Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Уголовно-правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 История возникновения, развития и современное состояние института уголовной ответственности за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
§ 1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
§ 2 Общая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 229-233 УК РФ
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
§ 1 Понятие и юридический анализ элементов составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 228-228.2 УК РФ
§ 2 Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.
Важнейшим этапом регулирования правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, стало принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон вступил в действие 16 апреля 1998 г. Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.
Указанный Федеральный закон установил правила оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, определил, что все наркотические средства и психотропные вещества должны быть определены в соответствующие Списки, которые утверждаются Правительством РФ.
30 июня 1998 года Правительством РФ было принято Постановление "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" от 30 июня 1998 г. N 681, которое сыграло очень важную роль в усилении контроля за оборотом наркотиков.
Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые люди - питательная среда для преступности. Так, на черном рынке Москвы при разовой дозе около 0,1 г: 1 г героина стоит 150 долл., 1 г кокаина - 200 долл.; при дозе около 0,5 г: 1 г опия - 30-50 руб.; при дозе около 0,2 г: 1 г гашиша - 40-80 руб.; при дозе около 1 г: 50 г марихуаны - 200-400 руб.; при дозе 1-2 табл.: 1 таблетка экстази - 30 долл. Нетрудно подсчитать, сколько денег нужно наркоману, чтобы ежедневно покупать 2-3 необходимые для него дозы. Поскольку такие деньги есть далеко не у каждого, остается единственный путь их приобретения - криминальный. Кроме того, торговля наркотиками приносит огромную прибыль для контролирующей эту сферу организованной преступности. Достаточно сказать, что в Таджикистане 1 г героина стоит около 10 долл., а в Москве - уже в 15 раз больше. После "отмывания" наркоденьги вливаются в легальный бизнес.
Серьезной проблемой современной России является немедицинское употребление наркотических средств (далее - НС) и их незаконный оборот. Темпы наркотизации общества приобрели глобальные масштабы, создали угрозу целостности российского генофонда и безопасности государства. По экспертным оценкам более двух третей лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества, имеют возраст до 30 лет. Из года в год набирает темпы подростковая и школьная наркомания. Будучи известными человечеству с давних времен, наркотики и прочие одурманивающие вещества существовали как элементы быта или различных субкультур. С первой четверти прошлого века наркотики применялись, в основном, как средства обезболивания. Позднее они завоевали популярность в немедицинской сфере, пугая общественность примерами тяжелого пристрастия, которое возникает у их поклонников.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в настоящее время в условиях активного распространения наркомании и роста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков[26, с. 54], огромное значение имеет правильное применение уголовно-правовых норм действующего законодательства, предусматривающих ответственность за совершение этих преступлений.
Цель дипломной работы - дать уголовно-правовую характеристику преступлении, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи дипломной работы:
1) Раскрыть историю становления и развития института уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
2) рассмотреть уголовно-правовую характеристику и провести юридический анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.2 Уголовного кодекса РФ,
3) дать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных ст. 229-233 Уголовного кодекса РФ,
4) проанализировать проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
При написании дипломной работы были использованы нормы международно-правовых документов, Конституции РФ, Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФЗ РФ от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" и др., научные комментарии, монографии, учебная литература, научные публикации в периодических изданиях, материалы судебной практики.
Структура дипломной работы следующая: она состоит из введения, трех глав, разделенных на три параграфа, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 История возникновения, развития и современное состояние института уголовной ответственности за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
§ 1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо, прежде всего, социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер.
Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и, наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Как видим, развитие системы контроля над оборотом наркотиков и усиление борьбы с их незаконным распространением происходило постепенно. Сфера контроля расширялась с принятием каждого нового международно-правового договора и изменениями в характере потребления наркотиков в разных зонах мира.
В 1961 году на конференции в Нью-Йорке был выработан действующий ныне многосторонний международный договор о наркотических средствах -- Единая конвенция о наркотических средствах (вступила в силу в 1964 г.). Прежде всего, она должна была заменить документы, принятые ранее, на протяжении более полувекового периода, упорядочить сложившуюся систему международного контроля, привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическими изменениями. Необходимо было также создать эффективную систему контроля за производством сырьевых продуктов (опийного мака, необработанного опиума, листьев коки и каннабиса) [3, с. 54].
Единая конвенция состоит из 51 статьи и 4 Списков наркотических средств, распределенных в зависимости от применения к ним режима контроля.
Система международного контроля над оборотом психотропных веществ установлена ныне действующей Венской конвенцией о психотропных веществах, принятой в 1971 году.
Названная Конвенция состоит из преамбулы, 433 статей и прилагаемых перечней веществ (Списки I, II, III и IV), в отношении которых установлены различные режимы контроля. Комиссия по наркотическим средствам пришла к выводу о необходимости установления четырех режимов контроля, которые должна определять ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) с последующим утверждением Комиссией по наркотическим средствам [2].
Венская конвенция требует, чтобы стороны имели систему инспекций, охватывающую своим надзором изготовителей, производителей, импортеров и экспортеров, оптовых и розничных распределителей психотропных веществ, а также медицинские и научные учреждения, использующие такие вещества. Разработанная в Конвенции система регулирования международ- ной торговли предусматривает возможность запрещения и ограничения импорта и экспорта психотропных веществ (ст. 13).
Существенное значение имеют статьи Конвенции, касающиеся борьбы с незаконным оборотом психотропных веществ, которая должна осуществляться при тесном международном сотрудничестве, но «с должным учетом своих конституционных, правовых и административных систем» (ст. 2).
В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ на состоявшейся в 1988 году под эгидой ООН международной конференции был принят очередной в этой области документ -- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Она не отменяет действие Конвенций 1961 и 1971 годов. В отличие от ранее принятых документов, положения новой Конвенции, состоящей из 34 статей, направлены преимущественно на повышение эффективности международно-правовых мер по пресечению международной торговли указанными средствами и веществами и обеспечению неотвратимости наказания преступников [33, с. 432].
К числу преступных Конвенция 1988 года относит следующие деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами: их производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажу, поставку на любых условиях, переправку, транспортировку, импорт или экспорт, а также культивирование опиумного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотиков. Подлежат наказанию и публичное подстрекательство или приобщение других лиц к совершению указанных противоправных деяний и вступление в преступный сговор в целях их совершения (ст. 3 «Правонарушения и санкции»). Предусмотрены в этой же статье отягчающие вину обстоятельства: организованная группа, применение оружия, насилия, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ранее имевшая место судимость, особенно за аналогичное правонарушение. Имеется и установление о том, что государства в необходимых случаях могут устанавливать длительные сроки давности наказания за предусмотренные в Конвенции и указанные выше преступления [1].
Во всех этих международных актах был определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.
Российская Федерация участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Сразу же отметим, что Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 134-ФЗ в Федеральный закон № З ФЗ внесены изменения, которые вступили в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона [6, ст. 3748].
Помимо этого Федерального закона для повышения эффективности борьбы с наркоманией в РФ были приняты и в настоящее время действуют следующие нормативно-правовые документы:
1) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и
ядовитых веществ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 (с изм. от 6 февраля 2004 года) [18, ст. 1350].
2) Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и IIКонвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930 (с изменениями от 31 июля 1998 года) [19, ст. 4122].
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 864 настоящее постановление признано утратившим силу в части утверждения квоты на ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию наркотических средств [17, ст. 3909].
3) Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. N 284 [16, ст. 1771].
4) Положение о Постоянном комитете по контролю наркотиков, утверждено Минздравом РФ 25 декабря 1992 г. [20]
5) Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007 г. N527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" [11. ст. 4310].
Значительное распространение в последние годы незаконного потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, рост числа острых отравлений ими, предопределили необходимость принятия мер для дальнейшего развития соответствующей службы аналитической диагностики, подготовки квалифицированных кадров врачей клинической лабораторной диагностики, разработки и усовершенствования современных методов определения веществ, вызывающих наркотическое опьянение.
С целью дальнейшего развития и совершенствования указанных направлений деятельности 5 октября 1998 года Минздрав РФ принял Приказ "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека", которым вводилась в действие с 01.11.98 года унифицированная программа повышения квалификации по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" для врачей и провизоров, работающих в области аналитической токсикологии наркотических средств, психотропных и других токсических веществ [21].
14 июня 2002 г. Правительство приняло Постановление N 423 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ", которое определяет порядок лицензирования деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляемой государственными унитарными предприятиями[15. ст. 2455].
21 июня 2002 г. Правительство приняло Постановление N 454 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", которое устанавливает порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами [14. ст. 2597].
Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, дополняют и Указы Президента РФ, посвященные этим вопросам.
Так, в Указе Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, в соответствии со статьями 80 и 112 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
6 июня 2003 г. Президент подписал Указ N 624 "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", которым было утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и структура его центрального аппарата [9. ст. 2198].
Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [10, ст. 2197].
Основным среди перечисленных нормативно-правовых документов является Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, поскольку в этом документе впервые дан исчерпывающий список веществ, относящихся к числу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
До недавнего времени такого перечня, утвержденного Правительством РФ, не существовало, и судебная практика была вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ [31].
В связи со сложившимся ранее подходом возникал вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях указанного Постоянного комитета относительно видов наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте.
Единственным правовым обоснованием, как представляется, могло быть только то обстоятельство, что Российская Федерация является участником международных конвенций и, в соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы"[4].
Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны были признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по контролю наркотиков, не предусматривались в конвенциях, то их нельзя было рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно, их незаконный оборот не мог влечь уголовной ответственности по УК РФ.
Значение названного Постановления Правительства РФ заключается также и в том, что теперь внесение в перечень наркотических средств и психотропных веществ изменений и дополнений осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Тем самым устранено противоречие, имеющее принципиальное значение в правоприменительной практике и состоявшее в том, что перечень названных веществ, а вместе с ним и вопрос о привлечении к уголовной ответственности, решался в соответствии с рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России, который не обладает статусом государственного органа.
Таким образом, в настоящий момент перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен утверждаться Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и в области внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на обилие соответствующих актов, регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их применением вести непросто.
Наибольшие сложности возникают с определением самого предмета оборота - наркотических средств и психотропных веществ [39. с. 581].
Согласно ст.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.[8, ст. 219]; психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.; прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее -прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации).
В отношении препаратов законодательством предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.
Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Согласно статье 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее -Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I);
Очевидно, что это наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые запрещены для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.); список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II);
Очевидно, в этот список частично включены наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые одновременно являются и наркотическими лекарственными средствами (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.); список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III); список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV).
Далее отметим, что оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список I, могут использоваться:
а) в научных и учебных целях юридическими лицами при наличии лицензий на виды деятельности, связанные с использованием конкретных наркотических средств и психотропных веществ;
б) в экспертной деятельности или для их идентификации юридическими лицами при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии;
в) в оперативно-розыскной деятельности при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность без лицензии (ст.34-36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных ст.34 - 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Федеральным законодательством утверждена в Российской Федерации государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
Положение, имеющее принципиальное значение, прежде всего, для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, заключается в следующем. Согласно ст.40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах до недавнего времени не был разрешен.
Это было оценочное понятие, и в каждом конкретном случае судебно-следственные органы должны были принимать решение самостоятельно. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" было сказано следующее: "Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре"[42]. Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем заключении от 4 июня 1997г. рекомендовал признавать крупными следующие размеры наркотических средств (в граммах): 1. Марихуана высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500; 2. Гашиш 0,1-100; 3. Смола каннабиса 0,05-40; 4. Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.) 0,1-10 (10-1000 табл. по 0,01 г); 5. Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 0,1-10; 6. Солома маковая: высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250; 7. Морфин (основание и соли) 0,01-1 (от 1 до 100 ампул 1% р-ра); 8. Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) до 0,005; 9. Кодеин (основание и соли) 0,2-10 (12-14 табл по 0,015 г.) (660 табл по 0,015 г); 10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ) 0,01-1; 11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) до 0,0001 и т.д.; психотропных веществ (в граммах): 1 Амобарбитал (барбамил) 0,6-30 (6-300 табл по 0,1 г); 2. Аминорекс 0,01-0,1; 3. Кетамин 0,02-1; 4. Пентабарбитал 0,6-30; 5. Фепранон (амфепрамон) 0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025 г); 6. Хальцион (триазолам) 0,00075-0,005; 7. Этаминал натрия (нембутал) 0,6-30 (6-300 табл. по 0,01 г) и т.д. Как видно из работы Постоянный комитет по контролю наркотиков 2 декабря 1998 г. (протокол N 7/69-98) принял последнюю сводную таблицу своих заключений об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте.
Как видим, минимальная величина крупного размера стала значительно ниже, но, несмотря на это безусловное принятие данных рекомендаций представляется невозможным как минимум по двум обстоятельствам.
Постоянный комитет по контролю наркотиков не является не только законодательным, но даже государственным органом, и, следовательно, его рекомендации не могут иметь юридической силы[28, с. 42].
Если следовать этим рекомендациям, то получается, что приобретение и хранение 0,1 г героина или кокаина, или 0,5 г опия, или 0,2 г гашиша, или 1 г марихуаны уже нужно считать крупными размерами и, следовательно, привлекать лицо к уголовной ответственности.
Между тем такие размеры составляют разовую дозу потребления. Поэтому Верховный Суд РФ в п. 4 Постановления от 27 мая 1998 г., проводя разграничение между хранением и перевозкой, еще раз отметил, что вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества (имеется в виду, для личного потребления) во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела.
Наконец, проблема юридического закрепления величины крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ стала решена после принятия Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 8 июля 2006 г., 4 июля 2007 г.)[12, ст. 787].
Итак, мы рассмотрели правила оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Раскрыли проблему определения крупного размера наркотических и психотропных веществ.
Далее дадим понятие незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, рассмотрим виды ответственности за осуществление такого оборота. Понятие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определяется в ст.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Согласно этому закону, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом незаконным оборот будет тогда, когда он осуществляется в нарушение законодательства Российской Федерации и, прежде всего, упомянутого Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Одни элементы этого оборота наказуемы в административном порядке, другие влекут уголовную ответственность.
Норма об административной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача была предусмотрена еще Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 мая 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Впоследствии эту норму воспринял КоАП РСФСР 1984 г., ст.44 которого гласила, что потребление наркотических веществ без назначения врача влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти рублей. В этой редакции статья действовала до 12 июля 1987 г. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. внес в названную статью изменения. Дополнительно была установлена норма об административной ответственности за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах. Санкция этой нормы предусматривала наложение штрафа в размере до ста рублей либо исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка. В исключительных случаях мог применяться административный арест на срок до 15 суток. Согласно примечанию к ст.44 КоАП РСФСР лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, а равно добровольно обратившееся в медицинское учреждение за получением медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, освобождалось от административной ответственности.
Закон РСФСР от 5 декабря 1991 г. устранил административную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача. Позже, впрочем, законодатель осознал свою ошибку: Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрел ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако норма эта, не снабженная санкцией, фактически бездействовала.
И только с 1 июля 2002 г. после вступления в силу нового КоАП РФ немедицинское потребление наркотических средств в России вновь стало административно наказуемо. Статья 6.9 КоАП РФ устанавливает, что потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача влечет по общему правилу наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на 25 срок до 15 суток. Примечание к ст.6.9 КоАП РФ сохранило возможность освобождения правонарушителя от административной ответственности при условии его добровольного обращения в лечебно-профилактическое учреждение. Предусмотрено также, что лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть добровольно направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение[5, ст. 1], в связи с чем освобождается от административной ответственности.
Основанием административной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ является наличие в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного ст.6.9 КоАП. Непосредственным объектом правонарушения является нормальное состояние организма людей, здоровье человека. Под здоровьем здесь понимается состояние полного физического и психического благополучия человека.