основаниях (хотя законодательно и не требуется декларирования источников происхождения такого имущества), преступник по предварительной договоренности с работниками комиссионного магазина реализует похищенные вещи самому себе, т.е. сначала высыпает в роли комитента (в том числе и по подложным документам), а затем покупателя указанных вещей, уплачивая в пользу комиссионного магазина процент от реализации. Применительно к рассмотренному случаю, виновное лицо должно привлекаться к ответственности по совокупности статьи УК, предусматривающей ответственность за хищение, и ст. 174 УК. Работник комиссионного магазина, оказавший содействие в такой реализации, может привлекаться к ответственности по ст. 174 УК, только если ему было известно о хищении указанного имущества, либо ином незаконном источнике его происхождения.

Объективная сторона легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, как уже отмечалось, включает альтернативно шесть разновидностей действий.

Первая разновидность -- совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными заведомо преступным путем.

Понятие финансовой операции вытекает из понятия финансов как практики обращения с деньгами и управления ими. Таким образом, финансовая операция -- это любое действие (в том числе, сделка) по отношению к деньгам, являющееся элементом денежного обращения или управления деньгами1.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по-зволяет относить к финансовым операциям:

______________________________________________________________________________________________

1 Примечание: иной подход изложен в ч. 3 ст. 3 проекта Федерального Закона «О противодействии легализации...», принятого Государственной Думой ФС РФ во втором чтении, где дается нормативное определение понятия операций с денежными средствами, а не понятия финансовой операции.

I. Банковские операции1:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

5) инкассация денежных средств и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной денежной валюты в наличной и безналичной формах.

II. Сделки кредитной организации:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами по договору с юридическими и физическими лицами;

4) лизинг.

Практически все банковские операции имеют форму сделок (ст. 824, 834, 845, 886, 919, 1012 ГК РФ) и расчетов (ст. 861 ГК РФ), урегулированных гражданским законодательством РФ.

III. Все сделки, одним из предметов которых являются деньги:

1) купля-продажа (ст. 454 ГК РФ);

2) пожертвование в денежной форме (ст. 582 ГК РФ);

3) рента в денежной форме (ст. 583 ГК РФ);

4) аренда (ст. 606 ПС РФ);

5) наем жилья (ст. 671 ГК РФ);

6) подряд (ст. 702 ГК РФ);

7) выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК РФ);

8) возмездное оказание услуг (ст. 799 ГК РФ);

9) перевозка (ст. 785 ГК РФ);

10) транспортная экспедиция (ст. 801 ГК РФ);

11) заем (ст.807ГКРФ);

12) кредит (ст. 819 ГК РФ);

13) хранение (ст. 886 ГК РФ);

14) страхование (ст. 927 ГК РФ);

15) поручение (ст. 971 ГК РФ);

16) комиссия (ст. 990 ГК РФ);

17) агентирование (ст. 1005 ГК РФ);

18) коммерческая концессия (ст. 1027ГКРФ);

19) простое товарищество (ст. 1041 ГК РФ).

IV. Денежные отношения, возникающие из:

1) публичного обещания награды (ст. 1055 ГК РФ);

2) публичного конкурса (ст. 1057 ГК РФ);

3) проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

V. Физическое перемещение денежных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 18 Таможенного кодекса РФ)1.

Вторая разновидность альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, -- совершение сделок, отличных от финансовых операций, с иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем.

1 См.: Таможенный кодекс РФ (в ред. Фед. Законов от 19 июня 1995 г. и от 27 декабря 1995 г.) // Собрание Законодательства РФ. 1995. №26. Ст. 2397; Письмо ГТК РФ «О вывозе наличной иностранной физическими лицами» №01-13/3677.

Определение понятия «сделка с иным имуществом» вытекает из ранее рассмотренных понятий «иное имущество», «финансовая операция», а также из законодательных определений понятия «сделка» и понятий отдельных видов сделок, не являющихся финансовыми операциями, содержащихся в ГК РФ.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделка определяется как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с иным имуществом, отличные от финансовых операций, -- это действия граждан и юридических лиц с имуществом, отличным от денег, совершаемые с целями, определенными ст. 153 ГК РФ.

К таким сделкам следует относить:

I. Банковские операции:

1) инкассация векселей и иных ценных бумаг;

2) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

3) выдача банковских гарантий. П. Сделки кредитных организаций:

1) доверительное управление иным имуществом (не денежными средствами) по договору с физическими и юридическими лицами;

2) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ1.

III. Все виды гражданско-правовых сделок (за исключением сделок, предметом которых являются лишь денежные средства):

1) кредит (ст. 819 ПС РФ)1;

2) финансирование под уступку денежного требования (ст. 824 ГК РФ);

3) банковский вклад (ст. 834 ГК РФ);

4) банковский счет (ст. 845 ГК РФ).

IV. Перемещение через таможенную границу РФ товаров , за исключением денежных средств.

Третья разновидность альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, -- использование денежных средств, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской деятельности.

Под таким использованием следует понимать применение любого из полезных свойств (функций) денег для осуществления на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве (п. 1 ст. 2 ПК РФ). В этом случае речь идет не только об использовании денежных средств в качестве средства платежа (ст. 140 ГК РФ) для реализации целей предпринимательства, но об их использовании в качестве гарантии платежеспособности, например в целях получения кредита для осуществления предпринимательской деятельности.

Четвертая разновидность альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны рассматриваемого вида преступлений, -- использование денежных средств, приобретенных заведомо незаконным путем, для осуществления иной экономической деятельности.

Под таким использованием следует понимать применение любого из полезных свойств (функций) денег для целей деятельности, которая хотя и связана с отношениями производства, обмена, распределения (перераспределения) и потребления товаров и услуг, но не обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, понятие которой было рассмотрено ранее. Видами такой экономической деятельности, которая не является предпринимательской, можно считать любую деятельность, которая не направлена на систематическое получение прибыли. Например, не является предпринимательской экономическая деятельность некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений благотворительных и иных фондов, а также в других предусмотренных законом формах1, но при этом не преследовать в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). К числу таких некоммерческих организаций относятся, например, образовательные учреждения (в том числе, негосударственные).

Пятая и шестая разновидности альтернативных действий, составляющих содержание объективной стороны рассматриваемого вида преступлений, -- использование иного имущества (отличного от денежных средств), приобретенного заведомо незаконным путем, для осуществления предпринимательской и соответственно иной экономической деятельности.

Под соответствующими разновидностями действий следует понимать применение любого из полезных свойств вещей, не являющихся денежными средствами для целей предпринимательской или иной экономической деятельности, понятия которых были рассмотрены ранее.

Обязательным признаком всех рассмотренных видов альтернативных действий, составляющих объективную сторону легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, является совершение таких действий лишь с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Буквальное толкование данного признака означает, что соответствующие денежные средства или иное имущество, участвующие в финансовых операциях или других сделках, должны быть предварительно и незаконно, т.е. с нарушением порядка, установленного гражданским или иным законодательством, приобретены виновным (получены в результате недействительной сделки (ст. 166-181 ГК РФ), незаконной экономической деятельности (ст. 150, 153 КоАП РСФСР), присвоены как находка в нарушение положений гражданского законодательства (ст. 227-234 ГК РФ), похищены (ст. 158-162, 164 УК РФ), получены путем обмана потребителей (ст. 200 УК РФ) или самоуправно (ст. 330 УК РФ, и др.).

Исходя из буквального толкования содержания диспозиции ч. 1 ст. 174 УК РФ, соответствующие денежные средства или иное имущество должны быть незаконно приобретены до момента совершения с ними финансовых операций или других сделок.

Поскольку в диспозиции ч. 1 ст. 174 УК РФ не содержится прямого указания на последствия рассматриваемого преступления, постольку состав последнего является формальным. Однако рассматриваемое преступление следует считать оконченным лишь с момента выполнения действий, необходимых и достаточных для признания как минимум одной из совершенных виновным финансовых операций или других сделок действительной. Например, отсутствие на момент пресечения деяния нотариального удостоверения сделки или ее государственной регистрации (например, для сделки с недвижимостью) в случаях, когда это условие является обязательным (ст. 163 и 164 ГК РФ), влечет недействительность такой сделки. В этом случае не происходит легализации участвующих в сделке денежных средств или иного имущества. Такие действия надлежит квалифицировать как покушение на соответствующее преступление, если установлено намерение выполнить все действия, предусмотренные гражданским законодательством, либо как сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, при наличии признаков, указанных в ст. 175 УК РФ.

Легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем, совершаемую в формах использования указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, следует считать оконченной с момента совершения любого из действий, направленных на осуществление законной предпринимательской деятельности. Например, внесение заведомо незаконно приобретенных денежных средств в качестве вклада в уставный капитал организации.

Не могут признаваться преступлениями соответствующие финансовые операции и другие сделки, охватываемые понятием мелкой бытовой сделки (ст. 26 ГК РФ).

Объективной стороной преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ характеризуется уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем совершения альтернативно одного из двух деяний. Ими является: 1. бездействие, выражающееся в не предоставлении налоговой декларации или иных документов, когда их представление в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, или

2. действия состоящие во включении в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений.

Непредставление налоговой декларации или иных документов, когда их представление является обязательным, - это бездействие^ выражающееся в обязанности лица совершить действия - представить налоговую декларацию или иные документы при наличии возможности это сделать.

Сущность уклонения от уплаты налогов (взносов) состоит в умышленном невыполнении лицом конституционной обязанности совершить индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уклонение выражается в том, чтобы уменьшить суммы платежей или вообще избежать их. Деяние, предусмотренное ст. 198 УК РФ может быть совершено различными способами, в том числе, которые не названы: путем не предоставления декларации о доходах, либо включение в нее искаженных данных о доходах или расходах. Последний способ сопряжен с обманом работников налоговых органов. Однако первый способ, равно как и другие способы, вовсе не связаны с введением их в заблуждение, ибо не представление декларации, умолчание лица о полученных доходах, с которых следует уплатить налог, обманом не являются. Обман в форме бездействия возможен в том случае, когда обманывающий сообщает часть правдивых сведений и умалчивает о других.'

Субъектом в специальной литературе (в том числе в комментариях к УК РФ) высказываются разные мнения по поводу того, кто может быть субъектом рассматриваемого преступления:

лицо, совершившее основное преступление; лицо, содействующее легализации доходов, полученных от незаконной деятельности;

как лицо, совершившее основное преступление, так и лицо, содействующее легализации доходов, полученных от незаконной деятельности.

Нет единого подхода к указанной проблеме и на практике. Следователи в подавляющем большинстве случаев склоняются к первому варианту. Только по двум уголовным делам из числа изученных, к уголовной ответственности привлечено лицо, не совершавшее основное преступление (в г. Москве и Курской области). Более чем в 90 % случаев к ответственности по ст. 174 УК привлекаются лица, совершившие основное преступление.

Нет единства по этому вопросу и в судебной практике. Иногда подсудимым выносится оправдательный приговор именно на том основании, что субъектом ст. 174 УК РФ не может быть лицо, совершившее основное преступление.

Например, следственным управлением УВД Мурманской области как легализация незаконно приобретенных денежных средств квалифицированы действия генерального директора ЗАО «Рось-1» Зоренко, который, не имея лицензии, организовал промышленный лов рыбы и реализовал ее фирмам Дании и Норвегии, получив незаконный доход в сумме 5 миллиардов неденоминированных рублей, зачисленный покупателями на его счет. Полученные деньги он вложил в законную коммерческую деятельность своей фирмы.

Судом уголовное дело в части ст. 174 УК РФ прекращено на основании ст. 5 ч. 1 п.2 УПК РСФСР, «т.к. наступление уголовной ответственности за действия, предусмотренные данной статьей УК, предполагается не для того лица, которое приобрело имущество незаконным путем, а для иного лица, осуществ-ляющего в его интересах легализацию этого имущества». Поскольку в ст. 174 УК указание на специальный субъект отсутствует, субъектом преступления по данной статье могут быть как лица, совершившие основное преступление, так и иные лица, содействующие им в отмывании доходов, полученных незаконным путем.

Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, и желает совершить с ними в крупном размере финансовые операции или другие сделки.

Цель легализации -- придание правомерного вила владению пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, закреплена в тексте статьи 174 УК, и является обязательными признаком субъективной стороны данного преступления. Согласно п.1 ст.209 ГК собственник вправе своим имуществом:

а) владеть, т.е. реально им обладать;

б) пользоваться, т.е. извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено; по общему правилу, именно собственник получает от своего имущества плоды, продукцию и доходы;

в) распоряжаться, т.е. определять его юридическую судьбу: продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.1

Таким образом, лицо преследует цель не удовлетворения своих потребностей за счет чужой преступной деятельности и не смену незаконного владельца, а создание возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности. Данный состав не предполагает наступления общественно опасных последствий, но осознание общественной опасности действий виновным может включать представление

о наступающих последствиях и безразличное отношение к ним.

В ч. 2 ст. 174 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих при-знака анализируемого деяния: 1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (п. а); 2) лицом с использованием своего служебного положения (п. б)

Первый квалифицирующий признак имеет место тогда, когда в совершении финансовой операции или другой сделки участвовали два или более лица, заранее (т. е. до их начала) договорившиеся о совместном их совершении (ч. 2 ст. 35 УК РФ), осознававшие незаконность приобретения участвующих в такой операции (сделке) денежных средств или иного имущества. При этом предварительный сговор может существовать как между участниками с обеих сторон финансовой операции или другой сделки, так и между участниками, представляющими одну из сторон такой операции или сделки.

В случае, когда лишь один из участников рассматриваемой финансовой операции (или другой сделки) осведомлен о незаконном характере приобретения участвующих в такой операции (сделке) денежных средств или иного имущества, ответственность должна наступать (в отсутствие иных квалифицирующих признаков) по ч. 1 ст. 174 УК РФ.

Рассматриваемый квалифицирующий признак будет отсутствовать и в случае совершения односторонних сделок (п. 2 ст. 154 ГК РФ) с единственным участником, а также в случаях совершения так называемых конклюдентных сделок, когда участник второй стороны опосредуется, как правило, автоматом.

Исходя из нормативного определения предварительного сговора группы лиц, содержащегося в ч. 2 ст. 35 УК РФ, такой сговор обязательно должен возникнуть до момента совершения соответствующей операции или заключения иной сделки, т.е. до момента выполнения действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сговор, возникший между участниками рассматриваемых финансовой операции или другой сделки в процессе их совершения, на уголовно - правовую квалификацию содеянного не влияет. Такие действия также подлежат квалификации по ч. 1 ст. 174 УК РФ (при отсутствии иных квалифицирующих признаков).

Сговор, возникший между участниками финансовой операции или другой сделки, одним из которых является приобретатель имущества до момента незаконного приобретения последним предмета данной операции (сделки), при условии, что такое приобретение является результатом преступления (кражи, мошенничества, присвоения вверенного имущества и т.п.), одновременно служит признаком соучастия в таком преступлении. Подобные действия следует квалифицировать не только по п. «а» ч. 2 ст. 174 УК РФ, но и как пособничество в преступлении, в результате которого было приобретено соответствующее имущество.

Второй квалифицирующий признак характеризуемого преступления -- совершение последнего лицом с использованием служебного положения, отличается от сходного с ним признака совершения преступления должностным лицом с использованием служебного положения, ранее рассмотренного применительно к уголовно-правовой характеристике воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) и регистрации незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ). Ошибочным, по нашему мнению, является вывод о том, что легализация (отмывание) незаконно приобретенных денежных средств будет иметь место, лишь, когда субъектом данного преступления является должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации».

Лицом, которое использует служебное положение для совершения любого из деяний, предусмотренных в ч. 1 ст. 174 УК РФ, помимо должностных лиц, указанных в примечаниях к ст. 285 УК РФ, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанных в примечаниях к ст. 201 У К РФ, следует признавать любое лицо, которое кроме общих признаков субъекта данного преступления наделено любыми не должностными (или не связанными с управлением) служебными полномочиями по отношению к совершаемой финансовой операции или другой сделке. Субъектом преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 174 УК РФ, могут быть государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц (примечание 4 к ст. 285 УК РФ) либо аналогичные категории служащих в коммерческих или иных организациях: эксперты, советники, специалисты, в частности, юристы, консультанты, обладающие специальными познаниями, используемыми при совершении финансовой операции (сделки).

В этой связи под использованием служебного положения следует признавать применение лицом в целях совершения любого из деяний, предусмотренных в ч. 1 ст. 174 УК РФ, необходимых для этого знаний, умений или полномочий, обусловленных служебным статусом данного лица.

В ч. 3 ст. 174 УК РФ указаны два особо квалифицирующих признака (особо отягчающих обстоятельства) деяний, предусмотренных частями первой или второй той же статьи: 1) совершение соответствующих деяний организованной группой; 2) совершение тех же деяний в крупном размере.

Первый особо квалифицирующий признак -- совершение деяния организованной группой. Организованная группа - это устойчивое объединение двух или более лиц для совершения одного или нескольких преступлений (ч.З с. 35 УК РФ).

При расследовании преступлений, совершаемых организованной преступностью важным условием успешности расследования является налаженное взаимодействие оперативно-розыскных следственных органов МВД, ФСБ, прокуратуры, специализирующихся на борьбе с организованной преступной деятельностью, между собой, а так же с подразделениями криминальной милиции, таможенной службы. Можно отметить следующие направления взаимодействия: обмен информацией о преступных сообществах и готовящихся преступлениях, отработка ряда конкретных мер по борьбе с организованной преступностью, проведение оперативной проверки членов и лидеров преступных групп. В литературе прелагалось сочетать это взаимодействие с сотрудничеством со службами безопасности коммерческих структур, но в связи с тем, что деятельность многих коммерческих организаций пересекается с криминалом (начиная с уклонения от уплаты налогов и заканчивая отмыванием средств, добытых преступным путем), вряд ли такое сотрудничество может быть широко распространено.

Второй особо квалифицирующий признак -- совершение финансовых операций и других сделок в крупном размере -- не имеет количественного нормативного определения. Принцип законности, предполагающий, помимо прочего, - невозможность применения уголовного закона по аналогии (ч. 2 ст. 3 УК РФ), не позволяет в данном случае прямо использовать количественные критерии крупного размера, установленные для иных видов преступлений, в частности, для незаконного предпринимательства, незаконной банковской деятельности либо приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем.

При решении вопроса об отнесении размера той или иной финансовой операции или другой сделки, предусмотренной в ч. 1 ст. 174 УК РФ, к крупному, на наш взгляд, прежде всего следует учитывать качественно-количественные критерии, установленные гражданским и иным законодательством применительно к отдельным видам финансовых операций и других сделок, с которыми законодатель связывает необходимость дополнительных условий их действительности (нотариальное удостоверение, государственная регистрация). Например, договор дарения любого недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ). Аналогичные требования предъявляются к действительности договора доверительного управления недвижимым имуществом (ст. 1017 ГК РФ).

3.4. Характеристика статьи 174.1 УК РФ

В соответствии со статьей 174 У К РФ: «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»

1. Совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего Кодекса), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности -наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Объект, как и предмет преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 174.1 УК РФ, характеризуется аналогично объекту и предмету статьи 174 УК РФ.

Объективная сторона статьи 174.1 УК РФ имеет ряд отличий. Так финансовые операции и другие сделки, совершаются в крупном размере с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, что отличает этот элемент состава от аналогичного элемента статьи 174 УК РФ.

Помимо этого объективная сторона ст. 174.1 УК предусматривает в перечне уголовно наказуемых деяний использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 2 ГК РФ: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В тексте статьи 174.1 У К РФ содержится некое противопоставление предпринимательской и иной экономической деятельности. С точки зрения некоторых ученых, правомерно предположить, что под иной экономической деятельностью понимают деятельность, не относящуюся к предпринимательской.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны физического здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что под иной экономической деятельностью понимают деятельность коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций и физических лиц не являющуюся предпринимательской, однако связанную с использованием денежных средств или иного имущества.

Субъективная сторона преступления предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Цель легализации, в отличие от статьи 174 УК РФ, прямо не указана в тексте статьи, но ее можно определить исходя из наименования статьи - «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления». Лицо преследует цель создания возможностей реализовать результаты своей преступной деятельности и удовлетворить за ее счет свои потребности.

Субъектом преступления является лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста и совершающее в крупном размере финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления. Помимо этого данное лицо несет ответственность за преступное деяние в результате совершения которого данное лицо получило данные денежные средства или иное имущество.

3.5. Особенности расследования легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем

Анализ следственной практики, опросы, работников правоохранительных органов показывают, что выявление фактов легализации происходит либо в процессе документирования иных преступных действий (на стадии проведения оперативно-розыскных и проверочных мероприятий), либо при расследовании основного преступ-ления, доходы от которого в дальнейшем были легализованы. Таким образом, типичная следственная ситуация, возникающая на начальном этапе расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК, характеризуется следующими признаками:

имеются обоснованные данные, свидетельствующие о совершении преступления;

установлены лица (лицо), совершившие указанное преступление;

в результате совершенного преступления преступники получили незаконный доход в виде денежных средств либо иного имущества;

полученные денежные средства или имущество введены в легальный оборот, т.е. сокрыты истинные источники их происхождения;

в результате легализации денежные средства или имущество используются как полученные законным путем и их местонахождение (не) известно.

Таким образом, при расследовании фактов легализации определяющим является доказывание объективной стороны данного преступления, а именно: факта придания правомерного вида происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными средствами, иным имуществом или правами на него, полученными в результате совершения преступления.

Возможность привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 174 УК РФ зависит от доказанности следующих основных обстоятельств:

незаконности (преступности) происхождения денежных средств и иного имущества;

совершение действий по приданию правомерного вида происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными средствами, иным имуществом и правами на него;

осознания лицом факта незаконного происхождения денежных средств и имущества, с которыми осуществляются операции и сделки.

Доказывание перечисленных обстоятельств имеет свои особенности как относительно субъекта преступления (лицо, совершившее основное преступление, либо лицо, содействующее легализации в интересах третьих лиц), так и в зависимости от предмета легализации (денежные средства или имущество) и вида основного преступления.

Необходимость доказывания прямого умысла лица на совершение данного преступления может представлять определенные трудности лишь в отношении лиц, не совершавших основное преступление, а только содействовавших в легализации третьим лицам.

Такие доказательства могут быть получены как путем допросов проходящих по делу лиц, так и в результате использования в процессе доказывания сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, факт осознания лицом незаконного (преступного) происхождения денежных средств и имущества может быть доказан в результате анализа объективных обстоятельств совершения преступления. В частности, нарушение таким лицом действующих инструкций и правил производства финансовых операций и осуществления сделок, их заведомая фиктивность могут слоить косвенным доказательством осведомленности лица о незаконном происхождении их предмета.

В случае установления таких обстоятельств, указанные лица (после истребования с места работы их должностных и функциональных инструкций) должны быть допрошены по следующим основным вопросам:

знакомы ли, и если да, то, как давно, с лицами, в интересах которых производились операции и сделки;

известно ли им было происхождение денежных средств и имущества, являющихся предметом операций и сделок;

в связи, с чем допускались имеющиеся нарушения правил и инструкций, регламентирующих порядок проведения указанных операций и сделок;

было ли получено какое-либо вознаграждение за проведенную операцию (сделку), когда, где, в каком размере и как они могут объяснить сам факт получения такого вознаграждения.

Так, заслуживает внимания приговор Ленинского районного суда г. Курска в отношении бывшего заведующего Курским филиалом «Сбербанка» Рамазанова К.Ф., который использовал свое служебное положение для совершения противоправных финансовых операций. В августе 1997 г. он от своего знакомого Пехлецкого А.В. получил 400 тыс. рублей, заведомо зная, что они добыты мошенническим путем. В целях легализации незаконных доходов, обеспечения уклонения Пехлецкого от уплаты налогов и получения наживы в виде процентной прибыли. Рамазанов разместил эти деньги на счетах руководимого им филиала "Сбербанка" и ряда других коммерческих банков г. Курска, а также приобрел для Пехлецкого сертификаты на предъявителя. Уголовное дело в отношении Рамазанова было направлено в суд с квалификацией его действий по ст. ст. 174 ч. 3, 175 ч. 3, 201 ч. 1, 222 ч.4 УК России и он был осужден к 7 годам лишения свободы сконфискацией имущества.

В отношении лиц, совершивших основное преступление, доказанность самого факта его совершения автоматически свидетельствует о знании ими незаконного происхождения денежных средств и имущества.

3.6. Доказывание незаконности происхождения денежных средств и иного имущества

Процесс доказывания незаконности происхождения денежных средств либо иного имущества, как правило, основывается на доказательствах, собранных в ходе расследования основного преступления и потому не требует специального рассмотрения в данных методических рекомендациях в полном объеме. Однако имеются отдельные аспекты указанной проблемы, на которых следует остановиться подробнее.

Прежде всего, следует отметить, что в зависимости от предмета легализации денежные средства или имущество, процесс доказывания имеет свои характерные особенности.

Доказывание незаконных источников происхождения имущества представляется менее трудоемким процессом, поскольку любое имущество (в смысле ст. 174 УК РФ) обладает определенными материальными признаками и потому может быть достаточно просто идентифицировано.

Более сложным является доказывание незаконности происхождения денежных средств, поскольку в процессе легализации, в первую очередь для маскировки источников их происхождения, они могут смешиваться с денежными средствами, полученными законным путем.

(Считаем нужным отметить, что к числу денежных средств, полученных незаконным путем, авторы относят и денежные средства, вырученные от реализации имущества приобретенного незаконным путем.)

Например, подозреваемый может заявить, что только часть из вовлеченных в легальный оборот денежных средств была получена от преступной деятельности, либо все они имели законное происхождение.

Таким образом, в ходе расследования необходимо установить не только размер и время получения дохода в виде денежных средств от преступной деятельности, но и момент их легализации, а также размер и время получения дохода от законной деятельности (если таковой имел место). В материалах уголовного дела должно быть точно зафиксировано, какая конкретно сумма была получена в результате занятия преступной деятельностью, какая часть указанных денежных средств и каким образом была легализована, какие документы и иные данные подтверждают факт легализации. Причем такие данные должны приводиться с разбивкой по периодам, если доходы от занятия противоправной деятельностью были получены в течение длительного времени.

Достижение поставленной цели возможно путем проведения комплекса следственных действий и в первую очередь, при помощи анализа первичной финансовой документации и иных документов изъятой в ходе следствия (бухгалтерских документов, черновых записей, платежно-расчетных документов из кредитных организаций и т.д.). В ряде случаев судить о достоверности заявленных сведений не представляется возможным без специальных экономических познаний. В зависимости от объемов ле-гализованных денежных средств, а также доходов получаемых от законной предпринимательской или иной экономической деятельности и их видов, продолжительности периода легализации денежных средств следователь привлекает специалиста либо назначает проведение ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы.

На разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы могут быть вынесены следующие вопросы, условно которые можно подразделить на ряд групп:

1. Установление обоснованности оприходования и списания денежных средств и материальных ценностей. Выявление расхождений в учетных данных о приходе и расходе денежных средств и материальных ценностей.

В течение, какого периода осуществлялась предпринимательская деятельность? Каковы ее виды? Какой порядок движения денежных средств и их оприходования действовал в организации?

Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета об оприходованных денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности (указывается вид деятельности), данным, указанным в первичной документации? Привели ли указанные отклонения к завышению или занижению суммы оприходованных денежных средств?

Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета о расходах, данным, указанным в первичной документации? Привели ли указанные отклонения к завышению или занижению суммы произведенных расходов?

Соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности первичным документам по оприходованию денежных средств? На какую сумму допущено искажение показателей отчетности об объемах, полученных от предпринимательской деятельности денежных средств?

По каким хозяйственным операциям данные аналитического учета не соответствуют данным синтетического учета и отчетности?

К какому периоду относятся выявленные расхождения учетных данных о приходе (расходе) денежных средств и иных материальных ценностей?

Каковы суммарные объемы получаемых от предпринимательской деятельности денежных средств по месяцам? Каковы расходы организации за аналогичные периоды времени?

Установление наличия или отсутствия денежных средств и материальных ценностей.

Каким образом осуществлялось поступление денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности?

Своевременно ли и полно оприходовались наличные денежные средства по кассе?

Соблюдались ли требования нормативных актов по хранению, обеспечению сохранности и операциям с наличными денежными средствами? Какие нарушения были допущены? Как они повлияли на недостачу денежных средств?

Каким образом использовались сторонние денежные средства?

На какую сумму, и по каким операциям осуществлено документально неоправданное оприходование (списание) денежных средств и материальных ценностей? Когда и на какую сумму оприходованы (списаны) денежные средства и конкретные ценности по неверно составленным документам или вовсе без документов? Какова сумма неоправданно оприходованных (выданных) денежных средств?

Имеются ли факты нецелевого использования денежных средств, каковы суммы и направления их расходования? Сопоставление полученных данных (акта ревизии, заключения экспертизы) с показаниями проходящих по делу лиц позволит судить о достоверности ранее заявленных сведений.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ) и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1 УК РФ) - это противоправные, уголовно-наказуемые деяния, причинившие вред общественным отношениям, складывающимся в сфере экономической деятельности. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений и т.д.

Исследование вопросов, касающихся проблем квалификации преступных деяний по статьям 174 и 174.1 У К РФ, позволяет прийти к следующим выводам из вышеизложенного.

1. Проведенное Генеральной прокуратурой РФ обобщение следственной и судебной практики расследования нескольких категорий экономических преступлений, в том числе и легализации преступно приобретенного имущества, показало, что правоприменительная практика испытывает серьезные затруднения при попытках привлечь граждан к ответственности по ст. 174 УК РФ.

За два последних года в тех регионах, которые выборочно исследовались в Главном следственном управлении Генеральной прокуратуры РФ (14 субъектов РФ и 2 транспортные прокуратуры)^ возбуждено несколько сот уголовных дел по ст. 174 УК РФ (в Новосибирской области - 163 дела, в Нижегородской 45 и т.д.). Однако значительная часть этих дел, как сообщают прокуроры, возбуждена необоснованно, а потому прекращена; по нескольким же десяткам таких дел вынесены оправдательные приговоры. Данные о незначительном числе обвинительных приговоров и еще не прекращенных следствием уголовных дел свидетельствуют о том, что многие из решений о привлечении к уголовной ответственности вскоре будут, видимо, отменены.

Например, в одной из областей в суд направлено 28 дел, где в числе прочих обвиняемым вменялась и ст. 174 УК РФ. По сообщению прокурора этой области, во всех случаях следствием обвинения по ст. 174 УК РФ предъявлены без должных оснований. Интересно также заметить, что хотя по 80 % дел прокуроры выступали в суде и приговор по данным делам был вынесен и по ст. 174 УК РФ, в дальнейшем судебные решения в этой части были отменены по протесту вышестоящей прокуратуры. Таким образом, налицо несогласованность прокурорской практики.

По мнению юристов-практиков, сложившаяся ситуация вызвана почти исключительно грубыми упущениями разработчиков Уголовного кодекса 1997 г., что не позволяет говорить о возможности оптимизаций ситуации в этой сфере функционирования уголовной юстиции путем совершенствования методик расследования и т.п.

2. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) установлена в Российском УК достаточно недавно (в 1996 году). Причем до 1 февраля 2002 года, действовала достаточно неудачная редакция статьи 174 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за легализацию. Отсутствовует грамотно проработанная и регламентированная система противодействия легализации в различных сферах экономики. На основе существовавшего уголовно-правового запрета не было создано национальной системы противодействия легализации преступных доходов. Круг подлежащих обязательному контролю финансовых операций и соответствующие обязанности субъектов их осуществляющих не был определен, что привело к чрезвычайной сложности расследования легализации.

3. Легализация (отмывание) обладает высокой степенью латентности, которая объясняется как природой самого этого преступления, так и отсутствием четкого представления работников правоохранительных органов об этом противозаконном деянии. Помимо этого, необходимо отметить, что легализация редко причиняет ущерб интересам конкретного гражданина. Ее отрицательное влияние носит более широкий характер, что объясняет незаинтересованность граждан и организаций в передаче информации о признаках данного преступления.

4. Слабо разработана методика расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества. Это объясняется тем что количество уголовных дел возбужденных по статье 174 УК РФ сравнительно невелико, процесс расследования сложен и по многим вопросам, возникающим в ходе расследования, нет нормативного урегулирования. Решение этой проблемы видится в комплексном подходе к проблеме легализации со стороны государственных органов.

5. Несмотря на исторические прецеденты, практика легализации денег, полученных преступным путем, лишь совсем недавно была признана преступной. Ранее основное внимание правоохранительных органов концентрировалось на выявлении и пресечении корыстных преступлений и лежащих в их основе правонарушений. Современная тенденция состоит в признании уголовно наказуемыми самих действий по легализации ("отмыванию") денег независимо от существа сопутствующего преступления в иной сфере.

6. Необходимо также отметить и благоприятные изменения политической ситуации в России, по отношению к проблеме легализации преступных капиталов. Ситуация изменилась в лучшую сторону только в 2001 году с присоединением России к Страстбургской конвенции «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и последующим принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а также внесением изменений в ряд законодательных актов РФ (в первую очередь Уголовный кодекс).

Также необходимо на всей территории России установить ограничения для операций с наличными деньгами как юридических, так и физических лиц. Банки и иные финансовые учреждения обязаны идентифицировать каждого, кто заключает сделки с наличными на сумму, превышающую некую пограничную установленную сумму. Необходимо четкое правовое определение условий проведения операций с финансовыми средствами, обеспечивающих предотвращение легализации доходов от противозаконных действий, без чего невозможно осуществлять государственную контрольную функцию.

Важнейшей мерой для ограничения использования преступных доходов должна стать обязанность юридических и физических лиц документально подтверждать происхождение имеющихся у них средств при наличии сведений об их незаконности.

Кроме того, от каждого совершеннолетнего гражданина необходимо получать сведения о размере его собственности в России и за ее пределами. При этом следует подчеркнуть, что для запуска механизма декларирования доходов и расходов необходимо законодательно определить порядок его осуществления и провести регистрацию гражданами России движимого и недвижимого имущества, включая вклады и ценные бумаги (как на территории России так и за границей), стоимость которого превышает определенную сумму, при этом установить ответственность за уклонение от регистрации (не обязательно уголовную, а систему штрафов, конфискацию и т.п.). Также требует дополнительной проработки вопрос о законодательном закреплении необходимости проведения расследования в случае превышения расходов физического лица над доходами (отмена принципа презумпции невиновности при превышении расходов над доходами).

Список использованных источников

1 .Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М.: Акалис, 1996.

2. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 28 декабря 2004 года. - М.: «Издательство ЭЛИТ» 2005г.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. С алфавитно-предметным указателем. Официальный текст по состоянию на 15 февраля 1998 г. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

5. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

7. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ).

8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»( в редакции от 23.12.2003г. № 179-ФЗ)

9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ( в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 № 17-ФЗ, от 31.07.1998 № 151-ФЗ, от 05.07.1999 № 126-ФЗ, от 08.07.1999 № 136-ФЗ, от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ,, от 29.12.2004г.).

10. Закон Российской Федерации от 28.11.91 № 1948-1 «О гражданстве РФ» (с изменениями и дополнениями от 17.06.93, 06.02.95, ФЗ № 151 от 11.11.2003г., ФЗ № 127 от 02.11.04)).

11. Конвенция от 08.11.1990 ЕТS № 141 «Об отмывании? выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

12. Конвенция ООН от 20.12.1988 «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».

2. Литература

13. Амплеев С.В. Легализация незаконно полученных доходов через банковские структуры, пути ее выявления и организация борьбы с этим видом преступлений // Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М., 1997

14. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

15. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика». М-.: ОА «ЦенртЮрИнформ».2005г.

16. Диканова Т.А. Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных денег»-М.: Закон и право 2000г.

17. Есипов В.М. Использование в России западного опыта борьбы с «отмыванием» преступных доходов в сфере финансовых отношений // Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997.

18. Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.: Международные отношения, 1996.

19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. М: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998.-XXII.

20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, изм. И доп. под общей редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М. Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999.

21. Криминалистика / Под ред. А.Г. Филлипова и А.Ф. Волынского. М., 1998.

22. Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. М.: Издательствб НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.

23. Никулина В.А. Отмывание «грязных» денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001

24. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова М.: «ИНФРА-М», 1996.

25. Организованная преступность: Курс лекций- СПб: Питер, 2002г.

26. Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей / Под редакцией И.Н. Кожевникова. М.: Издательство «Спарк», 1999.

27. Сабитов Р.А. «Теория и практика квалификации уголовно-правовых дейний» Учебное пособия-М.: Издательство МГУ, 2003г.

28. Сабитов Р.А., Пищулин В.Г. Налоговые преступления :уголовно-правовые и криминологические аспекты /Челяб.Гос.ун-т Челябинск 2001 г.

29. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: Опыт, проблемы, перспективы: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты