Рефераты

Уголовные наказания в Российском уголовном праве: система, виды, тенденции правового регулирования

p align="left">На состояние преступности, ее уровень, структуру, динамику, эффективность уголовного наказания заметное влияние оказывают множество различных по своей природе факторов. Это означает, что единственно правильной магистральной линией противодействия преступности является реализация последовательного комплексного подхода, предполагающего согласованное, подчиненное единой цели применение не только правовых, но и экономических, политических, культурно-воспитательных и других обще-социальных мер. Основные из них: 1) социально-политические: уровень развития демократии, зашиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей, структуру и динамику современной преступности; 2) экономические: изменения в структуре экономики (переход к цивилизованному рынку), ликвидация социалистической экономики, появление официальной безработицы, нелегальных оборотов оружия, наркотиков; 3) организационно-правовые и профилактические: развитие с учетом времени уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, практики их применения в соответствие с требованиями международных стандартов по обращению с осужденными, деформирование системы профилактики; 4) идеологические и нравственно-психологические: культура, правосознание и нравственные идеалы граждан, изменения в системе ценностных ориентации, формирование общественного мнения об эффективности применения и совершенствования уголовного наказания; 5) факторы, связанные с правоприменением: деятельность правоохранительных органов, судов и других структур правосудия, их нормативную базу, кадровые установки, базу подготовки См.Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право РФ в схемах. М.: Консультант Плюс,2006..

Данная система факторов в своей совокупности и обусловливает формирование уголовной политики России в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний, их эффективность в перевоспитании осужденных. Подтверждается истина, что сильнодействующие криминогенные факторы, определяющие сложившуюся криминальную ситуацию, оказывающие непосредственное влияние на состояние преступности и эффективность уголовного наказания, коренятся как в исторических условиях развития страны, так и в явлениях и процессах, связанных со спецификой переходного периода.

В результате произошедших в стране негативных явлений в сфере социально-политических и экономических отношений возникла реальная угроза утраты государством действенного контроля за криминальной ситуацией в стране. Функции органов государственного управления оказались в ряде случаев смешаны с функциями коммерческих организаций, в том числе и на высоком уровне. Такое положение нетерпимо и подлежит изменению, оно противоречит и здравому смыслу, и действующему законодательству. В современных условиях роль государства особенно проявляется в следующих направлениях, затрагивающих непосредственным образом и проблемы уголовной политики.

Первое направление - реалистичная социальная политика всеобщего государственного патернализма - сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, так и стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких. Социальная политика - это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, профессиональное, культурное, личностное развитие. Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формально бесплатное образование и здравоохранение фактически платны, порой недоступны для малообеспеченных, детские пособия мизерны и не выплачиваются годами, пенсии скудны и не привязаны к реальному трудовому вкладу.

Второе направление - обеспечение защиты прав собственности, независимо от ее форм, когда государство гарантирует доступ акционеров и любых других лиц к информации о деятельности предприятий, ограничивает возможности "размывания" их капитала, увода активов. Должны быть защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Важно установить легальные основы права частной собственности там, где они до сих пор не утверждены, прежде всего на землю, на недвижимость.

Третье направление - обеспечение равенства условий конкуренции, подхода при распределении государственных средств, лицензий, квот, установления избирательного применения процедуры банкротства, отмены всех необоснованных льгот, прямых и косвенных субсидий предприятиям. В некоторых регионах эта "болезнь" превратилась в сведение счетов с политическими и экономическими конкурентами, физическому их устранению.

Четвертое направление - освобождение предпринимателей от административного гнета со стороны государства, избыточного вмешательства в бизнес. Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства, как в центре, так и на местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и т.д.

Пятое направление - снижение налогового бремени, способствующее массовому уклонению от них, уходу экономики "в тень", уменьшению инвестиционной активности, а в конечном счете - падению конкурентной способности российского бизнеса. При нынешнем уровне таможенного администрирования такая система нередко защищает и поощряет коррупцию.

Шестое направление - развитие финансовой инфраструктуры. Банковская система также должна быть расчищена от нежизнеспособных организаций. Следует обеспечить прозрачность банковской деятельности; финансовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные секторы экономики.

В настоящее время все более очевидной становится тенденция укрепления роли наказания как главного средства принудительного государственного воздействия на лиц, совершивших преступления См. Иногамов- Хегай Л.В., Рарог А.И., Чучаев А.И.Уголовное право. Общая часть М.: Юридическая фирма «Контракт»,ИНФРА-М,2005.. В подавляющем большинстве стран, воспринявших и законодательно воплотивших в конце ХIХ - начале ХХ в. идею не карательного воздействия на преступника, наблюдается возрастающий интерес к принципам неоклассической школы. Система принудительных мер, не имеющих статуса наказания, отмирает главным образом потому, что глобальный правовой эксперимент, длившийся почти 100 лет, показал ущербность избранной уголовно-правовой доктрины, обернувшейся гораздо большей репрессивностью государственного принуждения и попытками отрицания таких основополагающих идей уголовного права, как виновность, законность и справедливость. Не случайно вскоре после Октябрьской революции 1917 г. в России были введены в законодательство и меры социальной защиты, и условное осуждение, отвергаемые в дореволюционной России как новации, гибельные для системы уголовной юстиции.

Все неблагоприятные правовые и иные последствия возникновения и существования феномена «неопределенности уголовно-правового принуждения» еще предстоит осмыслить не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако для дальнейшего развития уголовного законодательства необходимо понимание, какой курс уголовно-правовой политики намерено проводить государство в обозримом будущем. Без выработки стратегии в области борьбы с преступностью невозможно свернуть с пути заимствования и копирования современного зарубежного опыта, который по многим позициям сам далек от совершенства.

Кардинальная и последовательная уголовно-правовая реформа не может проводиться без формирования четкой позиции законодателя по отношению к принципу неотвратимости наказания.

Альтернативой построения уголовного законодательства по принципу неотвратимости уголовной ответственности, по нашему мнению, могло бы быть исключение из закона освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а в остальном можно следовать привычной уже логике законотворчества: вводить различные формы освобождения от уголовного наказания, предусматривать возможность условного назначения все большего количества видов наказаний, устанавливать более льготный порядок условно-досрочного освобождения, включать в систему наказаний меры, не представленные ни в одной из санкций Особенной части и уже поэтому наказаниями не являющиеся, законодательно закреплять условную амнистию и помилование. Однако в таком случае не следует рассчитывать на большую солидарность населения с подобной псевдогуманной уголовно-правовой политикой, на повышение результативности в работе правоохранительных органов, а также на снижение общих затрат на борьбу с преступностью.

В случае же ориентации на возврат к принципу неотвратимости наказания, на наш взгляд, прежде всего следует усовершенствовать систему наказаний и санкций за отдельные преступления, свести возможность судебного усмотрения к минимуму, определить удельный вес каждого из смягчающих и отягчающих обстоятельств для назначения наказания, унифицировать условное осуждение и применять его лишь к лицам, совершившим впервые нетяжкие преступления, с перспективой полной ликвидации института условного наказания.

Поэтапное восстановление тесной связи между преступлением и наказанием не может привести к ужесточению уголовно-правовой политики.

Напротив, в условиях неопределенности уголовно-правового воздействия человек, виновный в совершении преступления, в гораздо меньшей степени защищен от административного произвола, сводящего на нет конституционный принцип равенства граждан перед законом. Наказание присутствует в обществе на всем протяжении истории его развития. На различных этапах развития общества наказание выступало явлением, обеспечивающим определенные интересы общества.

Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке, Ее значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Деяние, как тонко подметил в свое время Н. С. Таганцев, чтобы быть преступным, должно быть воспрещено законом под страхом наказания, причем страх этот не есть что-либо отвлеченное, не есть фантом, только пугающий того, кто посягает на нормы права, а реально им ощущаемое последствие такого посягательства, действительное наказание, как проявление того особого юридического отношения, которое возникает между карательной властью и ослушником велений авторитетной воли законодателя См.Таганцев Н.С.Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Том 2.М.:Наука,1994г..

Глава 2. Система наказаний в российском уголовном праве

2.1 Понятие и основные свойства системы наказания

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Система наказаний, ее эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания - критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п. Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально- политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключается из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловлены общими изменениями и потребностями в общественно- политической, экономической и идеологических сферах. Так, например, в дореволюционном уголовном праве России наказаний получила нормативное оформление в таких законодательных актах, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г. Так, в Уложении 1845 г. предусматривалась довольно громоздкая лестница наказаний, расположенных в порядке степеней исходя из сравнительной их тяжести. Наиболее тяжкими из них были: лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ. Характерно, что лестница наказаний являла собой пример сословного подхода к ее составлению. Он, в частности, проявлялся в том, что представители высших сословий (дворяне, духовенство, почетные граждане и некоторые другие) согласно Уложению освобождались от имевшихся в нем телесных наказаний. Ст. 60 Уложения, кроме того, давала возможность замены для дворян и чиновников кратковременный арест в тюрьме домашним арестом с содержанием в помещении ведомства, где они служат.

Уголовное уложение 1903 г. все наказания делило на главные, дополнительные и заменяющие. К главным наказаниям относились: смертная казнь, каторга без срока и от 4 до 15 лет, ссылка на поселение и некоторые другие. Дополнительными наказаниями являлись разного рода поражения в правах: ограничение в праве избрания и перемены жительства; отобрание имущества: денежное взыскание; опубликование приговоров; удаление от должности; заключение в работном доме. Что касается заменяющих наказание, были известны: замена одиночного заключения общим при недостатке в тюрьмах одиночных камер: одиночного заключения в исправительном доме или в тюрьме общим в случае удостоверенной опасности одиночного заключения для здоровья заключенного; смертной казни и категории для лиц, достигших 70 лет - ссылкой на поселение, а также и другие.

Для начального периода послереволюционного уголовного права характерен отказ от сложившейся системы наказаний и осуществление правосудия на основе революционного правотворчества. Это привело к расширению круга органов, применяющих уголовное наказание (народные, окружные суды, революционные трибуналы и др.), а также к появлению чрезвычайно обширного не предусмотренного законом перечня наказаний, которые применялись на основании «революционной совести». Этот перечень включал в себя свыше тридцати видов наказаний: от предупреждения, общественного порицания и выговора до высшей меры наказания - расстрела.

Впервые в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали примерный перечень пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение общественного порицания, объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение от должности, лишение свободы, расстрел и др.

Ранее действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала коренных изменений, происходящий в государстве и обществе, следующую систему наказаний:

-лишение свободы;

- ссылка;

- высылка;

- исправительные работы без лишения свободы;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- штраф;

- общественное порицание;

- конфискация имущества;

- лишение воинских и других званий, а также орденов и медалей, почетных званий и Почетных грамот.

Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и лишение званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому, по существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и предусмотренная этим УК высшая мера наказания - смертная казнь.

В последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен новый вид наказания - условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Однако практика применения этого наказания показала его недостаточную эффективность. Выявились также и низкая эффективность таких видов наказаний, как высылка и ссылка. В связи с этим названные три вида наказаний из УК 1960 г. были исключены.

По действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам совершившим преступления, могут применяться:

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- ограничение по военной службы;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Правоприменительная практика органов правосудия по реализации уголовной ответственности требует такой системы мер уголовно-правовой ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание, учитывающее все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела. Принцип законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду выйти за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести» оригинальное наказаниеСм. Ременсон А.Л. Индивидуализация наказания и уголовный закон//Учен. зап./ТГУ. Вып. 33. 1957. С. 89-105. .

В учебной литературе под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести.

Система наказания базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма См. Ретюнских И.С. Система наказаний по советскому уголовному праву и ее развитие/Воронеж. гос. ун-т. Воронеж, 1980.. В систему не включается такие меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют осужденному излишние физические страдания или которые унижают человеческое достоинство. Система наказаний по российскому Уголовному праву не знает мучительных калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых государств, в частности, таких, например как телесные наказания, публичная смертная казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое отражение такие виды наказаний, как, например исправительные работы без лишения свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву других государств См.Курочка Е.В.Наказание в России как государственная мера правоограничения личности// Следователь.2002.№ 5..

Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют конкретные их виды, в совокупности, составляющие целостное правовое явление. Система наказаний характеризуется следующими признаками:

- Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может, отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. В соответствии с принципом - nulla poena sine lege ни одно наказание не может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок применения могут быть указаны только в законе.

- Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.

- Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой «лестницу наказаний». Традиционно все наказания в уголовном праве России располагались по принципу от более строгого к менее строгому.

- Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ.

Все выше перечисленные принципы и признаки системы наказаний должны базироваться на философском представлении и системе. В философской литературе под системой принято понимать «Совокупность элементов, в которой все элементы настолько связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиями к другим системам как единое целое». Если оценивать с этих позиций установленный законом перечень видов наказания, то следует признать, что лишь отчасти соответствует отмеченным выше признакам системы. Подобно всем системам, система наказаний характеризуется не только сложностью составляющих ее элементов и определенной целостностью, но и устойчивостью элементов, связей и структурой.

Также с философской точки зрения система наказаний не является абстрактной категорией взятой не весь, откуда (как например солнечная система), а она является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения См.Философские аспекты уголовного наказания.М.2000 (в соавторстве).. Проблема «преступление- наказание» существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. До сих пор ученые всего мира стараются ее усовершенствовать, тем самым решить проблему преступности, охватившую нашу цивилизацию сетью беззакония.

Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и взаимодействует друг с другом. Так, например, нарушение трудового законодательства может повлечь применение и уголовно-правовых санкций и санкций, предусмотренных трудовым кодексом, причем применение дисциплинарных санкций к правонарушителям, как правило, приводят к распространению более опасных правонарушений и необходимости применения наказания. Такая же взаимосвязь прослеживается в сфере регулирования общественного порядка, где административные и уголовно- правовые меры дополняют друг друга. Эта связь в системе правовых санкций проявляется даже в одинаковых наказаниях различных правовых мер ответственности. И административное, и уголовное законодательство знают такие меры ответственности, как штраф и исправительные работы без лишения свободы. Увольнение от должности предусмотрено Уголовным кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ. Будучи подсистемой системы мер, юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.

Уголовно-правовые санкции не только отличаются своими специфическими чертами от иных санкций регулирующих общественные отношения граждан, но и своей классификационной характеристикой. Так, учебной литературе в течение длительного времени классификация сводится к выделению абсолютно-определенных санкций. Некоторые авторы называют альтернативные и кумулятивные санкции См. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по Советскому праву. М.М. Изд. Московского университета,1981г..

Кругликов, фактически отмечает отсутствие достаточно обоснованной классификации санкций в теории уголовного права См. Кругликов Л.Л. Проблемы теории назначения наказания: законодательство и практика//Уголовное право в XXI веке: Материалы Международной научной конференции на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова 31 мая-1 июня 2001 г. М.: ЛекстЭст, 2002.. Лейст в 1962 году проводит деление их на правовоспитательные и штрафные (карательные) См.Там же.с.45..

Уголовный кодекс РФ определяет цели наказания в части второй ст.43: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 09.11.2009 №247-ФЗ)//Консультант плюс. . Мы видим, что, в ней отсутствует указание на перевоспитание осужденных как цели наказания.

Во-вторых, в ней отсутствует текст, устанавливающий, что «наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Подробно цели наказаний и средства их достижения исследуются в работах М.Д. Шаргородского, И.И.Карпеца, Беляева Н.А, Голубинской С.В. и др.

2.2 Структура системы наказания

Система наказаний, как и любая другая система, имеет свою структуру и соответственно свои составные части.

При построении структуры системы наказаний необходимо руководствоваться следующими отправными положениями (принципами), как то:

1) принципом гуманизма;

2) принципом определенности каждого вида наказаний;

3) принципом восстановимости включаемых в систему видов наказаний;

4) принципом целесообразной и достаточной репрессивности включаемых в систему видов наказаний;

5) принципом недопустимости включения в систему видов наказаний, не имеющих ни размера, ни срока, - а, следовательно, не поддающихся индивидуализации судом;

6) принципом экономии при построении системы видов наказаний;

7) принципом учета исторических традиций в законодательстве, нравственных и религиозных воззрений народа;

8) принципом справедливости при расположении отдельных видов наказаний в данной системе по признаку их тяжести;

9) принципом недопустимости включения в систему видов наказаний, так называемого декларативного характера;

10) принципом использования опыта зарубежных государств;

11) принципом построения системы наказаний в соответствии (согласии) с общепризнанными принципами и нормами международного права;

В теории уголовного права классификация происходит по определенным признакам: по порядку (способу) их назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По порядку назначения наказания подразделяются на три группы: 1) основные; 2) дополнительные; 3) такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так в качестве дополнительных.

Основные наказания - это те наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Основными наказаниями являются: обязательные работы, исправительные работы, ограничения свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.).

Дополнительные - это наказания, которые назначаются к основным и самостоятельно назначаться не могут. Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Согласно ч.3 ст.45 дополнительными видами наказания являются лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.

Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в соответствии с ч.2 ст. 45 УК могут применяться в качестве основных или дополнительных наказаний.

Штраф как вид уголовного наказания заключается в денежном взыскании, назначаемом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного (ч.1.ст.46 УК). Штраф и как основное, и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях статей особенной части УК за совершение корыстных преступлений Здравомыслов Б.В."Уголовное право РФ". М.: 1996г.В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного.

При этом закон однозначно устанавливает (применительно к минимальному размеру оплаты труда), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания.

Конфискация являющаяся только дополнительным наказанием, назначается согласно закону лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления и лишь в случаях, когда она прямо предусмотрена в статье Особенной части настоящего УК. Так, например, в санкции статьи, предусматривающей особо квалифицированный вид вымогательства (ч.3.ст.163 УК), наряду с лишением свободы указано конфискация имущества.

Если в санкции статьи применения данного вида наказания как дополнительного указано как альтернативное, суды должны в каждом случае обсуждать вопрос о его назначении, и указывает в приговоре мотивы своего решения.

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения дополнительного наказания. Недопустимо применение его к лицам, которым оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему конфискация имущества). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействуют реализации принципа его индивидуализации и в конечном счете, достижению цели наказания.

По субъекту, к которому применяются наказания, они подразделяются на общие и специальные. Общие - это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, лишение свободы на определенный срок). Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных. Так содержание в дисциплинарной воинской части назначается лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

По возможности определения срока наказания классифицируются на срочные и наказания, не связанные с установлением определенного срока (одномоментные). Срочными являются наказания, в которых указан минимальный максимальный срок, на который они могут быть определены по приговору суда. Так, сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной части и лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, обязательных работ - в часах (ч.1.ст.72 УК).

Специальной разновидностью срочных наказаний является пожизненное лишение свободы. Ряд наказаний по своему характеру таковы, что не связаны с каким- либо сроком их отбывания. Ими являются штраф, конфискация имущества, лишение специального звания, классного чина и государственных наград и смертная казньСм. Цепляева Г.О целях, функциях и системе наказания. Уголовное право.2007,№3.

По характеру воздействия, оказываемого на осужденного, наказания могут быть подразделены на три группы: 1) наказание, не связанные с лишением или ограничением свободы; 2) наказание, состоящие в лишении или ограничении свободы; 3) смертная казнь.

В научной и учебной литературе имеются различные классификации наказаний, которые объединяют наказания по какому-либо признаку.

Так, например систему наказаний разделяют на: 1) виды наказаний, связанные главным образом с моральным воздействием на осужденного; 2) связанные с ограничением права осужденного; 3) связанные с материальными лишениями осужденного.

В других источниках называются наказания, связанные с исправительно-трудовым воздействием, и наказания, не связанные с исправительно-трудовым воздействием, общие и специальные наказания, срочные и не связанные с определенным сроком.

Таким образом, система наказаний необходима для того, чтобы дифференцировать и индивидуализировать наказание по отношению к количественной стороне кары, то почти на все преступления можно было бы реагировать небольшим числом наказаний, варьируя их размер в зависимости от степени общественной опасности преступления и лица, его совершившего.

Выделение в системе наказаний отдельных групп обусловлено стремление показать особенность той или иной группы наказаний и тем самым углубить представление об этом сложном предмете, а, главное, дать надежные рекомендации судьям для избрания меры наказания. Каждая классификация наказаний на группы осуществляется с определенными целями. См.Стручков Н.А. О наказании, системе его видов и иных мерах уголовно-правового воздействия//Актуальные проблемы уголовного права. М.: ИГПАН, 1988. С. 91-102. В зависимости от целей выбирается основание классификации. Например, выделение группы имущественных наказаний преследует цель показать специфику наказаний, в основе которых лежат лишение имущественного характера и рекомендовать их для назначения лицам, совершившим корыстные преступления. Группа наказаний, связанных с исправлением, ориентирована на лиц, нуждающихся в целенаправленном воздействии для формирования социально-полезных навыков Шаргородский М.Д. "Наказания и его цели и эффективность". Л.:1973г..

Как мы видим, все классификации имеют как научное, так и практическое значение и помогают глубже понять вопросы установления и применения каждого вида наказания.

Таким образом, система наказаний - это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

2.3 Цели и виды наказания

Без учета целей нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Специфичность целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного См.Стручков Н.А. Наказание как средство борьбы с преступностью//СГП. 1969. N 1. С. 91-98.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания. Происшедшие в уголовном законодательстве изменения сделали актуальным вопрос: в чем заключено социальное назначение наказания? Что должно преобладать при назначении наказания: его карательный элемент или направленность на предупреждение преступления? Становление правового государства требует преобразования уголовной политики в социальную политику предупреждения преступности.

Определение целей наказания - один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. "От его решения зависит не только построение многих институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого уголовного законодательства".Ч. Беккариа писал: "Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление... Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же" Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Биографический очерк и пер. проф. М.М. Исаева. Н.С. Таганцев, определяя цели наказания, указывал: "Будучи личным страданием, причиняемым виновному за учиненное им деяние, наказание должно быть организовано так, чтобы оно служило или могло служить тем целям, которые преследует государство, наказывая" Таганцев Н.С.Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Том 2.М.:Наука,1994г..

В юридической литературе первых лет после Октябрьской революции 1917 г. много внимания уделялось вопросу о целях и задачах наказания. Сложность этой проблемы приводила к тому, что отдельные авторы, удачно сформулировав ту или иную задачу наказания - исправительную, предупредительную или же охранительную, в ряде случаев считали ее единственной, чем искажали действительную роль наказания. В рассматриваемый период еще только начинали оформляться положения послереволюционной теории уголовного права о соотношении принудительной и воспитательной сторон наказания, о соотношении понятий "кара" и "воспитание".

Цели наказания влияют на существо кары и определяют направленность наказания, главное его назначение. Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью. Для правоохранительных органов, применяющих и исполняющих уголовное наказание, они становятся ориентиром эффективности их практической деятельности.

Цели наказания определены в ч. 2 ст. 43 УК: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений" Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 09.11.2009 №247-ФЗ). . Из этого следует, что наказание должно соответствовать совершению преступления и личности виновного и восстанавливать в глазах потерпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливость, т.е. соответствовать тяжести преступления. Под социальной справедливостью наказания следует понимать его трактовку в ст. 6 УК, т.е. мы, можем говорить о справедливости, когда лицу, совершившему преступное деяние, назначается наказание, соответствующее тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, когда наказание не назначается дважды за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 УК). Назначение конкретной меры наказания закон ставит в зависимость от характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК). Мера наказания, согласно закону, зависит также от формы вины (ст. 53 УК), стадии преступной деятельности (ст. 66 УК). УК определяет особые правила назначения наказания за совершение преступления в соучастии (ст. 67), а также при рецидиве (ст. 68), правила назначения наказания по совокупности преступлений или приговоров (ст. ст. 69, 70), устанавливает условия назначения наказания ниже пределов, указанных в санкции статьи Особенной части (ч. 2 ст. 60, ст. 64).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты