Рефераты

Уголовно-процессуальное право и уголовный процесс

p align="left">Установление истины по делу не исчерпывается установлением личности виновного и его наказанием, оно включает также устранение последствий преступления, в том числе связанных с нарушением имущественных прав физических и юридических лиц.

Гражданский иск в уголовном процессе - это заявленное при производстве по уголовному делу требование гражданина или юридического лица о возмещении имущественного или морального ущерба, причиненного преступлением к обвиняемому или лицу, несущему материальную ответственность за действия обвиняемого.

Гражданский иск вправе предъявлять как физическое, так и юридическое лицо, он может быть заявлен с момента возбуждения дела до окончания судебного следствия.

Основаниями для предъявления иска являются:

- совершенное преступление или предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние невменяемого;

- наличие вреда, причиненного истцу;

- наличие причинной связи между преступлением и наступившим вредом.

Особенности гражданского иска в уголовном процессе заключаются в том, что истец при предъявлении гражданского иска освобождается от уплаты государственной пошлины, гражданский иск рассматривается совместно с уголовным делом, и если он не был разрешен в уголовном процессе, истец вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Совместное рассмотрение и разрешение гражданского иска и уголовного дела обусловлено и тем, что точное установление размера вреда имеет не только гражданско-правовое, но и уголовно-правовое значение. Так, по ряду дел без разрешения иска не может быть решен вопрос о виновности и мере наказания, а иногда без установления размера причиненного вреда нельзя определить квалификацию деяния.

В соответствии со ст. 150 УПК Республики Беларусь орган уголовного преследования, суд, установив, что преступлением или общественно опасным деянием невменяемого причинен вред физическому или юридическому лицу, разъясняет им или их представителям право предъявить гражданский иск. Физическое или юридическое лицо, предъявившее иск, признается гражданским истцом путем вынесения постановления органом уголовного преследования. Обычно гражданский иск в уголовном деле предъявляется к обвиняемому. Однако, когда в силу закона материальную ответственность за вред, причиненный преступными действиями обвиняемого, несут родители, опекуны или попечители несовершеннолетнего обвиняемого, организация, ответственная за вред, причиненный ее работниками, организации и граждане, ответственные за вред, причиненный источником повышенной опасности, то они по постановлению органа уголовного преследования привлекаются в качестве гражданского ответчика путем вынесения постановления.

Доказывание гражданского иска производится по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Для обеспечения гражданского иска органы уголовного преследования обязаны:

- принять меры к выявлению похищенного имущества или выявлению имущества, на которое может быть наложен арест;

- наложить арест на имущество обвиняемого или лиц, несущих материальную ответственность за причиненный вред;

- обеспечить сохранность имущества до разрешения дела в судебном разбирательстве.

Если названные меры не были приняты в стадии предварительного расследования, то они могут быть приняты судом при назначении дела к слушанию.

Гражданский иск по существу разрешается судом в приговоре по результатам судебного разбирательства. При постановлении приговора суд решает, подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в пользу кого и в каком размере. При постановлении обвинительного приговора суд, в зависимости от доказанности, оснований и размеров гражданского иска, удовлетворяет предъявленный иск полностью, частично или отказывает в нем. Размер имущественного вреда определяется судом исходя из стоимости имущества на день вынесения судебного решения, а размер физического и морального вреда - исходя из наступивших последствий. В случае удовлетворения иска суд устанавливает и указывает в приговоре срок добровольного исполнения приговора в части гражданского иска.

Принудительное исполнение производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

При постановлении оправдательного приговора суд:

- отказывает в удовлетворении гражданского иска, если не установлено событие преступления или не доказано участие обвиняемого в совершенном преступлении;

- оставляет иск без рассмотрения в случае оправдания обвиняемого за отсутствием состава преступления или прекращения дела по основаниям ст. 29, 30 УПК Республики Беларусь.

При причинении имущественного вреда лицом, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевшим душевной болезнью после совершения преступления, суд может передать решение вопроса о возмещении вреда на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, о чем должен указать в определении.

Гражданский истец и гражданский ответчик и их представители вправе обжаловать в кассационном порядке приговор суда лишь в части, относящейся к гражданскому иску.

Тема 7. Меры уголовно-процессуального принуждения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

В новом УПК (глава 12, раздел IV), излагаются меры процессуального принуждения, которые могут применяться только по возбужденному делу (хотя УПК есть исключение - о чем будет изложено ниже), уполномоченными на то лицами, в отношении конкретных участников процесса.

Меры уголовно-процессуального принуждения - это предусмотренное законом процессуальное средство принудительного характера, применяемое при наличии оснований уполномоченными должностными лицами в отношении различных участников процесса, для пресечения и предупреждения их неправомерных действий, в целях успешного расследования и рассмотрения уголовного дела. Они не одинаковы по своему характеру, применение их преследует разные цели, поэтому меры процессуального принуждения делятся на:

- задержание;

- меры пресечения;

- иные меры процессуального принуждения.

Задержание - это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено лишение свободы, в целях выяснения его личности, причастности к совершению преступления и в решении вопроса о применении меры пресечения.

Согласно ч. 3 ст. 107 УПК Республики Беларусь задержание производится:

- по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

- на основании постановления органа уголовного преследования;

- на основании постановления суда о задержании осужденного.

Задержание носит неотложный характер и не требуется санкции прокурора, но орган уголовного преследования в течение 24 часов сообщает о задержании надзирающему прокурору.

В то же время, как указано в ч. 1 ст. 108 УПК Республики Беларусь, лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано действующим в пределах своей компетенции органом уголовного преследования путем составления постановления при наличии следующих оснований:

- если лицо застигнуто при совершении преступления;

- если очевидцы происшествия прямо укажут на лицо, как совершившее преступление;

- если на этом лице, при нем, на его одежде и т.д. обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению преступления, и т.д.

Срок задержания - 72 часа. Согласно УПК 1999 года законодатель допускает задержание лица, указанного в ч. 1 ст. 108 УПК Республики Беларусь, на 12 часов до возбуждения уголовного дела

Второй и основной группой мер процессуального принуждения являются меры пресечения.

Меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к обвиняемому или подозреваемому для предотвращения совершения ими преступлений или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора (ст. 116 УПК Республики Беларусь).

Меры пресечения от задержания и иных мер процессуального принуждения отличаются тем, что они:

- всегда, в большей или в меньшей степени, ограничивают личную свободу лица;

- применяются в основном к обвиняемым (в исключительных случаях - к подозреваемому);

- имеют специфические цели.

Значение мер пресечения вытекает из тех целей, для которых они применяются (помешать обвиняемому скрыться, воспрепятствовать установлению истины, продолжить преступную деятельность, уклониться от отбывания наказания). Достижение этих целей обеспечивает выполнение задач, предусмотренных ст. 2 УПК Республики Беларусь.

Закон ч. II (ст. 116 УПК Республики Беларусь) предусматривает следующие виды мер пресечения:

- подписка о невыезде и надлежащем поведении;

- личное поручительство;

- передача военнослужащего под наблюдение командования воинских частей;

- отдача несовершеннолетнего под присмотр;

- залог;

- домашний арест;

- заключение под стражу (ст. 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126 УПК Республики Беларусь).

Применительно к конкретным мерам пресечения закон определяет их содержание, последствия нарушения для обвиняемого, подозреваемого, либо других лиц - поручителя, залогодателя, родителей, опекунов. Указывает некоторые условия их применения, а именно: заслуживающих доверие поручителей, которых должно быть не менее 2, их ходатайство, поручители, родители, командиры воинских частей должны быть поставлены в известность о сущности дела; сроки, на которые лица могут быть помещены под стражу или домашний арест.

В то же время законодатель не указывает в диспозиции вышеперечисленных статей (кроме ст. 124, 125, 126 УПК Республики Беларусь) в каких случаях и за какие преступления применяются меры пресечения: «подписка о невыезде, личное поручительство, отдача несовершеннолетнего под присмотр, передача военнослужащего под наблюдение командира воинской части». В связи с этим орган уголовного преследования при избрании данных мер пресечения должен исходить в каждом конкретном случае из тяжести совершенного преступления, личности обвиняемого. С учетом того, что данные меры пресечения не ограничивают свободу лица, в меньшей мере ущемляют права гражданина, они должны применяться в основном за незначительные и менее тяжкие преступления, а также в ряде случаев, возможно, и за тяжкие преступления.

Порядок применения, изменения и отмены меры пресечения изложен в ст. 119 УПК Республики Беларусь. Основными положениями являются:

1. Орган уголовного преследования при применении или изменении меры пресечения выносит постановление, суд - определение, которое содержит указание на преступление и обоснование необходимости ее применения.

2. На стадии предварительного расследования меры пресечения, как заключение под стражу, домашний арест, - могут применяться прокурором, его заместителем, а также органом дознания, следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства - судом.

3. Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию прокурора либо его заместителя, допускается лишь с их согласия.

Меры пресечения:

Подписка о невыезде и надлежащем поведении - это наиболее часто применяемая мера пресечения. Она состоит во взятии от подозреваемого, обвиняемого письменного обязательства не отлучаться с места жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать рассмотрению уголовного дела, являться по вызову в следственные и судебные органы. В случае нарушения данной подписки к обвиняемому может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему разъясняется при взятии подписки (ст. 120 УПК Республики Беларусь).

Личное поручительство (ст. 121 УПК Республики Беларусь) состоит в том, что заслуживающее доверие лицо берет на себя письменное обязательство, что оно ручается за правильное поведение обвиняемого и что последний, находясь на свободе, не скроется от следственных органов, суда и не будет препятствовать установлению истины по делу. Число поручителей должно быть не менее двух. Указанная мера пресечения допускается лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия обвиняемого, подозреваемого. Поручители должны быть поставлены в известность о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, и об их ответственности за несоблюдение обвиняемым, подозреваемым условий личного поручительства.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 123 УПК Республики Беларусь).-данная мера пресечения заключается в том, что по письменному заявлению родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, а также администрации специального детского учреждения несовершеннолетние обвиняемые передаются под их присмотр и, находясь на свободе, не скроются от органов уголовного преследования и суда и не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом, а также заниматься преступной деятельностью.

Согласия несовершеннолетнего обвиняемого не требуется. Лица, которым отдают несовершеннолетних обвиняемых под присмотр, ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.

Согласно ст. 124 УПК Республики Беларусь залог заключается во внесении самим обвиняемым, подозреваемым либо другими физическими лицами по просьбе последних в республиканский бюджет денежных средств не менее 500 базовых величин, для обеспечения явки вышеуказанных лиц по вызову органа уголовного преследования и суда. Сумма залога определяется органом, ведущим уголовный процесс и применяющим эту меру пресечения.

Основным условием залога является полное возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Залог не применяется в отношении лиц, обвиняемых и подозреваемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений (ч. 1 ст. 124 УПК Республики Беларусь).

Домашний арест (ст. 125 УПК Республики Беларусь) заключается в изоляции обвиняемого и подозреваемого от общества без содержания их под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем. В постановлении об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста должны быть перечислены конкретные пункты правоограничений. Думается, что основными видами правоограничений являются:

- запрет на выход из жилища полностью или в определенное время;

- запрет телефонных переговоров;

- отправление корреспонденции и использование средств связи;

- запрет общаться с определенной категорией граждан;

- возложение обязанности отвечать на контрольные звонки или отмечаться в определенные дни и время в РУВД по месту жительства.

В постановлении должно быть указано, что обязанность по его исполнению возлагается на УВД администраций районов.

В соответствии с ч. 3 ст. 125 УПК Республики Беларусь основание и порядок применения в качестве меры пресечения домашнего ареста, установления и продления его срока, отмены домашнего ареста регулируется соответствующими нормами настоящего кодекса, относящимися к мере пресечения в виде заключения под стражу.

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, состоящей в лишении свободы обвиняемого, подозреваемого. Поскольку ее применение представляет собой самое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, применение этой меры пресечения предполагает соблюдение ряда специальных условий.

Арест допускается только с санкции прокурора, право давать санкцию на заключение под стражу принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, прокурорам областей, города Минска, районным прокурорам и их заместителям.

Заключение под стражу применяется, как правило, за совершение преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2-х лет. В исключительных случаях эта мера может быть применена к обвиняемым по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет.

Если обвиняемый не имеет места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена его личность, или скрылся от органов уголовного преследования или суда, названная мера пресечения - заключение под стражу - может быть применена независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

При решении вопроса о даче санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащимися в уголовном деле, и, в необходимых случаях, лично допросить обвиняемого, а несовершеннолетнего - во всех случаях (ч. 3 ст. 126 УПК Республики Беларусь).

Обвиняемый может находиться под стражей в порядке меры пресечения только в пределах, установленных законом сроков - 2-х месяцев. Прокурор района может продлить этот срок до 3-х месяцев, прокурор области и г. Минска - до 6 месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений. В этом случае продление срока содержания под стражей осуществляется по постановлению органа уголовного преследования заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором Республики Беларусь - на срок до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей во время предварительного следствия не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению из-под стражи.

В то же время в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с уголовным делом до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе, не позднее 10 суток до истечения этого срока, возбудить ходатайство перед Председателем Верховного Суда Республики Беларусь о продлении срока содержания под стражей на время, необходимое для ознакомления. Судья единолично может вынести постановление о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого с уголовным делом, но не свыше 6 месяцев (ст. 127 УПК Республики Беларусь).

В соответствии со ст. 143 УПК Республики Беларусь лицо, подвергнувшееся аресту, имеет право обжаловать в суд арест, домашний арест и продление срока содержания под стражей. Судья, к которому поступила жалоба, рассматривает ее единолично в срок не более 72 часов и может вынести следующие постановления:

- об оставлении жалобы без удовлетворения;

- об освобождении обвиняемого из-под стражи, домашнего ареста.

Иные меры процессуального принуждения изложены в главе 14 постатейно (ст. 128 - 134 УПК Республики Беларусь), однако они распространяются и на другие статьи УПК Республики Беларусь.

Иные меры процессуального принуждения применяются не только к обвиняемому, подозреваемому, но и к другим участникам процесса, поэтому их можно разделить на IV группы:

Меры, обеспечивающие получение доказательства: обыск (ст. 208 УПК), выемка (ст. 209 УПК), освидетельствование (ст. 206 КПК), временное отстранение от должности (ст. 131 УПК), наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления (ст. 213 УПК).

Меры, обеспечивающие явку в органы расследования и суд: обязательство о явке (ст. 129 УПК), привод (ст. 130 УПК).

Меры, обеспечивающие поддержание порядка в ходе судебного разбирательства: предупреждение, наложение денежного взыскания в размере 10 базовых величин, удаление из зала судебного заседания (ст. 307 УПК).

Меры, призванные обеспечить исполнение приговора в части имущественного взыскания: наложение ареста на имущество (ст. 132 УПК), наложение ареста на денежные сбережения (ст. 133 УПК).

Тема 8. Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела - это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные должностные лица, получив сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований и поводов для решения о возбуждении дела или отказа в возбуждении дела. Однако это не значит, что на стадии возбуждения дела принимаются лишь вышеуказанные решения. На этом этапе рассматриваются и разрешаются вопросы: является ли источник полученной информации надлежащим поводом к возбуждению дела, содержат ли факты, о которых получено сообщение, признаки преступления и какого именно, требуется ли провести проверку в порядке ст.172 УПК Республики Беларусь, не установлены ли обстоятельства, препятствующие производству по уголовному делу, нет ли оснований для направления заявления по подследственности.

Значение этой стадии заключается в том, что при решении вопросов о возбуждении или отказе в возбуждении дела устанавливается наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по делу; обеспечивается быстрое и своевременное раскрытие преступления, устанавливается лицо, его совершившее.

В ст.175 УПК Республики Беларусь приводится перечень лиц, имеющих право возбуждать уголовное дело. К ним относятся: орган дознания, следователь, прокурор. Чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо установить наличие законного повода и достаточных оснований.

Поводами к возбуждению уголовного дела являются установленные процессуальным законом источники, из которых компетентные органы и должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении, которая обязывает их решить вопрос о возбуждении дела. Перечень поводов приводится в ст.166 УПК Республики Беларусь.

К числу наиболее распространенных поводов относятся заявления и сообщения граждан о преступлениях (письменно или устно). Устные заявления оформляются протоколом, и заявитель предупреждается об уголовной ответственности за ложный донос (ст.168 УПК Республики Беларусь). Эти заявления и сообщения, а также явка с повинной регистрируются органами внутренних дел и другими органами, имеющими право возбуждать уголовные дела, как информация о преступлении, а лицу, от которого поступила информация, выдается талон-уведомление, подтверждающий получение информации о преступлении с указанием даты ее получения и регистрационного номера.

Анонимные заявления поводом к возбуждению дела не являются.

В качестве поводов к возбуждению дела закон называет сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций о совершенном преступлении. Все они подаются в письменном виде, в них должна содержаться необходимая информация, подписываются руководителем и заверяются печатью. Одновременно предоставляются материалы, подтверждающие наличие информации (акты ревизий, объяснения и т.д.).

Сообщения в средствах массовой информации служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о преступлении, опубликованные в газете и журнале, либо распространены по радио и телевидению.

Должностное лицо средств массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, обязано передать в орган уголовного преследования находящиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сделанное сообщение.

Явка с повинной - это добровольное заявление, сообщение лица о совершенном им преступлении (ст.169 УПК Республики Беларусь).

И, наконец, не менее распространенным поводом является непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором, судом признаков преступления, которое может проявиться в различных формах (например, в результате общенадзорной проверки прокурором на предприятии, осуществления милицией административно-правовой деятельности и т.д.).

Основаниями к возбуждению уголовного дела являются фактические данные, указывающие на признаки преступления, а также исчезновение лица.

Для того, чтобы сделать вывод о наличии достаточных оснований для возбуждения дела, закон не требует установления на этом этапе всех элементов состава преступления, но лишь говорит о признаках преступления. Это означает, что для признания наличия оснований к возбуждению дела должно быть достоверно установлено:

- само деяние, о котором поступило сообщение, имело место в действительности;

- это деяние содержит признаки преступления;

- действительное исчезновение лица, о котором подано заявление.

Для того чтобы убедиться в наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, закон допускает проверку поступивших заявлений и сообщений. Однако ограниченность задач, стоящих перед стадией возбуждения уголовного дела, определяет и ограничение форм и сроков указанной проверки - могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, проведен осмотр места преступления, задержание на 12 часов, назначение экспертизы, однако, без производства следственных действий.

Сроки разрешения заявлений и сообщений о преступлении установлены до 3 суток, и в исключительных случаях - до 10 суток. В необходимых случаях вышестоящим прокурором по мотивированному постановлению органа дознания и следователя срок проверки заявления и сообщения может быть продлен до 3 месяцев (ст.173 УПК Республики Беларусь). Часть 1 ст.174 УПК Республики Беларусь устанавливает, что по поступившему заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче заявления по подследственности (ст. 175, 178 УПК Республики Беларусь).

Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания, путем вынесения постановления о возбуждении дела. В постановлении указывается время и место его вынесения, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего постановление, обстоятельства совершенного преступления (место совершения, время и т.д.), данные лица совершившего преступление, если лицо установлено, статья УК Республики Беларусь, квалифицирующая совершенное преступление. Обязательным условием законности возбуждения уголовного дела является отсутствие на данном этапе обстоятельств, исключающих производство по делу (ст.29 п.1 - 12 УПК Республики Беларусь).

Решение об отказе в возбуждении дела принимается в случаях:

1) отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела;

2) при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела означает, что данных, указывающих на признаки преступления, вовсе нет, или их явно недостаточно для принятия какого бы то ни было решения. Во втором случае в возбуждении уголовного дела отказывается тогда, когда в поступившем заявлении или сообщении, либо по результатам проверки в порядке ст.172 УПК Республики Беларусь усматривается хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ч.1 ст.29 УПК Республики Беларусь.

Копии постановлений о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела, следователь, орган дознания в течение 24 часов направляют прокурору и заявителю.

Прокурор, следователь, орган дознания, не возбуждая уголовного дела, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности. Данное решение должно быть принято, когда преступление совершено в другом районе, либо подследственно не тому органу, куда направлено заявление.

На стадии возбуждения уголовного дела нельзя установить все обстоятельства совершения преступления. Эта задача решается в стадии предварительного расследования.

Тема 9. Предварительное расследование

Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, изобличению виновных лиц, обоснованного привлечения их к уголовной ответственности, установлению всех обстоятельств по делу.

Главной задачей стадии предварительного расследования является раскрытие преступления, т.е. установление с помощью доказательств всех обстоятельств, предусмотренных ст.89 УПК Республики Беларусь.

Этим определяется значение данной стадии и ее роль в разрешении дела по существу.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.

Обе формы определены одними УПК и УК Республики Беларусь. Доказательства, полученные при производстве дознания в пределах предоставленных дознавателю процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.

Различаются же они по органам, осуществляющим следствие и дознание; по срокам, которые устанавливаются для этих форм расследования, по их процессуальной компетенции.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями Комитета государственной безопасности и следователями органов финансовых расследований. Предварительное следствие вправе проводить прокурор по любому делу.

Дознание проводится дознавателем органов, перечисленных в ст.37 УПК Республики Беларусь.

Предварительное следствие по уголовному делу обычно должно быть закончено не позднее 2 месяцев, дознание - 1 месяца.

Общие условия предварительного расследования - это установленные законом правила, которые выражают его особенности и предъявляют существенные требования к порядку производства следственных действий и принятию решений.

Нормы, относящиеся к общим условиям предварительного расследования, содержатся в главе 22 УПК Республики Беларусь, а также находят отражение в других положениях УПК (ст.164 - 165, ст. 31 - 56 УПК Республики Беларусь).

Общие условия предварительного расследования можно разделить на 2 группы:

I) общие условия, определяющие порядок производства по уголовному делу;

II) общие условия, предусматривающие участие в процессе расследования государственных органов и других граждан.

К числу I группы относятся:

1) Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, посредством которых определяется, какой орган расследования должен или вправе производить расследование по делу. Согласно ст.182 УПК Республики Беларусь каждый следователь имеет свою подследственность, в п.12 указанной статьи излагаются статьи УК Республики Беларусь, которые подследственны дознанию.

2) О начале, месте и сроках предварительного расследования. Предварительное расследование проводится только по возбужденному уголовному делу. Орган уголовного преследования обязан немедленно приступить к расследованию дела и направить прокурору не позднее 24 часов копию постановления о его возбуждении (ст.182 УПК Республики Беларусь).

Предварительное следствие проводится по месту совершения преступления или его обнаружения (ст.184 УПК Республики Беларусь).

Срок производства дознания - 1 месяц, может быть продлен прокурором или его заместителем, осуществляющим надзор, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен в соответствии с правилами, предусмотренными ст.190 УПК Республики Беларусь.

Закон предусматривает 2 вида дознания:

Дознание по уголовным делам, где предварительное следствие обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело в течение 10 суток, проводит неотложные следственные действия, изложенные в ст.186 УПК Республики Беларусь и передает дело следователю для дальнейшего расследования.

Дознание по уголовным делам, где предварительное следствие не обязательно, дознаватель возбуждает уголовное дело, проводит досудебное производство в сроки, установленные ст.188 УПК Республики Беларусь, и направляет дело прокурору для передачи в суд или прекращает производство по делу.

Согласно ст. 190 УПК Республики Беларусь срок следствия - 2 месяца с момента возбуждения дела до направления в суд или до дня прекращения предварительного следствия по делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором района до 3 месяцев, прокурором г.Минска и областей - до 6 месяцев. Дальнейшее продление сроков следствия может осуществляться в исключительных случаях Генеральным прокурором или его заместителями.

При продлении срока следствия следователь обязан вынести мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия.

3) О Соединении и выделении уголовных дел. Законом допускается для объективности, всесторонности и полноты расследование, соединение и выделение дел.

Согласно ст.164 УПК Республики Беларусь в одном производстве могут быть соединены несколько дел по обвинению одного лица, или нескольких лиц в совершении одного преступления. Срок следствия, где соединены несколько дел, исчисляется со дня возбуждения дела, которое возбуждено по времени первым.

Выделение дел допускается:

а) если дела не связаны между собой;

б) когда обвиняемый скрылся от органов уголовного преследования и не установлено его местонахождение;

в) при неустановлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

г) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе со взрослыми, и т.д. (ст.165 УПК Республики Беларусь).

Срок следствия по выделенному делу исчисляется со дня вынесения постановления о выделении дела.

Соединение и выделение дел оформляется постановлением органа уголовного преследования.

4) Об обязательном рассмотрении ходатайств, имеющих значение для дела.

Ходатайства по уголовному делу обвиняемого, потерпевшего, защитника, гражданского истца и гражданского ответчика следователь, дознаватель обязаны рассмотреть и в срок не более 3 суток сообщить заявителю (ст.196 УПК Республики Беларусь).

5) Общие правила производства следственных действий (ст. 192 УПК Республики Беларусь).

6) Недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст.198 УПК Республики Беларусь).

7) Протоколы следственных действий (ст. 193 УПК Республики Беларусь).

Ко II группе общих условий предварительного расследования относятся:

1) Полномочия следователя, начальника следственного отдела (ст. 36, 38 УПК Республики Беларусь).

2) Участие защитника (ст. 44, 45, 48 УПК Республики Беларусь).

3) Участие в расследовании специалиста, переводчика, понятых (ст. 62, 63, 64, 200, 201, 202 УПК Республики Беларусь).

4) Привлечение потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков (ст. 52, 53, 54, 55 УПК Республики Беларусь).

Формы окончания предварительного расследования.

Окончание расследования - это заключительный этап в производстве по делу, когда исследованы все доказательства, выполнены необходимые следственные действия, обеспечены права и законные интересы участников процесса и принято одно из решений:

- о передаче дела прокурору для направления в суд следователь, дознаватель составляет постановление в соответствии со ст.260 - 262 УПК Республики Беларусь;

- о передаче дела прокурору для направления в суд для решения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения;

- о прекращении предварительного расследования по делу в соответствии с основаниями, изложенными в ст. 29 и 30 УПК Республики Беларусь.

Допускается также приостановление предварительного расследования, т.е. предусмотренный законом временный перерыв в расследовании дела, обусловленный основаниями, изложенными в ст.246 УПК Республики Беларусь.

О прекращении и приостановлении предварительного расследования по делу следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление, которое может быть отменено надзирающим прокурором и судом (ст. 254, 249 УПК Республики Беларусь).

Тема 10. Следственные действия

Тема «Следственные действия» непосредственно связана с темой «Доказательства и доказывание в уголовном процессе», поскольку при производстве следственных действий (допросов, обыска, выемки, экспертизы и др.) обязательно учитываются требования, предъявляемые законом к содержанию источников доказательств (ст. 91 - 101 УПК Республики Беларусь).

Следственные действия - это выполняемые следователем в соответствии с требованиями УПК процессуальные действия, направленные на обнаружение, закрепление и проверку фактических данных, имеющих значение для установления обстоятельств по уголовному делу.

Закон формулирует определенные требования, предъявляемые к порядку совершения следственных действий, определяющих их правомерность.

Следственные действия, за исключением экспертизы и осмотра места происшествия (ст. 173, 203 УПК Республики Беларусь), могут проводиться только после возбуждения уголовного дела. Должен строго соблюдаться процессуальный порядок производства следственных действий. Следователь, дознаватель при проведении следственных действий должны обеспечить охрану прав граждан, не проводить следственные действия, связанные с опасностью для здоровья и жизни граждан. Результаты следственных действий оформляются протоколом.

Законом определены следующие виды следственных действий: допрос, очная ставка, предъявление для опознания, выемка, обыск, наложение ареста на имущество, осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, назначение и производство экспертизы, проверка показаний на месте.

Существуют некоторые общие правила производства допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Эти лица допрашиваются порознь, в отсутствие, соответственно, других свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых по тому же делу. Допрос проводится по месту производства предварительного расследования. Он начинается со свободного рассказа (по существу обвинения, об известных свидетелю обстоятельствах дела), после чего этим лицам следователь, дознаватель может задавать вопросы. После ознакомления с протоколом допроса свидетель, потерпевший, обвиняемый, подозреваемый имеют право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. После окончания допроса и прочтения протокола учиняется подпись, что показания записаны правильно и прочитаны этими лицами лично или зачитаны следователем. Подписывается каждая страница протокола и протокол в целом. После дачи показаний указанным лицам, в случае их просьбы, предоставляется возможность написать свои показания собственноручно.

Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, с перерывом на 1 час, и в общей сложности не более 8 часов, а в отношении несовершеннолетних - не более 4 часов, с перерывом через 2 часа.

Вместе с тем, поскольку процессуальное положение этих участников процесса различно, существуют особенности допросов подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших.

Дача показаний подозреваемым и обвиняемым - это их право, а не обязанность. Показания их являются не только информацией об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу (при признании ими обвинения), но и средством защиты от предъявленного обвинения (при отрицании обвинения). Поэтому они не предупреждаются и не несут ответственность за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

При допросе обвиняемому предъявляется обвинение, и в начале допроса следователь должен выяснить, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении (ст.244 п.5 УПК Республики Беларусь); подозреваемому перед началом допроса должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст.41 УПК Республики Беларусь, и объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе допроса (ст.91 УПК Республики Беларусь).

Для свидетеля и потерпевшего дача правдивых показаний является обязанностью (кроме случаев, указанных в ч.2 ст.220 УПК Республики Беларусь). Они перед допросом предупреждаются об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Допрос свидетелей и потерпевших осуществляется по правилам, установленным ст. 215 - 222 УПК Республики Беларусь и условно может быть разграничен на три последовательно протекающих этапа: вызов на допрос, проведение допроса, процессуальное оформление допроса.

Очная ставка - это разновидность допроса, которая состоит в одновременном допросе двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия по поводу одних и тех же обстоятельств дела, в целях установления причин противоречия и получения правдивых показаний.

Статья 222 УПК Республики Беларусь устанавливает, что следователь вправе провести очную ставку между двумя ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия. На очной ставке может допрашиваться любой участник процесса. Все, кроме подозреваемого и обвиняемого, перед началом очной ставки предупреждаются об уголовной ответственности по основаниям ст. 401 - 402 УК Республики Беларусь. Далее следователь, дознаватель выясняет знают ли друг друга участники очной ставки и какие между ними взаимоотношения. Потом каждый из участников очной ставки дает показания о противоречивых обстоятельствах, следователь, дознаватель задают им уточняющие вопросы. Затем им предлагают задать друг другу вопросы.

В протоколе каждый из участников очной ставки подписывает свои показания.

Предъявление для опознания - это следственное действие, в ходе которого следователь, дознаватель предъявляет одному из участников процесса лицо или объект с целью установления их тождества, сходства, различия с тем лицом или объектом, которые наблюдались опознающим ранее и о которых были даны показания. С помощью предъявления для опознания могут быть проверены версии об участии обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления, установлена их личность, установлена личность потерпевшего, выяснено, кому принадлежит обнаруженная вещь.

Для опознания могут предъявляться живые лица, предметы, животные, трупы, фотографии.

Опознание проводится в присутствии 2 понятых, число опознаваемых граждан, предметов, вещей, фотографий должно быть не менее 3, и они по приметам и особенностям должны быть схожими.

Перед началом проведения опознания лицу, который опознается, предлагается, в отсутствие опознавающего, занять любое место среди других участников опознания, и это фиксируется в протоколе. Участнику, который приглашается в кабинет для опознания, разъясняются его права и обязанности, и предлагается среди лиц, представляемых для опознания, узнать лицо, предмет и т.д., которое он наблюдал при совершении преступления или на месте преступления, и пояснить, по каким приметам особенностям он узнал это лицо или предмет. Лицу, которое было опознано, следователь, дознаватель предлагают встать и назвать свою фамилию. Это заносится в протокол опознания, который подписывается всеми участниками опознания (ст. 223 - 224 УПК Республики Беларусь).

Выемка -изъятие у физического или юридического лица определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно известно, где и у кого они находятся.

Различаются выемки предметов, документов, почтово-телеграфной корреспонденции, документов, содержащих государственную тайну.

Выемка почтово-телеграфной корреспонденции, документов, содержащих государственную тайну, а также в помещениях дипломатических представительств, производится по постановлению органа уголовного преследования с санкции прокурора.

Обыск представляет собой действия следователя, дознавателя, направленные на отыскание предметов и документов, могущих иметь значение для дела, на обнаружение разыскиваемых лиц и трупов.

Основания и порядок производства обыска и выемки регламентируется ст. 208 - 210 УПК Республики Беларусь. Обыск проводится только по возбужденному делу и с санкции прокурора или его заместителя.

В исключительных случаях, когда имеется реальная опасность, что разыскиваемый и подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях, либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск может быть проведен без санкции прокурора с последующим направлением ему в течение 24 часов сообщения о проведенном обыске (п.3 ст.210 УПК Республики Беларусь).

Обыск проводится с участием понятых следователем, дознавателем. Выносится постановление о производстве обыска, которое предъявляется лицу, у которого он проводится, и предлагается выдать добровольно отыскиваемые вещи, предметы, ценности. По результатам проведения обыска составляется протокол, где фиксируются изъятые вещи, предметы. Протокол подписывается всеми участниками следственного действия, копия протокола оставляется лицу, у которого был проведен обыск.

Личный обыск регламентируется ст.211 УПК Республики Беларусь.

Он проводится в отношении подозреваемого, обвиняемого без санкции прокурора и без вынесения постановления о производстве личного обыска, а также без участия понятых, если проводится при задержании или аресте лица и есть основания полагать, что лицо, находящееся на месте преступления, или где проводится обыск или выемка, скрывает при себе предметы или документы, имеющие значение для дела. Личный обыск проводится лицом одного пола с обыскиваемым.

По результатам проведения личного обыска составляется протокол.

Наложение ареста на имущество производится в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества.

Арест может быть наложен на имущество обвиняемого или лиц, несущих материальную ответственность за его действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем. Наложение ареста на имущество заключается в объявлении собственнику или владельцу запрета на распоряжение, а в необходимых случаях - пользование этим имуществом и передаче его на хранение.

О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества (ст.132 УПК Республики Беларусь).

Целями производства осмотра является обнаружение следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно их обстоятельств, имеющих значение для дела.

Различаются следующие виды осмотра:

- осмотр места происшествия;

- осмотр местности и помещений;

- осмотр предметов, документов;

- наружный осмотр трупа;

- осмотр жилища.

Осмотр может быть проведен как самостоятельное следственное действие, но он может быть и составной частью другого следственного действия (например, осмотр предмета и документа во время обыска и выемки; осмотр предмета, документов или трупа при осмотре места происшествия).

Осмотр места происшествия проводится сразу после поступления сообщения о совершенном преступлении. Следователь, дознаватель с участием специалиста должен зафиксировать и отразить в протоколе осмотра все предметы, документы, ценности, труп, которые были обнаружены в ходе осмотра; изъять предметы, отпечатки, имеющие значение для дела. Труп осматривается с участием специалиста-медика (ст. 203 - 205 УПК Республики Беларусь).

Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц. При отсутствии такого согласия осмотр жилища проводится по постановлению следователя, дознавателя с санкции прокурора или его заместителя и с участием понятых. Данное постановление должно быть предъявлено до начала осмотра.

Если жилище или иное законное владение является местом происшествия либо хранения орудий преступлений, других предметов со следами преступления, а также веществ и предметов, за хранение которых предусмотрена уголовная ответственность, и их осмотр не терпит отлагательств, он может быть проведен по постановлению следователя, дознавателя без санкции прокурора, но с последующим сообщением последнему в течение 24 часов.

При осмотре жилища должно быть обеспечено, как указывалось выше, присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации или местного исполнительного и распорядительного органа.

При невозможности обеспечить присутствие указанных лиц при проведении осмотра жилища или иного законного владения, которые являются местом происшествия либо хранения орудий преступления, других предметов со следами преступления, допускается проведение осмотра без участия указанных лиц (п.8 ст.204 УПК Республики Беларусь).

Освидетельствование (ст.206 УПК Республики Беларусь) является разновидностью наружного смотра, специфика которого обусловлена его объектом, которым служит тело человека. Оно проводится для установления на теле подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего следов преступления, телесных повреждений или особых примет, если при этом не требуется проведение экспертизы.

О проведении освидетельствования следователь, дознаватель выносят постановление, которое является обязательным для обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего. В случае отказа они могут быть освидетельствованы принудительно.

Освидетельствование проводится в присутствии понятых, по результатам составляется протокол.

Если освидетельствование сопровождается обнажением тела обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, то его проводит врач в присутствии понятых одного пола с освидетельствуемым.

Закон устанавливает (ст.207 УПК Республики Беларусь), что следственный эксперимент проводится в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела путем воспроизведения каких-либо действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий. Опытные действия должны быть максимально приближены к реальным условиям, при которых происходило исследуемое событие. С помощью следственного эксперимента, в частности, проверяется возможность восприятия какого-либо действия, определяется, могли ли существовать определенные факты и при каких условиях они могли возникнуть.

Для проведения следственного эксперимента, в необходимых случаях, приглашаются специалисты, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт.

По результатам составляется протокол.

Назначение и производство экспертизы (ст. 226 - 238 УПК Республики Беларусь).

Основным условием назначения экспертизы является необходимость использования для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Экспертиза - это исследование, проводимое по уголовному делу в области науки, техники, искусства и иных сфер деятельности по постановлению органа уголовного преследования и представленных им материалов.

Исходя из положений уголовно-процессуального законодательства, различают разнообразные виды и роды экспертиз. Наиболее распространенными являются различные виды криминалистической экспертизы (дактилоскопическая, баллистическая, трассологическая, почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов судебно-медицинская, судебно-психиатрическая, финансово-экономическая, судебно-автотехническая).

Если по делу экспертиза проведена впервые, она является первоначальной. В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта, данного в ходе первоначальной экспертизы, может быть назначена дополнительная экспертиза. Ее проведение можно поручить тому же эксперту, который проводил первоначальную экспертизу. При необоснованности заключения эксперта или наличия сомнений в его правильности назначается повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.

При производстве сложных экспертных исследований экспертиза проводится несколькими экспертами одной специальности. Такая экспертиза именуется комиссионной.

Если эксперты придут к общему выводу, они составляют и подписывают единое заключение. В случае разногласия между экспертами, каждый из них дает отдельное заключение.

Комплексная экспертиза проводится экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции. В заключении комплексной экспертизы должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт и к каким выводам пришел.

Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатся данные проведенного им исследования.

Вопрос о назначении экспертизы решается органом, в производстве которого находится дело. Признав необходимым назначение экспертизы, следователь, дознаватель выносят постановление, где указывают основания назначения экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом, материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

С постановлением о назначении экспертизы следователь, дознаватель обязаны ознакомить подозреваемого, обвиняемого и их законных представителей, а также потерпевшего, свидетеля, подвергаемого экспертизе, разъяснив им права и обязанности, предусмотренные ст. 229 УПК Республики Беларусь, о чем составить протокол.

С заключением эксперта следователь, дознаватель обязаны ознакомить вышеуказанных лиц на основании ст.238 УПК Республики Беларусь.

Закон предусматривает ряд случаев, когда производство экспертизы не зависит от усмотрения органа уголовного преследования, а является обязательным.

Согласно ст.228 УПК Республики Беларусь назначение экспертизы является обязательным, если по делу необходимо установить:

- причину смерти, характер и степень тяжести телесных повреждений;

- возраст обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение;

- психическое или физическое состояние обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе;

- психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания.

Проверка показаний на месте (ст.225 УПК Республики Беларусь)

Сущность проверки показаний на месте состоит в том, что полученную ранее информацию следователь, дознаватель проверяют на месте события, о котором шла речь в показаниях. Целью проверки показаний на месте является проверка, уточнение и дополнение ранее данных показаний. Иногда с помощью этого следственного действия получают и новые фактические данные.

Проверка показаний на месте проводится с участием ранее допрошенного лица, которое воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, имеющие значение по делу, а также понятых, а в необходимых случаях - с участием специалиста.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты