Рефераты

Украина - Виды предприятий и предпринимательств

p align="left">Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

производство;

коммерцию;

финансы;

интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки; поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

Производство.

Производство - наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и совершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок -- впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого - отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряжено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

промышленность;

сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;

общественный и производственный транспорт;

услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая наука к производству относит и коммерцию, включая торговлю и посреднические операции. В этом имеется определенная логика.

Торговля

Торговля - это передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства.

Торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. В той же мере, как торговлю, к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назвать производством. В конечном счете, все определяется потребностью людей в выживании и размножении, как: всякого живого существа. Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

1.7.Общественные объединения предпринимателей как средство согласования государственных и корпоративных интересов.

Положение дел в экономике Украины остается крайне сложным. Се-годня, хотя и с большим опозданием, нужно формировать и проводить в жизнь план действий по форсированному возрождению отечественного производства. Именно форсированному, ибо таким образом и соответст-вующими темпами в последние годы сокращалось большинство произ-водств. В нынешних социально-экономических условиях назрела острая необходимость в формировании качественно новых рычагов влияния на процессы реформирования национальной экономики и возрождения оте-чественного товаро-производства.

Что же следует предпринять в первую очередь? Нам хорошо извест-но, что теперь усилия руководителей отечественных предприятий напо-минают так называемое броуновское движение молекул, и этот «собст-венноручно» созданный хаос увеличивает потери. Наблюдаются деспеци-ализация, разорванные связи между предприятиями разных регионов (а иногда в одном регионе, и даже в одном городе), которые прежде на протяжении десятилетий действовали в кооперации и тесном сотрудни-честве. Явления печальные, но, к сожалению, естественные, так как ли-нию государства в данной сфере проследить невозможно, -- ее просто нет, а какого-либо органа, который формировал бы правильную полити-ку и внедрял методику развития промышленности, сегодня в Украине не существует. В то же время в цивилизованном мире такие структуры име-ются, притом как государственные, так и негосударственные, созданные и функционирующие на общественных началах;'. Одним из самых глав-ных моментов в деятельности этих структур является то, от чего мы сов-сем недавно решительно отказались (и уже ощутили все «преимущества» этого отказа). Имеется в виду планирование. В развитых странах разрабатываются десятки общегосударственных, межотраслевых и отраслевых балансов. Без них не создается ни одна национальная программам не реа-лизуются пять основополагающих принципов организации производст-ва, а именно: информатизация; специализация; кооперирование; разме-щение; комбинирование. Поэтому нам без восстановления утраченных принципов на должном уровне не обойтись.

Следовательно, первое, о чем следует позаботиться более всего, поскольку эта проблема генерирует все другие, -- возрождение управляемости. Роль управления и управленческих функций вообще является важнейшей в лю-бом деле. Отказ от штабных функций государства, произошедший в системе хозяйствования около 10 лет тому назад, привел к ликвидации руководяще-го звена и, как следствие, к неуправляемости, что послужило причиной массового разрыва связей между отраслями, подотраслями и отдельными предприятиями. Непродуманная и неэффективная приватизация только уси-лила и углубила эти процессы. Без восстановления управляемости как важ-нейшей составляющей возрождения надеяться на успех невозможно.

Наряду с этим недопустимо злоупотребление чрезмерной и экономи-чески неэффективной централизацией. На первый взгляд, проблема для привыкших ко всеохватывающему государственному патернализму жителей постсоветского пространства кажется сложной. Но здесь не нужно изобретать велосипед. Один из реальных путей преодоления кризисных явлений в жизни нашей страны -- переход от государственного админи-стрирования в .экономической сфере к экономически обоснованному са-морегулированию предпринимательства на началах многоукладности и равенства всех форм собственности.

Опыт развитых стран свидетельствует: если контроль и регламентация со стороны государства сочетаются с соответствующим решением проблем упра-вления на негосударственном уровне, можно добиться высокой эффективно-сти экономики и качества жизни населения. Например, координацию усилий предпринимателей в масштабе национальной экономики осуществляют та-кие организации, как "кейнданрен" -- в Японии, Национальная ассоциация промышленников и Национальная ассоциация работодателей -- во Франции, Национальная ассоциация промышленников -- в США и тд. Значительную роль соответствующие структуры играют и на международном уровне, -- это Союз промышленности ЕС, Союз промышленных конфедераций и конфеде-раций предприятий Европы, Международная организация предпринимате-лей и др. Аналогичные организации созданы в большинстве постсоциалисти-ческих стран. Отраслевыми органами управления являются также соответст-вующие ассоциации, лиги, союзы работодателей и т.п. Например, ассоциация обувщиков Италии, объединяющая свыше 1000 фирм, обеспечивает изготов-ление обуви на сумму свыше 9 млрд. дол. ежегодно; в составе Немецкого союза, который объединяет предприятия, работающие в области специаль-ных строительных работ, насчитывается более 36 тыс. фирм.

Основной программной задачей организаций работодателей должно быть объединение усилий разрозненных крупных, средних, малых пред-приятий и отдельных предпринимателей в могучую производительную силу, направленную на преодоление экономического кризиса и реализа-цию идеи восстановления национального товаропроизводства, способной эффективно использовать отечественный экономический потенци-ал, имеющиеся производственные мощности, природные, трудовые, нау-чные и интеллектуальные ресурсы, а также привлечь иностранные инве-стиции и иной частный капитал к активному сотрудничеству по подъему производства и предпринимательства в Украине.

Мы же пока имеем множество союзов и прочих организаций, которые слабо, с точки зрения здравого смысла, представляют себе свои права и обязанности. Приходится констатировать, что такая ситуация обу-словлена рядом субъективных и объективных факторов. Среди последних главными являются такие:

тяжелое финансовое положение отечественных предприятий, из-за чего их руководители не видят необходимости в существовании дополните-льных структур, польза от которых может проявиться лишь в перспективе;

«рыночный идеализм* многих руководителей промышленности, активно поощрявшийся государством. До сих пор считается, что для пре-дпринимателя нет иного пути, чем «выжить» один на один с рыночной стихией. Закономерно, что соответствующая стратегия поведения в кон-це концов стала противоречить государственным интересам, и теперь кое-кто считает, что отечественные предприятия являются чуть не самыми главными врагами рыночных реформ в их нынешнем виде;

переход общегосударственных органов на функциональные методы управления и почти полный отказ от отраслевых. При этом «позабыли», что крупнейшие корпорации в развитых странах строятся по отраслевому принципу, а средний и малый бизнес, как отмечено выше, объединяется по тому же принципу в соответствующие общественные объединения. От-сутствие нормативной базы не позволило активизировать деятельность по созданию эффективных объединений работодателей и таким образом за-полнить имеющийся пробел в хозяйственном управлении;

недостатки в деятельности собственно союзов предпринимателей. До сих пор считается, что едва ли не единственной функцией этих сою-зов является лоббирование интересов их членов в органах государствен-ной власти. По нашему мнению, это существенная ошибка, ибо, с точки зрения здравого смысла, предпринимательские объединения должны стро-ить свою работу, по крайней мере, на нескольких общих началах. Защита интересов членов объединения перед органами государственной власти заключается не в примитивном лоббировании, а в осознании стратегиче-ских задач, формировании соответствующих программ, составлении про-ектов нормативных актов, наконец -- в том, чтобы убеждать правительс-твенные учреждения и отдельных управленцев в целесообразности при-нятия тех или иных решений. Отсюда следует, что эффективным может быть только такое предпринимательское объединение, которое в практи-ческой деятельности руководствуется необходимостью согласования кор-поративных и государственных интересов, их взаимного сближения;

взаимодействие с профсоюзами, объединениями работодателей и общественными организациями. Трудно переоценить роль предпринима-тельских объединений в формировании благоприятного социального кли-мата в обществе, налаживании взаимовыгодного социального партнерства;

координация усилий членов объединения, чему до настоящего вре-мени не уделяют достаточного внимания.

Важными функциями союзов работодателей являются повышение уро-вня культуры производства во всех отраслях народного хозяйства, содейс-твие насыщению внутреннего рынка конкурентоспособной высококачественной отечественной продукцией и ее продвижению на внешний рынок. С этой целью предпринимательские объединения должны организовывать всестороннюю, в том числе финансовую, поддержку инновационного процесса по всему его циклу, внедрение прогрессивных технологий; изучать конъюнктуру отечественного и зарубежного рынка и информировать о ней своих членов; способствовать участию предприятий в ярмарках, выставках, конкурсах, тендерах продукции, работ и услуг в Украине и за ее предела-ми; принимать участие в подготовке высококвалифицированных специа-листов; помогать в налаживании контактов между производственниками во всех регионах Украины; добиваться осуществления комплекса мер по повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей и возобновлению производства там, где оно прекращено; спо-собствовать модернизации основных фондов предприятий, поиску и при-влечению источников оборотных средств и инвестиционных ресурсов; при необходимости -- проводить работу по экономическому обоснованию и экспертизе производственных программ, составлению бизнес-планов, по-дготавливать прогнозы, содействовать реализации инвестиционных проек-тов. В общем и целом деятельность союзов предпринимателей наряду с хозяйственными корпорациями должна преследовать цель восстановления перечисленных выше принципов организации производства, в том числе некоторых элементов индикативного планирования.

Предоставление членам объединения методических, организацион-ных, информационных услуг предусматривает: обобщение опыта органи-зации управления на предприятиях, повышающих конкурентоспособность продукции и наращивающих объемы ее производства; распространение эффективных схем управления; организацию инжинирингового и конса-лтингового обслуживания предприятий, чтобы выявить проблемы и раз-работать мероприятия по их решению; улучшение маркетинговых иссле-дований, внедрение компьютерных схем учета спроса и предложения про-дукции; активизацию рекламной деятельности, продвижение торговых марок, координацию рекламных мероприятий и т.д.

Чтобы предоставить финансовую помощь своим членам, предприни-мательские объединения могут сотрудничать с Государственным инновационным фондом и его региональными отделениями, с отраслевыми ин-новационными фондами соответствующих министерств, Украинским фон-дом поддержки предпринимательства, Фондом занятости, а также с зару-бежными фондами и другими негосударственными коммерческими и фи-нансовыми организациями.

Эффективная поддержка предпринимательства вряд ли возможна без создания в системе общественных объединений работодателей собствен-ной финансовой инфраструктуры, состоящей из всех необходимых финан-совых институтов, а именно: коммерческих банков; инвестиционных ком-паний и фондов; негосударственного инновационного фонда; страховых компаний, в том числе по медицинскому страхованию; доверительных об-ществ; негосударственного пенсионного фонда; аудиторских фирм и пр.

Для более эффективного выполнения управленческих функций союзы предпринимателей могут охватывать или группы отраслей, имеющих общие проблемы, или отдельные отрасли, или группы предприятий. Соответствую-щим образом строится организационная структура союзов. Например, для практической реализации отраслевого самоуправления в промышленности, производящей товары народного потребления, создан Украинский союз това-ропроизводителей и предпринимателей. В его составе действуют отраслевые лиги текстильщиков, переработчиков кожи и меха, деревообработчиков, пред-приятий торговли, то есть в межотраслевом объединении реализован отрасле-вой метод управления, который сочетается с региональным через институт представительств в областях, г. Киеве и Автономной Республике Крым.

Успеху общественных объединений предпринимателей нередко пре-пятствуют внутренние проблемы. Назовем их:

чрезмерная политизация деятельности, недопустимость чего. Под-черкнул Президент Украины Л. Кучма в выступлении на VII Чрезвычай-ном съезде УСПП;

злоупотребление административными методами вовлечения пред-принимателей в члены объединений, что противоречит главным принци-пам их функционирования -- добровольности и демократизму;

использование объединений в качестве средства монополизации определенных секторов рынка крупными предприятиями путем втягивания в свою «орбиту» менее мощных конкурентов;

нечеткое определение функций общественных организаций и хо-зяйственных корпораций;

беспочвенная конкуренция между объединениями работодателей. В частности, недостаточной согласованностью отличается взаимодейст-вие между отдельными объединениями и крупнейшей в Украине общес-твенной организацией работодателей -- УСПП. Кстати напомним, что между крупными, средними, мелкими союзами объективно- существует такое же распределение функций, как и в любой рыночной экономике между гигантскими корпорациями, средним и малым бизнесом.

Наличие этих и других препятствий снова ставит на повестку дня разработку и принятие закона об объединении работодателей, на необхо-димости которого некоторые специалисты настаивали еще в 1997 г.

Итак, чтобы существенно улучшить положение дел, государство дол-жно занять в данном вопросе четкую и логичную позицию, направив свои действия на институализацию корпоративных интересов и их согла-сование с задачами, стоящими перед органами власти.

ГЛАВА 2 ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ВИДЫ

Производство товаров и услуг требует соединения экономических сил или, как мы рассматривали ранее, экономических ресурсов. Это мнение происходит в рамках предприятия. Предприятие выступает таким образом, как особый институт, в котором посредством определенной организационно-правовой формы взаимодействуют предприниматели, менеджеры, работники, на постоянной основе организуется производственный процесс -- преобразование экономических, а также реализация созданных товаров и услуг. Предприятие нередко называют основным звеном экономической темы (другими звеньями можно считать домашние хозяйства, институты государственного управления экономикой). Это утверждение базируется на том факте, что именно предприятиями создается подавляющая часть национального производства товаров и услуг. А с другой стороны, предприятие является той главной ареной, где осуществляется экономическое сотрудничество людей.

2.1.Сущность и основные черты предприятия. Сущность и цели

предприятия

Предприятие -- это обособленная экономическая структура занимающаяся производством и реализацией определенных товаров и услуг. Предприятие может быть создано, учреждено как частными предпринимателями, так и государством. В развитых странах мира инициатива создания предприятия в большинстве случаев принадлежит частным лицам. В Украине до начала 90-х годов едва ли не все предприятия создавались государством. Начиная с 90-х годов в связи с трансформацией экономики начал развиваться процесс создания предприятий частными лицами. Поддержку этому процессу в определенной степени оказала и приватизация части производственного капитала.

Частные предприниматели создают предприятия, как правило с целью получения денежных доходов в форме прибыли. Государство, создавая предприятия, преследует обычно более разнообразные цели: Это может быть стремление повысить уровень национальной безопасности или решить какие-то экологические проблемы, необходимость создания новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах, потребность организовать производство некоторых товаров и услуг, которые не являются достаточно экономически выгодными для бизнеса, и т.д. Между предприятиями, созданными частными лицами и государством, cyществуют и другие отличия, которые будут рассмотрены далее.

Основные черты предприятия

К характерным особенностям предприятия можно отнести следующее:

Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсные элементы -- землю, капитал и другие. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие в большинстве случаев является самовоспроизводящимся институтом. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы наемных работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие весомого общего интереса -- произвести продукцию, продать ее и получить денежный доход.

Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт преназначенный для производственного потребления. Швейная фабрика, например, имеет всю необходимую технологическую комплектацию для производства мужских сорочек, не обращаясь к другому предприятию, например, за помощью по пришиванию пуговиц к этим сорочкам. Молокозавод также располагает полной технологической системой, ему нет необходимости поручать другому предприятию, например, разлив молока в пакеты.

Юридическое оформление обособленности. Оно находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий -- только учредительного' договора), счета в коммерческом, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак.

Участие в общественном разделении труда. Положение предприятия характеризуется наличием тесных хозяйственных cсвязей с другими экономическими структурами. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение - это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.

Условия деятельности предприятий

Предприятия могут иметь разные режимы или условия деятельности разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. Типичными условиями деятельности частного предприятия в рыночной среде можно считать:

а) самостоятельное осуществление воспроизводственного процесса. Иными словами; предприятие должно собственными силами своими средствами обеспечивать свое воспроизводство свою жизнеспособность. Предприятие может воспользоваться и денежными ресурсами других субъектов -- получить кредит, привлечь денежные средства путем продажи собственных облигаций, но происходит все это на заемной основе, эти ресурсы должны быть возвращены, причем с определенной платой за услугу;

б) полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Эта ответственность ложится главным образом на плечи владельцев предприятия. Распределение между ними этой ответственности определяется формой организационно-правового устройства предприятия;

в) прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия. Стремление к развитию является естественным для предприятия. Расширение предприятия приносит как правило, большие денежные доходы его владельцам. Решающим источником денежного обеспечения такого развития для большинства предприятий выступает прибыль;

г) предприятие, как правило, конкурирует с другими, предприятиями. Конкуренция существенно влияет на поведение предприятия, его внутреннюю организацию;

д) экономическая помощь государства носит локальный, исключительно, выборочный характер. Эта помощь, направленная на поддержку воспроизводства предприятия, должна исходить прежде всего из интересов национальной экономики в целом. Государство не может и не должно быть щедрым спонсором. Оно должно быть в этих вопросах достаточно «скупым», но, в то же время, расчетливым и дальновидным в определении возможных макроэкономических последствий при «сбоях» в деятельности конкретных частных предприятий.

В приблизительно таких же условиях могут действовать и некоторые государственные предприятия. Дифференциация режимов деятельности государственных предприятий, естественно, является прерогативой самого государства. В результате, все же большая часть государственных. предприятий получает иной -- некоммерческий или не совсем коммерческий режим функционирования. Его основной отличительной особенностью является менее строгая экономическая ответственность в первую очередь управленцев, за результаты деятельности: предприятия, менее жесткие финансовые условия, большое количество ограничений, устанавливаемых правительственными структурами Многие государственные предприятия, например, коммунального хозяйства, электро- и газоснабжения, связи, транспорта работают при отсутствии конкуренции, выступают чистыми монополиями.

2.2.Классификация предприятий. Сущность и основные способы

классификации.

Классификация предприятий -- это их группировка по определенному признаку. Классификационными признаками могут быть уровень рентабельности, сфера деятельности, размер, организационно-правовое устройство и другие.

Классификация предприятий позволяет более упорядочено, системно подойти к изучению предприятий. Знакомство с основными способами классификации позволяет последовательно и детально проанализировать различные аспекты, стороны деятельности предприятия.

Классификация предприятий по основной сфере деятельности

Например, транспортное предприятие (основным видом деятельности является предоставление услуг по перевозке пассажиров или грузов) может заниматься и торгово-посреднической деятельностью, продавая, допустим бензин. Однако, как правило, у предприятия есть одна основная сфера деятельности, т. е. та, которая приносит ему наибольшую долю поступлений. И именно с учетом этого обстоятельства предприятие включают в ту или иную классификационную группу.

Классификация предприятий по видам деятельности позволяет определить их хозяйственную направленность, технологические и экономические особенности воспроизводства. Скажем, для сельскохозяйственного предприятия весьма характерна сезонность, которая сзывается на движении финансовых ресурсов, закупках капитала привлечении рабочей силы, потребностях в кредитах и т. д. По количеству функционирующих предприятий, функционирующих в той или иной отрасли, можно судить и об уровне конкуренции, о сложившихся предпочтениях в специализации.

Классификация предприятий по размерам

Прежде всего, следует объяснить, что может приниматься в качестве критерия определения размера предприятия и его соответствующего отнесения к той или иной классификационной группе. Таким критерием может быть:

а) количество работников, занятых на предприятии;

б) объем хозяйственного оборота предприятия, т.е. величина его денежных поступлений (выручка) за определенный период времени;

в) стоимость капитала предприятия.

Критерии классификации предприятий по размерам определяются государством, оно же устанавливает их конкретные количественные значения. Нередки случаи, когда дело не ограничивается выбором одного критерия.

Это связано с тем, что использование только одного критерия например, наиболее распространенного -- количества работников, не всегда может точно передать действительные возможности предприятия. Предприятие с небольшим количеством работников может быть оснащено новейшими, автоматизированными техническими системами т.е. располагать значительной мощностью.

В Украине государство официально начало применять классификацию предприятий по размерам с 1990 года. В качестве критерия определения размеров предприятия было избрано количество работников, которое изменялось в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Соответствующими правовыми актами государство дало официальную трактовку малого предприятия в Украине.

Количество квалификационных групп по признаку размера предприятия колеблется по странам. В таблице 1 показан наиболее типичный пример классификации предприятий по размерам: три группы- малые, средние и крупные предприятия.

Какова цель государства при разработке классификации предприятий по размерам? Это оказание со стороны государства различных форм поддержки небольшим предприятиям. Необходимость такой поддержки продиктована следующими обстоятельствами:

1.Потребностью поддержания и развития конкурентной среды системы свободного предпринимательства. Новая предпринимательская структура -- это новый конкурент. Но новые субъекты предпринимательства обычно не рождаются как относительно крупные предприятия. Люди, как правило, начинают с малого бизнеса. Но малые предприятия это “болезненные дети» (так именуют родители и врачи тех детей, которые очень чувствительно реагируют на малейшие изменения температуры , сквозняки и т. п.). Уязвимыми местами таких предприятий могут быть более высокие издержки; худшие условия кредитования; высокая чувствительность к малейшим колебаниям рыночной конъектуры неувязкам с поставками ресурсов, задержкам в оплате счетов; худшая доступность к ресурсам. Поэтому государство, как правило, стремиться повысить конкурентные возможности небольших предприятий, создать для них дополнительные шансы.

2. Полезностью сочетания в национальной экономике мелких, средних и крупных предприятий. Такое сочетание положительно сказывается на эффективности экономической систем. Вся система становится более гибкой, мобильной, кризисоустойчивой. Малые предприятия способны быстрее других реагировать на изменение потребностей. Они активно берутся за новое. Это новое (товар, технология) дает им шанс пробиться на многие рынки. Сами условия деятельности и малого бизнеса заставляют его быть гибким, разворотливым активно искать новые товары и услуги. Сочетание в экономике предприятий различных размеров позволяет полнее использовать применения труда и его преимущества. Малые структуры способны достигать высокой степени совершенства в производстве, например различных деталей автомобилей, оборудования. Крупные предприятия получают большие возможности сосредоточиться на масштабных структурных маневрах, сконцентрировать силы и средства на крупных научно-технических разработках.

3.Использованием возможностей мелкого бизнеса для решения региональных проблем. Новые предприятия дают новые рабочие места. В современной экономике проблема занятости относится к наиболее актуальным экономическим проблемам. В некоторых странах малый бизнес дает до 70-80% прироста рабочих мест. Поддержка новых структур может позитивно сказываться на финансовых возможностях местных органов власти -- расширять их бюджет, способствовать решению определенных социально-экономических проблем

К основным формам поддержки малого бизнеса со стороны государства можно отнести:

а) установление льгот в области налогообложения;

б) оказание финансовой поддержки в различных вариантах;

в) создание «бизнес-инкубаторов», предполагающих обучение, консультирование, передачу в аренду капитала начинающим предпринимателям и другое;

г) оказание содействия в получении кредитов. Конечно, поддержка малого бизнеса со стороны государства является важным моментом. Однако не следует, видимо, переоценивать ее роль Решающее значение в успехе или неудаче предпринимательских начинаний, как показывает практика, принадлежит, прежде всего личностным качествам предпринимателя: таланту, интеллекту, образованию, организаторским способностям, способности много и интенсивно работать, настойчивости, целеустремленности, умению анализировать ситуацию и рисковать.

2.3.Организационно-правовые типы предприятий

Единоличное предприятие

Это предприятие, созданное и контролируемое одним предпринимателем. Как правило, оно является небольшим по размерам. К основным отличительным чертам единоличного предприятия можно отнести:

а) наличие единственного владельца предприятия;

б) осуществление единоличного контроля за деятельностью предприятия.

В таком предприятии реализуются предпринимательские усилия одного человека. Нередко оно обходится даже без привлечения наемного труда «штат» предприятия может состоять только из членов семьи предпринимателя. К основным сферам, где действуют подобные предприятия можно отнести сельское хозяйство (фермерские предприятия), торговлю торговое обслуживание, общественное питание, посредническую деятельность, услуги по ремонту.

Единоличное предприятие имеет как свои преимущества, так и недостатки Преимуществами такого предприятия являются: во-первых значительная свобода действий у владельца. У него нет компаньонов с которыми приходилось бы согласовывать различные вопросы предпринимательской деятельности. Во-вторых, наличие сильных стимулов, хозяйствовать эффективно: как доходы, так и убытки не подлежат распределению -- они полностью принадлежат одному лицу.

Недостатками единоличного предприятия принято считать: во-первых, ограниченность денежных ресурсов. Все-таки один предприниматель, как правило, не в состоянии обеспечить свое дело крупными финансовыми средствами, обороты его предприятия обычно относительно небольшие, а развитие предприятия связано с серьезными трудностями.. Во-вторых, полная имущественная ответственность владельца : он рискует не только собственным капиталом, вложенным в это предприятие, но и другим личным имуществом, в том числе домом , машиной принадлежащими ему акциями, облигациями и т. д. В-третьих единоличное предприятие лишается потенциальных выгод от специализации в управлении, как правило, одно лицо занимается и техническими и, и ресурсными, и сбытовыми, и финансовыми вопросами. Согласитесь, каким бы талантливым ни был предприниматель-индивидуал, ему все же объективно не по силам в равной степени успешно выполнять все предпринимательские функции. В других предприятиях для этого набирается специальный штат менеджеров

Хозяйственное общество

Это предприятие, в котором два или более лица договариваются о его владении и управлении с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности.

Существование хозяйственных обществ является естественной реакцией предпринимателей на недостатки единоличного предприятия стремлением преодолеть ограниченности последнего. Общество можно рассматривать логическим развитием единоличного предпринимательства, здесь объединяются предпринимательские усилия нескольких людей.

Основные отличительные черты хозяйственного общества:

а)множественность собственников. Партнеры вносят паи в различной форме. Паевым взносом могут быть деньги, физический капитал, земля, идеи и другое. Каждый пай получает соответствующую денежную оценку, каждому участнику определяется его доля в стоимости предприятия;

б) совместный контроль деятельности предприятия. Владельцы осуществляют совместное управление обществом. Они должны договориться между собой и отразить это в соответствующих документах предприятия о формах контроля и о порядке управления предприятием

в) распределение между партнерами прибыли и убытков. Конкретный порядок устанавливается учредительными документами обшества Предприятие создается ради получения прибыли, партнеры стремятся в наибольшей степени реализовать в совместной деятельности свои частные интересы в получении дохода. Обычно прибыль и убытки распределяются пропорционально вложенным паям.

К основным видам хозяйственных обществ можно отнести

Полное общество. В таком предприятии партнеры несут полную (неограниченную) ответственность за его деятельность, за обязательства предприятия. Это та форма имущественной ответственности, которая характерна для единоличного бизнеса. Такое объединение предпринимателей, в то же время, оставляет за каждым из них наибольшую из всех обществ свободу деятельности, но требует установления особых доверительных отношений между партнерами.

Общество с ограниченной ответственностью. Его основой отличительной чертой является то, что все партнеры несут ответственность за деятельность предприятия только в пределах величин своих вкладов. Потеря вклада является предельной потерей участника общества с ограниченной ответственностью. Это является привлекательной чертой такого вида предприятия. И, видимо, этим объясняется значительная популярность среди предпринимателей общества с ограниченной ответственностью.

Смешанное (коммандитное) общество. Его основная отличительная особенность -- объединение партнеров, имеющих разные права и ответственность: действительные (полные) члены,, положение которых ничем не отличается от роли и ответственности партнеров в полном, члены-вкладчики, которые несут ограниченную своим вкладом ответственность за деятельность предприятия.

Общество с дополнительной ответственностью. Партнеры отвечают по обязательствам общества в пределах своего взноса в уставный фонд предприятия, а также дополнительно в размере, кратном взносу каждого. Они выступают поставщиками капитала, на который рассчитывают получать процент. Этот вид общества позволяет объединить усилия предпринимателей, имеющих разную степень интереса к совместной деятельности.

Остановимся теперь на преимуществах и недостатках хозяйственных обществ. Их преимуществами следует считать: во-первых, рост финансовых возможностей предприятия, так как увеличивается число поставщиков капитала и расширяются хозяйственные обороты; во-вторых создание больших возможностей для развития предприятия, так как общество приносит большую прибыль, улучшаются возможности получения кредитов; в-третьих, появление возможности осуществлять специализацию в управлении предприятием. В обществе начинают работать менеджеры, имеющие соответствующую управленческую специализацию, что дает возможность повысить эффективность управления предприятием в целом.

Недостатками хозяйственных обществ является следующее: во-первых, объединенные денежные и другие ресурсы партнеров все же имеют достаточно ограниченный характер. Это связано с относительной ограниченностью числа поставщиков капитала и их индивидуальных, возможностей как поставщиков; во-вторых, в хозяйственных обществах всегда существует опасность появления серьезных расхождений среди партнеров во взглядах на деятельность предприятия, это может заметно снизить эффективность функционирования предпринимательской структуры; в-третьих, выход из состава общества одного или нескольких партнеров может подорвать существование предприятия ; вообще, привести к его ликвидации. Поэтому хозяйственное общество не является самой устойчивой формой предприятия.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты