Рефераты

Уголовно-правовые средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности

Уголовно-правовые средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности

2

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Законодательное регулирование ОРД…………….5

1.1. История………………………………………………………….5

1.2. Современное состояние……………………………………..11

Глава 2. Анализ уголовно-правовых средств,

обеспечивающих осуществление ОРД…………………………18

2.1. Характеристика норм Общей части

УК РФ, обеспечивающих осуществление ОРД………………..18

2.2. Юридический анализ норм Особенной части

УК РФ, обеспечивающих осуществление ОРД…………………63

Глава 3. Оперативно-розыскное право……………………….70

Заключение…………………………………………………………...81

Список литературы………………………………………………….84

Введение

Принятый 13 марта 1992 г. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» легитимировал одну из «вечных» функций государства -- деятельность, с одной стороны, по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений с помощью специальных сил и средств, а с другой -- по обеспечению безопасности личности, общества и государства, опять-таки с использованием негласных возможностей. Как на фотонегативе, проявился ранее невидимый пласт достаточно самостоятельной общественно полезной деятельности правоохранительных органов и специальных служб, о которой совсем недавно многие граждане вообще ничего не знали или только смутно догадывались. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, широкая общественность была поставлена перед тем фактом, что в соответствии с российским законом допускается оперативная (тайная) проверка отдельных граждан, вторжение в их личную жизнь, ограничение ряда конституционных прав. Причем осуществляется все это не в рамках уголовно-процессуальной деятельности, а на так называемом предварительном ее этапе -- в оперативно-розыскной работе.

Предлагаемая работа по теме «Уголовно-правовые средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности» учебного курса «Уголовное право России» базируется на открытых законодательных и иных нормативных правовых актах и учебных материалах. В связи со вступлением в силу Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности утратили значимость ранее изданные в закрытых образовательных учреждениях страны учебные и учебно-методические материалы по правовому регулированию оперативно-розыскной работы, так как базой для их создания служило разобщенное ведомственное нормотворчество и ныне отмененные советские законы. Эти обстоятельства определяют актуальность выбора темы работы.

С целью осмысления и систематизации знаний по изучаемой теме учебного курса работа состоит из трех глав. В первой главе кратко рассмотрены основные исторические этапы нормативно-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Во второй главе рассмотрены не отдельные уголовно-правовые нормы, как средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности, а совокупность их свойств, объединяющих эти нормы в уголовно-правовые институты. В этой же главе уделено внимание концепции оперативного риска как одной из наиболее близких к уголовно-правовым категориям.

В третьей главе представленной работы основное внимание уделяется исследованию оперативно-розыскного права.

Глава 1. Законодательное регулирование ОРД

1.1. История.

Раскрывая тему «Уголовно-правовые средства, обеспечивающие оперативно-розыскную деятельность» невозможно обойти стороной историческое развитие нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности.

На Руси в начале возникновения государственности специального полицейского аппарата не существовало. Соответствующие функции на территории своего княжества осуществлял князь и различные его представители (княжеские вирники, мечники, писцы, тиуны, десятские и т.п.). При необходимости розыск и изобличение преступников без участия княжеских представителей мог осуществляться посредством древнего формального правила «куда приведет след, там и находится преступник», установленного первой редакцией «Русской правды» и ст. 77 «Пространной правды» («свод», «гонение следа»). Алексеев Н.Н. Русский народ и государство, 1998, М., с.635

Это предписание позволяло активно привлекать к розыску много людей, объединенных общиной.

По мере формирования и укрепления централизованного московского государства происходит развитие административно - судебных органов. Совершенствуется система розыска преступников, особенно сыскной работы, производимой по делам о государственных преступлениях и «ведомых лихих людях». Законодательное закрепление эти новшества нашли в Судебнике 1497 года - первом кодексе общерусского права. В соответствие с его нормами розыск наиболее опасных для общества преступников, осуществляемый представителями княжеской администрации (наместниками и волостелями с их помощниками), дополнялся розыском, производимым судебными органами - учреждениями более полицейскими по тому времени. Исаев И.А. История государства и права России, М., 1994, с.447

В ХV - начале XVI вв. розыск и поимка преступников стали возлагаться на представителей центральной власти - «особых обыщиков». Это были первые сыщики на Руси. Они присылались из Москвы «… в случаях умножения в какой - либо местности разбоев и татаев», а также в наиболее суровые времена, когда действия преступников приобретали такой размах, что для их пресечения возникала необходимость в применении военной силы. Исаев И.А. История государства и права России, М., 1994, с.447

Начало специальным судебно-полицейским учреждениям положил Преображенский приказ, которому в соответствие с царским указом 1702 года, передавались дела, именуемые ранее «государевыми».

В 1711 г. Петр 1 учредил институт фискалов, действовавших во взаимодействии с майорскими канцеляриями («Тайных розыскных дел канцеляриями»), основные функции которых сводились к розыску политических преступников по личному поручению императора и расследованию их деяний.

По наиболее сложным и важным делам следствие могло поручаться также особым чиновникам, выделяемым губернским начальством или даже министром внутренних дел. Иногда к этой работе подключались целые комитеты, составляемые из чинов различных ведомств, при главенствующей роли офицеров корпуса жандармов.

По делам об убийствах помещиков их крестьянами расследование производилось губернскими представителями дворянства совместно с жандармскими штаб - офицерами. Император, другие представители верховной власти могли возлагать организацию и проведение следствия на специально ими выделенных лиц. История государства и права России/ Учебник под ред. Ю.П.Титова., М., 1998, с.460

Перечисленные исторические вехи в развитии судебно - полицейских органов стали предтечей небезизвестных следственных комиссий, которые стали «наряжаться» для расследования особо опасных преступлений уже при Екатерине II.

В дальнейшем эта коллегиальная форма расследования получила самое широкое применение, что подтверждается многочисленными историческими источниками, а также событиями и фактами того периода. Так, по свидетельству И. Фойницкого, в начале XIX века производство предварительного следствия всецело лежало на полиции или на комиссиях, командируемых судами в особенно важных случаях. Это подтверждается, в частности тем, что комиссия военного суда, учрежденная при лейб - гвардии конном полку из его офицеров вместе с презусом (то есть председателем) полковником Бреверном и аудитором Масловым, выполнявшим обязанности секретаря и прокурора, две недели занимались следствием по факту получения смертельного ранения А. Пушкиным на поединке, состоявшемся 27 января 1837 г.

В параграфе 9 «Руководства по производству следствий» можно прочитать, что следственные комиссии могли быть назначаемы в особенно важных случаях судебными местами, или непосредственно, или по представлению полиции, по предложению уездного стряпчего и губернского прокурора, или же по предписанию начальника губернии. В их состав входил судебный следователь, другой член уездного суда или магистрата и чиновник местной градской или земской полиции. Начальник губернии мог сверх того отряжать в оную особого чиновника по своему усмотрению. История государства и права России/ Учебник под ред. Ю.П.Титова., М., 1998, с.460

В параграфе 6 того же источника содержится указание на то, что судебный следователь мог производить следствие один или в составе особо наряженной следственной комиссии, как старший член оной.

И хотя русскому уголовному судопроизводству уже был известен институт временных, а затем и постоянных следователей по особо важным делам при окружных судах (1860-1867-1875 гг.), производство предварительного следствия по наиболее значимым из них, вызвавших большой общественный резонанс, по - прежнему поручалось следственным и, действовавшим иногда параллельно с ними розыскным комиссиям.

Повышенный интерес для нас представляет нормативная регламентация оперативно - розыскной деятельности в ХХ веке, когда государственное устройство России претерпевало значительные метаморфозы. Однако, в ходе этих коренных изменений правовое регулирование сыскной работы, характерная для прошлого времени, отбрасывалась далеко не всегда. Новые власти в той или иной мере учитывали накопленный многовековой опыт.

Одними их первых органов сыска и расследования советского государства были розыскная комиссия и следственная комиссия Военно - революционного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, ведение следствия в которой, как правило поручалось одному лицу. Наиболее важные вопросы разрешались коллегиально членами комиссии. В случае сложности, срочности или большого объема расследования следствие могло вести несколько лиц.

На Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, состоявшейся в июне 1920 года по инициативе НКВД, был поставлен вопрос о налаживании взаимодействия путем создания единого следственно - розыскного аппарата. Но данный вопрос разрешен не был. Аргументы противников объединения сводились к тому, что слияние процессуальных и оперативно - тактических средств доказывания может неблагоприятно сказаться на объективности расследования.

Розыскные и следственные комиссии находились под гнетом тех же организационно-процессуальных проблем, которые присущи современным следственным и оперативным группам, что объясняется, по крайней мере, ведомственным разобщением соответствующих подразделений.

Розыскные и следственные комиссии в послеоктябрьский период не потеряли своего процессуально - правового значения, как надежное средство борьбы с контрреволюцией, диверсиями, саботажем и другими проявлениями антисоветского характера.

Современный или постсоветский период правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России можно назвать наиболее значительным. От правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачек на уровень законодательной регламентации. Началом является дата принятия первого Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 13 августа 1992 года, Закон «об оперативно-розыскной деятельности». - М., ЮРИСТЪ, 1992. - 25 с. открыто регулировавшего тайную работу правоохранительных органов и спецслужб России.

В указанном Законе давалось определение оперативно-розыскной деятельности, указывались ее цели и задачи, принципы, предусматривались гарантии соблюдения прав и свобод личности, давался закрытый перечень оперативно-розыскных действий, основания и условия их проведения, излагались основания и элементы порядка производства оперативной проверки, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Закон содержал исчерпывающий перечень государственных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Но характер времени, в которое данный Закон был принят все - таки наложил свой отпечаток на этот нормативный акт. В Законе отразились противоречия, присущие специфическому, в основном негласному виду деятельности государства так называемому «смутному» времени. В Законе содержалось большое количество бланкетных отсылочных юридических норм, ряд положений носил декларативный характер.

12 августа 1995 года был принят новый, ныне действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». - Н.: ТОО «ЮКЭА», 1995. - 240 с.

, который составляет одну из важнейших звеньев системы законодательства, регулирующей оперативно-розыскную деятельность и уголовно-правовые средства, обеспечивающие ее осуществление.

Итак, рассматривая в настоящем параграфе историческое развитие нормативного регулирования оперативно-розыскной деятельности мы одновременно проследили как на различных исторических этапах российского государства возникла и развивалась сыскная работа. Видно, что в России на протяжении многих веков совершенствовалось законодательное регулирование сыскной работы, и работа сыщиков, ее методы, но все же развитие происходило не так активно, как в последнее десятилетие. Только с середины 90-х годов прошлого столетия нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности выросло в настоящую систему. В следующем параграфе мы рассмотрим какое современное состояние законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности.

1.2. Современное состояние.

Система законодательства, регулирующая оперативно - розыскную деятельность на современном этапе представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных правовых актов, принятых полномочными органами законодательной власти, а также правовых актов органов исполнительной власти, изданных в пределах их компетенции, направленных на регулирование оперативно - розыскной деятельности.

Настоящая система законодательства основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих Федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих оперативно - розыскную деятельность.

Правоотношения, охватывающие сферу оперативно-розыскной деятельности, складываются не только из отношений, которые непосредственно касаются самого процесса осуществления оперативно-розыскной деятельности, они еще тесно взаимодействуют с отношениями, возникающими в ходе взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и следователей, прокуратуры и суда, а также и других правоотношений. Поэтому, при изучении настоящей темы нельзя не коснуться и других правовых актов, регулирующих отношения, соприкасающиеся с рассматриваемой сферой.

Систему законодательства, регулирующую оперативно-розыскную деятельность возглавляет Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. Именно она имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Конституции РФ).

Все остальные нормативные правовые акты должны издаваться в соответствии с Конституцией РФ, не противоречить ее положениям.

Специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что ее осуществление таким или иным образом является вмешательством в частную жизнь граждан и часто тайным, негласным способом.

А Конституция РФ (ст. 2) устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Конституция РФ определяет основные права граждан, является гарантом защиты этих прав и определяет основное направление политики государства по охране прав граждан от посягательств.

Конституция РФ закрепляет в своих положениях следующие нормы, регулирующие основные гарантии государства человеку и гражданину при осуществлении соответствующими органами оперативно - розыскной деятельности:

Часть 1 ст. 49 Конституции РФ гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда;

Часть 2 ст. 49 Конституции РФ закрепляет, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

Часть 2 ст. 50 Конституции РФ, устанавливает, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона;

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием - ст. 18 Конституции РФ.

Все остальные нормы права, регулирующие оперативно - розыскную деятельность должны неукоснительно следовать этим Конституционным принципам государственной политики.

Доминирующее положение среди правовых норм, регулирующих оперативно-розыскную деятельность занимают нормы уголовно-процессуального законодательства. В настоящее время оно существенно обновлено. А именно, 18 декабря 2001 года принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 июля 2002 года Полный сборник кодексов РФ. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 912 с. .

Основным федеральным законом, регулирующим оперативно-розыскную деятельность является выше названный Федеральный Закон № 144 - ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно - розыскной деятельности» ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». - Н.: ТОО «ЮКЭА», 1995. - 240 с..

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно - розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, в других законах и нормативно-правовых актах содержаться положения, касающиеся осуществления оперативно - розыскной деятельности. Назовем важнейшие из них.

Так, например, Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-I Полный сборник кодексов РФ. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 912 с.

в своих положениях (глава 36) определяет порядок осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». - М., «ЭЛИТ 2000», 2002 г. - 55 с. - п. 3 ст. 8 определяет, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката, а также порядок использования полученных в ходе таких оперативно-розыскных мероприятий сведений, предметов и документов в качестве доказательств обвинения.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». - М., ЮРИСТЪ, 1998 г. - 50 с.определяет порядок использование наркотических средств и психотропных веществ в оперативно-розыскной деятельности.

Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ «О связи» Рос. газ. 27.02. 1995 г. закрепляет порядок взаимодействия предприятий связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», Рос. газ. 06.10.2000 г. п. 144 которого закрепляет порядок производства оперативно-разыскных мероприятий осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений и документации оператора почтовой связи.

Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд». Рос. газ. 14.06.1998 г.

Приказ МВД РФ от 23 августа 2000 г. N 894 «Об утверждении положения о порядке формирования и ведения федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической информации для раскрытия межрегиональных и серийных преступлений». Рос. газ. 25.09.2000 г.

Приказ МВД РФ от 13 августа 1996 г. N 441 «О создании оперативно-розыскных подразделений на транспорте». Рос. газ. 23.09.1996 г.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп». Рос. газ. 23.06.1995 г.

Приказ МВД РФ от 17 февраля 1994 г. N 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства». Рос. газ. 20.03.1994 г.

Приказ МВД РФ от 11 сентября 1993 г. N 423 «Об утверждении Инструкции о порядке применения химических ловушек в раскрытии краж имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности и собственности общественных объединений (организаций)». Рос. газ. 15.10.1993 г.

Таким образом, сегодня сегодня законодательство, регулирующее оперативно-розыскную деятельность, представляет собой целую систему нормативных актов. Во главе такой системы стоит Конституция РФ. В соответствие и во исполнение Конституции РФ разработаны нормативные акты, центральными из которых является Федеральный Закон № 144 - ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно - розыскной деятельности», Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

И во второй главе нашей работы мы, опираясь на современную систему законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность, рассмотрим проведем анализ уголовно-правовых средств, обеспечивающих осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Глава 2. Анализ уголовно-правовых средств, обеспечивающих осуществление ОРД.

2.1. Характеристика норм Общей части УК РФ, обеспечивающих осуществление ОРД .

Рассматривая тему «Уголовно-правовые средства, обеспечивающие осуществление оперативно-розыскной деятельности» нельзя не сопоставить уголовное право и оперативно - розыскную деятельность, поскольку именно уголовное право охватывает совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества, условия и порядок назначения мер уголовного наказания, а также условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В этой связи необходимо рассмотреть наиболее значимые институты уголовного права, то есть выполняющие для оперативно-розыскной деятельности существенные, ориентирующие, а в ряде случаев и моделирующие функции. Имеется ввиду выбор направлений оперативно-розыскной деятельности, постановка локальных целей, выбор структуры оперативно-розыскных мероприятий и наполнение их содержанием, которое позволяет использовать оперативно-розыскную информацию для решения уголовно-правовых задач и достижения целей уголовного законодательства.

Рассматривая взаимосвязь уголовного права и оперативно-розыскной деятельности необходимо сопоставить цели уголовного права с целями, задачами и принципами оперативно-розыскной деятельности.

Статья 2 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет следующие задачи уголовного законодательства, как то: охрана прав и свобод гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Цели оперативно-розыскной деятельности указаны в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Ими являются: а) защита человека (гражданина от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод); б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Таким образом, проводя параллель между целями уголовного права и целями оперативно-розыскной деятельности мы видим, что цели оперативно-розыскной деятельности основаны на целях, определенных нормами уголовного права и дополняются ими.

Перечисленные цели являются определяющими для постановки задач и выработки принципов оперативно-розыскной деятельности.

Для достижения указанных целей посредством оперативно-розыскной деятельности избирается наиболее целесообразная структура оперативных аппаратов, эффективная организация их работы и тактика. Обеспечиваются мобильность оперативных сил, использование всех возможных источников информации, создаются банки оперативно-розыскной информации и достигается осведомленность о криминогенной и преступной среде.

Опираясь на цели уголовного законодательства задачи оперативно-розыскной деятельности можно определить как в общесоциальном плане, т.е. позиции роли, которую он играет в жизни общества, так и анализируя конкретные задачи, которые должны быть решены при расследовании преступлений и рассмотрении судом уголовного дела.

На общесоциальном уровне оперативно-розыскная деятельность имеет задачей защитить от преступных посягательств личность, ее права, свободы и другие блага, права и законные интересы юридических лиц, существующий правопорядок. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность? // М.: Правоведение, 1996 г. - 340 с.

Конкретные задачи оперативно-розыскной деятельности составляют следующие:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В конечном счете и общесоциальные, и конкретные задачи оперативно-розыскной деятельности интегрируются в обеспечении справедливого правосудия по уголовным делам.

Правосудие - ядро уголовного процесса. Оно осуществляется только судом при максимальных правовых гарантиях. Решая конкретные задачи, оперативно-розыскная деятельность способствует предупреждению преступлений. Чем успешнее они раскрываются, чем справедливее действуют органы судебной власти, тем эффективнее используется превентивная сила уголовного закона. Уголовно-процессуальное право РФ. // Отв. ред. П.А. Лупинская - М.: ЮРИСТЪ, 1998 г. - 696 с. Нераскрытые преступления, безнаказанность преступников - питательная почва для новых преступлений, ослабление правопорядка, создания обстановки незащищенности гражданина от преступных посягательств.

Также необходимым условием для достижения целей, поставленных нормами уголовного права посредством оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет соблюдение установленных принципов оперативно-розыскной деятельности.

В соответствие со статьей 3 ФЗ РФ от 12.08.1995 г. № 144 - фз «Об оперативно-розыскной деятельности» принципами оперативно - розыскной деятельностью являются:

- Конституционный принцип законности. Под законностью понимается неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В обязанности этих органов входит строгое соблюдение материальных и процессуальных законов. Учебник уголовного процесса // Отв. Ред. А.С. Кобликов. - М.: СПАРК, 1995. - 650 с.

- Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип заключается в том, что органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно - розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

- Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Федеральным законом.

- Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, прокурору или в суд.

- Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно - розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Зажицкий В. Доказательственное право в уголовном процессе. - М.: Зерцало Теис, 1996 г. - 320 с.

- Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно - розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

- Принцип конспирации. Под данным принципом понимается обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в определенном федеральными законами и иными правовыми актами порядке соблюдать секретность, сохранять в тайне осуществляемую деятельность.

- Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Поскольку специфика оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что органы, ее осуществляющие, в процессе своей деятельности должны проводить некоторые мероприятия, разглашение которых может повлечь ущерб такой деятельности, данный принцип является необходимым при осуществлении оперативно - розыскной деятельности.

Определяя принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности, законодатель таким образом ввел ряд уголовно-правовых запретов на осуществление деяний, непосредственно связанных с практикой оперативно-розыскн6ой деятельности: в главе 19 Уголовного кодекса Российской Федерации («Преступления против конституционных прав человека и гражданина») содержатся нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139УКРФ).

В этой связи оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие конституционные права человека и гражданина, но проводимые на основании Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности и соответствующих подзаконных актов, следует рассматривать как деяния, совершаемые оперативными работниками в состоянии крайней необходимости, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что законодателем четким образом определены цели уголовного права, цели, задачи и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности. Цели оперативно-розыскной деятельности следуют параллельно целям уголовного права и дополняются ими.

Для достижения целей уголовного законодательства оперативно-розыскными средствами и методами большое значение имеет такой новый правовой институт, как обоснованный риск (ст. 41 УК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 41 Уголовного кодекса Российской Федерации причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели не является преступлением. Сам риск согласно ч. 2 ст. 41 Уголовного кодекса Российской Федерации признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Как видно из текста Уголовного кодекса Российской Федерации, законодатель не дает прямого определения этого института. В русском языке слово «риск» имеет два значения: возможная опасность и действия наудачу, в надежде на счастливый исход Ожегов С.И. Словарь русского языка. -- М., 1987. С. 591.. Б.В. Волженкин в этой связи пишет, что уголовный закон, говоря об обоснованном риске, как обстоятельстве, исключающем преступность деяния и ответственность за причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, имеет в виду такое поведение лица, когда надежда на счастливый исход имеет под собой достаточные основания Уголовный кодекс Российской Федерации: научно-практический комментарий. -- М.: Юрид. лит., 1998. С. 103.. Э.Ф. Побегайло считает, что обоснованный риск состоит в правомерном создании возможной опасности право-охраняемым интересам в целях достижения общественно полезного результата, который не мог быть получен обычными, нерискованными средствами, является обстоятельством, исключающим преступность деяния Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. -- М.: ИНФРА-М -- НОРМА, 1996. С. 86..

В соответствии с ч. 3 ст. 41 УК РФ риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, а также с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Поскольку последние негативные факторы при планировании оперативно-розыскных мероприятий возникают довольно редко, можно сделать вывод о том, что законодатель дает весьма широкие возможности для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в условиях обоснованного риска. Более того, превышение пределов обоснованного риска рассматривается уголовным законодательством как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «ж» ст. 61 УК РФ). Учитывая, что большинство оперативно-розыскных мероприятий являются мероприятиями рискованными, данная норма уголовного законодательства является для оперативно-розыскной деятельности определяющей.

В теории оперативно-розыскной деятельности была разработана концепция оперативного риска, во многом близкая к новой уголовно-правовой категории.

Д.В. Гребельский в 1973 г. писал, что риск в оперативно-розыскной деятельности состоит в необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию опасных преступлений, «когда реально наличествует возможность наступления неблагоприятных последствий как для самого оперативного работника, так и для других лиц.

Такая неблагоприятная перспектива, несомненно, должна учитываться при принятии решения и определении тактики действий оперативного работника, но она не может служить препятствием для достижения поставленных конкретных целей охраны законных интересов государства и граждан».

В наиболее развернутом виде концепцию оперативного риска разработал В.Г. Самойлов. Он, в частности, отмечал, что необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий ставит оперативного работника в условия постоянного профессионального риска, потому что благополучный исход не всегда гарантирован.

В то же время уйти от принятия решения о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия он не может, ибо в этом случае тоже рискует возможностью нарушения законности, своим авторитетом, престижем профессии и оперативного подразделения.

Сама оперативно-розыскная деятельность сопряжена с возможностью расшифровки ее средств и методов и тем самым наступления негативных последствий. Таким образом, по мнению В.Г. Самойлова, объекты, подвергающиеся риску при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, самые различные. К наиболее важным из них В.Г Самойлов отнес следующие:

интересы общества;

собственность;

личность, имущество и интересы проверяемого;

личность, имущество и интересы граждан;

личность и интересы негласных сотрудников;

личность и интересы оперативного работника; престиж оперативного подразделения.

Интересы общества подвергаются опасности нарушения во всех случаях, когда осуществление оперативно-розыскных мероприятий грозит нарушением законности.

Так, дача негласному сотруднику задания с необходимостью совершения преступления или побуждение проверяемого к совершению противоправного деяния, непринятие своевременных мер к лицу, намеревающемуся, готовящемуся к преступлению или совершившему его, являются нарушением законности, а следовательно, интересов общества.

Собственность может стать объектом оперативного риска, когда намечаются оперативно-розыскные мероприятия, связанные с поимкой преступников: в момент кражи или хищения; при нанесении меток на деньги или имущество с целью последующего их отыскания и использования в изобличении виновных; при осуществлении наблюдения за действиями расхитителей, фотографировании, киносъемке и видеозаписи с целью фиксации этих действий и т. п.

Перед оперативным работником стоит в данном случае альтернатива: либо не проводить указанные оперативно-розыскные мероприятия, и тогда преступники могут оказаться неразоблаченными (страдают интересы общества), либо проводить их, и тогда возможно безвозвратное хищение ценностей.

Личность и интересы проверяемого и разрабатываемого выступают в качестве объекта оперативного риска особенно часто. Это обусловлено тем, что любые оперативно-розыскные мероприятия в отношении проверяемого в какой-то мере ущемляют его права и охраняемые законом интересы.

При принятии решения на осуществление оперативно-розыскных мероприятий в подобных случаях необходимо рассчитать его таким образом, чтобы не ущемить интересов проверяемого и разрабатываемого, непосредственно не связанных с его противоправными действиями. Здесь оперативник также стоит перед альтернативой: либо не проводить таких действий, и тогда имеется опасность, что стоящая задача не будет решена -- преступник останется неразоблаченным, либо принять такие меры, но нарушить определенные интересы проверяемого.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты